Почему мы боимся клоунов — Афиша Daily
В честь Хеллоуина «Афиша Daily» разбиралась, что заставляет нас пугаться и чувствовать себя неуютно при виде вещей и людей, которые на самом деле не представляют никакой реальной угрозы, — например, клоунов, людей в масках, танцующих андроидов и прочие вполне безобидные явления.
Самое страшное — это неопределенность
© Ilbusca/Gettyimages.ru
Бывает такое, что посреди ночи вы услышали странный стук, который почему-то напугал вас до полусмерти. При этом вы точно знаете, что двери надежно заперты и дома, кроме вас, никого нет. Вы также уверены, что в другой ситуации даже не обратили бы на этот звук никакого внимания, но сейчас вам действительно жутко. Почему подобные вещи иногда заставляют нас бояться, а иногда нет? Профессора из колледжа Нокс (Иллинойс) Фрэнсис МакЭндрю и Сара Коэнке в 2013 году опубликовали исследование о том, что вызывает у людей чувство страха, когда явной угрозы нет.
Что такое «зловещая долина»
© JST Erato Asada Project
Особенно силен страх перед неизвестностью, когда непонятное явление принимает человеческие формы. Есть вещи, которые очень похожи на людей и отличаются от них совсем чуть-чуть, — например, механические куклы или роботы с лицами, которые довольно натурально повторяют человеческие движения.
Некоторые современные роботы практически неотличимы от людей. Но любой человек без труда видит их явные отличия, и это зачастую ставит подобных существ в один ряд с зомби и другими жуткими персонажами.
В рамках проекта JST Erato Asada Project в Японии разрабатываются роботы-дети. Ученые, работающие над проектом, подтвердили, что им пришлось столкнуться с проблемой «зловещей долины». Специалисты проводят тесты, чтобы проверить уровень неприязни и отвращения, которые могут возникать у людей при виде реалистичных роботов.
Художник Джордан Уолфсон по-своему исследует феномен «зловещей долины». В сотрудничестве со студией аниматроники Spectral Motion он создал робота, танцующего у зеркала в одной из галерей Нью-Йорка. Двигается он очень реалистично, из-за чего становится жутко.
Почему нас пугает музыка из фильмов ужасов
Вы наверняка замечали, что художественный эффект в фильмах ужасов зачастую усиливается за счет пугающего саундтрека — в самые напряженные моменты непременно начинает играть беспокойная атональная скрипичная мелодия, которая заставляет зрителей бояться еще сильнее. Но как музыка может вообще пугать? Ученый-биолог из Калифорнии Дэниел Блумстайн в ходе наблюдений за популяциями сурков в Колорадо заметил, что, когда детенышей сурков ловили, они издавали характерные звуки. Блумстайн пришел к выводу, что музыка из фильмов ужасов напоминает видоизмененные крики детенышей животных. По-видимому, звуки, напоминающие крики и вой зверей, заставляют людей испытывать тревогу на биологическом уровне.
Подробности по теме
Вам вот смешно: нашествие клоунов на США
Вам вот смешно: нашествие клоунов на СШАПочему мы боимся людей в масках
© Steven Beijer/EyeEm/Gettyimages.ru
Человек в маске клоуна, американского президента и даже Брэда Питта может не на шутку пугать, даже если мы знаем, что за резиновым лицом прячется близкий человек. Клод Леви-Стросс утверждал, что, когда лицо человека чем-то скрыто, окружающим трудно распознать его намерения и эмоции, а они во многом передаются именно через мимику и выражение лица.
Подробности по теме
«Ведьма» и еще 6 хорроров, которые не попали в российский прокат
Почему нам нравится пугаться?
© Weinstein/Dimension Films
Резонный вопрос: если мы так боимся атональных скрипичных мелодий, масок и роботов, похожих на людей, зачем мы продолжаем ходить на хеллоуинские вечеринки и смотреть фильмы ужасов? Социологи считают, что мы получаем удовольствие от стрессов такого рода, ведь, попадая в будоражащую ситуацию, наш мозг вырабатывает дофамин и адреналин. Но для получения максимального удовольствия от нее важно, чтобы вы были уверены — страшное скоро закончится. Проходя очередное испытание хоррором, мы повышаем свою самооценку, думая про себя: «Да не так уж и страшно было, и вообще я храбрец», — это придает дополнительный прилив сил.
Как избавиться от страха
© Timo Wiedenbrueck/EyeEm/Gettyimages.ru
Если в этот Хеллоуин вы чего-то сильно напугались, попробуйте отвлечься от страшных мыслей. Вам надо пройти по темному коридору квартиры после просмотра фильма ужасов? Сфокусируйтесь на своем дыхании, включите приятную музыку, прочтите пару страниц любимой книги (если это, конечно, не Стивен Кинг). Выведите свой мозг из состояния неопределенности, из-за которого он заставляет вас чувствовать настороженность. Конечно, эти советы не помогут, если речь идет о полноценной фобии. Если вы замечаете, что пугаетесь странных шорохов в квартире или клоунов постоянно и это мешает вам жить, стоит обратиться к квалифицированному специалисту.
«Он хочет меня убить!» Почему некоторые люди боятся клоунов | Психология жизни | Здоровье
Далеко не все при виде клоунов начинают громко смеяться, некоторых они приводят в состояние ужаса и тревоги. Красный клоунский нос для таких людей страшнее темноты, маньяка в парке и встречи с черной мамбой вместе взятых. Часто это называют коулрофобией: это хоть и не является установленным официально расстройством, рассматривается как одна из множества «фобий» (то есть страхов), таких же, как агорафобия (боязнь открытого пространства), обратная ей клаустрофобия или, к примеру, пейрафобия (боязнь публики, зрителей). Каковы истоки этого странного явления и как его победить, рассказывает
Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, откуда берется страх клоунов?
Мария Меркулова: Эта фобия больше характерна для поколения, выросшего на страшных фильмах, в которых клоун представлялся человеком, способным сделать что-то плохое. У детей психика более пластичная, если ребенок посмотрел нечто подобное, это быстро запечатлеется в его памяти.
Согласитесь, Карандаш или Никулин не вызывали у маленьких зрителей панику и слезы. Советских клоунов больше боялись родители, которых могли в любой момент вытащить на сцену и хорошенько обсмеять.
Тем не менее, чтобы избежать проблем в будущем, детей с чувствительной нервной системой до трех лет не рекомендуется водить на зрелищные мероприятия, где присутствуют резкие и громкие звуки, цветовые эффекты, большие ростовые куклы и крупные звери. Ярко накрашенное лицо, неестественные пропорции тела, неожиданные поступки клоуна могут просто напугать ребенка. Если вы все же решили пригласить аниматора, он должен быть одет и накрашен как обычный человек либо иметь образ сказочного положительного героя, тогда шанс травмировать малыша будет минимальным.
— У взрослого человека страшный фильм про клоуна может вызвать фобию?
— Да, если у него тревожная нервная система и он находится в нестабильном состоянии. Сильный страх клоунов в сознательном возрасте (не идущий из детства) — это скорее патология.
Вообще говоря, дело не только в фильмах, а в самом образе клоуна: у него на лице улыбка, но при этом он совершает разные негативные поступки, начиная от безобидного пинка и заканчивая убийством (ведь именно это нам показывают в фильмах ужасов). В психологии есть понятие неконгруэнтности: ситуации, когда вербальные признаки не совпадают с невербальными. Например, человек улыбается, а на самом деле хочет причинить зло. Когда мы чувствуем эту разницу интуитивно, возникает состояние паники.
Кром того, иногда срабатывает генетическая память: люди ярко раскрашивали себя, когда шли на войну либо при совершении каких-то магических ритуалов и жертвоприношений. Если все это подпитано разными жуткими фильмами и рассказами, конечно же, страх закрепляется.
— Фильмы ужасов про клоунов-убийц лучше не смотреть впечатлительным людям?
— Да, если вы знаете, что после этого будете плохо спать и думать о случившемся несколько дней. Не провоцируйте себя. С другой стороны, иногда тревожные люди даже любят фильмы ужасов, поскольку таким образом они преодолевают свои страхи. Ведь все происходит не по-настоящему, они находятся по другую сторону экрана. Главное, чтобы финал фильма был хорошим, а сам просмотр лучше устроить дома или в кругу друзей. Но это можно делать только в том случае, если фобия не прогрессирует, вы испытываете лишь легкое чувство страха.
— Какие симптомы говорят о том, что степень боязни слишком высокая?
— Есть общие признаки, характерные для разных фобий: дыхание становится более частым и поверхностным, учащается сердцебиение, краснеет кожа, дрожат руки, подгибаются коленки, появляется ком в горле, возникает состояние паники, при котором человек не может усидеть на месте, ему нужно совершать хаотические движения. Все это проявления панического расстройства, которые способны появиться только при одной мысли об объекте вашего страха или при взаимодействии с ним. В таких ситуациях единственно верный путь — это обратиться к специалисту.
Если человек боится чего-то, в том числе и клоунов, это повод задуматься о том, насколько качественно он живет и насколько у него стабильная нервная система. Если есть страх перед клоунами, то наверняка есть страх и перед другими событиями в жизни. Просто клоунов бояться легче всего, мы же не встречаем их на каждом шагу, а о других ситуациях (более реальных) — разговоре с начальником, смене работы и т. д. — пока думать страшно.
— Но, может быть, имеет смысл не обращать внимание на страх клоунов, все-таки мы не каждый день встречаем их на улице?
— Если нервная система склонна к страхам и сами страхи — это реакция на стресс, то они имеют свойство распространяться на другие области.
Правило простое: когда ты убегаешь, тебя всегда кто-то догоняет. Важно не избегать проблемы. Но многие избирают именно этот путь. Например, человек не пытается решить вопрос, а постоянно обсуждает его со своими близкими. Да, ему на время может стать лучше, но не более того. Другой вариант — это не думать о страхе, избегать столкновений с объектом фобии. Это тоже временное решение. Причину мы таким образом убрать не можем.
Еще раз подчеркну, что лучше столкнуться со страхом, если вы к этому реально готовы, здесь не должно быть никакого насилия над собой. Например, зайдите в темную комнату или засните с выключенным светом, если боитесь темноты, посмотрите фильм с клоуном, если у вас есть подобный страх. Однако в случае возникновения панических состояний лучше сразу обратиться к специалисту.
Этимология страха. Почему мы обязаны бояться клоунов
Вы успели посмотрели киноремейк Энди Мускетти «Оно»? Он еще идет в минском прокате. Фильм уже назвали одной из лучших кинговских киноадаптаций, а критики до сих пор спорят, страшный он получился или нет. Но раз психологи, философы и кинематографисты всерьез пишут статьи о том, что клоунов придумали, чтобы мы их боялись, KYKY решил не публиковать простую рецензию на фильм, а перевести несколько таких исследований. У этого страха большая предыстория.
Люди и так боялись клоунов на улицах, в цирковых представлениях и у власти. Теперь на волне ажиотажа вокруг фильма «Оно», люди вспомнили, что и оригинальные клоуны могут быть жуткими, пугающими не только коулрофобов – бедняг, страдающих от боязни к этим актерам гротеска и буффонады. Новому фильму по Стивену Кингу, несмотря на то, что многие не считают ленту пугающей, удалось заразить страхом к клоунам и новое поколение, до сих пор с Пеннивайзом не знакомое. В западных СМИ уже появилось несколько абсолютно неироничных исследований, почему от образа, задумывавшегося как источник веселья, у многих душа уходит в пятки и почему клоуны заслужили эту мрачную репутацию.
Маска клоуна
На эту тему:«Я боюсь, что меня посадят». С какими проблемами беларуский бизнесмен идет к психологуНекоторые психологи считают, что главная причина страха перед клоунами – маска. Грим скрывает истинное лицо, и о том, что скрывается за улыбающимся фасадом, мы можем только догадываться. Сам клоун – это только верхушка айсберга. На самом деле, мы боимся неизвестности. «Мы полагаемся на выражение лица, когда хотим понять человека и определить его намерения. Но с клоунами это не срабатывает, – объясняет доктор медицинских наук Дина Рабиновиц на сайте Business Insider. – Мы не видим того, что скрыто под макияжем и тревожимся: «Что же там происходит?»
Кроме этого, ученая считает, что люди подсознательно не доверяют тому, кто всегда счастлив и смеется. Заявление, несомненно, справедливое. Правда, ловишь себя на мысли, почему тогда образ страшного клоуна сложился в США, где улыбка заложена в культурном коде, а не где-нибудь в постсоветских странах, у населения которых мышцы, отвечающие за улыбку, кажется, скоро атрофируются.
Зловещая долина
Исследователи феномена клоунов вспоминают и об эффекте «Зловещей долины». Суть гипотезы в том, что робот или любой другой объект, который выглядит и действует похоже на человека, но не точно имитирует его, вызывает у наблюдателя неприязнь, а то и отвращение. Да, клоунские рты действительно походят на человеческие улыбки, но таковыми не являются.
Точная причина этого эффекта не установлена. Некоторые психологи объясняют этот феномен тем, что человек де-факто так устроен, смиритесь: мы на бессознательном уровне замечаем даже малейшие отклонения от нормы. Если, например, робот сильно схож с человеком, то машина перестает восприниматься машиной и навевает нам иррациональный, средневековый, а то почти доисторический страх перед «оживленным трупом». Добавьте сюда и симметричность лица клоуна, неестественность движений и речи. Какой уж там человек?
Кроме того, возможное объяснение эффекта «Зловещей долины» – теория восприятия угрозы, предложенная Минсу Каном. Автор теории считает: все, что не подходит однозначно под категорию «человек» или «робот», вводит нас в когнитивный диссонанс. Чего ожидать от этого существа? Управляю ли я ситуацией? Ответ не находится. Возникает страх.
Эффект объясняют и нашей неспособностью выражать эмпатию к тому, кто человекообразен, но не реагирует на нас так, как мы этого ожидаем. Или, наоборот, по «теории психопатов» Анжелы Тинвелл, мы боимся того, что к эмпатии неспособен сам андроид или клоун и начинаем воспринимать подобное создание, как психопата.
Клоуны созданы, чтобы их боялись
Существует и такая концепция. В цирковом искусстве клоуны призваны быть обманщиками. Куролеся на сцене, они заставляют зрителя быть настороже. Действия актера зачастую непредсказуемые. Это их амплуа на цирковой арене.
На эту тему:Топ-25 новинок сериалов, которые мы будем смотреть до конца годаКлоун нарушает правила социальных норм. Бывает, хватает даже простого отсутствия зрительного контакта при разговоре с кем-либо, чтобы почувствовать себя неуютно. Примерно то же самое, но в другом масштабе происходит и во взаимодействии с клоуном. Вы не можете начать драться, кричать или убегать, если к вам подходит клоун. Вам неприятно, но вы заставляете себя оставаться в рамках приличия, не хотите быть грубым. А клоуну все равно, он в любом случае сделает то, что входит в его программу. В итоге, помимо того, что вы остались в рамках приличий, вы еще и проваливаетесь в глубочайший дискомфорт. А если вы при этом ребенок и в цирке первый раз?
Ученые отмечают, что даже первое в жизни цирковое представление, не то, что первый клоун – это уже настоящий шок и, возможно, травма. Обилие эмоций под аккомпанемент шума и гама, в толпе в необычном помещении… На некоторых детей это может подействовать угнетающе, отсюда и страх перед клоуном как общепринятым цирковым символом.
Клоун-маньяк
В 70-х вообще случилась мрачная история, которая тоже могла повлиять на репутацию таких мирных граждан, как Рональд МакДональд, и его коллег. Центральным персонажем СМИ в то время стал Джон Уэйн Гейси – серийный убийца, превращающий людей в героев некрологов чикагских газет чуть ли не в промышленных масштабах с 1972 по 1978 года. Джон в образе клоуна Пого приходил на детские дни рождения и благотворительные мероприятия. Добродушный парень, переодевающийся на досуге в клоунский наряд, щеголял в нем не только на праздниках, но и у себя в подвале, в котором хранились трупы. 33 изнасилованных и убитых подростка. Страх и ужас. В 1980-ом Гейси поймали и признали виновным. В 1994-ом его казнили смертельной инъекцией. Классический сюжет истории про клоуна-маньяка остался, похоже, навсегда.
Клоуны, терроризирующие мир
И мы сейчас не о Буше-младшем, Трампе или Ким Чен Ыне. В 2016 году группа «жутких клоунов» нападала на людей по всему миру. В США, Канаде, Европе и Азии регулярно сообщалось об угрожающих на вид клоунах, появляющихся в лесах или вблизи детских площадок. Все это привело к большому числу арестов, школьных предупреждений, комендантских часов и полицейских расследований.
На эту тему:Какой феминизм нужен беларуским женщинам. Эссе магистра философииДаже на Хэллоуин руководители многих американских школ запретили ученикам появляться в клоунских костюмах, а в специализированных магазинах эти наряды убрали с полок. Эта история достала даже Стивена Кинга – напомним, литературного отца клоуна Пеннивайза. В своем твиттере Кинг написал: «Эй, ребята, пора охладить пыл истерии с клоунами – большинство из них хорошие ребята, радуют детей и заставляют людей смеяться».
Но истерия вокруг таких пранкеров подогревалась еще долго. Дошло до того, что в штате Юта полиции пришлось издать специальное распоряжение для граждан с просьбой не стрелять по клоунам. Хотя «уличные клоуны» получали серьезные ранения по всему миру, не только в Америке. Например, в Берлине 16-летний подросток переоделся в страшного клоуна, взял молоток и пошел пугать малолетних. Но его жертва – 14-летний мальчик – не растерялась и ударила агрессора ножом. Оказалось, что демонический шут – сосед парня. В итоге подросток даже оказал первую помощь своему обидчику и вызвал скорую. Местная прогрессивная полиция написала об этом случае в своем Facebook и попросила граждан не подчиняться стадному инстинкту и не участвовать в эпидемии клоунов-убийц.
Кстати, в самом начале этой клоунской вакханалии звучали предположения, что это всего лишь пиар-кампания грядущего фильма «Оно». Слухи не подтвердились, но идея достаточно смелая. Главное, чтобы у прокатчиков какого-нибудь «Горько 3» теперь не появилось гениальной идеи засылать пьяного Светлакова в темные переулки СНГшных городов.
Клоуны, Голливуд и культура
На эту тему:Что не так с фильмами ужасов на русском языкеНу, и в завершении, основной источник массовых истерий, обывательских страхов и родительских параной – Великий и Ужасный Голливуд. В кинематографе образ клоуна эксплуатируют давно, уверенно и со вкусом. Например, американский фильм 1952 года «Величайшее шоу мира» чуть ли не первым начал демонстрировать нам циркового шута с наклонностями убийцы. Но надо признать, это был не фильм ужасов. Реальное развитие страшного клоуна как современного персонажа произошло в 1982 году, когда вышел фильм «Полтергейст». Вот тогда боязнь клоунов точно вышла на новый уровень. В фильме есть яркая сцена, в которой клоунская кукла, которая только что была игрушкой маленького мальчика, оживает и пытается утащить хозяина под кровать. Кстати, у фильма репутация не лучше, чем у клоунов. Картина считается проклятой благодаря трагическим событиям и смертям на съемочной площадке: пять членов актерского состава умерли во время съемок серии фильмов. Обвинять во всем клоунов, конечно, нельзя, но в памяти народа эта история точно отложилась.
Ну а в 1986 году Стивен Кинг написал роман «Оно», и клоунская тема поднялась на новый виток эволюции. В 1990-ом по книге сняли мини-сериал из двух частей, а теперь, в 2017-ом, появился и осовремененный хоррор, постерами которого заклеены все кинотеатры.
Между этими экранизациями в 1988 году появился еще один фильм про клоунов из категории Б: «Клоуны-убийцы из космоса». Сюжет настолько прекрасен, что пересказ убивает все очарование фильма, потому будем кратки – это история об инопланетной группе клоунов-убийц, которые пополняют свои пищевые запасы людьми, тела которых заворачивают в нежную розовую вату. Не стоит забывать и про современный сериал «Американская история ужасов». В седьмом сезоне сериала, который называется «Культ», концентрация клоунов просто зашкаливает. Вообще современная массовая культура активно использует клоунов для накрутки кассы в кино, тема пугающих масок уступает разве что борьбе за гендерное равенство и фильмам о супергероях. Но кто знает, может, у комиксных персонажей скоро появится коллега – добрый клоун, который всех спасет. Хотя погодите, у них уже был Джокер. И он тоже не вселял абсолютно никакого доверия.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Почему люди боятся клоунов: goldoff — LiveJournal
История про боязнь роботов, Будду и коулрофобию.
Раньше, рассказывая про серийного убийцу, переодевавшегося клоуном, я заинтересовался, почему люди боятся клоунов. И вот нашел научное объяснение.
В токийском университете Мукта работает Мосахиро Мори. Хоть ему уже 93 года. Он инженер, ученый-робототехник. Но больше всего он известен открытием еще понятия «зловещая долина» еще в 1970 году.
В середине 60-х годов XX века Масахиро Мори придумывал, как должен выглядеть робот, который понравится людям. Делал он это по заказу беспринципного капитала: компании, разрабатывавшей примитивных механических зазывал в магазин. Он показывал людям рисунки роботов разной степени проработанности. Оказалось, что людям не нравятся шарниры, шары, кубы, сочленения и прочая механика, и чем больше робот похож на человека, тем больше доверия он вызывает. Однако наступает момент, когда сходство с человеком начинает уже пугать. Этот страх увеличивается до почти полного совпадения образов робота с человеческим. После этого испытуемые снова начинали говорить, что робот симпатичный.
Масахито Мори очень заинтересовался, и начал исследовать другие образы. Зомби, трупы, детские игрушки, куклы японского театра. Да-да, и конечно клоунов. Эта кривая симпатии «рост-резкое падение-рост» повторялось на всех понятиях и со всеми испытуемыми. Эффект назвали «зловещая долина», причем по-японски используется название японских же кукол «букими». Почему это происходит, Мори не понимал. Но уже тогда предложил делать роботов максимально не похожими на людей, и стратегически японская робототехника шла по этому пути.
Эффект исследовали и дополняли другие, например, в 2009 году в США открыли, что он касается также и обезьян. Именно тогда стало понятно, что дело скорее всего в эффекте этологической изоляции (еще один сложный эффект, но без его введения не поймешь). Он ограждает нас от скрещивания с похожими на человека, но при этом все же генетически разными существами. Дополнительный психологический барьер от затрат ресурсов на потенциально ухудшающий выживание вида процесса. Причем вот такие вот существа, похожие, но не совсем, для размножения хуже всего. Спариваться уже можно, а получать здоровое и беспроблемное потомство еще нет.
Вторая гипотеза — дело в «теории управления ужасом», гласящей, что инстинкт самосохранения вынуждает держаться подальше от всего, что напоминает о смерти. Но даже чисто логически она не очень подходит. Почему при росте человекоподобия робот больше напоминает о смерти, мне лично совсем не очевидно.
Третья гипотеза объясняет «долину» леностью мозга. Она схематично на 3 картинке. Когда мы видим похожего на человека робота, но при этом замечаем нехарактерную мимику и пластику, мозгу требуется значительно больше усилий, чтобы обработать картинку и понять, что же это такое. Мозг этого не любит, дополнительное время на понимание может быть фатально для выживания, поэтому лучше держаться от такого рода объектов подальше.
Коулрофобия, или боязнь клоунов, в наше время психологически объясняется эффектом «зловещей долины». Что-то похожее на человека, но не совсем человек, пугает и страшит. А по какой конкретно причине – то ли боязни спариваться с ними, то ли боязни смерти, то ли лености мозга — тут предлагаю выбрать самим. Кроме этого, добавляется асоциальное (трангрессивное, поумничаю еще раз) поведение клоунов, что рушит упорядоченный и алгоритмизированный мир ребенка. Ну и попкультура добавляет страхов. Вспомним Джокера, величайшего злодея в комиксах всех времен по практически всем рейтингам. Хотя где здесь курица, где яйцо, еще вопрос.
Из обещанного интересного остался Будда. По мнению того же Мори, написавшего книгу «Будда в роботе: размышления инженера-робототехника о науке и религии» еще в 1974 году, каждый робот имеет буддийскую природу, то есть потенциал к достижению состояния будды. И это прекрасно для нас, кожаных ублюдков! Будем жить! Если нас не сожрут клоуны.
«Я словно рыба-клоун в Океанариуме залива Монтерей» | Статьи
Попытки взрослых мужиков выяснить, кто из них круче, раздражают Николаса Кейджа. Он верит в возможность мирного сотрудничества и считает, что несмотря на пандемию, вокруг нас множество хороших вещей, которым надо радоваться вместе. Образы фриков, встреченных на улице, помогают Николасу озвучивать мультфильмы. На студии DreamWorks он чувствовал себя объектом изучения туристов и оказался на грани клаустрофобии. Об этом актёр рассказал «Известиям» накануне выхода анимационного блокбастера «Семейка Крудс: Новоселье», который успешно стартовал в российском прокате.
— Вашего персонажа в «Семейке» ведь зовут Груг. Каким вы его видите?
— Ни больше ни меньше одним из первых отцов среди homo sapiens. Может, кроме него, и были еще какие-то кроманьонцы… Ой, вообще-то, я до конца не знаю, кроманьонец он или неандерталец. В любом случае он принадлежит к каким-то пра-пра-пра-пра-праотцам, и больше всего по-отечески желает, чтобы его семья была в безопасности.
Иногда он с этой заботой перебарщивает и кажется совсем невыносимым, особенно для Гип, которую озвучивает Эмма Стоун. Грут вообще не дает ей общаться за пределами семейного круга, что делает необходимым появление Малого, персонажа Райана Рейнольдса. Мне в сиквеле дорого то, что мы сразу видим эволюцию Груга: он научился не бояться чужаков, стал более открытым к другим сообществам и людям, а это огромный прогресс не только для персонажа, но и вообще для любого человека.
Кадр из мультфильма «Семейка Крудс. Новоселье»
Фото: UPI
— Что еще нового во вторых «Крудсах»?
— Принципиально новым элементом стала концепция «соседей». Мы все живем среди «соседей», нам нужно что-то делать с этим, искать с ними общий язык, иметь в виду их присутствие. На самом деле, единственный день, когда нам нравится делать подарки незнакомым людям, а они чаще всего и оказываются твоими соседями, — Хэллоуин. Я по этой причине особенно люблю этот праздник.
Гругу нужно научиться сосуществовать со своими соседями. Персонаж по имени Фил Беттерман мне безумно нравится — напоминает о любимом сериале моего детства — «Флинстоунах». Помните, там Барни и Фред тоже были соседями. Теперь мы проходим через нечто в том же духе — та же динамика и новая, но по духу совершенно знакомая репрезентация пещерного человека, выполненная с вкраплением узнаваемых деталей современного мира. А ведь еще есть Гип и Малой, которые в фильме отвечают за романтические отношения, бабочки в животе и вообще всякие дела сердечные. Так что все люди в мире могут легко и быстро понять то, что происходит между семьями Крудс и Беттерман. И сделать для себя необходимые выводы.
— У вашего героя с Филом Беттерманом тоже ведь всё не так просто?
— Да, не поспоришь! Знаете, это и смешно, и неприятно, когда взрослые вроде бы мужики начинают играть в глупую игру, выясняя, кто круче. Меня такие ситуации всегда раздражают. Но что делать, если это существует сплошь и рядом? Вот и с Гругом моим так получается. Ему всё время кажется, что главное его достоинство — огромная физическая сила. Но мы-то знаем, что его подлинная сила в необъемном сердце, в любви к своей семье. А Груг зачем-то хвалится своими мускулами.
Фил — герой куда более сложный, у него есть интеллект и домик на дереве с красивым обзором. Всё это как бы слегка возвышает его над грубоватым Гругом, и у них очень забавно развиваются отношения. Такие принято называть «броманс», хотя я это слово не очень люблю.
Кадр из фильма «Семейка Крудс. Новоселье»
Фото: UPI
— Это же просто крепкие мужские отношения, чуть ближе дружбы?
— Ну, можно было бы назвать это любовью, только не в плотском смысле. Как раз такое чувство возникает, сменяя постоянное соперничество или другие трения. Герои начинают защищать друг друга на охоте или в столкновении с кингконгообразной обезьяной. Им просто необходимо объединиться, чтобы выжить. В итоге они просто обязаны стать лучшими друзьями. Мне кажется, это отличная траектория.
На самом деле мы ведь в жизни часто встречаем людей, которые нам категорически не нравятся, а потом пытаемся разобраться: как же это мы стали лучшими друзьями? А те, с кем было так легко, в итоге куда-то исчезают. Может, все дело, что парню, который грубоват и не привык подбирать слова, мы в итоге больше доверяем?
— Вам-то как кажется, этот фильм действительно лучше первой части?
— Честно, не знаю. Он точно масштабнее и дороже. Не уверен, что смешнее. С другой стороны, я не знаю всех подробностей производственного процесса. Это огромная совместная, многоуровневая работа. Про себя могу сказать, что сидел в маленьком уютном боксе и чувствовал себя так, словно меня засунули в аквариум. Очень клаустрофобное и нервное ощущение. А вся команда DreamWorks видела меня на дисплее, фиксировала каждое мое движение или слово, чтобы добиться наилучшего эффекта. Но я-то все равно был как рыба-клоун в Океанариуме залива Монтерей, где толпа народу, и все пялятся сквозь прозрачные стенки. А мне нужно были найти для себя какую-то зону, или измерение, если хотите, чтобы словить все ритмические и вокальные интонации.
Это можно назвать выступлением, где нет актеров, с которыми ты бы мог взаимодействовать. Нужно самому, в полном одиночестве воспроизводить все для создания смешных и сентиментальных образов. Я внутренне то перебирал коммерческие ролики с ТВ, то воспоминания о каких-то фриках, которых случайно увидел на улице, то вообще фиксировал нечто бесформенное, существующее в моем подсознании.
Кадр из фильма «Семейка Крудс. Новоселье»
Фото: UPI
— Любимая сцена в фильме у вас есть?
— Да их полно! Сцена за обеденным столом с бананами, игра в «воина дороги» у Фила и Груга, плюс для меня как для фаната «Кинг Конга» всё, что было связано с обезьяномонстром. Вы это все узнаете, когда посмотрите, если еще не видели, я не буду спойлерить. Вообще, для меня в этом проекте главное — креативность. Он напоминает мои главные анимационные впечатления детства — «Пиноккио» и, пожалуй, самый мой любимый мультфильм всех времен «Желтая подводная лодка».
— Как думаете, какая главная эмоция должна быть у зрителей после просмотра новых «Крудсов»?
— Не боюсь показаться слишком простым или банальным. Скажу так: счастье. Они должны ощутить себя счастливыми.
Кто-то думает, что вокруг тотальные конец света и безнадега, но осталось ещё множество вещей, которые делают нас счастливыми и позволяют хорошо провести время вместе. Мне хочется верить, что «Семейка Крудс» к таким как раз и относится.
Справка «Известий»Николаса Кейджа на самом деле зовут Николас Ким Коппола, он племянник великого режиссера. Снимается в кино с начала 1980-х годов прошлого столетия, сыграл более чем в 100 фильмах. Среди его лучших картин «Бойцовая рыбка», «Пегги Сью вышла замуж», «Воспитывая Аризону», «Дикие сердцем», «Покидая Лас-Вегас». Дважды номинант «Оскара», четырежды — «Золотого глобуса».
цирковой и больничный клоун Тик-Так Лерика Пивненко – Москвич Mag – 22.07.2019
Я работаю там, где тяжелые заболевания крадут у детей детство, и изо всех сил стараюсь этому помешать.
Вот что такое в двух словах работа клоуна — добрая и со смыслом. Любому зрителю, каждому ребенку нужен клоун-друг, клоун-любовь, а не просто смешная (а часто и совершенно не смешная!) ерунда. А уж тем более в обстоятельствах, когда жизнь резко изменилась и в ней появились страх и неприятные процедуры. Забыть о том, что ты пациент, и побыть зрителем и партнером по игре — вот что требуется детям в тяжелых отделениях.
В цирковое училище я поступила на самом деле случайно — хотела стать актрисой. Однако цирк меня всегда притягивал — яркостью, силой, настроением праздника. А теперь получается, что я все это передаю своим зрителям. Каждую среду прихожу в отделения детской онкологии РОНЦ им. Блохина, где работаю штатным клоуном организации #ТворческоеПартнерство (а еще среди нас художник, музыкант, игро- и сказкотерапевт).
Наша работа не просто детский смех. Нужно соблюдать и больничные правила, и верную дистанцию, чтоб ребенок не пугался, а понимал, что я пришла дружить. Многие при встрече говорят: «Не надо, мы боимся клоунов». Я честно отвечаю: «Сама боюсь», потому что знаю, о чем речь: о бесцеремонном, шумном вторжении в пространство, где у маленького пациента и так достаточно стресса. Мой клоун Тик-Так приходит не для этого. Иногда достаточно только встать у двери и тихо спеть песенку, чтобы ребенок улыбнулся. А для малышей, которые при виде красноносого товарища сильно удивляются, у меня есть «противостеснительные средства»: мыльные пузыри, перчаточные куклы, погремушки. Профессиональный медицинский клоун умеет думать, как ребенок, слушать — без этого немыслима профессия. Клоунада ведь трогательная, на полутонах, на цыпочках. А в моем случае надо еще и принести реальную терапевтическую пользу.
Я заметила, что в белых палатах больше настоящей жизни, чем за пределами больницы. Это, наверное, потому, что там в отличие от замкнутого круга работа-дом-работа не приберегают радость на потом, улыбаются, если хорошо, и живут здесь и сейчас. Я прихожу для того, чтобы помочь найти вот эту причину для радости. Родители часто благодарят за то, что появляюсь в самый нужный момент — а ведь дело-то в том, что там, в палате, каждый момент становится нужным. Благодарят и врачи, а я ценю их доверие, согласие пускать клоуна и в палаты, и в процедурный кабинет.
Здорово успевать проживать две жизни: клоунскую и человеческую. В какой-то момент мне захотелось делиться этим ощущением абсолютной радости. Поэтому я придумала авторский клоунский тренинг для всех желающих #СоставСчастья🤡. Он про то, как отправиться обратно в детство, разбудить там своего внутреннего ребенка-клоуна, повеселиться и вернуться во взрослую реальность, не растеряв это состояние. Научиться выгуливать себя и своего клоуна. Глубоко мы не копаем, но обязательно веселимся и наслаждаемся. В Москве уже прошло четыре тренинга, планирую следующие осенью, анонсы будут на моих страничках. А еще я тренирую волонтеров из других регионов, которые постигают профессию больничного клоуна. Они говорят, что я такой педагог, который не учит, а делится. Мне самой всегда встречались удивительные учителя: Лев Георгиевич Усачев, акробат, жонглер и клоун, который 30 лет работал в цирке и потом еще столько же преподавал в училище; Авитал Двори из Израиля, которая подсказала, как направить энергию в нужное русло. И если вам интересно посмотреть на мир и на себя через клоунский нос — приходите знакомиться, прокатимся вместе на «Составе Счастья».
Фото: София Панкевич
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на [email protected].
Что такое коулрофобия? Или боязнь клоунов. — 21 ответов на Babyblog
Я например , помимо клоунов ещё не люблю кукл, смотреть их «неживые» глаза. Слава Богу у меня сын и у нас нет в игрушках кукол. Гуглю «боязнь кукол», получаю ответ «педиофобия «. Охо!
Статья понравилась. Откуда берутся эти фобии- да с детства((( Помню этот ужасный фильм «Оно» посмотрела мельком ,когда дома были гости — запомнился на всю жизнь(((. Почему-то клоуны не вызывают у меня улыбку,радости ? Сделала вывод: надо беречь своих деток от просмотров страшных фильмов с добрыми героями в будущем…
«…Мы спокойно гуляли по парку, как вдруг я увидела его. У меня сразу затряслись ноги, в животе все перевернулось, а в голове стучала только одна мысль: «Нет, нет, нет». На меня смотрело выбеленное лицо с неестественно большими красными улыбающимися нарисованными губами. Это был Клоун…»
Это называется коулрофобия – паническая неконтролируемая боязнь клоунов. Как показали исследования английских ученых, проводившиеся среди 250 детей 4-16 лет, большая часть из них опасается клоунов, а некоторые не на шутку боятся. Но не только дети и подростки, а подчас и успешные взрослые страдают от этой боязни. Что удивительно, фобия распространилась только в начале 21-го века.
Другие исследования, проводившиеся в Интернете, показали, что из 100 опрошенных людей разных возрастов 84 не любят и боятся клоунов, стараются не посещать цирки и считают их юмор глупым и неуместным. Вот как был прокомментирован ответ «против»: «Почему-то мне кажется, что если люди и смеются над клоунами, то это скорее нервный смешок, чтобы скрыть напряжение… Сценаристы всяких ужастиков так и норовят впихнуть образ клоуна в какую-нибудь леденящую кровь сцену, наверняка поэтому мое воображение теперь всегда дорисовывает клоунам огромные разделочные ножи…»
И не зря у большинства опрошенных клоун ассоциируется с ножами, бензопилами и прочим оружием. Всему виной экранизация романа «короля ужасов» Стивена Кинга. Снятый в 1990 году, фильм «Оно» рассказывает о клоуне, убивающем людей их же страхами, сохраняя на лице добрую улыбку. Это положило начало целой серии ужасов с главными героями в лице злых клоунов: «S.I.C.K.», «Клоуны убийцы», «Клоун», «Страх клоунов», «Дом клоунов», «Хороший клоун – мертвый клоун», «Гробовщик»… Сценаристы нашли нужную веревочку, за которую удобнее всего дергать, чтобы добиться у людей реакции панического страха.
Нельзя также обойти стороной тему убийц, насильников и педофилов, которые профессионально работали или подрабатывали на ярмарках клоунами. Это возымело определенное воздействие на общество.
России повезло чуть больше. Советские клоуны были мало похожи на тех убийц из фильмов, и до конца 90-х годов коулрофобия не получала особого распространения. Да и вряд ли, вспоминая таких клоунов, как Ю. Никулин, О. Попов, В. Полунин, вы сможете ассоциировать их с убийствами или насилием. В их выступлениях юмор всегда был только добрым и милым, это Клоуны с большой буквы и мирового масштаба. Увы, не всегда можно так же лестно отозваться о клоунах из городских цирков или компаний, приглашенных на праздник, иногда их профессионализм оставляет желать лучшего.
Многие причины страха подсознательные:
1. Лицо под маской или гримом. Это одна из главных причин – невозможно понять, что на самом деле думает и чувствует человек, хотя тот всегда сохраняет на лице улыбку.
2. Боязнь быть высмеянным публично. Когда клоун выбирает кого-то из публики и начинает над ним потешаться, это только усиливает страх. Рассказ одного из страдающих фобией: «…Изначально я к ним вообще равнодушно относилась, доколе эти образчики девиантного поведения не сподобились наградить меня, пришедшую однажды в цирк, порцией своего ценнейшего внимания, вытащив на манеж и сделав невольным участником их патологически глупого фокуса…»
3. Экспрессивная фразеология и резкие движения, которые призваны привлечь внимание, а в обычной жизни присущи психически нездоровым людям.
4. Детские воспоминания о плохом походе в цирк или увиденном фильме. Эти впечатления, как правило, самые сильные и несут свой отпечаток в течение всей жизни.
5. Аллергия на грим, краски, дурацкие носы. До фобии это, может, и не доведет, но неприязнь точно появится.
6. Боязнь нового, непонятного, необычного. Как правило, действия клоуна непредсказуемы, невозможно угадать, что же он выкинет в следующий момент, это заставляет относиться к нему с настороженностью. А если следующее действие окажется опасным?
Но, как и от любых страхов, от коулрофобии можно и даже нужно избавиться. Можно, конечно, отказаться от цирка и просмотров фильмов с участием клоунов, но нет гарантии, что вы не встретите их в реальной жизни.
В самых сложных ситуациях может помочь только психолог. Но если легкая антипатия у ребенка появилась, то можно показать ему мультфильм или выступления добрых клоунов по телевизору или в цирке, где они являются исключительно положительными персонажами.
При подготовке похода в цирк нужно обратить внимание на то, чтобы клоун был действительно профессионалом своего дела, чтобы его программа была рассчитана на зрителей всех возрастов. Другой вариант: одному из родителей переодеться в клоуна и пообщаться с малышом. Это и взрослым поможет понять, что за маской скрывается обычный человек, со своей жизнью и заботами.
Получайте только положительные эмоции и не смотрите «ужастиков» на ночь!
Почему люди боятся клоунов
- Многие люди считают клоунов жуткими.
- Психологи думают, что это может быть потому, что они непредсказуемы, слишком много улыбаются и есть что-то знакомое, но странное в них.
- Но у других есть парализующий страх перед клоунами — или кулрофобия.
- Фобии развиваются, когда наша миндалевидное тело срабатывает и заставляет нас чувствовать страх, а затем мы усиливаем страх, не справляясь с ним.
- Некоторые фобии кажутся нелепыми, но для людей, у которых они есть, они невероятно реальны.
До того, как люди, одетые в яркие цвета и раскрашенные лицом, начали терроризировать людей, и даже до того, как было опубликовано «ЭТО» Стивена Кинга, некоторые люди уже полностью боялись клоунов.
Психологи полагают, что случаи кулрофобии или боязни клоунов в наши дни могут иметь какое-то отношение к клоунам, которые часто становятся героями страшилок — как зловещий персонаж Пеннивайза.Но в статье от 2008 года было обнаружено, что очень немногие дети вообще любили клоунов, когда видели их в кабинетах врачей, у стоматологов или в больницах.
Покрытие детских палат изображениями клоунов может не приносить радости, а иметь противоположный эффект. Это может быть связано с тем, что дети начинают ассоциировать яркие лица с болезнью или вакцинацией. Или они могут просто подумать, что они жуткие.
Определенное поведение может быть неприятным
Согласно работе Фрэнка Т.МакЭндрю, социальный психолог, который стал экспертом по страхам клоунов. В 2016 году он опубликовал исследование, которое может помочь объяснить смущающие чувства, которые вызывают у многих из нас клоуны.
МакЭндрю и его коллеги набрали 1341 добровольца в возрасте от 18 до 77 лет и попросили их заполнить анкету о характеристиках и поведении, которые они считали жуткими. Результаты показали, что мужчины чаще выглядят жуткими, а непредсказуемое поведение вызывает у людей дискомфорт, например, странные модели зрительного контакта.
Характеристики клоуна, такие как большой рот и выпученные глаза, сами по себе не считались особенно жуткими, но они усиливали жуткость неуместного поведения, например, вульгарных разговоров или приведения ящериц в офис. На самом деле, занятие, которое занимало первое место в списке жутких, были клоунами.
«Результаты согласуются с моей теорией о том, что« выползти наружу »- это ответ на неоднозначность угрозы и что только когда мы сталкиваемся с неуверенностью в отношении угрозы, мы получаем мурашки по коже», — сказал МакЭндрю.
«Например, было бы грубо и странно убегать посреди разговора с кем-то, кто излучает жуткую атмосферу, но на самом деле безвреден; в то же время может быть опасно игнорировать свою интуицию и взаимодействуйте с этим человеком, если он на самом деле представляет угрозу. Двойственность заставляет вас застыть на месте, погрязнув в дискомфорте ».
Вы не знаете, кто они.
Есть также теория, одобренная канадским психологом Рами Надером, что чрезмерный клоунский макияж скрывает чью-то истинную личность, что может вызывать серьезную тревогу.
«У них есть эти большие, искусственные, нарисованные выражения, которые, как вы знаете, на самом деле не отражают того, что чувствует этот клоун, потому что никто не может быть счастлив все время, а у клоуна все время большое счастливое улыбающееся лицо», Надер сообщил Health.com. «По сути, вы как бы знаете, что это вранье вам с точки зрения презентации».
Клоуны также действуют таким образом, что настораживают людей, потому что вы не знаете, набросятся ли они на вас, или вы можете получить пирог в лицо.Они тоже похожи на людей, но в них есть что-то необычное, что может вызывать у нас дискомфорт.
«Клоун — с его нарисованным выражением счастья и юмора — ограничивает диапазон чувств, которые мы должны испытывать», — написал нейробиолог Джордан Гейнс Льюис в своем блоге для Psychology Today. «Клоун настаивает на том, чтобы мы смеялись. Возможно, мы не хотим смеяться. Ситуация становится в лучшем случае неловкой, а в худшем — в сочетании с тревожной красочной фамильярностью — ужасающей.«
Unsplash / Диана ФейлФобии иррациональны и специфичны.
Но есть разница между обнаружением чего-то немного жуткого и парализующим страхом, как в случае с кулрофобией — так как же возникает что-то подобное?
Не так много доказательств того, что причиной является травма в раннем детстве.Психолог Перпетуа Нео сказал INSIDER: «Дело в том, что произошло нечто такое, что вызвало большой страх, который создал эту связь между этим стимулом, этой ситуацией и этой большой реакцией страха».
Фобии всегда иррациональны и невероятно специфичны. Из-за боязни клоунов это могло начаться, когда клоун выскочил на кого-то в цирке. Это мог быть шок, громкий шум или что-то еще в ситуации, заставившее их испугаться.
Когда вы напуганы, активизируется область мозга, называемая миндалевидным телом — центром страха.
«Миндалевидное тело — это очень важная часть мозга … и в основном она помогает вам выжить», — сказал Нео. «Итак, когда что-то вызывает в вас чувство страха, оно загорается, и оно переходит в« опасность, опасность, опасность », поэтому оно активирует вашу систему борьбы, бегства или замораживания».
Этот страх усиливается еще и тем, что он может вас смутить.Так что вы держите это в уме и беспокоитесь обо всех ужасных последствиях пребывания в одной комнате с клоуном или в ловушке на стульях цирка, неспособных убежать.
«У нас есть такая вещь, которая называется предвзятостью ожидания, чего заранее очень опасаются», — сказал Нео.
«Тогда, когда в следующий раз кто-то скажет:« Пойдем в цирк », вы начнете серьезно беспокоиться, потому что ваш мозг проходит через все различные перестановки о том, как вы будете реагировать, когда увидите клоуна».
Когда срабатывает ваш «мозг катастрофы», Нео сказал, что это все равно что смотреть в треснувший хрустальный шар, где вместо светлого будущего все, что вы видите, — это худшие виды катастроф.
Некоторые фобии кажутся нелепыми, но для человека, у которого они есть, они невероятно реальны и пугают. Нео сказал, что никогда не следует отвергать чьи-то страхи или смеяться над ними, потому что у всех нас есть что-то, что «пугает нас до смерти».
«У каждого есть слабое место, и каждый раз, когда вы пытаетесь действовать выше кого-то другого, вы заставляете их чувствовать себя дерьмово из-за того, что они люди», — сказала она.«Спросите себя:« Я говорю это, потому что искренне хочу попытаться помочь этому человеку? » И это решит массу проблем ».
Почему мы боимся клоунов и как преодолеть кулрофобию?
Не бойтесь! Фобии можно вылечить
Хотя формально фобии не диагностируются, большинство фобий можно успешно вылечить и вылечить. Лучше всего обратиться к терапевту, если у вас есть фобия, которая, по вашему мнению, мешает вашей повседневной жизни. Они могут порекомендовать комбинацию психотерапевтических методов, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая направлена на изменение паттернов негативных мыслей и поведения.
Адам делится советом для фобиков (людей с фобиями), которые особенно боятся клоунов:
«Ключ в том, чтобы признать, что за маской скрывается реальный человек, а они часто очень застенчивы», — сказал он. .
«Большинство людей, которые хотят быть клоунами, искренне хотят заставить людей смеяться и улыбаться, но не чувствуют, что могут делать это сами. Костюм клоуна дает им образ, в котором они могут быть более экстравертированными ».
Посещение семинара по клоунам, где вы наблюдаете, как человек становится его персонажем клоуна, может быть примером способа избавиться от страха, связанного с клоунами.
«Как только фобия соединяется с застенчивым и ранимым человеком, скрывающимся за костюмом клоуна, они могут пожалеть этого человека, а не бояться», — добавляет Адам.
Но он также напоминает нам о важности контекста: «Очевидно, это не относится к тем, которые фигурируют в видеороликах с клоунами-убийцами, поскольку их мотив — вызвать шок или страх своим костюмом ».
В зависимости от типа фобии, избегание того, чего вы боитесь, или столкновение с ним, может усугубить фобию, поэтому всегда лучше проконсультироваться с терапевтом, поскольку он может порекомендовать лучший способ лечения.
Почему клоуны такие страшные?
На этой неделе открылся сиквел фильма IT («Глава вторая»). На сегодняшний день это один из более чем 50 фильмов, основанных на страхе людей перед клоунами, известном как кулрофобия. Очевидно, это не моя специальная область, и единственная статья, которую я когда-либо писал о психологии клоунов, была предыдущая статья о кулрофилии (то есть сексуальном возбуждении клоунов) и статья о психологии маскарадной одежды. Однако за последние несколько лет я появился в ряде историй о британской полиции, наводненной клоунами, пугающими людей, выпрыгивая и преследуя их.(См. Истории, в которых я был процитирован в газетах New York Times , Asian Express и Indian Express .) В статье BBC, для которой я дал интервью, утверждалось:
«Полиция Англии участвовала в десятках инцидентов, когда шутники одевались как« жуткие клоуны », чтобы намеренно пугать людей. Сообщается, что виновные следуют тенденции, которая началась в США [и распространилась на другие страны, включая Канаду, Австралию и Францию]. 30-летний мужчина был арестован в Норвиче после того, как кто-то в костюме клоуна выскочил из-за дерева и «напугал» женщину в общественном парке.В воскресенье полиция Thames Valley заявила, что за 24 часа ее вызвали на 14 инцидентов. В пятницу в графстве Дарем за четырьмя детьми в школу пошел мужчина в костюме клоуна, вооруженный тем, что оказалось пластиковым мачете. В пятницу в графстве Дарем, устроив клоунаду, полиция Питерли разместила на своей странице в Facebook фотографию предметов, включая две маски, конфискованные у двух 12-летних подростков, которые, по словам полицейских, ходили в начальную школу, чтобы напугать детей. Тем временем в Кидлингтоне, Оксфордшир, сообщалось, что мужчина в костюме клоуна с бейсбольной битой гнался за 10-летним ребенком через парк.Полиция Глостершира заявила, что получила шесть сообщений о «клоунах», которые ведут себя подозрительно или носят ножи. В одном случае за ребенком последовали. Велосипедист в Истборне, Сассекс, был потрясен после того, как кто-то в костюме клоуна выпрыгнул из куста, размахивая тем, что, по его мнению, было наступательным оружием. А в Садбери, графство Саффолк, за мальчиком гнались «несколько человек в костюмах клоунов».
Поскольку академических исследований кулрофобии было мало, я чувствовал, что имею такую же квалификацию, как и любой другой, чтобы размышлять о корнях этой фобии.Я сказал Би-би-си, что клоуны обычно пугают из-за своей преувеличенной внешности и злобного образа в фильмах. Очевидно, что подавляющее большинство людей не боятся клоунов в повседневной жизни, но лицо клоуна стало частью культуры запугивания. Я заметил, что существует стереотип мерзкого, злого, жуткого клоуна. Если вы посмотрите на клоунов, вы, как правило, обнаружите, что часть их лица или ступни преувеличены, у них огромные носы, страшные рты, огромные удлиненные туфли и волосы лесного пожара. Я также упомянул кинематографический образ злого клоуна.От Джокера Хита Леджера в Бэтмене до клоуна в It Стивена Кинга, эти клоуны или персонажи с клоунскими лицами либо убийцы, либо делают действительно гадкие вещи. Даже если вы не контактировали с клоунами, на вас, скорее всего, повлияет то, что вы видите на телевидении и в фильмах. Согласно Википедия запись о кулрофобии:
«Костюмы клоунов, как правило, преувеличивают черты лица и некоторые части тела, такие как руки, ступни и носы.Это можно рассматривать как чудовищное или искаженное так же легко, как и комичное. Значительные аберрации на лице клоуна могут настолько изменить внешний вид человека, что он попадает в так называемую «сверхъестественную долину», в которой фигура достаточно реалистична, чтобы вызывать беспокойство, но недостаточно реалистична, чтобы быть приятной — и таким образом пугает ребенка до такой степени. многое, что они несут эту фобию на протяжении всей своей взрослой жизни. По словам профессора психологии Джозефа Дурвина из Калифорнийского государственного университета в Нортридже, маленькие дети «очень реагируют на знакомый тип телосложения с незнакомым лицом».Исследователи, изучавшие фобию, полагают, что существует некоторая корреляция с эффектом сверхъестественной долины. Кроме того, тот факт, что поведение многих клоунов является «трансгрессивным» (антиобщественным поведением), может вызвать чувство неловкости ».
Пару недель назад, после серии атак клоунов в США, профессор Фрэнк МакЭндрю написал для The Conversation статью о психологии того, что нас пугает в клоунах. Он сравнил свое собственное мышление с мышлением канадского психолога Рами Надера.В частности, профессор МакЭндрю отметил:
«[Доктор Надер] считает, что клоунские фобии подпитываются тем фактом, что клоуны носят макияж и маскировку, скрывающую их истинную личность и чувства. Это полностью согласуется с моей гипотезой о том, что клоунам присуща неоднозначность, которая делает их жуткими. . Они кажутся счастливыми, но так ли они на самом деле? жертва какой-то другой унизительной шалости.В высшей степени необычные физические характеристики клоуна (парик, большой красный нос, макияж, необычная одежда) только усиливают неуверенность в том, что клоун может сделать дальше ».
Никто не знает, почему волна нападений клоунов произошла в Великобритании (или где-либо еще). Я считаю, что поток сообщений в СМИ об этом явлении, вероятно, способствовал возникновению некоторых случаев подражания (которые затем привели к заголовку одной новости, основанной на моем радиоинтервью с Talk Radio : «Нападения клоунов-убийц»: ведущий профессор говорит сенсационные СМИ разжигали «Клоунпокалипсис»), хотя, вероятно, были и другие причины, учитывая приближающийся Хэллоуин.
Как психолога меня гораздо больше интересует, почему кто-то вообще нападал на других в костюме клоуна.
Здесь я вижу много общего с поведением в сети в том, что переодевание персонажа похоже на принятие другого персонажа, когда люди в сети выполняют антиобщественные действия, такие как троллинг. Хотя психологическое ядро и личность человека, находящегося в сети или одетого в одежду с маской (или густого отвратительного макияжа), по-прежнему остается одним и тем же человеком, анонимность, обеспечиваемая характером онлайн-взаимодействий, и анонимность, обеспечиваемая ношением другого лицо или маска приводят к тому, что человек становится более расторможенным и делает то, что он никогда бы не сделал в обычной ситуации лицом к лицу.По сути, такие люди принимают другие идентичности — по крайней мере, на мгновение — и совершают антиобщественные действия, которых они обычно не делали бы. Однако будут и те, кто совершает такие атаки, потому что они получают от этого безумное и / или садистское удовольствие. Их мотивы могут быть такими же простыми, как скука, месть и / или просто желание «посмеяться» — основные мотивы, которые были обнаружены в моем собственном исследовании среди людей, которые троллят в Интернете.
Волна клоунских нападений утихла так же быстро, как и произошла, и я уверен, что по мере того, как сообщения в СМИ уменьшатся, таких нападений будет все меньше.По крайней мере, я на это надеюсь.
Страх перед клоунами — серьезная проблема.
Для тех, кто охвачен паникой, монстры обычно набрасываются гигантскими ногами, когда из их ужасных носов исходит пронзительный, почти радостный визг. Еще страшнее то, что эти существа имеют тенденцию путешествовать тесными группами, часто прибывая одним и тем же способом.
Одна крохотная машинка.
Судя по ответам на недавнюю историю на TODAY.com о 95-летнем клоуне по имени «Крики», многие люди скрывают хиби-джиби для мужчин и женщин, которые носятся в густой краске, оранжевых париках с оборками и гигантских бабочках. .
Среди 83 человек, которые прокомментировали публикацию в Facebook об этой истории, 20 использовали слово «жутко», а многие другие признались, что их напугали клоуны, опубликовав такие признания, как «клоуны чертовски меня пугают» и «Я ненавижу клоуны, с тех пор, как я посмотрел «Оно» [фильм по роману Стивена Кинга] ».
«Мне они кажутся злыми!» — говорит Сью Молитор из Вэлли-Парк, штат Миссури, одна из тех, кто отрицательно отзывается о клоунах.
«Я, честно говоря, не помню, когда я начала не любить клоунов», — добавила она в интервью по электронной почте.«Я никогда не встречал ни одного, где бы я повернулся и ушел, потому что я никогда не подходил к нему достаточно близко».
Молитор говорит, что если бы она добилась своего, Рональд Макдональд остался бы без работы.
«Я не удивлюсь, если он за эти годы не напугал нескольких детей, и теперь они проходят терапию», — говорит она. «А еще реклама Почтовой службы США? Бесценно! »
По определению, иррациональный страх перед клоунами известен как кулрофобия с приставкой «кулро», происходящей от древнегреческого слова «тот, кто ходит на ходулях».«Симптомы кулрофобии могут включать потливость, тошноту, чувство страха, учащенное сердцебиение, плач или крик, а также гнев из-за того, что вас поместили в ситуацию, в которой присутствует клоун.
По словам Рами Надера, психолога и директора North Shore В клинике стресса и тревоги в Северном Ванкувере, Британская Колумбия, психологические корни фобии можно проследить до того факта, что клоуны в основном носят маскировку (хотя и забавную), демонстрируя искусственные эмоции (даже глупые), которые, возможно, скрывают их истинные чувства.
«Трудно сказать, кто они такие», — говорит он. «Вы действительно не можете видеть их лица. Вы действительно не понимаете, что все это значит за маской».
Надер говорит, что редко видит людей с этим расстройством, однако кулрофобия достаточно распространена, чтобы оправдать хотя бы одно исследование, проведенное Шеффилдским университетом в Англии в 2008 году.
Исследователи опросили более 250 детей (в возрасте от 4 до 16 лет). ) что они думали об идее использовать образы клоунов для украшения детской палаты больницы.По словам доктора Пенни Кертис, которая участвовала в проведении исследования: «Мы обнаружили, что клоуны [были] повсеместно не нравились детям. Некоторым они казались довольно пугающими и непостижимыми».
Как лечить клоунфобию?
Так же, как вы относитесь к любой другой фобии, — говорит Надер, психолог.
«Что нам нужно делать, так это постепенно входить в контакт с этим предметом — будь то пауки или высота, чего бы вы ни боялись — и научиться справляться с этим. с тревогой научитесь осознавать, что то, чего вы боитесь, на самом деле не навредит вам », — говорит он.«Вы не потеряете контроль, вы не запаникуете, вы не будете смущать себя перед другими людьми».
Джуди Чесса, LMSW и координатор Центра лечения тревожности и фобии в больнице Уайт-Плейнс в Нью-Йорке, говорит, что не может припомнить, чтобы когда-либо лечила кого-либо с кулрофобией.
«Но мне интересно, потому что это не столько фобия, сколько страх», — говорит она. «Вы можете поставить суффикс« фобия »после чего угодно и определить это как фобию.
«Скорее всего, люди с таким страхом могут легко избежать ситуаций, в которых встречаются клоуны.Так что для них это не проблема. Они не видят клоунов днем и на работе — за исключением, я полагаю, тех бедняков, которые работают в цирке ».
Есть ли у вас фобии? Расскажите нам в Facebook.
Видео: Преодоление экстремальной фобии животных
Видео: Виртуальная реальность для лечения фобий?
Почему некоторые люди боятся клоунов
Вы боитесь клоунов?
Можете ли вы вспомнить, как впервые увидели клоуна? Для большинства детей они являются фигурками веселья и забавы.Они развлекают нас своими трюками и жонглированием, и вы не можете не улыбаться, когда видите их фарс и яркие цвета.
Но это не для всех. Некоторые люди испытывают сильный страх и тревогу, когда видят клоуна. Вспомните хит Стивена Кинга It . Точно так же, как Пеннивайз напугал кинозрителей до смерти, некоторые из нас терпеть не могут быть рядом с реальным клоуном или даже видеть фотографии человека, одетого как один. Но почему это так, и какова жизнь больных?
Что это?
Хотя кулрофобия, как ее обычно называют, не является официально признанным заболеванием, она изучается исследователями.Однако в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) Американской психиатрической ассоциации кулрофобия включена в группу «специфических фобий».
Недавнее исследование определило это явление как «иррациональный страх перед клоунами», и, по оценкам, 1,2% госпитализированных детей испытывают страх перед клоунами.
Интересно, что четверо из 14 педиатров и педиатров, принявших участие в исследовании, считают, что боятся клоунов. К сожалению, статистика по другим группам немногочисленна.
Почему реакция отрицательная?
Но почему люди так боятся клоунов? Это потому, что некоторые серийные убийцы из реальной жизни (например, Джон Гейси) оделись как клоуны, или потому, что мы видели слишком много фильмов ужасов с их участием?
Да и нет, говорят ученые. Клоуны часто вызывают негативные реакции, которые происходят глубоко в нашем мозгу.
Одно исследование предполагает, что следующие факторы влияют на то, находимся мы в ужасе или нет:
- Пол. Самцов обычно считают более жуткими. Большинство клоунов — мужчины.
- Непредсказуемость. Если нет установленной модели поведения, мы пугаемся. Никогда не знаешь, что он собирается делать дальше.
- Необычный визуальный контакт. Иногда клоун пристально смотрит на вас, а иногда ненадолго смотрит в вашу сторону. Ваш мозг улавливает это невербальное поведение.
Рами Надер, канадский психолог, считает, что клоуны по своей природе обманчивы, и именно это качество может вызывать страх.Они носят макияж и скрывают свою истинную сущность и чувства, и нам трудно общаться с ними на человеческом уровне.
«Жуткая теория»
В 1919 году психиатр Зигмунд Фрейд предположил, что мы боимся вещей, одновременно знакомых и незнакомых. Например: некоторые люди могут негативно отреагировать на человека с отрубленной головой или конечностью (незнакомое), даже если большая часть тела человека все еще не повреждена (знакомо).
Точно так же клоун имеет знакомые черты лица, такие как рот, уши, нос и ступни, но его части тела преувеличены и, следовательно, незнакомы.
Когда обращаться за помощью
«Если кто-то страдает фобией клоуна, у него может возникнуть тревожная реакция, просто взглянув на фотографию клоуна», — говорит Кристин Канкл, клинический психолог из клиники Колумбийского университета. Тревога и связанные с ней расстройства, рассказала Live Science.
Health34 ранее сообщал, что клиническая фобия отличается от повседневной тревоги с точки зрения серьезности эмоциональной реакции и того, в какой степени фобия нарушает повседневное функционирование человека.
Скотт Вудрафф, психолог из Американского института когнитивной терапии в Нью-Йорке, говорит, что клоуны не так уж и важны в жизни обычного человека.
«Испытание страха при встрече с клоунами один или два раза в год, вероятно, не заслуживает лечения», — сказал Вудрафф Live Science.
«С другой стороны, отцу, который избегает всех детских вечеринок по случаю дня рождения на случай, если появится клоун, может понадобиться помощь».
Лечение
Есть несколько способов лечения кулрофобии, которые в значительной степени совпадают с лечением других фобий.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Эта процедура, также известная как CBT, направлена на снижение чувствительности пациента к раздражителю, в данном случае клоунам. Этого можно добиться путем систематической десенсибилизации (человека медленно знакомят с клоунами). На видео выше терапевт методично преодолевает страх субъекта. Экспозиционная терапия также может быть частью процесса, когда человека знакомят с клоунами, не делая это постепенно.
- Расслабление. Психологи помогают человеку с помощью дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, чтобы уменьшить беспокойство.
- Лекарства. В некоторых случаях необходимы лекарства. В тяжелых случаях могут помочь успокаивающие препараты и ингибиторы обратного захвата серотонина.
Изображение предоставлено: iStock
Психопатология, жизнь и общество: Коулрофобия: Вы боитесь клоунов?
Автор: Марсал Санчес, доктор медицинских наук, FAPA
Психопатология, жизнь и общество: Кулрофобия: вы боитесь клоунов?
Фото S O C I A L.C U T на Unsplash
Когда мы думаем о клоунах, обычно на ум приходит одно из двух видений. Это либо игривый, дружелюбный клоун на вечеринке по случаю дня рождения, либо злой, страшный клоун, преследующий вас в кошмарах. Недавно вышедший фильм «Оно» вдохновил меня написать о проблеме, о которой психиатрам анекдотически сообщали их пациенты, но редко обсуждаемой в психиатрической литературе: кулрофобия или фобия клоунов.
Как обычно, когда я столкнулся с необычной клинической ситуацией, моим первым побуждением было обратиться в PubMed.Поиск с использованием термина «кулрофобия» выявил только две статьи. Однако простой поиск в Google дал более 350 000 результатов. Интернет, кажется, кишит веб-сайтами, посвященными различным аспектам страха перед клоунами, большинство из которых богато иллюстрированы красочными и часто довольно пугающими картинками. Любопытная информация доступна на этих сайтах. Например, мне удалось узнать, что слово «кулрофобия», по-видимому, произошло от комбинации фобия с kōlobatheron (что по-гречески означает «ходуля»).По какой-то загадочной причине создатели термина, который, по-видимому, был введен в употребление в конце 1980-х — начале 1990-х годов, решили, что ходуля — лучший элемент, отражающий страх перед клоунами, по крайней мере, с этимологической точки зрения. Я также был удивлен, узнав о так называемом архетипе «злого клоуна», который представляет собой антитезу традиционного комического клоуна и иногда упоминается в связи с концепцией кулрофобии.
Но есть ли в этом смысл? Определенная фобия, согласно DSM-5 1 , соответствует «выраженному страху или тревоге по поводу определенного объекта или ситуации».Хотя термин «кулрофобия» не упоминается в DSM-5, страх перед «костюмированными персонажами» упоминается среди различных типов фобических стимулов, особенно у детей. Следует отметить, что критерии DSM-IV C 2 , в соответствии с которыми для постановки диагноза специфической фобии необходимо, чтобы человек признал страх «чрезмерным или необоснованным», был удален из DSM-5. Вместо этого теперь утверждается, что при определенных фобиях «страх или тревога непропорциональны реальной опасности, исходящей от конкретного объекта или ситуации, а также социокультурному контексту».Хотя позже в DSM-5 поясняется, что «люди со специфической фобией часто признают свои реакции непропорциональными, они склонны переоценивать опасность в ситуациях, которых они пугают, и поэтому врачи принимают решение о несоразмерности». Это приводит нас к интересному выводу: если бы злые клоуны, такие как главный герой фильма, упомянутого ранее, действительно были реальными, боязнь их вовсе не считалась бы иррациональной или непропорциональной, а вопросом выживания.Следовательно, страх перед предполагаемым «злым клоуном» технически не соответствует реальной фобии. В одной из статей, найденных через наш поиск PubMed, используется аналогичный аргумент при обсуждении страха, связанного с широко распространенными обвинениями, связанными с появлением людей, замаскированных под «жутких клоунов», в неконтекстной среде, такой как окрестности школ, еще в 2016 году 3 .
Нет, настоящая фобия клоунов должна соответствовать всем критериям фобического расстройства. Клоуны в их традиционном представлении обычно ассоциируются с чувствами радости, веселья и веселья.Сильный и иррациональный страх перед ними, вплоть до причинения значительных страданий и определенной степени потенциального функционального воздействия, отвечал бы критериям конкретной фобии или, в данном случае, кулрофобии из-за отсутствия лучшего термина. Я раньше встречал взрослых людей, которые признавались мне, что боятся клоунов, но, похоже, довольно хорошо приспособились к своей фобии. Интересной клинической особенностью фобий является то, что страх и тревога обычно варьируются в зависимости от близости к соответствующему элементу страха.В некоторых случаях специфической фобии полное избегание рассматриваемого стимула может быть сложной задачей (например, боязнь полета, вождения, грозы и уколов), но в случае клоунов это может оказаться невозможным. Тем не менее, как психиатр, мне было бы очень интересно узнать о потенциальных страданиях, которые испытывают люди, страдающие кулрофобией в такие периоды, как эти последние несколько недель, с обширной рекламой и выпуском второй главы ИТ.
А как насчет лечения? В литературе нет данных, конкретно посвященных лечению кулрофобии, хотя мы можем сделать вывод, что, как и в случае с другими специфическими фобиями, она хорошо поддается когнитивно-поведенческой терапии.Такие методы, как систематическая десенсибилизация, вероятно, принесут пользу. Несмотря на любопытную и уникальную природу этого состояния, мы можем с уверенностью заявить, что пациентов, испытывающих достаточный стресс, связанный с ним, безусловно, следует поощрять к обращению за лечением, и его важность ни в коем случае не следует преуменьшать.
Список литературы
- Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание. Арлингтон, Вирджиния, Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.
- Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание.Wahsington DC, Американская психиатрическая ассоциация, 1994
- van Venrooij LT, Barnhoorn PC. Коулрофобия: насколько иррациональна боязнь клоунов? Eur J Pediatr. 2017; 176 (5): 677.
Объясняют, почему люди боятся клоунов — как в фильме «Оно»
Многие люди наползают на место клоуна, будь то в цирке или крадущиеся по ночам в лесу. Такие фильмы, как «Оно» Стивена Кинга и новый сезон «Американской истории ужасов» с участием ужасающих клоунов, которые охотятся на страхи зрителя.Мы поговорили с доктором Деной Рабинович, психологом из Нью-Йорка, который специализируется на лечении тревожных расстройств и фобий, чтобы выяснить, почему мы так боимся чего-то, что должно нас рассмешить. Ниже приводится стенограмма видео.
Привет, меня зовут доктор Дена Рабинович, я клинический психолог, специализирующийся на тревожных расстройствах.
Я думаю, что большинство людей находят клоунов восхитительными, но определенно есть группа людей, которым они кажутся жуткими.В клоунах есть две вещи, которые по своей сути заставляют людей бояться их. Во-первых, мы во многом полагаемся на выражения лиц, чтобы понимать людей и видеть их мотивацию. А с клоунами у вас нет мимики. Это все под макияжем, и это исправлено. Итак, возникает своего рода вопрос: «Что там происходит?»
Во-вторых, люди по своей сути не доверяют людям, которые всегда счастливы и смеются. Для многих людей страх клоунов на самом деле является частью более общего страха перед существами в масках.На обычном языке это называется кулрофобия.
Нам не нравятся знакомые, но немного не подходящие вещи. Так что клоуны похожи на людей, но в этом есть странность. Есть что-то немного странное и от нормы. Если мы видим клоунов в таких местах, как цирк, к которому они принадлежат, это часто не так страшно. Но если мы видим клоуна, который уже немного странен и отличается от нас, в месте, где мы обычно не думаем, что он должен быть похож на лес, это еще страшнее.
Люди не рождаются с клоунфобией, но они определенно могут быть генетически предрасположены к тревожным расстройствам. Но конкретный страх перед клоунами возникает либо потому, что в детстве у вас было травмирующее событие, связанное с клоунами, членом семьи или кем-то из близких, которые научили вас, что клоуны страшны, либо у вас был приступ паники, когда вы были рядом с клоунами в паре. их вместе.
Если у вас уже есть клоунская фобия, просмотр таких фильмов, как «Оно» или «Американская история ужасов», не поможет, потому что все, что они делают, лишь подтверждает тот факт, что клоуны на самом деле опасны и страшны.Что мы хотим сделать, чтобы помочь с фобией, так это показать вам, что они просто люди с макияжем под ним, и что нет ничего страшного по своей сути.
Ну, если вы просто не любите клоунов, то ничего с этим делать не надо. но есть небольшая группа людей, которые действительно боятся клоунов, что относится к категории фобий, у многих людей есть фобии, и то, что у вас есть фобия, не означает, что вам нужно лечение. Вам нужно обратиться за лечением от фобии, когда она мешает вашей повседневной жизни.Если вы идете кричать из театра, потому что там может появиться клоун, или вы не можете поехать в город, потому что там цирк, то вам действительно нужно лечиться.
Лучшее, что можно сделать с фобией, — это прежде всего признать, что то, чего вы боитесь, не опасно, а затем предпринять так называемое «разоблачение».