Система убеждений: Система убеждений и её влияние на нашу жизнь – Убеждения и системы убеждений. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Убеждения и системы убеждений. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Убеждения и системы убеждений

В дополнение к ценностям и критериям одним из основных средств установления фреймов и осмысления опыта являются убеждения. Они представляют собой еще один ключевой компонент «глубинной структуры». Убеждения во многих отношениях формируют и создают поверхностные структуры наших мыслей, слов и поступков. Они определяют то значение, которое мы придаем событиям, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), поддерживающее либо подавляющее те или иные способности и формы поведения. Убеждения и ценности связаны с вопросом «почему?».

По сути, убеждениями являются суждения и оценки, касающиеся нас самих, других людей и окружающего мира. В НЛП под «убеждениями» принято понимать тесно взаимосвязанные обобщения относительно: 1) причинно-следственной связи, 2) значения и 3) границ: а) окружающего мира; б) нашего поведения; в) наших возможностей и г) нашей идентификации. К примеру, утверждения «Причиной землетрясений является сдвиг континентальных плит» и «Причиной землетрясений является гнев Господа» отражают различные убеждения относительно причин происходящего вокруг нас. Те или иные убеждения представлены и в следующих высказываниях: «Цветочная пыльца вызывает аллергию», «Неэтично скрывать от других информацию», «Человек не может пробежать милю быстрее, чем за четыре минуты», «Я никогда не достигну успеха, потому что слишком медленно усваиваю материал» и «За любым поведением кроется позитивное намерение».

Убеждения функционируют на ином уровне, чем поведение или восприятие, и влияют на наш опыт и интерпретацию реальности тем, что связывают наши переживания с нашими критериями или системами ценностей. Для того чтобы обрести практический смысл, ценности должны быть связаны с переживаниями через убеждения. Убеждения соединяют ценности с окружающей средой, поведением, мыслями и репрезентациями, а также с другими убеждениями и ценностями. Убеждения определяют взаимоотношения ценностей и их причин, критериальными соответствиями и последствиями (подробнее об этом будет рассказано в главе 6). Типичное выражение убеждения связывает конкретную ценность с какой-либо другой частью нашего опыта. К примеру, такое высказывание, как «Успех дается тяжелым трудом», связывает ценность «успех» с определенным видом деятельности («тяжелый труд»). В то же время утверждение «Успех зависит от везения» связывает ту же ценность с другим видом деятельности («везение»). В зависимости от собственных убеждений конкретный человек выбирает тот или иной путь к успеху. Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и ценностей данного человека или группы, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.

С точки зрения неврологии убеждения ассоциируются с такими структурами среднего мозга, как лимбическая система и гипоталамус. Лимбическая система связана с эмоциями и долговременной памятью. Она выполняет функцию интеграции информации, полученной из намного более сложной по строению коры головного мозга, а также регулирования

вегетативной нервной системы, осуществляющей контроль над такими базовыми функциями организма, как сердцебиение, температура тела, расширение зрачка и др. Представляя собой продукты глубинных структур мозга, убеждения вызывают изменения в основных физиологических процессах организма и отвечают за многие из наших неосознанных реакций. Фактически одним из источников нашего знания о том, что мы действительно верим во что-то, являются определенные физиологические реакции: «сердце стучит», «кровь кипит», «кожу покалывает». Ни одну из этих реакций мы не можем вызывать сознательно. Именно поэтому детектор лжи способен установить «правдивость» наших слов. Физиологические реакции человека, верящего в то, что он говорит, отличаются от реакций говорящего «просто так», в рамках определенного поведения (например, от реакций актера, произносящего реплики своей роли), или реакций, свидетельствующих о несоответствии или обмане.

Благодаря своей тесной взаимосвязи с глубинными физиологическими реакциями убеждения оказывают сильнейшее влияние в сфере здоровья и целительства (примером чему является эффект плацебо). Убеждения оказывают самоорганизующее или «самоисполняющееся» воздействие на многие уровни поведения, концентрируя наше внимание на одном и отфильтровывая другое. Человек, глубоко убежденный в том, что неизлечимо болен, организует свою жизнь и свои действия вокруг этого убеждения, отражающегося на многих мельчайших и часто не осознаваемых решениях. Напротив, человек, глубоко верящий в излечимость собственного заболевания, будет принимать совсем другие решения. Поскольку ожидания, порождаемые нашими убеждениями, воздействуют на глубинные нервные процессы, они способны привести к впечатляющим результатам в сфере физиологии. Примером этого является случай с женщиной, усыновившей грудного ребенка. Она была настолько убеждена в том, что «матери должны кормить детей молоком», что у нее действительно началась лактация и полученного молока хватило на выкармливание малыша.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ — это… Что такое СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ?


СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ
(belief system) — конфигурация убеждений, существующая в отдельном обществе или культуре. Данный термин может применяться в отношении полноты знаний, включая научное и технологическое, а также убеждений в обществе. Он чаще используется для описания образцов религиозных верований и ценностей и лежащих в их основе важнейших принципов, которые придают особость и связанность образу мышления в обществе или культуре. См. также Мировоззрение.

Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.

  • СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
  • СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ

Смотреть что такое «СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ» в других словарях:

  • система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах   план,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • система — ы, м. système m., нем. Systema <лат. systema <гр. systema соединенное, составленное из частей. 1. Порядок, обусловленный правильным расположением чего л. в определенной связи. БАС 1. Система. Слово греческое (по русски назвать бы можно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА — ’СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА’ (‘System des transzendentalen Idealismus’. Tubingen, 1800) центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на основе одноименного лекционного курса, дважды прочитанного им к этому времени в Иенском… …   История Философии: Энциклопедия

  • система — ы; ж. [от греч. systēma целое, составленное из частей, соединение] 1. чего. Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему экспедиционные… …   Энциклопедический словарь

  • система — ы; ж. (от греч. sýstēma целое, составленное из частей, соединение) см. тж. системный 1) чего Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему… …   Словарь многих выражений

  • СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА — ( System des transzendentalen Idealismus . Tubingen, 1800) центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на основе одноименного лекционного курса, дважды прочитанного им к этому времени в Иенском университете, начиная с зимнего семестра… …   История Философии: Энциклопедия

  • УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА — См. концептуальные системы …   Толковый словарь по психологии

  • Убеждений система —  ♦ (ENG belief system)    целостная структура и содержание того, что считается истинным с религиозной или философской точки зрения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • Пенитенциарная система — совокупность всех мероприятий, практикуемых тюрьмой в видах кары и исправления заключенных. Первые попытки организации тюремного заключения на началах исправления преступников относятся к XVII веку: в Дании король Христиан IV устроил приют для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Убеждения в психологии — что это простыми словами

В этой статье рассмотрим убеждения в психологии – что это такое. Узнаем, какие бывают убеждения и как их можно изменить.

Моя мама считает, что к психологу ходить не надо! Мол, чему меня может научить посторонний человек?! В то же время, она уверена: ее сын – хороший; занимается психологией — делает хорошее дело; есть много людей, которым нужна помощь — у меня (сына) все получится!

Такие уж у нее убеждения. У меня они такие же, кроме одного — что ходить к психологу не надо. Я лишь убежден в том, что не стоит тащить к нему человека насильно.

Содержание статьи:

Что такое убеждения?

Убеждения – это сформировавшиеся в ходе жизни человека устойчивые верования и знания, уже не требующие дополнительных подтверждений и определяющие его действия и поступки.

Убеждения являются системой взглядов человека на определенные ситуации, формируют его отношение к ним и его реакцию на них. Пропуская через себя всю поступающую извне информацию, убеждения создают картину человеческой реальности.

На системе убеждений основано и наше ЭГО (откроется в новой вкладке). Оно очень не любит чего-то не знать, чего-то не уметь или в чем-то ошибаться, поэтому опирается на свое миропонимание, сформированное «любимыми» и удобными для него убеждениями.

  1. Вы добры и симпатичны,
  2. Но звезда Вам скажет так:
  3. Я — мужчина необычный…

ubegdenija v psixologii eto

Убеждения хранятся в нашем подсознании, поэтому обнаружить их бывает не всегда просто. Мы живем, чаще всего, не задумываясь о многих своих убеждениях и даже не отдавая себе отчета об их существовании. Большинство убеждений находятся не «на виду», наружу не выпячиваются и не озвучиваются в повседневной жизни.

Убеждения образуются, чтобы упростить нашу жизнь. Они позволяют нам быстро и правильно разобраться в потоке поступающей извне информации без необходимости подвергать сложному анализу каждое слово или ситуацию. Благодаря нашим знаниям и убеждениям мы знаем, как нам надо воспринимать и реагировать на те, или иные внешние сигналы.

Опираясь на свои убеждения, мы можем позволить себе испытывать психологический комфорт и чувствовать себя в безопасности. Нам кажется, что мы все знаем и сможем справиться с любой (или почти любой) ситуацией. Особенно, если иметь убеждение, что «язык до Киева доведёт».

Как формируются убеждения?

Большинство наших убеждений формируется в детском возрасте, на основе перенятых родительских убеждений и установок, другой полученной информации и приобретенного личного опыта.

От наших убеждений в конечном итоге зависит вся наша жизнь – успешность в учебе, карьера, материальное благополучие и семейное счастье.

Особую роль в формировании убеждений играют родительские наставления и установки. Для ребенка, познающего совершенно новый для него мир, родитель воспринимается как Бог. Он все знает, все умеет и от всего спасет. Поэтому большинство информации, поступающей от родителей, принимается на веру и становится для ребенка истиной.

Некоторые убеждения формируются в ходе приобретения собственного жизненного опыта. Ребенок развивается, учится всему новому, получает навыки, попадает в разные ситуации, учится правильно на них реагировать, и принимает подходящие знания и правила, складывающиеся в общую систему его убеждений.

В подростковом и взрослом возрасте человек продолжает постоянно получать новые знания. Он обучается, читает книги, общается с другими людьми. Пришедшиеся ему «по душе» и вписывающиеся в картину его реальности, знания, становятся его убеждениями.

Некоторые убеждения в процессе жизни могут исчезнуть или замениться на другие. Какие-то не изменяются в течение всей жизни. Чем человек взрослее, тем, обычно, сложнее ему поменять свои убеждения.

Какие бывают убеждения?

«Все мужики козлы» — убеждена 18-летняя Танечка. Да и мама так говорила… Папа бросил их с мамой, когда Танечке было 2 года. Отчим много пил, бывал очень грубым и поднимал на маму руку. Когда он умер, мама встречалась еще с мужчинами, но до замужества дело не дошло.

«Мир такой прекрасный и удивительный!» — уверенна Марина. Она работает биологом в научно-исследовательском институте.

А я убежден, что «чемпионом становится лишь тот, кто умеет побеждать соперника, прежде всего в самом себе«. Длинновато конечно, но я запомнил — убеждение всё таки! Так было написано во всю стену в бассейне, в котором я тренировался по 2 раза в день в течение 10 лет. Поэтому поверил я в это задолго до того, как понял смысл столь мудрых слов.

Убеждения – как и любые слова, могут быть самыми разнообразными. Некоторые  убеждения присущи многим людям, например: «на сквозняке легко простудиться«. Какие-то более редки, например: «если жабу взять в руки – будут бородавки«. А некоторые — очень редки или даже единичны: «выше-лба-уши бывают».

ubegdenija v psixologii eto

Как мы уже выяснили, убеждения возникают с каким-нибудь смыслом, чтобы принести нам какую-то пользу. Некоторые убеждения сыграли свою полезную роль в детстве, но сохранились и продолжают служить нам и дальше. Зачастую, оказывая медвежью услугу.

Например, чтобы мы не баловались, катаясь на лифте, мама убедила нас, что «лифт – это опасность». Лифты часто застревают и падают вниз, убивая людей. Мы перестали детьми кататься в лифте, но во взрослом возрасте у нас появилась необоснованная боязнь лифтов или вообще боязнь любых замкнутых пространств (клаустрофобия).

Таким образом, убеждение в том, что лифт – это опасность, стало вредным и ненужным для нас, когда мы выросли. И подобных убеждений у нас может быть очень много.

Посмотрите на свою жизнь. Всё ли в ней происходит так, как Вам хочется? Если нет, значит, у Вас есть убеждения, которые мешают сделать Вашу жизнь такой, какой Вы хотите.

Мы живём так, как хочет наше подсознание (откроется в новой вкладке). Именно оно на 90% определяет все наши поступки и нашу жизнь. А подсознание наполнено убеждениями. Получается, что каждый имеет в своей жизни ровно то, что хочет. Только он сам не отдает себе в этом отчета.

Осознавая наличие у себя каких-либо вредных убеждений, можно сознательно эти убеждения убирать или заменять на другие, более полезные.

Быстро выявить вредные для Вас убеждения Вы можете у меня на сеансах 

Ограничивающие убеждения — что это?

Смысл ограничивающих убеждений в удерживании нас от всего нового, неизвестного и чрезмерного. Если в детстве родители говорили ребенку: «зачем ты выбрал себе такой большой стих? Ты его не сможешь выучить! Выбери стишок поменьше!», то у ребёнка, скорее всего, сформируется убеждение: «не стоит браться за что-то новое и сложное – ничего не выйдет».

Такое убеждение будет ограничивать этого человека по жизни, не даст раскрыться всем его способностям и реализовать себя в полной мере. Он откажется от предложенного ему интересного, но сложного проекта. Не станет пытаться реализовать свою идею, если ему покажется, что сделать это непросто.

Убеждение «лучшее – враг хорошего» может помешать реализовать желание делать что-то еще лучше. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» — помогает некоторым женщинам терпеть пагубные и унизительные для себя отношения.

Убеждения про деньги

Неплохо, когда убеждения ограничивают нас в употреблении алкоголя: «пить много – вредно». Хуже, когда убеждения ограничивают количество твоих денег, которых тебе постоянно не хватает: «деньги – это зло».

Те, кто рос в Советском Союзе, помнят строки стихотворения: «сколько ни душится лодырь богатый – очень неважно он пахнет, ребята». Быть богатым лодырем никто тогда не хотел. Потом, конечно, многие смогли справиться с этим убеждением… А кто-то до сих пор верит в него.

Все с детства слышат выражение «не в деньгах счастье». Если принять его на веру и сделать своим убеждением, то разбогатеть будет тяжеловато. Так же трудно быть счастливым, зная, что «счастливы только дураки».

ubegdenija v psixologii eto

В общем, если вам постоянно не хватает денег, стоит поработать над своими ограничивающими убеждениями, касающимися денег и материального в целом. Но для начала, конечно, их надо у себя обнаружить.

Как изменить убеждения?

Скажу сразу, изменить свои убеждения тяжело, но все же легче, чем изменить их у кого-нибудь другого.  Если, конечно, Вы не специалист, к которому человек специально для этого и пришел.

Говорят, что в спорах рождается истина. По практике, больше похоже, что, кроме ссоры, в споре ничего не рождается. Споря, люди пытаются «вдолбить» друг другу свои настоящие убеждения и другие знания, в которые, порой, спорщики и сами не очень то верят.

И хотя какой-то осадочек, в виде более или менее приемлемой для твоего ЭГО (откроется в новой вкладке) части нового взгляда на вопрос остается, все же спор – не самый лучший способ для внушения человеку желаемых убеждений.

Гораздо приятней и эффективней делать это с помощью «мягкой силы», каковой являются специальные техники – нейро-лингвистическое программирование (НЛП), гипноз, Тета-хилинг (откроются в новой вкладке). Особенно если «внушаемый» сам этого хочет.

Убеждения меняются у нас и сами собой в ходе нашей жизни, получения новой информации, нового опыта и знаний. Как говорил известный психотерапевт Милтон Эриксон: «все постоянно движется и все изменяется».

От многих нежелательных для нас убеждений мы можем избавляться сознательно. Для этого достаточно лишь осознать наличие у себя ненужного или вредного убеждения, мысленно поблагодарить его за то, что оно послужило нам для чего-то в прошлом, отпустить его и принять для себя новое, более подходящее убеждение.

Техника такой замены своих убеждений описана в книге Джо Витале «Ключ».

Однако, существуют убеждения, которые нам очень дороги. Для того, чтобы искренне захотеть избавиться от них, бывает нужно в них разочароваться или сильно от них пострадать. Отказ от своих «древних» и устоявшихся убеждений может кардинально изменить и саму жизнь.

Прежде чем менять убеждение, хорошенько подумайте, как это повлияет на Вашу жизнь.

Заключение

Мы рассмотрели понятие убеждения в психологии – что это такое. Надеюсь, статья была понятна и интересна для Вас.

Пишите в комментариях о том, какие необычные убеждения есть (были) у Вас, а также о Вашем способе изменять свои убеждения.

Для проработки своих убеждений записывайтесь и приходите ко мне.

Успехов Вам!

Убеждения и системы убеждений


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 19Следующая ⇒

В дополнение к ценностям и критериям одним из основных средств установления фреймов и осмысления опыта являются убеждения. Они представляют собой еще один ключевой компонент «глубинной структуры». Убеждения во многих отношениях формируют и создают поверхностные структуры наших мыслей, слов и поступков. Они определяют то значение, которое мы придаем событиям, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение}, поддерживающее либо подавляющее те или иные способности и формы поведения. Убеждения и ценности связаны с вопросом «почему?».

По сути, убеждениями являются суждения и оценки, касающиеся нас самих, других людей и окружающего мира. В НЛП под «убеждениями» принято понимать тесно взаимосвязанные обобщения относительно 1) причинно-следственной связи, 2) значения и 3) границ: а) окружающего мира; б) нашего поведения; в) наших возможностей и г) нашей идентификации. К примеру, утверждения «Причиной землетрясений является сдвиг континентальных плит» и «Причиной землетрясений является гнев Господа» отражают различные убеждения относительно причин происходящего вокруг нас. Те или иные убеждения представлены и в следующих высказываниях: «Цветочная пыльца вызывает аллергию», «Неэтично скрывать от других информацию», «Человек не может пробежать милю быстрее, чем за четыре минуты», «Я никогда не достигну успеха, потому что слишком медленно усваиваю материал» и «За любым поведением кроется позитивное намерение».

Убеждения функционируют на ином уровне, чем поведение или восприятие, и влияют на наш опыт и интерпретацию реальности тем, что связывают наши переживания с нашими критериями или системами ценностей. Для того чтобы обрести практический смысл, ценности должны быть связаны с переживаниями через убеждения. Убеждения соединяют ценности с окружающей средой, поведением, мыслями и репрезентациями, а также с другими убеждениями и ценностями. Убеждения определяют взаимоотношения между ценностями и их причинами, критериальными соответствиями и последствиями (подробнее об этом будет рассказано в главе 6). Типичное выражение убеждения связывает конкретную ценность с какой-либо другой частью нашего опыта. К примеру, такое высказывание, как «Успех дается тяжелым трудом» связывает ценность «успех» с определенным видом деятельности («тяжелый труд»). В то же время утверждение «Успех зависит от везения» связывает ту же ценность с другим видом деятельности («везение»). В зависимости от собственных убеждений конкретный человек выбирает тот или иной путь к успеху. Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и ценностей данного человека или группы, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.

С точки зрения неврологии, убеждения ассоциируются с такими структурами среднего мозга, как лимбическая система и гипоталамус. Лимбическая система связана с эмоциями и долговременной памятью. Она выполняет функцию интеграции информации, полученной из намного более сложной по строению коры головного мозга, а также регулирования вегетативной нервной системы, осуществляющей контроль над такими базовыми функциями организма, как сердцебиение, температура тела, расширение зрачка и др. Представляя собой продукты глубинных структур мозга, убеждения вызывают изменения в основных физиологических процессах организма и отвечают за многие из наших неосознанных реакций. Фактически одним из источников нашего знания о том, что мы действительно верим во что-то, являются определенные физиологические реакции: «сердце стучит», «кровь кипит», «кожу покалывает». Ни одну из этих реакций мы не можем вызывать сознательно. Именно поэтому детектор лжи способен установить «правдивость» наших слов. Физиологические реакции человека, верящего в то, что он говорит, отличаются от реакций говорящего «просто так», в рамках определенного поведения (например, от реакций актера, произносящего реплики своей роли), или реакций, свидетельствующих о несоответствии или обмане.

Благодаря своей тесной взаимосвязи с глубинными физиологическими реакциями, убеждения оказывают сильнейшее влияние в сфере здоровья и целительства (примером чему является эффект плацебо). Убеждения оказывают самоорганизующее или «самоисполняющееся»- воздействие на многие уровни поведения, концентрируя наше внимание на одном и отфильтровывая другое. Человек, глубоко убежденный в том, что неизлечимо болен, организует свою жизнь и свои действия вокруг этого убеждения, отражающегося на многих мельчайших и часто не осознаваемых решениях. Напротив, человек, глубоко верящий в излечимость собственного заболевания, будет принимать совсем другие решения. Поскольку ожидания, порождаемые нашими убеждениями, воздействуют на глубинные нервные процессы, они способны привести к впечатляющим результатам в сфере физиологии. Примером этого является случай с женщиной, усыновившей грудного ребенка. Она была настолько убеждена в том, что «матери должны кормить детей молоком», что у нее действительно началась лактация, и полученного молока хватило на выкармливание малыша.

Власть убеждений

Влияние убеждений на нашу жизнь огромно. Помимо того, они почти не поддаются воздействию обычной логики или рационального мышления.

Абрахам Маслоу любил рассказывать старую историю о человеке, который лечился у психиатра. Герой нашей истории отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, — ответил пациент, — ведь у трупа прекращаются все физиологические функции». Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился — ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Прописная истина — если ты действительно веришь в то, что способен достичь цели, ты достигнешь ее, если же веришь в то, что это невозможно, никакие усилия не убедят тебя в обратном. К великому сожалению, больные люди, в том числе страдающие онкологическими или сердечными заболеваниями, нередко общаются с врачами и друзьями в рамках того же убеждения, что и герой истории Маслоу. «Уже слишком поздно», «Я бессилен что-либо изменить», «Я жертва… Пришел мой срок», — любое из этих убеждений способно существенно ограничить ресурсы пациента. Наши убеждения относительно нас самих и того, на что мы способны, сильнейшим образом влияют на нашу повседневную продуктивность. У каждого из нас есть убеждения, служащие дополнительными ресурсами, и убеждения, ограничивающие наши возможности.

Власть убеждений подтвердил еще один поучительный эксперимент, в рамках которого группа детей со средним (по результатам тестирования) интеллектом была произвольно разбита на две равные подгруппы. Одну получил учитель, которому было сказано, что это «одаренные ребята»; учителю, взявшему вторую подгруппу, сообщили, что это «дети, отстающие в развитии». Спустя год обе группы прошли повторное тестирование интеллекта. Неудивительно, что большинство тех, кому выпало быть «одаренным», набрали больше очков, чем те, кто учился с ярлыком «отстающих в развитии». Так убеждения учителей отразились на ученических способностях.

В ходе другого исследования был проведен опрос ста «победителей» рака (пациентов, которым удалось предотвратить возврат симптомов на протяжении более десяти лет). По результатам опроса, ни один метод лечения не был существенно эффективнее других. Одни пациенты прошли через стандартный курс химиотерапии и/или радиации, другие принимали лекарства, третьи занимались духовным лечением, четвертые сконцентрировались на психологическом подходе, а кое-кто не делал вообще ничего. Единственное, что объединяло всех членов группы, — вера в эффективность своего подхода.

Еще одним хорошим примером того, что убеждения способны как ограничивать, так и расширять наши возможности, является история о «миле за четыре минуты». До 6 мая 1954 года считалось, что четыре минуты — абсолютный рекорд скорости, с которой человек может пробежать милю. На протяжении девяти лет до того исторического дня, когда Роджер Баннистер преодолел четырехминутный барьер, ни один бегун не показывал даже близкого результата. Через шесть недель после рекорда Баннистера австралийский бегун Джон Ланди улучшил его результат еще на одну секунду. На протяжении следующих девяти лет около двухсот спортсменов побили когда-то недосягаемый барьер.

Все эти примеры лишь подтверждают, что наши убеждения способны формировать или даже предопределять уровень нашего интеллекта, здоровья, взаимоотношений, творческих способностей, даже меру нашего счастья и личного успеха. Однако в таком случае, как научиться управлять убеждениями, чтобы они перестали управлять нами? Многие из убеждений закладываются еще в детстве, под влиянием родителей, учителей, общественного воспитания, средств массовой информации, прежде чем мы начинаем осознавать их воздействие или обретаем способность самостоятельно выбирать убеждения. Можно ли перестроить, забыть или изменить старые убеждения, ограничивающие наши возможности, и создать новые, которые позволили бы нашему потенциалу выйти за придуманные нами же границы? И если это возможно, то как?

Нейро-лингвистическое программирование и паттерны «Фокусов языка» являются новым эффективным средством, позволяющим изменять фреймы и преобразовывать потенциально ограничивающие убеждения.

Ограничивающие убеждения

Три наиболее распространенных вида ограничивающих убеждений так или иначе сводятся к безнадежности, беспомощности и никчемности. Эти три типа убеждений способны оказывать огромное влияние на психическое и физическое здоровье человека.

1. Безнадежность: убежденность в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

2. Беспомощность: убежденность в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.

3. Никчемность: убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

Безнадежность означает, что человек не верит в то, что желаемая цель в принципе возможна. Ее характеризуют следующие высказывания: «Что бы я ни делал, все равно. Я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».

Беспомощность означает, что даже если человек верит в существование и достижимость желаемого результата, он не верит в то, что способен достичь его. Этому состоянию присуще такое ощущение: «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».

Никчемность характерна для ситуаций, когда человек может поверить в то, что желаемая цель реальна и у него есть возможность добиться ее, но убежден, что не заслуживает того, о чем мечтает. Часто ее сопровождает ощущение, которое можно выразить так: «Я пустышка. Я никому не нужен. Я не достоин счастья или здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль, и муки, которые испытываю».

Для того чтобы достичь успеха, необходимо изменить подобные ограничивающие убеждения, превратив их в надежду на будущее, уверенность в своих силах и ответственность, а также чувство собственной необходимости и значимости.

Очевидно, что наиболее глубокие убеждения касаются нашей идентификации. Вот примеры таких убеждений: «Я беспомощен (недостоин, жертва)», «Я не заслуживаю успеха», «Если я получу то, чего хочу, я что-то потеряю», «Я не имею права на успех».

Ограничивающие убеждения нередко выполняют функции «мыслей-вирусов», обладающих той же разрушительной способностью, что и компьютерные или биологические вирусы. «Мысль-вирус» представляет собой ограничивающее убеждение, которое может превратиться в «самоисполняющееся пророчество» и свести на нет любые попытки исцеления или самосовершенствования (структура и воздействие мыслей-вирусов более подробно будут рассматриваться в главе 8). Мысли-вирусы содержат невысказанные предположения и допущения, затрудняющие их идентификацию и борьбу с ними. Нередко наиболее могущественные убеждения так и остаются за пределами нашего сознания.

Ограничивающие убеждения и мысли-вирусы нередко создают неразрешимую, «тупиковую» ситуацию при попытках что-либо изменить. Человек в такой ситуации чувствует, что «приложил все усилия, и ничего не вышло». Успешное преодоление тупиков требует идентификации лежащего в их основе ограничивающего убеждения.

Преобразование ограничивающих убеждений

В конечном итоге, мы преобразовываем ограничивающие убеждения и приобретаем иммунитет против мыслей-вирусов за счет расширения и обогащения наших моделей мира, а также четкого осознания нашей идентичности и миссии. Ограничивающие убеждения, в частности, нередко ориентированы на какую-либо позитивную цель — на защиту, установление границ, ощущение собственного могущества и т. д. Если мы осознаем эти глубинные намерения и отредактируем свои ментальные карты, включая в них другие, более эффективные пути осуществления намерений, то убеждения можно будет изменить ценой минимальных усилий и мучений.

Рис. 20. Ограничивающие убеждения могут быть преобразованы или отредактированы за счет определения их позитивных намерений и предположений, а также создания альтернатив и новых ответов на вопросы «как»

Многие ограничивающие убеждения появляются в резуль­тате того, что вопрос со словом «как» не нашел подходящего ответа. То есть если человек не знает, как изменить собствен­ное поведение, легко создать убеждение «Это поведение не­возможно изменить». Если человек не знает, как выполнить определенную задачу, может возникнуть убеждение «Я не спо­собен достичь успеха в этом деле». Таким образом, нередко для преобразования ограничивающих убеждений необходимо най­ти ответы на множество вопросов «как это сделать» (рис. 20). К примеру, прежде чем воздействовать на убеждение «Мне опасно проявлять свои эмоции», мы должны ответить на во­прос «Как проявить эмоции, оставаясь в безопасности?».

Убеждения, как наделяющие нас силой, так и ограничивающие, нередко строятся на основе обратной связи и подкрепления, поступающих со стороны значимых для нас людей. Например, наше чувство идентификации и собственной миссии обычно определяется относительно значимых для нас людей, наших «менторов», служащих точками отсчета в более крупных системах, членами которых мы себя ощущаем. Поскольку идентификация и миссия формируют каркас для наших убеждений и ценностей, установление или изменение важных взаимоотношений способно оказать огромное влияние на убеждения. Таким образом, нередко прояснение или изменение важных взаимоотношений, а также послания, полученные в контексте этих отношений, спонтанно упрощают процесс изменения убеждений. Установление новых отношений часто является важной составляющей длительного процесса изменения убеждений, в особенности, если эти отношения дают позитивную поддержку на уровне идентификации. (Этот принцип является основополагающим для такого метода изменения убеждений, как реимпринтинг.)

Таким образом, к обновлению и изменению ограничивающих убеждений могут привести следующие процедуры:

—определение и осознание скрытых позитивных намерений;

—определение любого невысказанного или неосознанного допущения или предположения, лежащего в основе убеждения;

—расширение восприятия связанных с убеждением причинно-следственных связей, или «комплексных эквивалентов»;

—предоставление информации о том, «как это сделать», и создание альтернативных вариантов осуществления позитивного намерения или цели ограничивающего убеждения;

—прояснение или обновление важных взаимоотношений, которые формируют наше чувство собственной миссии и значимости, и получение позитивной поддержки на уровне идентификации.

Ожидания

Убеждения, как наделяющие нас силой, так и ограничивающие, тесно связаны с нашими ожиданиями. Ожидание означает «предвкушение» какого-либо события или результата. Согласно словарю Уэбстера, оно «подразумевает высокую степень уверенности, вплоть до начала приготовлений или предвкушения определенных вещей, действий или ощущений». Ожидания оказывают разнообразное влияние на наше

поведение, в зависимости от того, на что они направлены. Зигмунд Фрейд (1893) отмечал:

Существуют определенные идеи, наделенные свойством ожидания. Эти идеи бывают двух видов: представления о том, что я совершаю некие действия (так называемые намерения), и представления о том, что нечто происходит со мной собственно ожидания. Сопровождающий их эффект зависит от двух факторов: во-первых, от степени значимости результата для меня и, во-вторых, от степени неуверенности, присущей ожиданию результата.

Человеческие убеждения и ожидания, связанные с результатами и личными возможностями, играют немаловажную роль в формировании способности достичь желаемого состояния. Выделяемые Фрейдом «намерения» и «ожидания» относятся к тому, что в современной когнитивной психологии (Bandura, 1982) получило название ожиданий «самоэффективности» и ожиданий результата. Ожидания результата появляются вследствие предположения о том, что то или иное поведение приведет к определенным результатам (рис. 21). Ожидания «самоэффективности» связаны с уверенностью в том, что конкретный человек способен осуществить действия, требующиеся для достижения желаемого результата.

Эти виды убеждений и ожиданий часто определяют количество усилий, которые будут затрачены в стрессовой или сложной ситуации, а также время, на протяжении которого эти усилия будут затрачиваться. Например, проявив некую инициативу, люди, скептически настроенные относительно собственных

Рис. 21. Взаимосвязь ожиданий «самоэффективности» с ожиданиями результата.

возможностей или вероятности достижения результата, склонны сводить на нет собственные усилия, достигнув определенного предела. Как правило, отсутствие ожиданий результата приводит к чувству «безнадежности», под влиянием которого человек сдается и впадает в апатию. Отсутствие ожиданий «самоэффективности», с другой стороны, приводит к неадекватности, которая порождает «беспомощность».

Прочные позитивные ожидания способны подтолкнуть нас к тому, чтобы затратить максимум усилий и реализовать дремавшие до сих пор способности. Хорошим примером влияния прочных ожиданий является так называемый «эффект плацебо». Чтобы его достичь, пациенту дают «лекарство», в составе которого нет ни одного активного лечебного ингредиента. Если человек верит, что таблетка настоящая и ожидает связанных с ней улучшений, вскоре симптомы его заболевания действительно ослабевают. Некоторые исследования «плацебо» привели к потрясающим результатам. В подобных случаях ожидания человека дают толчок к реализации латентных, не раскрытых до сих пор поведенческих ресурсов.

Применительно к обучению и изменению ожидания результата соотносятся с тем, до какой степени человек ожидает, что приобретенные навыки или формы поведения дадут желаемые результаты в той системе окружающего мира, которая составляет его реальность. Ожидания «самоэффективности» связаны со степенью уверенности человека в собственных силах или уровнем способности обучаться либо осуществлять поведение, необходимое для достижения результата.

Достижение желанного результата через успешные действия в сложной ситуации может укрепить уверенность человека в собственных способностях. Дело в том, что в обычной обстановке человек не раскрывает свой потенциал полностью, даже если обладает необходимыми для этого навыками. И только в условиях, требующих максимальной самоотдачи, мы обнаруживаем, на что способны.

Ожидания, связанные с предполагаемыми результатами поведения, являются первичным источником мотивации. С этой точки зрения, ощущения и поступки людей зависят от ценностей и мотивов, которые приписываются ожидаемым

последствиям. Прочные ожидания позитивного результата, к примеру, способны дать толчок к приложению человеком максимальных усилий в надежде на достижение желанного состояния. Ожидаемые последствия, которые воспринимаются как «негативные», напротив, приведут к отстранению либо апатии.

С точки зрения НЛП, ожидания являются классическим примером взаимоотношений между картой и территорией, а также влияния внутренних карт на поведение. Согласно теории НЛП, «ожидание» является ментальной картой будущих действий и последствий. Такая карта может включать в себя чье-либо поведение, результаты этого поведения или события, которые могут с нами произойти. Особенно могущественные карты способны оказывать на нас большее влияние, чем окружающая действительность.

Всем людям свойственно создавать ожидания и надеяться на то, что мир будет им соответствовать. В основе многих житейских разочарований лежат обманутые ожидания. Как заметил один из основателей НЛП Ричард Бэндлер, «разочарование требует адекватного планирования». Устойчивое предощущение успеха или поражения дает основания для так называемых «самоисполняющихся пророчеств».

Таким образом, ожидания выступают в роли мощного фрейма, который окружает наши переживания и оказывает немалое влияние на убеждения и выводы, извлекаемые нами из этих переживаний. На протяжении многих веков это свойство ожиданий использовалось для влияния на восприятие и оценку людьми различных событий и ситуаций. Например, Адольф Гитлер в книге «Майн кампф» писал:

Способность масс воспринимать информацию весьма ограничена, их понимание невелико, но забывчивость развита прекрасно. Вследствие этого эффективная пропаганда должна сводиться к небольшому количеству идей, которые можно было бы использовать в качестве лозунгов, чтобы все до единого могли понять, что подразумевается под тем или иным словом. Если этот принцип принести в жертву разнообразию, эффект воздействия будет утрачен, так как люди окажутся не в состоянии «переварить» или сохранить в памяти предложенный материал. Таким образом, результат будет ухудшаться и в конечном итоге уничтожится полностью.

Чем больше информации необходимо донести, тем более продуманной с психологической точки зрения должна быть тактика.

Например, [в ходе Первой мировой войны] было в корне неверным высмеивать противника, как это делали австрийские и германские пропагандисты в газетных комиксах. В корне неверным это было потому, что, сталкиваясь с противником в действительности, человек неминуемо получал совершенно иное впечатление. Это уже принесло свои страшные плоды: сегодня германский солдат, находясь под непосредственным впечатлением от сопротивления, оказанного противником, чувствует себя обманутым, и обманули его те, кто отвечал за просвещение; вместо укрепления твердости духа или воинственного настроя произошло обратное. Люди в отчаянии.

По сравнению с этим военная пропаганда британцев и американцев была психологически грамотной. Представляя немцев как варваров и гуннов, пропагандисты подготовили каждого солдата к ужасам войны и защитили его от разочарований. Какое бы страшное оружие не применялось против него, оно является отныне лишь подтверждением уже имеющейся информации, тем самым укрепляя его убеждение в том, что заверения правительства были справедливы, и вместе с тем усиливая его ярость и ненависть против жестокого врага. Что касается постигнутого на своем опыте разрушительного эффекта вражеского оружия, он укладывается в уже сложившиеся представления о «гуннской» кровожадности варваров. При этом солдат ни на минуту не задумывается о том, что его собственное оружие может причинять не меньшие, а той большие разрушения.

Таким образом, английского солдата ни на секунду не посещает мысль о том, что его страна снабдила его ложной информацией, как это, к несчастью, происходит с германским солдатом настолько, что он начинает отрицать любую пропаганду как «надувательство» и «пустую суету».

Без сомнения, существенный вклад в то влияние, которым обладал Гитлер как лидер, внесли его понимание принципов, лежащих в основе «Фокусов языка», и умение их применять. К сожалению, это является показательным примером использования данных принципов в недостойных целях. Высказывания Гитлера показывают, насколько фреймы-ожидания влияют на выводы, которые человек может сделать на основе собственного опыта. Германские солдаты почувствовали себя разочарованными, обманутыми и обескураженными, обнаружив, что их противник вовсе не похож на обещанного «шута горохового». С другой стороны, ожидания британских и американских солдат относительно того, что враг окажется «жестоким гунном», подтвердились, а следовательно, укрепилась их уверенность в собственной правоте, «усилились ярость и ненависть» по отношению к противнику.

Таким образом, ожидания оказывают сильнейшее влияние на нашу мотивацию, а также выводы, которые мы делаем на основе полученного опыта.

Ожидание поощрения, к примеру, оказывает большее влияние на поведение, чем само поощрение. Исследования, в которых участвовали студенты, получившие награды за выполнение тех или иных поведенческих задач, показали, что испытуемые затрачивали существенно меньше усилий, когда полагали, что их действия не будут никак вознаграждаться, — вне зависимости от того, ожидало ли их поощрение на самом деле. Таким образом, убеждения и ожидания относительно будущего поощрения оказывают большее влияние на поведение, чем тот объективный факт, что это же поведение поощрялось в прошлом.

Сила ожидания является функцией прочности репрезентации предвкушаемого последствия. С точки зрения НЛП, чем больше человек способен видеть, слышать и ощущать будущие последствия в своем воображении, тем сильнее окажется ожидание. Таким образом, ожидания могут быть усилены за счет расширения спектра внутренних образов, звуков, слов и ощущений, ассоциированных с вероятным будущим действием или следствием. Подобным образом, ожидания могут быть ослаблены за счет уменьшения качества или насыщенности внутренних репрезентаций, ассоциирующихся с потенциальными будущими последствиями.

Как показывает пример со студентами, сила ожидания также влияет на скрытые убеждения относительно причинно-следственной связи. Если студенты верят, что «эксперимент завершен», они перестают надеяться на получение награды за те же поступки, за которые их прежде поощряли. В этом смысле ожидания нередко являются отражением скрытых убеждений. Если мы верим, что «тяжелый труд должен вознаграждаться», мы будем ожидать награды за наши труды. Веря, что «имярек хорошо учится», мы будем и впредь ожидать от него успехов на занятиях.

Скрытые убеждения способны создавать сопротивление или «противоположные ожидания», которые существуют в форме противоречащих друг другу внутренних репрезентаций. Как описывал это Фрейд:

Субъективная неуверенность, противоположное ожидание, представляет собой коллекцию идей, которые я бы назвал «разочаровывающими антитезами»… В случае с намерением эти антитезы будут звучать так: «Я не преуспею в выполнении своего намерения, потону что это слишком трудно и я на это не способен; кроме того, я знаю людей, которые терпели поражение в подобной ситуации». Ситуация, связанная с ожиданием, не требует дополнительных комментариев: антитеза заключается в перечислении всех возможных событий, кроме того, к которому я стремлюсь».

Таким образом, ожидания могут быть либо «позитивными», либо «негативными». Это значит, что они могут либо поддерживать желаемые результаты, либо противостоять им. Противоположные ожидания могут вызвать замешательство или внутренний конфликт. В НЛП существует ряд средств и стратегий, которые помогут вам развивать позитивные ожидания и работать с негативными. Базовый подход НЛП к созданию или изменению ожиданий предполагает одно из двух:

а) работу непосредственно с внутренними сенсорными репрезентациями, связанными с конкретным ожиданием;

б) работу со скрытыми убеждениями, которые являются источником этого ожидания.




Система убеждения. Как влиять на людей с помощью психологии — рецензия — Психология эффективной жизни

Автор

Ник Коленда — разработчик методики убеждения на основе когнитивной психологии, профессиональный специалист по чтению мыслей, основатель уникальной системы, позволяющей на неосознанном уровне влиять на ум людей.

Сложность изложения

3 из 5.

Целевая аудитория

Все, кто хочет научиться управлять поведением окружающих, склонять на свою сторону сомневающихся и убеждать их в правоте без использования методов давления.

Зачем читать

В книге предлагается семиступенчатая методика убеждения, которую можно использовать в любой жизненной сфере. С ее помощью один человек способен повлиять на поведение другого, а также использовать определенные психологические рычаги по управлению им. Чем лучше мы освоим способы убеждения, тем большего достигнем.

Читаем вместе

Автор разработал систему убеждения, состоящую из следующих этапов:

1. Создание шаблона восприятия, которое является субъективным по отношению к действительности. Люди, как правило, не хотят подготавливать объект к убеждению в чем-либо и даже не думают о применении некоторых психологических приемов, чтобы объект воспринял запрос по-другому. У нас слишком сильны установки, но, чтобы понять, почему так происходит, следует вначале рассмотреть схемы, прайминг и распространяющуюся активацию. Схемами называется набор ассоциаций, который при активации влияет на поведение и восприятие. Они могут проявляться как в позитивных, так и в негативных стереотипах, и активируются они в прайминге. Им автор обозначает средства для активирования схемы или установки, например, при предъявлении человеку слов или идей, которые связаны с ними. Но бывают случаи, когда прайминг неосознаваем, хотя при этом остается эффективным. Распространяющаяся активация связана с эффектом соединения информационных «узлов» в мозговой семантической сети. Примером служит число 7, которое многие считают счастливым, с ним связаны семь чудес света, семь смертных грехов и т.д. Применяя стратегию убеждения, мы задаем нужную установку, формируя восприятие объекта и его поведение. Читать чужие мысли можно с помощью магии, невербальных сигналов и языка тела, а также посредством прайминга для внушения человеку конкретных мыслей и «считывания» их. При оценке чего-либо человек думает о ранее предъявленных числах (якорях), которые активируют конкретные мысленные образы. Мы используем якоря для повышения точности суждений, мотивации, принятия важных решений.

2. Использование конгруэнтности (цельности) отношения, активирующее схему подчеркивания текста. Можно направить людей на изменение их поведения или языка тела. Автор говорит о теории самовосприятия, когда мы делаем выводы относительно чего-либо вместе с анализом поведения. Если наше настроение и язык тела вступили в противоречие, мы все-таки доверяем больше телу. Стратегия убеждения направлена на выработку у другого человека кивания, открытой позы, выпрямления спины и держания осанки (что ассоциируется с гордостью и властью). Чтобы вызвать у объекта конкретное состояние, мы должны спровоцировать его на жесты и движения, ассоциирующиеся с ним. Если мы совершаем какой-то жест, а внутреннее состояние не соответствует ему, мы испытываем когнитивный диссонанс.

3. Стимулирование социального давления дает высокие шансы на успех. Обычно мы ведем себя с оглядкой на окружающих и подражаем им. Есть две причины, почему мы склонны уступать социальному давлению, — это информационное и нормативное воздействие. Мы не оказываем помощь постороннему человеку в присутствии большого количества посторонних, потому что охвачены диффузией ответственности (когда каждый думает, что поможет кто-то другой) и подвержены эффекту социальной ингибиции (потенциальное смущение). Нельзя уступать социальному давлению, когда кому-то необходима наша помощь, но можно использовать выгодные нам социальные нормы.

4. Тренировки привыкания к запросу нацелены на знакомство с объектом, который становится привлекательнее для нас, если эти встречи часты. Именно многократное воздействие улучшает наше восприятие, поскольку наш эмоциональный ответ иногда запускается раньше, чем когнитивный. Благодаря неосознанному воздействию мы избегаем опасных ассоциаций. Эмоциональная оценка нашего восприятия зависит от легкости и скорости обработки информации, ее быстрое усвоение приносит нам удовольствие. Любые повторы эффективны, поскольку увеличивают скорость обработки информации в разы. Можно применить систематическую десенсибилизацию по отношению к объекту, постепенно воздействуя увеличивающейся дозой стимула для преодоления неприятия или фобии.

5. Единство восприятия и сообщения необходимо для правильной формулировки сообщения или запроса. Оценка информации происходит с помощью систематического и эвристического способов. Первый требует использования логических аргументов и более тщательного анализа. Второй базируется на правилах быстрого принятия решений, когда на нас влияют объем информации в отчете, его внешний вид и свойства человека, который его сдает. Основными факторами оценки информации выступают мотивация и способность к оценке.

Для успешного убеждения необходимо изменить мотивацию объекта для оценки нашего сообщения наиболее выгодным для нас способом. Также можно использовать имеющуюся информацию для предугадывания шагов объекта для оценки сообщения. Перед изложением запроса объекту необходимо предложить кофеин, улучшить эстетику сообщения, задать риторические вопросы, рассказать личную историю, использовать местоимения второго лица либо технику «пике», чтобы вывести объект из режима автопилота. Можно поднять объекту настроение и внушить ему чувство оптимизма. 

6. Мотивирование побуждений объекта необходимо для нахождения стимула, подталкивающего его к нужному решению. Далеко не любое поощрение повышает шансы на успех, поскольку с ним связаны два типа мотивации — внутренняя и внешняя. Первая является более эффективной, а небольшие поощрения могут оказаться сильнее крупных, так как последние повышают уровень тревожности. Когда перед нами не маячит большое вознаграждение, мы действуем по собственному желанию. Формы поощрения могут быть денежными и социальными, в последних нет негативных коннотаций, присущих деньгам. Когда у нас остается что-то последнее (кусок пиццы, конфета и т.д.), мы считаем это суперценным. В этом кроются три психологических принципа: реактивное сопротивление, страх потери и теория товара (его ограниченность или редкость). Когда происходит выбор между внешней и внутренней мотивацией, всегда принимаются во внимание сомнение в компетентности и сомнение в самостоятельности объекта.

7. Активация положительного подкрепления. На этом последнем этапе мы подкрепляем положительное решение объекта или продолжаем использовать стратегии в случае неполучения согласия от него. Объектам, которые находятся очень высоко, часто приписывают положительные качества, а тем, которые находятся низко, — отрицательные (пример — «праведники-грешники»). Поэтому повышение убедительности сообщения должно быть связано с верхом.

Лучшая цитата

«СИСТЕМА убеждения — это полезный путеводитель, но вы не ограничены одним-единственным маршрутом».

Чему учит книга

— Все люди так или иначе являются марионетками, и если знать, за какие дергать веревочки, мы научимся управлять их поведением и станем успешными кукловодами.

— Все, что мы знаем сейчас или узнаем в будущем, связано с первоначальными элементами нашей семантической сети, которые определенным образом связаны с нашими потребностями.

 

От редакции

Типировщик Надежда Дубоносова утверждает: чтобы убедить людей сделать нужные вам действия, необходимы всего две вещи: знать, кто перед вами, и вовремя произнести одну из универсальных фраз для манипулирования. Что это за фразы и как с помощью соционики определить тип мотивации человека, читайте в статье: https://psy.systems/post/kak-manipulirovat-ludmi-s-pomoschju-socioniki.

Кому необходимо обладать даром убеждения, так это успешному руководителю. Что нужно знать для грамотного управления людьми, рассказывает психолог и бизнес-консультант Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/chto-nuzhno-znat-dlya-upravleniya-ludmi.

проблема и ее решение. Из противников в союзники

Почему то, в чем мы были на сто процентов уверены, так часто оказывается ошибкой? Потому, что людям свойственно принимать решения и делать выводы на основании очень ограниченной информации, которой управляет наша индивидуальная система убеждений.

Чтобы успешно оперировать своей системой убеждений, нужно понимать разницу между истиной и убеждением.

Вот мое определение: убеждение — это истина в том виде, в каком человек ее понимает.

Что же это значит?

Истина сама по себе — это факт. Она эмоционально нейтральна. Ее можно считать злом или благом в зависимости от контекста, ситуации, результатов и вовлеченных людей.

Например, мы подвергаемся воздействию силы тяжести. Это истина, факт. Это правда — независимо от того, верите ли вы в нее или нет. Таков физический закон, и точка! Эта истина идет во благо, когда не дает нам против воли оторваться от земли и взмыть в небо. Но когда падаешь с крыши шестиэтажного здания, хочется, чтобы этой истины не существовало.

Однако нам сложно оценивать большинство ситуаций межличностного общения как благо или зло, потому что наша система убеждений весьма субъективна.

Сформировавшуюся систему убеждений чрезвычайно трудно (но все-таки возможно) изменить, поскольку она функционирует преимущественно на уровне подсознания. А нами руководит именно подсознание. При этом большинство даже не отдает себе отчета в том, что подчиняется своему подсознанию!

Другими словами, почти все и всегда принимают решения и делают выводы, даже не осознавая почему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА — это… Что такое УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА?


УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА
См. концептуальные системы.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • УБЕЖДЕНИЕ
  • УБЕЖДЕНИЙ, ЗНАЧИМОСТИ МАТРИЦЫ

Смотреть что такое «УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА» в других словарях:

  • Убеждений система —  ♦ (ENG belief system)    целостная структура и содержание того, что считается истинным с религиозной или философской точки зрения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • система — ы, м. système m., нем. Systema <лат. systema <гр. systema соединенное, составленное из частей. 1. Порядок, обусловленный правильным расположением чего л. в определенной связи. БАС 1. Система. Слово греческое (по русски назвать бы можно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА — ’СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА’ (‘System des transzendentalen Idealismus’. Tubingen, 1800) центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на основе одноименного лекционного курса, дважды прочитанного им к этому времени в Иенском… …   История Философии: Энциклопедия

  • система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах   план,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • система — ы; ж. [от греч. systēma целое, составленное из частей, соединение] 1. чего. Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему экспедиционные… …   Энциклопедический словарь

  • система — ы; ж. (от греч. sýstēma целое, составленное из частей, соединение) см. тж. системный 1) чего Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему… …   Словарь многих выражений

  • СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ — (belief system) конфигурация убеждений, существующая в отдельном обществе или культуре. Данный термин может применяться в отношении полноты знаний, включая научное и технологическое, а также убеждений в обществе. Он чаще используется для описания …   Большой толковый социологический словарь

  • СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА — ( System des transzendentalen Idealismus . Tubingen, 1800) центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на основе одноименного лекционного курса, дважды прочитанного им к этому времени в Иенском университете, начиная с зимнего семестра… …   История Философии: Энциклопедия

  • Пенитенциарная система — совокупность всех мероприятий, практикуемых тюрьмой в видах кары и исправления заключенных. Первые попытки организации тюремного заключения на началах исправления преступников относятся к XVII веку: в Дании король Христиан IV устроил приют для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • «Педагогика для всех» и система общепедагогических идей С.Л.Соловейчика — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/5 октября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Как забыть обиды: Как простить и отпустить обиду – 5 простых шагов – Мудрость прощения: семь простых способов пережить обиду

Ср Окт 18 , 2017
Содержание Как простить и отпустить обиду – 5 простых шаговЧто такое обидаПочему обидам надо радоватьсяКак простить и отпустить обиду – 5 шаговШаг #1: Черный список обидШаг #2: Прочувствуйте обиду в последний разТому, кто хочет стать сильнееШаг #3: Возьмите на себя ответственностьШаг #4: Простите и отпуститеШаг #5: Упражнение-якорьГлубинная и гарантированная проработка […]