Взаимосвязь психологии и биологии
Психология и биология
Замечание 1
Психология и биология – это науки, связанные между собой и, прежде всего, потому что биология раскрывает врожденные особенности человека, выясняет органические нарушения, а психология объясняет влияние этих нарушений на психику и поведение человека, его социализацию.
Биология помогает выяснить влияние внешних природных факторов на личность в каждом конкретном случае.
Психология синтезирует достижения ряда других наук и является интегратором всех научных дисциплин, а объектом её исследования является человек. Психология, занимаясь изучением законов психической деятельности, раскрывает объективный мир, отражающийся в мозге человека.
Развиваться психология как наука может только в тесной связи с другими науками, которые обеспечивают её важной информацией для успешного раскрытия своего собственного предмета.
Среди всех наук, с которыми психология имеет связи, на первое место выступает биология – наука о живой природе, естественной частью которой выступает человек. Психика и поведение человека, как и он сам, являются важной составляющей биологической экосистемы, от жизнедеятельности которой зависит всё живое на Земле.
Науки начали взаимодействовать друг с другом далеко не сразу, а если и были у них точки соприкосновения, то они не носили характер прямого сотрудничества.
И только после того, как научный мир принял теорию эволюции Ч. Дарвина ситуация изменилась. Теория Дарвина, сблизив человека и животных, привела к признанию того, что на человека распространились многие законы биологической эволюции.
Начиная с XIX века, для психолога стало необходимым изучение биологии и физиологии человека, которые стали обязательными профессионально ориентирующими дисциплинами. Для понимания психики и поведения человека это было необходимо. С этого времени данная тенденция в психологической науке закрепилась надолго.
Готовые работы на аналогичную тему
Программа подготовки психологов в высших учебных заведениях включает изучение цикла биологических дисциплин, а при поступлении в ВУЗ биология входит в перечень вступительных экзаменов. Это является свидетельством того, что биологи и психологи активно взаимодействуют друг с другом.
Среди ученых хорошо известны имена биологов, проявивших себя на поприще психологии, и здесь почетное место занимает Ч. Дарвин. Теория происхождения биологических видов Дарвина оказала значительное влияние на развитие психологии, что проявилось в психологическом сближении человека и животного не только в психологических теориях, но и в экспериментальных исследованиях. Надо сказать, что Ч. Дарвин не является единственным биологом, обогатившим психологию своими исследованиями.
Влияние биологии на развитие психологических наук
Благодаря эволюционной концепции Ч. Дарвина появились новые области научных исследований, которые сближали биологию и психологию – это, например, зоопсихология и сравнительная психология. Под влиянием идей Дарвина получили развитие детская, клиническая, дифференциальная, педагогическая психология. Дарвин внес значительный вклад в понимание эмоциональных процессов и состояний человека и животного, внес вклад в развитие функциональной психологии.
Также психологию обогатили исследования английского биолога Н. Тинбергена. Ему принадлежит труд в области зоопсихологии по инстинктам и их проявлению у животных.
Австрийский биолог К. Лоренц заложил основы этологии – новой науки о поведении животных. Он уточнил понятие инстинкта, которое стали использовать для объяснения не только поведения животных, но и человека. Собственные исследования Лоренца были связаны с генетически заданными с рождения программами поведения. Данный врожденный механизм получил название «импринтинг».
Замечание 2
Это открытие позволило сделать вывод, что некоторые элементарные формы поведения человека появляются у него с рождения в готовом виде и действуют по механизму импринтинга.
Английский ученый-биолог Ф. Гальтон продвинул решение многих вопросов психологии, среди них возможности передачи способностей по наследству, методы их практического оценивания. Ф Гальтон использовал метод математической статистики для измерения способностей человека в созданной им антропометрической лаборатории в Лондоне в 1984 г.
Развитию психологической науки способствовали работы и российских биологов – биолог и зоопсихолог В. Вагнер изучал поведение животных и внес свой вклад в разработку проблем зоопсихологии. Поведение животных исследовали новым, им предложенным методом, а их психику рассматривали как продукт длительной эволюции. Большой вклад внес Вагнер в теорию инстинктов, а это способствовало признанию у человека существование инстинктивных форм поведения.
Российский биолог Н.Н. Ладыгина-Котс, основатель отечественной школы сравнительной психологии занималась изучением психики и поведения приматов. Она сравнивала психологию приматов с психологией и поведением детей, в результате чего установила и подробно описала общее и различное в их психологии.
Замечание 3
Результатом её исследований стал вывод о том, что психика и поведение человека с рождения значительно отличаются от психики и поведения животных, и для их сближения нет никаких оснований.
К биологическим наукам относятся антропология и генетика, пристальное внимание к которым было обращено в последние несколько десятков лет. Таким образом, на человека как часть природы, распространяются многие законы, которые изучает биология, а плодотворное сотрудничество этих двух наук укрепляется и имеет хорошие перспективы на будущее.
Взаимоотношение психологии и биологии
Человек рождается с определенным набором биологических потребностей – это потребность в дыхании, пище, воде, воспроизводстве самого себя и др. Для каждого отдельного человека эти потребности, оказывающие влияние на его психику, должны быть удовлетворены. Какова степень влияния этих потребностей на психику и как это осуществляется – это вопросы, которые интересуют уже психологов.
Раньше ответы на эти вопросы давала теория инстинктов, исходившая непосредственно из биологических потребностей. Суть концепции заключалась в том, что психическая жизнь человека вызывается биологическими потребностями непосредственно. В свое время психологи и философы составляли списки возможных инстинктов, включая в них даже такие как инстинкт общительности, материнской любви, эгоизма, любопытства и др.
Против теории инстинктов, на основании фактов и теоретических соображений, были выдвинуты возражения:
Во-первых, со стороны ученых критике подверглась концепция, согласно которой поведение животных управляется ненаследуемыми рефлексами, но, было доказано, что большое значение имеют процессы обучения в детерминировании индивидуального поведения животных. Увеличивалось количество данных, подтверждающих положение о том, что чем выше развито животное, тем больше его деятельность определяется тем, чему оно научилось от других или на собственном опыте;
Во-вторых, деятельность человека, включая мышление и ощущение, по своему характеру не является инстинктивной – это то, чему каждый человек должен сам научиться. С самого рождения человек уже способен к некоторой рефлекторной деятельности – глотание, чихание, дефекация, сосание, что не является результатом обучения. Большая часть деятельности человека относится к прямому продукту опыта и обучения. Наиболее ярким примером являются дети, выросшие в изолированных от общества условиях. У них отсутствуют черты человеческих нравов, обычаев, вкусов, у них нет таких чувств, как любовь, дружба, у них отсутствует даже язык;
В-третьих, возражением против теории, выводящей мысли, чувства, деятельность человека непосредственно из биологических потребностей, является факт того, что человек ведет не чисто биологическую жизнь. На современной стадии человек имеет всевозможные потребности, которые исходят из социальной организации, а не из тела. Примером являются самые разные формы связи, включая музыку, литературу, искусство. Безусловно, биологические потребности влияют на мысли, чувства, действия человека, но, большей частью косвенно, а решающим фактором будет способ производства и собственность на средства производства;
В-четвертых, возражение против теории инстинктов связано с тем, что она сводит личность человека и его поведение к биологическим элементам. Исходя из сказанного, ученым необходимо выяснить, как потребности воздействуют на кору головного мозга и как создают человеческое сознание.
Взаимосвязь психологии и биологии — Развитие современной психологии во взаимодействии с другими науками
Рассмотрим место психологии в системе других наук. Многообразие проблем психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. Долгое время велись дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. На этот вопрос нельзя ответить однозначно, поскольку некоторые отрасли психологии правильнее отнести к гуманитарным наукам (например, психология личности и социальная психология), а другие — к естественным (например, нейропсихология и патопсихология).
Однако такое линейное деление всех наук на гуманитарные и естественные сегодня кажется несколько устаревшим. В нелинейной классификации наук, разработанной Б.М. Кедровым, психология находится в треугольнике, вершины которого образуют естественные, социальные и философские науки. Другие науки находятся на пересечении основных.
Развитие современной психологии во взаимодействии с другими науками
В 1966 году выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук на Международном конгрессе психологов в Москве. Его главная идея заключалась в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политэкономией, логикой — огромным созвездием наук, образующих мир современного знания. Психология, по мнению Пиаже, находится в центре этого мира.
Психология имеет огромное значение не только для решения ряда фундаментальных теоретических вопросов о психической жизни и сознательной деятельности человека. Она имеет и практическое значение, поскольку управление человеческим поведением на научной основе и учет человеческого фактора в экономике и социальных отношениях все больше становится главной темой общественной жизни.
Взаимодействие психологии с биологическими науками
Психология может развиваться только в том случае, если она поддерживает тесные связи с другими науками, которые не заменяют ее, а предоставляют необходимую информацию для успешного изучения ее собственного предмета.
Первая наука, с которой психология должна установить самую тесную связь, — это биология.
Когда психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия с окружающей средой, совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения невозможно без знания фундаментальных форм жизни, составляющих предмет биологии. Необходимо достаточно ясно представить себе различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то фундаментальное, что отличает любой вид активного поведения, основанного на ориентации в окружающей среде, от тех форм жизни, которые ограничиваются метаболическими процессами и могут протекать без условий активной ориентации в реальности.
Должно быть ясно, что именно меняется в условиях жизни с переходом от одноклеточной жизни в однородной водной среде к несравненно более сложным формам многоклеточной жизни, особенно в наземном существовании, которые предъявляют все более высокие требования к активной ориентации в окружающей среде, ориентации, которая одна может обеспечить успешное добывание пищи и избежание опасности.
Необходимо хорошо понять разницу в принципах существования между миром насекомых, которые имеют сильные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в стабильных условиях и способные поддерживать вид даже в изменяющихся условиях, и высшими позвоночными с их немногочисленным потомством, которые могут выжить только за счет развития новых, индивидуально изменяемых форм поведения, позволяющих адаптироваться к изменяющейся среде. Без такого знания общебиологических принципов адаптации невозможно ясное понимание особенностей поведения животных, а любая попытка понять сложные формы психической деятельности человека теряет свою биологическую основу.
Факты, составляющие предмет психологической науки
Поэтому для научной психологии совершенно необходимо учитывать фундаментальные законы биологии и законы ее новых отделов, таких как экология (изучение условий окружающей среды и их влияния) и этология (изучение врожденных форм поведения). Конечно, факты, составляющие предмет психологической науки, ни в коем случае не сводимы к фактам биологии.
Второй наукой, с которой психология должна поддерживать самую тесную связь, является физиология, и особенно ее раздел, посвященный высшей нервной деятельности.
Физиология рассматривает механизмы различных функций организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмы функционирования нервной системы, которая поддерживает «баланс» между организмом и окружающей средой.
Легко видеть, что знание той роли, которую играют в этом процессе различные уровни нервной системы, законов, по которым осуществляется регуляция обменных процессов в организме, законов нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения, а также знание основных форм нервных клеток в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершенно необходимо психологу, изучающему основные виды психической деятельности человека, чтобы не ограничиваться их простым описанием, а показать, на каких механизмах основаны эти сложные формы деятельности, с помощью каких приспособлений они реализуются, в каких системах происходят. Игнорирование законов физиологии лишило бы психологию одного из важнейших источников научного знания.
Жизненно важной для психологии связь с социальными науками
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях социальной истории, протекают в сложившихся в истории условиях предметной деятельности и опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, использования орудий труда и языка. Человек, который был бы лишен общения с другими людьми, который развивался бы вне условий материального мира, сложившегося в истории общества, который не пользовался бы орудиями труда и языком, человек, который не усваивал бы опыт всего человечества, передаваемый с помощью языка, носителя информации, не имел бы даже малой части тех возможностей, которыми обладает его реальное поведение. Конечно, формы деятельности человека осуществляются его мозгом и основаны на законах его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не смогла бы осуществить формирование использования орудий труда и языка и объяснить возникновение самых сложных форм человеческой деятельности, возникших в социальной истории.
Реальное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе социальной истории и определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности изучает те природные механизмы, которые реализуют или воплощают это поведение.
Попытка свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как когда-то предлагали механистически настроенные ученые, была бы аналогична ошибке архитектора, пытающегося свести происхождение и анализ стилей готики, барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые никоим образом не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих двух наук, и как любое пренебрежение физиологией, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно затормозят развитие психологической науки.
Только что сказанное позволяет понять, насколько важна для психологии ее связь с социальными науками. Если в формировании поведения животных решающую роль играют биологические условия существования, то в формировании поведения человека ту же роль играют социально-исторические условия, создающие такие новые формы сложного, опосредованного трудом отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятельности.
Мы увидим, что первое использование орудий труда, первая форма общественного труда привели к радикальной перестройке основных биологических законов формирования поведения, и что появление, а затем использование языка, который сделал возможным хранение и передачу опыта поколений, привело к возникновению новой формы развития, не существовавшей у животных — развитию через усвоение социального опыта. Современная психология, изучающая прежде всего формы психической деятельности, ничего не может сделать без учета данных общественных наук, таких как исторический материализм, обобщающий основные законы общественного развития, и лингвистика, изучающая основные формы языка, сложившиеся в социальной истории.
Только благодаря тщательному учету социальных условий, формирующих психическую деятельность человека, психология способна сохранить свою прочную научную основу. Мы столкнемся с применением этого принципа на следующих страницах при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к смежным дисциплинам, с которыми она развивается в тесном контакте.
Связь психологии с биологическими науками обусловлена тем, что человеческая психика имеет естественную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться путем взаимодействия психологов и биологов. Особенно плодотворным является взаимодействие с физиологией. Психофизиология возникла на стыке этих двух наук. Глубокое физиологическое понимание того, как работает мозг, помогает решить многие психологические проблемы.
Связь психологии с другими науками и ее место среди них
Психология характеризуется прежде всего тесной связью с другими науками о человеке — философией, социологией и историей.
Связь психологии с философией традиционна, поскольку до 19 века научные психологические знания собирались в рамках философских наук; психология была частью философии. В современной психологии существует множество философских и психологических проблем: предмет и методология психологического исследования, происхождение человеческого сознания, изучение высших форм мышления, место и роль человека в общественных отношениях, смысл жизни, совесть и ответственность, духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество между психологами и философами в изучении этих проблем может быть плодотворным.
Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их изучения очень тесно переплетаются. В области изучения обеих наук существуют личностные, групповые, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Иногда трудно провести строгое разделение между социально-психологическими и социологическими исследованиями. Успешное изучение групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов требует сотрудничества социологов и психологов. Социальная психология возникла на стыке этих двух наук.
Психология тесно связана с историей. Человеческая психика развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психологических явлений совершенно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура народа во многом формируют психологию современного человека. Культурно-историческая психология возникла на стыке психологии и истории.
Пересечение сфер интересов и взаимосвязей в современной науке и практике вполне очевидно. В результате сегодня в психологии возникает множество междисциплинарных областей исследований и практики. В качестве примера можно привести менеджмент, конфликтологию, антропологию и сферу связей с общественностью. Иногда трудно разграничить сферы влияния различных наук в изучении и практическом решении этих проблем. Поэтому актуальной становится интеграция наук и способность психологов работать в тесном контакте со специалистами из других наук и областей практики.
Особое место психологии в системе наук
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. В конце концов, психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если мы имеем в виду человеческую психику, то к словам «высокоорганизованная материя» следует добавить слово «наиболее»: ведь человеческий мозг — это самая высокоорганизованная материя, которую мы знаем.
Знаменательно, что выдающийся древнегреческий философ Аристотель начинает свой трактат «О душе» с той же мысли. Он считает, что среди прочих знаний изучение души должно занимать одно из первых мест, поскольку «это знание о самом возвышенном и прекрасном».
Во-вторых, психология находится в особом положении, поскольку она как бы объединяет объект и субъект познания.
Чтобы проиллюстрировать это, я воспользуюсь примером. Здесь рождается человеческое существо. Находясь еще в младенческом возрасте, он поначалу не осознает себя и не помнит себя. Но его развитие идет быстрыми темпами. Его физические и умственные способности формируются; он учится ходить, видеть, понимать и говорить. С помощью этих способностей он учится познавать мир, начинает действовать в нем, расширяется его социальный круг. И тогда постепенно, из глубин детства, к нему приходит и постепенно накапливается совершенно особое чувство — чувство собственного «я». Где-то в подростковом возрасте она начинает приобретать осознанную форму. Возникают вопросы: «Кто я?», «Как я?», а позже «Почему я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для преодоления внешнего мира — физического и социального, — обращены на познание самого себя; они сами становятся объектом рефлексии и сознания.
Этот же процесс можно проследить на уровне всего человечества. В первобытном обществе основная энергия людей была направлена на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами и получили первые знания о природе.
Человечество этого времени, как младенец, не помнит себя. Постепенно силы и способности людей росли. Благодаря своим экстрасенсорным способностям люди создали материальную и духовную культуру; возникли письменность, искусство, наука. И тогда наступил момент, когда человек задал себе вопросы: Что это были за силы, позволившие ему создать, исследовать и покорить мир, какова была природа его духа, каким законам подчинялась его внутренняя, духовная жизнь?
Этот момент был рождением самосознания человечества, то есть рождением психологического знания.
Событие, которое однажды произошло, можно кратко выразить следующим образом: Если раньше мышление человека было направлено на внешний мир, то теперь оно обращено на самого себя. Человек осмелился исследовать само мышление с помощью мышления.
Поэтому задача психологии несравненно сложнее, чем задача любой другой науки, ибо только в психологии мысль обращается к самой себе. Только в психологии научное сознание становится научным самосознанием.
И, наконец, в-третьих, отличительная особенность психологии заключается в ее уникальных практических последствиях.
Практические результаты развития психологии должны стать не только несоизмеримо более значимыми, чем результаты развития любой другой науки, но и качественно иными. Ибо знать что-то — значит овладеть этим «чем-то», научиться управлять им.
Овладение собственными психическими процессами, функциями и способностями — это, безусловно, более сложная задача, чем, скажем, овладение Вселенной. Необходимо особо подчеркнуть, что через самопознание человек изменит себя.
Психология уже накопила множество фактов, которые показывают, как новые знания человека о себе меняют его: Он меняет свое отношение, свои цели, свои состояния и переживания. Если вернуться к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, которая не только познает, но и конструирует, создает человека.
Хотя сегодня это мнение не является общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие понять эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого рода.
В заключение следует сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, подобно упомянутому подростковому возрасту, должен пройти период формирования психических сил человека, прежде чем они смогут стать объектом научного осмысления.
Научная психология была официально оформлена чуть более 100 лет назад, в 1879 году: В том же году немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Возникновению психологии предшествовало развитие двух основных областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор неясно, следует ли считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов не является правильным. Я еще раз подчеркиваю: это наука особого рода. Перейдем к следующему пункту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и бытовой психологии.
Каждая наука имеет в своей основе определенный житейский, эмпирический опыт человеческих существ. Физика, например, основана на наших повседневных знаниях о движении и падении тел, трении и инерции, свете, звуке, тепле и многих других вещах.
Математика также основана на представлениях о числах, формах и количественных отношениях, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Но в психологии ситуация иная. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся светские психологи. К ним относятся, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, требующих постоянного общения с людьми: Учителя, врачи, священнослужители и другие. Но, повторяю, даже обычный человек обладает некоторыми психологическими знаниями. Это видно из того, что каждый человек в той или иной степени может понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его действия, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.д.
Давайте задумаемся над вопросом: чем отличаются мирские психологические знания от научных?
Расскажем вам о пяти таких различиях.
Во-первых, житейское психологическое знание конкретно, оно относится к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, что официанты и таксисты также являются хорошими психологами. Но в каком смысле, для каких задач? Как мы знаем, они часто очень прагматичны. Конкретные прагматические задачи решаются и тем, что ребенок ведет себя с матерью одним образом, с отцом — другим, а с бабушкой — совсем третьим. В каждом случае он точно знает, как себя вести, чтобы достичь желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой же проницательности в отношении чьей-то бабушки или матери. Светское психологическое знание, таким образом, характеризуется конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которых оно распространяется.
Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям. Для этого он использует научные концепции. Разработка концепций — одна из важнейших функций науки. Научные понятия отражают наиболее существенные свойства объектов и явлений, общие связи и корреляции. Научные понятия четко определены, связаны друг с другом, связаны с законами.
Например, в физике, благодаря введению понятия силы I. Ньютон смог описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же самое происходит и в психологии. Можно долго описывать человека, обыденно перечисляя его качества, черты характера, поступки и отношения с другими людьми. Научная психология ищет и находит такие обобщающие определения, которые не только экономят описания, но и позволяют за конгломератом особенностей увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальных проявлений. Следует отметить особенность научных психологических терминов: Они часто совпадают с повседневными терминами по своей внешней форме, то есть выражаются, попросту говоря, теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов обычно различны. Повседневные термины обычно более расплывчаты и неоднозначны.
Однажды старшеклассников попросили дать ответы на вопрос «Что такое человек?». Ответы были самыми разными, один студент ответил: «Это то, что должно быть подтверждено документами. Я не собираюсь говорить о том, как «личность» определяется в научной психологии — это сложная тема, и мы намеренно займемся ею позже, в одной из последних лекций. Скажу только, что это определение сильно отличается от определения, предложенного вышеупомянутым студентом.
Второе отличие от мирского психологического знания заключается в его интуитивной природе. Это связано с его особым способом приобретения: Он приобретается путем практических проб и ошибок и корректировки. Этот способ особенно ярко проявляется у детей. Я уже упоминал об их хорошей психологической интуиции. И как его получают? ежедневными и даже ежечасными испытаниями, которым их подвергают взрослые и о которых последние не всегда знают. В этих испытаниях дети узнают, с кем они могут «тянуть ниточки», а с кем нет.
Часто учителя и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, следуя по одному и тому же пути: экспериментируя и внимательно замечая малейшие положительные результаты, то есть, в некотором смысле, «идя на ощупь». Они часто обращаются к психологам, чтобы те объяснили психологическое значение найденных ими приемов.
В отличие от этого, научное психологическое знание рационально и вполне осознанно. Обычный способ — это формулирование словесно сформулированных гипотез и проверка логически вытекающих из них умозаключений.
Третье различие заключается в способе передачи знаний и даже в самой возможности передачи знаний. В области практической психологии эта возможность очень ограничена. Это прямо следует из двух предыдущих особенностей мирского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Ф.М. Достоевский, глубинный психолог, выразил свою интуицию в своих произведениях; мы прочитали их все — стали ли мы после этого проницательными психологами? Передается ли жизненный опыт от старшего поколения к младшему? Обычно с большим трудом и в очень малой степени. Вечная проблема «отцов и детей» заключается именно в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт у отцов. Каждое новое поколение, каждый молодой человек должен «проработать» этот опыт для себя.
В то же время в науке знания накапливаются и передаются с большой, если можно так выразиться, эффективностью. Кто-то давным-давно сравнил представителей науки с пигмеями, стоящими на плечах гигантов — выдающихся ученых прошлого. Они могут быть гораздо меньше по размеру, но видят дальше, чем гиганты, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятия и законы. Они фиксируются в научной литературе и передаются вербально, то есть через язык, с чего, собственно, мы и начали сегодня.
Четвертое различие заключается в методах получения знаний в области обыденной и научной психологии. В повседневной психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода заключается в том, что исследователь не ждет последовательности обстоятельств, при которых возникнет интересующее его явление, а сам вызывает это явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется интересующее его явление. С внедрением экспериментального метода в психологию (открытие первой экспериментальной лаборатории в конце прошлого века) психология, как я уже говорил, оформилась как самостоятельная наука.
Наконец, пятой отличительной чертой и преимуществом научной психологии является то, что она имеет в своем распоряжении обширный, разнообразный, а в некоторых случаях уникальный массив фактического материала, который не доступен в полном объеме ни одному аппарату повседневной психологии. Этот материал накапливается и осмысливается даже в специальных отраслях психологической науки, таких как гериатрическая психология, психология образования, патопсихология и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и так далее. В этих областях имеют дело с различными стадиями и уровнями психологического развития животных и человека, с дефектами и психическими заболеваниями, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационной перегрузки или, наоборот, монотонности и информационного голода и т.д. — психолог не только расширяет поле своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми, неожиданными явлениями. Ведь если посмотреть на работу любого механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон, то становится понятной его структура и организация.
Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организованная психологами совместно с педагогами-дефектологами, в то же время становится главным средством познания общих психологических законов — развития восприятия, мышления и личности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология масс
- История развития психологического знания и основные направления в психологии
- Виды нейропсихологии
- Саморегуляция эмоциональных состояний
- Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности
- Синтетические методы в психологии
- Виды нейропсихологии
- Архетип тени — Общее представление об архетипах
- Психологические причины отклонений в семейном воспитании
- Психолого-педагогические основы дошкольного образования
Помощь студентам в учёбе от Людмилы Фирмаль
Здравствуйте!
Я, Людмила Анатольевна Фирмаль, бывший преподаватель математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института со стажем работы более 17 лет. На данный момент занимаюсь онлайн обучением и помощью по любыми предметам. У меня своя команда грамотных, сильных бывших преподавателей ВУЗов. Мы справимся с любой поставленной перед нами работой технического и гуманитарного плана. И не важно: она по объёму на две формулы или огромная сложно структурированная на 125 страниц! Нам по силам всё, поэтому не стесняйтесь, присылайте.
Срок выполнения разный: возможно онлайн (сразу пишите и сразу помогаю), а если у Вас что-то сложное – то от двух до пяти дней.
Для качественного оформления работы обязательно нужны методические указания и, желательно, лекции. Также я провожу онлайн-занятия и занятия в аудитории для студентов, чтобы дать им более качественные знания.
Моё видео:
Как вы работаете?
Вам нужно написать сообщение в WhatsApp . После этого я оценю Ваш заказ и укажу срок выполнения. Если условия Вас устроят, Вы оплатите, и преподаватель, который ответственен за заказ, начнёт выполнение и в согласованный срок или, возможно, раньше срока Вы получите файл заказа в личные сообщения.
Сколько может стоить заказ?Стоимость заказа зависит от задания и требований Вашего учебного заведения. На цену влияют: сложность, количество заданий и срок выполнения. Поэтому для оценки стоимости заказа максимально качественно сфотографируйте или пришлите файл задания, при необходимости загружайте поясняющие фотографии лекций, файлы методичек, указывайте свой вариант.
Какой срок выполнения заказа?Минимальный срок выполнения заказа составляет 2-4 дня, но помните, срочные задания оцениваются дороже.
Как оплатить заказ?Сначала пришлите задание, я оценю, после вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.
Какие гарантии и вы исправляете ошибки?В течение 1 года с момента получения Вами заказа действует гарантия. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.
Качественно сфотографируйте задание, или если у вас файлы, то прикрепите методички, лекции, примеры решения, и в сообщении напишите дополнительные пояснения, для того, чтобы я сразу поняла, что требуется и не уточняла у вас. Присланное качественное задание моментально изучается и оценивается.
Теперь напишите мне в Whatsapp или почту и прикрепите задания, методички и лекции с примерами решения, и укажите сроки выполнения. Я и моя команда изучим внимательно задание и сообщим цену.
Если цена Вас устроит, то я вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.
Мы приступим к выполнению, соблюдая указанные сроки и требования. 80% заказов сдаются раньше срока.
После выполнения отправлю Вам заказ в чат, если у Вас будут вопросы по заказу – подробно объясню. Гарантия 1 год. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.
Можете смело обращаться к нам, мы вас не подведем. Ошибки бывают у всех, мы готовы дорабатывать бесплатно и в сжатые сроки, а если у вас появятся вопросы, готовы на них ответить.
В заключение хочу сказать: если Вы выберете меня для помощи на учебно-образовательном пути, у вас останутся только приятные впечатления от работы и от полученного результата!
Жду ваших заказов!
С уважением
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Помощь студентам в учёбе от Людмилы Фирмаль
Здравствуйте!
Я, Людмила Анатольевна Фирмаль, бывший преподаватель математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института со стажем работы более 17 лет. На данный момент занимаюсь онлайн обучением и помощью по любыми предметам. У меня своя команда грамотных, сильных бывших преподавателей ВУЗов. Мы справимся с любой поставленной перед нами работой технического и гуманитарного плана. И не важно: она по объёму на две формулы или огромная сложно структурированная на 125 страниц! Нам по силам всё, поэтому не стесняйтесь, присылайте.
Срок выполнения разный: возможно онлайн (сразу пишите и сразу помогаю), а если у Вас что-то сложное – то от двух до пяти дней.
Для качественного оформления работы обязательно нужны методические указания и, желательно, лекции. Также я провожу онлайн-занятия и занятия в аудитории для студентов, чтобы дать им более качественные знания.
Моё видео:
Как вы работаете?
Вам нужно написать сообщение в WhatsApp . После этого я оценю Ваш заказ и укажу срок выполнения. Если условия Вас устроят, Вы оплатите, и преподаватель, который ответственен за заказ, начнёт выполнение и в согласованный срок или, возможно, раньше срока Вы получите файл заказа в личные сообщения.
Сколько может стоить заказ?Стоимость заказа зависит от задания и требований Вашего учебного заведения. На цену влияют: сложность, количество заданий и срок выполнения. Поэтому для оценки стоимости заказа максимально качественно сфотографируйте или пришлите файл задания, при необходимости загружайте поясняющие фотографии лекций, файлы методичек, указывайте свой вариант.
Какой срок выполнения заказа?Минимальный срок выполнения заказа составляет 2-4 дня, но помните, срочные задания оцениваются дороже.
Как оплатить заказ?Сначала пришлите задание, я оценю, после вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.
Какие гарантии и вы исправляете ошибки?В течение 1 года с момента получения Вами заказа действует гарантия. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.
Качественно сфотографируйте задание, или если у вас файлы, то прикрепите методички, лекции, примеры решения, и в сообщении напишите дополнительные пояснения, для того, чтобы я сразу поняла, что требуется и не уточняла у вас. Присланное качественное задание моментально изучается и оценивается.
Теперь напишите мне в Whatsapp или почту и прикрепите задания, методички и лекции с примерами решения, и укажите сроки выполнения. Я и моя команда изучим внимательно задание и сообщим цену.
Если цена Вас устроит, то я вышлю Вам форму оплаты, в которой можно оплатить с баланса мобильного телефона, картой Visa и MasterCard, apple pay, google pay.
Мы приступим к выполнению, соблюдая указанные сроки и требования. 80% заказов сдаются раньше срока.
После выполнения отправлю Вам заказ в чат, если у Вас будут вопросы по заказу – подробно объясню. Гарантия 1 год. В течении 1 года я и моя команда исправим любые ошибки в заказе.
Ничего не найдено для % request_words%
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуДети Взрослые и дети Воспитание детей Дети и родители Дети с особыми потребностями Детская психология Особый ребенок Развитие детейЖизнь Активность человека Безопасность и комфорт Болезни Быт Вера Дизайн и интерьер Добро и зло Жизненные силы Организация жизни Паранормальные явления Позитив Свобода Смерть Смысл жизни Стресс Суеверия и мифы Счастье Творчество Трудности и неудачи Успех и богатство Человек-творец жизни ЮморНовостиОбщество Взаимоотношения на предприятии Влияние (манипуляции) Возрастные отличия Гендерные отличия Гениальность Групповое сознание Группы Досуг Знакомство Идеалы и кумиры Классовые, социальные отличия Конфликты Красота Культура Личность в группе Малая группа и коллектив Межличностные отношения Обучение Общение Поддержка при безработице и трудоустройстве Преступность Прогресс Професиональное ориентирование Психология влияния Психология масс Психология толпы Психология управления и лидерства Психология экстримальных ситуаций Регресс Секты СМИ Состояние общества Социальные роли и социальный статус Стереотипы Субкультуры Ценности Человек и общество Этнические отличияОтношения Вражда Девочки Дружба Любовь Мальчики Мужчина и женщина Особенности поведения Самопожертвование Сожительство ТорговляПо возрастам Дошкольники Зрелость Младенчество Подростки Раннее детство Старость ЮностьПомощь психолога Воспитание и перевоспитание, самовоспитание Диагностика Дыхательные техники Консультации Коррекция Профилактика Психотерапия Реабилитация Релаксация Советы и рекомендации Тренинги УпражненияПопулярноеПсихологические нарушения Депрессия и суицид Личностные нарушения и расстройства Пищевые проблемы Поведенческие проблемы Проблемы в отношениях Психологические травмы Тревоги и фобииРабота Вхождение в коллектив Выбор работы Как правильно отдыхать Лидеры и ведомые Отношения на работе Увольнение и потеря работы Удовлетворенность работойРазделы психологии Возрастная психология Дифференциальная психология Клиническая психология Педагогическая психология Пренатальная, перинатальная и неонатальная психология Психология брака Психология личности Психология познавательных процессов Психология семьи Психология труда Социальная психологияСемья Бабушки и дедушки Брак Взаимоотношения партнеров, состояние и помощь супруга Выбор партнера Заключение брака и развод Материнство и родительство Насилие Неполная семья Обучение ребенка Обязанности и права Особенности становления брака Повторный брак Поддержка и состояние матерей-одиночек Психологическая подготовка к родам Психологические проблемы роженицы Работа над отношениями Разлад Сексуальная жизнь Семейное воспитание Семья в индивидуально-психологическом контексте Семья в историческом контексте Семья как социальный институт Становление и развитие семьиЧеловек Будущее, прошлое, настоящее Внимание Внутренний мир Воля Воображение Восприятие Выбор жизненного пути Деятельность Душа Здоровье (психическое и физическое) Знания, умения, навыки и привычки Зона комфорта Индивидуальность Интересы Кривая дорожка Критика и самооценка Личностные проблемы и дискомфортные состояния Личность Мотивация Мотивы Мышление Образ жизни Ощущения Память Потребности Представления Психические состояния Работа над собой Развитие Речь Самоконтроль Самопринятие Сознание и подсознание Способности Тело Темперамент Характер Эмоции Эмоции и чувства Эмоционально-волевая регуляцияНичего не найдено для % request_words%
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуДети Взрослые и дети Воспитание детей Дети и родители Дети с особыми потребностями Детская психология Особый ребенок Развитие детейЖизнь Активность человека Безопасность и комфорт Болезни Быт Вера Дизайн и интерьер Добро и зло Жизненные силы Организация жизни Паранормальные явления Позитив Свобода Смерть Смысл жизни Стресс Суеверия и мифы Счастье Творчество Трудности и неудачи Успех и богатство Человек-творец жизни ЮморНовостиОбщество Взаимоотношения на предприятии Влияние (манипуляции) Возрастные отличия Гендерные отличия Гениальность Групповое сознание Группы Досуг Знакомство Идеалы и кумиры Классовые, социальные отличия Конфликты Красота Культура Личность в группе Малая группа и коллектив Межличностные отношения Обучение Общение Поддержка при безработице и трудоустройстве Преступность Прогресс Професиональное ориентирование Психология влияния Психология масс Психология толпы Психология управления и лидерства Психология экстримальных ситуаций Регресс Секты СМИ Состояние общества Социальные роли и социальный статус Стереотипы Субкультуры Ценности Человек и общество Этнические отличияОтношения Вражда Девочки Дружба Любовь Мальчики Мужчина и женщина Особенности поведения Самопожертвование Сожительство ТорговляПо возрастам Дошкольники Зрелость Младенчество Подростки Раннее детство Старость ЮностьПомощь психолога Воспитание и перевоспитание, самовоспитание Диагностика Дыхательные техники Консультации Коррекция Профилактика Психотерапия Реабилитация Релаксация Советы и рекомендации Тренинги УпражненияПопулярноеПсихологические нарушения Депрессия и суицид Личностные нарушения и расстройства Пищевые проблемы Поведенческие проблемы Проблемы в отношениях Психологические травмы Тревоги и фобииРабота Вхождение в коллектив Выбор работы Как правильно отдыхать Лидеры и ведомые Отношения на работе Увольнение и потеря работы Удовлетворенность работойРазделы психологии Возрастная психология Дифференциальная психология Клиническая психология Педагогическая психология Пренатальная, перинатальная и неонатальная психология Психология брака Психология личности Психология познавательных процессов Психология семьи Психология труда Социальная психологияСемья Бабушки и дедушки Брак Взаимоотношения партнеров, состояние и помощь супруга Выбор партнера Заключение брака и развод Материнство и родительство Насилие Неполная семья Обучение ребенка Обязанности и права Особенности становления брака Повторный брак Поддержка и состояние матерей-одиночек Психологическая подготовка к родам Психологические проблемы роженицы Работа над отношениями Разлад Сексуальная жизнь Семейное воспитание Семья в индивидуально-психологическом контексте Семья в историческом контексте Семья как социальный институт Становление и развитие семьиЧеловек Будущее, прошлое, настоящее Внимание Внутренний мир Воля Воображение Восприятие Выбор жизненного пути Деятельность Душа Здоровье (психическое и физическое) Знания, умения, навыки и привычки Зона комфорта Индивидуальность Интересы Кривая дорожка Критика и самооценка Личностные проблемы и дискомфортные состояния Личность Мотивация Мотивы Мышление Образ жизни Ощущения Память Потребности Представления Психические состояния Работа над собой Развитие Речь Самоконтроль Самопринятие Сознание и подсознание Способности Тело Темперамент Характер Эмоции Эмоции и чувства Эмоционально-волевая регуляцияНичего не найдено для % request_words%
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуДети Взрослые и дети Воспитание детей Дети и родители Дети с особыми потребностями Детская психология Особый ребенок Развитие детейЖизнь Активность человека Безопасность и комфорт Болезни Быт Вера Дизайн и интерьер Добро и зло Жизненные силы Организация жизни Паранормальные явления Позитив Свобода Смерть Смысл жизни Стресс Суеверия и мифы Счастье Творчество Трудности и неудачи Успех и богатство Человек-творец жизни ЮморНовостиОбщество Взаимоотношения на предприятии Влияние (манипуляции) Возрастные отличия Гендерные отличия Гениальность Групповое сознание Группы Досуг Знакомство Идеалы и кумиры Классовые, социальные отличия Конфликты Красота Культура Личность в группе Малая группа и коллектив Межличностные отношения Обучение Общение Поддержка при безработице и трудоустройстве Преступность Прогресс Професиональное ориентирование Психология влияния Психология масс Психология толпы Психология управления и лидерства Психология экстримальных ситуаций Регресс Секты СМИ Состояние общества Социальные роли и социальный статус Стереотипы Субкультуры Ценности Человек и общество Этнические отличияОтношения Вражда Девочки Дружба Любовь Мальчики Мужчина и женщина Особенности поведения Самопожертвование Сожительство ТорговляПо возрастам Дошкольники Зрелость Младенчество Подростки Раннее детство Старость ЮностьПомощь психолога Воспитание и перевоспитание, самовоспитание Диагностика Дыхательные техники Консультации Коррекция Профилактика Психотерапия Реабилитация Релаксация Советы и рекомендации Тренинги УпражненияПопулярноеПсихологические нарушения Депрессия и суицид Личностные нарушения и расстройства Пищевые проблемы Поведенческие проблемы Проблемы в отношениях Психологические травмы Тревоги и фобииРабота Вхождение в коллектив Выбор работы Как правильно отдыхать Лидеры и ведомые Отношения на работе Увольнение и потеря работы Удовлетворенность работойРазделы психологии Возрастная психология Дифференциальная психология Клиническая психология Педагогическая психология Пренатальная, перинатальная и неонатальная психология Психология брака Психология личности Психология познавательных процессов Психология семьи Психология труда Социальная психологияСемья Бабушки и дедушки Брак Взаимоотношения партнеров, состояние и помощь супруга Выбор партнера Заключение брака и развод Материнство и родительство Насилие Неполная семья Обучение ребенка Обязанности и права Особенности становления брака Повторный брак Поддержка и состояние матерей-одиночек Психологическая подготовка к родам Психологические проблемы роженицы Работа над отношениями Разлад Сексуальная жизнь Семейное воспитание Семья в индивидуально-психологическом контексте Семья в историческом контексте Семья как социальный институт Становление и развитие семьиЧеловек Будущее, прошлое, настоящее Внимание Внутренний мир Воля Воображение Восприятие Выбор жизненного пути Деятельность Душа Здоровье (психическое и физическое) Знания, умения, навыки и привычки Зона комфорта Индивидуальность Интересы Кривая дорожка Критика и самооценка Личностные проблемы и дискомфортные состояния Личность Мотивация Мотивы Мышление Образ жизни Ощущения Память Потребности Представления Психические состояния Работа над собой Развитие Речь Самоконтроль Самопринятие Сознание и подсознание Способности Тело Темперамент Характер Эмоции Эмоции и чувства Эмоционально-волевая регуляцияКакая связь между психологией и биологическими науками?
Психология и биологические науки:Биологические науки изучают строение тела, органы тела и их функционирование.Психология изучает поведение. Поведение человека имеет очень тесную связь с телом. Ощущения, восприятия и все формы поведения начинаются на физиологическом уровне и затем приводят к мышечным действиям или секреции желез.
Мозг играет очень важную роль в координации и организации функций различных органов тела. Вся нервная система играет большую роль в поведении. Таким образом, существует очень тесная связь между психологией и неврологией, нейрофизиологией, нейрохимией и другими науками, изучающими нервную систему и, в большей степени, мозг.
Генетика — еще один раздел биологии, изучающий природу наследования различных качеств. Он играет важную роль в определении поведения.
Виды меняются в процессе естественного отбора, Чарльз Дарвин. При селекционном разведении характеристики одного поколения передаются следующему поколению через гены. Гены определяют различия в интеллекте, личности и психических расстройствах у отдельных людей (Eysenck, 2004). Эволюционная психология — это развивающаяся область психологии, которая объясняет поведение и развитие разума с точки зрения их функций и способности адаптироваться к ситуациям.
Многие из вышеперечисленных идей включены в поведенческую генетику, новый теоретический подход. Этот подход пытается проанализировать причины поведения, используя степень родства между различными родственниками для оценки роли генетических факторов.
Сосредоточьтесь на четырех основных вопросах:- Почему разум устроен именно так?
- Как устроен человеческий разум? его механизмы, компоненты и их организация?
- Каковы функции составных частей и их организованная структура, что делает разум?
- Как человеческий разум и текущая среда, особенно социальная среда, взаимодействуют, чтобы влиять на поведение?
Дэвид Кэри высказал мнение, что это определение эволюционной психологии слишком широкое и применимо к большинству психологических подходов.
Ниже представлены взгляды Пинкера на исторические истоки эволюционной психологии (1997). В эволюционную психологию включены две научные революции:
- Когнитивная революция 1950-х и 1960-х годов. Он объясняет механику мысли и эмоций с точки зрения информации и вычислений.
- Революция эволюционной биологии 1960-х и 1970-х годов. Это объясняет сложный адаптивный дизайн живых существ, который зависит от отбора размножающихся животных.
В процессе эволюции все виды животных структурно и поведенчески адаптировались к окружающей среде. Поведение всех животных является результатом их адаптации к окружающей среде. При этом мозг развился таким образом, что определенные ассоциации и реакции легко усваиваются. Некоторые виды очень легко усваивают поведение, известное как подготовленное поведение.
Некоторым действиям вообще нельзя научиться, это называется противоподготовленным поведением.В-третьих, неподготовленным поведением можно овладеть, но только при использовании обучающих процедур.
Исследования в области психологии здоровья и клинической психологии показали, что психология человека влияет на физиологические и биологические процессы. Мы слышали об эффекте плацебо. Это относится к состоянию, в котором человек чувствует, что ему становится лучше, потому что он принимает лекарство, и поэтому его поведение меняется.
Плацебо на самом деле является поддельной таблеткой или инъекцией.Сахарные пилюли и инъекции соленой воды являются обычными плацебо. Moerman (2002) считает, что эти вещи оказывают влияние не из-за фактической реакции, как в химии, а из-за внушения, которое дает нам наш разум. Было обнаружено, что инъекции солевого раствора на 70 % эффективнее обезболивающих препаратов (Kirsch and Lynn). Врачи иногда назначают плацебо, поскольку они эффективны при боли, беспокойстве, депрессии, настороженности, напряжении, сексуальном возбуждении, тяге к алкоголю и многих других проблемах.
Согласно исследованиям, помимо медицины существует множество способов расслабить людей в состоянии стресса, одним из которых является медитация.Может быть много способов медитации, прослушивания музыки, прогулок; удовольствие от хобби; на самом деле, все, что помогает остановить расстраивающие мысли и увеличить расслабление, снижает стресс. Медитация Випассана (буддийская техника) очень полезна для уменьшения или облегчения боли.
При прогрессивной релаксации мы полностью расслабляем тело, вызывая глубокое расслабление во всех частях тела, одну за другой. Это систематическая техника расслабления тела. Также можно использовать другую технику, известную как управляемое воображение.В этом методе человека просят лечь на землю в расслабленном положении с закрытыми глазами и представить себе красивую картину, пейзаж, сад, полный цветов, или любое подобное визуальное представление, вызывающее расслабление.
Исследованиями доказано, что 94% болезней, таких как астма, язва и даже рак, имеют психологическое происхождение. Эти заболевания известны как психосоматические заболевания. Их можно вылечить с помощью психологии. Исследования также показали, что позитивный настрой и мышление помогают пациентам быстрее выздороветь.
Это показывает, что психологические знания о восприятии, мышлении, мотивации и т. д. могут быть использованы такими профессионалами, как врачи, психиатры и консультанты.
Роль биологической точки зрения в психологии
В психологии есть много разных способов осмысления тем. Биологическая перспектива — это способ взглянуть на психологические проблемы, изучая физическую основу поведения животных и человека. Это одно из основных направлений психологии, которое включает в себя такие вещи, как изучение мозга, иммунной системы, нервной системы и генетики.
Одна из основных дискуссий в психологии долгое время была сосредоточена на относительном вкладе природы и воспитания. Те, кто принимает участие в дебатах о воспитании, предполагают, что именно окружающая среда играет наибольшую роль в формировании поведения. Биологическая точка зрения имеет тенденцию подчеркивать важность природы.
Иллюстрация Брианны Гилмартин, VerywellБиологическая перспектива
Эту область психологии часто называют биопсихологией или физиологической психологией.Эта отрасль психологии значительно выросла за последние годы и связана с другими областями науки, включая биологию, неврологию и генетику. Биологическая перспектива — это, по сути, способ взглянуть на человеческие проблемы и действия.
Изучение физиологии и биологических процессов играло значительную роль в психологии с самого ее зарождения. Чарльз Дарвин впервые выдвинул идею о том, что эволюция и генетика играют роль в поведении человека.
Естественный отбор влияет на то, передаются ли определенные модели поведения будущим поколениям.Поведение, помогающее выжить, с большей вероятностью передается по наследству, в то время как поведение, которое оказывается опасным, с меньшей вероятностью передается по наследству.
Рассмотрим такую проблему, как агрессия. Психоаналитическая точка зрения может рассматривать агрессию как результат детских переживаний и бессознательных побуждений. Поведенческая перспектива рассматривает, как поведение формировалось ассоциацией, подкреплением и наказанием. Психолог с социальной точки зрения может рассмотреть групповую динамику и давление, которые способствуют такому поведению.
С другой стороны, биологическая точка зрения предполагает рассмотрение биологических корней, лежащих в основе агрессивного поведения. Кто-то, кто придерживается биологической точки зрения, может подумать, как определенные типы мозговых травм могут привести к агрессивным действиям. Или они могут рассмотреть генетические факторы, которые могут способствовать такому проявлению поведения.
Основные темы
Биопсихологи изучают многие из тех же вещей, что и другие психологи, но им интересно посмотреть, как биологические силы формируют человеческое поведение.Некоторые темы, которые психолог может исследовать, используя эту точку зрения, включают:
- Анализ того, как травма головного мозга влияет на поведение
- Оценка различий и сходств у близнецов, чтобы определить, какие характеристики связаны с генетикой, а какие связаны с влиянием окружающей среды
- Изучение того, как генетические факторы влияют на такие вещи, как агрессия заболевания головного мозга влияют на то, как люди действуют
- Изучение того, как генетика и повреждение головного мозга связаны с психическими расстройствами
Эта точка зрения значительно расширилась в последние годы, поскольку технологии, используемые для изучения мозга и нервной системы, становятся все более совершенными.
Сегодня ученые используют такие инструменты, как ПЭТ и МРТ, чтобы посмотреть, как развитие мозга, лекарства, болезни и повреждения мозга влияют на поведение и когнитивные функции.
Сильные и слабые стороны
Одна из сильных сторон использования биологической точки зрения для анализа психологических проблем заключается в том, что подход обычно очень научный. Исследователи используют строгие эмпирические методы, и их результаты часто надежны и практичны. Биологические исследования помогли разработать полезные методы лечения различных психологических расстройств.
Слабость этого подхода в том, что он часто не учитывает другие факторы, влияющие на поведение. Такие вещи, как эмоции, социальное давление, факторы окружающей среды, детские переживания и культурные особенности, также могут играть роль в формировании психологических проблем.
По этой причине важно помнить, что биологический подход — это лишь одна из многих различных точек зрения в психологии. Используя различные способы рассмотрения проблемы, исследователи могут найти различные решения, которые могут иметь полезные приложения в реальном мире.
Слово из Веривелла
Есть много разных точек зрения, с которых можно рассматривать человеческий разум и поведение, и биологическая точка зрения представляет собой лишь один из этих подходов.
Изучая биологические основы человеческого поведения, психологи могут лучше понять, как мозг и физиологические процессы могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Эта точка зрения также позволяет исследователям разрабатывать новые методы лечения, направленные на биологические воздействия на психологическое благополучие.
биологическая психология | Британика
биологическая психология , также называемая физиологической психологией или поведенческой нейробиологией , изучение физиологических основ поведения. Биологическая психология занимается прежде всего взаимосвязью между психологическими процессами и лежащими в их основе физиологическими явлениями, или, другими словами, феноменом психики и тела. Его внимание сосредоточено на функциях мозга и остальной нервной системы в деятельности (например,г., мышление, обучение, чувство, ощущение и восприятие), признанные характерными для человека и других животных. Биологическая психология постоянно занималась изучением физических основ восприятия внутренних и внешних раздражителей нервной системой, особенно зрительной и слуховой системами. Другие области исследования включали физиологические основы мотивированного поведения, эмоций, обучения, памяти, познания и психических расстройств. Также учитываются физические факторы, непосредственно влияющие на нервную систему, в том числе наследственность, обмен веществ, гормоны, болезни, прием лекарств и диета.
Теории взаимосвязи между телом и разумом восходят по крайней мере к Аристотелю, который предположил, что они существуют как аспекты одной и той же сущности, а разум является лишь одной из функций тела. В дуализме французского философа Рене Декарта и разум, и душа являются духовными сущностями, существующими отдельно от механических операций человеческого тела. С этим связана теория психологического параллелизма немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Лейбниц считал, что разум и тело разделены, но их деятельность прямо параллельна друг другу.В последнее время бихевиористы, такие как американский психолог Джон Б. Уотсон, отошли от рассмотрения духовного или ментального и сосредоточились на наблюдаемом поведении людей и животных и их связи с нервной системой. См. наука о поведении.
Подробнее по этой теме
мотивация: физиологические, психологические и философские подходы
Мотивацию изучали разными способами.Например, он был проанализирован на физиологическом уровне с помощью электрических и химических…
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Джоном М. Каннингемом.Как (не) объединить психологию и биологию
Alcock, J. (2001). Триумф социобиологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Андерссон, М. (1994). Половой отбор .Принстон: Издательство Принстонского университета.
Google Scholar
Бойд, Р. (1985). Наблюдения, объяснительная сила и простота. В P. Achinstein & O. Hannaway (Eds.), Наблюдение, эксперимент и гипотеза в современной физической науке (стр. 349–378). Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Бойд, Р. (1990). Реализм, приблизительная истина и философский метод.В W. Savage (Ed.), Научные теории, Миннесотские исследования философии науки (том 14, стр. 355–391). Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
Google Scholar
Бойд, Р. (2001). Ссылка, (не)соизмеримость и значение: некоторые (возможно) непредвиденные сложности. В P. Hoyningen-Huene & H. Sankey (Eds.), Несоизмеримость и связанные с ней вопросы (стр. 1–63). Дордрехт: Клувер.
Глава Google Scholar
Брэдбери, Дж.В. (1981). Эволюция лекс. В RD Alexander & DW Tinkle (Eds.), 90 134, естественный отбор и социальное поведение, 90 135 (стр. 138–169). Нью-Йорк: Хирон Пресс.
Google Scholar
Картрайт, Н. (1983). Как лгут законы физики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Книга Google Scholar
Картрайт, Р. (2008). Эволюция и человеческое поведение: Дарвиновский взгляд на человеческую природу (2-е изд.). Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Чимино, А., и Делтон, А. В. (2010). О восприятии новичков: к развитой психологии межпоколенческих коалиций. Человеческая природа, 21 (2), 186–202.
Артикул Google Scholar
Клеланд, CE (2011). Предсказание и объяснение в историческом естествознании. Британский журнал философии науки, 62 (3), 551–582.
Артикул Google Scholar
Космидес, Л., и Туби, Дж. (1990). Прошлое объясняет настоящее: эмоциональная адаптация и структура среды предков. Этология и социобиология, 11 , 375–424.
Артикул Google Scholar
Дейли, М.и Уилсон, М. (1985). Жестокое обращение с детьми и другие риски, связанные с отсутствием проживания с обоими родителями. Этология и социобиология, 6 (4), 197–210.
Артикул Google Scholar
Файн, А. (1984). Естественная онтологическая установка. В Дж. Леплин (ред.), Научный реализм (стр. 83–107). Беркли: Калифорнийский университет Press.
Google Scholar
Фодор Дж.А. (1983). Модульность разума . Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Гиер, Р. (1983). Проверка теоретических гипотез. В J. Earman (Ed.), Проверка научных теорий, Миннесотские исследования философии науки (том 10, стр. 269–298). Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
Google Scholar
Гиер, Р. (1990).Эволюционные модели науки. В Н. Решере (ред.), Эволюция, познание и реализм (стр. 21–32). Лэнхэм: Университетское издательство Америки.
Google Scholar
Гопник, А., и Веллман, Х.М. (2012). Реконструкция конструктивизма: причинно-следственные модели, байесовские механизмы обучения и теоретическая теория. Психологический бюллетень, 138 (6), 1085–1108.
Артикул Google Scholar
Гриффитс, П.Э. (2008). Этология, социобиология, эволюционная психология. В S. Sarkar & A. Plutyinski (Eds.), , компаньон Блэквелла по философии биологии (стр. 393–414). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Хенрих, Н., и Хенрих, Дж. (2007). Почему люди сотрудничают . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Яблонка, Э.и Лэмб, MJ (2006). Эволюция в четырех измерениях . Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Ярви Т., Силлен-Туллберг Б. и Виклунд К. (1981). Индивидуальный и родственный отбор для апосематической окраски: ответ Харви и Пакстону. Ойкос, 37 (3), 393–395.
Артикул Google Scholar
Курцбан Р.(2011). Почему все (остальные) лицемеры: эволюция и модульный разум . Принстон: Издательство Принстонского университета.
Книга Google Scholar
Мачери, Э. (2011). Открытие и подтверждение в эволюционной психологии. В J. Prinz (Ed.), Оксфордский справочник по философии психологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Майр, Э.(1961). Причина и следствие в биологии. Наука, 134 (3489), 1501–1506.
Артикул Google Scholar
Минека С. и Кук М. (1988). Социальное обучение и приобретение страха перед змеями у обезьян. В TR Zentall & BG Galef Jr (Eds.), Социальное обучение: психологические и биологические перспективы (стр. 51–73). Хиллейдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Мочек А.П., Султан С., Фостер С., Ледон-Реттиг С., Дворкин И., Нейхаут Х.Ф. и соавт. (2011). Роль пластичности развития в эволюционных инновациях. Труды Королевского общества биологических наук, 278 , 2705–2713.
Артикул Google Scholar
Мора, К., Титтенсор, Д.П., Адл, С., Симпсон, А.Г.Б., и Ворм, Б. (2011). Сколько видов существует на земле и в океане? Биология PLoS, 9 (8), e1001127.
Артикул Google Scholar
Пфенниг, Д. В., и Шерман, П. В. (1995). Родственное признание. Научный американец, 272 (6), 98–103.
Артикул Google Scholar
Псиллос, С. (1995). Является ли структурный реализм лучшим из обоих миров? Диалектика, 49 , 15–64.
Артикул Google Scholar
Ричерсон, П.Дж. И Бойд Р. (2006). Не только генами: как культура трансформировала эволюцию человека . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Schlicting, CD, & Smith, H. (2002). Фенотипическая пластичность: связь молекулярных механизмов с результатами эволюции. Эволюционная экология, 16 , 189–211.
Артикул Google Scholar
Сиал С.и Финлей, Б.Л. (2011). Мышление вне коры: социальная мотивация в эволюции и развитии языка. Развитие науки, 14 (2), 417–430.
Артикул Google Scholar
Томаселло, М. (2000). Культурные истоки человеческого познания . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Томаселло, М.(2009). Почему мы сотрудничаем . Кембридж: MIT Press.
Google Scholar
Туби, Дж., и Космидес, Л. (1992). Психологические основы культуры. В J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), Адаптированный разум: эволюционная психология и формирование культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Вест-Эберхард, М.Дж. (2003). Пластичность развития и эволюция . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Уильямс, ХТП, и Лентон, ТМ (2007). Искусственный отбор моделируемых микробных экосистем. Труды Национальной академии наук, 104 , 8918–8923.
Артикул Google Scholar
Вимбергер, П.Х. (1991). Пластичность челюсти и морфология черепа у неотропических цихлид Geoophagus brasiliensis и G. steindachneri . Эволюция, 45 , 1545–1563.
Артикул Google Scholar
Сюй, Ф., и Кушнир, Т. (ред.) (2012). Рациональный конструктивизм в когнитивном развитии . Academic Press — Elsevier, Waltham.
[PDF] Связь между биологией и психологией
ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 30 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные статьиНедавность
Как мы думаем о познании, эмоциях и биологии в психопатологии.
Ряд примеров применения психофизиологических методов в исследованиях познания, эмоций и психопатологии дает основу для обсуждения проблем необоснованных различий между познанием и эмоциями, между классами мер и между психологическими и биологическими подходами к пониманию нормального. функционирования и психопатии. Expand- Посмотреть 3 выдержки, справочная информация
Психология и неврология
Исторически не существовало стабильного консенсуса относительно взаимосвязи между психологическими и биологическими концепциями и данными.Наивно-редукционистский взгляд на эту взаимосвязь преобладает в… Раскрыть
- Посмотреть 2 выдержки, библиография
Новая интеллектуальная основа для психиатрии.
Автор обрисовывает начало новой интеллектуальной структуры психиатрии, основанной на современном биологическом представлении об отношении психики к мозгу, призванном подчеркнуть, что профессиональные требования к будущим психиатрам потребуют большего знания структуры и функционирования мозга. мозга, чем в настоящее время доступно в большинстве программ обучения.ExpandТекущие споры и проблемы личности
Предприятие исследования личности: как его проводить? Какие единицы измерения использовать? Черты, мотивы и познания. Я ли я или ситуация? Где мы находимся по отношению к… Expand
- Просмотр 7 выдержек, ссылок, методов и предыстории
Возникновение социальной когнитивной нейронауки.
Авторы представляют введение и анализ области, рассматривая текущие исследования и предоставляя рекомендации и предлагаемые направления для будущей работы.Expand- Посмотреть 1 отрывок, справочная информация
Аргумент в пользу разума
В этой изящно написанной книге Джером Каган объединяет историю психологии за последние 50 лет с историей своих собственных исследований в этой области. период и анализ… Expand
- Просмотр 11 выдержек, библиография
Психобиологические теории личности
Большинство современных психобиологических теорий личности берут свое начало в гораздо более старых теориях темперамента.В таблице 6.1 показаны некоторые из этих источников и их современные области применения. Большинство… Развернуть
Психонейроиммунология.
В этом документе излагаются гипотезы о взаимодействии между стрессом, иммунитетом и химической чувствительностью, а также дается обзор вопросов и гипотез, выдвинутых рабочей группой… Expand
- Посмотреть 2 выдержки, справочная информация
Биология (BS)/ Психологические науки (BS) | Illinois Institute of Technology
Получите две степени одновременно в рамках этой сложной программы, предназначенной для студентов, изучающих предмедицинское образование, которые интересуются неврологическими или поведенческими проблемами.Вы отличитесь при поступлении в медицинскую школу; программы в области общественного здравоохранения, генетического консультирования или смежных областях; или программы для выпускников, где пересекаются биология и психология, например нейробиология и когнитивная наука.
Вы узнаете, как психология, научное исследование человеческого поведения и разума, влияет на все аспекты нашей культуры и общества. Вы также получите образование в области естественных наук и будете изучать широкий спектр тем, включая клеточную биологию, генетику, биохимию, микробиологию, физиологию, физические науки и математику.
Обзор программы
Получите два диплома одновременно по этой программе, предназначенной для студентов, изучающих неврологические или поведенческие проблемы. Студенты изучают, как психология влияет на нашу культуру и общество, наряду с такими темами, как клеточная биология, генетика, биохимия, микробиология, физиология, физические науки и математика.
Карьерные возможности
Желаемое сочетание психологии и биологии станет огромным преимуществом, которое позволит вам продолжить обучение в аспирантуре или в профессиональной школе в любой из следующих областей:
- Медицина (М.D., D.O. или O.D.)
- Клиническая психология или психиатрия
- Консультации
- Здравоохранение
- Неврология
- Социальная работа
Это интегрированная программа двойной степени, ведущая к получению степени бакалавра психологических наук и бакалавра биологических наук, которая сохраняет целостность и содержание программы каждой отдельной программы на получение степени.
Подробнее
Требования к кандидатамСтуденты этой программы должны быть приняты в Технологический институт штата Иллинойс.Студенты, заинтересованные в переходе на эту программу, должны проконсультироваться со своим научным руководителем.
Введение в биологическую психологию — видео и стенограмма урока
Когда мы думаем о выборе, мы думаем о том, что происходит в уме: идеи, которые влияют на то, как мы думаем. Но ваш мозг, нервы и гормоны также влияют на ваше поведение и самочувствие. Мы сможем лучше понять состояние человека, если поймем, как биология влияет на поведение.
Ваш мозг, нервы и гормоны отвечают за ваши мысли, чувства и действия. Когда вы проголодаетесь, вспомните свое любимое место, где можно поесть, почувствуйте запах готовящейся еды и откусите большой кусок — в дело вступают биологические процессы.
Биопсихологи изучают линии связи между вашим мозгом, железами и мышцами. Они смотрят на пересечение биологии и психологии, между активностью мозга и психическими состояниями. Думайте о мозге как о компьютере, биопсихологи — это специалисты, которые обнаруживают, как аппаратное обеспечение влияет на плавность работы программного обеспечения.
Важным вкладом биопсихологии является поиск биологических причин того, почему мы думаем, чувствуем и действуем так, как мы это делаем. Две биологические системы, влияющие на ваше поведение, — это ваша нервная система и ваша эндокринная система . Ваша нервная система представляет собой взаимосвязанную сеть нервных клеток (называемых нейронами), которые позволяют вам чувствовать то, что происходит вокруг вас, чтобы вы могли реагировать. Ваш мозг говорит вам, что вы голодны, но ваша нервная система сообщает вашему мозгу, когда вы видите еду, и она даже помогает переваривать пищу.Ваша эндокринная система, тем временем, включает железы, вырабатывающие гормоны, и помогает вашему телу превращать пищу в энергию. Биопсихологи и поведенческих нейробиолога изучают влияние биологических процессов, таких как голод, прием пищи и пищеварение.
Идеи, эмоции и поведение — это только вершина айсберга. Наше понимание биологических причин психических заболеваний и генетических корней расстройств продолжает расти. Биопсихологи обнаружили генетические и биохимические триггеры расстройств пищевого поведения, которые заставляют нас переосмыслить идею о том, что определенные состояния «все в голове».Если вы не уверены, подумайте о том, как меняются ваши привычки в еде, когда вы испытываете стресс или болеете.
Специалисты по поведенческой нейробиологии также изучают нейропластичность , или способность мозга реорганизовываться в ответ на повреждение и новый опыт. Вы, вероятно, знакомы с идеей, что когда вы теряете способность использовать одно из ваших чувств, ваши другие чувства становятся сильнее. На самом деле в вашем мозгу происходят структурные изменения, которые сопровождают этот сдвиг в способностях. Если вы ослепли, части вашего мозга, которые не отвечают за ваше зрение, могут увеличиться, чтобы помочь компенсировать потерю зрения.Вы больше не сможете видеть еду, но сможете чувствовать ее запах и вкус больше, чем когда-либо.
В следующий раз, когда вы будете думать, чувствовать или реагировать, подумайте о роли, которую играют ваш мозг, нервы, мышцы и железы.