Вступительное испытание — Обществознание
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.
Наука в жизни современного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести.
Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля, формы торговли и реклама.
Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Затраты, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица как социальное явление. Профсоюз.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Международная торговля.
Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление. Социальное страхование.
Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества.
Сфера социального управления. Власть. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль политики в жизни общества.
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Доступ к правовой информации. Базы правовых данных. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Государственное устройство Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тест по обществознанию «Сферы общественной жизни», 6 класс
Тест по теме «Сферы общественной жизни», 6 класс
Вариант 1
1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) семья, социальный конфликт
2) архитектура, музыка
3) избирательные права, парламент
4) деньги, собственность
2. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) федерация, республика
2) издержки, прибыль
3)семья, этнос
4) философия, этика
3. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры
1) открытие объективных законов развития природы и общества
2) отражение представлений о добре и зле
3) эмоциональное воздействие на человека
4) обращение к сверхъестественным силам
4. Открытие закона сохранения и превращения энергии относится к сфере общественной жизни
1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной
5. Что относится к глобальным экологическим проблемам
1) проблема международного терроризма
2) сохранение большого числа неграмотных в мире
3) перенаселенность ряда стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
6. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире.
Б. Как и при своем зарождении, наука остается делом талантливых одиночек.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ ) КУЛЬТУРЫ
А) получение достоверных знаний о природе и обществе 1) наука
Б) обоснованность и доказательность выводов 2) религия
В) поклонение сверхъестественным силам
Г) вера в божественное происхождение мира и человека
Д) проверяемость и воспроизводимость результатов познания
8. Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
1) политической и социальной
2) экономической и социальной
3)политической и духовной
4) экономической и политической
9. Какие связи относятся к экономической сфере общественной жизни?
1) складывающиеся в процессе материального производства
2) возникающие по вопросу государственной власти
3) между представителями различных конфессий
4) между классами, общественными группами
10. Установите соответствие.
Примеры | Составные части духовной культуры |
А. теорема Пифагора Б. представления о добре и зле В. памятник гражданину К.Минину и князю Д.Пожарскому Г. опера М. И.Глинки «Жизнь за царя» | 1. наука 2. искусство 3. мораль |
11. Установите соответствие.
Примеры | Сферы общества |
А. религиозные верования Б. обмен и распределение материальных благ В. художественное творчество Г. материальное производство | 1. духовная сфера 2. экономическая сфера |
12. К малым социальным группам относятся:
1) горожане;2) нищие; 3) семья.
13. При покупке товара на рынке деньги выступают в качестве
а) средства всеобщего обмена
б) средства платежа
в) средства накопления
14. Позднее всего в качестве денег стали использовать
а) бумажные банкноты
б) золото
в) меха
г) кредитные карточки
Тест по теме «Сферы общественной жизни», 6 класс
Вариант 2
1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) семья, этнос
2) деньги, собственность
3) мораль, искусство
4) свобода слова, неприкосновенность жилища
2. Социальная сфера общества включает в себя прежде всего отношения
1) между управляющими и управляемыми
2) собственности на средства производства
3) между общественными группами
4) складывающиеся в процессе производства
3. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры
1) получение достоверных знаний о природе и общества
2) формирование представлений о прекрасном
3) эмоциональное воздействие на человека
4) признание существования сверхъестественных сил
4. Соотношение сфер общественной жизни отличается
1) их независимостью друг от друга
2) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер
3) господством экономической сферы общественной жизни
4) определяющей ролью политической сферы общественной жизни
5. Страхование жизни и здоровья относится к сфере общественной жизни
1) экономической
2) политической
3) духовной
4) социальной
6. Главная экологическая проблема выражается в
1) глобализации мировой экономики
2) распространении наркомании и алкоголизма
3) истощении природных ресурсов
4) угрозе новой мировой войны
7. Верны ли следующие суждения о роли науки в жизни человека и общества?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука, в отличии от других форм (областей) культуры, регулирует поведение человека в обществе, воспитывая его.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) опора на общественное мнение 1)искусство
Б) образное отражение действительности 2) мораль
В) обоснованность и доказательность выводов 3) наука
Г) регулирование поведения с позиций добра и зла
Д) получение достоверных знаний о природе и обществе
9. После показа нового художественного фильма , посвященного жизни писателя, в книжных магазинах резко выросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует прежде всего данный пример?
1) духовной и социальной
2) экономической и социальной
3)политической и экономической
4)духовной и экономической
10. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общественной жизни?
1) издержки, прибыль
2) искусство, образование
3) выборы, референдум
4) собственность, доход
11. Установите соответствие.
Примеры | Виды экономической деятельности |
А. Наташа купила торт на день рождения подруги Б. Слава катается на новом велосипеде В. В продаже появились новые лекарства Г. С конвейера автозавода каждые десять минут сходит новый автомобиль | 1. производство 2. обмен 3. потребление 4.распределение |
12. Большими социальными группами являются:
1) семья;
2) врачи;
3) сельские жители;
4) футбольная команда;
5) молодёжь;
13. Природные ресурсы, используемые в современном хозяйстве
1) ограничены
2) неисчерпаемы
3) постоянно возрастают
14. В роли денег в современном обществе не выступают
1) меха
2) банковские чеки
3) монеты
4) бумажные купюры
5) драгоценные камни
6) кредитные карточки
Основные сферы общественной жизни — ЕГЭ по обществознанию
Духовная культура.
Духовная жизнь общества: характеристика, структура
Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.
Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.
Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.
Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.
Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы». При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.
Духовная культура формирует личность — ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.
Духовный мир человека — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.
Мораль.Религия
Понятие морали и ее компоненты
Одним из основных составляющих духовной жизни человека и общества в целом считается мораль. За всю историю существования человечества мораль прошла длинный путь развития.
Мораль совершенно по-разному влияла на течении и образ жизни человека в разные исторические эпохи, порой она меняла ход истории и оказывала огромное влияние на формирование религии – другой важной составляющей духовной жизни человека.
Мы можем назвать моралью различные способы духовной регуляции общества и поведения людей.
Это тот тип регуляции, который возникает на основе соблюдения определенных правил и норм общения между людьми и их взаимодействия в социуме. А наукой, которая изучает данное явление, называютэтикой.
Нравственные нормы, которые являются основой для морали, представлены в виде общественных идеалов, которые могут быть присущи человеку в частности. Такими идеалами являются справедливость и добро, красота и истина, честь и долг.
Главная функция морали – это гармонизация отношений между людьми, обеспечение культурного и стабильного взаимодействия между членами общества. Поэтому мораль можно назвать тем фактором, который влияет на целостность того или иного общества.
Религия и ее понятие
Религию можно рассматривать с двух сторон: как функционирование официальных институтов церкви и как социокультурное явление, которое не ограничивается религиозными объединениями. Религия представляет собой отдельный мир, в котором сосредоточены нравственные и эстетические искания человека.
Определение религии звучит, как мироощущение и мировоззрение людей, которое построено на вере в существование сверхъестественных явлений и определенного Абсолюта. Это относится к вере в Бога и отдельных богов.
Важным понятием является и религиозное сознание, которое представляет собой убеждение в том, что источником человеческий ценностей и человека в целом является Бог. Бог представляет собой высшую силу в мире.
Религия представлена в виде нравственных норм и требований, которые могут быть сосредоточены в определенных заповедях и заветах. Яркими примерами этого являются Библия и Коран.
Для общества религия выступает в роли фундамента его культуры и духовной жизни. На сегодняшний день основные религии стран тесно сопряжены со светскими явлениями культуры – между ними существует баланс, который обусловлен историческим развитием цивилизации.
Тема 5. «Общество на современном этапе развития»
Современное общество в отличие от первобытного является сложной системой. Системность общества проявляется в том, что оно состоит из отдельных элементов, которые взаимосвязаны между собой, при этом каждый элемент выполняет свою функцию, а все вместе они охраняют систему от распада, способствуют развитию системы. Элементами общества являются :
- Человек – представляет собой первичную «клеточку общества», его строительный материал. Любое общество состоит прежде всего из людей, и зависит от них. Человеческие устремления, поступки, ценности и потребности определяют характер самого общества.
- Социальные группы — совокупность двух или более людей, которые объединились на основе общих интересов, целей, деятельности. Естественной социальной группой является семья. Социальные группы очень разнообразны по своему характеру, численности, причинам, которые объединили людей в данную группу. Принадлежность человека какой-либо социальной группе позволяет определить его место в обществе, статус, интересы, образ жизни, круг знакомств и т.д.
- Социальные институты – определенные группы людей, учреждения и организации, а также отдельные люди, которые выполняют определенную функцию в обществе. Чаще всего, регулируют какой-нибудь вид общественных отношений, формируют определенную модель поведения людей в конкретной ситуации. Основными социальными институтами являются семья, школа, армия, церковь, государство и т.д.
Жизнь современного человека состоит из множества видов деятельности. Люди в процессе этой деятельности вступают в самые разнообразные отношения. В зависимости от характера отношений, их можно объединить в отдельные, но взаимосвязанные между собой сферы общества. Выделяют пять основных сфер общественной жизни:
- Экономическая сфера – сфера, связанная с производством, распределением и потреблением материальных благ. Именно экономические отношения лежат в основе общественной системы в целом и определяют собой все другие общественные отношения.
- Социальная сфера жизни общества – сфера, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности общественных групп, образующих социальную структуру общества: этнических, демографических – в том числе семейных, поселенческих, классовых, профессионально-образовательных отношений. Именно в социальной сфере реализуются интересы человека в сфере образования, быта, здравоохранения.
- Политическая сфера общественной жизни – сфера отношений между нациями, и другими большими социальными группами, а также отдельными индивидами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри общества, а также отношений между государствами на международной арене. Политическая сфера очень тесно связана с двумя понятиями – «власть» и «государство».
- Духовная сфера жизни общества – сфера, в которой возникают и реализуются духовные (нравственные, художественные, религиозные) потребности люде, созидаются и потребляются духовные ценности. Однако многие идеи, созданные в духовной сфере предназначены именно для практического применения в других сфера общественной жизни. Например, информационные технологии, компьютерные программы создаются в процессе умственного труда, в духовной сфере, но потребляются в сфере экономики, социальной, политической и др.
- Экологическая сфера общественной жизни – сфера отношений людей (находящихся в составе больших и малых социальных групп) по поводу их отношения к природе. Современное общество настолько далеко отошло от природы по пути технического прогресса, что возникла угроза существования человека на Земле в результате конфликта человеческой цивилизации и природы – естественной сферы обитания. Решение экологических проблем сейчас считается задачей первостепенной важности. Поэтому ученые-обществоведы стали выделять особую сферу жизни общества – экологическую.
Основные формы и сферы общественной жизни
Из приведенного выше определения общества следует, что под ним понимают не только способы, но и формы объединения людей. Выделяют три основные формы общественной жизни: общину, общество и государство. Они различаются между собой степенью общественной интеграции, мерой свободы, которой обладают в них индивиды и способом социального управления.
Исторически и логически первой формой общественной жизни является община. В последнее время, в социально-философской и социологической литературе иногда используется такой синоним этого слова, как «сообщество». Община — это такое объединение, в котором люди связаны не внешней, механической, а кровнородственной и соседской связью, узами братства и дружбы. В общине люди эмоционально воспринимают друг друга как членов одного целого. Общность материальных, политических, военных интересов является вторичной и вытекает из единой общинной воли. Община — это самое солидарное общество из известных форм общественной жизни. Степень доверия друг к другу, возможность признания и понимания индивида со стороны других членов общины чрезвычайно высоки. Основным способом нормирования отношений выступает нравственность, в специальных институтах управления нет надобности. Вместе с тем не следует понимать общину как некое идеальное общество, прообраз коммунистического будущего. Большинство известных истории типов общины в большей или меньшей степени тоталитарны. Личная свобода и личные интересы индивида приносятся в жертву, если речь идет о благополучии общины. За заботу, внимание и безопасность человек платит большей частью своей свободы. Несмотря на отсутствие аппарата управления и, следовательно, средств внешнего принуждения, обычаи и нравы, господствующие в общине, обладают достаточным воспитательным и дисциплинирующим эффектом. Община является сравнительно небольшой по размерам общностью людей и это не в последнюю очередь объясняет те её черты, которые приведены выше.
Дальнейшее развитие общественных форм шло по двум направлениям. Во-первых, это расширение самой общины, вызванное количественным ростом её членов. Таким путем шли моноэтнические общины. Другой путь — это неизбежная связь, сотрудничество между отдельными общинами, приводящая к образованию союзов, объединений и т.п. Неизбежным следствием развития, как в первом, так и во втором случае, является необходимость создания специальных институтов социального управления, призванных ограничить или исключить общественно опасные действия. Это приводит, на определенном этапе к возникновению государства.
Государство появляется под воздействием причин, грозящих уничтожить общество. Эти причины могут быть внешними (угроза со стороны соседей), или внутренними (раздоры, или, к примеру, необходимость ограничения кровнородственных браков, которые приводят к генетической деградации потомства).
Первые государства имеют лишь ограниченное военно-административное значение и не вмешиваются в остальные сферы коллективной деятельности и частной жизни. Они возникают спонтанно, как правило, по инициативе группы пассионариев, которые сознают, что без волевого, властного и организующего органа общество просто погибнет.
Дальнейшая эволюция государственных форм происходит в направлении расширения общественно-значимых функций: к функции защиты общества от внешней угрозы добавляется экономическая, правовая, социальная, фискальная и другие функции. По степени контроля за общественной и личной жизнью граждан судят о степени тоталитарности государства.
Выделяют четыре основных подхода к пониманию сущности государства:
1. Либеральный, утверждающий, что государство — это «ночной сторож», который должен следить за тем, чтобы были обеспечены максимальные возможности для человеческой свободы. Все проблемы общественной жизни должны решаться посредством свободного обмена товарами, услугами, идеями, то есть, через рынок.
2. Консервативный, который исходит из того, что основная задача власти — это ограничение индивидуального произвола, недопущение того, чтобы в результате индивидуальной спонтанности был бы нанесён непоправимый ущерб обществу. Государство — это не «ночной сторож», а «городовой», призванный следить за порядком.
3. Социалистическое (коммунистическое) понимание государства характеризуется в первую очередь тотальным государственным участием во всех сферах публичной и частной жизни: государство контролирует (регулирует) хозяйственную сферу, идеологию, образование, воспитание и так далее. Только таким образом, по утверждению коммунистов, можно добиться справедливости, понимаемой как равенство всех участников общественных отношений.
4. Анархисты последовательно и категорично отрицают необходимость государства, утверждая, что даже самое справедливое государство — это насилие над человеческой свободой. Лучшая форма общества, по утверждению теоретиков анархизма, это свободные и добровольные ассоциации.
Государство — исторично, оно порождается обществом и, следовательно, в перспективе, должно уйти. Но только тогда, когда надобность в нем исчезнет.
Государство всегда выступало посредником в отношениях между индивидом и обществом. Разросшееся общество, которое перестало быть племенем или общиной охотников, может существовать только в форме государственно оформленного целого. Есть много определений государства, носящих, в основном, ругательный оттенок: «Это-де, машина для угнетения человека, для подавления его свободы». Сущность государства и его значения станут понятнее, если определять его как форму организации общества, предназначенную для проведения в жизнь таких начал социальной жизни, как порядок и законность. Государство — это некое состояние общества. Гегель определял государство как «…действительность нравственной идеи»49. Русский философ И.А.Ильин понимал государство как живое братство, как Родину, объединенную публичным правом.50 Государство «перешагивает» через частные интересы и личные амбиции, ибо руководствуется идеей целостности общества. Оно прибегает к насилию, но редко кто упрекает его за это. Солдат на войне умирает не за «машину подавления», а за Родину. Люди воочию убеждаются, зачем им нужно государство во время гражданских войн и революций, когда отсутствие власти государства трагически сказывается на судьбе каждого.
Длительное время государство выступало практически единственной формой организации общественной жизни. Оно узурпировало права на обеспечение всех общественных потребностей человека, организуя и направляя всякую социально-значимую деятельность. Возможности для вне-государственной общественной деятельности появляются только в конце XVIII — начале XIX века. Именно тогда в работах деятелей французского Просвещения и появилось выражение «гражданское общество».
Гражданское общество — это независимая от государства часть общества с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами. Смысл гражданского общества заключается в том, что оно снимает напряжение между государством, локальными социальными группами и индивидами, неизбежно возникающее по мере расширения общественного пространства и углубления социальной дифференциации. Это напряжение вызвано тем, что в большом и разнородном обществе труднее добиться соблюдения принципа социальной справедливости из-за коллизии общих и частных интересов. Несправедливость влечет за собой ослабление общественной солидарности и, как закономерное следствие, усиление государства, институты которого рассматриваются в качестве единственной цементирующей силы общества. В этих условиях различные общественные ассоциации, образующие гражданское общество, берут на себя заботу о распределении основных жизненных благ, делегируя государству задачу обеспечения общественной целостности.
В XVIII веке, в статьях американских мыслителей А.Фергюсона, А.Гамильтона и Дж.Мэдисона, опубликованных в «Федералисте», впервые формулируется идея, что деление общества на слои и классы со своими специфическими интересами, не следует расценивать негативно, ибо оно свидетельствует о плюрализме интересов и ценностей. Гамильтон полагал, что сильное республиканское правление, обладающее иммунитетом к непостоянным страстям демократического большинства, сумеет удержать фракции под своим контролем и пресечь возможные беспорядки. Мэдисон был убежден, что единственный способ обуздать фракции — это, во-первых, открыто признать их существование и, во-вторых, поддерживать баланс различных, но в равной мере законных интересов. Как только любой фракции предоставляются такие же законные права, что и остальным, гарантией безопасности общества становится их многообразие. В самом деле, чем больше фракций, тем труднее им объединиться в одну крупную группировку, способную представить угрозу для общества. Управление обществом должно, по такой логике, обеспечивать равную защиту интересов всех социальных групп51. Таким образом, зарождается традиция рассматривать гражданское общество как совокупность различных социальных групп, противостоящих произволу государства. В этом смысле гражданское общество ближе к человеку и защищает его права.
XIX и XX столетия не внесли ясности в статус гражданского общества и его структуру. Под ним понимают или просто человеческое сообщество, или те формы социальности, которые оказывают влияние на политику, или оппозиционные государству общественные группы. В это же время ставится и получает первые концептуальные решения проблема взаимоотношения между гражданским обществом и государством. В большинстве европейских стран гражданское общество рассматривалось как оппозиция государству, ибо деятельность последнего зачастую сводилась к грубому вмешательству в частную и корпоративную жизнь граждан. Политическая традиция англосаксонских стран, напротив, рассматривает гражданское общество и государство как взаимодополняющие друг друга силы. Поэтому понятие гражданского общества утратило там свое специфическое значение.
Неоднозначным является и ответ на вопрос о том, что возникло раньше — государство или гражданское общество? В англосаксонских странах и в Швейцарии, гражданское общество предшествует государству, а в большинстве западноевропейских стран, на Востоке и в России гражданское общество рождалось и рождается в настоящее время в жесткой борьбе с государственными институтами. Крайние позиции в этом вопросе представлены в учениях о государстве и праве Канта и Гегеля. Кант расширил понятие гражданского общества до общества граждан мира, а Гегель утверждал, что государство представляет собой действительность нравственной идеи и является высшей формой организации общества.
Вышесказанное позволяет выделить следующие характерные особенности гражданского общества:
* Оно есть совокупность социальных групп, каждая из которых является и центром социальной власти;
* Каждая из ассоциаций, входящих в гражданское общество, стремится к полной или частичной автономии от государства;
* Говорить о существовании гражданского общества можно лишь в том случае, если политическая и социальная сферы общественной жизни отделены друг от друга. Государство по преимуществу решает политические проблемы, а гражданское общество представляет из себя среду, в которой протекает повседневная жизнь людей;
* Гражданское общество формирует нравственные добродетели людей, способствует выработке цивилизованного поведения и социальной ответственности;
* Водораздел между гражданским обществом и государством проходит не по характеру жесткости в организации общественной жизни, а по размеру организуемого социального пространства: государство формально перекрывает своим влиянием все общество, а гражданское общество представляет локальные, местные интересы.
Классическая политико-правовая теория знает три модели взаимоотношения между гражданским обществом и государством:
* Государство берет на себя функции гражданского общества, делая последнее излишним. Это имеет место в том случае, когда политическая и социальная сферы не обособлены друг от друга;
* Гражданское общество является средоточием оппозиции государству и настроено враждебно по отношению к существующим властным структурам;
* Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга через разделение политических и социальных функций.
В политической сфере и сфере права основное требование гражданского общества — свобода личности. В области экономики неотъемлемым признаком гражданского общества выступает институт частной собственности. Именно эти две ценности, — политическую и правовую свободу с одной стороны, и экономическую свободу, реализуемую в праве частной собственности, с другой стороны, — отстаивают и развивают институты гражданского общества. Идея гражданского общества вовсе не исключает необходимость государственной власти. Она лишь пытается смягчить эту власть, избавить её от множества уже исчерпавших себя функций. Гражданское общество организует свои структуры, которые дистанцируются от структур политической системы, но оказывают воздействие на политику государства. Это общественные организации, движения, ассоциации, которые помогают децентрализации государственной власти за счет передачи им части её полномочий. По мере развития общества, то есть по мере того, как свобода людей будет расширяться, будет изменяться и соотношение между формами общества. Функции государства будут сужаться, а сектор гражданского общества и его роль будут увеличиваться.
Основные сферы общественной жизни
Каждая из форм общественной жизни внутренне дифференцирована, подразделяется на сферы жизнедеятельности общества. Чем развитее общество — тем большее число сфер в нем имеется. Наиболее важными из них являются:
* Хозяйственная сфера;
* Политико-правовая сфера;
* Сфера духовной жизни.
Хозяйственная сфера — это область общественной жизни, в которой создаются и распределяются продукты хозяйственной деятельности человека. В целях производства необходимых для жизни продуктов и услуг люди занимаются хозяйственной деятельностью, суть которой состоит в производстве и последующем распределении. Хозяйство включает такие основные отрасли, как экономика, сельское хозяйство, транспорт и торговля. Основу хозяйственной деятельности составляет активное взаимодействие человека с природой. Оно предполагает разделение труда, а распределение полученного продукта является проблемой, выходящей за пределы собственно хозяйственной сферы и требующей, правового, нравственного и политического участия. Хозяйственная сфера является главной, определяющей в жизни общества и оказывает детерминирующее влияние на все остальные структуры.
Политико-правовая сфера — это та часть общественной реальности, в которой проходит политическая жизнь, то есть складываются и решаются проблемы, связанные с властью. Поскольку власть понимается как возможность и способность проводить определенные интересы с помощью легального применения принуждения, она является объектом ожесточенной борьбы различных сил. Основными субъектами политики являются государство и политические партии. Политика выполняет общественно необходимые функции организации, регулирования и контроля и оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества и отдельного человека.
Сфера духовной жизни общества включает основные формы общественного сознания, посредством которых индивиды интегрируются в социальную систему, а также сам процесс производства и распространения духовных ценностей. Это: искусство, религия, мораль, философия, наука.
Между сферами общественной жизни не существует жесткой и однозначной иерархии. Чаще всего в качестве определяющей выступает хозяйственная сфера, в которой осуществляется производство и распределение продуктов производственной деятельности людей, однако нельзя утверждать, что такое доминирование данной сферы является абсолютным. Нередко политико-правовая сфера оказывает детерминирующее влияние на все остальные области, иногда фактором социальных изменения становится религия или наука. К настоящему времени с достаточной определенностью проявила себя общесоциальная закономерность, заключающаяся в том, что в ходе истории происходит постепенное возрастание детерминирующей роли духовной сферы и духовных факторов в жизни общества.
Общество как сложная система. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Важнейшие институты общества реферат по социологии
ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА. 1)Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское). 2)Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. 3)Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость. Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности. Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни. 1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения. 2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу. 3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование. 4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.) 5)Правовое. Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе. Общество бывает: 1)До письменные, письменные. 2)Простые и сложные общества: (в простых — нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых). Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества: 1)Общество первобытных охотников и собирателей. 2)Обычное (аграрное) – традиционное общество. 3)Индустриальное общество. 4)Постиндустриальное общество. Ученые выделили в классификации общества следующие этапы или виды обществ: 1)Первобытное общество. 2)Рабовладельческое общество. 3)Феодальное общество. 4)Капиталистическое общество. 5)Социалистическое общество — переходное. 6)Коммунистическое. Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества: 1)Институт семьи и брака. 2)Экономические (работа) институты. 3)Политические институты (законы, правила, флаги государства). 4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).
Public Sphere — Коммуникация — Oxford Bibliographies
Введение
«Публичная сфера» обычно понимается как социальное пространство, в котором выражаются различные мнения, обсуждаются общие проблемы и коммуникативно разрабатываются коллективные решения. Таким образом, публичная сфера является центральной ареной социальной коммуникации. В крупных обществах средства массовой информации и, в последнее время, сетевые онлайн-СМИ поддерживают и поддерживают общение в публичной сфере.Английский термин «публичная сфера» является переводом немецкого öffentlichkeit . Этот термин переводится в два связанных термина: «общественность» или совокупность выступающих и слушателей, присутствующих в публичной сфере, и «публичность» или состояние публичной видимости и пристального внимания общественности. В коммуникативных исследованиях концепция публичной сферы применялась как к политической, так и к культурной коммуникации. Этот термин имеет как описательную, так и нормативную коннотацию.Нормативные теории публичной сферы обычно определяют идеальные характеристики публичной коммуникации, а также условия, способствующие их реализации, и помогают критически оценить существующую коммуникацию. Самым выдающимся теоретиком нормативной базы публичной сферы является немецкий социальный теоретик Юрген Хабермас (родившийся в 1929 г.), чья работа вызвала длительные и противоречивые дискуссии в области коммуникативных исследований и не только.
Общие обзоры
Современные исследования публичной сферы были инициированы основополагающим исследованием немецкого социального теоретика Юргена Хабермаса The Structural Transformation of the Public Sphere (Habermas 1989), опубликованным на немецком языке в 1962 году и переведенным на английский с довольно большим опозданием. , в 1989 году.В этом томе Хабермас выдвинул свой теперь известный аргумент о предполагаемой кончине публичной сферы, когда она опустилась с уровня критического дискурса в 19 веке до просто утвердительной рекламы в 20 веке. Восприятие исследования в англоязычном мире отражено в книге Крейга Калхуна Habermas and the Public Sphere (Calhoun 1992), сборнике критических эссе ведущих авторов США и Великобритании. В конце этого тома, в его «Дальнейших размышлениях о публичной сфере», Хабермас предлагает далеко идущие пересмотры своего первоначального аргумента, признавая ряд своих критиков, сохраняя при этом свою критически-нормативную точку зрения на современную опосредованную коммуникацию. .Отредактированный сборник Neidhardt 1994 объединяет теоретические и эмпирические работы по опосредованной политической коммуникации и социальным движениям в общую исследовательскую структуру. Эта структура подробно описана в Gerhards and Neidhardt 1993. Gripsrud, et al. 2010 предлагает обширную коллекцию ключевых текстов по теории публичной сферы от эпохи Просвещения до начала 21 века. Butsch 2009 объединяет вклады американских, европейских и азиатских ученых, которые исследуют, как СМИ структурируют общественные сферы и как люди используют различные медиа для участия в общественной сфере.Breese 2011 проводит различие между гражданскими публичными сферами, ориентированными на укрепление солидарности между гражданами в их повседневной жизни, и политическими публичными сферами, ориентированными на влияние на политические решения.
Бриз, Элизабет Б. 2011. Отображение разнообразия общественных сфер. Теория коммуникации 21.2: 130–149.
DOI: 10.1111 / j.1468-2885.2011.01379.x
Бриз выступает за отображение общественных сфер по двум континуумам: ориентированы ли они на гражданское общество или политическую систему и нацелены ли они на личное взаимодействие или символическое / опосредованное общение.
Бутш, Ричард, изд. 2009. СМИ и общественная сфера . Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan.
В материалах к этому сборнику исследуется роль массовых и сетевых сетевых СМИ в формировании и поддержании общественных сфер в различных странах и условиях, опираясь на концепции публичной сферы, которые по большей части выходят за рамки идеи рационально-критического дискурса. Впервые опубликовано в 2007 г.
Calhoun, Craig, ed. 1992 г. Хабермас и общественная сфера . Кембридж, Массачусетс: MIT.
Сборник материалов Сейлы Бенхабиб, Нэнси Фрейзер, Мойше Постоне, Николаса Гарнхема, Майкла Шадсона и многих других, а также реплика Юргена Хабермаса, этот том отражает англо-американское восприятие Хабермаса 1989 года после его позднего перевода на английский язык. .
Герхардс, Юрген и Фридхельм Нейдхардт. 1993. Strukturen und funktionen moderner öffentlichkeit. В Politische kommunikation: Grundlagen ,strukturen, prozesse .Под редакцией Вольфганга Р. Лангенбухера, 52–88. Вена: Браумюллер.
Немецкие социологи Юрген Герхардс и Фридхельм Нейдхардт разрабатывают эмпирическую модель публичной коммуникации, которая выделяет три уровня публичной сферы (встречи в повседневной жизни, публичные собрания и протесты и политическая коммуникация в средствах массовой информации) и определяет ввод, пропускную способность, и выходные функции политической публичной сферы.
Gripsrud, Jostein, Hallvard Moe, Anders Molander и Graham Murdock, ред.2010. Идея публичной сферы: Читатель . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books.
Этот сборник ключевых текстов прослеживает историю теории публичной сферы от Канта, Гегеля и Джона Стюарта Милля до дебатов 20-го века, включая дискуссии Уолтера Липпмана и Джона Дьюи, Ханны Арендт, Юргена Хабермаса, Нэнси Фрейзер и Джона Ролза. , на текущие проблемы, затронутые, среди прочего, в работах Бернхарда Петерса, Джеймса Бохмана, Шанталь Муфф и Сейлы Бенхабиб. Полезно как для студентов, так и для исследователей.
Хабермас, Юрген. 1989. Структурная трансформация публичной сферы: исследование категории буржуазного общества . Кембридж, Массачусетс: MIT.
В этом «основополагающем исследовании» современных исследований публичной сферы Хабермас прослеживает корни теории публичной сферы в британской, французской и немецкой философии эпохи Просвещения и развивает критический аргумент о коммерциализации и «рефеодализации» общественной коммуникации в начала 1960-х годов, которая все еще частично уходит корнями в критическую теорию Франкфуртской школы.Впервые опубликовано на немецком языке в 1962 году.
Neidhardt, Friedhelm, ed. 1994. Öffentlichkeit, öffentliche Meinung, soziale Bewegungen . Опладен, Германия: Westdeutscher Verlag.
Этот сборник эссе знаменует собой поворотный момент в исследованиях общественной сферы, поскольку он сопоставляет теоретические достижения Юргена Хабермаса, а также его коллегу из немецкой социологии Никласа Лумана с эмпирическим вкладом в исследования политической коммуникации и социальных движений, открывая тем самым поиск новых маршрутов для эмпирического исследования публично-политической коммуникации в условиях медиа-общества.
к началу
Пользователи без подписки не могут видеть полный контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступно по подписке и бессрочному доступу к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Оксфорда, щелкните здесь.
Перейти к другим статьям:
Артикул
.вверх
- Процессы аккультурации и коммуникация
- Активист Медиа
- Соблюдение режима лечения и общение
- Подростковый возраст и СМИ
- Рекламы, Политические передачи по телевидению
- Реклама
- Реклама, Дети и
- Реклама, международная
- Формирование повестки дня
- Анненберг, Вальтер Х.
- Прикладные методы исследования коммуникации
- Аргументация
- Последовательность отношения и поведения
- Фрагментация аудитории
- Исследования аудитории
- Бахтин Михаил
- Эффект победившего
- Бодрийяр, Жан
- Блокчейн и коммуникация
- Бурдье, Пьер
- Ценность бренда
- Британский и ирландский журнал, История
- Радиовещание, общественная служба
- Захват, Медиа
- Кастельс, Мануэль
- Знаменитости и общественные деятели
- Цензура
- Гражданский долг
- Движение за гражданские права и СМИ,
- CNN
- Ко-культурная теория и коммуникация
- Кодексы и анализ культурного дискурса
- Когнитивный диссонанс
- Коллективная память, общение и
- Комедийные новости
- Коммуникационные опасения
- Коммуникационные кампании
- Коммуникация, определения и концепции
- История общения
- Закон о связи
- Управление коммуникациями
- Коммуникационные сети
- Коммуникация, философия
- Приложение к сообществу
- Подход структуры сообщества
- Компьютерное общение
- Анализ содержания
- Корпоративная социальная ответственность и коммуникация
- Кризисная коммуникация
- Критические и культурологические исследования
- Кросс-инструменты и кросс-медиа эффекты
- Выращивание
- Культурные и творческие индустрии
- Теории культурного империализма
- Культурное картографирование
- Культурные убеждения
- Культурный плюрализм и коммуникация
- Киберполитика
- 3D Медиа
- Смерть, смерть и общение
- Дебаты, По телевидению
- Обдумывание
- Развивающее общение
- Распространение инноваций
- Цифровой разрыв
- Цифровая близость
- Цифровая грамотность
- Дипломатия, Общественная
- Распределенная работа, общение и
- Документальное и коммуникационное
- Электронная демократия / Электронное участие
- Электронное Правительство
- Модель вероятности проработки
- Электронная молва (eWOM)
- Встроенное покрытие
- Развлечение
- Развлечения-Образование
- Экологическая коммуникация
- Этнография общения
- Эксперименты
- Семейное общение
- Федеральная комиссия связи
- Исследования феминизма и квир-игр
- Феминистская теория
- Фокус группы
- Исследования в области питания и общение
- Свобода прессы
- Контроль доступа
- Гендер и СМИ
- Global English
- Глобальные СМИ, История
- Глобальные медиа-организации
- Глокализация
- Гоффман, Ирвинг
- Хабермас, Юрген
- Привыкание и общение
- Связь со здоровьем
- Гегемония
- Исследования герменевтических коммуникаций
- Эвристика
- Бездомность и общение
- Приложения для встреч и знакомств
- Эффект враждебных СМИ
- Отождествление с медиа-персонажами
- Идентичность, Культурный
- Теория восстановления изображения
- Неявное измерение
- Управление впечатлениями
- Индексирование
- Инфографика
- Информационные и коммуникационные технологии в целях развития
- Управление информацией
- Информационная перегрузка
- Обработка информации
- Информационно-развлекательная система
- Иннис, Гарольд
- Учебное общение
- Интегрированные маркетинговые коммуникации
- Интерактивность
- Межкультурная столица
- Межкультурная коммуникация
- Межкультурная коммуникация, туризм и
- Межкультурная коммуникация, Мировоззрение в
- Посредничество в межкультурных конфликтах
- Общение между поколениями
- Межгрупповое общение
- Международные коммуникации
- Межличностное общение
- Межличностное ЛГБТК-общение
- Устный перевод / прием
- Журналистика
- Журналистика, Альтернатива
- Журналистика и травма
- Журналистика, Гражданин
- Журналистика, Гражданин, История
- Этика журналистики
- Журналистика, Устный перевод
- Журналистика, Мир
- Журналистика, Таблоид
- Журналисты, Насилие против
- Пробел в знаниях
- Массовая коммуникация
- Маклюэн, Маршалл
- Медиа-активизм
- Медиа-эстетика
- СМИ и время
- Медиа предвзятость
- Конвергенция СМИ
- Авторитет СМИ
- Зависимость от СМИ
- Медиа Экология
- Экономика СМИ
- Экономика СМИ, Теории
- СМИ, образование
- Медиа эффекты
- Этика СМИ
- СМИ События
- Измерение воздействия на СМИ
- СМИ, геи и лесбиянки в
- Медиаграмотности
- Медиа-логика
- Медиа менеджмент
- Медиа-политика и управление
- Регулирование СМИ
- СМИ, социальные сети
- Социология СМИ
- Теория медиа-систем
- Мертон, Роберт К.
- Характеристики сообщения и убеждение
- Исследования мобильной связи
- Muckraking
- Мультимодальный дискурс-анализ, подходы к
- Многонациональные организации, коммуникация и культура в
- Мердок, Руперт
- Повествование
- Повествовательное взаимодействие
- Повествовательное убеждение
- Новости, Подделка
- Новости обрамления
- НПО, коммуникации и
- Интернет-кампании
- Открытый доступ
- Организационные изменения и организационные изменения Communicat…
- Организационная коммуникация
- Организационная коммуникация, старение и
- Парасоциальная теория в коммуникации
- Участие, гражданское / политическое
- Совместное исследование действий
- Связь между пациентом и поставщиком медицинских услуг
- Миростроительство и общение
- Воспринимаемый реализм
- Убеждение и социальное влияние
- Убеждение, сопротивление
- Фотожурналистика
- Политическая реклама
- Политическая коммуникация, нормативный анализ
- Политическая экономика
- Политические знания
- Политический маркетинг
- Политические скандалы
- Политическая социализация
- Опросы, мнения
- Грунтовка
- Размещение продукта
- Пропаганда
- Proxemics
- Общественное мнение
- Связи с общественностью
- Общественная сфера
- Квир-межкультурное общение
- Квир-миграция и цифровые медиа
- Радио Исследования
- Реалити-шоу
- Рамки обоснованных действий
- Религия и СМИ
- Отчетность, Расследование
- Риторика и общение
- Риторика, Религиозное
- Риторика, Визуальный
- Уведомление о рисках
- Слухи и общение
- Шрамм, Уилбур
- Научное общение
- Скриппс, Э.W.
- Выборочная экспозиция
- Семиотика
- Создание смысла / создание смысла
- Улица Сезам
- Секс в СМИ
- Общение в малых группах
- Социальный капитал
- Социальные перемены
- Социальное познание
- Социальное строительство
- Теория социальной идентичности и коммуникация
- Социальное взаимодействие
- Социальные движения
- Анализ социальных сетей
- Социальный протест
- Спортивное общение
- Стереотипы
- Стратегическая коммуникация
- Наблюдение и общение
- Символический интеракционизм в коммуникации
- Таблоидизация
- История / Политика в области телекоммуникаций
- Телевидение
- Телевидение, Кабельное
- Текстовый анализ и коммуникация
- Дети Третьей Культуры
- Эффект от третьего лица
- Time Warner
- Трансгендерные медиа-исследования
- Трансмедийное повествование
- Двухступенчатый поток
- Использование и вознаграждения
- видео
- Дефицит видео
- Видеоигры и общение
- Насилие в СМИ
- Виртуальная реальность и общение
- Визуальная связь
- Сеть 2.0
- Веб-архивирование
- Webcare
- Разоблачение
- WikiLeaks
- Молодежь и СМИ
- Журналы и коммуникации
Вниз
общественных и частных сфер во времена социальных медиа | Heinrich Böll Stiftung | Белград
Граница между частной сферой и публичной сферой имеет определяющее значение для либерально-демократических обществ: когда все публично, нет свободы — нет места, в котором мы, как отдельные лица или группы, просто принадлежим для самих себя, в жизни и смерти, и где нам позволено быть своевольными и не нужно оправдываться.А когда все является частным, нет политической свободы там, где мы, как граждане гетерогенного общества, ведем переговоры о том, что касается всех, за пределами нашего непосредственного окружения, и что должно быть решено и соблюдено всеми, напрямую или посредством представительства, с большинством. . В какой степени частная сфера должна ограничивать общественную и наоборот — это было предметом споров с самого начала современного гражданского общества в 18, -м, -м веках, и они давали очень разные ответы, исторически говоря.В процессе были установлены две основные традиции: либерально-индивидуалистическая, представленная в Германии Иммануилом Кантом и Вильгельмом фон Гумбольдтом и в Англии Джоном Стюартом Миллем, а также общинная школа мысли, решительно сформированная немецким «государством». философ «Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Либерально-индивидуалистическая традиция представляет собой приоритет личной свободы человека перед сообществом (государством, нацией, этнической принадлежностью или семьей) как право на защиту свободных и равных от неоправданного правления и контроля через коллектив.Вот почему либерально-индивидуалистическая традиция стремится определить границы государства и общественной сферы и превзойти их. Этой традиции противостоит гегельянско-общинная традиция, которая подчеркивает связи и обязательства человека внутри сообщества. Здесь тоже существует право на неприкосновенность частной жизни. Однако это право должно служить широкой картине — государству и обществу. Конфиденциальность должна оправдывать себя до того, как будет вынесено политическое суждение о том, является ли восприятие индивидуальной свободы социально ответственным и соответствует ли оно требованиям солидарности и достижения границ частной сферы, а также права на информацию, раскрытие информации и вмешательство в частную жизнь. сфера оправдана и необходима в общественных интересах.Классические области, в которых имеет место спор о границах частной и общественной сферы, — это гендерные отношения, родительские права, а также такие права, как информационное самоопределение. Таким образом, границы частной сферы в супружеских отношениях и семьях сегодня устанавливаются там, где государство диагностирует своего рода «личную неудачу» (например, когда родители пренебрегают своими детьми, неоднократно отправляя их попрошайничеством вместо того, чтобы отправлять их в школу) и утверждает для себя — опираясь на демократически согласованные законы — право и обязанность вмешиваться.В вопросах гендерных отношений право не оправдывать собственное поведение в личных делах критикуется как сила де-тематизации несправедливых властных отношений между полами. В Германии, например, государство делает вопрос о том, принимают ли мужчины участие в воспитании своих детей, как общественное дело. Стимулы предоставляются для того, чтобы не принуждать, а побуждать отцов воспитывать детей, поэтому предлагаются льготы, такие как школьное питание, книги, спортивные сооружения, чтобы повлиять на воспитательное поведение родителей, которые считаются некомпетентными, чтобы воспитывать своих детей в качестве здоровые, осознающие себя и независимые члены общества.Аналогичное отношение существует и к праву на конфиденциальность информации, которое понимается в странах с либеральными конституциями как право личности на свободу в отличие от официального наблюдения за местом жительства, почтовым отделением и электронной связью, и как таковое должно неоднократно защищаться. Конституционный суд Германии в своем постановлении 1983 года о государственной переписи населения ограничил информационные потребности государства посредством информационного самоопределения человека. Однако в то же время он определил — в гегельянско-коммунитарной традиции — человека как человека, нуждающегося в общении.Согласно этому постановлению, поскольку информационная свобода может быть воспринята только в коммуникативном сообществе с другими, сохранение этого сообщества ограничивает индивидуальную свободу.
Информационная свобода может и должна восприниматься только в коммуникативном сообществе с другими, считает Конституционный суд, следуя гегельянско-коммунитарной традиции. Эта свобода информационного самоопределения является не только правом защиты перед государством, но и социальным институтом, таким как свобода мысли, свобода собраний, свобода религии или свобода родителей.Эти гражданские свободы не только реализуются в обществе вместе с другими людьми, они также представляют собой задачу для законодателя и отдельных лиц, а именно: выражение мыслей, коммуникативное самоопределение или своенравный стиль воспитания. осуществляется в интересах развития общества свободных и равных, т. е. в общественных интересах.
Это сильное требование, которое явно отличается от пугающего либерализма, отступающего исключительно к верховенству закона и свободе личности.Либерально-индивидуалистическая традиция должна (в рамках конституции и общей морали) принимать каждую форму выражения мысли или раскрытия информации в Интернете как оправданное выражение индивидуальных предпочтений. Гегельянско-коммунитарная традиция не имеет такого обязательства. Он различает вопросы, представляющие ценность для дискуссии, путем внесения аргументов, убеждения и убеждения в развитие общества свободных и равных, и вопросы, которые бессмысленны из-за их отсутствия, а также вопросы, которые вредны для они призывают к дискриминации, ненависти и войне, оправдывая тем самым государственное вмешательство.То есть, в данном случае, не цензура как подавление «непатриотического искусства», а обеспечение общества свободных и равных и либеральной публики как предпосылка свободы индивидуального мнения и свободы искусства и литературы.
В случае семей, которые не отдают должного своей социальной ответственности за воспитание, это сильное требование может быть приемлемым. Но приемлемо ли это и в случае поведения интернет-пользователей? А именно, как для молодых, так и для пожилых пользователей Интернета, забота о защите данных как часть защиты частной сферы перед государством по-прежнему играет важную роль.Однако, помимо этого, сегодняшняя тенденция движется в сторону публичной сферы. Пост-конфиденциальность стоит на повестке дня сегодняшнего дня по отношению к другим членам общества. В большинстве выступлений в дебаты это сегодня — более или менее сознательно — подтверждается использованием аргументов либерально-индивидуалистической традиции. Технические возможности, связанные с индивидуальными предпочтениями пользователей, интерпретируются как непреодолимая социальная тенденция, с которой общество обязано иметь дело и адаптироваться.Либерально-индивидуалистическая аргументация поддерживает и поддерживает эту тенденцию, продвигая, помимо защиты данных, равный доступ и свободу цензуры — бесспорно важные цели. Но может ли тенденция к публичной сфере в форме цифровой публичности также интерпретироваться как прогресс в развитии общества свободных и равных? Несколько наблюдений и оценок по этому поводу:
Отступление в общественную сферу
Что можно думать о том факте, что все большее число людей используют Интернет — веб-сайты и блоги — для публикации своих моделей потребления, сексуальных предпочтений, интерьера и экстерьера своих квартир и своего мнения по политическим вопросам? И как следует оценивать тот факт, что людей, которые не хотят, чтобы их дома рекламировались через Google Street, анонимные активисты разоблачают и разоблачают как отрицателей и укрывателей? То, что здесь обозначено как публичная сфера, на самом деле является публичной конфиденциальностью.Разжижение границ между частной и общественной сферами, которое с 1960-х годов представляло собой потребность в обществе свободных и равных, представляет собой «отступление в публичную сферу», которое превращает мир в интимное пространство частной жизни. выражения. Проникновение частной сферы в публичную было уже описано английским социологом Ричардом Сеннеттом в его книге «Падение публичного человека» (1977). Там он прокладывает путь к интимному обществу, в котором частная сфера все больше вытесняет публичную.Сеннетт не только описывает, но и критикует эту «тиранию интимности» с точки зрения публичной сферы как политического пространства, которое следует укреплять путем переориентации на оптимизацию ролей публичного выступления и риторики речи. Как возникла эта тенденция раскрытия частной сферы? Сеннет и другие критики видят в этом результат индивидуализации, которая является синонимом потери интеграции человека в политически сознательный класс, в котором люди ориентируются в соответствии с изобилием выборов, которые необходимо делать ежедневно.На какое-то время классовая ориентация сменилась немногими радио- и телевизионными программами, которые из-за нехватки каналов вещания заняли позицию ориентирующих ключевых СМИ. Но с тех пор, как увеличилось количество каналов и Интернета, радио и телевидение потеряли это положение. Сегодня «друзья», приобретенные через социальные сети, похоже, частично справляются со своей задачей, используя такие фразы, как «Ты мне нравишься» и «Ты в порядке», чтобы интерсубъективно засвидетельствовать успех одинокой индивидуальной жизни — или также в форме анонимного распространения слухов и возмещения убытков.
Политическая общественная сфера
Социальные сети формируют публичные сферы. Но что они делают для политической публичной сферы, как они вносят свой вклад в переговоры по вопросам, которые касаются всех, которые были согласованы большинством и должны соблюдаться всеми? Несомненно, они вносят замечательный вклад в борьбу с государственной цензурой, секретной политикой, отсутствием прозрачности и репрессиями.Революции в Магрибе и Египте убедительно показали это, независимо от того, следует ли их оценивать как Интернет-революции или революции, поддерживаемые Интернетом. Социальные сети сильны в вопросах поляризации и краткосрочных действий. Мобилизация против врага, диктатора или противника, политического противника должна происходить беспрецедентным образом. Скептицизм и критика желательны в том, что касается конструктивной части, включая обмен информацией и мнениями в процессе обсуждения, который должен достичь результата, который является справедливым и полезным для общего блага.Ведь социальные сети, блоги, Twitter и т. Д. Следуют логике интеллекта роя: они координируют и объединяют децентрализованные разрозненные знания и делают их полезными в качестве коллективного разума. Однако проблема остается, как заявил Касс Санстейн в своей книге «Republic.com 2.0» (2007), тот факт, что в этом коллективном знании общее знание слишком часто преобладает над разнородным знанием других. который вытесняется или вообще не замечается.Санштейн утверждает, что политический дискурс в социальных сетях не выходит далеко за рамки свободы выбора потребителей. Далее автор сообщает, что более 90 процентов из 1400 изученных блогов ссылаются только на аналогичную информацию, доступную в Интернете, и, таким образом, создают самоусиливающиеся эхо-камеры фрагментированной публичной сферы. С другой стороны, политическая публичная сфера общества свободных и равных исходит из разнородной популяции взаимно чуждых индивидуумов, которые не преуспевают в том, чтобы иметь предпочтения в качестве потребителей, но сталкиваются с проблемой как граждане в нежелательной и незапланированной встрече с аргументы и опыт других граждан, чтобы разработать предпочтения и прийти к общему большинству.Как должна быть организована цифровая публичная сфера для удовлетворения таких требований? Может и должен ли он представлять собой общественный институт саморазвития свободных и равных, отделенный посредством самоорганизованных форм использования от бесконечного мира потребления частных выборов? Здесь начинается большая и захватывающая дискуссия о цифровом достоянии, все еще не завершенной идее демократического самоорганизованного пространства для цифрового самоопределения свободных и равных.
Фонд Генриха Бёлля в течение многих лет возглавлял эти дискуссии, последняя из которых была опубликована в книге «Богатство общин.Мир за пределами рынка и государства »(ред. Дэвид Боллиер, Силке Хелфрич), опубликованный в 2012 г. (см. Также: http://www.boell.de/en/topics/commons).
Кратко
Равенство женщин и мужчин
Гендерное равенство предполагает равные права для женщин и мужчин, девочек и мальчиков, а также равную видимость, расширение прав и возможностей, ответственность и участие во всех сферах общественной и частной жизни. Это также подразумевает равный доступ и распределение ресурсов между женщинами и мужчинами.
Хотя правовой статус женщин в Европе, несомненно, улучшился за последние десятилетия, эффективное равенство далеко от реальности. Даже если прогресс очевиден (уровень образования, участие на рынке труда, политическое представительство), гендерный разрыв сохраняется во многих областях, что позволяет мужчинам выполнять их традиционные роли и ограничивать возможности женщин отстаивать свои основные права и отстаивать свою свободу воли.
Женщины по-прежнему маргинализированы в политической и общественной жизни, страдают от дискриминации при приеме на работу или от трудностей в совмещении частной, семейной и профессиональной жизни, им платят меньше за равноценный труд, и они чаще, чем мужчины, оказываются жертвами бедности и безработицы.
Наиболее ярким проявлением неравномерного баланса сил между женщинами и мужчинами является насилие в отношении женщин, которое одновременно является нарушением прав человека и серьезным препятствием на пути к гендерному равенству.
Изменение гендерных отношений, расширение прав и возможностей женщин и искоренение негативных традиционных гендерных стереотипов являются ключом к достижению гендерного равенства и принесут пользу всему обществу, включая мужчин, и следующему поколению. Как показали обширные исследования во множестве контекстов, когда женщины имеют равные с мужчинами шансы быть социально и политически активными, экономика и общество процветают.В целом более сбалансированное участие женщин в процессе принятия решений способствует позитивным преобразующим процессам в обществе, таким как изменения в законах, политике, услугах, учреждениях и социальных нормах.
Гендерное равенство и права женщин — ключевые стандарты Совета Европы
Информационный бюллетень «Равенство между женщинами и мужчинами»
Глоссарий Совета Европы по гендерному равенству
СФЕР | CDC
Национальный консорциум открытой геномики для реагирования на COVID-19
The Advanced Molecular Detection (программа установила последовательность SARS-CoV-2 для реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, эпидемиологии и надзора (SPHERES) для координации секвенирования SARS-CoV-2.В коллаборацию SPHERES входят ученые из клинических лабораторий и лабораторий общественного здравоохранения, академических институтов и частного сектора. SPHERES усилит стратегии смягчения последствий COVID-19. Крупномасштабное быстрое секвенирование генома позволит специалистам в области общественного здравоохранения: —
- Отслеживать важные изменения вируса по мере его распространения
- Получите важную информацию для поддержки усилий по отслеживанию контактов
- Предоставляет важную информацию для помощи в определении диагностических и терапевтических целей
- Продвинуть исследования общественного здравоохранения в области динамики передачи, реакции хозяина и эволюции вируса
СФЕРЫ Обзор
Консорциум SPHERES возглавляется программой CDC Advanced Molecular Detection (AMD), которая за последние шесть лет инвестировала в федеральные, государственные и местные лаборатории общественного здравоохранения, чтобы расширить использование геномики патогенов и других передовых лабораторных технологий для усиления инфекционных заболеваний. эпиднадзор и реагирование на вспышки.SPHERES стремится —
- Ускорить использование данных о последовательностях патогенов и молекулярной эпидемиологии в режиме реального времени для противодействия пандемии COVID-19
- Организация и управление усилиями общественного здравоохранения по определению последовательности действий и ответным мерам в Соединенных Штатах
- Координировать и поддерживать секвенирование в государственных и местных лабораториях общественного здравоохранения по всей стране
- Улучшение коммуникации и обмена знаниями между лабораториями США
- Разработать согласованное руководство по стандартам критически важных данных и метаданных
- Снижение барьеров для биоинформатического анализа и обмена данными
- Лучшее согласование требований к последовательности и потребностей в ресурсах с различными источниками финансирования, технологиями, опытом и другими средствами поддержки
Консорциум SPHERES включает более 60 лабораторий общественного здравоохранения на федеральном уровне, уровне штата, округа, округа, несколько крупных региональных и национальных клинических диагностических корпораций, а также академических и некоммерческих лидеров в области геномики патогенов, биоинформатики и общественного здравоохранения со всей страны.Консорциум объединяет федеральные лаборатории и агентства общественного здравоохранения с международными усилиями в области геномики и привлекает частный сектор к усилиям по лучшему пониманию геномики и моделей передачи SARS-CoV-2 в Соединенных Штатах.
СФЕРЫ Цели
8 основных целей консорциума SPHERES —
- Объединить сеть лабораторий по секвенированию, потенциал в области биоинформатики и экспертные знания в предметной области под эгидой масштабных и скоординированных усилий по секвенированию общественного здравоохранения.
- Выявление и приоритезация возможностей и потребностей в ресурсах в сети и согласование источников федерального, неправительственного и частного финансирования и поддержки с областями наибольшего воздействия и потребностями
- Улучшить координацию геномного секвенирования между учреждениями и юрисдикциями и повысить устойчивость сети
- Отстаивает концепции открытости, анализа на основе стандартов и быстрого обмена данными в Соединенных Штатах и во всем мире во время реагирования на пандемию COVID-19
- Ускорение сбора и обмена данными, включая быстрое предоставление высококачественных данных о вирусных последовательностях из клинических лабораторий и лабораторий общественного здравоохранения как в Национальный центр биотехнологической информации, так и в Глобальную инициативу по совместному использованию всех хранилищ данных о гриппе в режиме, близком к реальному
- Обеспечить общий форум для государственных, частных и академических учреждений США для обмена протоколами, методами, инструментами биоинформатики, стандартами и передовым опытом
- Установить согласованные стандарты данных и метаданных, включая оптимизированные процессы представления репозитория, образцы критериев приоритизации и структуру для совместных уникальных идентификаторов дел, соответствующих требованиям конфиденциальности
- Согласование с другими национальными сетями секвенирования и биоинформатики и поддержка глобальных усилий по продвижению использования стандартов и открытых данных в общественном здравоохранении
Политические и личные разговоры в публичных и частных пространствах
Journal of Communication, Winter 2000
92
Putnam, R.W. (1995b). Настраиваюсь, отключаюсь: странное исчезновение социального капитала в Америке.
PS: Политология и политика, 24, 664–683.
Роулинз, В. К. (1998). Теоретические основы публичных и частных доменов и практики коммуникации: Intro-
ductory проблем. Коммуникационные исследования, 4, 369–380.
Робинсон, Дж. (1976). Межличностное влияние в избирательных кампаниях: две гипотезы «ступенчатого потока». Public
Opinion Quarterly, 40, 304–319.
Робинсон, Дж., И Дэвис, Д. К. (1990). Телевизионные новости и информированная общественность: Информационно-процессуальный подход. Журнал коммуникаций, 40 (3), 106–119.
Робинсон Дж. И Леви М. Р. (1986). Межличностное общение и понимание новостей. Public
Opinion Quarterly 50, 160–175.
Центр изучения общественного мнения им. Ропера. (1996). Обширные эмпирические данные опровергают идею упадка гражданского общества
. Общественная перспектива, 7 (4).
Шадсон, М.(1997). Почему разговор не является душой демократии. Критические исследования в области массовых коммуникаций —
, 14, 297–309.
Шадсон, М. (1998). Хороший гражданин: история американской гражданской жизни. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Шай, С. (1992). Граненый анализ малых пространств. Компьютерная программа DOS версии 3.01. Иерусалим: Израиль
Институт прикладных социальных исследований.
Шай, С., Элизур, Д., с М. Хоффманом. (1994). Введение в теорию фасетов. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
Саймонсон П. (1996). Мечты о демократическом единении: надежда на общение от Кули до Каца.
Критические исследования в области массовых коммуникаций, 13, 324–342.
Смит Дж. И Зипп Дж. (1983). Партийный чиновник по соседству: Некоторые последствия дружбы для политической причастности
. Журнал политики, 45, 958–978.
Тард, Г. (1901/1989). L’opinion et la foule [Мнение и общественность]. Париж: Press Universitaires de France.
Тихенор, П.Дж., Донохью, Г. А., & Олиен, К. Н. (1980). Конфликт сообществ и пресса. Беверли-Хиллз,
Калифорния: Сейдж.
Токвиль, А. (1835–40 / 1969). Демократия в Америке (Дж. П. Майер, Пер.). Город-сад: Нью-Йорк: Якорь
Книги.
Бюро переписи населения США. (1996). Национальные оценки населения [Без разбивки на страницы]. Получено в июле 1996 г. из
в Интернете: http://www.census.gov/population/www/estimates/uspop.html
Wanta, W., & Wu, Y. (1992).Межличностное общение и процесс установления повестки дня. Журналистика
Quarterly, 69, 847–855.
Уивер, Д. Х., Чжу, Дж., И Уилнат, Л. (1992). Связующая функция межличностного общения.
Journalism Quarterly, 69, 856–867.
Вятт Р. О. (1991). Свобода выражения и американская общественность: опрос, посвященный 200-летию
годовщины Первой поправки. Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество редакторов газет.
Вятт, Р.О., Кац, Э., и Ким, Дж. (1997, июль). Соединение сфер: политический и личный разговор
в общественных и частных пространствах. Документ, представленный на ежегодном собрании Ассоциации образования
в области журналистики и массовых коммуникаций, Чикаго, Иллинойс.
Вятт, Р. О., Кац, Э., Левинсон, Х., и Аль-Хадж, М. (1996). Размеры запрета на выражение:
Восприятие препятствий свободе слова в трех культурах. Международный журнал общественного мнения
Research, 8, 229–247.
Восстановление общественной жизни, создание общественных сфер: современное искусство, выставки и учреждения в Европе после 1989 года
Галлиера, Изабель Анка (2013) Восстановление общественной жизни, построение общественных сфер: современное искусство, выставки и учреждения в Европе после 1989 года. Докторская диссертация, Питтсбургский университет. (Не опубликовано)
Это последняя версия данного товара.
Аннотация
Этот Ph.Докторская диссертация прослеживает возникновение и развитие важного направления социально активного искусства в Центральной и Восточной Европе после падения коммунизма. Он исследует различные совместные, совместные и диалогические проекты в общественных местах современных художников, работающих в Болгарии, Венгрии и Румынии. В этих работах часто напрямую участвуют маргинализированные сообщества, такие как бездомные, члены иммигрантских групп и рома. Различными способами эти произведения искусства возродили левые традиции в местном контексте, где, как политические идеологии и экономические порядки, социализм был отождествлен с авторитаризмом, а демократия — с неолиберализмом.Возникающие в определенные моменты времени на протяжении посткоммунистического периода, чаще всего при наличии как финансовой, так и институциональной поддержки со стороны США и стран ЕС, конкретные практики современного искусства стремились вернуть общественную жизнь и построить инклюзивные общественные сферы как демократические формы в зарождающихся странах. гражданские общества. Опираясь на социологические теории социального и политического капитала и теории гражданского общества в политической науке, моей целью было выявить потенциально трансформирующую роль, которую социально вовлеченные формы искусства сыграли в посткоммунистический переходный период.Будучи озабоченными текущими социально-политическими проблемами и выдвигая на первый план пространства для участия и сотрудничества, такие художественные практики неявно предлагали новые способы коммуникации искусства со зрителем, исследовали понятия публичного пространства как места постоянно обсуждаемых публичных сфер и спровоцировали дискуссии о жизнеспособных формах общения. демократия.
Поделиться
Образец цитирования / Экспорт: | Выберите формат … Цитирование — TextCitation — HTMLEndnoteBibTexDublin CoreOpenURLMARC (ISO 2709) METSMODSEP3 XMLReference ManagerRefer |
---|---|
Социальные сети: |
Детали
Тип изделия: | Университет Питтсбурга ETD | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Статус: | Неопубликованные | ||||||||
Создатели / Авторы: |
| ||||||||
Комитет ETD: | |||||||||
Дата: | 30 июня 2013 | ||||||||
Тип даты: | Публикация | ||||||||
Дата защиты: | 4 апреля 2013 | ||||||||
Дата утверждения: | 30 июня 2013 | ||||||||
Дата отправки: | 7 апреля 2013 | ||||||||
Ограничение доступа: | 5 лет — ограничить доступ к университету Питтсбурга сроком на 5 лет. | ||||||||
Количество страниц: | 340 | ||||||||
Учреждение: | Питтсбургский университет | ||||||||
Школы и программы: | Школа искусств и наук Дитриха> История искусства и архитектуры | ||||||||
Степень: | PhD — доктор философских наук | ||||||||
Тип диссертации: | Докторская диссертация | ||||||||
Реферировано: | Есть | ||||||||
Неконтролируемые ключевые слова: | социально вовлеченное искусство, социальный капитал, политический капитал, публичная сфера, гражданское общество, совместное искусство | ||||||||
Дата депонирования: | 30 июня 2013 19:32 | ||||||||
Последнее изменение: | 30 июн 2018 05:15 | ||||||||
URI: | http: // d-scholarship.pitt.edu/id/eprint/18247 |
Доступные версии этого продукта
- Восстановление общественной жизни, создание общественных сфер: современное искусство, выставки и учреждения в Европе после 1989 года. (депонировано 30 июня 2013 19:32) [Отображено в настоящее время]
Метрики
просмотров по месяцам за последние 3 года
Plum Analytics
Действия (требуется логин)
Просмотреть товар |
% PDF-1.4 % 1 0 объект > эндобдж 7 0 объект / Создатель /Режиссер / CreationDate (D: 20210616102201Z ‘) / ModDate (D: 20120423092503 + 01’00 ‘) >> эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 obj > транслировать application / pdf