Рефлексивный интеллект: Психологические особенности индивидов с рефлексивными и нерефлексивными видами эмоционального интеллекта

Содержание

Психологические особенности индивидов с рефлексивными и нерефлексивными видами эмоционального интеллекта

Исследования EQ

Андреева, И. Н. Психологические особенности индивидов с рефлексивными и нерефлексивными видами эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вестник Полоцкого государственного университета. – Серия E. Педагогические науки. – 2017. – № 7. – С. 94–101.

Download

В развитии эмоционального интеллекта отмечается важная роль рефлексии, которая
проявляется в управлении способностями. По мере повышения рефлексивности происходит увеличение роли интеллекта и уменьшение эмоциональности, имеет место более эффективная регуляция способностей ЭИ. В связи с этим можно предположить, что по мере возрастания рефлексивности ЭИ будет увеличиваться выраженность связанных с ним личностных свойств, способствующих адаптивному поведению личности в социуме.

В соответствии с представлениями о важности учета не только объективной, но и рефлексивной оценки уровня ЭИ в качестве одного из структурных компонентов интегративной модели ЭИ выделяется эмоциональный интеллект субъекта деятельности. Он представляет собой синтез эмоциональных способностей и компетенций, который формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и включает две составляющих:

— инструментальный эмоциональный интеллект – сочетание интеллектуальных способностей
к обработке эмоциональной информации и эмоциональной компетентности; проявляется при решении практических задач и подлежит внешней объективной оценке;
— индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект – представления об уровне собственного эмоционального интеллекта, которое формируется в результате рефлексии, осознаваемая эмоциональная самоэффективность индивида в сфере эмоций.

Индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект может быть охарактеризован как личностное свойство, осознаваемая эмоциональная самоэффективность индивида в сфере эмоций. В выделении интеллекта в качестве личностного свойства видится определенное следование психологической традиции: Р. Кеттелл подобным образом охарактеризовал интеллект, включив его показатели в качестве фактора B (интеллектуальность) в состав опросника 16-PF.

Summary

Article Name

Психологические особенности индивидов с рефлексивными и нерефлексивными видами эмоционального интеллекта

Description

Установлено, что общей характеристикой, отличающей респондентов, принадлежащим к рефлексивным видам ЭИ, от индивидов с нерефлексивными видами эмоционального интеллекта является выраженная эффективность/аутентичность. При этом в отличие от представителей нерефлексивного вида высокоразвитого ЭИ у испытуемых, принадлежащих к его рефлексивным его видам, обнаружены более высокие показатели эмоциональной креативности, измеренной посредством самоотчета, эффективности и более низкий уровень дезадаптивности, неприятия себя, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля и ведомости.

Author

И. Н. Андреева

Publisher Name

УО «Полоцкий государственный университет»

Publisher Logo

Рефлексия и интеллект как основа формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 377. 5

Петрова Нина Сергеевна

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

[email protected]

РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена педагогическим исследованиям в области формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения. Актуальность статьи заключается в том, что рефлексивные способности непосредственно связаны с интеллектуальной сферой, а формирование саморегуляции не может происходить без рефлексии и интеллекта, рефлексия является основой саморегуляции, обеспечивающей ее развитие.

Ключевые слова: рефлексия, саморегуляция, исследование, интеллект, учебная деятельность.

Внимание ученых и практиков к осмыслению сущности рефлексии обусловлено требованием общества, ростом потребности человека к самостоятельности, пониманию и оценке себя. По мнению Ю.Н. Кулютки-на, формирование рефлексивной культуры обучающихся становится одной из тенденций современного образования [3]. Целью данной статьи является обоснование важности рефлексии как основы саморегуляции учебной деятельности.

В психолого-педагогической литературе и современных методических рекомендациях мы встречаем разнообразные точки зрения на сущность рефлексии, где она рассматривается как синоним понятия «саморегуляция» и итоговый этап деятельности. Соглашаясь в ряде случаев с этой позицией, считаем необходимым уточнить, что рефлексия является основой саморегуляции, обеспечивающей ее развитие. Рефлексия необходима студентам для самостоятельного осознания новой учебной задачи, для понимания своих ограничений, а также имеющихся личностных и индивидуальных ресурсов.

Появление рефлексии связано с возрастными закономерностями развития, и в педагогике, и в психологии рассматривается как важнейшее новообразование обучающихся. Это положение является для нашего исследования основным. Формирование у студентов системы саморегуляции деятельности предполагает освоение ими рефлексивных умений относительно каждого из ее компонентов [5]. Категория саморегуляции и рефлексии разрабатывается в целом ряде наук, связанных с изучением человека. На современном этапе развития научной мысли исследования рефлексии представлены в философском, социально-философском, психологическом, педагогическом контексте.

Проблема рефлексии, как и саморегуляции, в научной мысли не нова, различные ее аспекты рассматривались философами Греции: Сократом, Платоном. Аристотелем. В онтологическом аспекте в контексте философии рефлексия представлена как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от телесного и внешнего (Р.

Декарт). Впервые в науку термин «рефлексия» ввел Декарт, он отождествлял ее со способностью сосредотачиваться на своих мыслях, абстрагируясь от внешнего, телесного. Ничем иным, как проявлением рефлексии, является доказательство Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». У И. Канта рефлексия представлена как модальность взаимодействия категорий познания. И. Кант объяснял рефлексию как соотнесение знаний и представлений с познавательными способностями.

Обращаясь к философской мысли Р. Декарта,

В.Э. Ильенков дает представление рефлексии: «Личность, человеческая индивидуальность, очевиднейшим образом наделенная способностью самочувствия и не менее бесспорной способностью совершать акты самонаблюдения — наблюдение над самой собой, над своими собственными поступками и словами — это ведь не спекулятивная выдумка Декарта и Фихте, а факт» [2, с. 401]. Однако «самосознание не сводится к рефлексии.

Самосознание, есть прежде всего порождение духом своего становления» плюс порождение им же рефлексии этого процесса в себя» [2, с. 40].

На рубеже XX века границы применения термина «рефлексия» существенно расширились. На современном этапе данное понятие активно используется не только в области философии, психологии и педагогики, но ее границы распространились и на общенаучном уровне. Таким образом, рефлексия выступает как методологичес-

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Петрова Н.С., 2010

кая основа различных направлений современной науки.

В педагогическом аспекте рефлексия, в частности, представлена в исследованиях, связанных с учебной деятельностью обучающихся. Вопросы формирования рефлексивных способностей студентов и их значимость в образовательном процессе рассмотрены в научных трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Т.В. Машаро-вой, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, ГИ. Щукиной. А.В. Хуторского, А.А. Шемшурина, Л.Н. Ши-ховой, ГА. Цукерман и др. Накоплен существенный теоретический и практико-ориентированный материал по формированию и развитию рефлексивных умений в учебной деятельности.

Согласно Ю.Н. Кулюткину, рефлексия является процессом отображения одним человеком (педагогом) внутренней картины мира другого человека (студента) [4]. В работах Н.Н. Семенова,

С.Ю. Степанова представлена попытка сгруппировать множество разнообразных определений рефлексии в соответствии с тремя методологическими основаниями: естественно научным, инженерно-деятельностным, гуманитарно-культурологическим. Выделенные методологические основания отражают взаимосвязанные, но не тождественные формы рефлексии.

В первом случае исследователи раскрывают когнитивные функции рефлексии, когда у человека происходит формирование представления о себе, о другом человеке. Во втором случае формируются эталоны оценки, вырабатываются критерии, нормативы собственной деятельности. Третья ориентация фиксирует внимание на собственной индивидуальности. И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов разработали классификацию рефлексивных способностей личности [8]. Учеными представлена типология рефлексии, включающая кооперативный, коммуникативный, личностный, интеллектуальный типы рефлексии. Рефлексия рассматривается в процессе обучения, поэтому для нас интересен подход к классификации рефлексии в педагогике, представленный Б.3. Вульфовым, В.Д. Ивановым, которые выделили несколько оснований для классификации: по форме выражения — устная и письменная; по количеству участников процесса обучения — коллективная, групповая, индивидуальная. Коллективная рефлексия представляет общественную оценку «самого себя по тем или иным критериям.
Совместность оценки требует публичного выражения собственной,

личной позиции, позволяет при необходимости скорректировать ее, дает возможность вместе определять перспективу коллектива и пути к ее достижению» [1, с. 444-445]. Применение групповой рефлексии целесообразно при необходимости анализа результатов групповой деятельности; когда студенты работают в группах, подводят итоги, осмысливают свою деятельность. Индивидуальная рефлексия осуществляется у каждого человека с учетом его личностных и индивидуальных особенностей.

В психолого-педагогических исследованиях показано, что рефлексия формируется в ситуации взаимодействия с другими, равными, либо неравными по уровню знаний и умений. Механизмом учебного взаимодействия между ними выступает качественно новый вид рефлексии -определяющей рефлексии. Мы опираемся на доказательства значимости рефлексии в процессе обучения (Л.С. Выготский, В.

В. Давыдов, Л.И. Божович, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина) и подчеркиваем, что в результате рефлексивного анализа учебной деятельности у студента формируется осознанное отношение к ней, осознанное отношение к себе как субъекту деятельности, который несет ответственность за ее результаты. Развитие рефлексии в учебной деятельности способствует формированию всех компонентов саморегуляции. В учебной деятельности рефлексия предполагает умение обучающимися осознавать и оценивать свои мысли -делать предметом мысли саму мысль, — действия, умение понимать цели учебной деятельности, осуществлять действия контроля и оценки — наиболее сложные компоненты учебной деятельности и саморегуляции для студентов.

Актуальной проблемой процесса обучения является развитие у обучающихся умения достигать поставленные цели, самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность, то есть умения учиться. Основой этого умения выступает рефлексия, которая проявляется в осознании своих учебных возможностей, учебных затруднений и ограничений и позволяет студентам осуществлять поиск новых путей и средств решения учебных проблем. В процессе учебной деятельности рефлексия выступает индивидуальной способностью к самоизменению, следовательно, возникает необходимость в построении такого процесса обучения, в рамках которого рефлексивная деятельность станет ведущей и определяющей со-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

169

вершенствование саморегуляции студента. Доказано, что рефлексия является основой саморазвития личности и развития всех видов саморегуляции, следовательно, процесс формирования умений и навыков учебной деятельности нельзя назвать полноценным, если отсутствует рефлексивная составляющая. Таким образом, становление обучающегося как субъекта учебной деятельности возможно при сформированной саморегуляции в процессе рефлексивного обучения. Расставим некоторые акценты. Многообразие научных позиций относительно рефлексии позволяет нам утверждать, что рефлексия — неотъемлемая часть и основание для формирования саморегуляции. Она проявляется через действия целе-полагания, анализа, планирования, контроля, оценки, через цели, средства, методы, процедуры, результаты. Следовательно, рефлексия способствует осознанию всех компонентов саморегуляции учебной деятельности и является ее основой.

По мере развития рефлексии нарастает и ее прикладной потенциал в педагогике. В современных исследованиях продолжается разработка проблемы рефлексии: обозначился переход от исследовательско-объяснительного отношения к рефлексии к деятельностному, что еще раз доказывает актуальность и целесообразность дальнейшей разработки проблемы рефлексии в процессе обучения.

Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет понять сущность рефлексии в процессе научного познания, в различных формах индивидуальной и коллективной деятельности, проследить развитие данного понятия от «обращенности на себя» до рефлексии как особого вида познания.

Педагогический и психологический аспекты изучения рефлексии характерны многообразием направлений. Рефлексия рассматривается как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности. В науке широко используется понимание рефлексии как направленности мышления на себя, на собственные процессы и продукты деятельности. «Рефлексия -родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его места во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности» [6,

с. 395]. Рефлексия (от позднелатинского гейехю -обращение назад) — размышление, самонаблюдение. В философском понимании — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов [4].

Одним из направлений с точки зрения Т. М. Давыденко, является работа над реализацией функций рефлексивного управления процессом обучения, предметом которого выступает система целенаправленных воздействий на процесс обучения. Педагог, определяя цели, включает в этот процесс обучающихся и стремится к тому, чтобы они были ими приняты. Наиболее эффективное развитие саморегуляции достигается при использовании методик рефлексивного обучения и создания рефлексивной среды. Для этого требуется личностная включенность обучающихся в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.

Осознанная саморегуляция формируется на основе содержательной рефлексии, которая, по мнению В.В. Давыдова, характеризуется поиском и рассмотрением человеком существенных оснований собственных действий. Содержательная рефлексия является основным источником и обеспечивает процесс анализа и моделирования условий, а также планирование деятельности. Учебная деятельность приводит к возникновению рефлексивного отношения к собственным учебным возможностям в пределах этой деятельности, а также к пониманию и разрешению противоречия «я неумелый, незнающий — я умелый, знающий». Ученик выделяет и выстраивает систему осознанных целесообразных действий. Этап контроля, по мнению В.В. Давыдова, также основывается на содержательной рефлексии. В результате рефлексивного контроля обучающийся самостоятельно способен установить действия, необходимые для выполнения деятельности. Таким образом, рефлексия учебной деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова, представляет собой ее контроль и оценку. Формирование рефлексии к мере своих возможностей и начинается с учебной деятельности и далее переходит в сферу общения и структуру представлений о своем Я (Я-концепция). Как подчеркивает А.В. Петровский, одним из важных условий учебной деятельности является умение обучающихся обосновывать и анализировать свои действия. Необходимость самостоятельного рассуждения предпола-

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

гает формирование умения оценивать собственные мысли и действия, данные умения лежат в основе рефлексии как важного качества, позволяющего объективно анализировать с точки зрения цели и условий деятельности.

Рассматривая в нашем исследовании особенность осознанной саморегуляции учебной деятельности, обратимся к понятию «сознание», которое, возникнув в лоне философии, становится объектом как для размышления, так и для исследования различных наук, в том числе и педагогической. В своих работах, обращаясь к вопросу сознания, В.П. Зинченко выделяет следующие функции сознания: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная. По его мнению, рефлексивная функция является основной, так как она характеризует сущность сознания. Благодаря рефлексии, по мнению В.П. Зинченко, «сознание мечется в поисках смысла бытия, жизни, деятельности, в качестве объекта рефлексии выступают и отражение мира, и мышление о нем, основания и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии и собственное сознание» [2, с. 18].

Таким образом, ясно, что рефлексивные способности непосредственно связаны с интеллектуальной сферой, формирование же саморегу-

ляции не может происходить без рефлексии и интеллекта.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учеб. пособие. — М.: УРАО, 1999. — 616 с.

2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. — 1991. — .№2. — С. 15-37.

3. Ильенков В. Э. Личность и творчество. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 272 с.

4. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: СПб ГУПМ, 2002. — 48 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 523 с.

6. Савинкина Л.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 17 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

8. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. — 1982. -№1. — С. 99-104.

УДК 614

Репина Вероника Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОНИМАНИЕ РЕКЛАМЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРОДАВЦАМИ РЕКЛАМЫ И ПОКУПАТЕЛЯМИ ЛЕКАРСТВ

В статье рассматривается проблема понимания рекламных сообщений. Показано как пол, уровень макиавеллизма, личностной тревожности, самооценки, интернальности и других личностных характеристик влияют на понимание рекламных сообщений. Найдены сходства и различия в понимании рекламы лекарств разными группами испытуемых, а именно между производителями рекламы, заинтересованными в её успешной продаже и покупателями лекарственных средств.

Ключевые слова: понимание, компоненты личностного знания, вера, доверие, реклама.

Проблема понимания считается универсальной, так как является одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида. «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и самого себя, тексты культуры — эта способность лежит в основе существования человека» (А.А. Бруд-ный) [1, с. 395]. Без понимания как особого со-

стояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Широкий круг гуманитарных дисциплин (теоретических и прикладных), таких как психология, философия, история, социология, литературоведение и т.д. не только изучают проблему понимания, но и осознают необходимость ее решения как предпосылку своего дальнейшего развития. Часто

© Репина В.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

171

Александр Нечипоренко. Человеко-машинные системы усиления коммуникативных способностей человека

Эта программа может быть охарактеризована следующим образом.
1. Начало — футурологическая концепция революционного улучшения мира, идея компьютера как «усилителя интеллекта» и определенные представления об интеллекте (мышлении).
Начало отсчета программы следует вести от идей В. Буша (1890−1974 гг.). В 1945 г. вышла статья В. Буша «As we may think», где на основе ассоциативной модели мышления была высказана идея гипертекста. В. Буш считал, что нужно сделать машину — персонального помощника, — и тогда развитие информационных технологий будет служить усилению демократического плюрализма.

Дуглас Энгельбарт зажегся идеями Буша. Он продолжил их, формулируя представления о новой эпохе человеческой эволюции, которая характеризуется «автоматизацией обращения с внешними символами». Он добавил целый ряд своих идей, связанных с «симбиозом» машины и человека, где компьютер усиливает интеллектуальные возможности человеческого мышления. В качестве образцов мышления по-прежнему рассматривается преимущественно работа с текстами. Важно, что параллельно с разработкой персонального компьютера начала технологизироваться и сетевая работа. Xerox PARC довел идеи до технической реализации. Microsoft и Apple развивили идеи максимально, довели до совершенства, коммерциализации и массового употребления.

2. Историческое время полного вызревания, разворачивания и реализации исходных идей — 60−70 лет.

3. Автоматизировалась устоявшаяся, массовая и хорошо известная деятельность — работа с текстами, документами, каталогами. Разработческие идеи выдвигались не специалистами по мышлению: не философами, не логиками, не психологами. Ее вели физики, инженеры, программисты, математики. Разработка имела изобретательский характер. Она не была комплексной технически-гуманитарной. Подключение эргономистов, психологов, дизайнеров и пр. произошло на поздней стадии коммерциализации идей в компаниях Apple и Microsoft.

Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью

Апель К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка социальных наук // Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. С. 193–236.

Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-традиция, 2000.

Бурдьё П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003.

Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: Ч. I. М.: Гнозис, 1994.

Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.

Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке // Логос. 1999. № 11. С. 151–185.

Куайн У.В.О. Натурализованная эпистемология // Куайн У.В.О. Слово и объект. М.: Логос; Праксис, 2000. С. 368–385.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Луман Н. Общество общества: Ч. 1. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.

Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.

Фрайер Х. Революция справа. М.: Праксис, 2009.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в запад-ной философии. М.: Прогресс, 1988. C. 31–95.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

Bachelard G. La formation de l’ésprit scientifique. Р.: Vrin, 1938.

Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive modernization. Cambridge: Polity Press, 1994.

Bourdieu P. Méditations pascaliennes. P.: Seuil, 2003.

Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft. Stuttgart: B.G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1964.

Frings M. Person und dasein. Berlin: Springer, 1970.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns: Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.

Haroutunian S. Can Jean Piaget explain the possibility of knowledge? // Synthese. 1985. Vol. 65. No. 1. P. 65–86.

Heidegger M. Sein und Zeit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1977.

Heidegger M. Was ist metaphysik? Bonn: Verlag von Friedrich Cohen, 1931.

Husserl E. Phenomenology and anthropology // Husserl E. Psychological and transcendental phenomenology and the confrontation with Heidegger (1927–1931). Dordrecht; Boston: Springer; Kluwer Academic Publishers, 1997. P. 485–500.

Peterman B. Lévy-Bruhl in Piaget: Hermeneutic analysis of text and con-text // Developmental Review. 2000. Vol. 20. No. 3. P. 405–437.

Piaget J. Les opérations logiques et la vie sociale // Piaget J. Études sociologiques. Genève: Librarie Droz, 1965. P. 143–171.

Scheler M. Formalism in ethics and non-formal ethics of values: A New at-tempt toward the foundation of ethical personalism. Chicago: Northwestern University Press, 1973.

Scheler M. The idols of self-knowledge // Scheler M. Selected philosophical essays. Chicago: Northwestern University Press, 1973. P. 3–97.

Schelsky H. Die Realitätsverlust der modernen Gesellschaft // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 394–409.

Schelsky H. Ist die Dauerreflexion institutionalisierbar? Zum Thema einer modernen Religionssoziologie // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 268–297.

Smith L. Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology // New Ideas in Psychology. 2009. Vol. 27. No. 2. P. 228–242.

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/ (дата обращения: 30.05.2021).



В современном обществе заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К. Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В. С. Юркевич и др.

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий.

Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей.

Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплектно, воспитатель должен научить детей чувствовать и принимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом.

Прежде всего необходимо осознать и принять тот факт, что все эмоции существуют и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина.

Необходимо помочь ребёнку овладеть следующим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию;
  2. Принять ее, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать;
  3. Понять причину возникновения эмоции;
  4. Принять решение как ее выразить.

Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов.

Начиная со средней группы необходимо создавать условия для формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта. С этой целью нами был разработан ряд бесед по серии книг Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг».

«Рефлексивный круг» — это такая форма общения, при которой все участники сидят в кругу и по очереди, высказываются на заданную или свободную тему, передавая друг другу какой-либо предмет. Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. [2]

В нашей практике говорить первым начинает педагог. Ведь когда мы сами озвучиваем свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это становится нормой общения. Тогда и детям становится легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось прыгать на скакалке на физкультурном занятии, хотя я очень старался, и я хотел бы понять, что мне делать»

По методике Гришаевой еженедельный итоговый рефлексивный круг проводится по пятницам в старшей и подготовительной группе с использованием специально разработанных «Листов достижений», которые находятся в руках у каждого участника рефлексивного круга.

В нашей практике итоговые рефлексивные круги мы стали проводить во втором полугодии средней группы, но вместо «Листов достижений» у нас появилась «Коробочка медалек» — это красивая коробочка, в которую воспитатели заготавливают различные хвалебные медальки для детей, а в пятницу на итоговом рефлексивном круге дети получают эти медальки. Сначала воспитатели сами раздавали детям медали, комментируя за что именно ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой.

Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями. На основе этой технологии были подобранные, модифицированы и разработаны коммуникативные игры и упражнения с целью формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта.

В старшей группе, продолжая работу по формированию эмоционального интеллекта, мы стали созывать условия и для формирования поведенческого компонента.

С целью формирования начальной психологической грамотности детей в области понимания и выражения эмоций мною были разработаны следующие занятия непрерывной познавательной деятельности: «Радость в гости к нам пришла», «Посылка с Печалью». «В гостях у Били Бубу», «Управление Гневом», «Билли Бубу спешит на помощь», «У страха глаза велики», «О чем молчит лисенок?», «В царство базовых эмоций», «Калейдоскоп эмоций».

Формирование поведенческого компонента эмоционального интеллекта представляется нам, как научение детей выражать и регулировать свои эмоции, с помощью арт-технологий и психологических упражнений, направленных на снятие неприятных эмоциональных переживаний.

Арт-технологии — это форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоится, сосредоточится. Метод арт-терапии — терапии искусством — является прекрасным способом выражать и справляться со своими эмоциями.

В своей практике мы применяем следующие направления арт-терапии: сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, камнетерапия и лепка.

Сазкотерапия — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития, через сказку. Раскрывая значение сказкотерапии для дошкольника А. А. Осипова обращает внимание на то, что это метод, который использует сказочную форму для расширения сознания, интеграции личности, развития творческих способностей, улучшения взаимодействий с окружающим ребенка миром [4, с. 231]. Но главная уникальность сказкотерапии заключается в том, что ребенок, воплощая свои мысли через игрушки, героя или речь — открывает, зачастую сам того не замечая, те эмоции и переживания, о которых сам никогда бы не сказал открыто. Сказка дает возможность решить две центральные задачи: «задачу зеркала» (помогает дошкольнику познакомиться с собой, увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство) и «задачу кристалла» (она характеризуется тем, что все люди и окружающий мир воспринимаются по-новому, ребенок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром). Личность реализует себя как «творец собственного внешнего и внутреннего мира», что «обуславливает человеческую субъективность». [1, с.61].

Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок.

На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

Мы читаем полезные сказки для формирования эмоционального интеллекта, обсуждаем их. Сочиняем свои сказки на заданную тему. Проигрываем различные сюжеты с помощью кукольного театра и игрушек. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах.

В рамках работы по формированию эмоционального интеллекта мною было написано несколько авторских сказок о медвежонке Були Бубу, знакомство с котором мы начали с разучивания физкультминутки, встречающейся в некоторых конспектах непрерывно- образовательной деятельности.

Изотерапия — это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки — всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.

Камнетерапия — это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Для камнетерапии мы пользуемся камушками, собранными с берега океана и разноцветными камушками для аквариумов.

Использование на занятиях камней способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе. Дети с большим удовольствием работают с этим природным материалом, перебирая камушки в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах.

Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать разные геометрические фигуры, картинки, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, животное, каменное солнце, дерево и т. д. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение.

Детям трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру так удивительно подходят для работы с детьми. Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2016. 181 с.
  3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников //Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550.
  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, сказка, когнитивный компонент, поведенческий компонент, формирование, чувство, рефлексивный круг, эмоциональное состояние.

Кутолин С.А. Философия интеллекта реального идеализма (Новосибирск: [б. и.], 1995)


ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В УСПЕХАХ НАУКИ И ТЕХНИКИ:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЕДИНСТВА АНТИНОМИИ ................... 2
1.1. Методологический анализ структуры знания студентов
1.2. Методика задачи о решении проблемной ситуации в науке и 
     технике
1.3. Методология элементов структуры техники и анализ 
     параметров структуры прогресса

Глава II. МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (РЕФЛЕКСИЯ,
ИНФОРМАЦИЯ, ЭНТРОПИЯ И ТВОРЧЕСТВО) ............................. 16
2.1. Творческий энтузиазм и символическая модель 
     интеллектуальной системы
2. 2. Рефлексия аналитической модели выборов народных 
     депутатов СССР в Новосибирской области и округу N21P0$CP.

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЭНТРОПИЧЕСКИХ ГРУПП КАК 
ТВОРЧЕСКИЙ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ .................................... 26
3.1. Модельно-гносеологические основания проблемы выживания
3.2. Рефлексия "финансово-экономического выживания" 

Глава IV. ИНТЕЛЛЕКТ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ........... 37
4.1. Операторный метод рефлексии
4.2. Механизм сознания как функциональный безразмерный 
     рефлексивный код (синрефлексия)
4.3. Структурно-энтропийный метод экспертных оценок 
     стабилизации социальной и социально-экономической 
     обстановки города в форме корреляций
     4.3.1. Социальные, социально-экономические реакции и
            баланс прогнозного сценария стабилизации 
            обстановки города (СОГ)
     4.3.2. Коэффициенты корреляции лимитирующего механизма 
            схемы прогнозного сценария СОГ
     4. 3.3. Лимитирующие ССЭР СОГ в рамках структурно-
            энтропийного метода и оценка коэффициентов 
            корреляции сфер общественной жизни (СОЖ) города

Глава V. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЫНОК .... 58

Глава VI. РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭКЗЕРЦИЦИИ МЕНТАЛИТЕТА ЛИЧНОСТИ В 
РЕКЛАМНОМ БУМЕ ДЕМОКРАТИИ ...................................... 71
(Обращение к другу. Основания реального идеализма)

Глава VII. РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛУТОКРАТИИ В 
ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ЭКСТАЗЕ ........................................ 88
(Культивирование рефлексии в обществе и коллективе)

Глава VIII. ПАРАДОКСАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК 
ТВОРЧЕСТВА .................................................... 103
(Идея и информация в умозаключении, наслаждении и умыслах зла 
и лжи)

ЛИТЕРАТУРА .................................................... 115

В России запустили стартап, определяющий психотипы покупателей в Сети

Подобрать контент торговой площадки под психотип покупателя поможет нейросеть, созданная маркетологами и учеными из Орла. Искусственный интеллект за несколько секунд вычисляет, какие тексты и промоакции придутся посетителю сайта по душе.

Алгоритм для продаж

Нейросеть разработало маркетинговое агентство «Студия 404» в сотрудничестве с психологами и программистами Орловского госуниверситета имени И. С. Тургенева. Алгоритм анализирует поведение пользователя и незаметно подставляет ему варианты контента, которые сильнее всего воздействуют на людей данного психотипа. Вероятность покупки растет.

На основе этой нейросети построен сервис PsyTarget, который призван повысить конверсию площадок e-commerce. Разработчики утверждают, что их алгоритм не имеет аналогов в мире и способен поднять прибыль практически любого интернет-магазина на 5-36 процентов.

Сервис может пригодиться и финансовым организациям. Психологическое таргетирование позволит им более эффективно подводить пользователей к оформлению заявок на РКО, кредиты или вклады. Основатели PsyTarget уже подали заявку в технологический акселератор банка «Уралсиб».

— Наше агентство занимается проблемами увеличения конверсии уже 14 лет. Мы исследуем и применяем все новые «фишки» и приемы, которые могут повлиять на конверсию, средний чек или другие параметры, — рассказал автор проекта Денис Цветов. — Если собрать данные о человеке, определить его психотип, повесить cookie (кусочек кода, который помогает сайтам запоминать и идентифицировать пользователя) и наблюдать за ним — мы сможем презентовать продукт так, чтобы зацепить именно этого гостя.

Стартап был представлен на крупнейшей в России конференции по e-commerce «Электронная торговля — 2020». С ним же «Студия 404» стала финалистом регионального конкурса «Экспортер года». Проект поддержали Орловский IT-кластер и Центр «Мой бизнес».

Чем отличаются покупатели

Обычно маркетологи разбивают аудиторию по полу, возрасту и интересам. Эти факторы чаще всего и используются при настройке контекстной или таргетированной рекламы. Не так давно появилась гиперсегментация — возможность переделывать сайт исходя из конкретного поискового запроса. Перспективное направление — сегментация пользователей по психотипу.

Подобные технологии пока не растиражированы. Но интерес к ним в IT-среде растет. Так, на одной из отраслевых конференций о такой разработке для собственных нужд сообщил «Яндекс». В «Студии 404» решили анализировать посетителей с момента их захода на конкретный сайт.

— Мы предположили, что поведение человека коррелирует с тем, как он воспринимает информацию. Выделили несколько десятков параметров, пришли на кафедру психологии Орловского университета имени И. С. Тургенева и спросили, можно ли так разделять людей на «синтетиков» и «аналитиков»? Ученые посоветовали взять за основу тест Кагана, который показывает различия в склонности людей принимать решения, — пояснил Денис Цветов. — Маркетолога ведь интересует поведение человека здесь и сейчас.

Сайт проекта PsyTarget Фото: Маркетинговое агентство «Студия 404»

Потенциальных покупателей в итоге разделили на импульсивных и рефлексивных. Первые эмоциональны, социально активны, принимают решения быстро. Вторые вдумчивы, прагматичны, имеют кучу опасений, читают подробные описания товара или услуги.

Эти особенности проявляются и в работе с интерфейсом сайта. Например, в скорости курсора или свайпов, количестве остановок мыши, скроллов и кликов, паузах между кликами, объеме выделенного пользователем текста на странице, преимущественном положении курсора. Психотип влияет также на скорость набора, частоту нажатий клавиши Backspace, длину ответа на вопрос при заполнении какой-либо формы.

Как перестраивается сайт

Орловские программисты «научили» нейросеть понимать, какой тип поведения преобладает у человека в данный момент. При открытии сайта запускается скрипт-наблюдатель. В течение 15 секунд он анализирует действия посетителя по 30 с лишним параметрам. Затем срабатывает скрипт переключения: алгоритм меняет интерфейс в невидимой области окна и на тех страницах, куда гость переходит далее. Адаптируется расположение блоков контента, баннеры и даже цветовые акценты.

Благодаря этому повышается заинтересованность клиента, увеличивается конверсия в продажу или заявку.

Пример теста для обучения нейросети Фото: Маркетинговое агентство «Студия 404»

В обучении нейросети PsyTarget участвовало более тысячи человек, которых предварительно протестировали по методике Кагана. Специальным скриптом отслеживались особенности поведения каждого из них. Затем данные о результатах теста (импульсивный/рефлексивный) и поведенческие треки загрузили в нейросеть. Проверка на валидной выборке показала, что программа работает корректно.

Создатели сервиса подали заявку на регистрацию алгоритма в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи РФ.

В ближайшее время планируются пилотные испытания технологии PsyTarget, в которых смогут поучаствовать интернет-магазины с большим трафиком.

Reflective Intelligence — ясное видение, мудрый выбор

5 июля 2018 г.

Reflective Intelligence оттачивает ваше восприятие и реакцию на любого события , на любую проблему . Вы можете раскрыть и изучить сложные модели «мышления», которые могут подорвать вашу устойчивость, и при желании изменить их.

В опубликованном на этой неделе сообщении о ресурсах «Замечая, что вы испытываете, пока вы испытываете это » были представлены основные этапы практики внимательности, которые являются основой рефлексивного интеллекта, поддерживающего вашу устойчивость.

Информационный бюллетень этого месяца применяет эти основные шаги — паузу и проявление присутствия, замечание и имя, разрешение-терпение-принятие, наблюдение — ко все более сложным объектам осознания — ощущениям, эмоциям, мыслям, образцам мышления, убеждениям, предположениям, ценностям, точкам. зрения, тождества. Внимательность даже позволяет нам наблюдать процессы мозга, которые создают это «ментальное содержание», и при необходимости переключать их на что-то более гибкое и «открытое».

Многие люди думают о внимательности как о разновидности мышления или познания.Не совсем. Внимательное осознание больше связано с , находящимся с , чем с , думая о — знании того, что вы переживаете, в то время как вы это переживаете. Это осознание и размышление об опыте (и ваших реакциях на него) создает в вашем мозгу точки выбора. Вы можете гибко реагировать на происходящее, момент за моментом.

Вот моя собственная история дерьма, но и сдвиг случается, чтобы проиллюстрировать, что внимательность помогает мне изменить мое отношение к моим образцам мышления.

Когда у меня был офис в Сан-Франциско, я припарковал машину в парке Голден-Гейт и прошел два квартала до своего офиса. Я мог бы сделать это на автопилоте. Однажды я забеспокоился о чем-то, не обращая должного внимания на то, где я иду, и беспечно ступил на тротуар из только что уложенного влажного цемента — по щиколотку. Ой! Фу!

Тут же завязался самокритичный разговор. «Ты тупой негодяй! Смотри что ты сделал. Ты испортил себе обувь. Вы опоздаете к клиентам.Вам придется перенести клиентов в расписание. Вы, вероятно, потеряете клиентов из-за этого. Вы потеряете свой бизнес… »менее чем за три секунды.

К тому времени у меня за плечами было достаточно практики внимательности и сострадания к себе, чтобы я мог остановиться… »Погодите! Так что я был занят! Я устал от того, что мне плохо по отношению к себе, когда я был просто без сознания на мгновение. На этот раз я просто хотел бы иметь дело с чем-то, а не делать все из-за своей глупости ».

С этим прерыванием моего катастрофического мышления я понял, что у меня действительно есть выбор, как мне с этим справиться.Я поднял ноги с туфлей и вытащил туфли из цемента. И попытался проявить к себе немного сострадания. «Дерьмо случается. Я, наверное, не единственный человек на планете, который сегодня допустил ошибку, потому что не обратил внимания. Вероятно, это не единственная ошибка, которую я сегодня совершу. Конечно, я немного смущен, но это не значит ничего обо мне, кроме того, что я просто не обращал внимания ».

Рядом был жилой дом с водопроводным краном под открытым небом, и когда я начал мыть обувь, меня осенило: «Да, дерьмо бывает.В данный момент жизнь со мной происходит таким образом. Но «сдвиг тоже случается» ». Я мог открыть урок в данный момент: выбрать изменить свою точку зрения и решительно справиться с ситуацией прямо сейчас, прямо сейчас.

Один из строителей подошел и дал мне несколько бумажных полотенец, чтобы вытереть мою обувь — и по сей день я благодарен ему за доброту; он не дразнил и не унижал. И тогда я понял, что если я могу изменить свое отношение в этот момент, я могу изменить свое отношение в любой момент. Это большой сдвиг.

Дерьмо бывает.

Сдвиг тоже бывает.

Если я могу изменить свое отношение в этот момент,

Я могу изменить свое отношение в любой момент.

Все это более красноречиво сказал Виктор Франкл, австрийский психиатр, который выжил три с половиной года в нацистских концлагерях, включая Освенцим:

Между стимулом и реакцией есть пробел. В этом пространстве наша сила выбирать свой ответ.В нашем ответе — наш рост и наша свобода. Последняя из человеческих свобод — выбирать свое отношение к любому конкретному стечению обстоятельств.

Внимательность помогает нам замечать, что происходит в данный момент, и нашу реакцию на то, что происходит в данный момент, независимо от того, что происходит в данный момент. Мы умеем ловить момент и делать выбор. Мы можем изменить свое отношение, нашу точку зрения, мы можем изменить свой выбор поведения в любой момент. Этот рефлексивный выбор поддерживает нашу гибкость реагирования.Это гибкость реагирования, которая позволяет нам быть устойчивыми.

Как вы ответите на проблему… вот в чем проблема. — Фрэнки Перес

Практика внимательности позволяет практикующему обрести само осознание, само сознание, которое может «удерживать» все, что происходит в данный момент, не будучи захваченным этим, часто сравниваемое с огромным небом, которое штормы и облака нашего опыт продуть. В восточных духовных традициях, где осознанность развивалась тысячи лет назад, осознанность считалась практикой, достаточно мощной, чтобы довести практикующего до полного Просветления.

Я считаю, что это правда. Многие, многие люди разных возрастов и разных культур жили в этой истине. Здесь, когда мы применяем практику осознанности для восстановления нашей устойчивости, мы можем раскрыть события из моей истории выше, чтобы узнать, как это могло быть.

Незначительная ошибка — непреднамеренное наступление на цемент — слишком много автопилота, спешащего по утрам, недостаточно сознательного осознания того, что я делаю или куда я иду — вызвала испуганную реакцию в моей нервной системе: Ой! Фу! И это привело к появлению заезженной модели катастрофического мышления — катастрофа! С сопутствующим осуждением-обвинением-критикой в ​​адрес себя: «Ты глупый негодяй!» И т.п.

Это была внимательность, которая остановила этот паттерн. «Подождите минуту!» И отражение: «Итак, я был занят!» и выбор: «Хотел бы хоть раз разобраться с чем-нибудь…». это изменило картину.

Уловить момент, сделать выбор, открыло в моем сознании новые ощущения: «Я не единственный человек на планете сегодня…» и новые возможности в моем поведении — мытье обуви. Этот момент совладания привел к размышлению: «Если я могу изменить свое отношение в этот момент, я могу изменить свое отношение в в любой момент .”

Это понимание гибкости реагирования, которая является основой нашей устойчивости. Внимательность позволяет нам знать, что происходит в данный момент, как это происходит. Мы можем объединить способности внимательности размышлять о том, «что есть», с когнитивными способностями префронтальной коры — способностями исполнительного функционирования — анализировать, планировать, делать суждения, принимать решения. размышлять о том, чем может быть — эта интеграция позволяет вам «отслеживать и изменять» ваши реакции на свой опыт не только в данный момент, но и в долгосрочной перспективе.Выбирать можно с умом.

В следующих публикациях в этом и следующем месяце вы научитесь использовать все более изощренные практики внимательности, чтобы замечать свой опыт, замечать свою реакцию на свой опыт, замечать любые шаблоны мышления, которые могут фильтровать ваше восприятие. Даже замечая, что у вас есть особый образ мышления. И научиться сознательно, намеренно намеренно изменить (перенастроить) эти шаблоны, когда это необходимо, чтобы более гибко, более устойчиво реагировать на то, что происходит, что бы ни происходило.

Вы научитесь переводить функционирование своего мозга из сфокусированного режима обработки, который позволяет вам осознать все шаблоны, которые создает ваш разум и которые вы хотите перенастроить, в расфокусированный режим обработки, который позволяет вам осознавать осознание, которое просто знает все ментальные паттерны (все продукты нейронного возбуждения), не будучи застрявшим в них или подавленным ни одним из них. И вы узнаете, что у вас можно .

[Вы найдете множество упражнений для усиления рефлексивного интеллекта, который поддерживает вашу устойчивость, в Resilience , выходящем в сентябре 2018 года.]

Теория обучаемого интеллекта Перкинса — видео и стенограмма урока

Три типа интеллекта

Нейронный интеллект включает генетически определенные способности неврологической системы человека. Возможно, заимствуя свой опыт в области искусственного интеллекта, Перкинс называет это «встроенным оригинальным оборудованием», которое определяет скорость обработки нашего мозга, подобно компьютерному оборудованию. Немногое можно сделать для повышения нейронного интеллекта.Это тип интеллекта, который измеряется традиционными показателями IQ.

Опытный интеллект — это знания, которые вы приобретаете на собственном опыте. Опытный интеллект накапливается по мере того, как мы перемещаемся по различным жизненным контекстам. Из-за этого, чем больше мы переживаем, тем больше расширяем наш опытный интеллект. Эмпирический интеллект охватывает весь наш опыт в целом. Поскольку этот тип интеллекта может накапливаться, люди, которые подвергаются воздействию стимулирующей среды, имеют интеллектуальное преимущество перед теми, кто находится в менее стимулирующей среде.Если мы хотим провести аналогию с компьютером, мы будем думать об этом как о различных программах, которые мы можем запускать.

Рефлексивный интеллект относится к способности человека использовать и манипулировать своими умственными способностями. Это стратегии мышления, которые мы используем для эффективного использования нашего нейронного и эмпирического интеллекта. Это включает в себя самоконтроль и самоуправление. Вы можете повысить свой рефлексивный интеллект, повысив осведомленность о том, как вы думаете, и при необходимости изменив эти модели.Это было бы похоже на операционную систему компьютера. Рефлексивный интеллект будет использовать оборудование для запуска своих программ. Как и операционные системы, его также можно обновить.

Обучаемый интеллект

Теперь у нас есть рабочее понимание трех типов интеллекта Перкинса. Как все это вместе формирует его теорию обучаемого интеллекта? Обучаемый интеллект — это сочетание эмпирического интеллекта и рефлексивного интеллекта. Основная предпосылка обучаемого интеллекта — вера Перкинса в то, что мы можем научиться думать и действовать более разумно.

Наш рефлексивный интеллект — ключ к этой возможности. Когда мы задействуем наш рефлексивный интеллект, мы можем изучать новые стратегии решения проблем или принятия решений, направляя наш опытный интеллект на получение конкретной информации, которая наиболее полезна для нас. Другими словами, мы можем научиться быть более умными, даже если мы не можем вносить изменения в свой нейронный интеллект.

Давайте еще раз подумаем о компьютере. Есть определенное оборудование, с которым мы должны работать (наш нейронный интеллект).Операционная система (наш рефлексивный интеллект) определяет, как мы будем запускать программы на оборудовании, и может быть обновлена, когда потребуется лучшая операционная система. Мы загружаем программы (наш опытный интеллект), которые полезны нам в нашей работе. Обновляя операционную систему и добавляя программы, мы повышаем полезность компьютера в целом (или повышаем наш обучаемый интеллект).

Краткое содержание урока

Теория обучаемого интеллекта Дэвида Перкинса описывает интеллект как трехмерный.Эти три измерения — нейронное измерение, эмпирическое измерение и рефлексивное измерение. Нейронный интеллект — это генетически определенные способности неврологической системы человека. Опытный интеллект — это знания, которые вы приобретаете на собственном опыте. Рефлексивный интеллект — это способность человека использовать свои умственные способности и управлять ими.

Сочетание эмпирического и рефлексивного интеллекта — это , обучаемый интеллект .Вы рождены с нейронным интеллектом, и он не меняется, но вы можете повысить свой эмпирический и рефлексивный интеллект. Увеличение этого обучаемого интеллекта, в свою очередь, увеличивает общий уровень интеллекта человека.

Результаты обучения

Изучив этот урок, вы сможете:

  • Обобщить биографию Дэвида Перкинса
  • Опишите три типа интеллекта, идентифицированные Перкинсом
  • Определите, что отличает нейронный интеллект от двух других типов интеллекта
  • Объясните теорию обучаемого интеллекта Перкинса

Рефлексивное мышление, эмоциональный интеллект и говорящие способности учащихся EFL: есть ли связь?

Основные моменты

Рефлексивное мышление, эмоциональный интеллект и речевые способности значительно коррелировали.

Рефлексивное мышление и эмоциональный интеллект в значительной степени предопределяют способность говорить.

Все компоненты эмоционального интеллекта существенно коррелируют с речевой способностью и рефлексивным мышлением.

Среди компонентов эмоционального интеллекта только тестирование реальности достоверно предсказывало речевую способность.

Среди компонентов эмоционального интеллекта только самоактуализация в значительной степени предсказывала рефлексивное мышление.

Abstract

В настоящем исследовании изучалась взаимосвязь между рефлексивным мышлением, эмоциональным интеллектом и речевой способностью учащихся, изучающих английский как иностранный (EFL). 150 студентов иранских университетов EFL, специализирующихся на английском языке, были случайным образом выбраны в качестве участников исследования, которые заполнили опросник рефлексивного мышления (RTQ), разработанный Кембером и др. (2000), заполнили опросник эмоционального интеллекта Бар-Он (1997). и прошли собеседование, результаты которого были проверены по дескриптору теста разговорных навыков IELTS.Результаты множественного корреляционного анализа показали, что существует значительная положительная связь между: (а) рефлексивным мышлением, эмоциональным интеллектом и речевыми способностями, (б) всеми пятнадцатью компонентами эмоционального интеллекта и речевой способности, (в) всеми пятнадцатью компонентами эмоционального интеллекта. интеллект и рефлексивное мышление участников. Кроме того, результаты множественного регрессионного анализа показали, что и рефлексивное мышление, и эмоциональный интеллект в значительной степени предсказывают речевую способность, причем последний является более сильным предсказателем.

Ключевые слова

Рефлексивное мышление

Эмоциональный интеллект

Устная речь

Учащиеся EFL

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

Полный текст

Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Рекомендуемые статьи

Ссылки на статьи

Структура семьи и рефлексивный интеллект детей в JSTOR

Abstract

Piaget и, более подробно, G.Х. Мид предположили, что воспитание ребенка в группах, которые институционализируют и объединяют различные точки зрения, будет способствовать использованию им рефлексивного интеллекта. Оценки по двум когнитивным задачам Пиаже были получены от 103 детей и подростков из 52 семей в исследовании Oakland Growth Study. Затем эти оценки были сопоставлены с паттернами корпоративного принятия решений, обнаруженными в этих семьях, и был получен результат, предложенный Мидом. Этот результат, кажется, сохраняется, когда контролируется каждая из нескольких переменных, в том числе возраст и пол детей, I.Квалификационная и Пиаже когнитивная оценка их родителей, социально-экономический статус семей и «теплота» семейных отношений. Детский I.Q. баллы не связаны с моделями принятия решений в их семьях, но связаны с показателями семейной теплоты.

Информация об издателе

Заявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Содействие вкладу социологии в общество и ее использованию Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практикующие и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет хорошие возможности для предоставления уникального набора услуги для своих членов и способствовать жизнеспособности, заметности и разнообразию дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.

Рефлексивная практика | SkillsYouNeed

Что такое рефлексивная практика?

Рефлексивная практика в простейшей форме — это размышление о том, что вы делаете. Это тесно связано с концепцией обучения на собственном опыте, поскольку вы думаете о том, что вы сделали и что произошло, и на основании этого решаете, что вы будете делать по-другому в следующий раз.

Думать о том, что произошло, — это часть человеческого бытия. Однако разница между случайным «мышлением» и «рефлексивной практикой» заключается в том, что рефлексивная практика требует сознательных усилий, чтобы думать о событиях и развивать их понимание. Как только вы приобретете привычку использовать рефлексивную практику, вы, вероятно, найдете ее полезной как на работе, так и дома.

Рефлексивная практика как навык

Различные ученые касались рефлексивной практики и экспериментального обучения в большей или меньшей степени на протяжении многих лет, в том числе Крис Аргирис (человек, который ввел термин «двухцикловое обучение», чтобы объяснить идею о том, что размышление позволяет вам выйти за рамки »). единый цикл »из« Опыт, размышление, концептуализация, применение »во второй цикл, чтобы распознать новую парадигму и переформулировать свои идеи, чтобы изменить то, что вы делаете).

Кажется, все они согласны с тем, что рефлексивная практика — это навык, которому можно научиться и отточить, что является хорошей новостью для большинства из нас.

Рефлексивная практика — это активный, динамичный, основанный на действии и этический набор навыков, применяемый в реальном времени и позволяющий справляться с реальными, сложными и трудными ситуациями.

Мун, Дж. (1999), Отражение в обучении и профессиональном развитии: теория и практика, Коган Пейдж, Лондон.

Ученые также склонны соглашаться с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высотами» теории и «заболоченными низинами» практики. Другими словами, это помогает нам исследовать теории и применять их к нашему опыту более структурированным способом. Это могут быть как формальные теории, основанные на академических исследованиях, так и ваши личные идеи. Это также побуждает нас исследовать наши собственные убеждения и предположения и находить решения проблем.


Развитие и использование рефлексивной практики

Что можно сделать, чтобы помочь развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексивной практики?

Нил Томпсон в своей книге People Skills предлагает шесть шагов:

  1. Прочитано — на темы, которые вы изучаете или хотите узнать и развить
  2. Спросите — других о том, как они делают что-то и почему
  3. Часы — что происходит вокруг
  4. Feel — обращайте внимание на свои эмоции, на то, что их вызывает, и как вы справляетесь с негативными
  5. Talk — поделитесь своими взглядами и опытом с другими в вашей организации
  6. Думай — научись ценить время, потраченное на размышления о своей работе

Другими словами, важно не только мышление.Вы также должны развить понимание теории и практики других, а также исследовать идеи с другими.

Рефлексивная практика может быть совместной деятельностью: ее не нужно делать в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предположили, что обучение происходит только тогда, когда мысль выражается в языке, письменном или устном. Это может объяснить, почему мы стремимся объявить о том или ином открытии вслух, даже если мы сами! Тем не менее, это также имеет значение для рефлексивной практики и означает, что мысли, не сформулированные четко, могут оказаться невыносимыми.

Иногда бывает трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на загруженном рабочем месте. Конечно, есть и очевидные, например, оценочные интервью или обзоры конкретных событий, но они происходят не каждый день. Поэтому вам нужно найти другие способы выразить понимание словами.

Хотя это может показаться немного надуманным, может быть полезно, особенно на первых порах, вести дневник опыта обучения. Речь идет не о документировании формальных курсов, а о том, чтобы брать повседневные дела и события и записывать то, что произошло, а затем размышлять над ними, чтобы подумать о том, что вы узнали от них, и что вы могли или должны были сделать по-другому.Речь идет не только об изменении: учебный журнал и рефлексивная практика также могут выявить, когда вы что-то сделали хорошо.

Взгляните на нашу страницу Что такое обучение? , чтобы узнать больше о цикле обучения (PACT) и роли, которую в нем играет рефлексия (или «рассмотрение»).


В учебном журнале может оказаться полезным отработать простой процесс, как показано ниже. Когда вы наберетесь опыта, вы, вероятно, обнаружите, что хотите комбинировать шаги или перемещать их, но это, вероятно, будет хорошей отправной точкой.

Рефлексивный процесс обучения

Определите ситуацию, с которой вы столкнулись на работе или в личной жизни, которую, по вашему мнению, можно было бы разрешить более эффективно.
Опишите опыт
Что случилось? Когда и где возникла ситуация? Есть ли у вас другие мысли по поводу ситуации?
Отражение
Как вы себя вели? Какие мысли у вас были? Как вы себя при этом почувствовали? Были ли другие факторы, которые повлияли на ситуацию? Что вы узнали из опыта?
Теоретическое обоснование
Как опыт совпал с вашими предвзятыми идеями, т.е.е. результат был ожидаемым или неожиданным? Как это соотносится с известными вам формальными теориями? Как вы думаете, какое поведение могло повлиять на результат?
Эксперименты
Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать или сказать сейчас, чтобы изменить результат? Какие действия вы можете предпринять, чтобы изменить подобные реакции в будущем? Какое поведение вы могли бы попробовать?

Преимущества рефлексивной практики

Рефлексивная практика имеет огромные преимущества в повышении самосознания, которое является ключевым компонентом эмоционального интеллекта, и в развитии лучшего понимания других.Рефлексивная практика также может помочь вам развить навыки творческого мышления и побудить к активному участию в рабочих процессах.

В рабочих ситуациях ведение учебного журнала и регулярное использование рефлексивной практики будет способствовать более содержательным обсуждениям о карьерном росте и вашем личном развитии, в том числе во время личной оценки. Это также поможет предоставить вам примеры для использования в ситуациях собеседования на основе компетенций.

См. Наши страницы Организаторские навыки и Стратегическое мышление , чтобы узнать больше о том, как важно время на размышления и планирование для эффективной работы и правильного управления временем, а также для того, чтобы придерживаться своей стратегии.Это пример использования рефлексивной практики с упором на то, что вы собираетесь делать и почему.


Предупреждение


Рефлексивная практика — одна из самых простых вещей, от которой легче всего отказаться, когда давление растет, но это одна из тех вещей, от которых вы меньше всего можете позволить себе отказаться, особенно в таких обстоятельствах. Время, потраченное на рефлексивную практику, гарантирует, что вы сосредоточитесь на вещах, которые действительно важны как для вас, так и для вашего работодателя или семьи.

Заключить

Рефлексивная практика — это инструмент для улучшения вашего обучения как в студенчестве, так и в связи с вашим рабочим и жизненным опытом.Хотя на освоение техники рефлексивной практики потребуется время, в конечном итоге это сэкономит вам время и силы.



Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Руководство по личному развитию «Навыки, которые вам нужны»

Узнайте, как ставить перед собой эффективные личные цели и найти мотивацию, необходимую для их достижения. В этом суть личного развития, набора навыков, призванных помочь вам полностью раскрыть свой потенциал на работе, в учебе и в личной жизни.

Наша электронная книга идеально подходит для всех, кто хочет улучшить свои навыки и учебный потенциал, и она полна простой и практической информации.

Reflective Intelligence | Бесплатное прослушивание на SoundCloud

Светоотражающий интеллект

Сакраменто, Калифорния

Художник, автор песен, аранжировщик и инженер; Reflective Intelligence возвращается с отголосками его жизненного пути через его лирические выражения через хип-хоп. Как 1/3 групповых явлений Destructikonz, R.I. показывает нам свои страстные отрывки из своих новейших проектов, все из которых должны выйти в 2014 году. После успеха его дебютного микстейпа The G.I. Joe Project: R.I. Настоящий лирический герой в 2009 году, Reflective Intelligence представляет нам микстейп R.I., The Gamechanger LP и Intelligent Reflections, представляющий альбом Commissioner Gordon. «Интеллектуально размышляя о своем жизненном пути, Reflective Intelligence демонстрирует мастерство в церемониях», — Жакки Йо из шоу Get Low Radio Show и Capcitysoul.«Невероятно талантливый Reflective Intelligence (R.I.), как если бы Grand Puba обладал способностями Эминема рассказывать истории». -Джош Фернандес SNR (Обзор Styles 1001) Выросший в Сакраменто, Калифорния, и Далласе, Техас, молодой Р.И. вызвал интерес к музыке, ее теории и каждому изменяющемуся звуку в раннем возрасте. Сочинение стихов, стихотворений и пение в церковных и школьных хорах Reflective Intelligence знало, что ему предназначено говорить с массами. Укрепив свою репутацию в молодости, появившись в шифровках и получив титул «Battle MC», его прилежные методы привели его к получению степени в области звукозаписи и инженерии наряду с изучением всех аспектов написания песен, теории музыки и музыкального бизнеса, таким образом он получил заслуженное звание отраслевого Ghostwriter для артистов лейблов.Музыка R.I. гениальна со своими поворотами и расширяет спектр хип-хопа. Сегодня он намеревается поддерживать высокую планку как настоящий лирический ведущий, заставляя аудиторию постоянно трепетать перед его ценными приемами, остроумной лингвистикой, творческими концепциями и музыкальной философией.

Следы Reflective Intelligence

опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано опубликовано

Множественный интеллект: что говорят исследования?

У многих преподавателей был опыт, когда они не могли связаться с некоторыми учащимися до тех пор, пока они не представят информацию совершенно другим способом или не предоставят новые возможности для самовыражения учащихся.Возможно, это был ученик, который боролся с письмом, пока учитель не предоставил возможность создать графический рассказ, который превратился в красивое и сложное повествование. Или, может быть, это был студент, который просто не мог уловить дроби, пока не создал их, разделив апельсины на дольки.

Благодаря такому опыту теория множественного интеллекта находит отклик у многих преподавателей. Он подтверждает то, что, как мы все знаем, является правдой: универсальный подход к образованию неизбежно оставит некоторых студентов позади.Однако теория также часто понимается неправильно, что может привести к ее взаимозаменяемому использованию со стилями обучения или ее применению таким образом, чтобы ограничить потенциал учащихся. Хотя теория множественного интеллекта — это мощный способ думать об обучении, также важно понимать исследования, которые ее поддерживают.

Восемь интеллекта Говарда Гарднера

Теория множественного интеллекта бросает вызов идее единого IQ, когда у людей есть один центральный «компьютер», на котором размещен интеллект.Говард Гарднер, профессор Гарварда, который первоначально предложил теорию, говорит, что существует несколько типов человеческого интеллекта, каждый из которых представляет разные способы обработки информации:

  • Вербально-лингвистический интеллект относится к способности человека анализировать информацию и производить работу, которая включает устную и письменную речь, например речи, книги и электронные письма.
  • Логико-математический интеллект описывает способность составлять уравнения и доказательства, производить вычисления и решать абстрактные задачи.
  • Визуально-пространственный интеллект позволяет людям понимать карты и другие типы графической информации.
  • Музыкальный интеллект позволяет людям создавать и понимать различные типы звуков.
  • Натуралистический интеллект относится к способности идентифицировать и различать различные типы растений, животных и погодных образований, встречающихся в мире природы.
  • Телесно-кинестетический интеллект предполагает использование собственного тела для создания продуктов или решения проблем.
  • Межличностный интеллект отражает способность распознавать и понимать настроения, желания, мотивации и намерения других людей.
  • Внутриличностный интеллект относится к способности людей распознавать и оценивать те же самые характеристики внутри себя.

Разница между множественным интеллектом и стилями обучения

Одно из распространенных заблуждений о множественном интеллекте состоит в том, что это означает то же самое, что и стили обучения.Напротив, множественный интеллект представляет разные интеллектуальные способности. По словам Говарда Гарднера, стили обучения — это способы, которыми человек подходит к ряду задач. Они были разделены на несколько категорий: зрительный, слуховой и кинестетический, импульсивный и рефлексивный, правое и левое полушарие и т. Д. Гарднер утверждает, что идея стилей обучения не содержит четких критериев того, как можно было бы определять стиль обучения, откуда берется этот стиль, как его можно распознать и оценить.Он формулирует идею стилей обучения как «гипотезу того, как человек подходит к ряду материалов».

Каждый человек имеет все восемь типов интеллекта, перечисленных выше, на разных уровнях способностей — возможно, даже больше, которые еще не обнаружены — и весь опыт обучения не обязательно должен иметь отношение к самой сильной области интеллекта человека. Например, если кто-то умеет изучать новые языки, это не обязательно означает, что он предпочитает учиться на лекциях.Кто-то с высоким визуально-пространственным интеллектом, например, опытный художник, все же может извлечь выгоду из использования рифм для запоминания информации. Обучение плавное и сложное, поэтому важно не относить учащихся к одному типу учащихся. Как утверждает Гарднер: «Когда человек хорошо разбирается в теме, он обычно может думать о ней несколькими способами».

Чему нас может научить теория множественного интеллекта

Хотя по-прежнему необходимы дополнительные исследования для определения наилучших критериев оценки и поддержки определенного интеллекта в школах, теория предоставила возможности для расширения определений интеллекта.Педагогу полезно подумать о различных способах подачи информации. Однако очень важно не классифицировать учащихся как учащихся определенного типа или как обладающих врожденным или фиксированным типом интеллекта.

Практики, подтвержденные исследованиями

Понимание различных подходов к обучению, с помощью которых мы все можем учиться, а также набор инструментов с различными способами представления контента учащимся, имеют важное значение для повышения доступности обучения для всех учащихся.Для разработки этого набора инструментов особенно важно постоянно собирать информацию о сильных сторонах и проблемах учащихся, а также об их развивающихся интересах и занятиях, которые им не нравятся. Предоставление учащимся различных контекстов и задействование различных их органов чувств — например, изучение дробей с помощью музыкальных нот, лепестков цветов и поэтического измерения — — это , подтвержденное исследованиями. В частности:

  • Предоставление учащимся нескольких способов доступа к контенту улучшает обучение (Hattie, 2011).
  • Предоставление учащимся различных способов продемонстрировать знания и навыки увеличивает вовлеченность и обучение, а также дает учителям более точное понимание знаний и навыков учащихся (Darling-Hammond, 2010).
  • Инструктаж должен быть максимально информирован с помощью подробных знаний об особых сильных сторонах учащихся, их потребностях и областях, в которых они могут развиваться (Tomlinson, 2014).

По мере того, как наше ненасытное любопытство к процессу обучения сохраняется, а исследования продолжают развиваться, могут появиться научные исследования, которые дополнительно развивают множественный интеллект, стили обучения или, возможно, другую теорию.Чтобы узнать больше о научных исследованиях в области обучения студентов, посетите нашу тематическую страницу «Обучение на основе мозга».

Список литературы

Дарлинг-Хаммонд, Л. (2010). Показатели успеваемости: системы оценивания, поддерживающие высококачественное обучение .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Яйца мука кефир: кефир яйца мука что можно приготовить — 25 рекомендаций на Babyblog.ru

Вс Июл 18 , 2021
Содержание Творог мука кефир яйцо что можно испечь простой рецептТри пышных пирога на кефире – пошаговый рецепт с фотографиямиПошаговый рецепт приготовленияДополнительная информацияРецепт Мука Кефир Яйца СахарРецепт Мука Кефир Яйца СахарБлины на кефире тонкие с дырочками — 11 вкусных рецептовТонкие и очень вкусные блины на кефире — пошаговый рецептРецепт тонких блинов […]