Психологии и медицины: Медицинская психология

Содержание

Психология в медицинской практике | Медицинские интернет-конференции

Зачатки внедрения психологии в медицинскую практику появились уже в XVIII веке, когда Пинель писал о необходимости включения в руководство психиатрической больнице врача, администратора и психолога. В XIX ученые активно исследовали психику соматически и психически больных людей и нуждались в в помощи психологии для анализа сложных нарушений психической деятельности и поведения. В начале XX веке выделилась в самостоятельную научную дисциплину медицинская психология. Во второй половине XX столетия, после появления множества важнейших трудов, расширилась сфера деятельности медицинской психологии, она стала обособляться организационно. В современности медицинская психология чаще именуется клинической, ее важность, возможности и востребованность растут. Хотя и остаются еще сложности в правовом обеспечении клинической психологии и в определении ее точного возможностей и расположения между гуманитарной и медицинской наукой.

Итак, клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств и болезней. В ее состав входят следующие разделы: патопсихология, нейропсихология и соматопсихология (психосоматика). Патопсихология позволяет качественно исследовать нарушенные и сохранные психические функции, состояния больных, разрабатывает и применяет на практике различные методы психодиагностики. Нейропсихология разрабатывает и применяет на практике приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга и различных нарушениях психических функций при них; занимается методами восстановления таких больных. Связь соматики и психики доказана давно; соматопсихология и психосоматика изучает двустороннюю связь происхождения различных заболеваний и психики, личности больного. В процессе лечения важны жалобы больного, его способы реагирования, качественные характеристики личности. Таким образом, психология обращения с больным занимается психологическими взаимосвязями проблем лечебной деятельности и деятельности по уходу за больными, проблем воздействия на больных в самых различных ситуациях, возникающих в ходе этой деятельности, а также проблем поведения медицинских работников.

Данная дисциплина занимается вопросом любых отношений, встречающихся в лечебном процессе: врач-больной, сестра-больной, врач-сестра-больной, а также больной-его близкие. В качестве раздела медицинской психологии порой рассматривают психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека, психические изменения, наступающие под воздействием этих веществ. Важное место клиническая психология занимает в профилактике (превенции), реабилитации больных с различными соматическими и психическими расстройствами, психокоррекции детей и подростков с нарушениями в психическом развитии, различных видах экспертизы.

Одним из важнейших направлений в работе является психотерапии, заключающаяся в использовании методов психологического воздействия на больного для достижения его психологического благополучия. В настоящее время до сих пор ведутся дебаты и дискуссии по поводу возможности применения психотерапевтических техник клиническим психологом. Здесь необходимо разъяснить некоторые вопросы по поводу отличия друг от друга психиатрии, психотерапии и психологии в России.

Итак, психиатр — это врач, который занимается психопатологией; психотерапевт также является врачом с медицинским образованием по специальности психиатрия, но имеющий дополнительное образование в сфере психотерапии; психолог — специалист, не считающийся врачом и занимающийся изучением личности, поведения, развития человека в норме, владеющий методами оценки психических явлений и работы с ним. Однако здесь и заключается сложность, так как клинический психолог, хоть и не имеет право на оказание медикаментозного лечения, в полной мере владеет знаниями и способами работы не только в области нормы, но и патологии, более подготовлен, чем врач психиатр в плане личностной психологической коррекции и понимания глубинных личностных процессов в силу глубокого психологического образования. Пока в России тождественное психологическое воздействие со стороны врача психиатра носит название психотерапии, а со стороны психолога — психокоррекции.

Анализирую существующее положение психологии в медицине, можно говорить о неразрывном единстве и необходимости совместной работы клинических психологов и психиатров, неврологов и врачей общей практики.

Используемая литература

  1. Baumann, U., Perrez M. Lehrbuch Klinische Psychologie — Psychotherapie/ U. Baumann, M. Perrez. — 1998.

  2. Русина, Н.А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы. [Электронный ресурс]/ Н.А. Русина. — Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru.

  3. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — С. 9, 268, 269. — 864 с. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 9785459008081.

Роль психологии в медицине | Интересные и полезные советы

Что такое психология?

Четкого ответа на этот вопрос не существует. Ученые, профессора, педагоги — имеют разные мнения о терминологии этой науки. Психологией считают науку изучающую поведение человека, психику, и все что касается существования и окружающего его мира.

Психология — это наука изучающая душу человека. Чаще всего, применение психологии, можно встретить в медицинской и биологической науках. Это потому, что медицина, так же как и психология, изучает, в первую очередь человека, причины психических проблем и способы устранения этих проблем. Психическое состояние способствует развитию различных заболеваний связанных с физическим состоянием. Существуют также факты того, что физическое состояние влияет на психологическое. Такой раздел психологии называют – клинической или медицинской.

Медицинская психология — это наука, которая решает проблемы связанные с диагностикой и профилактикой заболеваний. Актуальность медицинской психологии в том, что врач должен лечить больного, а не болезнь. Важнейшее направление работы психологов — работа с больными, у которых нарушение психики, происходит из-за соматических заболеваний. Связь психики человека и соматических болезней, в наше время, ни для кого не осталось секретом.

Очень много внимания и заботы медицинскому психологу нужно уделять пациентам, так как они отличаются раздражительностью, очень ранимы, вспыльчивы, обидчивые. Порой рассматривают и изучают влияние лекарственных препаратов на психику человека, вследствие чего, потом наблюдаются изменения поведения, и психологического состояния человека. Простых наблюдений для этого недостаточно, требуются эксперименты, психологические исследования, которые имеют огромное значение в практике.

Психология также отыграет немалую роль в похудении, тому например, Практика красивого тела — это тренинг которые поможет скинуть лишний вес, по ссылке можно узнать более подробнее о тренинге для похудения.

Тысячелетиями строилась связь между психологией и медициной, которая взаимовыгодна обеим наукам на уровне теории и практики. В результате психология, стала одним целым с медициной.

В современной медицине, психология играет немаловажную роль и является одним из самых часто используемых методов лечения.

Факультет психологии

Базовой кафедры «Медицинской психологии» ФГБОУ ВО «ИГУ» и

ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» .

  1. Телефон кафедры   203-630, аудитория № 407, email: [email protected]
  2. Зав. кафедрой Ярославцева Ирина Владиленовна, доктор психологических наук, профессор.
  3. Кафедра медицинской психологии создана в 2006 году, в 2012 году кафедре присвоен статус Базовой кафедры «Медицинской психологии» ФГБОУ ВО «ИГУ» и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» .

Преподаватели кафедры обеспечивает образовательный процесс по дисциплинам учебного плана:

    • Введение в клиническую психологию;
    • Психологиядепривированной личности;
    • Профилактика и коррекция зависимого поведения;
    • Психология стресса;
    • Основы нейропсихологии;
    • Основы психогенетики;
    • Специальная психология;
    • Основы патопсихологии;
    • Методы психологического воздействия;
    • Психологическая помощь при травматических стрессовых расстройствах;
    • Теория и практика психологического консультирования;
    • Научные школы и теории в современной психологии;
    • Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения;
    • Психосоматические расстройства у детей и подростков;
    • Психология здоровья;
    • Диагностика и психотерапия невротических расстройств;
    • Арт-терапия в реабилитации людей с ПТСР;
    • Психотерапия в работе психолога;
    • Телефонное консультирование;
    • Психологическое консультирование в образовании;
    • Психологическое консультирование в медицине;
    • Кризисное психологическое консультирование и др.
     

Научно-исследовательская работа кафедры строится в направлении «Психологическое сопровождение человека в трудных и экстремальных условиях жизнедеятельности».

На кафедре функционирует магистратура по направлению «Психологическое консультирование», аспирантура, институт соискательства.

С 2010 года кафедра осуществляет руководство и проведение курсов повышения квалификации: «Вопросы диагностики и коррекции посттравматического стрессового расстройства», «Актуальные вопросы профилактики и восстановления психофизиологического потенциала военнослужащих», «Актуальные вопросы реабилитации алко- и наркозависимых граждан», «Профилактика зависимого поведения в студенческой среде», «Психологическая безопасность школьника: психолого-педагогические аспекты профилактики и преодоления негативных психических состояний и отклонений в поведении», «Основы гештальт-терапии», «Песочная терапия: юнгианский и динамический подход», «Возможности применения метафорических ассоциативных карт в деятельности практического психолога».

Организована работа кабинета профилактики наркомании и помощи людям в трудных жизненных ситуациях.

Организовано волонтерское творческо-инициативное объединение «Поддержка».

 

4. Сотрудники кафедры:

Ярославцева Ирина Владиленовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой.

Рычкова Любовь Владимировна, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, профессор

Лужецкая Анна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент

Лутошлива Екатерина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент

Невмержицкая Ольга Юрьевна, старший преподаватель

Индуцкий Александр Сергеевич, старший преподаватель

Специалист по УМР Карапетова Алина Владимировна

5. Расписание консультаций преподавателей кафедры медицинской психологии 

 

Расписание консультаций преподавателей базовой кафедры медицинской психологии

зав.

каф. мед. психол., д-р. психол. наук, профессор  

Ярославцева Ирина Владиленовна

([email protected])

Вторник

Среда

13:00 – 15:00

13:00 – 15:00

доцент, к. пед. наук

Лутошлива Екатерина Станиславовна

([email protected])

Понедельник

13:40 – 17:40

доцент, к. психол. наук

Лужецкая Анна Михайловна

([email protected])

Вторник

10:00 – 12:00

д-р мед. наук, профессор

Рычкова Любовь Владимировна

([email protected])

Вторник

15:00 – 16:00

ст. преподаватель

Невмержицкая Ольга Юрьевна

(nevmer_olga@mail. ru)

Среда

16:00 – 17:00

ст. преподаватель

Индуцкий Александр Сергеевич

([email protected])

Пятница

16:00 – 18:00

Часы работы специалиста по УМР

Карапетова Алина Владимировна

 

ПН

10:00 – 15:00

(в дистанционном режиме)

По вопросам обращаться по адресу:      

[email protected]

 

по телефону:

СМС, Viber: 89501016894

ВТ

10:00 – 15:00

(в дистанционном режиме)

СР

10:00 – 15:00

ЧТ

10:00 – 15:00

ПТ

10:00 – 15:00

(в дистанционном режиме)

 

Уважаемые студенты! Консультации преподавателей будут проходить в онлайн-режиме.

Консультации проходят по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ записи по электронной почте.

Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия — Мероприятия

Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия

Место проведения: РязаньДата мероприятия: 23-11-2016 — 25-11-2016Подача тезисов до: 24-10-2016

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

III ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

«ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА:

ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

23-25 ноября 2016 года

 

Традиционной темой конференции является взаимный обмен идеями, достижениями в науке и практике между психологией и медициной. Успешное взаимодействие специалистов и научно-практическое обогащение способны обеспечить высокое качество оказания клинико-психологической помощи. 

В этом году Организационный комитет предлагает делегатам обсудить потенциальные возможности для популяризации клинической психологии: грамотное распространение психологических знаний способно привести к повышению качества жизни различных социальных групп.

Мы рады пригласить к участию:

— студентов, молодых ученых и аспирантов медицинскихи психологических специальностей;

— молодых специалистов – клинических психологов;

— молодых врачей, интересующихся перспективами применения психологических знаний в своей клинической  практике;

— специалистов, имеющих опыт междисциплинарной работы и использования психологических практик в медицине.

Приоритетные вопросы:

  • Качество жизни – интегральная тема современных исследований в медицине и психологии;
  • Теоретические ориентации и методы современной психотерапии и психологического консультирования в медицине и психологии;
  • Исследование психологических особенностей больного: роль врача и психолога;
  • Общение «врач-больной»: этические, медицинские, психологические аспекты;
  • Психосоматика и нейропсихология – перспективы сотрудничества врачей и психологов;
  • Медицинская и когнитивная нейронаука;
  • Организация помощи пациентам с патологическими зависимостями;
  • Взаимодействие врачей и психологов в реабилитации пациентов с соматическими заболеваниями;
  • Клинико-психологический ресурс помощи при психической патологии;
  • Проблемы реабилитации и ресоциализации пациентов с психопатологией;
  • Клинико-психологическая помощь детям;
  • Ресурс перинатальной психологии в организации медицинской помощи населению.

Организационный комитет готов рассмотреть любую тематику, близкую к указанным приоритетным направлениям работы.

Участие в конференции и публикация тезисов – бесплатные!

Заочное участие в конференции предусмотрено в следующих формах:

  • Интернет-олимпиада по клинической психологии.
  • Публикация тезисов в журнале «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» (двухлетний импакт-фактор РИНЦ по данным на 2015 год – 3,701; www.humjournal.rzgmu.ru).  Срок подачи тезисов для публикации –до 24 октября 2016 года. Тезисы будут проходить рецензирование, авторы будут извещены о принятии тезисов к публикации. Требования к оформлению тезисов размещены на официальной странице конференции в сети Интернет http://rzgmu.ru/actions/2016/06/898/. Тезисы, не соответствующие требованиям, не будут приняты к рассмотрению. 

Очное участие в конференции предусмотрено по следующим формам:

  • Круглые столы и дискуссионные группы;
  • Открытые лекции;
  • «Фестиваль психологической науки»;
  • Мастер-классы и тренинги;
  • Интерактивные игры;
  • Культурная программа.

Организационный комитет готов рассмотреть предложения о проведении лекций, мастер-классов.

Для участия в конференции необходимо отправить заявку на электронный адрес: psymedconference@gmail.com. Образец заявки в отдельном файле размещен на официальной странице конференции в сети Интернет http://rzgmu.ru/actions/2016/06/898/ .

Срок подачи заявок на участие и тезисов до 24 октября 2016! Заявки и тезисы, поступившие после 24 октября 2016, не будут рассматриваться Организационным комитетом.

Организационный комитет обеспечивает иногородним участникам размещение в студенческом общежитии/гостинице.

Контактная информация:

e-mail: psymedconference@gmail. com

Тел.: (4912) 46-08-67- кафедра общей психологии с курсом педагогики РязГМУ.

Вложения:

регламент по олимпиаде в РязГМУ 2016.docx (69.68 kb.)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО К КОНФЕРЕНЦИИ в РязГМУ 2016.docx (74.74 kb.)

Тэги:

психиатрия (142) конференция (75) Рязань (16) психология (19) олимпиада (23)

Центр медицинской психологии

Медицинская психология – конгломерат, которому отведено особое внимание в медицинском центре «Пульс». 

Понятие медицинской психологии довольно неоднозначно интерпретируется рядовыми гражданами. Поясним, что медицинская психология рассматривает область, граничащую между медициной и психологией. Но, при этом она изучает проблемы медицины методами психологии. Клиники медицинской психологии стали привычным делом.

Мы работаем в следующих направлениях:

  • Психологическое консультирование взрослых и детей.
  • Комплексное обследование пациентов: личность, интеллект, мышление, отношения в коллективе, взаимоотношения в семье.
  • Работа с острым горем.
  • Семейные кризисы.
  • Страх медицинского вмешательства.
  • Обучение взаимодействию с психически больным.
  • Тренинги по общению для детей и подростков.
  • Групповая работа с родителями, находящимися в различных стрессовых ситуациях.
  • Агрессивное поведение детей (7-12 лет).

Это лишь малая часть направлений, в которых работают наши специалисты.

Записаться на прием

Использование основных методов медицинской психологии.

Специалисты центра медицинской психологии в своей работе используют такие методы медико-психологического исследования, как наблюдение, беседа, эксперимент. Нужно понимать, что методы исследований соматических больных медицинская психология позаимствовала у психодиагностики, а также общей психологии. При этом оценка адекватности или же девиантности поведения конкретного человека, имеет непосредственное отношение  к психиатрии.  

Если вы обратитесь в нашу клинику на Щукинской, гарантировано получите профессиональную поддержку и полное разрешение проблем

Помимо таких методов, как беседы с больным и наблюдение за их поведением, в нашей клинике используется и тестирование. В частности, для достижения психодиагностических целей широко применяются тесты, выделяющие две главные группы свойств психики: свойства характера личности и свойства интеллекта.

Подчеркнем, что психологические тесты не являются основными при оценке психологических особенностей пациента, а только  дополняют данные клинического обследования пациента, к которым относятся: сбор анамнеза, наблюдение, беседа, сведения клинико-лабораторных исследований.

Практические навыки наших специалистов

К практическим навыкам наших специалистов следует отнести: 

  • Умение проводить психологическое обследование с учетом  возрастной и нозологической специфики.
  • Владение основными экспериментально-психологическими методиками, которые направлены на исследование психических функций, состояний и процессов: мышления, памяти, интеллекта, темперамента, эмоционально-волевой сферы, личности, характера, самосознания, мотивационных характеристик и потребностей.
  • Владение приемами нейропсихологического исследования.
  • Владение компьютерной диагностикой
  • Применение методов психологической коррекции: семейной, индивидуальной, групповой.
  • Владение методами консультирования здоровых с учетом задач психопрофилактики;
  • Владение приемами восстановительного обучения;
  • Владение умениями организации психотерапевтической среды.

Если вы обратитесь в нашу клинику на Щукинской, гарантировано получите профессиональную поддержку и полное разрешение проблем. Мы постоянно совершенствуем методы работы с пациентами и их родными, внедряем новые методики и технологии.

Место психологии в медицине

Решение вопросов практики является «лакмусовой бумажкой» обоснованности теоретических выводов психологической науки. В области психиатрической практики, где раньше всего были внедрены психологические знания, особенно остро проявляется теперь необходимость в разработке теоретических и методологических проблем психологического исследования. Поэтому, в частности, очерки нашей книги в основном будут посвящены именно этому аспекту.

Обратимся к диагностике, составляющей основу медицинской практики. Установление диагноза означает, конечно, отграничение болезни, но такое отграничение не следует понимать как установление некой «номенклатуры» болезней. Например, дифференциальный диагноз между неврозом и неврозоподобной формой шизофрении предполагает различение структуры измененной деятельности больного, структуры его мотивационной сферы, структуры его познавательной деятельности, установок, ценностных ориентаций. Подобное различение, означающее по существу установление структуры дефекта или аномалии личности, зависит от тех теоретических посылок, на которых основывается исследователь. В одних понятиях расцениваются симптомы невроза в классическом фрейдизме, в других — описываются неврозы в работах неофрейдистов или так называемой гуманистической психологии. Иной подход к неврозам существует в отечественной неврологии и психиатрии. От этих теоретических установок зависят меры профилактики, коррекции и психотерапии.

Практика, в данном случае медицинская, всегда неминуемо заставляет психолога осмыслить свои теоретические позиции, проверить, насколько его концептуальный аппарат и используемые методы могут доставить данные, отвечающие на вопросы, поставленные жизнью.

Проблемы взаимоотношения теории и метода неоднозначно решаются в разных областях науки. Решая задачи медицинской практики, психология использует собственные, психологические методы исследования. При этом для осуществления методологической функции психологии небезразлично, каковы методы, с которыми приходит психолог в медицинскую практику. Положение об относительной независимости конкретного метода исследования от исходной теории, возможно, и верно при изучении явлений физического мира, но неприемлемо при изучении явлений психической жизни человека. История психологии наглядно показывает, что трансформация теоретических концепций психологии влекла за собой коренное изменение конкретных методов исследования психических явлений. Так, метод самонаблюдения, развивающийся в русле «психология сознания», уступил место методу так называемого «объективного исследования поведения» в русле бихевиористического направления в психологии. Структура и логика метода исследования в психологии вытекают непосредственно из тех теоретических позиций, с которых исследователь подходит к пониманию природы психического. Таким образом, теоретические и методологические принципы психологии реализуются через те конкретные методы исследования, с помощью которых она решает задачи практики.

Это положение приобретает особую важность при решении психологических задач, выдвигаемых медицинской практикой. Для иллюстрации этого тезиса обратимся снова к задачам диагностики. Известно, что в настоящее время зарубежная психология широко использует метод измерений способностей при решении задач диагностики нарушений психической деятельности. Теоретической основой такого методического подхода, как известно, является функциональная психология, рассматривающая психику человека как совокупность изолированных процессов, способностей, развитие которых сводится к количественному накоплению определенных психических свойств, носящих врожденный характер. Такая позиция противоречит диалектико-материалистическому подходу к анализу природы психического. Основываясь на положении К.Маркса, что «люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания…»  советские психологи (Выготский, Гальперин, Леонтьев, Рубинштейн) показали, что все психические процессы формируются прижизненно по механизму присвоения общечеловеческого опыта в процессе предметной деятельности субъекта, носящей сложный опосредованный характер.

Предметная деятельность, составляющая специфическую человеческую сущность, осуществляющая связь человека с миром, стала объектом изучения в психологии. Такое понимание предмета психологии послужило основой для создания методических приемов и исследования нарушений психики. Если при исследовании измерительными методами выявляются лишь конечные результаты, а вся качественная сторона деятельности испытуемого (процесс работы, мотивы, побудившие человека избрать определенный способ действия, личностные установки) остается за рамками исследования, то психологический эксперимент, базирующийся на положениях отечественной психологии, направлен именно на выявление качественных особенностей психической деятельности субъекта. Если, скажем, речь идет об исследовании нарушений познавательной деятельности, то экспериментальные приемы направляются на то, чтобы выявить, как изменяется у больного процесс приобретения новых знаний, в какой форме искажается возможность использования прошлого опыта, каким образом нарушается процесс целеобразования, как влияют искаженные болезнью мотивы и установки на протекание и строение познавательной деятельности. Если же встает вопрос об исследовании изменений личности больного, то метод ретроспективного анализа жизненного пути больного в сочетании со специальными экспериментальными приемами позволяет установить характер и содержание ведущей деятельности человека до заболевания, выявить преморбидную иерархию мотивов деятельности и то, как она изменялась в ходе болезни.

Качественный анализ деятельности необходим и при решении другого важного раздела медицинской практики — задачи восстановления. В качестве примера возьмем задачу коррекции негативизма больного. Нельзя одним и тем же методом восстановления «снять», например, негативизм подростка и негативизм больного шизофренией. Механизмы этих внешне сходных явлений различны. Негативистское поведение психопатизированного подростка является тем, что Л.С.Выготский называл «симптомом «вторичного обрастания»; оно может быть неудачной компенсацией, проявлением плохой ориентации подростка в мире взрослых, его незащищенности против, возможно, чрезмерных, жестких требований семьи, неадекватным способом самоутверждения, демонстрацией своей самостоятельности. Если негативизм больного шизофренией может тоже являться во многих случаях проявлением мер «психологической защиты», то все же этот симптом обусловлен измененной структурой его личностного смыслообразования, и в этом отношении он стоит ближе к тем симптомам, которые Л. С. Выготский называл «ядерными».

Устанавливая путем качественного анализа синдрома структуру нарушения деятельности, психолог намечает тот или иной путь психолого-педагогического воздействия, необходимого для коррекции деятельности. Реабилитация и диагностическая работа всегда слиты воедино.

Обслуживая практику медицины, мы не только проверяем правильность своих концепций, адекватность методических приемов, но и разрешаем свои собственные психологические проблемы, вскрываем «белые пятна» психологии. Именно при разрешении практических задач психоневрологической практики выявилось, что одним из таких «белых пятен» является психология личности.

Качественный анализ, возможность ретроспективного анализа жизненного пути человека до болезни (анамнез), с одной стороны, и возможность прослеживания текущей жизни больного человека, с другой, позволяют выявить некоторые условия формирования и развития конкретных форм жизнедеятельности человека и вскрыть закономерности его мотивационно-потребностной сферы. Так, например, исследования некоторых форм деградации личности больных алкоголизмом показали, каким образом ситуативно возникающие мотивы могут при определенных условиях переформироваться в устойчивые патологические влечения; все более действенными становятся у них потребности и мотивы, требующие малопосредствованных действий (Братусь, 1974). Исследования больных нервной анорексией, проведенные М.А.Каревой (1975), показали, как при определенных жизненных условиях у девушек-подростков может возникнуть антивитальная деятельность (целенаправленное голодание), «отвязанная от органических потребностей». В ряде работ экспериментально показано, что формирование «аномальной личности» у больных шизофренией происходит вследствие сужения круга мотивов, разрыва их смыслообразующей и побудительной функций (Коченов, 1970; Коченов, Николаева, 1972). Нередко в качестве механизма личностных изменений выступает нарушение подконтрольности поведения, нарушение критической оценки собственных поступков (Зейгарник, 1949; Рубинштейн, 1949; Кожуховская, 1972).

Практика психоневрологической клиники внесла много в понимание познавательных процессов (Поляков, 1974), выявилась роль мотивационного компонента в их строении (Зейгарник, 1962; Тепеницина, 1965; Петренко, 1976; Соколова, 1976).

Интересно отметить, что при анализе патологического материала особенно отчетливо выступает роль возрастного фактора. Так, при искажении содержания ведущей деятельности у подростков не складывается предпосылка для будущей трудовой деятельности (Рубинштейн, Зейгарник и др., 1976; Карева, 1975).
 
Знание всех обнаруженных закономерностей важно не только психологу, но и педагогу, социологу.

Таким образом, практика психоневрологической клиники, обеспечивая возможность исследования аномалий строения и развития человеческих потребностей, мотивов, направленности, выдвигает тем самым на первый план проблему личности, ее нормального и аномального развития, путей се социального и трудового восстановления (С.Я.Рубинштейн и ее сотрудников (1976), работы наших аспирантов и дипломников Реньге, Болдыревой, Матуловой, Рыженкова и др. 1978).

Обращение к патологическому материалу позволяет подойти к сложнейшим проблемам, в частности к проблеме соотношения интеллекта и аффекта. Анализ изменений целеобразования, ослабления побудительной силы намерений у больных с грубыми нарушениями передних отделов головного мозга показал, что эта проблема не может быть разрешена вне проблемы сознания (Зейгарник, 1949; Рубинштейн, 1949). Следует отметить, что еще в 1933 г. Л.С.Выготский в своей статье «Проблема умственной отсталости», критикуя К.Левина за его антиисторический подход к проблеме связи интеллекта и аффекта (1927), писал: «Для осуществления этой задачи в нашем распоряжении имеется только путь критических и теоретических исследований тех клинических и экспериментальных данных, которыми располагает современная наука по этому вопросу» (1935, с. 11). К этой же мысли о значении клинических данных для общетеоретических вопросов Л.С.Выготский вновь возвращается при анализе психологического строения слабоумия при болезни Пика (Выготский, Биренбаум, Самухин, 1934).

Думается, что привлечение материала аномального развития и строения психики для разрешения многих теоретических вопросов психологии остается актуальным и в настоящее время.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, почечных) .

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

При решении этих вопросов, казалось бы строго медицинского характера, вырисовывается круг чисто психологических проблем: это проблема изменения ведущей деятельности; проблема формирования новой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, измененную или распавшуюся в процессе заболевания, иными словами, проблема направленного формирования новых ведущих мотивов, направленного формирования новых целей и ценностных установок, проблема сознания своей болезни, проблема подконтрольности или критичности.

Остановимся вкратце на некоторых из этих проблем.

Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности. При этом для судьбы человека и для его заболевания небезразлично, какая деятельность фрустируется — ведущая или подчиненная. Представляет интерес, что именно в момент тяжелого заболевания и выявляется в полной мере, какая по содержанию деятельность была ведущей для человека.

Встает важный вопрос о замещении ведущей деятельности какой-либо другой, об условиях, необходимых для этого. Возникает проблема защитных механизмов личности, ее компенсаторных возможностей, границах личностной компенсации. Эта проблема мало разработана, хотя актуальность ее очевидна.

Идея личностной защиты, так широко разрабатываемая в западной психологии, в своем наиболее явном психоаналитическом варианте для нас неприемлема. Материал соматической клиники между тем, безусловно, свидетельствует о том, что подобные механизмы (защиты, замещения, опосредования) существуют. Например, широко известен факт игнорирования больными своих тяжелых заболеваний при явной, и, казалось бы, видимой самому больному симптоматике (например, параличи, некоторые проявления онкологических заболеваний, заболевания внутренних органов и др.). В медицинской литературе описана сложная и разнообразная система аргументации и мотивировок, к которым прибегают больные, чтобы лишний раз убедить себя и окружающих в отсутствии болезни. Психологический анализ этих явлений — важная задача психологии личности. Предварительные данные, полученные В. В. Николаевой и ее сотрудниками (1978), показали, что компенсаторные или защитные механизмы тесно связаны по крайней мере с двумя группами явлений: во-первых, с уровнем осознания своей болезни и своего отношения к ней, во-вторых, со структурой деятельности человека (иерархией его мотивов до болезни, степенью их опосредствованности и т.п.).

Напомним, что еще в 1936 г. терапевт Р.А.Лурия писал о разных уровнях осознания больным своей болезни. Исследования позволяют выделить несколько уровней осознания больным собственной болезни: уровень непосредственно-чувственного отражения (болезненные ощущения), уровень эмоциональный (то, что принято называть переживанием болезни), уровень рациональной переработки фактов, связанных с болезнью, а также уровень мотивационный. Удельный вес каждого уровня различен как на разных стадиях одного и того же заболевания, так и при разных болезнях (Зейгарник, Николаева, 1977).

Осознание болезни связано теснейшим образом со строением мотивационной сферы человека до его болезни, с тем, что А. Н.Леонтьев (1975) обозначает как «одно- или «многовершинность» мотивационной сферы». Так, «одновершинность» мотивационной сферы в сочетании с узостью содержания ведущей деятельности может в некоторых случаях привести при тяжелом заболевании к ипохондрическому развитию личности, создать сложности при построении системы замещающей деятельности. В то же время многовершинность мотивационной сферы создает большие возможности для замещения, построения новой ведущей деятельности. Вместе с тем иногда наблюдается и такое явление: при условии неполного осознания болезни широта, многовершинность мотивационной сферы несет в себе опасность некритического отношения к своему состоянию. Некритичность не позволяет заболевшему человеку овладеть своими многочисленными побуждениями, «пожертвовать» некоторыми из них. Таким образом возникает проблема формирования контроля за своим поведением, проблема формирования опосредования.

С этими вопросами тесно связана и проблема внезапных ломок личности под влиянием такого экстремального фактора как неизлечимая болезнь. Наблюдения (Николаева, 1977) показывают, что такие изменения нередки у онкологических больных при внезапном узнавании диагноза; столь же резкие перестройки мотивационной личности возможны у больных, перенесших тяжелую операцию на сердце. Исследование психологических механизмов такой перестройки и ее последствий для жизни человека — одна из задач дальнейшей работы в этой области.

Таким образом, в решении вопросов медицинской практики основными в настоящее время являются проблемы изучения личности, ее компенсаторных возможностей, проблема самосознания, подконтрольности поведения. Дальнейшая разработка этих проблем должна лечь в основу реабилитационных и профилактических мероприятий, в системе которых психолог должен найти свое специфическое место — место профессионального психолога.

Отдел клинической психологии

Руководитель отдела – Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию «Агрессия и агрессивность насильственных преступников». Круг научных интересов: клиническая психология, психология агрессивного поведения, психология виктимности, психология юмора, этнопсихология. Работы С.Н. Ениколопова хорошо известны в нашей стране и за рубежом, неоднократно докладывались на международных и отечественных конференциях. Он автор более 300 научных публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях. Под руководством С.Н. Ениколопова выполнено и защищено 25 кандидатских диссертаций. С.Н. Ениколопов является членом правления Московского отделения Российского общества психологов, членом правления Российского общества психиатров, членом Научно-консультативного совета Следственного комитета РФ, Американской психологической ассоциации (APA), а также членом Международного общества по изучению агрессии (ISRA). С.Н. Ениколопов состоит в редакционной коллегии журналов «Психиатрия», «Медицинская психология в России», «Психология и право», Psychology in Russia: State of the Art, «Психологическая наука и образование psyedu.ru», редакционных советов журналов «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В. М. Бехтерева», «Армянского журнала психического здоровья», «Национального психологического журнала».
 
Психологическая лаборатория была одной из первых в Институте психиатрии АМН. Руководил ею (1945–1962) д.м.н., проф. М.С.Лебединский, психиатр. Основным направлением работы была проблематика изучения патологии речи при различных психических заболеваниях: шизофрении, эпилепсии, органической патологии разной этиологии. В лаборатории были выполнены работы, касавшиеся психологической оценки состояния различных анализаторов при шизофрении. В рамках Института психиатрии М.С. Лебединский возглавил группу специалистов других направлений, руководителей лабораторий: высшей нервной деятельности, биохимии, патоморфологии, электрофизиологии, что послужило прототипом к дальнейшему междисциплинарному подходу. В 1962 году заведующим лабораторией патопсихологии был назначен Ю.Ф. Поляков. Под его руководством была развернута самая крупная в системе здравоохранения страны психологическая служба Среди основных ключевых задач этого периода следует назвать проблему анализа специфики познавательных (когнитивных) нарушений при шизофрении. Разработана проблема психологической квалификации шизофренического дефекта, патопсихологического синдрома и его типологии. Работы лаборатории способствовали распространению новой формы экспериментально-психологических исследований в медицинской психологии. С конца 70-х в лаборатории начали использовать социально-психологические подходы к клиническим практикам и исследованиям, разрабатывались новые психотерапевтические прикладные методы. В дальнейшем существенный вклад в изучаемую проблему внесли достижения когнитивного направления в психологии, в первую очередь исследования когнитивного стиля.
С 1990 г. лабораторией, позже переименованной в отделения пато- и нейропсихологии Института клинической психиатрии ВНЦПЗ, руководила Н.К. Корсакова. В это время начались исследования нейропсихологической синдромологии нарушений когнитивных функций при эндогенных психических расстройствах и активные исследования нейропсихологии больных пожилого возраста. В 1989 г. в Институте профилактической психиатрии ВНЦПЗ была создана лаборатория психосоциальных исследований под руководством С. Н. Ениколопова. В 1998 г. оба отделения были объединены в отдел клинической (с 2007 г. – медицинской) психологии под руководством С.Н. Ениколопова, который возглавляет отдел по настоящее время. В отделе продолжаются ранее выделенные направления исследований и планируются новые работы.
 
Основные направления научной деятельности отдела:

  • изучение структуры личности при эндогенных психозах;
  • исследование психологической характеристики психического дизонтогенеза при шизофрении в возрастном аспекте;
  • выявление психологического аспекта социальных взаимодействий психически больных в процессе их адаптации и выявление факторов дезадаптации;
  • анализ личностного, микросоциального аспекта и психологическая коррекция состояний психической дезадаптации у больных с пограничной психической патологией;
  • исследование познавательных процессов при психической патологии позднего возраста;
  • определение психологических факторов соматизации психических расстройств;
  • изучение микросоциальной среды и психологических факторов, обусловливающих трудности социальных контактов;
  • анализ ценностно-смысловой сферы в аспекте адаптационного потенциала личности;
  • исследование агрессивности и враждебности при различных видах психических расстройств;
  • исследование чувства юмора при различных видах психических расстройств;
  • изучение диагностических и психотерапевтических возможностей когнитивного и психодинамического подходов при лечении различных видов психических расстройств

 
Научные сотрудники:

  • Зверева Наталья Владимировна — ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Казьмина Ольга Юрьевна — ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Мелешко Тамара Константиновна — ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Пятницкий Николай Юрьевич — ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук
  • Трушкина Светлана Валерьевна — ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Абрамова Аида Алексеевна — старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Кузнецова Светлана Олеговна —  старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Ефремов Александр Георгиевич — старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Иванова Елена Михайловна – старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Максимова Мария Юрьевна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских  наук
  • Рассказова Елена Игоревна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских  наук
  • Хромов Антон Игоревич — старший научный сотрудник, кандидат психологических наук
  • Балашева Елена Юрьевна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских  наук
  • Сергиенко Алексей Анатольевич — старший научный сотрудник, кандидат медицинских  наук
  • Стефаненко Екатерина Александровна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских  наук              
  • Воронцова Оксана Юрьевна — научный сотрудник                                   
  • Бойко Ольга Михайловна  — научный сотрудник
  • Зверева Мария Вячеславовна — научный сотрудник
  • Строгова Светлана Евгеньевна — научный сотрудник
  • Медведева Татьяна Игоревна — научный сотрудник
  • Вещикова Милена Игоревна — младший научный сотрудник
  • Шведковский Евгений Феликсович — младший научный сотрудник
  • Любавская Анастасия Александровна — младший научный сотрудник
  • Иванова Полина Олеговна — младший научный сотрудник
  • Атаджикова Юлия Акмурадовна — младший научный сотрудник
  • Байрамова Эрика Эльхамовна — младший научный сотрудник
  • Воронова Светлана Сергеевна — младший научный сотрудник
  • Захарова Ирина Владимировна — лаборант-исследователь

Почему психология важна для медицины?

Психология рассматривается как «мягкий» предмет для многих практикующих врачей. По сравнению с фармакологией, хирургией, неотложной медициной и многими другими областями он относительно нематериален. Но это не значит, что это неважно. В этой статье спрашивается: почему психология важна для медицины?

Поскольку мы в Brainscape являемся разработчиками самого эффективного в мире приложения для карточек для студентов-медиков и медсестер, мы работали с сотнями тысяч пользователей медицинских и медсестринских профессий по всему миру.Мы знаем , что важно знать любому студенту-медику, включая роль психологии.

[Ознакомьтесь с нашей статьей о обязательной привычке для студентов-медиков]

Кроме того, мы уже заметили, насколько важна психология для эффективного обучения. Алгоритм обучения, лежащий в основе нашего приложения с карточками, основан на исследованиях в области психологии и когнитивных наук.

А теперь вернемся к делу.

Психология, как отдельная область, представляет собой настоящую отрасль медицины, основанную на фактических данных и рецензируемых исследованиях. Он использует научный метод, как и любая другая отрасль медицины, чтобы узнать о различных недугах нашего вида и о том, как облегчить или излечить их.

Это также область, которая тесно связана с «более сложными» областями медицины. На самом деле существует тесная связь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. Во многих случаях эти две области — разум и тело — неразделимы для целей диагностики, лечения и исцеления.

Психология в медицине

Итак, почему психология важна для медицины? Этого вопроса недостаточно.Частично это может быть связано с различием между психологами и психиатрами .

Суффикс «-иатрия» относится к медицинскому лечению, и поэтому психиатры — это врачи, которые прошли медицинский факультет и часто практикуют в условиях больницы. Психологи, с другой стороны, не имеют такой подготовки и часто практикуют вне клиник или небольших практик. Психологи не могут назначать лекарства (в большинстве юрисдикций), и поэтому их могут рассматривать как «менее серьезные», чем врачи и психиатры.

В прошлом негативное восприятие психологии в медицинских учреждениях препятствовало распространению жизненно важного психологического тренинга. Но медицинские вузы все чаще осознают важность обучения будущих практикующих врачей психологическим вопросам.

Использование психологии в обычной медицинской практике

В учреждениях первичной медико-санитарной помощи эти навыки имеют решающее значение. Курение, злоупотребление наркотиками и алкоголем, расстройства пищевого поведения и ожирение, депрессия, шизофрения, психические расстройства и взаимодействие всех этих психологических проблем чрезвычайно важны для понимания и лечения проблем со здоровьем среди населения в целом.

Даже специалистам было бы полезно иметь базовые знания в области психологии и общих психических расстройств. Из-за того, что в прошлом этим вопросам уделялось мало внимания, вполне вероятно, что многие пациенты, которые по той или иной причине попадают к специалистам, могут иметь скрытые недиагностированные психологические состояния, которые усугубляют их проблемы со здоровьем.

Профилактическая помощь

Возможно, одной из причин того, что психология в прошлом недооценивалась, является превентивный характер большей части психиатрической помощи.Чаще всего врачи могут посещать только психиатрических пациентов, проблемы которых переросли в причинение вреда организму или серьезное нарушение нормального функционирования.

Но профилактическая помощь, включая психологическую оценку и лечение, также является приоритетом для врачей. Пациенты, получающие профилактическую помощь, имеют лучшие результаты в отношении здоровья при более низких затратах и ​​меньшем риске осложнений и текущих проблем. Тот факт, что проблема носит психологический характер, не означает, что профилактическая помощь менее возможна.

Основы психологии

Для практикующих врачей всех видов одной критической проблемой является общение между врачом и пациентом: как лучше всего организовать передачу потенциально изменяющих жизнь медицинских знаний. Даже в ситуациях с небольшими ставками понимание психологии пациента может дать ключевое представление о лучших мотивах и методах укрепления его здоровья. Это часть прикроватной манеры, и обычно ее недооценивают.Хорошие коммуникативные навыки необходимы медицине, и понимание психологии действительно может помочь развить этот талант.

Медицина, основанная на подходе тела и разума

Из этой статьи вы должны сделать вывод: медицина и психология идут рука об руку. Медицинским работникам, студентам и всем людям, интересующимся психологией и психиатрией, было бы хорошо изучить эту область.

И поскольку есть так много информации о психологии, лучшие студенты-медики, как правило, изучают ее наиболее эффективно эффективно , так что они могут сэкономить драгоценное время и сосредоточиться на более «медицинских» частях своего обучения.Именно здесь на помощь приходит приложение для адаптивных карточек Brainscape.

Даже если вы только учитесь на MCAT перед медицинской школой , Brainscape может помочь вам расширить свои знания и понять наши карточки по психологии. Просто сделайте раунд карточек в перерывах между изучением медицины! У нас также есть карточки для GRE Psychology, AP Psychology и даже Psychology 101 для большинства вводных психологических классов.

Так что ускорьте свои психологические исследования, и вы будете лучше подготовлены к совершенствованию своей конечной манеры поведения у постели, радара эффекта плацебо и других важных навыков работы с людьми, необходимых для преуспевания в качестве врача!

границ | Нет медицины без психологии: ключевая роль психологического вклада в клиническую практику

Уже в 1945 г. в научном сообществе были объявлены большие надежды на клиническую психологию: «Никогда прежде в истории приложения психологической науки не были так востребованы, как в раздираемом войной мире… Вторая мировая война подняла психиатрию, и в меньшей степени. психологии, до статуса основной оговорки более старых «чистых» наук … Все громче звучат требования сближения всех психологических наук, чтобы они гармонично сотрудничали в единой атаке на проблему здорового образа жизни человека … Клиническая психология признала и приняла вызов.»(Область клинической психологии, 1945 г. , п. 1). Но после такого великолепного начала клиническая психология столкнулась с серьезными трудностями при сохранении определенной роли в этой области: «Содержание учебных программ по клинической психологии и профессиональные практики . .. стали настолько разнообразными и обширными, что термин клиническая психология, возможно, теряет свое номинальное значение. … Таким образом, если клиническая психология не находится под угрозой исчезновения, ее контуры стали настолько размытыми, а границы — настолько проницаемыми, что, пока имя остается, связность и самобытность, присущие этому имени, в значительной степени исчезли »(Levy, 1984 , стр.486–494).

Несмотря на эти прошлые проблемы, в настоящее время клиническая психология нашла множество различных применений, включая такие вмешательства, как психологическая оценка, психологическая поддержка, психотерапия, консультирование, реабилитационная психология, нейропсихология и т. Д. В традиционных клинических условиях (государственные и частные больницы, клиники, услуги, лаборатории и т. д.) и инновационные клинические учреждения (удаленные амбулаторные клиники, дистанционное здравоохранение и электронное здравоохранение). Уже в 1956 году журнал TIME (дек.24, 1956), несколько провокационно отмечал, что одна медицина была бы «душой без психологии», и поэтому сегодня нет области медицины без соответствующей области в клинической психологии: психокардиология, психоонкология, психогериатрия — это только три. примеры такого значительного распространения психологии в клинических условиях, которые ранее традиционно ограничивались биомедицинским вмешательством.

Клиническая психология также получила важное признание с точки зрения ее права и необходимости правильной реализации и финансирования: «В « Содействие здоровью: стратегии вмешательства на основе социальных и поведенческих исследований » (Smedley and Syme, 2000). ), МОМ — Институт медицины — подробно остановился на перспективных областях социальных наук и поведенческих исследований, которые улучшат здоровье населения: подавляющее большинство национальных ресурсов медицинских исследований традиционно направлялось на биомедицинские исследования с менее чем 5%. из примерно 1 триллиона долларов, ежегодно расходуемых в стране на здравоохранение, направляются на снижение рисков, связанных с предотвратимыми состояниями.Однако сами по себе биомедицинские исследования не могут решить наиболее серьезные проблемы улучшения здоровья населения в новом столетии. Поведенческие и социальные вмешательства открывают большие перспективы для снижения заболеваемости и смертности от болезней, но пока что их потенциал был относительно слабо реализован »(DeLeon et al., 2003 , п. 557).

Чтобы лучше использовать свою скрытую силу, клиническая психология должна создать более плодотворный союз с медициной, «сопровождая» ее во всех клинических действиях и занимая научную позицию.Руководства, протоколы, исследования с использованием доказательного подхода требуются во всех психологических областях, связанных с лечением основных органических и психических заболеваний: больше места необходимо посвятить доказательной практике в клинической психологии и эмпирически обоснованным психологическим методам лечения.

Таким образом, после предупреждения Lancet «Нет здоровья без психического здоровья» (Prince et al., 2007 ), нужен новый посыл: «Нет медицины без психологии». ДеЛеон, П. Х., Хагглунд, К.Дж., Рагуза, С. А., и Саммонс, М. Т. (2003). Расширяющиеся роли психологов в двадцать первом веке. В Справочнике по психологии: клиническая психология, Vol. 8, Г. Стрикер и Т. А. Видигер, редакторы (Хобокен, Нью-Джерси, Джон Уайли и сыновья), стр. 551–568. Леви, Л. Х. (1984). Метаморфозы клинической психологии. К новой хартии психологии социальных услуг. Am. Psychol. 39, 486–494. Принс М., Патель В., Саксена С., Май М., Маселко Дж., Филлипс М. Р. и Рахман А.(2007). Нет здоровья без психического здоровья. Ланцет 370, 859–877. Смедли Б. Д. и Сайм С. Л. (редакторы) (2000). Содействие здоровью: стратегии вмешательства на основе социальных и поведенческих исследований. Вашингтон, округ Колумбия, Национальная академия прессы. Область клинической психологии (1945). J. Clin. Психол . 1, 1–20.

Как стать медицинским психологом — полное руководство

Кто такой медицинский психолог?

Обычно во время лечения человека может возникнуть необходимость в использовании психотерапевтических процессов.Медицинский психолог — это профессионал, который может диагностировать и лечить заболевания, проявляющие психологические и физиологические симптомы. Их обучают тому, как психологические параметры болезни могут влиять на физическое благополучие человека.

Таким образом, медицинские психологи специализируются в следующих областях:

  • Психотерапия — помогает пациенту справиться с психологическими проблемами, возникающими в результате определенного вида недуга. Это особенно важно для онкологических больных.
  • Поведенческое лечение — разработка стратегий, которые помогут пациенту развить позитивный настрой и улучшить механизмы преодоления стресса для общего здоровья человека.
  • Назначение лечения тем больным, у которых могут быть проблемы с психическим здоровьем; будь то в результате физического состояния или нет. Это потому, что у них также есть медицинское образование.
  • Обезболивание — медицинский психолог также помогает пациентам переносить боль, которая может быть вызвана болезнью или дискомфортом, возникающим в результате использования определенного вида лекарств.Некоторые из используемых здесь методов — это техники гипноза и релаксации.

Где работает медицинский психолог?

  • С исследовательскими центрами, в которых проводятся исследования с целью улучшения способов управления взаимосвязями, которые могут существовать между физическими и психологическими аспектами болезни.
  • В медицинских учреждениях, больницах или других медицинских центрах, где лечатся нуждающимся.
  • Оказание консультационных услуг другим психологам, которые могут не иметь медицинских преимуществ, которыми обладает этот профессионал.

Какое образование необходимо для того, чтобы стать медицинским психологом?

После окончания средней школы необходимо пройти комплексное обучение, которое откроет путь к карьере в области медицинской психологии. Обычно есть два пути, по которым можно осуществить мечту в этой области. Первый способ — пройти медицинский вуз и таким образом получить лицензию на работу в области медицины. В качестве альтернативы можно воспользоваться подходом к получению степени доктора философии. в психологии или доктором психологии, психологии.В некоторых случаях может потребоваться получить степень магистра или даже сертификат по психофармакологии.

Связанные : Как стать психологом боли

Хотя есть много колледжей, которые предлагают курсы психологии, для медицинской психологии дисциплина изучается в учреждении, которое специализируется на ней. Следовательно, для студента, желающего продолжить эту карьерную линию, будет необходима докторская программа в колледже, которая специализируется на этом. Кроме того, студенты могут изучать медицинскую психологию как программу, интегрированную в программу медицинского образования, которую они проводят.

Существует ряд преподаваемых курсов, таких как патология развития и нейробиология. Также преподаются расстройства поведения, а также занятия по психиатрии. Кроме того, вы также узнаете множество медицинских процедур, которые связаны с исполнением служебных обязанностей.

Продолжительность, необходимая для успешного завершения таких исследований, составляет примерно семь лет. Таким образом, перед тем, как приступить к этому исследованию, необходимо оценить способности и страсть к этому карьерному пути.

Требования к лицензированию и сертификации

Как и в любой другой области психологии, для практики требуется соответствующая лицензия.Докторантура в области медицинской психологии и стажировка под руководством давали лицензию, необходимую для практики.

Американскому совету по медицинской психологии необходимо будет предоставить доказательства прохождения докторантуры, а для получения сертификата нужно будет сдать экзамен.

Каковы перспективы работы для медицинских психологов?

Перспектива этой профессии выглядит многообещающей. Как и в случае с другими отраслями психологии, Министерство труда США прогнозирует значительный рост спроса на этих специалистов.Медицинский психолог будет нужен больше, чем когда-либо, из-за тенденций в медицине, чтобы учитывать психологические последствия болезней.

Какая зарплата медицинского психолога?

Согласно данным Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата медицинского психолога составляет 72 540 долларов. Получается, что почасовая ставка составляет 34,87 доллара. Конечно, есть ряд льгот, таких как пенсионные планы и пакеты страхования жизни. Существуют также различные другие факторы, которые определяют размер заработка.Местоположение — один из этих факторов. Например, практикующие в Нью-Йорке, как правило, зарабатывают больше, чем те, кто работает в Лас-Вегасе.

Дополнительная литература

Использование психологии для повышения удовлетворенности пациентов

Сегодня я буду применять более активный подход и расскажу, как мы можем предотвратить плохие отзывы, в первую очередь, используя психологические методы глубокого слушания и эмоциональной проверки для развития сочувствия и улучшения удовлетворенность пациентов.

Даже когда мы проводим много времени с нашими пациентами или делаем что-то действительно важное для них, например, ставим критический диагноз или, черт возьми, даже спасая их жизни, пациенты могут покинуть свой визит, чувствуя себя неудовлетворенными. Это может сильно расстраивать нас, поскольку мы изо всех сил стараемся заботиться о пациенте и просто не можем понять, что пошло не так.

Что еще более важно, чувство неспособности сделать пациентов счастливыми приводит к выгоранию врача. Врачи, которые получают отрицательные отзывы от пациентов, могут начать ощущать недостаток достижений в своей работе или ощущение, что то, что они делают, не имеет значения. У них также могут появиться негативные чувства по отношению к пациентам, что может вызвать цинизм и отстраненность.

Хорошая новость заключается в том, что есть простой способ улучшить удовлетворенность пациентов — и, в свою очередь, повысить нашу собственную удовлетворенность как врачей. И нет, это не означает, что все пациенты нуждаются в антибиотиках или обезболивающих. Ключ в том, чтобы научиться помогать пациентам чувствовать, что их слышат и понимают, что мы можем сделать с помощью психологии.

Что вызывает недовольство пациентов?

Самая большая причина неудовлетворенности возникает, когда пациенты выходят из офиса, не чувствуя, что врач действительно их слушает.

К сожалению, иногда врачи по незнанию производят такое впечатление на своих пациентов. Хотя мы можем слушать, это не всегда может быть очевидно для наших пациентов, когда мы нажимаем на клавиатуре и прокручиваем экраны компьютеров. А с ростом требований к электронным медицинским записям, компьютеризированному вводу приказов врача и обязательным флажкам мы можем настолько отвлекаться на нашу роль клерков по вводу данных и продавцов бумаги, что иногда теряем концентрацию.

Возвращая наше внимание к пациенту — по крайней мере, в начале визита — мы можем значительно повысить уровень удовлетворенности пациентов.Бонус в том, что, когда мы сосредоточимся на построении отношений с нашими пациентами, мы обнаружим, что получаем от них необходимую информацию быстрее, а наши посещения офиса становятся более эффективными.

Проявите сочувствие

Ключ к удовлетворению пациентов — это научиться проявлять сочувствие — вы понимаете их заботы и заботитесь. Большинство врачей действительно заботятся о своих пациентах, но не все от природы умеют проявлять сочувствие, чтобы пациенты чувствовали, что о них заботятся и понимают.

Самый простой способ проявить сочувствие — начать с улыбки. Даже если вы не чувствуете себя счастливым, все равно улыбайтесь. Психология показывает нам, что эмоции заразительны, поэтому, когда вы улыбаетесь пациентам, даже коротко улыбнувшись, они автоматически улыбаются в ответ. Уже одно это сделает их более желанными и счастливыми.

Затем займитесь небольшим физическим взаимодействием с пациентом. Пожать руки. Коснитесь их плечом или локтем. Было показано, что этот тип выразительного прикосновения улучшает взаимодействие между врачами и пациентами.

Сядьте на одном уровне с пациентом и посмотрите ему в глаза. Потратьте всего несколько минут на светскую беседу, прежде чем начать прокрутку на компьютере — это помогает наладить связь, которая может помочь пациенту быстрее открыться, когда вы начнете обсуждать проблемы со здоровьем. Вы можете спросить о семье или увлечениях пациента, планах на отпуск или даже просто поговорить о погоде.

Когда вы начинаете говорить о медицинских проблемах пациента, внимательно слушайте его и демонстрируйте, что вы слушаете, уделяя пациенту все свое и всестороннее внимание.Это может быть очень сложно с EHR — но, по крайней мере, во время вводных заявлений пациента даже не смотрите на компьютер!

Когда пациент начинает описывать проблемы или симптомы, не перебивайте, чтобы пациент чувствовал себя полностью услышанным. Используйте приемы активного слушания, такие как зрительный контакт, наклоны вперед и словесные сигналы («да…», «продолжайте…», «ага…»), чтобы показать, что вы слушаете. Повторите то, что вам говорит пациент, чтобы продемонстрировать, что вы слышали и понимали сказанное.

Теперь я знаю, о чем вы думаете.

«Я не могу сидеть и слушать все , что мне говорит пациент! Я буду там весь день! »

Во-первых, вы можете быть удивлены тем, как быстро ваш пациент заканчивает говорить, если вы просто позволяете ему говорить, не перебивая. Исследования показывают, что средний пациент заканчивает говорить за 92 секунды, а большинство пациентов — за две минуты.

Также имейте в виду, что вам не нужно сегодня действовать в соответствии со всем, что вам говорит пациент.Вы должны просто признать, что слышали беспокойство пациента, и сказать, что понимаете.

Используйте эмоциональное отражение и подтверждение

Представьте, что вы видите пациента с основной жалобой на боль в животе. Когда вы обращаетесь к боли в животе, пациент затем говорит: «О, кстати, доктор, у меня также очень странная боль в ноге».

Если вы проигнорируете эту «дополнительную» жалобу, даже если вы решите их основную проблему — абдоминальную проблему, пациент может уйти с жалобой на того «плохого врача», который ничего не сделал, чтобы ему помочь (потому что вы не справились с их болью в ногах).С другой стороны, если вы потратите время на то, чтобы справиться с их болью в ногах, теперь вы отстаете от своего следующего пациента, который будет расстроен из-за вас. Это безвыходная ситуация!

Но выход есть! Вы можете быстро помочь пациенту почувствовать себя услышанным и понятым, не занимая много времени, используя психологическую технику эмоционального отражения и подтверждения.

Вот что вы делаете: просто повторяйте снова беспокойство, которое выразил пациент, проверяйте, нет ли разъяснений (давая понять, что вы понимаете), и проявите сочувствие, признав беспокойство пациента.Затем верните пациента к основной проблеме (в данном случае к боли в животе).

Начните с повторения беспокойства пациента.

Доктор: «Вы говорите, что у вас действительно странная боль в ноге?»

Пациент может ответить: «Да, это приходит и уходит. Но сейчас его там нет.

Снова повторите слова пациента и попросите разъяснений.

Доктор: «Итак, боль приходит и уходит, но ее сейчас нет, верно?»

Пациент: «Да, сейчас меня это не беспокоит.

Проявите сочувствие, подтвердив беспокойство пациента.

Доктор: (с выражением искренней озабоченности) «Боль, которая приходит и уходит, может расстраивать — я уверен, что это должно быть неудобно, когда это происходит. Но поскольку ваша нога сейчас не болит, а живот болит, давайте сосредоточимся на этой области. Мы можем назначить еще одну встречу, чтобы обсудить вашу боль в ноге ».

Ключ к этой технике — повторение того, что говорит пациент при проверке, чтобы он чувствовал себя услышанным и понятым, даже если вы не действуете с медицинской точки зрения на основании предлагаемой информации прямо в этот момент.

Эмоциональное отражение и проверка могут быть особенно полезны при работе с эмоционально заряженными ситуациями или трудными пациентами, которые мы рассмотрим подробнее в следующей статье этой серии.

Ребекка Бернард — семейный врач и автор книги Physician Wellness: The Rock Star Doctor’s Guide. Измени свое мышление, улучши свою жизнь . С ней можно связаться по адресу: Rebekah Bernard, MD.

Программа и приложение «Психология и медицина»

Большое спасибо за ваш интерес к программе постдокторантуры по психологии и медицине.

Срок подачи заявок для кандидатов, начинающийся в сентябре 2021 года, закрыт. Мы возобновим прием заявок в декабре 2021 года для кандидатов, начиная с сентября 2022 года. Приглашаются недопредставленные меньшинства.

Если у вас есть какие-либо вопросы о нашей программе, отправьте нам электронное письмо или позвоните по телефону (415-476-7285).

Описание программы и порядок приема

Программный фокус. Эта программа постдокторантуры, финансируемая NIMH, обучает исследователей связывать основные психологические теории и исследования с профилактикой и лечением болезней.Есть две области, и обе области пересекаются с учетом расовых / этнических различий в психических и физических заболеваниях и механизмов, с помощью которых они возникают. Это две области: (1) Поведение, связанное со здоровьем: сотрудники в этой области сосредоточены на исследованиях, изучающих процессы сна, приема пищи, физических упражнений и рискованного поведения, чтобы понять и изменить поведение, связанное с риском для здоровья. (2) Стресс, депрессия, психобиология и болезни: сотрудники в этой области сосредоточены на теоретических и биологических подходах к изучению стресса и других аффективных состояний, которые могут способствовать ухудшению физического или психического здоровья.Акцент делается на подходах к продолжительности жизни, особенно на процессах развития как на критическом периоде. Мы подчеркиваем общие пути к множественным исходам заболеваний, особенно психическим и физическим заболеваниям.

Структура программы. научных сотрудника будут назначены на два года. В некоторых случаях возможен дополнительный третий год. Ожидается, что около одной трети времени стипендиат будет проводить на официальных семинарах. Все стипендиаты проходят базовый курс по биологии и аффективной науке и семинар по исследовательскому процессу в оба года стипендии, а также могут посещать другие курсы и семинары.Остальные две трети времени стипендиаты будут проводить исследования. Стипендиаты будут участвовать в исследовательской лаборатории наставника своего факультета и разработают собственное исследование или будут работать с наставником факультета над вторичным анализом данных.

Факультет. В нашей программе 25 преподавателей (3 факультета содиректора, 6 факультетов лидерства, 16 преподавателей / наставников), включая психологов, психиатров, терапевтов, педиатров, социологов и биостатистов. Ожидается, что стипендиаты будут работать с основным наставником из числа преподавателей.

Стипендия. Уровни стипендий устанавливаются NIMH и зависят от многолетнего опыта работы.

Порядок приема

Квалификация. Программа предназначена в первую очередь для психологов и психиатров с докторской степенью и / или докторами медицины, которые имеют прочную основу в теории и методах и ищут возможность углубить и / или расширить свои исследовательские навыки. Чтобы претендовать на этот грант, финансируемый из федерального бюджета, заявитель должен быть гражданином США, гражданином негражданином или иностранным гражданином, имеющим визу, разрешающую постоянное проживание в США.S .; наличие временной или студенческой визы не допускается в рамках данного гранта. Однако мы были бы рады рассмотреть заявки неграждан, если кандидаты смогут найти финансирование индивидуально через собственное правительство или другие источники.

Заявление. Срок подачи заявок на кандидатов, начинающийся в сентябре 2021 года, закрыт. Мы возобновим прием заявок в декабре 2021 года для кандидатов, начиная с сентября 2022 года. Кандидаты должны отправить текущую биографию и исследовательское заключение с описанием (1) вашего образовательного и исследовательского опыта, (2) областей интересов и (3) того, что вы хотели бы хотели бы добиться в своей постдокторской подготовке.Эти документы можно отправить в виде вложений в формате PDF по электронной почте на адрес [электронная почта защищена].

Кандидатам также следует организовать отправку трех рекомендательных писем непосредственно нам от рефери. Рецензенты могут отправлять их по электронной почте в виде вложений в формате PDF на адрес [электронная почта защищена]. Рекомендательные письма по электронной почте должны иметь цифровую подпись реферера и отправляться с адреса электронной почты реферера.

Процесс проверки. Вскоре после даты окончания приема заявок 18 января 2021 года мы рассмотрим все заявки, определим наиболее конкурентоспособных кандидатов и проведем телефонные / увеличенные интервью для принятия окончательных решений и определения подходящих наставников для преподавателей.Окончательные решения будут приниматься на основе силы кандидата, его соответствия программе и соблюдения баланса интересов стипендиатов.

Стипендиаты

должны начать программу к сентябрю 2021 года и должны иметь к этому моменту степень доктора философии или доктора медицины и иметь подтверждающую документацию.

Факультет психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско считает одним из своих основных приоритетов подготовку женщин и представителей меньшинств для академической карьеры.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Рассел Хейман
Ассистент программы
Программа стипендий по психологии здоровья
Калифорнийский университет, Сан-Франциско
3333 California Street, Ste. 465
Сан-Франциско, Калифорния 94143-0848

Электронная почта: [электронная почта защищена]
Тел .: 415.476.7285
Факс: 415.476.7744

Консультации по вопросам психологии и подготовки к медицине | Университет Огайо

Возможные карьерные возможности

Действия для студентов

Вот что студенты могут сделать, чтобы стать более вовлеченными в психологическую подготовку к медицине или узнать о профессии:

  1. Посетите веб-сайты Американской медицинской ассоциации и Ассоциации американских медицинских колледжей, чтобы узнать больше о медицинском образовании и медицинской карьере.
  2. Посетите веб-сайт Американской психиатрической ассоциации, чтобы узнать больше о психиатрии как специальности.
  3. Волонтер в больницах или других медицинских учреждениях.
  4. Назначьте встречу с врачом, чтобы обсудить медицинскую профессию.

Что такое премедицинская психология?

Цель курса «Психология перед медициной» состоит в том, чтобы предоставить студентам всесторонний опыт в области психологии, обеспечивая при этом, чтобы студенты, которые хотят стать врачами, выполнили необходимые предварительные условия для поступления в медицинскую школу.

Психология — логичный предмет для тех, кто хочет работать в области медицины. Во-первых, врачи постоянно взаимодействуют с клиентами и заботятся о людях, как психологи. Кроме того, пациенты часто обращаются к терапевтам, когда сталкиваются с психологическими проблемами, поэтому врачам полезно понимать психологические проблемы и то, когда людей следует направлять в психологические службы. Наконец, для того, чтобы стать психиатром, требуется медицинская школа.Подобно психологам, психиатры озабочены профилактикой, диагностикой и лечением психических заболеваний. Однако, в отличие от психологов, они также врачи, которые могут прописать клиентам лекарства.

После того, как студент получит степень бакалавра, он будет подавать заявление в медицинский вуз. Медицинская школа обычно длится четыре года. После этого обучения следует от трех до семи лет резидентуры для дальнейшего развития навыков врача. Психиатрическая ординатура составляет четыре года.

Чтобы заниматься медицинской практикой, врач должен не только получить медицинскую степень в аккредитованной медицинской школе, но и сдать национальный лицензионный экзамен, а затем выполнить лицензионные требования штата, в котором врач желает заниматься медицинской практикой.

Требования к программе бакалавриата

Студенты, которые заинтересованы в карьере в области доврачебной психологии, должны обязательно работать с консультантом, чтобы разработать академический план, соответствующий их интересам.План должен вести к завершению курсовой работы, необходимой для поступления в медицинский вуз.

Требования к университетам и колледжам

В дополнение к предложениям по подготовительной психологии, обязательно выполните все остальные требования университета и колледжа, включая требование иностранного языка.

Персонал центра рекомендует начинать изучение иностранного языка в первый год обучения. ПРИМЕЧАНИЕ. Студенты могут начать с класса выше 1110 в зависимости от результатов тестирования по иностранному языку.Возможно размещение вне требования иностранного языка. Поэтому рекомендуется, чтобы учащиеся прошли вступительный тест по любому иностранному языку, полученному в старшей школе.

Обязательные курсы психологии

Рекомендуемые курсы для психологической предмедицинской подготовки

Рекомендуемое расписание на первый год
  • ХИМ 1510, 1520 Основы химии (8)
  • BIOS 1700, 1705, 1710, 1715 Биологические науки I и II (10)
  • ENG 1510 Английский состав (3)
  • PSY 1010 Общая психология (3) *
  • PSY 2110 Статистика для Beh Sciences (4) *
  • PSY 2120 Методы исследования (4) *
Рекомендуемое расписание на второй год
  • MATH 2301 Исчисление I (4)
  • CHEM 3050, 3060, 3080 Органическая химия (6)
  • BIOS 3200 Основы биологии клетки животных (3)
  • BIOS 3100 Общая генетика (3)
  • PHIL 1300 Введение в этику (3)
Рекомендуемое расписание на третий год
  • PHYS 2001, 2002 Введение в физику (8)
  • BIOS 3010, 3015 Анатомия человека (4)
  • BIOS 3450, 3455 Физиология человека (5)
  • BIOS 4630 Биологическая химия (3)
Дополнительные курсы психологии
  • PSY 2210 Физиологическая психология (3) *
  • PSY 2310 Когнитивная психология (3) *
  • PSY 2410 Психология детей и подростков (3) *
  • PSY 2510 Социальная психология (3) *
  • PSY 2710 Аномальная психология (3) *

* Необходимые курсы психологии B.A. Кроме того, необходимы три дополнительных курса психологии на уровне 3000 или выше (за исключением 3910, 3920, 3940, 4930, 4970H, 3970T, 3980T, 4970T, 4980T, 4980H, 4990H).

Рекомендуемые дополнительные курсы

Студенты должны выбрать дополнительные курсы, которые сосредоточены на их конкретной области интересов для медицинского вуза. Студентам также предлагается изучить конкретные предпосылки для медицинских школ, в которые они планируют подавать документы.

  • BIOS 3210 Общая микробиология (4)
  • BIOS 3420 Принципы физиологии (5)
  • BIOS 4070 Биология развития (3)
  • BIOS 4130, 4135 Human Nueroscience + Lab (4)
  • BIOS 4140 Молекулярная и клеточная неврология (3)
  • BIOS 4240 Вирусология (3)
  • BIOS 4260 Молекулярная генетика (3)
  • BIOS 4500 Принципы эндокринологии (3)
  • BIOS 4860, 4865 Иммунология + лаборатория (3)
  • SOC 1000 Введение в социологию (3)
  • SW 1000 Введение в социальную работу и социальное обеспечение (3)
  • HLTH 2300 Медицинская терминология (3)

Рекомендуемые дополнительные курсы психологии

  • PSY 3240 Психофизиология человека (3)
  • PSY 3250 Психология здоровья и болезней (3)
  • PSY 3420 Взросление и старение (3)
  • PSY 3710 Введение в клиническую практику и консультирование (3)

Примечание: обязательно проверьте предварительные требования для всех курсовых работ.

Волонтерских часов

Большинство медицинских школ требуют от студентов прохождения волонтерских часов до подачи заявки на участие в программе. Перед старшим курсом студенты должны проверить требования к поступающим на интересующие их программы.

Полевые работы и исследования в области психологии

Настоятельно рекомендуется, чтобы студенты, интересующиеся подготовительной психологией, участвовали в исследованиях в психологической лаборатории и занимались полевыми исследованиями в условиях, связанных с конкретной областью интересов студента.

Есть ли работа, которая смешивает психол…

Привет, Рама,
Это зависит от того, каковы именно ваши интересы, когда дело касается медицинской стороны этого вопроса. Есть много способов попасть в медицинскую сферу: стать исследователем, врачом или медсестрой, торговым представителем фармацевтической отрасли или работать в любом другом медицинском секторе. Однако у меня есть две конкретные идеи, исходя из того, как вы задали свой вопрос.

Психиатр: Психиатры посещают медицинский институт и обучаются механике того, как мы понимаем работу мозга с биохимической точки зрения.Это означает изучение того, как депрессия может быть вызвана снижением активности рецепторов серотонина у пациентов или применением бензодиазепинов для лечения тревоги. На практике разница между психологом и психиатром заключается в том, что психиатры имеют право выписывать рецепты. В то время как психологи обычно работают с пациентами посредством разговорной терапии и более «мягких» медицинских вмешательств, психиатры работают с пациентами, чтобы помочь им сбалансировать их нейрохимию, чтобы они могли функционировать более полно и счастливо.Им также необходимо проводить различие между пациентами, которым требуется фармацевтическое вмешательство, и пациентами, которым оно не требуется, что зачастую является самым трудным решением.

Нейрохирург: Как вы, наверное, понимаете по имени, это человек, который выполняет операцию на головном мозге пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

С какого возраста дети помнят себя: Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Вт Авг 24 , 2021
Содержание Почему мы не помним себя в младенческом возрастеВоображаемые событияПочему мы не помним себя в младенчестве?Почему мы не помним себя во младенчестве | Наука | ИноСМИС какого возраста дети помнят себя и события | Ира-психолог МираПочему мы так плохо помним детство? | МатеринствоСуществует ли внутриутробная память? | СЕМЬЯ | СЕМЬЯТакое […]