Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль, социальный статус
В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живёт. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением или девиацией.
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Ведь согласитесь, что на самом деле индивиды с полностью конформным поведением встречаются достаточно редко.
Конформное поведение – это действие человека, которое проявляется в его податливости реальному или мнимому давлению группы, в изменении установок и поступков в соответствии с позицией сообщества, к которому он причастен.
Практически все мы время от времени поступаем не так, как следовало бы, по мнению окружающих. То есть каждый из нас – то чаще, кто реже – отклоняется от общепринятых норм поведения.
Так что же принято понимать под этим термином?
Отклоняющееся поведение – это социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Как правило, примером такого поведения могут служить действия, которые приносят вред тому, кто является их субъектом, то есть самому человеку – алкоголизм, наркомания, игромания, склонность к суициду (самоубийство).
Также примером такого поведения могут быть и действия, которые вредят окружающим или наносят ущерб обществу в целом: агрессивное поведение (хамство, скандалы, рукоприкладство), преступления.
Но отклонения в поведении могут носить позитивный характер (например, гениальность, альтруизм, инициатива, новаторство, героизм, выдающиеся успехи деятелей искусства, политики, производства), в этом случае несоответствие общепринятым нормам приносит пользу обществу.
Вокруг нас много чудаков, которые ведут себя странно, необычно. Но никакого особого вреда от них нет. Может быть, они доставляют какие-то неудобства самим себе или своим близким…
Калужского учителя Константина Эдуардовича Циолковского современники тоже считали чудаком, а вот мы с вами же считаем его основоположником космонавтики.
То есть мы можем говорить о том, что отклоняющееся поведение бывает: негативным, позитивным и нейтральным (то есть поведение, которое не даёт и серьёзной пользы обществу, но и не приносит какого-либо вреда). Допустим, вы – «морж»: любите окунуться в ледяную воду. Или предпочитаете не пользоваться транспортом в пределах города: пройти пять–десять километров до места учёбы или работы для вас совсем не проблема. Или носите одежду, эпатирующую почтенную публику. В любом из этих трёх случаев ваше поведение можно считать отклоняющимся от нормы. Одни люди отнесутся к нему негативно, другие будут вам подражать, а третьи – просто не обратят внимание. Но какого-либо ощутимого вреда эти действия никому не приносят (а физическая нагрузка может принести пользу). Такие отклонения в поведении можно считать нейтральными.
Также отклоняющееся поведение может быть индивидуальным или коллективным. Любой из примеров, которые мы с вами уже приводили, может подходить как и для отдельного человека, так и для группы.
Если делать различие между терминами «отклоняющееся» и «девиантное поведение», не считать их синонимами, то можно говорить о том, что девиантное поведение – это многократно или длительно повторяющееся, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм поведение личности, которое причиняет реальный ущерб обществу или самому человеку, а также сопровождается социальной дезадаптацией.
Также принято выделять понятие делинквентного поведения – это нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Девиантное поведение относительно, то есть принадлежит к моральным нормам определённой социальной группы, а делинквентное поведение абсолютно, то есть нарушает норму, выраженную в юридических законах общества.
Всякий раз, когда заходит разговор о девиантном поведении, встаёт вопрос о том, почему люди ведут себя так. Почему они нарушают социальные нормы, причиняя вред окружающим и самим себе? Дать точного ответа на этот вопрос не может никто.
Биологическое объяснение – люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения. Причём биологическая
предрасположенность по биологическому складу, то есть люди рождаются с генетической предрасположенностью к девиантному поведению и ничего с этим сделать нельзя.
Психологическое объяснение – девиантное поведение является следствием определённых психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности (всё это отчасти имеет врождённый характер, отчасти формируется воспитанием и средой). В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.
Социологическое объяснение:
· Концепция аномии.
Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией)
Аномия – это состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся социальных ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок и регулировавшей жизнедеятельность людей.
Например, после распада Советского Союза и краха советской системы ценностей наступают так называемые «лихие 90-е», которые сегодня ассоциируются прежде всего, со всплеском преступности.
Теория стигматизации (или теория пятна, клейма, наклеивания ярлыков).
Сторонники этой теории объясняют девиантное поведение способностью общества навешивать людям ярлыки «девиантов». С человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности) только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено.
Например, вышедший из тюрьмы преступник уже чист перед обществом: он понёс наказание за свои противоправные действия. Но как правило, общество не принимает его в новом качестве. Люди будут опасаться рецидива, говорить: «Преступник никогда не перестанет быть преступником», – или что-нибудь вроде этого. Из-за такого «ярлыка» бывшему заключённому зачастую очень трудно бывает найти хорошую работу, что в результате может привести к возвращению в криминальное сообщество.
Иногда такое клеймо ставится на целых социальных группах. Речь идёт о стереотипах их восприятия в сознании других групп.
Предубеждения, связанные с ожидаемым поведением русских, немцев, верующих или футболистов, могут в определённой степени запрограммировать поведение. Все ждут от меня нарушения каких-то норм, что ж, я буду их нарушать.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что социальная структура общества включает в себя различные социальные группы, которые отличаются по своему положению. Различается и общественное положение людей, входящих в эти группы. Для характеристики этого положения используется термин «социальный статус».
Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением; это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Принято выделять следующие разновидности социальных статусов:
· Статусы, определяемые положением индивида в группе – личный и социальный.
Личный статус – то положение человека, которое он занимает в малой (первичной) группе в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
Социальный статус – определённые социальные функции, которые человек выполняет, взаимодействуя с другими людьми.
· Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом – основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьёй, например: хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например: пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель).
· Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например: национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретённый) статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (например: образование, профессия, материальный достаток, деловые связи).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (например: человек, ставший инвалидом, звание академика, титул олимпийского чемпиона).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие – наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
· реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
· системы ценностей, характерной для данного общества.
Социальный статус человека определяет его права и обязанности, формирует его имидж. Имиджем обычно называют совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. Вы наверняка слышали следующие суждения: «Он (или она) одевается не по возрасту»; «Человек моего положения должен ездить на автомобиле представительского класса» или что-нибудь в этом роде.
Для некоторых статусов характерны статусные символы, то есть внешние знаки различия, которые позволяют разграничить носителей разных статусов. Например, военнослужащие и работники правоохранительных органов носят форму. Школьная форма также может стать статусным символом для учащихся, особенно если отдельные учебные заведения будут использовать отличающиеся друг от друга модели.
Человек не просто обладает определённым социальным статусом. Его постоянно оценивают окружающие. Эта оценка находит своё выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».
Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
То есть авторитетной может быть личность, а престижным – её социальный статус.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль – это образец поведения (социально одобряемое, ожидаемое поведение), признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль, но человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ролевой набор – это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
В ролевой набор входят:
· Основные (типичные) социальные роли: семейно-бытовые (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка и так далее), профессиональные (студент, рабочий, менеджер, чиновник и так далее) общественно-политические (президент, министр, депутат, член политической партии или общественной организации и так далее).
· Ситуационные социальные роли: роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.
Чем больше социальных ролей может воспроизвести человек, тем более приспособленным к жизни он является. Важно только, чтобы играя разные роли, он оставался самим собой.
Необходимо различать социальную роль – то есть ожидаемое поведение, и ролевое поведение – то есть фактическое поведение исполнителя конкретной роли.
Например, от родителей общество ожидает, что они будут заботиться о своих детях; от лучшего друга ждут понимания и поддержки в любых обстоятельствах; работодатель ждёт, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу; от учителя рассчитывают получить ответ на любой вопрос, касающийся того предмета, который он преподаёт и так далее. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет свою социальную роль.
Такое вот расхождение между ожиданием и реальностью часто приводит к ролевым конфликтам.
Ролевой конфликт – это конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек.
Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.
Принято выделять следующие виды ролевых конфликтов:
Внутриролевой – конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).
Межролевой – конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).
Личностно-ролевой – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое отклоняющееся поведение?
2. Назовите и охарактеризуйте типы отклоняющегося поведения.
3. В чём состоит отличие между терминами социальная роль и социальный статус?
4. Что такое ролевой конфликт?
5. Какие существуют виды ролевых конфликтов?
Лекция 11. Отклоняющееся поведение и его типы
Поведение человека и жизнь всего общества регулируется, прежде всего, социальными нормами. Они придают обществу стабильность и предсказуемость, стандартизируют в некоторых чертах поведение всех людей. Социальные нормы предполагают то, что одни люди ожидают от других их соблюдения. Однако, это бывает далеко не всегда так. Социальные нормы иногда нарушаются в любых обществах.
Нарушение общепринятых норм является признаком девиантного поведения. Девиантное поведение — поведение индивида в обществе, не соответствующее общепринятым социальным нормам. Такое поведение может быть негативным (т.е. несущим отрицательные последствия для общества и индивида — например, наркомания, гомосексуализм и т.п.) и позитивным (предполагающим положительные последствия — например, поведение непризнанного гения, неизвестного музыканта, исполняющего в переходе песни собственного сочинения для обретения популярности и заработка).
Поведение, преступающее закон, называется делинквентным. Такое поведение всегда несёт отрицательные последствия. И даже если человек нарушает закон, казалось бы, для блага общества, он тем самым расшатывает сам закон, показывает другим необязательность его соблюдения. Делинквентное поведение влечёт юридическую ответственность.
Таким образом, делинквентное поведение — это одна из разновидностей девиации, запрещённая законом. Государство с проявлениями такого поведения ведёт борьбу.
Девиация может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Зачастую индивидуальная девиация трансформируется в коллективную, и наоборот. В связи с этим можно выделить т.н. группы риска — категории населения, социальные группы, подверженные более других к проявлению девиантного поведения. К примеру, группами риска являются некоторые слои молодёжи, ярко противопоставляющие себя и своё поведение обществу.
С такими группами обществу надо работать. Это не значит, что необходимо запретить и как-то наказывать любое проявление девиации, но бороться с делинквентным поведением, а также с отдельными формами негативной девиации, необходимо. Кроме того, важно создать организации, оказывающие воспитательное воздействие либо социальную помощь тем, кто подвержен проявлению негативного девиантного поведения.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
Видеоурок:
Лекция:
Отклоняющееся поведение и его типы
Социальный контроль направлен на предотвращение различных отклонений в поведении человека. Но в любом обществе есть индивиды или группы, нарушающие установленные в нём морально — этические, правовые и иные нормы.
Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным в обществе социальным нормам.
Девиантное поведение бывает негативным и позитивным. Первое противоречит социально одобряемым образцам поведения, вызывает негативную оценку окружающих и наносит кому или чему – либо ущерб (примеры: употребление наркотиков, воровство, хулиганство). А позитивное отклонение связано со значительным превосходством поведения человека от массового среднего уровня (примеры: деятельность учёных, художников, героический поступок). Среди форм негативной девиации различаются делинквентное и аддиктивное поведение. Поведение, нарушающее нормы права и законов, называется делинквентным. Любые правонарушения (проступки и преступления) являются делинквентными формами поведения и влекут юридическую ответственность. Аддиктивное поведение – это стремление уйти от реальности путём изменения своего психического сознания под воздействием алкогольных, наркотических и психотропных веществ. Другой формой аддиктивного поведения является постоянная фиксация на определённом виде деятельности с целью поддержания желаемых эмоций, к примеру, азартные или компьютерные игры, длительное прослушивание музыки. Девиация может быть индивидуальной или групповой.
Выделяют две стадии девиации:
первичная – начальное действие правонарушения, которое может быть не замеченным окружающими. Например, парковка автомобиля на запрещённом месте. Большинство окружающих смотрят на это «сквозь пальцы», а нарушитель не относит себя к девиантам.
вторичная – публичное принятие девиантной идентичности, когда правонарушитель открыто признаётся таковым окружающими. Допустим, незаконный парковщик был пойман сотрудниками ДПС и привлечён к административному наказанию. После такого обвинения, окружающие навесили на него ярлык злостного нарушителя правил дорожного движения.
Причины отклоняющегося поведения
Биологическая предрасположенность. Автором идеи «прирождённого преступника» является Чезаре Ломброзо. Он считал, что преступник – это особый природный тип, причём для разных преступников (убийц, маньяков, воров) характерны свои биологические аномалии. Данная идея отвергается большинством современных учёных, но биологические предпосылки, такие как нервно — психические заболевания, могут стать причиной девиации.
Психологическая предрасположенность. В чертах характера некоторых людей присутствует чрезмерная агрессивность и враждебность, которые могут привести к несдержанным поступкам.
Особенности процесса социализации человека, его воспитание и образование. Нехватка семейной любви, заботы и внимания в детстве взращивает в человеке жестокость, хладнокровие и может стать причиной правонарушения.
Протестное настроение. Например, нежелание подростка жить по нормам «предков».
Аномия общества – болезненное состояние общества, при котором происходит распад существующих ценностей, переставших соответствовать новым идеалам людей. Аномичное состояние влечёт суицидальное настроение, апатию, разочарование.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды»
Интеллект-карта по обществознанию №45
© Абулова Б. Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Отклоняющееся поведение и его типы — Студопедия
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.
Отклоняющее (девиантное) поведение – это поступки, противоречащие писаным или неписаным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).
Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность. Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта — вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм — эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми — участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.
Наиболее серьезными проявлениями отклоняющегося поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.
Преступность — проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. С юридической точки зрения преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность — это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негативных явлений общественного развития. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц — преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной .
Отклоняющееся поведение. Социальная роль. Социализация индивида — Обществознание
Обществознание ЕГЭ, занятие 17
Занятие 17. Отклоняющееся поведение. Социальная роль. Социализация индивида
Отклоняющееся поведение и его типы
Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Бывает нейтральным, позитивным и негативным.
Коллективным и групповым.
Иногда различают отклоняющееся и девиантное поведение.
Девиантное поведение – это многократно или длительно повторяющееся отклоняющееся от наиболее важных социальных норм поведение личности, которое причиняет реальный ущерб обществу или самому человеку, а также сопровождается социальной дезадаптации.
Делинквентное поведение (от лат. delinquens — совершающий проступок, буквально: преступное) – нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Девиантное поведение относительно – принадлежит к моральным нормам данной социальной группы.
Делинквентное поведение абсолютно – нарушает норму, выраженную в юридических законах общества.
Причины девиантного поведения
Биологическое объяснение – предрасположенность по биологическому складу.
Психологическое – следствие определённых психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок (всё это отчасти имеет врождённый характер, отчасти формируется воспитанием и средой).
Социологическое:
концепция аномии (беззаконие) – вызывается распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей;
теория стигмптизации (клеймо, пятно) – девиация определяется групповой оценкой:
первичная девиация – не обращается внимание на нарушение некоторых социальных норм;
вторичная девиация – на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают обращаться с ним не так, как с другими людьми.
Социальная роль
Социальная роль – это модель ожидаемого поведения, ориентированная на определённый статус.
Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;
это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Разновидности социальных статусов
Статусы, определяемые положением индивида в группе, – личный и социальный.
Личный статус – то положение человека, которое он занимает в малой (первичной) группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
Социальный статус – определённые социальные функции, которые человек выполняет, взаимодействуя с другими людьми.
Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, – основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьёй, например – хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например – пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель…).
Предписанный (приписанный) статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение…).
Достигаемый (приобретённый) статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи…).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона…).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие – наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
системы ценностей, характерной для данного общества.
Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитет –степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения (социально одобряемое, ожидаемое поведение), признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом:
основные (типичные) социальные роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические;
ситуационные социальные роли: роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями – гендерные роли.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).
Необходимо различать социальную роль (ожидаемое поведение) и ролевое поведение (фактическое поведение исполнителя конкретной роли).
Виды ролевых конфликтов
Внутриролевой – конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).
Межролевой – конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).
Личностно-ролевой – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Социализация индивида
Личность — это совокупность социально значимых качеств человека;
совокупность социальных и духовных свойств человека, зависящих от его включения в общественную жизнь и культуру посредством его деятельности и общения.
Личность формируется на биологической основе, благодаря освоению человеком социального и культурного опыта. Но биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются биологическим (генетическим) путём. Поэтому для превращения человека как биологического существа в социального индивида и личность необходим процесс, который обозначается понятиями «социализация» и «социальная адаптация».
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей;
Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.
Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование Я человека.
Каждый человек формирует своё Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт, смотрясь в них как в зеркало. Без общения с другими людьми невозможно по-настоящему осознать себя.
Концепция «значимого другого». «Значимый другой» – это такая личность, одобрения которой человек, например, ребёнок, добивается и чьи оценки он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного Я при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, более взрослые участники игр ребёнка. Он стремится перенять их роли, подражать им.
Основные этапы и сферы социализации
Начальный этап: социализация ребёнка, ключевая роль семьи.
Средний этап: социализация в процессе обучения (школа, колледж).
Завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.
Этапы социализации по теории ролей (Джордж Герберт Мид):
имитация – дети копируют поведение взрослых;
игровая стадия – дети понимают поведение как исполнение определённых ролей;
коллективная игра – дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы.
Выделяют первичную (детство, юность) и вторичную (продолженную – взрослая жизнь) социализацию.
Сферы, в которых происходит расширение и углубление социализации:
В сфере деятельности: расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, выделение главного в ней, её осмысления.
В сфере общения: расширение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
В сфере самосознания: формирование образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.
Социальная адаптация (от лат. adaptatio — приспособить) — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств – одна из сторон социализации личности.
Показатели адаптации: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворённость социальной средой.
Решение заданий
1.
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.
2) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
3) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации.
4) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
5) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
2.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) правонарушение; 2) отклонение; 3) социальный статус; 4) проступок; 5) мобильность; 6) преступление.
3.
Выберите верные суждения о социальной роли индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные роли обусловлены социальным неравенством.
2) Все социальные роли строго формализованы.
3) Социальная роль – модель поведения человека, ориентированная на определённый статус.
4) Исполнение социальных ролей имеет индивидуальную окраску.
5) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.
4.
Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
2) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
3) Один из важнейших критериев социального статуса человека в современном обществе – уровень образования.
4) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
5) Основные статусные позиции люди получают при рождении.
5.
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного, воздействия на личность.
2) Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребёнка.
3) Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.
4) Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу.
5) Агенты первичной социализации действуют в пределах своей компетенции в соответствии с официальными предписаниями.
Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ
Задание 26
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Задание 27
1.
При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
2.
Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.
Задание 28
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивиды. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
7
Функционалистский взгляд на отклонения
Функционалистский взгляд на отклонения
Функционализм утверждает, что отклонения помогают создать социальную стабильность, представляя объяснения ненормативного и нормативного поведения.
Цели обучения
Опишите функционалистский взгляд на девиантность в обществе
Основные выводы
Ключевые моменты
- Структурно-функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность, разделенную на органическую и механическую типологии, и стабильность социальных структур.
- Deviance дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, которые происходят с течением времени. Некоторые черты характера, которые могут вызвать разрушение общества, будут подвергнуты стигматизации.
- Системы отклонений создают нормы и рассказывают членам данного общества о том, как им себя вести, излагая образцы приемлемого и неприемлемого поведения.
- Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто отмечен как девиантные. Социальные параметры устанавливают границы между популяциями и способствуют формированию менталитета «мы против них» внутри этих двух групп.
- Признание девиантности может на самом деле укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и причастны к ней.
- Некоторые черты характера будут подвергнуты стигматизации и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты характера становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к включению в него ранее стигматизированных черт.
Ключевые термины
- структурный функционализм : Социологический подход, который рассматривает общество через макроуровневую ориентацию, которая представляет собой широкий акцент на социальных структурах, которые формируют общество в целом.
- Население : Подсчет количества жителей в пределах политических или географических границ, таких как город, страна или мир, или количество людей, принадлежащих к определенной группе.
- Социальные параметры : Данные правила и нормы в данной социальной ситуации.
Какую функцию девиантность играет в обществе? Этот вопрос задают социологи, придерживающиеся школы структурного функционализма. Структурный функционализм уходит своими корнями в самые истоки социологической мысли и развитие социологии как дисциплины.Хотя предшественники структурного функционализма существовали с середины 1800-х годов, структурный функционализм был закреплен Эмилем Дюркгеймом в конце XIX века. Структурно-функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность, разделенную на органическую и механическую типологии, и стабильность социальных структур. Структурные функционалисты спрашивают: «Как то или иное социальное явление способствует социальной стабильности?» На этот вопрос нельзя ответить, не исследуя отклонения.
Функции преступности : Это короткий отрывок из сегмента «Функции преступности» их нового семичастного DVD «Краткие ссылки на социологию: преступность и девиантность.”
Эмиль Дюркгейм : Дюркгейм официально учредил академическую дисциплину и вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером часто упоминается как главный архитектор современной социальной науки и отец социологии.
Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности. Во-первых, системы распознавания и наказания за отклонения создают нормы и говорят членам данного общества, как им себя вести, устанавливая образцы приемлемого и неприемлемого поведения.Чтобы не тревожить общество, нужно знать, какое поведение считается девиантным. Во-вторых, эти социальные параметры создают границы между популяциями и способствуют формированию менталитета «мы против них» внутри разных групп. Девиантность позволяет большинству объединиться вокруг своей нормативности за счет тех, кто отмечен как отклоняющиеся. И наоборот, быть отмеченным как девиантное может реально укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и причастны к ней и создают собственные сплоченные единицы (например, члены сообщества ЛГБТ объединяются вокруг Прайда).
Итак, с точки зрения структурного функционализма, как меняется общество, особенно в том, что касается установления норм и девиантного поведения? Девиация дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, которые происходят с течением времени. Некоторые черты характера будут подвергнуты стигматизации и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты характера становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к включению в него ранее стигматизированных черт.
Возьмем, опять же, пример гомосексуализма.В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным. С одной стороны, это раскололо общество на тех, кто отмечен как гомосексуалы, и тех, кто не отмечен как нормативные гетеросексуалы. В то время как этот менталитет «мы против них» укреплял социальную идентичность и солидарность внутри этих двух категорий, имел место всеобъемлющий социальный раскол. Со временем гомосексуальность стал восприниматься как более распространенное направление. Соответственно, то, что первоначально выглядело как раскол общества, на самом деле усиливает социальную стабильность, позволяя создавать механизмы для социальной адаптации и развития.
Теория напряжения: как социальные ценности вызывают отклонения
Теория напряжения утверждает, что социальные структуры в обществе могут подталкивать граждан к совершению преступлений.
Цели обучения
Примените типологию отклонений Мертона к реальному миру и приведите примеры для каждого типа
Основные выводы
Ключевые моменты
- Теория социального напряжения была разработана известным американским социологом Робертом К. Мертоном. «Напряжение» означает несоответствие между целями, сформулированными в культуре, и институциональными средствами, доступными для достижения этих целей.
- Мертон предлагал типологию отклонений, основанную на двух критериях: (1) мотивация человека или ее приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей.
- Типология — это схема классификации, разработанная для облегчения понимания.
- Согласно Мертону, существует пять типов отклонений, основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт.
Ключевые термины
- типология : систематическая классификация типов чего-либо в соответствии с их общими характеристиками.
- Теория социального напряжения : Теория социального напряжения была разработана известным американским социологом Робертом К. Мертоном, который в своем обсуждении девиантности предложил типологию девиантного поведения.
Теория социального напряжения была разработана известным американским социологом Робертом К. Мертоном. Теория утверждает, что социальные структуры могут оказывать давление на граждан с целью совершения преступлений. Напряжение может быть структурным, что относится к процессам на уровне общества, которые фильтруют и влияют на то, как человек воспринимает свои потребности.Напряжение также может быть индивидуальным, что относится к трению и боли, которые испытывает человек, когда он или она ищет способы удовлетворить индивидуальные потребности. Эти типы напряжения могут проникнуть в социальные структуры в обществе, которые затем заставят граждан стать преступниками.
Теория социального напряжения : пять типов отклонения.
В своем обсуждении девиантности Мертон предложил типологию девиантного поведения, которая проиллюстрировала возможные расхождения между культурно определенными целями и институциональными средствами, доступными для достижения этих целей.Типология — это схема классификации, разработанная для облегчения понимания. В данном случае Мертон предлагал типологию отклонений, основанную на двух критериях: (1) мотивация человека или его приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей. Согласно Мертону, на основе этих критериев существует пять типов отклонения:
- Соответствие предполагает принятие культурных целей и средств их достижения.
- Инновация предполагает принятие целей культуры, но отказ от традиционных и / или законных средств достижения этих целей.Например, член мафии ценит богатство, но использует альтернативные средства достижения своего богатства; в этом примере средства члена мафии будут отклоняться.
- Ритуализм предполагает отказ от культурных целей, но рутинное принятие средств для достижения целей.
- Ретреатизм предполагает отказ как от культурных целей, так и от традиционных средств их достижения.
- Восстание — это особый случай, когда человек отвергает как культурные цели, так и традиционные средства их достижения, но активно пытается заменить оба элемента общества разными целями и средствами.
Что делает типологию Мертона настолько увлекательной, так это то, что люди могут прибегать к отклонениям в стремлении к общепринятым социальным ценностям и целям. Например, люди в США, торгующие незаконными наркотиками, отвергли культурно приемлемые способы зарабатывания денег, но все же разделяют широко признанную в США культурную ценность зарабатывания денег. Таким образом, отклонение может быть результатом принятия одной нормы, но нарушения другой, чтобы следовать первой. В этом смысле, согласно теории социального напряжения, социальные ценности на самом деле вызывают отклонения двумя способами.Во-первых, актер может отвергать социальные ценности и, следовательно, становиться девиантным. Кроме того, актер может принимать социальные ценности, но использовать девиантные средства для их реализации.
Критики указывают на тот факт, что существует множество преступлений / правонарушений, которые являются «неутилитарными, злонамеренными и негативистскими» (O’Grady, 2011), что подчеркивает, что не все преступления можно объяснить с помощью теории Мертона. Например, такие преступления, как вандализм, нельзя объяснить потребностью в материальном приобретении.
Незаконные структуры возможностей: социальный класс и преступность
Незаконные структуры возможностей — это правила, действующие в девиантных субкультурах.
Цели обучения
Объясните, как незаконные структуры возможностей функционируют в различных субкультурах
Основные выводы
Ключевые моменты
- Американские социологи Ричард Коуэн и Ллойд Олин расширили теорию социального напряжения Роберта К. Мертона, чтобы напрямую обратиться к преступности среди несовершеннолетних и социальному классу.
- Субкультура — это группа людей с культурой, которая отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат.
- В криминальной субкультуре молодежь учится использовать преступление для получения материальной выгоды.
- В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе.
- В ретреатистской субкультуре молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей.
- В ретреатистской субкультуре молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей
Ключевые термины
- Конфликтная субкультура : В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе.
- субкультура : Часть культуры, отличающаяся от общества в целом своими обычаями или другими особенностями.
- Незаконная структура возможностей : В криминологии теория субкультур возникла в результате работы Чикагской школы, посвященной бандам, и через школу символического интеракционизма превратилась в набор теорий, утверждающих, что определенные группы или субкультуры в обществе обладают ценностями и установками, которые способствуют развитию общества. преступность и насилие. Основное внимание уделяется преступности среди несовершеннолетних, потому что теоретики считают, что если эту модель правонарушений можно понять и контролировать, она прервет переход от подросткового правонарушителя к обычному преступнику.
Американские социологи Ричард Коуэн и Ллойд Олин расширили теорию социального напряжения Роберта К. Мертона, чтобы напрямую обратиться к преступности среди несовершеннолетних и социальному классу. Если вы помните, теория социального напряжения развивает типологию отклонений, согласно которой индивидуум может отклоняться в двух плоскостях. Индивид может быть девиантным, отказываясь принимать социальные нормы, или индивид может отклоняться, принимая социальные нормы, но используя девиантные средства для их реализации. В контексте США, в которых процветание является социальной ценностью, можно отклониться, отказавшись от понятия богатства.Или же можно отклониться, стремясь к богатому образу жизни, но зарабатывая себе на жизнь карманным воровством.
В 1960 году Коуэн и Олин опубликовали Преступность и возможности: теория преступных банд . В этой работе они отметили, что люди, которые достигли социальных норм девиантными способами, часто действовали изнутри институтов, которые, как и те, которые действуют в нормативных институтах, имели правила поведения. Ключом к пониманию теории Коуэна и Олина является понятие субкультуры.Субкультура — это группа людей, чья культура отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат. Субкультуры создают эффект наложения или наслоения в более широком культурном контексте. В то время как карманник может отклоняться от американских социальных норм, он придерживается социальных норм небольшой группы людей, которые идентифицируют себя как американские карманники. Коуэн и Олин утверждали, что субкультуры имеют свои собственные правила. Незаконные структуры возможностей — это правила, действующие в девиантных субкультурах.Коуэн и Олин подчеркнули, что структуры этих девиантных субкультур совпадают с правилами и действиями более социально приемлемых институтов.
Готы : Готы являются примером субкультуры: группы людей с культурой, которая отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат.
Коуэн и Олин использовали преступность несовершеннолетних в качестве примера для изучения теории незаконных структур возможностей. В криминальной субкультуре молодежь учится использовать преступление для получения материальной выгоды.Эта субкультура обычно формируется в тех областях, где существует устоявшаяся организация преступности среди взрослых, которая обеспечивает незаконную структуру возможностей для молодежи, чтобы научиться вести себя преступно для достижения материального успеха. В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе. Новые участники банды узнают, как участвовать в конфликте или действиях банды, чтобы выразить разочарование, наблюдая за руководством банды.Таким образом, банды становятся отдельной субкультурой, в отличие от нормативной мирной модели поведения молодежи. Наконец, в ретреатистской субкультуре молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей. Эти люди считаются «двойными неудачниками» в том смысле, что они участвуют в поведении, которое не является ни нормативным, ни приемлемым для общества в целом, ни отклоняющимся, но принимаемым субкультурой.
Криминальные и конфликтные субкультуры демонстрируют, что индивиды могут отвергать нормативные средства культуры в целом и все же находить место в меньшей девиантной субкультуре.Субкультура отступников — исключение, которое доказывает правило незаконных структур возможностей. Крайняя девиантность и изоляция людей, связанных с ретреатистской субкультурой, демонстрируют, что те, кто проявляет девиантное поведение, могут найти субкультуру, на которую они могут подписаться.
7.3A: Социологические теории отклонений
Социологические теории отклонений — это те, которые используют социальный контекст и социальное давление для объяснения отклонений.
Цели обучения
- Описать четыре различных социологических подхода к девиации
Ключевые моменты
- Типология социального напряжения, разработанная Робертом К.Мертон, основан на двух критериях: (1) мотивация человека или его приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей.
- Согласно Мертону, существует пять типов отклонений, основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт.
- Структурный функционализм утверждает, что девиантное поведение играет активную конструктивную роль в обществе, в конечном итоге помогая объединить различные группы населения в обществе.
- Теория конфликта предполагает, что девиантное поведение является результатом социального, политического или материального неравенства в социальной группе.
- Теория маркировки утверждает, что люди становятся девиантными в результате того, что люди навязывают им эту идентичность, а затем принимают эту идентичность.
Ключевые термины
- соответствие : идеология соблюдения единого стандарта или социального единства
- типология : Систематическая классификация типов чего-либо в соответствии с их общими характеристиками.
- Ретроспективная маркировка : Происходит, когда девиант признает свои действия как девиантные до первичного отклонения, в то время как перспективная маркировка — когда девиант признает будущие действия как девиантные.
Исследование социальных отклонений — это изучение нарушения культурных норм в формальном или неформальном контексте. Социальное отклонение — это явление, существовавшее во всех обществах с нормами. Социологические теории девиации — это теории, которые используют социальный контекст и социальное давление для объяснения девиантности.
Преступление: изучение социальных отклонений — это изучение нарушения культурных норм в формальном или неформальном контексте. Социальное отклонение — это явление, существовавшее во всех обществах, где существовали нормы.Типология социального напряжения
Существуют четыре основные социологические теории девиации. Первая — это типология социального напряжения, разработанная американским социологом Робертом К. Мертоном. Мертон предложил типологию девиантного поведения, схему классификации, призванную облегчить понимание. Типология девиантности Мертона была основана на двух критериях: (1) мотивация человека или его приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей. Согласно Мертону, существует пять типов отклонений, основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт.Типология Мертона увлекательна, поскольку предполагает, что люди могут обращаться к отклонениям в погоне за общепринятыми социальными ценностями и целями. Например, люди в США, торгующие незаконными наркотиками, отвергли культурно приемлемые способы зарабатывания денег, но они по-прежнему разделяют широко признанную культурную ценность зарабатывания денег. Таким образом, отклонение может быть результатом принятия одной нормы, но нарушения другой, чтобы следовать первой.
Структурный функционализм
Второе главное социологическое объяснение девиации исходит из структурного функционализма.Этот подход утверждает, что девиантное поведение играет активную конструктивную роль в обществе, в конечном итоге помогая объединить различные группы населения в рамках конкретного общества. Девиация помогает отличить приемлемое от недопустимого поведения. Он рисует линии и разграничивает границы. Это важная функция, которая подтверждает культурные ценности и нормы общества для членов этого общества. Помимо прояснения моральных границ общества, девиантное поведение также может способствовать социальному единству, создавая менталитет «мы против них» по отношению к девиантным людям.Наконец, девиация на самом деле рассматривается как одно из средств изменения общества с течением времени. Девиантное поведение может нарушить равновесие в обществе, но в процессе восстановления баланса общество будет корректировать нормы. При изменении норм в ответ на отклонение от нормы девиантное поведение может способствовать долгосрочной социальной стабильности.
Теория конфликтов
Панки: теория навешивания ярлыков утверждает, что люди, такие как панки, становятся девиантными в результате того, что люди навязывают им эту идентичность, а затем принимают эту идентичность.Третья основная социологическая теория девиантности — теория конфликта. Теория конфликта предполагает, что девиантное поведение является результатом социального, политического или материального неравенства социальной группы. В ответ на это неравенство определенные группы будут действовать отклоняющимся образом, чтобы изменить свои обстоятельства, изменить социальную структуру, которая породила их обстоятельства, или просто «действовать» против своих угнетателей. Примером теории конфликта может служить движение «Захвати Уолл-стрит», начавшееся осенью 2011 года.Возмущенные крайним неравенством в распределении богатства в Соединенных Штатах, протестующие начали организовывать более общинный образ жизни в парке Зукотти, недалеко от Уолл-стрит в Нью-Йорке, в знак протеста против щедрого образа жизни тех, кто находится на верхушке общества. социально-экономическая лестница. Протестующие отклонялись от социальных норм согласованности, чтобы выразить недовольство чрезвычайно богатыми. Их действия и взгляды демонстрируют использование теории конфликта для объяснения социальных отклонений.
Теория этикетирования
Четвертая основная социологическая теория девиантности — теория навешивания ярлыков. Теория навешивания ярлыков относится к идее, что люди становятся девиантными, когда к ним применяется ярлык девиантности; они принимают ярлык, демонстрируя поведение, действия и отношения, связанные с этим ярлыком. Теория навешивания ярлыков утверждает, что люди становятся девиантными в результате того, что другие навязывают им эту идентичность. Этот процесс работает из-за стигмы; применяя девиантный ярлык, человек прикрепляет стигматизированную идентичность к обозначенному человеку.
Теория навешивания ярлыков позволяет нам понять, как прошлое поведение индивида с девиантным ярлыком переосмысливается в соответствии с его ярлыком. Этот процесс переосмысления прошлых действий в свете нынешней девиантной идентичности называется «ретроспективным навешиванием ярлыков». Яркий пример ретроспективного навешивания ярлыков можно увидеть в том, как преступники резни в средней школе Колумбайн были переделаны после того, как произошел инцидент. Большая часть их поведения, приведшего к стрельбе в школе, была переосмыслена в свете девиантной идентичности, с которой они были названы в результате стрельбы.
【решено】 Примеры девиантного поведения в школе
Какие примеры девиантного поведения?
Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение. Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, которые не были закреплены в законе) и называется неформальным отклонением .
Что такое девиантное поведение в школе?
Девиантное поведение было описано как поведение , которое не соответствует приемлемым нормам школы (Peretomode, 2001).Это отрицание школьных правил и положений, норм и ценностей группы или учреждения.
Какие три поведения являются девиантными, но не преступными?
Действие может быть девиантным, но не преступным то есть нарушением социальных, , но не правовых, правил. Примеры этого включают действия, которые рассматриваются как девиантные , когда они происходят в определенном контексте, например, менеджер-мужчина в платье в офис или кто-то громко разговаривает во время концерта.
Какая наиболее частая причина девиантного поведения?
Отказ от религиозных и моральных ценностей — основная причина девиантного поведения и правонарушений.
Каковы 4 типа отклонений?
Согласно Мертону, существует пять типов девиантности , основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт. Типология Мертона увлекательна, потому что она предполагает, что люди могут обратиться к девиации в погоне за общепринятыми социальными ценностями и целями.
Каковы наиболее очевидные формы девиантного поведения?
Большинство форм отклонения связаны с поведением , которое осуществляется шаблонным и предсказуемым образом. Например, уголовное убийство, вооруженное ограбление и изнасилование на свидании затрагивают правонарушителей и жертв, а также социальные контексты, выходящие за рамки отдельных инцидентов.
Какие примеры отрицательного отклонения?
Голодные игры — пример отрицательного отклонения , потому что поведение Пит и Китнисс не соответствовало общепринятым нормам.Во взглядах власти и общества они демонстрировали отрицательного отклонения . Они отказались подчиняться правилам, хотя все остальные слепо выполняли то, что говорило общество.
Что определяет девиантное поведение?
В социологии девиация описывает действие или поведение , которое нарушает социальные нормы, включая официально установленное правило (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отрицание народных обычаев и нравов).
Какие 2 точки зрения на определение девиантного поведения?
Понятно, что социологи, придерживающиеся этой точки зрения , определяют девиантность как любое действие, которое власть имущие в данное время и в определенном месте рассматривают как нарушение какого-либо социального правила.Из этого хаоса противоречащих друг другу определений мы можем различить влияние двух противоположных точек зрения : позитивизма и социального конструкционизма.
Каковы четыре типа отклонений по Мертону?
Типология — это схема классификации, разработанная для облегчения понимания. Согласно Мертону , существует пять типов девиантности , основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм , отступничество и бунт.
Что такое изучение преступности и девиантного поведения?
topic-image_crime. В изучает преступность и девиантность , социология изучает индивидуальное и групповое поведение взрослых и подростков, которое нарушает социальные нормы. Эти нормы варьируются от официально установленных правил или законов до широко распространенных ожиданий или стандартов поведения .
Может ли что-то быть преступлением и не быть девиантным?
Любое обсуждение девиантности остается неполным без обсуждения преступления , которое представляет собой любое действие, которое нарушает писаный уголовный закон .Но некоторые преступления , например, совершенные в нарушение законов против продажи товаров по воскресеньям, не являются отклонением от нормы вообще. Более того, , а не , все девиантных деяний являются преступными .
Может ли определенное поведение быть девиантным и преступным?
Характер отношения любого уголовного закона к другим социальным нормам далек от определенного . Преступное поведение и девиантное поведение , таким образом, можно рассматривать как два отдельных порядка из поведения .
Является ли преступление формой отклонения от нормы?
Кодифицированные законы — это нормы, которые четко определены в кодексах и применяются государственными органами. Преступление , следовательно, является деянием отклонения , которое нарушает не только норму, но и закон. Девианс может быть таким незначительным, как ковыряние в носу на публике, или таким серьезным, как убийство.
Что вызывает отклонение?
Теория конфликта предполагает, что девиантного поведения являются результатом социального, политического или материального неравенства в социальной группе.Теория маркировки утверждает, что люди становятся девиантными в результате того, что люди навязывают им эту идентичность, а затем принимают эту идентичность.
Какое еще слово обозначает отклонение?
Какое еще слово обозначает отклонение?