Терапевтические сказки для взрослых: Терапевтические сказки для взрослых. Статья. Сказкотерапия. Самопознание.ру

Содержание

Мои сказки — Сказкотерапия на каждый день

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный тематический цикл, ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка о том, как мама разучилась быть организованной Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Волос Великого Победителя Сильное желание выигрывать — обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать? 

Старательная шляпница Сказка о перфекционизме.

Сказка о гиане Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Тетушка Время Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка о стране любимых игрушек. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Сказка об отце и сыне — ювелирах Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка о Маленькой Зубной Фее Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка о Чистограде и Грязномории. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ и о том, что чистота может сохраниться в этом мире только если каждый регулярно будет прилагать к этому усилия. Смотрите видеосказку:

Персиковое дерево. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Градусник профессора Заболейко Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Как мама спасала страну короля Чистомоя Сказка, которая поможет в часы разлуки с мамой. 

Сундучок сокровищ. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

Сказка про телеладошки  В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире — читайте сами.

Улины ушки Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Страна Счастливых Королев  Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Сказка о Хризантиме Востроухом Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

Сказка о королевской подписи Против горшочных проблем. 

Сказка о волшебном блокноте Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка о принцессе, которая любила елочные игрушки Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сайнара и Кутумэй Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки — прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Как ежик за грибами собирался. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Сказка о постельных гномиках Для тех, кто не застилает свою кроватку.

Сказка про новую кроватку. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка о гноме и сирене Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Лиловая раковина Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка о фруктовой фее Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Маленькая Лесная Колдунья и медвежонок Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Самая сахарная сказка Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Сказка о двух друзьях и книгах Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка о полной банке варенья Сказка для сладкоежек и грязнуль — пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Хромая Зельда Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка про бабушкину куклу. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Сказка о пяти лягушачьих источниках Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Как Костю поливали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Сказка о двух братьях и потерянном доверии Эта сказка — настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Королева Чистоглядия Двадцать Вторая. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

 Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Сказка о заклятии жадности Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Сказка для единственных и неповторимых Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Сказка о четырех друзьях Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Как медведь обниматься учился Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Голубые клубни Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка о неубранных игрушках и волшебнике Легопупсе

 Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности — уборку игрушек.

Сказка о двух колоннах Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Упорное деревце на краю обрыва. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Не сказка, а быль о чудесном растении Вы можете читать эту сказку как дидактическую, а можете найти в ней и актуальную психологическую проблематику.

Как туфли мягкие ножки искали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка о мальчике, который хотел дружить с клубничкой Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Сказка о маленьком кенгуренке. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для отлучения от груди.

Проклятие эльфов липового парка Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире — как сказка об истинной поддержке.

Сказка о сонном гномике создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Сказка про Муркиных котят. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ  или не обижайте маленьких и слабых.

Сказка про доктора и волшебный сугроб Направлена против боязни врачей.

Васильки счастья Сколько стоит счастье и можно ли его продавать?

Сказка о пойманном кузнеце счастья Адресована тем, кто сильно переживает из-за проигрышей в играх.

Прививка долголетия Сказка о боязни уколов и о том, что испытать и пережить что-то, чего мы очень боимся, часто оказывается намного проще, чем преодолеть собственный страх этого.

Три волшебных ключика на дне прозрачного озера. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Когда просыпается древний охотник Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Влад и Владилена Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Метод бабочки простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

как с помощью сказкотерапии изменить свою жизнь

Какой ребенок не любит сказки? Так почему, вырастая, мы забываем невероятные истории и откладываем их на дальнюю полку где-нибудь у бабушки? А может, мы их не забыли и сюжет любимой сказки, бережно хранимый в сердце, помогает нам уверенно шагать по жизни? Сказка – как волшебный звон колокольчика, пока мы слышим его, поддерживает нас и выводит из самого темного леса (читай – сложных жизненных ситуаций) и открывает двери для чудесных перемен. Поэтому направление сказкотерапии в психологии обрело такую популярность.

shutr.bz

Возможности этого метода огромны: ты можешь подобрать волшебный сюжет для себя и своих близких, используя его как защитный амулет. В терапевтической сказке можно найти ресурс, чтобы справиться с проблемами, прожить «замороженные» эмоции и попробовать в безопасном пространстве дать отпор обидчикам/конкурентам/соперницам. В этой статье мы рассмотрим преимущества сказок и их влияние на нашу жизнь. Иногда достаточно осознать, в какой сказке и в какой роли ты застряла, чтобы поменять сложившийся ход событий. Готова к сказочным переменам? Тогда приступаем к поиску совпадений и расшифровке метафор из сказок, которые мы несем по жизни.

Универсальный сюжет

Вот прямо сейчас попробуй вспомнить, какая сказка была твоей самой любимой в детстве. Возможно, это «Золушка» или «Спящая красавица», а может, что-то не такое девчачье, но то, что первым тебе вспомнилось, и есть правильный ответ.

Читай также – 12 книг, которые меняют жизнь женщины

Теперь попробуй провести параллель с тем, как ведет себя героиня/герой, какие решения и стратегии выбирает в собственной жизни. Ведь «Золушка» – пример инициативы и ответственности за происходящее, «Белоснежка» – доверия жизни и принятия всего как данности, «Красавица и чудовище» – борьбы за свою любовь и помощь партнеру измениться в лучшую сторону.

Польза. В этом упражнении важны твои интерпретации и то, с кем из героев ты себя отождествляешь, может, это даже не главный персонаж, а кто-то из его помощников. Каждая из нас, даже в самой популярной сказке может увидеть что-то свое, и именно это и есть ключик к ответу. Кажется ли тебе мир дружелюбным? Веришь ли ты, что у тебя все получится? Вдохновляет ли тебя выбранный сюжет? Осознав, какая сказка лежит в основе твоего мировосприятия, ты можешь внести в нее некоторые поправки.

Выбери тематику

Определив, что ты хочешь изменить в своей жизни, ты можешь подобрать терапевтическую сказку с нужным эффектом. Так, существуют истории для улучшения здоровья, семейных отношений, поиска любви, богатства. Я рекомендую тебе книги сказкотерапевтов Разиды Ткач, Эльфики (это целая серия книг под псевдонимом терапевта Ирины), Рушеля Блаво. Их истории послужат источником вдохновения, иллюстрацией решения жизненных задач, уроками о выборе. Терапевтический эффект сказки проявляется именно в тот момент, когда ты находишь сходство с собственной жизнью и отождествляешь себя с одним из героев. Смысл сказки воспринимается на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Если тебе сейчас нравится конкретная история, значит, она соответствует твоему внутреннему состоянию в данный момент.

Польза. Подобрав нужную терапевтическую сказку, ты получаешь:

    • инструкции, как решить проблемную ситуацию;
    • на подсознательном уровне ты упорядочиваешь полученные ответы;
    • происходит трансформация полученного знания в осуществление желаемых изменений.
shutr.bz

Эмоциональные маячки

Чем больше эмоций возникает у тебя во время прочтения сказки, тем лучше. Смех, слезы, злость, грусть – все это отличные индикаторы о том, что сюжет попал в цель. Если ты ощущаешь неприятие, сопротивление, протест, значит, на данном этапе ты отрицаешь свою проблему. В любом случае возникшие сильные эмоции – лишь сигнал, на что нужно обратить внимание. И, читая терапевтическую сказку, разреши себе следовать за своими чувствами: хочешь плакать – плачь, смеяться – смейся.

Польза. Выпустив эмоции, ты освобождаешь свою жизненную и творческую энергию, которая раньше уходила на их сдерживание. Со слезами выходят подавленные и непрожитые эмоции. И вызвал их не просто прочитанный смысл, а понимание событий из собственного жизненного опыта. Таким образом ты проживаешь то, что когда-то было подавлено.

Сказка на ночь

Попробовать совместное чтение на ночь – отличный способ сблизиться с мужем. Предлагаю тебе такой эксперимент: каждый день в течение месяца в одно время ложиться спать и, прежде чем выключить свет, 15 минут уделить чтению.

Читай также – Послания бессознательного в сновидениях: 5 простых правил толкования снов

Подбирая истории на каждый вечер, ты можешь руководствоваться своим вкусом, но старайся, чтобы они были простыми для восприятия и с глубоким смыслом. Например, Эрик-Эммануэль Шмитт в своих повестях прячет пути к решению различных жизненных дилемм. У Рушеля Блаво есть целый сборник «Сказки для справного дома», который предназначен для семейного чтения. Он так и называет это – «месяцем семейной сказкотерапии», 31 история, по одной на каждый день.

Польза. Ты заметишь:

      • сближение с партнером и улучшение отношений с ним;
      • мобилизацию внутренних сил;
      • позитивный настрой на день;
      • пройдет беспокойство о будущем;
      • сброс негатива и разгрузка психики;
      • сказка поможет тебе настроиться на одну волну с любимым.

Сам себе писатель

Как советует сказкотерапевт Ирина (она же Эльфика), можно написать себе собственное предсказание, гороскоп, настрой, чтобы оно привнесло позитивную энергию в твою жизнь. Сочинив свое видение будущего, ты ожидаешь благополучного разрешения событий. Начать историю можно словами: «Я родилась под Счастливой Звездой» или «Эту девушку ждет большое будущее», доверься тому, что подскажет тебе воображение. Именно с этой целью и рекомендуют заводить карту желаний (когда визуализируешь желаемое в картинках), а можно создать свой «скрижаль», написав все, о чем мечтается.

shutr.bz

Польза. Ты настраиваешь свое сознание на позитивное решение проблем и поиск выхода из сложных ситуаций. Вместо того чтобы искать чужие прогнозы, можно настроить себя на успех, любовь, здоровье.

Попробуй! А если у тебя возникли вопросы, я с удовольствием отвечу.

Сказкотерапия для детей и взрослых: терапевтические сказки | CogniFit («КогниФит»)

Что такое сказкотерапия? Мы с детства привыкли к сказкам. Нам читали их перед сном или когда мы болели. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, но как будто она осталась немного в прошлом. Во взрослой жизни сказки чаще всего появляются снова только тогда, когда мы начинаем их читать уже своим детям. Тогда мы как-то по-новому иногда смотрим на сюжеты и героев, всё это видится уже с иной стороны. И мы начинаем задумываться над теми смыслами, которые несут эти сказки в совсем ещё юные умы. Ведь это такой потрясающий инструмент, который совершенно незаметно встраивает в наши головы какие-то сценарии, установки и убеждения… В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Вероника Семенцова расскажем вам о том, что такое сказкотерапия и как сказки используются в коррекционной работе.

Сказкотерапия. Фото Erick Zajac, Unsplash

Восприятие сказки как некоего инструмента уже давно живёт в психологии и активно используется. Но взрослому человеку зачастую нелегко поверить в то, что прочно ассоциированные с детством сказки могут помочь в решении каких-то серьезных насущных проблем. Но не стоит сбрасывать сказки со счетов — они и в преклонном возрасте могут принести нам пользу и удовольствие. Но, как это правильно применяется, конечно, стоит разобрать подробнее.

Что такое сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.

Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни. В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни. Но сам посыл, заложенный в сказку, остается. 

В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.

Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Инновационный общий когнитивный тест: проверьте, как работает ваш мозг

Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности. 

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого видения.

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки.

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.

Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash

Особенности работы со сказками в разном возрасте

Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду. Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших школьников к этому добавляется ещё развитие творческих способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и радует.

Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы придётся выбрать другой.

Со взрослыми людьми чётких правил работы в сказкотерапии не определено, поэтому всё происходит индивидуально, в соответствии с запросом клиента.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.

Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку. В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.

Эффективность сказок. Фото Dollar Gill, Unsplash

Эффективность сказок

В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.

А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей. 

Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.

Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.

Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.

Спасибо, что прочитали эту статью. А вам приходилось обращаться к специалисту, который работает со сказкотерапией или может быть вы сами являетесь таким специалистом? Расскажите об этом в комментариях.

Волшебные сказки. Терапевтические сказки для детей и взрослых читать онлайн бесплатно

Волшебные сказки

Терапевтические сказки для детей и взрослых

Оксана Ишанина

© Оксана Ишанина, 2017

ISBN 978-5-4485-2709-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Волшебные сказки» – это первый литературный опыт пиарщика в прошлом, а ныне просто мамы Оксаны Ишаниной. «Первую в жизни сказку я написала для себя. Помню, на психологическом тренинге нам предложили определенный набор предметов, из которого каждый выбрал что-то свое. У меня получилась сказка с неожиданным финалом. Позже я сумела разрешить важную для себя ситуацию. Также непредсказуемо, как и в той сказке. Тогда я начала сочинять сказки для своей дочки и близких друзей. И наблюдать чудеса….».

Моей дочери Маше посвящается.

Кошка с изумрудными глазами

Мама с Папой наклонились к колыбельке. Зеленоглазая Дочурка с каштановыми кудрями улыбнулась знакомым лицам и приветливо замахала ручками и ножками. Прошло полгода после ее рождения. Малютка заметно подросла и стала походить чертами лица на обоих родителей одновременно.

«Интересно, Девочке понравится домик, который я смастерил для нее в гостиной?» – задумчиво задал вопрос Отец сам себе.

– Конечно, дорогой, – обратилась к нему Жена, нежно тронув за плечо. Он обернулся, не ожидая, что его услышат.

– Мы будем возводить с ней снежные крепости и лепить снеговиков, – мечтательно прикрыл глаза Муж.

– А я обучу ее танцевальным па, которые знаю. Дочка станет известной балериной, – воображала Жена.

Наступила весна. Малышка в пышном розовом платье сидела на цветастом ковре и играла в куклы. Ее волосы украшали красивые банты с камнями, а ножки были обуты в белые атласные башмачки с золотыми пряжками. Скоро к ним должны были прийти гости, и Мама накрывала на стол, проворно расставляя тарелочки из белоснежного сервиза. Вдруг в распахнутую дверь с улицы вбежала Кошка. Она быстро отряхнула лапки и прыгнула к Малышке. «Мяу, мяу!» – ластилась она к ней, заглядывая своими изумрудными глазами прямо в маленькие зеленые глазенки Девочки. Они смотрели друг на друга с интересом, пока не пришел Папа с гостями. Он удивился, увидев Кошку, хотел было ее прогнать, как Взрослые окружили Малышку, наперебой расхваливая красоту Девочки. «Она так и не ходит?» – внезапно спросил высокий мужчина в белой рубашке. «Нет», – грустно ответила Мама, посмотрев на Папу. Тот поспешно перевел разговор на другую тему, и затем пригласил всех к столу.

Когда все ушли, а Малышка сладко заснула в своей кроватке с балдахином, обнимая коричневого медвежонка, Родители сидели у камина, глядя на огонь.

– Когда же она пойдет? А если этого не произойдет? – воскликнула Мама и закрыла глаза руками.

– Дорогая, наша Малютка скоро пустится в пляс! – убеждал ее Папа, хотя и сам уже потерял надежду. Сверстницы их Дочки давно бегали вокруг клумб с цветами, ловили бабочек и пугали голубей. Лишь их Малютка каждый день сидела в коляске, разглядывая облака. Никто из докторов не понимал, в чем причина ее недуга.

Пришла пятая весна Девочки. Как-то утром, когда она еще спала, к ней в кровать прыгнула та самая Кошка. Она долго смотрела на спящую Малютку, словно о чем-то думала. Затем мягко соскользнула на пол и убежала во двор. Кошка пересекла дорогу, поле и оказалась в лесу. Она ходила, обнюхивая каждый кустик, каждый листочек, словно искала что-то. Наконец, она остановилась. Сорвала цветочек с зеленой серединкой, закусила его зубами и побежала обратно в дом. «Успела, спит еще», – подумала Кошка и аккуратно приподняла краешек одеяла. Осторожно, чтобы не разбудить, она подложила цветочек под ноги Малютки, накрыла одеялом и выжидающе уселась напротив кроватки. Вскоре Девочка открыла глаза. Увидев Кошку, она удивленно вскрикнула, но та помахала ей лапкой, мол, тише-тише. Махнула хвостиком и побежала к двери. Девочка опустила ноги с кровати, сделала первый шаг, как будто ходит уже давно, и остановилась, не поверив своим глазам. «Я… хожу?!» – неуверенно промолвила она опустила глаза вниз и стала разглядывать свои пальчики, словно увидела их впервые. Затем повернулась к шкафу, достала оттуда самое красивое платье – белое, с жемчугом, розовые лаковые туфельки с атласным бантом и стала наряжаться.

Изумленные Родители только вскинули руки, когда их Дочурка, кружась и подпрыгивая, словно балерина, забежала в гостиную. «Папа, Мама, теперь я тоже буду танцевать на пальчиках, как та принцесса из книжки!» – радовалась она и обнимала их обоих.

Читать дальше

Детская сказкотерапия | Аналогий нет

На чтение 5 мин. Просмотров 127 Опубликовано Обновлено

Сказкотерапия — психологический прием, использующийся при работе и с взрослыми, и с детьми. Благодаря мягкому, но эффективному воздействию, использовать терапевтические сказки для решения психологических (обычно поведенческих) детских проблем могут и профессионалы, и родители.

А взрослые порой успешно решают свои проблемы самостоятельно, используя сборники терапевтических сказок самостоятельно.

Ввиду того, что сказкотерапия как признанный психологический метод выделен и признан не так давно, теория сказкотерапии разнится в зависимости от авторов конкретного пособия.

При этом совершенно очевидно, что сказка — самый древний прием в психологии и педагогике, использующийся еще тех времен, когда о существовании наук вообще и не подозревали.

Классификация терапевтических сказок

Терапевтические сказки для детей, о которых мы сегодня будем говорить, можно классифицировать следующим образом в зависимости от цели сказкотерапии:

  • Психотератевтические, в т.ч. персонализированные,
  • Дидактические (обучающие),
  • Медиативные — снимающие стресс, помогающие заснуть или принять новорожденного братика/сестреку в семью,
  • Художественные (например русские народные сказки).

Сказкотерапию, как метод психологического воздействия, используют достаточно активно не только психологи, дефектологи и врачи.

Сказкотерапией пользуются в детских садах, школах и реабилитационных центрах.

Цель сказкотерапии

Цель сказкотерапии для детей: коррекция внутреннего состояния и поведения ребенка, помощь в преодолении страхов, обучение полезным навыкам (дидактические сказки), расслабление (медитативные сказки).

В широком смысле терапевтические сказки это те, что помогают научить чему-то малыша или поддерживают на каком-то жизненном этапе.

Терапевтические сказки — это воспитание на примерах, когда кто-то такой же, как сам малыш, переживает сходную ситуацию и учится чему-то новому.

Казалось бы, поучительной можно назвать любую сказку. Даже Колобок, если не учитывать его глубокого сакральный смысл, учит не убегать от взрослых и не разговаривать с незнакомцами.

Иллюстрация к сказке «Колобок» Е.Рачева

Архетипы сказок выделял и изучал еще Карл Юнг 150 лет назад. Однако, теперь детская художественная литература переживает небывалый расцвет и терапевтические сказки выделены в отдельный жанр. И множество современных авторов пишут подобные книги специально для решения какой-то конкретной проблемы.

Терапевтические сказки Хухлаевых

Сборники терапевтических сказок Ольги и Олега Хухлаевых получают все большую популярность, они даже стали авторами методических пособий по психологии в школе по ФГОС:

Тропинка к своему Я. 1-4 класс на Лабиринт, на Майшоп. 5-6 класс на Лабиринт, 7-8 класс на Майшоп. Дошкольникам на Озон, в Майшоп. (Ссылки даны исходя из наличия книг в книжных интернет-магазинах в данный момент)

Но родителей, конечно больше интересуют терапевтические сказки для чтения с детьми дома. У Хухлаевых терапевтических сказок несколько сборников:

Маленький принц и его Роза. Терапевтические сказки

Одна из самых важных проблем формирования ребенка — проблема жизненных ценностей. Но нередко родители, занятые на работе, забывают про формирование этого кусочка души, и тогда он наполняется «знаниями» из телевизионных программ, компьютерных стрелялок или вообще неизвестно откуда. Ребенок вырастает — взрослые удивляются…

Этот сборник — именно сказок «для души» для детей примерно 6-12 лет. Но постановки и решения проблемы, то есть конкретных психологических задач тут нет.

Хухлаевы. Терапевтические сказки. «Маленький принц и его роза» — на Лабиринт, на Озон, на Майшоп.

Волшебные капельки счастья. Терапевтические сказки


В этой книге размещены терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей 5-10 лет уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, высокую жизнестойкость. Терапевтические сказки позволят взрослым понять детский внутренний мир, помогут детям решить многие жизненные трудности.

Эта книга является дополненным переизданием «Терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми».

Лабиринты души. Терапевтические сказки

Это удивительные психотерапевтические сказки для взрослых и подростков Андрея Гнездилова: волшебные истории, врачующие душу. В них присутствует и разговор о важных вещах, сложных ситуациях, тонкий символизм, яркие образы.

Сборник терапевтических сказок «Лабиринты души» на Лабиринт.

50 терапевтических сказок от 33 капризов

Это популярный сборник терапевтических сказок для детей дошкольного возраста.

Эта книга пригодится, если ребенок… Грызет ногти. Отбирает чужие игрушки. Дразнит других. Не садится на горшок. Не хочет засыпать. Не хочет есть. Стесняется. Не любит рано вставать. Не любит одеваться. Обманывает родителей. Много смотрит телевизор. Боится боли. Ябедничает. Мучает животных. Не хочет ходить в садик. Боится темноты. Не убирает игрушки. Требует покупок в магазине. Не желает спать отдельно. Рождение второго ребенка. Развод родителей. Жадничает. Не заправляет кровать. Просится на руки на улице. Дерется. Не расстается с компьютером. Не любит умываться. Огрызается на родителей. Обожает сладкое.

50 терапевтических сказок от 33 капризов на Озон, в Майшоп.

Терапевтические сказки Ульевой

Педагог Елена Ульева является автором множества книг, часть из которых — сборники терапевтических сказок.

«Сказки от слезок для тех, кто маму не слушает» — на Лабиринт, но Озон, в Майшоп.

«Энциклопедия добрых дел. Сказки для малышей» — на Лабиринт, на Озон, в Майшоп.

«Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках» — на Лабиринт, на Озон, в Майшоп.

Сказки для взрослых: 10 отличных книг | Книги

В 1939 году Толкин написал эссе «О волшебных сказках», где не только обозначил ключевые идеи своего творчества, но и высказал революционную, по сути, мысль: сказки предназначены не только для детей! Они могут и должны считаться естественной ветвью литературы в целом: «Если волшебные сказки вообще стоят того, чтобы их читали, так значит, стоит их писать и для взрослых тоже». После этого манифеста, продолженного созданием «Властелина колец», сказочные мотивы всё смелее начали выходить за пределы детской литературы.

В защиту сказок высказывались и другие великие авторы. В 1909 году Честертон написал эссе «Драконова бабушка», которое начинается с представления читателю страшного чудовища: «Недавно я видел человека, который не верит в сказки». Чтобы не оказаться таким монстром с ампутированной фантазией, сказки нужно как минимум читать — вне зависимости от возраста. Вот лишь несколько хороших сказочных книг, написанных для взрослых.

Ведьма почтенного возраста, уладив все дела, встречает Смерть и то, что следует за этой встречей. В завещании она назначает свою преемницу Маграт Чесногк «и. о. феи-крёстной», оставляет ей волшебную палочку и наказ: ни в коем случае не допустить, чтобы Элла Суббота из Орлеи вышла замуж за принца. А в Орлее тем временем ворожит очень могущественная колдунья.

Новоявленная фея и две её наставницы, матушка Ветровоск и нянюшка Ягг, прихватив бессменного кота Грибо, отправляются в «заграницу», чтобы разобраться с красавицей в зеркальных туфельках, герцогом-лягушкой, колдовством вуду и со сказками, которые в последнее время совсем распоясались…

Мудрец, остроумец и человек в чёрной шляпе сэр Терри Пратчетт назвал свою книгу «сказкой о сказках». В наш век постмодернизма половина авторов фэнтези обыгрывает сказки и мифологию на новый лад, только мало кто в этом преуспевает. Но Пратчетт не просто «обыгрывает» — он ткёт собственное полотно, создавая своё сказочно-мифологическое пространство с перевёрнутыми канонами и концепцией «паразитных вселенных». Вторичные миры писателя всегда имеют серьёзное философское обоснование, которое не каждый способен сразу разглядеть под нарочито простоватой маской юмористического фэнтези.

Впрочем, «Ведьмы» ценны не только глубинными течениями нарратива — это ещё и одна из самых весёлых книг Пратчетта, содержащая прекрасное высказывание, которое рано или поздно всякому пригодится в жизни: «В общем, у нас большой опыт отсутствия опыта».

Смотрите также