Функциональная семья это: Функциональная и дисфункциональная семья: что это значит

Содержание

Про систему и семью — gelena_s — LiveJournal

Существуют функциональные и дисфункциональные семьи, как функциональные и дисфункциональные системы (по Брэдшоу). Вот вам признаки функциональных семей.

Дисфункциональная семья – это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь  такой системы.

К дисфункциональным семьям будут относиться семьи, в которых:  есть алкоголики, наркоманы, трудоголики, люди с другими зависимостями; отсутствует один из родителей; кто-то из членов семьи болен тяжелой болезнью; присутствует физическое или психологическое насилие.

Правила, которые встречаются в дисфункциональных семьях (не обязательно все сразу):

·            нельзя обсуждать личные проблемы;
·            нельзя открыто выражать свои чувства;
·            невозможны прямые, честные коммуникации;
·            запрещается играть, развлекаться;
·            запрещается доверять другим людям и себе;
·            нельзя быть эгоистичным;
·            нельзя кому-то постороннему (друзьям, знакомым, психологам и т.д.) рассказывать о проблемах в семье;
·            запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.

В дисфункциональной семье при попытках нарушить семейные правила, члены семьи (семейная система) будут этому препятствовать всеми силами для сохранения существующего порядка отношений.

Функциональная семья – это открытая семейная система, в которой существуют гибкие правила взаимодействия друг с другом, при изменении внешних или внутренних условий, правила могут трансформироваться, члены семьи могу менять свои роли, в эту семейную систему могут легко попасть другие люди.

Признаки функциональной семьи:

·            личные проблемы признаются, обсуждаются и решаются;
·            уважаются индивидуальные особенности каждого члена семьи;
·            поощряется открытое выражение своих чувств и потребностей;
·            любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе;
·            в семье есть место отдыху и развлечениям;
·            конфликты разрешаются открыто;
·            каждый член семьи имеет право на личную свободу, проявление и развитие  своих способностей.

А есть правила развития системы по Хеллингеру, базовые положения «Семейной расстановки». В основе «Семейной расстановки» лежит понятие ПОРЯДОК, как «первоначальный принцип, на котором все построено. ПОРЯДОК сильнее ЛЮБВИ». Красивый образ отношений этих понятий дает терапевт Марианна Франке-Грикш: ПОРЯДОК — это сосуд. ЛЮБОВЬ — это вода. Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ утечёт.

Порядок является правильным, когда:

·            Молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями супругов.
·            Отношения в паре строятся по принципу взаимообмена: если мы что-то получили, возникает потребность что-то вернуть.
·            Баланс между «давать» и «брать» — базовое условие для того, чтобы отношения сложились.
·            Родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок – перед вторым. Родители «большие», дети – «маленькие». Родители «дают» — в первую очередь, жизнь, дети — «принимают» жизнь, а, вырастая, передают ее дальше.
·            Каждый в системе имеет свое место по факту наличия жизни (т.е. к системе относятся и абортированные, и мертворожденные дети).
·            Базовый порядок семьи — это полукруг, где по часовой стрелке расположены отец, мать, дети по порядку рождения.
·            Каждый, кто относится к системе, имеет право на принадлежность. Никого нельзя исключать. Система восстанавливает свою целостность за счет новорожденных. Поэтому место, которое человек занимает в системе, может быть своим или чужим. И тогда он не свободен, а находится в переплетении с судьбой другого человека. Это переплетение происходит на глубочайшем уровне души, который человеком не осознается, и которому он слепо подчиняется.

Берт Хеллингер считает, что к системе относятся следующие лица:

·            Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, живые и умершие, мертворожденные и абортированные. Это самый низкий уровень.
·            Родители, их родные и сводные братья и сестры, умершие и мертворожденные (иногда абортированные).
·            Бабушки, дедушки, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер, и редко — сводных.
·            Прабабушки и прадедушки.
·            К системе относятся также не родственники: предыдущие партнеры родителей и прародителей, отец или мать сводных братьев и сестер. Те, кто получил наследство в результате ранней смерти члена системы или был лишен наследства. Те, с кем обошлись несправедливо, получив при этом значительную прибыль, например, наемные работники. Жертвы насилия или убийств, которые были совершены членами семьи.

Сравните обе эти схемы. Для меня обе логичны и связаны, а для вас? В чем, на ваш взгляд противоречие? В чем проявляются общие принципы? Как это объеденить внутри себя?

Подписаться

Признаки функциональной семьи. Зависимость. Семейная болезнь

Признаки функциональной семьи

1. Проблемы признаются и решаются.

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

Рис. 2. Основные компоненты функциональной семейной системы

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.

5. Родители делают то, что говорят.

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

7. В семье есть место развлечениям.

8. Ошибки прощаются, на них учатся.

9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.

10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу «Семья». (Bradshaw J., 1988).

На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; знак ? свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.

Рис. 3. Дисфункциональная семейная система

Здесь соблюдаются правила функциональной семьи (см. выше перечисление).

Изображенная на рисунке функциональная система воплощает следующие основные принципы.

1. Целое больше, чем сумма частей.

2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.

Рис. 4. Непроницаемые границы в дисфункциональной семье

3. Правила открыты и обсуждаются.

4. Имеется баланс взаимного уважения: «Мы вместе» – «Каждый индивидуален».

5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной.

На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой.

Дисфункциональная система воплощает следующие принципы.

1. Высокий уровень хронической тревоги.

2. Слитность границ.

3. Неясные скрытые правила.

4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли).

5. Недифференцированность эго каждого члена семьи.

6. Утрата свобод.

7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность.

На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе:

1. Высокий уровень тревоги.

2. Закостенелые роли и границы.

3. Утрату свобод (спонтанности).

4. Отсутствие взаимности.

5. Одиночество и излишняя рациональность.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Дисфункциональные семьи Функциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны. Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций. Правила негуманны, им невозможно следовать. Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность. Границы либо отсутствуют, либо непроницаемы (молчание, отгороженность). Границы признаются и уважаются. Коммуникации непрямые и скрытые. Коммуникации прямые. Чувства не ценятся. Чувства открыты. Запрет на выражение некоторых чувств. Свобода говорить. Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность. Поощряется рост и независимость. Индивиды не способны разрешать конфликты. Индивиды способны видеть конфликты. Исход: неприемлемый и деструктивный. Исход: приемлемый и конструктивный.

Само собой разумеется, что в степени дисфункциональности семей могут быть различные градации – менее нарушенные в своей функции семьи, более нарушенные. Разделять подтипы можно лишь условно. На практике лучше всматриваться в неповторимые особенности каждой отдельной семьи. Говорят, и я с этим согласна, что у каждой семьи есть свой язык, свои правила, свои традиции, и пока их не поймешь, не стоит входить в семью со своими советами и установками.

Тем не менее меня привлекла одна схема (я ее взяла в программе семейной терапии, где сама лечилась). Схема делит семьи не на 2 группы, как вышеприведенные, а на 3. Это дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов). Приведу эту схему здесь.

Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья

Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья

Подробности
Категория: Видеокурс «Химическая Зависимость»
Просмотров: 4518

Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.

Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.

Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.

Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.

Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.

Функциональная семья

Дисфункциональная семья

Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов.

Теплая, поддерживающая атмосфера

Преобладают положительные эмоции

Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций)

Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность

Холодная, обвинительная атмосфера

Преобладают негативные эмоции

Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено)

Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции)

Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.

Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные

 

Выполняются все бытовые функции

Достаточный доход семьи

Санитария

Договоренности по распределение обязанностей

Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные

Выполняются не все функции быта

Недостаточный доход семьи

Антисанитария

Нет договоренностей (диктат либо догадки)

Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи

Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)

Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка

 

 

Здоровые примеры для подражания

 

 

В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода

Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)

 

Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания

Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)

Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство

Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.

Семья – открытая социальная система

 

 

Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает)

Поддержка в сложные периоды

 

Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)

Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку)

Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды

Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей

В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.

 

Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).

Безусловная любовь, равная для всех членов

Право и уважение личной территории

Уважение прав другого на свой свободный выбор

Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов

В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).

Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее)

Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам

Смешанные границы либо барьеры

Неуважение права другого на свой свободный выбор

Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи

 

Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:

1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).

2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.

Задания к теме «Дисфункциональная семья»:

1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.

 

Функциональные и дисфункциональные семьи — статья психолога Олеси Иванисько

Семьи бывают разные. Для одних людей семья ассоциируется с радостью, поддержкой, любовью, заботой, пониманием и безопасностью, запахом бабушкиных пирожков, теплотой и нежностью материнских рук, искрометностью папиных шуток, у других людей семья вызывает негативные эмоции обиды, вины, душевной боли, тоски, разочарования, ассоциируется с криками, скандалами, унижениями, запахом алкоголя, немытыми тарелками, опасностью, одиночеством, отвержением, ненужностью, у третьих – смешанные чувства. Для одних родители, дедушки и бабушки пример и идеал для подражания, для других «я буду кем угодно, только не таким, как они». Для одних семья была поддерживающей и питательной средой, помогающей расти и развиваться, взрослеть и находить свое место в жизни, для других источником страданий, внутриличностных конфликтов, детских травм. Одни росли в функциональных семьях, другие в дисфункциональных.

Дисфункциональная семья не обязательно социально не благополучна, она не ограничивается жилищами алкоголиков, притонами наркоманов и граждан с антисоциальными наклонностями. Зачастую за вполне благополучным фасадом скрывается немало личных драм и трагедий. Хотите узнать дисфункциональные семьи изнутри, почитайте русских и зарубежных классиков, например, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина или «Замок Броуди» Арчибальда Кронина. Здесь губительное влияние дисфункциональной семьи на отдельно взятого ее члена раскрыто во всей красе. Семья – это система и каждый ее член выполняет в ней определенную функцию.

Функциональная семья нацелена на благополучие всех ее членов, в дисфункциональной семьи благополучие одних членов достигается через страдания и неблагополучие других. Любая система нацелена на свое сохранение, не исключением является и семья. В дисфункциональной системе для сохранения ее жизнедеятельности могут пожертвовать и жизнью отдельных ее членов. Все это наглядно раскрывается в «Господах Головлевых», эпилогом которых можно было бы сделать «и не осталось никого».
По каким же признакам можно отличить функциональную семью от дисфункциональной?

  1. Способность решать проблемы. В функциональной семье проблемы осознаются, обсуждаются, рассматривается несколько вариантов решений, при необходимости собирается недостающая информация, привлекаются сторонние эксперты (врач, дефектолог, логопед, психолог, юрист, репетитор и т.п.), принимается окончательное решение, оно реализуется и оценивается полученный результат. В случае неудовлетворительного результата ищутся и реализуются другие варианты решения. В дисфункциональных семьях проблемы отрицаются, обесцениваются, вытесняются, замалчиваются, не решаются, перекладываются друг на друга, их решение бесконечно откладывается. Если совершаются какие-то действия, то зачастую хаотично, импульсивно, без анализа, оценки и доведения до успешного результата. В дисфункциональных семьях могут оставаться не замеченными даже такие очевидные проблемы, как хронический алкоголизм, наркомания, психические патологии, серьезные задержки в развитии детей и т.п. Таким образом, функциональная семья решает свои проблемы, а дисфункциональная их накапливает и тратит силы на построение внешнего фасада псевдоблагополучия.
  2. Построение коммуникации в семье. Как правило, в функциональной семье выстроена четкая, понятная всем членам схема общения. Например, если я хочу что-то от Васи я иду и общаюсь с ним напрямую, а не пытаюсь на него воздействовать через третьих и четвертых лиц. Если я недовольна поступком Васи, я также готова высказать это ему напрямую, не погружаясь в обиды, манипуляции, организации коалиций против Васи и вынашивания планов отмщения. Эмоциональное и смысловое содержание фраз согласуются друг с другом и не вступают во внутреннее противоречие. В функциональной семье есть возможность прямо заявить о своих чувствах, желаниях и потребностях, высказывать свое мнение, в дисфункциональной семье это сопряжено с унижением, осуждением, непониманием, наказанием и небезопасностью.
  3. Распределение семейных ролей. В функциональной семье роли естественным образом меняются в ходе развития самой семьи. Например, молодая супруга становится матерью, при взрослении ребенка естественным образом меняются материнские функции. Мать предоставляет подросшему ребенку больше автономии, предъявляет к нему соответствующие его возрасту требования и т.п. В дисфункциональной семье роли, как будто застывают и мало меняются. Например, мама 12 летнего подростка относится к нему также, как к младенцу, исполняя любое его желание и каприз по первому зову. А отец двоих детей ведет и чувствует себя совершенно также, как холостой. Теща, не осознает, что сын вырос и строит отдельную семью, продолжает вести себя так, как будто сын и не женат вовсе. В дисфункциональной семье также может быть путаница ролей. Например:
  • ребенок становится психологическим родителем своей инфантильной маме: утаскивает и выливает в раковину бутылки со спиртным, бесконечно утешает и поддерживает мать, пытается решить ее взрослые проблемы;
  • бабушка занимает место внуков, требуя бесконечного внимания, заботы и любви
  • сын занимает место психологического мужа рядом с матерью, всячески развлекая ее, оправдывая ее ожидания, стараясь всеми силами стать тем мужчиной, которого ей так не достает
  • жена занимает место психологической дочери рядом с мужем, конкурирует за внимание и заботу с собственными детьми, отказывается выполнять функции матери и жены.
  • Психологические границы. В дисфункциональной семье психологические границы нарушены. Между членами семьи существует или огромная дистанция, эмоциональная холодность (живут, как соседи по коммуналке) или сверхтесное взаимодействие, когда непонятно, где заканчиваюсь я и начинается другой (например, если маме плохо, то всем плохо). Эмоциональная холодность и отсутствие доверия могут быть компенсированы за счет сверхконтроля. В функциональной семье здоровые психологические границы обеспечивают ощущение внутреннего комфорта каждого ее члена. Члены семьи могут иметь свое мнение, чувства, взгляды на жизнь, интересы и увлечения, а также чувство общности без потери себя.
  • Семейные правила. В функциональной системе правила созданы для людей, их комфорта, благополучия и роста, они обсуждаются и корректируются. В дисфункциональной семье правила жестки, не конструктивны, иногда противоречивы, не учитывают особенностей, интересов и склонностей отдельных членов семьи.
  • Если Вы при прочтении статьи обнаружили в своей собственной семье признаки дисфункциональности, это не повод для огорчения, а скорее сигнал для дальнейшего исправления ситуации и дальнейшего улучшения. Дорогу осилит идущий.

    Автор статьи, психолог
    Олеся Иванисько

    Записаться на консультацию можно: https://vk.com/id4892297.

    Признаки функциональной семьи: ajushka — LiveJournal

    1. Проблемы признаются и решаются.
    2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
    3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
    4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.
    5. Родители делают то, что говорят.
    6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
    7. В семье есть место развлечениям.
    8. Ошибки прощаются, на них учатся.
    9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.
    10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

    Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

    Рисунки и диаграммы см. в оригинальном тексте

    На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу «Семья». (Bradshaw J., 1988).

    На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; знак ↕ свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.

    Рис. 3. Дисфункциональная семейная система
    Здесь соблюдаются правила функциональной семьи (см. выше перечисление).

    Изображенная на рисунке функциональная система воплощает следующие основные принципы.

    1. Целое больше, чем сумма частей.

    2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.

    3. Правила открыты и обсуждаются.

    4. Имеется баланс взаимного уважения: «Мы вместе» – «Каждый индивидуален».

    5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной.

    На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой.

    Дисфункциональная система воплощает следующие принципы.

    1. Высокий уровень хронической тревоги.

    2. Слитность границ.

    3. Неясные скрытые правила.

    4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли).

    5. Недифференцированность эго каждого члена семьи.

    6. Утрата свобод.

    7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность.

    На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе:

    1. Высокий уровень тревоги.

    2. Закостенелые роли и границы.

    3. Утрату свобод (спонтанности).

    4. Отсутствие взаимности.

    5. Одиночество и излишняя рациональность.

    Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

    Дисфункциональные семьи

    Негибкость ролей, функции ригидны.
    Правила негуманны, им невозможно следовать.
    Границы либо отсутствуют, либо непроницаемы (молчание, отгороженность).
    Коммуникации непрямые и скрытые.
    Чувства не ценятся.
    Запрет на выражение некоторых чувств.
    Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность.
    Индивиды не способны разрешать конфликты.
    Исход: неприемлемый и деструктивный.

    Функциональные семьи

    Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций.
    Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность.
    Границы признаются и уважаются.
    Коммуникации прямые.
    Чувства открыты.
    Свобода говорить.
    Поощряется рост и независимость.
    Индивиды способны видеть конфликты.
    Исход: приемлемый и конструктивный.

    Само собой разумеется, что в степени дисфункциональности семей могут быть различные градации – менее нарушенные в своей функции семьи, более нарушенные. Разделять подтипы можно лишь условно. На практике лучше всматриваться в неповторимые особенности каждой отдельной семьи. Говорят, и я с этим согласна, что у каждой семьи есть свой язык, свои правила, свои традиции, и пока их не поймешь, не стоит входить в семью со своими советами и установками.

    Тем не менее меня привлекла одна схема (я ее взяла в программе семейной терапии, где сама лечилась). Схема делит семьи не на 2 группы, как вышеприведенные, а на 3. Это дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов). Приведу эту схему здесь.

    Таблица 4. Характеристики семей 3 типов (см в оригинале)

    Здоровые семьи Проблемные семьи Семьи больных зависимостью

    Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде зависимости от психоактивных соединений у одного из членов было бы неправильно. Стресс выступает триггером, пусковым механизмом процесса, когда имевшаяся «почва» приходит в движение.

    На одном из семинаров, где я рассказывала об алкоголизме как о семейной болезни, о поражении членов семьи либо зависимостью либо созависимостыо, одна женщина меня спросила:

    – У нас в семье, насколько я знаю, не было алкоголиков. Но я у себя нахожу многие признаки созависимости, о которых вы говорите. Так может быть?

    – Да, так бывает очень часто. Возможно, вы выросли в эмоционально репрессивной семье, где правила педагогики были ядовиты.

    Мой опыт психотерапевта подтверждает возможность формирования созависимости в дисфункциональных семьях не только алкогольного типа. Без алкоголизма в семье тоже возможна созависимость.

    В возникновении созависимости играют роль многие факторы. Помимо совместного проживания с больным, имеет значение недостаточная социальная поддержка в окружении, необходимость преодолевать трудности. Главным же источником созависимости является формирование характера в родительской семье. Выбор брачного партнера, страдающего алкоголизмом, происходит позднее. К этому времени либо предпосылки к созависимости либо сформировавшаяся созависимость уже имеют место.

    Истоки созависимости, по-видимому, лежат в раннем детстве, большое значение имеет опыт психотравм детства.

    На многих семинарах по зависимости демонстрируют рисунок «Корни и ветви зависимостей», который здесь приводится. На рисунке показано, что все разнообразие зависимостей – от алкоголя, наркотиков, пищи, работы, от людей (созависимость), от азартных игр, секса, религии – имеют одни и те же корни. Если «почва зависимостей» – это родительская семья, то «корни» – это травмы детства, которые выражались в насилии – физическом, духовном, сексуальном, эмоциональном. Травмы вызывали определенные чувства, главным из которых был стыд. Особое место занимают наследственные факторы, важное значение которых в происхождении зависимости уже никем не оспаривается.

    «Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими», – писал А. Моруа.

    Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

          1. Таблица №1.

    Функциональные семьи

    Дисфункциональные семьи

    Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

    Не гибкость ролей, функции ригидны

    Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

    Правила негуманны, им невозможно следовать

    Границы признаются и уважаются

    Границы либо отсутствуют, либо ригидны

    Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

    Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

    Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

    Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны, разрешать конфликты

    Исход: приемлемый и конструктивный

    Исход: неприемлемый и деструктивный

    Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. (Колпакова Л. М.)

    От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

    Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

    Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

    В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

    Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие (12, стр. 93-95).

    Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

    Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

    Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (52 стр. 65-66).

    А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье). Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы (свадьба, похороны, прием гостей и пр.) в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий ребенка и всех членов семьи (15, стр. 23-25).

    Со времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяются функции первичного социального контроля и повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений. Нарушения тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи (13, стр. 45-47). Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушений в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи.) и хозяйственно-бытовые и экономические отношения между членами семьи. (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999.). Таким образом, нарушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающие условия десоциализации ребенка.

    Современная семья. Конфликты, кризисы, функциональные ресурсы. Иматон

    Встреча состоялась

    Смотрите видео-запись встречи

    Ведущий:

    Нина Михайловна Лаврова, профессор РАЕ, заведующая кафедрой медиации и разрешения конфликтов института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Профессиональная медиация. Подготовка специалистов по урегулированию конфликтов и проведению примирительных процедур», системный семейный психотерапевт Европейского реестра, сертифицированный медиатор международного уровня (диплом Института системной семейной медиации, Италия), член Европейской ассоциации системных медиаторов (AIMS), действительный член и председатель комитета по медиации Обще-российской профессиональной психотерапевтической лиги, автор многочис-ленных публикаций по проблемам конфликтологии, семейных отношений, ме-диации, организационного консалтинга, коучинга, автор книг «Конфликты и карта медиации», «Медиация: принятие ответственных решений».

    Смотрите видеозапись встречи

    Многие специалисты-социологи все чаще и чаще говорят о том, что институт семьи исчерпал себя. Современная семья – это уже далеко не традиционный патриархальный союз мужчины и женщины. Многое поменялось: мотивы, ценности, обязательства. Мужчина и женщина формируют совершенно новую модель отношений, которые приносят удовлетворение обоим и дают возможность реализовать свою личность.

    На видеозаписи Нина Михайловна рассматривает вопросы:

    • Как изменилась семья в современном мире? Какие типы семьи существуют? Что такое семья как система? Что такое системоорганизующий фактор и зачем он нужен семье?
    • Какова роль специалиста, который занимается проблемами семьи?
    • Чем именно отличается системная семейная психотерапия от других модальностей психотерапии?
    • Что такое функциональный ресурс семьи? Что такое технология функционального ресурса семьи и как ее использовать специалистам помогающих профессий?
    • Что дает технология функционального ресурса семьи для урегулирования семейных конфликтов и выхода из нормативных и ненормативных кризисов семьи?

    Вы также можете поучаствовать в обучающих программах Нины Михайловны:

    8 ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

    КАК ВЕСЕЛО ИМЕТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ: 8 ХАРАКТЕРИСТИК!

    « Семья — это инкубатор. Вопрос: зарождаются ли рай или ад? ”-Анон.

    Много лет назад в своей терапевтической практике я понял, что почти все тревоги начинаются в отношениях. Вот почему существует этот блог … все о том, что происходит, когда два или более человека соединяются. Мы делаем это все время. И, конечно же, наша первая семья.Ага, вначале были только мама и я.

    Это были просто мама и я. Нет, это ложь, это были я, мама, доктор Малхерн и его медсестра из мобильной больницы.

    Доктор Малхерн дал мне мою первую порку.

    Добро пожаловать в мир! ХЛОПАТЬ!

    «Whaaaaaaaaaaaaaah.»

    «Это хорошо, он плачет», — говорит Малхерн.

    [Кстати, моего мнения по этому поводу никто не спрашивал!]

    Моя вторая порка

    Моя вторая порка пришла от Доктора.Медсестра Малхерна на следующий день. Она расстегнула мне подгузник, воздух ударил в мою маленькую пизду и Уш! Я пописал ей прямо в лицо и грудь… и она ударила меня по заднице.

    «Whaaaaaaaaaaaah»

    «Так и надо, желтая моя форма!»

    И, кстати, добро пожаловать на второй день на Земле!

    Моя мать ничего не сказала.

    Это было мое знакомство с неблагополучными семьями.

    ~ .. ~

    Назад в ближайшее будущее… в моей терапевтической практике.Я был внесен в список «Консультации по вопросам брака и семьи» в «Желтых страницах», так как это был единственный список консультантов, если вы не были психиатром. У меня было МНОГО клиентов с семейными и семейными проблемами.

    Итак, я начал учиться. Во время обучения я узнал, что быть исследователем — это хорошая практика. Я начал искать работу, описывающую, что такое здоровая (или «функциональная») семья. Там ничего не было! Я был удивлен. Никто не рассказал, на что похожа ХОРОШАЯ семья.

    Итак, я сделал.

    Он был опубликован в журнале American Health и подвергся резкой критике за мою определенность в отношении неблагополучной семьи.

    Редактор саркастически сказал: «Что ж, к по вашему определению КАЖДАЯ семья дисфункциональна!»

    «Прямо на кнопку, Ред.»

    Вот почему в прошлом блоге мы начали с правды о неблагополучных семьях… и о том, что, вероятно, в каждой семье бывают моменты дисфункциональности. Вопрос был в том, как часто, сколько и когда?

    А теперь с другой стороны…

    Это справедливо, если мы установили Золотой стандарт для семей.

    ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ?

    Вот восемь характеристик функциональной или здоровой семьи. Они являются полной противоположностью 8 характеристик дисфункционального (оскорбительного / пренебрежительного). См. Таблицу ниже для сравнения.

    1. Вы были подтверждены. «Мы любим тебя так же, как ты!»

    1. В злоупотреблении было отказано как средство исправления. «Мы знаем ваши слабые места и знаем, как нанести вред, но мы решили никогда этого не делать.”

    1. Качественное время было частым. (Зрительный контакт, смех, сосредоточенное внимание, взаимное удовольствие и / или значимый опыт)

    1. Все необходимое всегда было обеспечено. «Ешь свои овощи.» «Наденьте сегодня хорошее пальто и перчатки». «Ложись в постель и хорошо отдохни».

    1. Здравоохранение всегда оказывалось по мере необходимости. «Давайте починим и выпрямим эти зубы». «Давайте продолжим вакцинацию.«Принимайте витамины».

    1. Проблемы были возможностью учиться. «Что мы узнали, оставив дверь гаража открытой, а котята вышли и чуть не переехали?»

    1. Как следствие, допущенные ошибки укрепили семью. «Поскольку мы учимся на своих ошибках, нам никогда не придется снова их повторять или излишне расстраиваться».

    1. Вы можете расслабиться и «легко ехать в седле».«Никто не хочет тебя сюда доставить». «Жизнь — это радость!»

    Функциональный <+++++++++++++++++++++> Дисфункциональный семейный континуум

    Функциональный

    Неисправное
    • Подтверждают друг друга

    • Отказывается злоупотреблять

    • Обеспечивает качественное время

    • Обеспечено необходимое

    • Медицинские потребности удовлетворены

    • Проблемы — это возможности

    • Ошибки — это нормально

    • Едет легко в седле

    • Критически относятся друг к другу

    • Праведно злоупотребляет

    • Предназначен в другом месте

    • Пренебрегает основными потребностями

    • Потребности здравоохранения игнорируются

    • Проблемы ослабляют

    • Ошибки выявлены / пристыжены

    • Повышенная бдительность как образ жизни

    Замечательный вклад, который внесла эта таблица, заключается в том, что она ясно показывает членам семьи, чего следует избегать и, наоборот, что делать, чтобы иметь здоровую, счастливую и сбалансированную семью.

    Никто мне этого не сказал, когда я впервые вышла замуж и родила детей.

    Ты?

    ~ .. ~

    Доктор ДиДжей — психолог-отступник, который больше заботится о здоровье и счастье людей, чем о том, чтобы произвести впечатление на других психологов своими трудами. Здесь цель — ясная и точная с прямой правдой. Если вы хотите узнать больше о семейных, интимных, рабочих или социальных отношениях, подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас.

    12 Характеристики хорошо функционирующего семейства

    Насколько хорошо ваша семья живет?
    Каждая семья функционирует … на каком-то уровне. Но в то же время каждая семья может жить лучше.
    Когда вы исследуете свою семью, это помогает не думать о вещах как о хорошем или плохом, правильном или неправильном — вместо этого думать о том, что есть и что могло бы быть.
    Большинство вещей, которые происходят в семье (и в жизни), нейтральны — важно то, какое значение мы придаем этому.
    Вот отличная пища для размышлений.

    1. Хорошо функционирующая семья может адаптироваться и даже приветствовать изменения . Этот баланс отличается от гомеостаза, который поддерживает статус-кво в присутствии изменений.
    2. Эмоциональные проблемы рассматриваются как существующие в подразделении, с компонентами в каждом человеке. Иными словами: не существует такой вещи, как эмоциональная проблема в одном человеке .
    3. Связность поддерживается поколениями со всеми членами семьи.
    4. Есть минимум слияния (слишком близко), а расстояние не используется для решения проблем. Другими словами, вы, , не стремитесь задушить или дистанцироваться от других, когда есть проблемы .
    5. Каждая пара в семье может решить все проблемы, которые возникают между ними . Не рекомендуется использовать триангуляцию с третьим лицом, которое используется для арбитража, вынесения решения или разрешения спора.
    6. Различия между людьми не только терпят, но и поощряют .
    7. Каждый человек может действовать избирательно, используя как мыслительные, так и эмоциональные системы , с другими членами семьи.
    8. Существует четкое понимание того, что каждый человек получает от себя функционально и что он получает от других . Это области идентификации и дифференциации (взросления).
    9. Есть осознание пустоты в каждом члене семьи, и каждому человеку разрешено иметь свою собственную пустоту .Не предпринимается попыток восполнить чью-то чью-то нужду.
    10. Сохранение позитивного эмоционального климата имеет приоритет над тем, что «должно» делать и что «правильно».
    11. Функция в семье определяется каждым членом, говоря, что это довольно хорошая семья для жизни в течение долгого времени. Если один или несколько участников говорят о проблеме, значит, проблема .
    12. Члены семьи могут использовать других членов семьи как источник обратной связи и обучения, но не как врага .
    От Томаса Фогарти, доктора медицины.
    (источник фото)

    Вы успешно подписались!

    Что делает семью «функциональной»?

    Ниже приводится список качеств, составляющих эффективно функционирующую семью. Функциональные семьи поощряют и обеспечивают:

    Уважение:

    Уважение — неотъемлемая часть функциональной семьи. Все люди в семье должны относиться к ним как можно более последовательно.Доброта друг к другу — это клей, который скрепит семью на долгие годы.

    Эмоционально безопасная среда.

    Все члены семьи должны иметь право голоса. Им разрешено свободно делиться своими мнениями, мыслями, желаниями, мечтами, желаниями и чувствами, не опасаясь критики, стыда, унижения или отклонения.

    В семье есть четкие границы.

    Мы не друзья. Родитель остается родителем, независимо от того, насколько он дружелюбен.Родители обязаны руководить, обучать и обучать своих детей.

    Детей держат вне напряженности между отцом и матерью.

    Мама и папа не делают пренебрежительных или отрицательных замечаний друг относительно друга, особенно перед детьми.

    Между всеми членами семьи существует открытое общение.

    Связь не идет через одного человека. Детей поощряют и позволяют уважительно говорить за себя.

    Конфликт разрешен.

    В функциональной семье возникнет конфликт. Иногда можно сказать о вещах, которые вызывают сожаление. Если мы можем почувствовать и показать раскаяние со своей стороны (включая родителей) быстро извиниться, попросить и получить прощение, никакого вреда не будет. Вы даже можете стать для этого ближе.

    Разрешить соответствующее выражение эмоций.

    Выражайте гнев контролируемым образом. Научите сопереживанию и чутко реагировать друг на друга.Родителям также необходимо моделировать такое поведение.

    Поощрять развитие членов семьи.

    Индивидуальные различия ценятся и даже отмечаются. Это позволяет детям стать независимыми, когда это необходимо, и вернуться в безопасность семьи, когда им понадобится забота.

    Взрослым в семье также нужно дать возможность расти. Мать может захотеть вернуться в колледж, или отец может решить сменить работу и начать что-то новое. Эти изменения необходимо обсудить относительно того, как они повлияют на всех в семье, приспособление, возможно, переговоры, но опять же, если все сделано с уважением , каждый может быть удовлетворен.

    Родители работают в команде родителей.

    Функциональная семья — это семья, в которой взрослые находятся в центре семьи, руководят и объединяются в одном направлении. Это создает очень безопасную среду для детей. В функциональной семье ответственность берут на себя родители, разведенные или состоящие в браке. Детям нужна уверенность в том, что все контролируют взрослые, даже если они могут не благодарить вас за это.

    Едим вместе.

    В современном обществе это сложно сделать, но исследования показывают, что общение в семье улучшается, если мы больше едим вместе, даже если это происходит перед телевизором.

    Функциональное семейное условно-досрочное освобождение (FFP) | Департамент по делам детей, молодежи и семей штата Вашингтон

    Повторное возвращение в систему реабилитации через функциональную службу семейного условно-досрочного освобождения

    Функциональное семейное условно-досрочное освобождение (FFP) — это ориентированная на семью модель повторного возвращения на родину, которая признает жизненно важную роль семьи в помощи молодежи в возвращении в свои сообщества, участии в просоциальной деятельности и снижении вероятности повторного совершения правонарушений. FFP основан на тех же принципах, что и модель функциональной семейной терапии, основанная на фактических данных (FFT), которая является программой Blue Print Model Program и является одним из наиболее эффективных методов семейного вмешательства в штате Вашингтон.

    FFP, ключевой компонент интегрированной модели лечения JR, помогает семьям улучшить свою совместную работу для достижения своих целей и выйти за рамки обвинений и негативных взаимодействий. Семьи обучаются стратегиям поддержки и закрепления позитивных изменений, которые их молодежь внесла во время пребывания в интернатной программе JR.

    консультантов FFP обучены навыкам вовлечения и мотивации, которые отражают те, которые используются в FFT. Хотя СЗП не является терапией, это модель последующего ухода, ориентированная на взаимоотношения и сильные стороны, которая помогает семьям иметь более позитивный опыт друг с другом и с услугами СЗП.Консультанты FFP работают, чтобы понять сильные стороны и потребности молодежи и семьи до того, как молодежь освободится из жилищных программ JR, участвуя в собраниях команды возвращения (RTM). RTM помогает молодежи и семье в разработке плана возвращения, поскольку они готовятся к освобождению молодежи.

    Консультанты

    FFP используют план возвращения, чтобы подчеркнуть сильные стороны и потребности молодежи и семьи и связать их с различными услугами, такими как образование, трудоустройство, FFT, услуги по поведенческому здоровью, программы злоупотребления психоактивными веществами, лечение сексуальных преступников и т. Д.

    FFP нацелен на небольшие доступные изменения в семействе. Такие изменения немедленно приводят к изменению «проблемного поведения». Дополнительные воздействия возникают позже, когда семья применяет изменения к будущим ситуациям, ведущие их в более позитивном направлении.

    Подросток подписывает договор об условно-досрочном освобождении со своим консультантом по программе FFP, в котором подробно описываются требования к лечению и программе, дни и время, в которое они собираются для сессий FFP, географические ограничения на передвижение и запрещенные действия, такие как употребление наркотиков и / или алкоголя и владение огнестрельным оружием.Консультанты FFP используют градуированные ответы, если молодой человек нарушает условия своего договора об условно-досрочном освобождении. Ответные меры включают в себя такие действия, как более частые требования о явке, увеличение числа семейных встреч, введение комендантского часа и электронный мониторинг дома. За неоднократные и серьезные нарушения молодежь может быть возвращена в интернат JR на срок до 30 дней.

    Консультанты FFP используют набор принципов для работы с молодежью и их семьями. Принципы FFP:

    1. Сбалансированный альянс — Сбалансированный союз означает, что советники FFP усердно работают над тем, чтобы семьи воспринимали нас как нейтральных, не принимающих чью-то сторону, готовых выслушать и попытаться понять различные точки зрения.
    2. Ориентация на отношения Консультанты FFP создают фокус на отношениях, используя инклюзивный язык, отвечая утверждениями, основанными на отношениях и силе, и прерывая негатив и обвинения. Их цель — сместить акцент с молодежи на всю семью как на клиента и изменить любой негатив и обвинения на более позитивный опыт.
    3. Основанный на силе Консультанты FFP сосредотачивают внимание как на факторах риска, так и на защитных факторах, ища силы в поведении.Они стремятся изменить ярлык негативного поведения и придать другой смысл текущему опыту. Цель состоит в том, чтобы вселить надежду и мотивацию на основе доверия, достоверности и определения сильных сторон семьи.
    4. Уважение — Консультанты FFP работают, чтобы уважать семейную динамику и то, что каждый человек приносит за стол. Они встречаются с семьями в своих домах, не осуждают их и в конечном итоге работают над тем, чтобы дать им возможность почувствовать себя ценными. Консультанты FFP хотят, чтобы молодежь и семьи чувствовали себя в безопасности при проведении открытых дискуссий и были признательны за их усилия, которые они приложили наилучшим образом.
    5. Соответствие — Консультанты FFP соответствуют КЛИЕНТАМ в том, что они говорят, как они это говорят и когда они это говорят. Они также соответствуют ФАЗЕ СЗП, делая правильные вещи в нужное время, стратегически используя навыки консультирования. Наконец, они соответствуют РЕЗУЛЬТАТАМ, которые являются частью плана возвращения, который совместно разрабатывается сотрудниками JR, включая советника FFP, молодежь и семью.
    Три фазы FFP

    FFP предоставляется в три этапа в течение периода от шести до 24 месяцев, в зависимости от типа условно-досрочного освобождения.Три фазы FFP включают:

    Вовлеченность и мотивация

    Основная цель — повысить мотивацию всей семьи к участию в услугах, а также вовлечь в процесс каждого члена семьи. В широком смысле семья определяется как люди, с которыми живет молодежь. Основное внимание уделяется уменьшению вины и негатива и увеличению надежды.

    Поддержка и мониторинг

    Молодежь и семьи подбирают услуги в сообществе, которые улучшают функционирование семьи, поддерживают развитие навыков и поощряют позитивную деятельность.Консультанты FFP также работают с молодежью и семьями над обобщением навыков и поведения, которым молодые люди научились в жилых помещениях, и практикуют их применение в своей семье и сообществе. На этом этапе основное внимание уделяется поддержке и поощрению молодежи и семьи, контролю за условно-досрочным освобождением и поддержанию высокого уровня мотивации и низкого уровня негатива.

    Обобщение

    Молодежь и семью обучают и поощряют к применению приобретенных ими навыков с упором на ведение рецидивов, использование навыков в других областях и обеспечение наличия ресурсов и связей с общественностью.Это вселяет в семью уверенность в том, что они могут справиться с различными ситуациями, которые могут возникнуть. Консультант FFP помогает семье найти постоянную помощь, поддержку и ресурсы, которые они могут использовать после завершения FFP.

    Функциональная семейная терапия

    http://www.fftllc.com/

    Вмешательство; 10–18 лет

    Эффективность

    • Эффективная программа просрочки

    Описание

    Функциональная семейная терапия (FFT) — это ориентированная на результат программа профилактики / вмешательства для молодых людей, которые продемонстрировали весь спектр неадаптивного поведения и связанных с ними синдромов.FFT нацелена на молодежь в возрасте от 11 до 18 лет, подверженную риску и / или подверженную правонарушению, насилию, употреблению психоактивных веществ, расстройству поведения, оппозиционно-вызывающему расстройству или расстройству деструктивного поведения. Для FFT требуется всего 8–12 часов прямого времени обслуживания для часто направляемых молодых людей и их семей и, как правило, не более 26 часов прямого времени обслуживания для наиболее серьезных проблемных ситуаций. Прямые услуги предоставляются клиентам из одного или двух человек на дому, в клиниках и в суде по делам несовершеннолетних или при возвращении из учреждения.

    Эффективность

    FFT определяется акцентом на факторы, которые усиливают защитные факторы и снижают риск, включая риск прекращения лечения. Чтобы выполнить эти изменения наиболее эффективным образом, БПФ представляет собой поэтапную программу с шагами, которые дополняют друг друга. Эти этапы состоят из:

    • Вовлеченность, направленная на то, чтобы привлечь внимание молодежи и семьи к факторам, защищающим молодежь и семьи от преждевременного прекращения программы.
    • Мотивация, предназначенная для изменения неадаптивных эмоциональных реакций и убеждений, а также для усиления союза, доверия, надежды и мотивации к длительным изменениям.
    • Оценка, разработанная для прояснения отношений между индивидуумом, семейной системой и более крупной системой, особенно межличностных функций поведения и их отношения к методам изменения.
    • Изменение поведения, которое состоит из обучения общению, конкретных задач и технических средств, базовых родительских навыков, заключения контрактов и методов с учетом затрат.
    • Обобщение, во время которого ведение семейных дел руководствуется индивидуальными функциональными потребностями семьи, их взаимодействием с ограничениями и ресурсами окружающей среды, а также альянсом с терапевтом FFT / семейным кейс-менеджером.

    Клинические испытания показали, что БПФ способно:

    • Эффективное лечение подростков с расстройством поведения, оппозиционно-вызывающим расстройством, расстройством деструктивного поведения, а также расстройствами, связанными с алкоголем и другими наркотиками, а также с правонарушителями и / или агрессивными.
    • Прерывание зачисления этих подростков на более ограниченные и более дорогие услуги.
    • Снижение доступа этих подростков к другим социальным услугам и их проникновения.
    • Достижение положительных результатов с помощью всего спектра вмешательства персонала.
    • Предотвращение дальнейшего возникновения данной проблемы.
    • Предотвращение попадания детей младшего возраста в семью под систему опеки.
    • Предотвращение проникновения подростков в преступную систему взрослых.
    • Эффективная передача лечебных эффектов между лечебными системами.

    Факторы риска

    Индивидуальный
    Антисоциальные / правонарушения
    Воздействие травмы развития
    Раннее и стойкое несоблюдение правил
    Гиперактивность / импульсивность
    Низкая психосоциальная зрелость (низкая воздержанность, ответственность и перспективность)
    Проблемы с психическим здоровьем
    Предполагаемая расовая дискриминация
    Семья
    Антисоциальные родители
    Разрушенный дом / смена смотрителя
    Жестокое обращение с детьми (жестокое обращение или пренебрежение)
    Братья и сестры, нарушившие закон
    Семейный анамнез проблемного поведения / участие в преступлении
    Насилие в семье (жестокое обращение с детьми, насилие со стороны партнера, конфликты)
    Членство в банде отца (только для мужчин, но только при частых контактах и ​​жестоком обращении)
    Размещение в приемных семьях
    Воспитание в приемной семье
    Мать-подросток
    Высокий родительский стресс / материнская депрессия
    Заключение в тюрьму или заключение члена семьи
    Жил / жил с членом банды
    Низкая родительская привязанность к ребенку / подростку
    Низкое родительское образование
    Членство в материнской банде (только для женщин)
    Применение родителями физического наказания / грубых и / или беспорядочных дисциплинарных мер
    Плохой родительский надзор (контроль, наблюдение и управление детьми)
    Плохие отношения между родителями и детьми или плохое общение
    Домохозяйство с одним родителем
    Школа
    Ненормативные переходы в школу (т.е., изменения в связи с переездом жилья или переводом в середине года)
    Успеваемость по стандартным тестам по математике в 6-м и 10-м классах
    Посещаемость школы
    Пир
    Ведущие сверстники в антиобщественном поведении и совершают преступления из-за статуса сверстника или мести

    Подтверждения

    Проект чертежей OJJDP: Типовая программа

    Решения по борьбе с преступностью: эффективный

    Типовые программы OJJDP: Действующие

    Свяжитесь с

    РС.Холли ДеМаранвилл
    Директор по связям с общественностью FFT
    1251 NW Elford Доктор
    Сиэтл, Вашингтон 98177
    Телефон: (206) 369-5894
    Факс: (206) 453-3631
    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: http : //www.fftllc.com/

    Список литературы

    Alexander, J .; Barton, C .; Гордон, Д .; Grotpeter, J .; Hansson, K .; Harrison, R .; Mears, S .; Михалич, С .; Parsons, B .; Pugh, C .; Schulman, S .; Waldron, H .; и Секстон Т. (1998). План по предотвращению насилия, Книга третья: Функциональная семейная терапия .Боулдер, Колорадо: Центр изучения и предотвращения насилия.

    Функциональная семейная терапия (БПФ) | Youth.gov

    Цели программы

    Функциональная семейная терапия (FFT) — это семейная программа профилактики и вмешательства для молодежи из групп высокого риска, которая решает сложные и многомерные проблемы посредством клинической практики, гибко структурированной и учитывающей культурные особенности. Клиническая модель FFT концентрируется на уменьшении факторов риска и увеличении защитных факторов, которые непосредственно влияют на подростков, с особым акцентом на семейные факторы.

    Целевая группа

    Программа предназначена для молодых людей из группы риска в возрасте от 11 до 18 лет и применяется в различных многонациональных, многокультурных контекстах для лечения различных молодых людей и их семей. Целевые молодые люди обычно подвергаются риску правонарушений, насилия, употребления психоактивных веществ или других поведенческих проблем, таких как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство.

    Компоненты программы

    БПФ состоит из 8–12 часовых сеансов для легких случаев и включает до 30 сеансов прямого обслуживания семей в более сложных ситуациях.Сеансы обычно делятся на 3 месяца и могут проводиться в клинических условиях в качестве амбулаторной терапии или в качестве модели на дому.

    FFT объединяет несколько элементов (клиническую теорию, эмпирически подтвержденные принципы и клинический опыт) в комплексную клиническую модель. Модель состоит из пяти конкретных фаз: вовлечение, мотивация, оценка отношений, изменение поведения и обобщение.


    На этапе взаимодействия терапевты концентрируются на установлении и поддержании отношений с клиентами, основанных на их сильных сторонах.Цели этого этапа — улучшить восприятие того, что терапевтический процесс БПФ будет отзывчивым и надежным, и продемонстрировать клиентам, что терапевты будут их слушать, помогать и уважать.


    Во время фазы мотивации терапевты концентрируются на процессе взаимоотношений между подростками и их семьей. Одна из целей этого этапа — создать мотивационный контекст, чтобы подростки и их семьи захотели продолжить терапию и не бросили ее.Кроме того, терапевты сосредотачиваются на уменьшении негатива, часто свойственного молодежи и семьям из группы высокого риска, такого как безнадежность и низкая самоэффективность. На этом этапе подчеркивается и повторяется идея о том, что положительный опыт терапии может привести к длительным изменениям.


    Оценка взаимоотношений включает в себя анализ процессов взаимоотношений в семье в дополнение к созданию лечебных мест для фаз изменения поведения и обобщения.На этом этапе акцент смещается с индивидуальной проблемы на реляционную перспективу. Терапевты работают над внутрисемейными и внсемейными возможностями, такими как ценности, паттерны взаимодействия, источники сопротивления и ресурсы.


    Фаза изменения поведения направлена ​​на уменьшение и устранение проблемного поведения и сопутствующих моделей семейных отношений посредством индивидуализированных вмешательств по изменению поведения (обучение навыкам семейного общения, воспитания детей, решения проблем и управления конфликтами).Терапевты работают над изменением поведения, не забывая при этом о способностях членов семьи и межличностных потребностях.


    Цель фазы обобщения — повысить способность семьи адекватно использовать ресурсы мультисистемного сообщества и участвовать в профилактике рецидивов. Акцент делается на отношениях между членами семьи и множественными системами сообщества.


    Ключевой персонал

    FFT может быть предоставлен широким кругом профессионалов, включая лицензированных терапевтов, обученных сотрудников службы пробации и других специалистов со степенью психического здоровья и опытом (например,g., MSW, Ph.D., M.D., R.N., MFT и LCP).

    Клиническая модель

    — Об обучении БПФ

    БПФ — это краткосрочная высококачественная программа вмешательства, в которой в среднем проводится от 12 до 14 сеансов в течение трех-пяти месяцев. FFT работает в основном с подростками от 11 до 18 лет, которые были направлены в связи с поведенческими или эмоциональными проблемами органами ювенальной юстиции, психического здоровья, школой или системами защиты детей. Услуги предоставляются как в поликлинике, так и на дому, а также могут быть предоставлены в школах, детских учреждениях, отделениях пробации и условно-досрочного освобождения / послепродажного ухода и психиатрических учреждениях.

    FFT — это модель, основанная на силе, построенная на основе принятия и уважения. В ее основе лежит акцент на оценке и вмешательстве для устранения факторов риска и защиты внутри и вне семьи, которые влияют на подростка и его или ее адаптивное развитие.

    FFT состоит из пяти основных компонентов: вовлечение, мотивация, оценка отношений, изменение поведения и обобщение. У каждого из этих компонентов есть свои цели, фокус, стратегии и методы вмешательства.

    Помолвка

    Цели этого этапа заключаются в том, чтобы улучшить восприятие членами семьи отзывчивости и доверия к терапевту. Терапевты упорно трудиться, чтобы продемонстрировать искреннее желание слушать, помощь, уважение и «матч» членам семьи таким образом, что чувствительно и уважение к личности, семьи и культурных убеждений, точек зрения и ценностей. Терапевт сосредоточен на немедленном реагировании на потребности семьи и поддержании основанного на силе фокуса на отношениях.Действия включают высокую доступность, телефонную связь, соответствующий язык и одежду, общение с максимально возможным количеством членов семьи, «соответствие» и уважительное отношение.

    Мотивация

    Цели этого этапа включают создание позитивного мотивационного контекста путем уменьшения семейной враждебности, конфликтов и обвинений, увеличения надежды и создания сбалансированных союзов с членами семьи. Психотерапевты работают над изменением значения семейных отношений, подчеркивая возможные обнадеживающие альтернативы, придерживаясь непредвзятого подхода и демонстрируя принятие и чуткость к разнообразию.Терапевт сосредоточен на процессе взаимоотношений, отделяя вину от ответственности, оставаясь при этом основанным на силе. Действия включают в себя прерывание крайне негативных паттернов взаимодействия, изменение значения с помощью основанного на силе отношения фокуса, процесс указания, упорядочивание и переосмысление тем путем проверки негативного воздействия поведения с одновременным введением возможных благородных / благородных (но ошибочных) мотивов поведения. Введение тем и последовательностей, которые предполагают позитивное будущее, являются важными действиями на этом этапе.

    Оценка отношений

    Цель этого этапа — определить модели взаимодействия в семье, чтобы понять «функции» отношений или межличностные выгоды для поведения отдельных членов семьи. Терапевт сосредотачивается на выявлении и анализе информации, относящейся к процессам взаимоотношений, и оценивает каждую диаду в семье, используя восприятие и понимание процессов взаимоотношений. Основное внимание уделяется внутрисемейному и внсемейному контексту и возможностям (например,g., ценности, атрибуции, функции, модели взаимодействия, источники сопротивления, ресурсы и ограничения). Деятельность терапевта включает в себя наблюдение, вопросы, выводы относительно функций негативного поведения и переключение с индивидуального проблемного фокуса на реляционную перспективу. Это создает основу для планирования в «Изменении поведения и обобщении», где все вмешательства соотносятся с семейными функциями взаимоотношений.

    Изменение поведения

    Цель этого этапа — уменьшить или устранить проблемы с перенаправлением за счет улучшения функционирования семьи и развития индивидуальных навыков.Изменение поведения часто включает в себя официальные стратегии изменения поведения, которые конкретно касаются соответствующих семейных процессов, индивидуальных навыков или клинических областей (таких как депрессия, прогулы, употребление психоактивных веществ). Требуются такие навыки, как структурирование, обучение, организация и понимание поведенческой оценки. Терапевты сосредоточены на обучении навыкам общения, использованию технических средств, постановке задач и обучению разрешению конфликтов. Методы и стратегии часто включают научно-обоснованные когнитивно-поведенческие стратегии для решения проблем функционирования семьи и направления к специалистам.Фазовые мероприятия сосредоточены на моделировании и стимулировании позитивного поведения, предоставлении указаний и информации, разработке творческих программ для изменения поведения, при этом оставаясь чувствительными к способностям членов семьи и межличностным потребностям.

    Фаза обобщения

    Основные цели на этом этапе — распространить улучшения, сделанные во время изменения поведения, на несколько областей и спланировать будущие проблемы. Это часто включает распространение позитивного функционирования семьи на новые ситуации или системы, планирование профилактики рецидивов и включение общественных систем в процесс лечения (например, учителей, сотрудников службы пробации).Навыки включают мультисистемное / системное понимание и способность устанавливать связи, поддерживать энергию и обеспечивать доступ к системам сообщества.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Следующая запись

    Плов просто и вкусно: Плов со свининой , пошаговый рецепт на 1994 ккал, фото, ингредиенты

    Ср Апр 28 , 2021
    Содержание Как приготовить вкусный рассыпчатый плов в мультиварке | ХозОбозИстория пловаИнгредиенты для плова в мультиваркеПриготовление плова с использованием мультиваркиПольза пловаПохожие рецептыДобавить комментарий👌 Как быстро приготовить плов из свинины на сковороде, рецепты с фотоПлов с курицей — пошаговый рецепт с фотоИнгредиенты:Способ приготовленияПохожие рецептыКак быстро приготовить пловКак приготовить быстрый пловКак приготовить плов […]