Социальная сфера жизни: Социальная сфера общества – характеристика, развитие и взаимодействие

Содержание

Социальная сфера

Социальная сфера очень важна для жизни каждого человека. Именно она связана с удовлетворением насущных потребностей в жилье, в получении образования и медицинского обслуживания, в культурном досуге, в занятиях физкультурой и спортом.

Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения в муниципальном образовании «Город Адыгейск».

Главной задачей администрации города в социальной сфере является создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; повышение защиты социально уязвимых слоёв населения, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления; формирование правовых и организационных основ для развития социальной сферы.

Основная задача в области образования — обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, достижение нового современного качества дошкольного и общего образования.

В области здравоохранения планируется сохранить основные объемы доступной гарантированной государством медицинской и лекарственной помощи.

В области культуры основная задача — это обеспечение доступа к культурным ценностям, повышение культурного уровня населения и сохранение историко-культурного наследия.

Основной задачей в области спорта является качественное улучшение физического состояния населения и, в первую очередь, молодого поколения путем вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, обеспечения условий для их физического совершенствования в спортивных школах, секциях и других внешкольных и внеучебных физкультурно-oздоровительных и спортивных организациях.

Основные сферы жизни общества

Автор:

Советова Наталья Владимировна.

Возрастной диапазон:

обучающиеся 10-х классов.

Изучаемые элементы содержания образования:

общество, сферы жизни общества, экономическая сфера жизни общества, политическая сфера жизни общества, социальная сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества, социальные институты в сферах общества, взаимосвязь сфер общественной жизни.

Для проведения урока необходимы:

планшеты или ноутбуки.

Место проведения:

Государственный центральный музей современной истории России, Московский метрополитен, улицы Москвы.

Сайт учреждения: http://www.sovr.ru/

Форма проведения:

урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.

Галерея изображений:

Свободное описание:

Урок предполагает использование образовательного потенциала города Москвы, в частности объектов на улицах города Москвы, Московского метрополитена, ресурсов Государственного центрального музея современной истории России.

Обучающиеся работают в малых группах по рабочим листам, включающим задания для каждой из шести групп, в том числе и опережающее задание. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы по изучению сфер жизни общества обучающиеся представляют в виде выполненных заданий на рабочих листах, а затем в виде общего электронного учебного альбома с комплектом таблиц и схем или электронного буклета «Сферы жизни общества, их взаимосвязь».

Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий.

Приложения:

  • Коллекция элементов
  • Текстовые материалы учителя
  • Текстовые материалы для учеников
  • Технологическая карта
  • Задание
  • Тесты
  • Ссылки
  • Список литературы

теоретические основания выделения – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Филимонов О. В.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА И ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ

Глобальные проблемы современности, стоящие перед человечеством, отличаются быстрым темпом общественных изменений. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы, социальные конфликты разных уровней напряженности, включая вооруженные столкновения, существенно подрывают адаптационные и реабилитационные возможности индивидуальных и коллективных социальных субъектов. В этой связи уместно провести исторический пример отношения к природным ресурсам. В 1913 г. в Берне, выступая на конференции по международной охране природы, делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: «В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству» [1, с.

4]. То есть при избытке каких-либо возобновляемых ресурсов мысль об их сохранении казалась абсурдной. То же самое происходило (и происходит) по отношению к социовитальным возможностями людей. Их способность восстанавливать утраченные силы уменьшаются с каждым годом. И внимание к социальной сфере как области воспроизводства, восстановления этих сил в последнее время постоянно возрастает. Академик В. А. Коптюг отмечал антигуманность и разорванность социального пространства, в котором пребывает ныне население планеты. Динамика жизни требует от людей все большего напряжения физических, психических и духовных сил, и возможностей их восстановления с каждым годом становится все меньше.

На сегодняшний день все индивидуальные и коллективные социальные субъекты вынуждены приспосабливаться к постоянно изменяющейся социальной реальности. В процессе этой адаптации люди не могут использовать типичные и привычные для них стереотипы поведения, а в условиях глубоких политических, экономических, культурных и духовных изменений социальной жизни многие не успевают адаптироваться к новым условиям.

Люди становятся конформными, в изменившихся условиях теряют потенции к самоидентификации и самоактуализации. Самое негативное, что происходит постепенная люмпениза-

ция и маргинализация населения. Традиционное маргинальное меньшинство, идеологически или безвольно конфликтуя с общепринятыми нормами и ценностями, внезапно превратилось в большинство, захватив в свои ряды людей, которые по своим социально-статусным характеристикам никак не должны быть отнесены к маргинально-люмпенизированным группам. Классическими примерами маргинальных групп являются временные рабочие иммигранты (так называемые «гастарбайтеры»), безработные, деклассированные элементы разного рода и т.д., но в последнее время маргинальное существование влачат социальные группы, по всем признакам не должные в них находится — работники бюджетной сферы, сельские жители, вынужденные работать неполные рабочие дни и недели и т.п. Маргинальным личностям присущи «обостренное чувство одиночества, утрата социальных связей, пассивность или, наоборот, агрессивность, подчас — аморальность» [2, с.

41].

Значительное количество работ анализируют структурную маргинальность, которая характеризует бесправное политическое и/или экономическое положение людей и социальных групп с ограничением (и/или лишением) гражданских прав и свобод, что ставит их в позицию ущемленности, обойденности по сравнению с другими индивидами и другими социальными группами и общностями [3, 135]. Неокрепшая политическая сфера, не позволяющая стать вертикальным социальным «лифтом», постоянно меняющаяся экономическая сфера (гиперинфляция, дефолт и т.п. явления), упадок ценностей духовной жизни — все это снижает адаптивный потенциал людей, заставляет скатываться в пропасть социальных девиаций (алкоголизм, самоубийства, преступность и пр.). Все это вызывает повышенный интерес к области социальной жизни, которая является «последним рубежом» к потере социальных качеств, — к социальной сфере.

Термин «сфера» происходит от греческого sphaira, т. е. шар. Этим понятием обозначают и замкнутую поверхность, и область действия, пределы распространения чего-либо, и обстановку, среду, общественное окружение [4, с. 286]. Под сферой обычно понимается не вся жизнедеятельность людей, а лишь ее «целенаправленно организованные, структурированные формы, опирающиеся преимущественно на специализированные институты, осознанную и регулируемую функционально-ролевую деятельность людей» [5].

Когда в социологии речь заходит о таких широких понятиях как «социальная сфера», это всегда вызывает определенный скепсис. Как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Иными словами, нельзя с помощью

имеющихся научных методов исследовать такую обширную область. Но есть и другое мнение — объять необъятное можно, только по частям. И этими частями в социальной сфере являются те отрасли знания, которые социологи традиционно к этой сфере относят. Это — социология здравоохранения и здоровья, социология здорового образа жизни, социология досуга, социология спорта, социология образования и т. д.

Ряд социологов традиционно относят социальную сферу к числу понятий, раскрывающих смысл социума. Они раскрывают социологически смысл социальной сферы через категории «общество», «социальная общность», «социальная система», «социальная группа» [6, с. 7], т.е. через призму традиционных социологических подходов. Некоторые прямо указывали, что социология — это «наука о способах самоорганизации и воспроизводства форм социальности или человеческого общежития» [7, 15-18].

Исследованию сущности и содержания социальной сферы посвящены многие теоретические и прикладные исследования различных областей наук — политологии, экономики, социологии и др. Но первые труды, посвященные отдельным аспектам социальной сферы, естественно, возникли в ранних философских школах. Важной составляющей социальной сферы в трудах еще философов древности стоял вопрос социальной справедливости. Сократ утверждал, что Человек есть мера всех вещей. Древнегреческий философ Гесиод развивал идею о справедливой жизни, обличая при этом несправедливость. В свое время он столкнулся с продажностью судей, вынесших в отношении Гесиода несправедливое решение, и это наложило отпечаток на его дальнейшие взгляды. Социальный идеал, по мнению Гесиода, исключает насилие в отношениях между людьми, бездеятельность и предполагает соблюдение традиционных (данных «свыше») норм поведения, обязательный личный труд и соревновательность в труде [8, с. 18]. Данный идеал можно достичь сознательным воздействием на него со стороны человеческого (полисного) сообщества. Гесиод отрицал стихийное управление общественной жизнью [9, с. 26-27], то есть один из первых высказал идеи о социальном управлении, в том числе такой специфической областью общественных отношений, как социальная сфера.

В ХХ в. представления о «человеческой» стороне социологии (через изучение социальных проблем) стали формироваться в начале ХХ в. в американской социологии. Одним из первых социологов, поднявших проблему управления в социальной сфере, была М. Ричмонд. Ее работы «Дружеский визит к беднякам:

руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899) и «Социальные диагнозы» (1917) заложили основы теории управления социальной сферой. В ее трудах впервые были сформулированы необходимые управления социальной сферой.

Взгляды на социальную сферу как специфический объект управления развил Э. Мейо, ставший основателем школы «человеческих отношений». Согласно его концепции политика управления (на предприятии — О.Ф.) должна предусматривать улучшение условий труда и отдыха, способствовать демократизации отношений между руководителями и подчиненными [10, с. 21]. Его неоспоримая заслуга состоит в том, что в отличие от многих исследователей того времени (да и сегодняшних) он подтвердил свои теоретические выводы серией социальных экспериментов на Хотторнском заводе фирмы «Вестерн Электрик Ко» в г. Чикаго (США), оставивших след в истории под названием «хотторнские эксперименты».

Необходимо отметить, что вопросы социальной сферы и управления ее в этот период занимали внимание не только ученых, но и практиков — крупных промышленников. Например, одним из первых предпринимателей, кто ввел в свой штат социологическую службу численностью 60 человек, был Г. Форд. Основными задачами этой службы были изучение социальных условий труда и быта рабочих в целях выявления факторов, негативно влияющих на производительность труда, и внесение предложений по их устранению.

Современные ученые к исследованию такой специфической области социальной реальности, как социальная сфера, обратились сравнительно недавно, в 80-х гг. XX в. Одним из первых упомянул о социальной сфере как очерченном объекте исследования С. Шавель, который выделил социальную сферу общества как важную составную часть целостной общественной системы, которая возникает, существует и развивается на основе экономики, оказывая вместе с тем на нее непосредственное воздействие [11, с. 3]. Социальная сфера, по его мнению, -это пространство воспроизводства повседневной жизни, развития и самоосуще-ствления человека как личности [12]. Он одним из первых заявил, что социальную сферу нельзя сводить только к непроизводственной структуре или же отождествлять его с социально-классовой структурой общества. Наиболее полно и развернуто вопросы социальной сферы общества были рассмотрены Г. Осадчей. Социальная сфера у ней — «… целостная, непрерывно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса» [13, с. 318]. Близкие по со-

держанию к социальной сфере области изучения рассматривают Ж. Тощенко и В. Фетисов [14, 15]. Последний, в частности в дискуссии о предмете социологии, предлагает определить «. предметом социологии . социальную жизнь общества» [15, с. 30].

В последние годы в обществе отмечается рост понимания того, что государственная служба в своей деятельности должна «иметь социальную направленность, обеспечивать управление социальными процессами, социальное воспроизводство населения» [16, с. 10]. Все это в полной мере касается и военной службы. Военнослужащим предоставлены гарантии государства на правовую и социальную защиту, осуществление охраны их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Военная служба, являясь видом государственной службы, накладывает на военнослужащих ряд существенных ограничений. Например, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. То есть в свободное от службы время право его использовать по своему усмотрению реализуется с ограничениями — нельзя выехать за пределы границ гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, без разрешения командира. Но военная служба налагает на военнослужащего и ряд повышенных обязательств. Они заключаются и в особом характере деятельности, связанной с жесткой регламентацией деятельности, и в ограничении конституционных прав, данных военнослужащему как гражданину Российской Федерации. Более того, общие принципы социального устройства общества предполагают разделение общественного труда. На практике это означает, что часть общества добровольно соглашается защищать это общество, отдать здоровье или даже жизнь за него. Взамен общество гарантирует этой своей части достаточное и справедливое возмещение затраченных ими усилий.

Военная служба в отличие от гражданской традиционно выделялась как «подвижническая», отдающая больше, чем за это получающая. Невозможно оценить готовность физически пострадать за государство, и часто — безвозвратно. Но в последнее время военная служба в Российской Федерации все больше приобретает общемировые черты, т.е. становится просто специальным видом государственной службы, выполняемой взамен адекватной компенсации. Военнослужащие справедливо требуют создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека, которые зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, сохранение и поддержание психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 «Пакта об экономических, социальных и культурных правах» любому человеку должны быть обеспечены «достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны быть непрерывно улучшаться» [17, с.167]. И в последнее время эти условия (по крайне мере, формально) начали создаваться. Но позитивные сдвиги столкнулись с глубоким социальным кризисом, связанным с невыполнением со стороны государства многих социальных обязательств. В сложившейся ситуации и государство, и органы военного управления внутренних войск не в состоянии в полном объеме обеспечить конституционные права и гарантии военнослужащих. Допущено значительное снижение уровня жизни населения, сокращение социальной сферы внутренних войск и падение статуса военной службы и профессии.

Последние годы ХХ столетия и первые годы следующего стали нелегким испытанием для военнослужащих и членов их семей. Военнослужащие за сравнительно короткий промежуток времени (менее 15 лет) из высокостатусной и престижной социальной группы населения превратились в группу, балансирующую на грани бедности. Те социальные обязательства государства, которые исторически считались объективными льготами, вмиг исчезли — ряд — безвозвратно (налоговые льготы, освобождение от части обязательных выплат и т.д.), часть переведена в процессе «монетизации» в прямые денежные выплаты (к сожалению, подверженные инфляции в отличие от немонетарных льгот). И, естественно, социальная сфера, как справедливо отметили В. Серебрянников и Ю. Дерюгин, оказалась самой уязвимой стороной воинской действительности [18, с. 34]. Кризис социальной сферы в России и ее военной организации, пренебрежение государства своими социальными обязательствами в большой мере отражают устаревшее понимание роли социальной сферы в военной организации.

В силу этих объективных обстоятельств в современных условиях военнослужащие относятся к наименее защищенным социальным группам населения, подпадая под нормативные ограничения в жизнедеятельности, определяющиеся возложенными на них служебными обязанностями. Причем военнослужащий не ограниченно трудоспособен, он ограничен в своих возможностях (выделено авт.) вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния.

В объектно-предметной области военной социологии человек занимает особое место. В этой связи уместно привести высказывание видного отечественного военного социолога конца Х1Х в. Г. Леера: «…единственной правильной отправной точкой для решения военных вопросов служит живая сила, человек, потому что он в сложном военном деле является главным фактором, по отношению к которому все остальное … является лишь вспомогательными средствами» [19, с. 2].

Государственная политика социального патернализма, проводившаяся до этого многие десятилетия, снимала с военнослужащих заботу о решении собственных социальных проблем. Произошло своеобразное привыкание к главенствующей длительное время социальной парадигме — социальному обеспечению. На современном этапе эту парадигму сменила другая — социальная работа, трансформировав принцип «государственных гарантий» для всех в «гарантии для нуждающихся» (причем статус нуждающихся необходимо доказать). Но в военной организации, закрытой от рыночных отношений, политике государственного патернализма нет замены — военнослужащим как государственным людям законодательно запрещено (за редкими, как уже было отмечено выше, исключениями) изыскивать дополнительные источники доходов. Поэтому социально-экономическое благосостояние военнослужащих полностью зависит от уровня гарантирования и полноты реализации социальных преференций. Длительное же неповышение и неполнота выполнения социальных гарантий существенно снижают военно-социальную активность. Например, количество желающих поступить на факультет внутренних войск Военного университета неуклонно снижалось на протяжении всех 90-х гг. прошлого столетия. А за десятилетие до этого поступление считалось пределом мечтаний, и служило залогом успешной и продолжительной карьеры.

Как отмечает Н. Казанцев, «. гражданин, исполняющий государственную должность, в том числе государственную должность государственной службы, не может не быть ограничен, например, в отношении таких прав и свобод человека и гражданина, как право предпринимательства, представительства, свободы публичного выражения мнения, тайны переписки, дабы его должностной статус не повлек равноправие иных граждан в гражданско-правовых отношениях, в первых двух случаях, либо ущерба государству вследствие неумышленных, не взвешенных публичных выступлений и частных высказываний в последних двух» [20, с. 112]. Все это вызывает закономерный интерес к исследованию со-

циальной сферы военной организации, поиску эффективных механизмов управления ею. Но невысокий уровень денежного довольствия, неудовлетворительное решение социальных проблем военнослужащих, как заметил русский ученый Б. Чичерин, приводят к естественной закономерности: «. когда служащий не в состоянии содержать себя жалованьем, он вольно или невольно обращается к другим путям, часто незаконным …» [21, с. 186]. Военнослужащие постепенно становятся в обществе маргинальной группой.

Когда объектом отраслевой социологии становится взаимодействие двух и более сфер общественной жизни, любая конкретная отраслевая теория получает статус «пограничной», «стыковой», «междисциплинарной» [22, с. 22]. Социология спецификацией своих отраслей «перекрывает» все сферы общественной жизни — политическую сферу изучает социология политики, экономическую -социология экономики, духовную — социология духовной жизни. И только социальная сфера оставалась в стороне от основных направлений социологии. Нельзя, конечно, сказать, что о социальной сфере общества ничего не говорилось. Но анализ исследований в этой области позволяет сделать вывод, что проблемы, рассматриваемые в социальной сфере, изучались как частные вопросы. Возможно, это является отголоском равнодушия к социовитальным потребностям людей. Куда более важными представляются вопросы политики и экономики, позволяющие исследователям безболезненно разрабатывать предметное поле. По критериям удовлетворения соответствующих потребностей сравнительно «легко дифференцируется политическая, экономическая и духовная сферы» [23, с. 2425]. Социальная же сфера представлялась настолько необъятной, что немногие ученые решались поднимать эти вопросы.

Но в военной организации дело обстоит несколько иначе. Политическая сфера не присутствует в явном виде, так как в военной организации нет политических институтов, а есть созданные политической властью органы управления. Например, во внутренних войсках эта сфера проявляется через выполнение ими политических функций, так как они являются субъектом внутренней политики государства, реализуя его обязанности по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Являясь одним из наиболее эффективных инструментов внутренней политики государства, внутренние войска закономерно являются элементом этой политики; действуя от имени государства, самостоятельно, в пределах своих полномочий, защищают конституционный

строй, участвуют в пресечении деятельности и ликвидации незаконных вооруженных формирований и преступных сообществ.

Экономическая сфера ограничена производством нематериальной, но необходимой услуги: охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Внутренние войска косвенно также участвуют в производстве материальных ценностей, обеспечивая безопасность различных производств: энергии (атомные электростанции), материалы для нужд обороны и экономики (производство средств ядерного, химического и бактериологического нападения, взрывчатых веществ) и др. Охрана общественного порядка в населенных пунктах снижает уровень уличной преступности, что, в свою очередь, снижает издержки на расследование преступлений и административных правонарушений, затраты на содержание задержанных и прочее.

Сфера культуры и духовной жизни присутствует в военной организации только в «потребляемом» качестве. Военнослужащие не производят духовную жизнь, они являются ее потребителями. Но и потреблять надо умело: изысканный продукт можно «переесть» до отвращения. Поэтому одной из главных задач управления потреблением духовных продуктов должны служить правила постепенности, дозированности, перехода от простого к сложному и т.п., с другой стороны, нельзя требовать от потребителей духовных благ скорости, качества и объема потребления. Нет какого-либо общего мерила степени «насыщенности» духовной жизнью. Особенно это касается такой тонкой области, как религия (законодательство определяет, что военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально).

Роль культуры в жизни военнослужащих отмечается еще и тем, что при достаточно строгих ограничениях на занятие другой оплачиваемой деятельностью разрешены занятия педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы (даже если она будет оплачена). Этим подчеркивается бескорыстность (то есть главной целью не является получение прибыли) участия в различных формах культуры.

Таким образом, можно утверждать, что в военной организации существуют две ярко выраженные сферы — военная и социальная. Вопросы реформирования и управления военной сферой рассмотрены достаточно подробно [См.: 24 — 27]. Но военная сфера не является самодовлеющим образованием. Она имеет «инте-

гративный характер, ибо связана со всеми сторонами всех областей государственной и общественной жизни и опирается на экономические, политические, научно-технические, информационные, духовные и т.д. возможности общества, преломляет и аккумулирует их в себе» [28, с. 6].

Военная сфера характеризуется главной функцией, той, для которой она создается — вооруженная защита. Для выполнения этой функции военная организация обладает вооружением и боевой техникой, средствами технического и тылового снабжения, инфраструктурой для боевой подготовки. Для реализации функций военной сферы созданы управленческие структуры (штабы, органы мобилизационной и боевой подготовки, технического и тылового обеспечения). В военной сфере внутренних войск реализуется их главная функция — охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Она направлена как бы вовне границ внутренних войск как социальной организации. В ней, как уже было сказано выше, реализуются функции политической и экономической сфер жизни общества.

Но эта функция не выполняется бездушными автоматами, запрограммированными на выполнение механических операций. Любая военная организация состоит в первую очередь из людей — субъектов социальных отношений. Эффективность служебно-боевой деятельности субъектов реализации главной (военной) функции во многом зависит от того, насколько эффективно восстанавливаются (воспроизводятся) израсходованные ресурсы, насколько эффективен процесс этого воспроизводства. Недостаточное внимание к социальной сфере может превратить военную организацию общества в институт повышенного социального риска, что неизменно отразится на общем социальном самочувствии военнослужащих. Исходя из этого, функция социальной сферы по социальному воспроизводству военнослужащих, членов их семей все более выдвигается сегодня на первый план в деятельности органов военного управления. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Социальная сфера, как отметил Ф. Мугулов, является «одним из важных направлений угроз национальной безопасности на уровне интересов социальных субъектов всех уровней организации» [29, с. 172-173]. А социальная безопасность, по определению Н. Белякова, представляет собой «такое состояние общественных отношений (экономических, политических, правовых и т.д.), при котором личность надежно защищена от всяких опасностей и находится в состоянии

психологического комфорта, которое можно определить как положительное социальное самочувствие» [30, с. 19]. Военные социологи В. Серебрянников и А. Хлопьев под социальной безопасностью понимают «… совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса» [31, с. 24-25].

Отдельные аспекты социальной сферы военные ученые рассматривали еще в конце ХХ в. [См., например: 32]. Одним из первых проблему взаимоотношений между военной и социальной сферами в социологической науке поднял А. Беляев. Он провел анализ содержания военной сферы, понимая под ней исторически сложившуюся, целостную подсистему общества, удовлетворяющую его объективную потребность в военной безопасности и осуществляющую в этих целях посредством различных форм военной организации интеграцию социальной активности людей (социальных групп) и норм института военной службы [22, с. 32-33]. По его мнению, в результате взаимодействия военной и социальной сфер образуется «сложный многоконтурный исторически сложившийся динамический объект, в котором «военное» и «социальное» органично взаимосвязано и переплетено» [22, с. 35].

Таким образом, социальная сфера как область общественных отношений и социальный феномен является важным теоретическим и практическим объектом изучения. Углубляющаяся дифференциация социальной структуры, не позволяющая приблизить военнослужащих к прежним статусным позициям, заставляет более пристально взглянуть на компенсаторные возможности социальной сферы, выделив ее главную функцию — удовлетворение человеческих потребностей в процессе социального воспроизводства. Питирим Сорокин, характеризуя сущность воинского труда (особенно в сложные периоды развития государства — О.Ф.), связанные с вооруженной защитой национальных интересов, писал: «… социальный курс их (воинов — О.Ф.) общественной роли быстро растет — растут по этому их привилегии. Лозунг «каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы.». И далее: «… каждому по степени его личного социально полезного труда» [33, с. 259]. Необходимость углубления представлений о социальной сфере обусловливают рассмотрение ее в рамках специальной социологической теории — социологии социальной сферы.

1. Зеленый мир. 1997. № 6.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

3. ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Большая советская энциклопедия. Т. 25.

5. УледовА.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

6. Социология социальной сферы : Учеб. пособие / Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007.

7. Дискин И. Хозяйственная система России: проблемы институционального генезиса // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

8. Федоров И.А. Становление идеи социального преобразования: античность и христианство: Автореф. дис… д-ра филос. наук. СПб., 2007.

9. Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003.

10. Харченко К.В. Социология управления: от теории к технологии: Учеб. пособие. Белгород, 2008.

11. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988.

12. Шавель С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности: Автореф. дис… д-ра социол. наук. Минск, 1990.

13. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003.

14. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социально реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.

15. Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. 2007. № 6.

16. Кириллов В.В. Государственная служба Российской Федерации как социальный институт: Автореф. дис… д-ра социол. наук. СПб., 2007.

17. Права человека: учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001.

18. Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса (социально-политический срез современного военного социума): Аналитический доклад. М. : РИЦ ИСПИ РАН, 1998.

19. Леер Г.А. Метод военных наук // Стратегия, тактика и военная история. СПб., 1894.

20. Казанцев М.Н. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционально-функциональный анализ. М., 1999.

21. Российский военный сборник. М., 1992. Вып. 1.

22. БеляевА.М. Генезис метода военной социологии на рубеже Х1Х-ХХ веков. М.: Воен. унт, 2002.

23. Адибекян О.А. Социология в теории и практике управления. Пятигорск: Технологический университет, 2003.

24. Золотарев В.А. Проблема государственного управления военной сферой. М.: Едиторал УРСС, 2004.

25. Самойлов В.И. Реформирование военного института российского общества (теоретикометодологический анализ): Автореф. дис… д-ра социол. наук. М., 2008.

26. Стратегическое управление в военной сфере: хрестоматия / Сост. и авт. предисл. А.А. Кокошин. М.: МАКС Пресс, 2005;

27. КузыкБ.Н. Экономика военной сферы: Учебник. М.: МГФ «Знание», 2006.

28. БоровковМ.В. Философия военной сферы: Монография. СПб.: Береста, 2007.

29. Мугулов Ф.К. Теоретико-методологические и прикладные аспекты социологического анализа безопасности личности в современной России: Монография. Сочи: Изд-во СГТУиКД, 2003.

30. БеляковН. Социальная безопасность воина // Армия. 1994. № 11, 12.

31. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996.

32. Богатырев Е.В. Утверждение социальной справедливости как условие перестройки жизнедеятельности Советских Вооруженных Сил. М.: ВПА, 1989.

33. Сорокин П. Проблема социального равенства // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

Вопросы для тестовых заданий по направлению «Менеджмент в физической культуре и спорте»

По направлению: «Менеджмент в физической культуре и спорте».

1. Общество.

Общество, его основные сферы. Общественные отношения. Развитие взглядов на общество. Исторический процесс и его формы. Формационный и цивилизованный подходы к изучению общества. Глобальные проблемы современности.

2. Экономическая сфера общества.

Экономическая сфера жизни общества. Структура отношений собственности в современной экономике. Факторы современного производства. Основные экономические системы и законы их функционирования. Деньги. Инфляция. Государство и экономика. Налоги. Рынок труда. Доходы населения. Предпринимательство. Экономические реформы в России.

3. Социальная сфера общества.

Социальная сфера жизни общества. Социальная структура, ее основные элементы. Природа и сущность человека. Личность, ее социальный статус. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Проблемы национальных отношений в России.

4. Политико-правовая сфера общества.

Политическая система общества. Политические партии. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Механизм (аппарат) государства. Система разделения властей. Демократия, ее формы и признаки. Институты прямой демократии. Политические партии. Гражданское общество и правовое государство. Роль права в жизни общества. Политический и правовой статус личности.

5. Духовная сфера жизни общества.

Духовная жизнь общества. Наука и ее роль в жизни общества.  Духовная культура. Образование и самообразование. Религия. Мораль. Искусство.

6. Основы теории физической культуры.

Понятие «физическая культура»? Ее связь с общей культурой общества. Почему она используется для укрепления здоровья человека? Дайте трактовку таким понятиям, как «спорт», «физическое развитие», «физическая подготовленность». Объясните различия между понятиями физическая культура и спорт, физическое развитие и физическая подготовленность. Специфические и неспецифические средства физической культуры, их краткая характеристика. Что понимается под физическими упражнениями. Их классификация. Понятие о технике физических упражнений. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физического упражнения. Понятие об объеме и интенсивности физических нагрузок. Краткая характеристика основных принципов физического воспитания.

7. Двигательные качества, их развитие.

Что понимается под физическими (двигательными) качествами? Назовите основные из них и дайте им краткую характеристику? Что такое выносливость, ее значение для здоровья человека? В чем различие между общей и специальной выносливостью? С помощью каких упражнений она развивается? Физическое качество сила. Значение состояния мышечной системы для здоровья человека. Абсолютная и относительная сила. Какими упражнениями  можно развивать силу? Физическое качество быстрота. Какими упражнениями его можно развивать? Активная и пассивная гибкость тела человека, от чего она зависит, как влияет на здоровье человека, какие упражнения на развитие гибкости используют в индивидуальных занятиях физической культурой.

8. Основы построения урока физической культуры в школе.

Назовите и дайте краткую характеристику формам физического воспитания в школе. На основании каких документов осуществляется процесс физического воспитания в школе. Что является основной формой физического воспитания в школе и почему? Из каких частей состоит урок по физической культуре в школе? Каковы задачи, длительность  и основное содержание этих частей? Что такое разминка? Зачем она проводится? Каковы общие черты построения разминки на уроке физической культуры?

9. Правила техники безопасности на занятиях физической культурой и спортом в школе и дома.

Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: выбор мест занятий, подбор инвентаря и оборудования, контроль за физической нагрузкой, гигиена тела и одежды. Какие способы и приемы страховки и самостраховки вы знаете? Какие правила безопасности необходимо соблюдать при выполнении физических упражнений на пришкольной площадке, в спортивном зале? Какие правила безопасности и поведения соблюдаются в плавательном бассейне и на открытом водоеме? Профилактика травм. Оказание первой помощи при травмах, полученных на занятиях физическими упражнениями. Первая помощь при ушибах, порезах, носовом кровотечении, ожогах, обморожениях, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударах, обмороке, отравлении, попадании иногородних предметов в слуховой проход, глаза. Что должно быть в походной, домашней аптечке?

10. Дви­га­тель­ная ак­тив­ность школь­ни­ка.

Влия­ние дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти на раз­ви­тие ор­га­низ­ма школь­ни­ка. При­чи­ны сни­же­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти со­вре­мен­но­го школь­ни­ка. Понятие о дви­га­тель­ном ре­жи­ме, гиподинамии, гипокинезии. Ос­нов­ные компонен­ты дви­га­тель­но­го ре­жи­ма. При­мер­ные нор­мы дви­га­тель­ной активности де­тей школь­но­го воз­рас­та. Ос­нов­ные фор­мы  дви­га­тель­ной  активно­сти школь­ни­ков: за­ряд­ка, оз­до­ро­ви­тель­ная ходь­ба, бег, лыж­ные прогулки, пла­ва­ние, спор­тив­ные и под­виж­ные иг­ры и т.п. Крат­кая характеристи­ка дан­ных ви­дов, ме­то­ди­че­ские осо­бен­но­сти их ис­поль­зо­ва­ния в оздо­ро­ви­тель­ных це­лях.

11. Фи­зи­че­ские уп­раж­не­ния и их влия­ние на ор­га­низм школь­ни­ка.

По­ня­тие о фи­зи­че­ских уп­раж­не­ни­ях и их роль в  жиз­ни че­ло­ве­ка. Влияние фи­зи­че­ских уп­раж­не­ний на ор­га­низм школь­ни­ка: сер­деч­но-сосудистую сис­те­му, сис­те­му ды­ха­ния, опор­но-дви­га­тель­ный ап­па­рат, нейроэндок­рин­ную сис­те­му. Ос­нов­ные прин­ци­пы оз­до­ро­ви­тель­ной тренировки: прин­цип  по­сте­пен­но­сти, прин­цип по­втор­но­сти, прин­цип посильно­сти или ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, прин­цип сис­те­ма­тич­но­сти и ре­гу­ляр­но­сти.

12. Ут­рен­няя ги­гие­ни­че­ская гим­на­сти­ка.

Утренняя гигиеническая гимнастика, ее на­зна­че­ние и влия­ние на организм  школь­ни­ка. Ме­то­ди­че­ские осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния ком­плекса утрен­ней ги­гие­ни­че­ской гим­на­сти­ки: под­бор и ко­ли­че­ст­во уп­раж­не­ний, последо­ва­тель­ность вы­пол­не­ния уп­раж­не­ний, на­груз­ка, от­дых, со­че­та­ние с дыха­тель­ны­ми уп­раж­не­ния­ми, ги­гие­ни­че­ские тре­бо­ва­ния.

13. Туризм в системе физического воспитания школьников.

Роль туризма в физическом воспитании школьников. Основные виды туризма и их краткая характеристика. Организация и проведение однодневного  туристского похода. Рекомендации при выборе снаряжения для похода (палатка, одежда, обувь, рюкзак и т.п.). Основные правила укладки в рюкзак вещей и продуктов. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых для туристского похода. Что такое бивуак? Какие факторы принимаются во внимание при  выборе места для бивуака? Требования, предъявляемые к  месту для установки палатки. Техника установки палатки. Правила оборудования палатки для ночлега. Как правильно развести костер для приготовления пищи и обогрева во время бивуака? Меры пожарной безопасности,  принимаемые при  приготовлении пищи и обогреве. Какие требования предъявляются к уборке территории после бивуака? Что понимается под ориентированием на местности?

14. Са­мо­кон­троль школь­ни­ка.

По­ня­тие о са­мо­кон­тро­ле. Зна­че­ние са­мо­кон­тро­ля при за­ня­ти­ях физически­ми уп­раж­не­ния­ми. Субъ­ек­тив­ные и объ­ек­тив­ные ме­то­ды самоконтро­ля. Ме­то­ди­че­ские осо­бен­но­сти про­ве­де­ния са­мо­кон­тро­ля. Правила за­пи­си по­ка­за­те­лей в днев­ни­ке са­мо­кон­тро­ля. Ха­рак­те­ри­сти­ка субъ­ек­тив­ных ме­то­дов са­мо­кон­тро­ля: са­мо­чув­ст­вие, на­строе­ние, сон, ап­пе­тит, же­ла­ние занимать­ся фи­зи­че­ски­ми уп­раж­не­ния­ми и т.д. Объ­ек­тив­ные ме­то­ды самоконтро­ля: час­то­та пульса и ды­ха­ния, масса те­ла, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия и фи­зи­че­ской под­го­тов­лен­но­сти, функ­цио­наль­ные по­ка­за­те­ли. Внешние при­зна­ки утом­ле­ния: ок­ра­ска ко­жи, пот­ли­вость, дви­же­ние, ды­ха­ние, вни­ма­ние, речь, ми­ми­ка, са­мо­чув­ст­вие.

15. Олимпийское образование школьника.

Олимпийские игры в Древней Греции. Где проводились античные Олимпийские игры?  Какой вид соревнований в Олимпийских играх проводится в память о героизме греческих воинов, разгромивших армию персов у городка Марафон в 490 г. до н.э.? Что говорят мифы и легенды об истории возникновения первых Олимпийских игр древности? Какова символика и атрибутика Олимпийских игр, что она выражает? Каков олимпийский девиз? Что такое Олимпийская хартия, ее гуманистическая направленность? Расскажите о процедуре открытия и закрытия Олимпийских игр. Что вы знаете о клятвах олимпийцев, судей, об олимпийских наградах? Чем объясняется возрождение интереса к Олимпийским играм в конце 19 века? Где проводились 1 Олимпийские игры современности? Пьер де Кубертэн, его роль в развитии современного олимпийского движения. Что такое МОК? Какова его роль в организации и проведении Олимпийских игр? В какие годы Олимпийские игры современности не проводились и по какой причине? Когда и где спортсмены нашей страны впервые выступили на Олимпийских играх? Что вы знаете об успехах отечественных спортсменов на играх? Назовите имя первого чемпиона Олимпийских игр современности, представителя дореволюционной России. Когда были проведены Олимпийские игры в Москве? Какими они были по счету? Каким был их талисман? Каковы были успехи советских спортсменов на данных Олимпийских играх? Первые российские олимпийцы, их спортивные достижения. Наиболее значимые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх, в каких видах спорта. Что вы знаете о 27-х летних Олимпийских играх? Где они проводились, назовите виды спорта, по которым проводились соревнования, и как на них выступили российские спортсмены? Что вы знаете о 19-х зимних Олимпийских играх? Где они проводились, назовите виды спорта, по которым проводились соревнования и как на них выступили российские спортсмены? Назовите спортсменов Республики Татарстан, когда-либо становившихся призерами, победителями зимних, летних Олимпийских игр? В каких видах спорта, на какой Олимпиаде и когда это произошло?

 

Экология и социальная сфера

ООО «Газпром переработка Благовещенск» — динамично развивающееся общество, входящее в группу компаний ПАО «Газпром», созданное для реализации строительства и эксплуатации Амурского газоперерабатывающего завода на территории Амурской области Российской Федерации.

Производственная деятельность ООО «Газпром переработка Благовещенск» включает в себя переработку природного газа с извлечением этана, производством сжиженных углеводородов и гелия, и подготовку газа для экспортных поставок.

Воздействие на окружающую среду, оказываемое хозяйственной деятельностью ООО «Газпром переработка Благовещенск», определяет его ответственность перед обществом.

Одним из основных приоритетов деятельности Общества является соблюдение положений Экологической политики ПАО «Газпром» и применимых международных и российских законодательных, нормативных и иных требований в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

В системе управления природоохранной деятельностью сформированы следующие принципы:

  • совершенствование нормативной и правовой базы;
  • внедрение системы экологического менеджмента;
  • обеспечение эффективного производственного экологического мониторинга при строительстве объектов Амурского газоперерабатывающего завода;
  • взаимодействие с органами власти и общественностью.

Решения по проведению производственного экологического мониторинга в период строительства Амурского газоперерабатывающего завода изложены в проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

При разработке производственного экологического мониторинга использованы:

  • решения по организации и технологии строительства и эксплуатации проектируемых объектов;
  • материалы комплексных инженерных изысканий;
  • материалы раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
  • материалы раздела «Проект организации строительства».

Технические решения, принятые в проектной документации, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей.

Социальная сфера (СМИ, Образование) — Официальный сайт администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области

Средства массовой информации

 Муниципальное автономное учреждение Княгининского района «Княгининский районный информационный центр» созданно по решению учредителя — Администрации Княгининского района.

 Учреждение осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей населения в получении информации и получения прибыли. 

 Основные задачи Учреждения :

— обеспечение конституционного права граждан на информацию путём оперативных публикаций а газете, выхода в теле- и радиоэфир сообщений и материалов, содержащих общественно значимые сведения, затрагивающие интересы населения Княгининского района.

— содействие возрожднгию духовных начал в жизни общества, истории, искусства, науки, экономики, традиций, развитию потенциала личности.

 

МАУ «Княгининский РИЦ» -главный редактор

Данилова Светлана Львовна, тел. 4-09-30

 

Районная газета

«Победа»

Телеканал

 «Новости Княгинино»

Радио

«Княгинино»

Гл. редактор

Семина Галина

Александровна

Тел. 4-15-83

Шеф-редактор

Николаева Елена

Михайловна

Тел. 4-21-91

———————-

Учредители:

Правительство Нижегородской области;

Земское собрание; Княгининского района;

Администрация

Княгининского района;

МАУ «Княгининский районный информационный центр».

 

Правительство Нижегородской области;

Администрация

Княгининского района.

 

Администрация

Княгининского района.

 

 

Образование

    

Список общественных организаций осуществляющих деятельность на территории Княгининского района

Общественные организации:
1) Совет женщин
Председатель – Черёмушкмна Марина Александровна, тел. 4-09-20.
Адрес: 606340, Нижегородская обл., г. Княгинино, ул. Свободы, д. 45.
2) Районный совет ветеранов войны и труда:
Председатель – Абакшина Наталья Евгеньевна, тел. 4-19-22.
Адрес: 606340, Нижегородская обл., г. Княгинино, ул. Свободы, д. 65.
3) Княгининская районная организация Нижегородской областной
организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское
общество инвалидов»:
Председатель – Абакшина Наталья Евгеньевна, 4-19-22.
Адрес: 606340, Нижегородская обл., г. Княгинино, ул. Свободы, д. 65.

Социальная сфера жизни общества.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова – это социально — классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально — классовая. Социально — классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально — экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому — либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п. Понятие «класс» при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.

Понятие «класс» (лат. «разряд») появилось в Древнем Риме. Позже этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. В домарксовой философии одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия; различия в уровне дохода, в имущественном положении; различие положения в обществе, обусловленное волей Божьей; теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими (Дюринг и др. ).

Маркс разработал материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально — философской картине общественного развития.

Развернутое определение классов дал Ленин. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Основные признаки класса:

место в исторически определенной системе общественного производства;

отношение к средствам производства;

роль в общественной организации труда;

способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Во всех общественно-экономических формациях существуют основные (обусловленные данным способом производства) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т. д. Помимо этого в социальной структуре, в широком смысле этого слова, важную роль играют демографические группы (молодежь и т. п. ). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда).

Экономические условия существования классов, их место в системе общественного производства определяют интересы классов. Классовый интерес – это объективное отношение класса к существующему способу производства, общественному и государственному строю. Несовпадение коренных интересов классов – источником борьбы между ними.

На протяжении развития многих общественно — экономических формаций происходила классовая борьба. Наряду с др. объективными причинами она способствовала продвижению общества по пути прогресса. Классовая борьба происходит в различных формах: экономической, политической, идеологической.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

Что такое «семь сфер общества»?

Все более широко используемая фраза «семь сфер общества» (иногда называемая «семью сферами влияния») — это различные измерения жизни, которые вместе составляют общество, которое мы знаем. Терминология возникла в религиозной сфере (церкви) и стала более широко использоваться по мере того, как организации в нерелигиозной сфере (особенно в экономической) искали новую терминологию за пределами своей собственной, чтобы помочь в обсуждении социальных последствий и проблем.

Каждая сфера имеет уникальное предназначение и набор характеристик, которые ее отличают. Это набор определений, которые представляют собой пуристскую точку зрения тех, кто находится в этой сфере. Не все согласятся с этими определениями. Но общая концепция набирает обороты, поскольку в разговоре о реформировании общества ищется простой способ взглянуть на сложность социальных проблем.

Никто не сидит в одной сфере: каждый представляет собой смесь многих из них. Но большинство людей склонны быть преданными одним больше, чем другим.

Определения сродни видению величия каждой сферы, самоопределяемой каждой сферой. Каждый несет в себе способность быть исполненным навсегда или испорченным.

Где охраняются справедливость и мир, а власть используется для обслуживания группы граждан.

Где создается резерв и моделируется управление. Наука и технологии составляют часть его творческой силы, а предприятие является распространителем идей и ресурсов.

Проявление милосердия и поощрение примиренных отношений; от человека к человеку и от человека к Богу.

Оснащение людей для достижения их жизненной цели через личную трансформацию и умножение знаний.

Там, где жизнь умножается, обнаруживается принадлежность и сначала устанавливается индивидуальная идентичность.

Передача мудрости и поощрение здоровых отношений через живительные формы общения.

Укрепление надежды и построение сообщества посредством целостного представления жизни, которое затрагивает всего человека.

Как только комментарий удален, он исчезает навсегда.

Феноменологический подход к политической приверженности в JSTOR

В этой статье предлагается отчет об индивидуальном участии в социальных движениях, сочетающий структурные и культурные факторы. Его цель — объяснить, почему одни активисты продолжают участвовать в социальных движениях, а другие уходят. Когда активисты остаются включенными в социальные сети, имеющие отношение к проблемам протеста, и, прежде всего, когда они сохраняют символическую связь между своей активностью и их личной жизненной сферой, вероятно, что будет устойчивое участие. Когда эти два фактора постепенно отделяются друг от друга и процесс самовзаимодействия активистов теряет свою силу, можно ожидать разъединения. Аргумент проиллюстрирован интервью историей жизни активистов, которые сохранили свою твердую приверженность одной из крупных организаций швейцарского движения солидарности, и других, которые, напротив, отказались от своего участия. Полученные данные подтверждают аргумент о том, что взаимодействие структурных позиций акторов и символических значений мобилизации оказывает сильное влияние на приверженность социальным движениям и, следовательно, на устойчивое участие или разъединение.В частности, интервью показывают важность чувства согласованности и целостного взгляда на личную жизнь для сохранения обязательств в течение долгого времени. Это требует взгляда на участие индивида в социальных движениях, который опирается на социальную феноменологию и символический интеракционизм, чтобы пролить свет на символические (субъективные) измерения участия, но при этом не игнорировать решающую роль, которую играют структурные (объективные) факторы.

Социологический форум, официальный журнал Восточной социологической Society — это рецензируемый журнал, в котором особое внимание уделяется инновационным статьям, разрабатывающим темы или области по-новому.Поддерживая центральные интересы социологии в социальной организации и изменениях, журнал также публикует интегративные статьи, которые связывают разделы социологии или связаны с социологическими исследования в другие дисциплины, что позволяет уделять больше внимания сложным вопросам. Основываясь на силе специализации, делая упор на интеллектуальную конвергенцию, это издание предлагает особые возможности для использования техник и концепции одной дисциплины для создания новых границ для других.

Springer — одна из ведущих международных научных издательских компаний, издающая более 1200 журналов и более 3000 новых книг в год по широкому кругу вопросов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, компьютерные науки и экономика.

Социальные сферы — Оксфордская стипендия

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд.Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. дата: 08 февраля 2021 г.

Глава:
(стр.103) 6 Социальные сферы
Источник:
Право в современном обществе
Автор (ы):

Д. Дж. ГАЛЛИГАН

Издатель:
Oxford University Press

DOI: 10.1093 / acprof: oso / 9780199291830.003.0007

Двумя наиболее интересными способами взаимодействия закона с другими частями общества являются следующие ситуации: первая — когда должностные лица создают, интерпретируют и применяют закон; второй касается того, как отдельные лица и организации осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Когда на ум приходят образы, относящиеся к этим ситуациям, вводится понятие социальной сферы , чтобы лучше понять эти изображения. Социальная сфера может быть определена как сфера деятельности, где участники могут объединиться, чтобы поделиться пониманием, правилами и принципами, касающимися деятельности.Это понимание влияет на то, как люди участвуют в такой деятельности. Второй методологический принцип изучения права в обществе, рассматриваемый в этой главе, фокусируется на том, как правовые нормы должны толковаться и управляться должностными лицами и гражданами. В этой главе акцент делается на концепции социальных сфер и рассматривается, как это помогает структурировать социальный мир.

Ключевые слова: социальные сферы, право в обществе, правовые нормы, структура, социальный мир

Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать резюме и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста свяжитесь с нами .

Частные и публичные сферы в социологии

В социологии общественная и частная сферы рассматриваются как две разные сферы, в которых люди действуют ежедневно. Основное различие между ними заключается в том, что публичная сфера — это сфера политики, где незнакомцы собираются вместе, чтобы участвовать в свободном обмене идеями, и открыта для всех, тогда как частная сфера — это меньшая, обычно замкнутая сфера (например, дом) это открыто только для тех, у кого есть разрешение войти в него.

Ключевые выводы: общественная и частная сфера

  • Различие между общественной и частной сферами восходит к тысячелетиям, но ключевой современный текст по этой теме — книга Юргена Хабермаса 1962 года.
  • Публичная сфера — это место, где происходит свободное обсуждение и обсуждение идей, а частная сфера — это область семейной жизни.
  • Исторически сложилось так, что женщины и цветные люди часто не допускались к участию в общественной жизни в Соединенных Штатах.

Истоки концепции

Концепция отдельных публичных и частных сфер восходит к древним грекам, которые определяли общественность как политическую сферу, в которой обсуждались и принимались решения о направлении развития общества, его правилах и законах. Частная сфера определялась как царство семьи. Однако то, как мы определяем это различие в социологии, со временем изменилось.

Определение социологами общественной и частной сфер во многом является результатом работы немецкого социолога Юргена Хабермаса, изучающего критическую теорию и Франкфуртскую школу. Его книга 1962 года, Структурная трансформация общественной сферы , считается ключевым текстом по этому вопросу.

Общественная сфера

Согласно Хабермасу, публичная сфера как место, где происходит свободный обмен идеями и дебаты, является краеугольным камнем демократии. Он писал, что она «состоит из частных лиц, собранных вместе как общественность и формулирующих потребности общества с государством». Из этой общественной сферы вырастает «общественный авторитет», который диктует ценности, идеалы и цели данного общества.Воля народа выражается в нем и возникает из него. Таким образом, публичная сфера не должна учитывать социальный статус участников, быть сосредоточена на общих заботах и ​​быть инклюзивной — все могут участвовать.

В своей книге Хабермас утверждает, что публичная сфера фактически сформировалась внутри частной, поскольку практика обсуждения литературы, философии и политики среди семьи и гостей стала обычной практикой. Когда мужчины начали участвовать в этих дебатах вне дома, эти практики покинули частную сферу и фактически создали сферу публичной. В Европе 18, и годах распространение кофеен по всему континенту и Британия создали место, где западная публичная сфера впервые сформировалась в наше время. Там люди участвовали в обсуждениях политики и рынков, и многое из того, что мы знаем сегодня как законы собственности, торговли и идеалы демократии, было создано в этих местах.

Частная сфера

С другой стороны, частная сфера — это сфера семейной и домашней жизни, которая теоретически свободна от влияния правительства и других социальных институтов.В этой сфере ответственность лежит перед собой и перед другими членами своего домохозяйства, а работа и обмен могут происходить внутри дома отдельно от экономики большего общества. Однако граница между публичной и частной сферами не зафиксирована; вместо этого он гибкий и проницаемый, всегда колеблется и развивается.

Пол, раса и общественная сфера

Важно отметить, что женщины почти всегда были исключены из публичной сферы, когда она впервые возникла, и поэтому частная сфера, дом, считалась сферой женщин. Это различие между общественной и частной сферами может помочь объяснить, почему исторически женщины должны были бороться за право голоса, чтобы участвовать в политике, и почему гендерные стереотипы о женщинах, «принадлежащих к дому», сохраняются сегодня. В Соединенных Штатах цветные люди также не допускаются к участию в общественной жизни. Хотя с течением времени был достигнут прогресс в плане включения, мы видим сохраняющиеся эффекты исторического исключения в чрезмерной представленности белых людей в Соединенном Королевстве.С. съезд.

Библиография:

Обновлено Ники Лиза Коул, Ph.D.

Один тихий голос: Сферы жизни

Один тихий голос: Сферы жизни

Сферы жизни

17.06.2012

В своей книге F.W. Maitland and the Making of the Modern World историк Алан Макфарлейн делает следующее наблюдение об основных аспектах человеческого общества:

Для удобства человеческую жизнь можно разделить на четыре основные сферы: погоня за властью (политика), погоня за богатством (экономика), погоня за спасением и смыслом (религия), погоня за социальной и сексуальной теплотой (родство). При нормальном состоянии дел они сливаются в одну целостность, целостное слияние, основанное на господстве одной сферы, по отношению к которой все остальное вторично. Племенные общества обеспечивают это господство или инфраструктуру через родство, Индия и ислам через религию, традиционный Китай через родство и этику (конфуцианство), старый режим в Европе все в большей степени через политику, основанную на родстве. Особенность современности состоит в том, что в ней нет институциональной инфраструктуры или, если она существует, она обеспечивается безличным, контекстным, договорным давлением «свободной» рыночной экономики и этикой доверия, на которой она должна основываться.

Помимо неотъемлемой важности различий, которые он подчеркивает между всеми другими обществами и англосферной современностью, меня, естественно, привлекает его разделение человеческой жизни на четыре основные сферы, поскольку это перекликается с моим тетрадическим анализом человеческого индивида как обладающего четырьмя основными способностями. : мысль, выбор, действие и чувство. Я охотно допущу, что я интеллектуально подготовлен к встрече с такими тетрадами, поскольку я уже много лет размышляю об этих четырех способностях.Однако мне кажется логичным, что если люди обладают четырьмя основными способностями, то они будут отражены в обществе в целом.

Таким образом, религия (или, шире, философия) — это социальная сфера, в которой сила мысли и понимания является фундаментальной, политика — это социальная сфера, имеющая право выбора, а принятие решений является фундаментальным, экономика — это социальная сфера, в которой сила действия и производства является фундаментальной, а родство — это социальная сфера, в которой сила чувств и эмоций является фундаментальной.

Более того, точно так же, как определенные социальные устройства объединяют все социальные сферы в одну первичную сферу (как указывает Макфарлейн), определенные индивидуальные образы жизни объединяют все человеческие силы в одну первичную силу: интеллектуалисты говорят, что сила мысли есть первичными, интенционалисты и проповедники «позитивного мышления» говорят, что сила выбора первична, материалисты и прагматики говорят, что сила действия первична, а эмоционалисты говорят, что сила чувства первична. Изучая «Дао Ревка», я обнаружил, что трудно дать каждой человеческой силе должную меру в моей собственной жизни и объединить их все гармонично; сделать это на уровне общества еще сложнее, учитывая бесчисленное множество сложностей социального взаимодействия. Можно подумать, что какое-то идеальное общественное устройство упростит все, но лично я отказался от таких утопических понятий — в значительной степени под влиянием моего исследования англосферы и многогранных истоков современности.

Или, как я всегда говорю: «Утопия — не вариант». 🙂


Питер Сен-Андре> Журнал

Общественная сфера Хабермаса — медиа исследования 101

mwengenmeir

Определение публичной сферы, данное Хабермасом, является первым и основополагающим фактором для попыток классификации формирования общественного мнения и легитимации государства и демократии в послевоенных западных обществах. Это широко признано в качестве стандартной работы, но также широко оспаривается, поскольку концепция публичной сферы постоянно развивается. Чтобы понять общую критику и современные подходы к современному пониманию того, что и каким образом формируется общественное мнение, необходимо объяснить общие термины хабермасианской модели.

Публичная сфера рассматривается как сфера общественной жизни, в которой может формироваться общественное мнение. (Хабермас, 1991, 398) Если хотите, его можно рассматривать как питательную среду. Хабермас заявляет, что несколько аспектов жизненно важны для общественной сферы. В основном она открыта для всех граждан и формируется в каждом разговоре, в котором люди собираются вместе, чтобы сформировать публику.Гражданин играет роль частного лица, которое действует не от имени бизнеса или частных интересов, а как лицо, которое занимается вопросами, представляющими общий интерес, чтобы сформировать публичную сферу. За публичной сферой не стоит устрашающая сила, но ее граждане собираются и объединяются, чтобы свободно выражать свое мнение. Термин политическая публичная сфера вводится для публичных дискуссий на темы, связанные с государством и политической практикой. Хотя Хабермас рассматривает государственную власть как «государственную власть» (там же.398), который легитимизируется через общественность на выборах, государство и его силовые практики и полномочия не являются частью, а являются аналогом общественной сферы, в которой формируются мнения. Поэтому общественное мнение должно контролировать государство и его власть в повседневных дискуссиях, а также посредством официальных выборов. Публичная сфера является основным требованием для посредничества между государством и обществом и в идеальной ситуации позволяет демократический контроль над деятельностью государства. Для обеспечения возможности обсуждений и формирования общественного мнения запись о государственной деятельности и судебных исках должна быть общедоступной.

Хабермас относит формирование понятий публичной сферы и общественного мнения к 18 веку. До возникновения буржуазии и создания буржуазных публичных сфер понимание термина «публичное» было совершенно другим. До этого времени представительство власти через лорда называлось «публичным», имея в виду публичное представительство лордов. Это общественное представление просто заявляло о своих полномочиях перед народом, а не перед людьми, которыми они управляли.Хотя основная концепция представительства через правительство или главу государства сохранилась, привязанность к аристократии со временем была отброшена. К концу 18-го века феодальная власть церкви и дворянства уменьшилась, открыв путь для подъема буржуазного общества в Европе. Вместе с этим изменилось и значение слова «общественность». «Public» больше не описывает представительный суд человека и его авторитет. Это стало означать узаконивающие правила институциональной системы, наделенной властными полномочиями.Граждане были теперь подчинены государству, образуя общественность. (Хабермас, 1991, 401)

Либеральная модель публичной сферы Хабермаса имеет нормативное значение. Это означает, что он описывает множество идеализированных проблем, указывая на то, какой в ​​идеале должна быть публичная сфера. Как такового, он фактически не существует в современных демократических государствах, которые являются промышленно развитыми, образованными как государство социального обеспечения и где массы людей должны формировать общество. Это идеалистическая модель демократии, которая сформировалась в результате структурных изменений общества, завершившихся трансформацией понимания публичной сферы.Сам Хабермас должен был признать, что участие женщин и включение меньшинств не гарантируется его моделью, основанной на условиях буржуазного общества в начале 19 века. В следующем интервью Юрген Хабермас описывает наиболее важные результаты многолетних исследований, а также некоторые ограничения.

Habermas Interview загружено пользователем Youtube davidmeme

Хабермас и многие другие ученые работали над дальнейшим развитием и расширением понимания его теорий для современных обществ.Других теоретиков и их концепции публичной сферы и связанных с ней терминов, таких как общественное мнение, можно найти в других наших публикациях в категории СМИ и демократия.

Обсуждение

  1. Считается ли общественная сфера Хабермаса нормативной?
  2. Как вы думаете, Интернет меняет понимание публичной сферы, как описано выше?

Номер ссылки

Habermas, J. (1991): «Общественная сфера» In Mukerji, C .; Шадсон, М. (Ред.): Переосмысление массовой культуры.Современные перспективы культурологии. Беркли / Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. С. 398-404.

Как стать лучше

(Семейные особенности) Спросите себя … действительно ли вы то, кем хотите быть? Вы действительно хотите такой жизни? Вы живете каждый день как лучше? Что вы можете изменить сегодня?

Как бы вы ответили на эти вопросы? Подумайте о своей повседневной жизни. Вы процветаете или переживаете подвижки? Полны ли ваши дни работы, отношений и занятий, которые соответствуют вашему истинному «я», или вы чувствуете себя пойманным на беговой дорожке ответственности? Если вы мечтаете о лучшей жизни, сейчас самое время воплотить вашу мечту в реальность.

Инструменты, необходимые для создания полноценной жизни на самых глубоких уровнях, находятся в пределах вашей досягаемости. Написанный Майком Байером, известным тысячам клиентов, чью жизнь он изменил как тренер Майк, «Лучшее Я» может показать вам, как это сделать.

Bayer помог всем, от поп-звезд до руководителей бизнеса и таких же людей, как вы, открыть для себя свободу быть самим собой. Задавая им и побуждая их задать себе ряд важных, но сложных вопросов, таких как «Каковы ваши основные ценности?», «Вы ложитесь спать каждый день более осведомленными, чем когда просыпались?» и «пренебрегаю ли я каким-то аспектом своего физического здоровья из-за страха или отрицания?» — он помогает им увидеть, как на самом деле выглядят их лучшие «я» и «анти-я».Как специалист по психическому здоровью, тренер по личному развитию и всесторонний агент изменений, Байер увидел удивительные способы, с помощью которых жизнь может улучшиться честно и ясно. Он хорошо понимает повседневную борьбу, с которой сталкиваются люди, потому что он столкнулся — и преодолел — свою собственную, и он знает, что изменения возможны.

Проработав каждую из семи СФЕР жизни — социальную, личную, здоровье, образование, отношения, занятость и духовное развитие — «Лучшее Я» — это доступная и интерактивная книга, которая воплощает всю мудрость Байера в компактном, целенаправленном руководстве, может разжечь ваше желание перемен.

Семь СФЕР жизни:

Социальные сети
Взгляните на свою социальную жизнь с точки зрения своих коммуникативных навыков и погрузитесь в то, что вы чувствуете на своей шкуре при общении с другими.

Личное
Пытаясь стать лучше себя, работайте над тем, чтобы проявлять к себе изобилие уважения и сострадания. Позаботьтесь о себе, создавая подлинное, позитивное представление о себе, чтобы увидеть, как преимущества достигают других сфер вашей жизни.

Здоровье
Если вы нездоровы, вам сложно добиться наилучших результатов в других областях. Когда речь идет о своем физическом здоровье, цель должна заключаться в том, чтобы действовать в ваших собственных интересах, чтобы чувствовать себя лучше и лучше.

Образование
Даже если вам не нравилась школа или вы считаете, что вам просто не нравится процесс получения новой информации, вы все равно можете испытывать жажду знаний в областях, которые интересуют вас на более глубоком уровне. Найдите то, что удовлетворяет ваши уникальные интересы, и изучите лучшие методы обучения в этих областях.

Отношения
Время от времени отношения могут выйти из равновесия. Однако вы можете проявить инициативу и внести свой вклад, чтобы вернуть их в равновесие, определив способы контролировать свою подлинность и что вы можете сделать, когда окружающие не отражают их собственные.

Работа
Определите, насколько хорошо вы себя ведете на работе, так же как дома. Если вы не можете быть собой на работе, возможно, вы зря тратите драгоценное время.Не теряйте себя в страхе попытаться быть тем, кем вы не являетесь, находясь на работе.

Духовное развитие
Место внутри вас, из которого исходит добро, можно описать как ваше духовное «я». Именно здесь вы формируете целостность, ценности и отношение к другим людям, поэтому сосредоточьтесь на согласовании этих черт с вашим видением самого себя.

Узнайте больше о том, как стать лучше, и пройдите тест по самооценке на сайте coachmikebayer.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Создать электронную почту на яндекс: Яндекс.Почта — бесплатная и надежная электронная почта

Ср Авг 22 , 2018
Мобильная Яндекс.Почта для телефонов и планшетов на Android и iOS Содержание Яндекс.Почтарегистрация и настройка ящика yandex.ruКак создать почту ЯндексРегистрация на компьютереРегистрация на телефоне или планшетеКак войти и выйти из Яндекс.ПочтыКак войти в ящик на компьютереКак войти в ящик на телефоне или планшетеВыход из электронной почтыНастройка электронной почтыЗащита ящика от взломаНастройка […]