Социальная сфера жизни: Урок 3: Социальная сфера общества – Социальная сфера общества — урок. Обществознание, 8 класс.

Содержание

Социальная сфера общества — урок. Обществознание, 8 класс.

Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству различных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т. д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включён, а также взаимодействием внутри групп и между группами.

 

Обрати внимание!

Можно утверждать, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Ключевым понятием социальной сферы общества является социальная структура.

 

Существует широкое и узкое понимание социальной структуры общества.

  

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным жизненно важным признакам.

 

Социальная структура в узком смысле слова — это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоёв и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

 

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической эпохе свойственна своя социальная структура как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль.

 

В социальную структуру общества входят:

  • социальные группы;

  • социальные классы;

  • социальные слои;

  • социальные страты.

Группа — совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, воспринимаемая другими как некое сообщество.

 

Классы — большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов.

Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои — это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта — социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру — тип профессии, уровень дохода и т. п.

Социальную сферу общества можно представить ещё в двух смыслах:

  

В широком смысле социальная сфера — это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь. В этом значении охватываются все слои общества.

  

В узком смысле социальная сфера подразумевает только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеров, инвалидов, безработных, малообеспеченных, многодетных, органы социальной защиты и социального обеспечения. В этом значении к социальной сфере относятся, как правило, беднейшие слои общества.

 

Социальная сфера и ее значение в жизни общества

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» — это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях:

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Конспект по обществознанию на тему «Социальная сфера жизни общества»

Социальная сфера жизни общества.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова – это социально — классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально — классовая. Социально — классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально — экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому — либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п. Понятие «класс» при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.

Понятие «класс» (лат. «разряд») появилось в Древнем Риме. Позже этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. В домарксовой философии одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия; различия в уровне дохода, в имущественном положении; различие положения в обществе, обусловленное волей Божьей; теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими (Дюринг и др. ).

Маркс разработал материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально — философской картине общественного развития.

Развернутое определение классов дал Ленин. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Основные признаки класса:

место в исторически определенной системе общественного производства;

отношение к средствам производства;

роль в общественной организации труда;

способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Во всех общественно-экономических формациях существуют основные(обусловленные данным способом производства) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т. д. Помимо этого в социальной структуре, в широком смысле этого слова, важную роль играют демографические группы (молодежь и т. п. ). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда).

Экономические условия существования классов, их место в системе общественного производства определяют интересы классов. Классовый интерес – это объективное отношение класса к существующему способу производства, общественному и государственному строю. Несовпадение коренных интересов классов – источником борьбы между ними.

На протяжении развития многих общественно — экономических формаций происходила классовая борьба. Наряду с др. объективными причинами она способствовала продвижению общества по пути прогресса. Классовая борьба происходит в различных формах: экономической, политической, идеологической.

Социальная сфера общества — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Элементы социальной структуры общества

Территориальная

Приобретение территориальной общности устойчивого характера непосредственно связано с социальной жизнью людей в определённом пространстве. Например, это означает связанность форм собственности с селом, посёлком и городом, организацией власти и деятельностью разнообразных инфраструктур.

Демографическая

В демографический фактор социальной сферы входят рождаемость, смертность, соотношение полов, изучение половозрастного состава, учёт степени увеличения населения, а также деятельность институтов управления в этой сфере.

Этническая

Этнические формы, начиная с рода, как первая орга­низационная форма Социума, охватывают племя, народ­ность, нацию, а в современных условиях формируемую общность народа.

В составе социальной сферы этнические формы сами образуют относительно большую сферу. Из них род являлся первой социальной общностью и имел длительную историю всего периода первобытного строя. В результате эволюции родов появляется племенная общность, а в дальнейшем и союз племён. Те, в свою очередь, создают предпосылку появления следующих общностей — народностей и наций. В современных условиях, когда наблюдается ускоренный процесс сближения в межнациональных и межгосударственных отношениях, стал формироваться народ как особая общность.

Классовая

Классовое расслоение общества (типично организационно проявилось в Европе) занимает важное место в социальной сфере.

Классы — это характеристика больших групп людей по ряду основных показателей. Существование классов, прежде всего, связано с формами собственности и разделением труда. В современных развитых странах классовое различие все более теряет прежние свои показатели. Место классов занимают социальные группы, у которых иное отношение к существующим социальным государствам, высокий уровень образованности, общий образ жизни и т.д.

Профессионально-образовательная

Различение людей по степени образованности (например, начальная, средняя или высшая школа) и характеру социально­-профессиональных признаков (конкретная профессия, люди умственного или физического труда), также относится к социальной сфере, ибо здесь выражается качественное сос­тояние определённой части населения.

Экономическая

Экономическая структура общества основывается на степени доходов людей (в рамках прожиточного минимума, средний или высокий доходы). Она также является составной частью социальной сферы.

Семейно-брачная

Говоря о составе социальной сферы в жизни общества, нельзя не упомянуть о браке и семье. Потому что брак, являясь юридическим договором, регулирует отношения между мужем и женой, детьми и родственниками. А семья, как малая группа и как социальный институт, основывается на браке, родственности, общности бытовой жизни, нравственности и ответственности, взаимопомощи. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Социальный статус

Если рассматривать социальные группы по социально значимым критериям человеческой общности, то можно различать социальный статус — положение, место человека в обществе. Это видно в следующем примере: одного и того же человека можно рассмотреть по профессии — учитель, наёмный работник, получающий зарплату — экономический признак, мужчина 50 лет — демографический показатель, член политической партии — социальная позиция и т.д.

Исходя из социального статуса можно, например, выделить трудовые коллективы — люди, ра­ботающие в определённых отраслях производства, такие, как фермеры, брокеры, разного рода съёмщики и др.

На этой странице материал по темам:
  • Социальной сфера темы для доклада

  • Понятие социальные сферы общества кратко

  • Сфера общества это доклад

  • Http:wikiwhat.ruсоциальная_сфера_общества

  • Критерии определяющие принадлежность человека к социальной сфере

Вопросы к этой статье:
  • Охарактеризуйте лингвистическое значение термина «социальный» (прилагательное), а также широкое и узкое понимание этого понятия.

  • По каким показателям классы взаимно различаются?

  • Какой из признаков (территориальный, демографический, профессионально-образовательный) является основным в классификации состава населения?

  • Может ли существовать семья без брака и брак без семьи?

Социальная сфера и ее структура

Социальная сфера как часть общественной жизни

Сфера общества – это его некая часть, ветвь, грань, которая существует объективно и оформлена структурно, имеет связи с другими сферами, а также со всем обществом.

Замечание 1

Социальная сфера являет собой своеобразное, урегулированное целое со сложной организацией, единое по своему содержанию, качеству, задачам и многофункциональное из-за трудности и неоднозначности процесса воспроизведения социальных субъектов, имеющих свои потребности, способности, разнообразие интересов.

Нынешняя социальная сфера – это монолитная подсистема общества, которая безостановочно модифицируется и существует благодаря объективной потребности общества в постоянном воспроизведении субъектов общественного процесса.

Из всех сфер жизненных процессов социума лишь для социальной сферы основной функцией является воспроизведение неделимого комплекса субъектов в границах социума как целостной общественной системы.

Социальная сфера состоит из системы социальной протекции и гарантий населения¸ которые установлены государственными законами и опираются на наследие жителей страны.

Социальную сферу можно охарактеризовать при помощи:

  • ее незадействованного потенциала, сущность которого есть размеры материальных запасов, вовлеченные в развитие страны;
  • возможности модернизации объектов социальной структуры;
  • количества задействованных работников, уровня их профессиональной квалификации.

Структура социальной сферы

С.А. Щавель определяет сущность социальной сферы, как совокупность четырех взаимосвязанных частей, которые в то же время являются экспериментальными индикаторами, связанными с её предметной идентификацией:

  1. Социальная структура общества, исторически представленная социальными группами и некоторыми конкретными классами (территориальными, социально демографическими и т.п.) и их взаимоотношениями.
  2. Социальная инфраструктура, как сумма форм социально полезного движения и отраслей народного хозяйства, которые направленны на предоставление услуг непосредственно индивидууму.
  3. Все факторы, обеспечивающие связь групп индивидов или самого индивида с обществом, вовлеченность личности в процессы социума, как: социальные интересы, потребности, ожидания и стимулы.
  4. Требования и правила справедливости в социуме, гарантии и условия её обеспечения.

Некоторые исследователи считают, что закономерно говорить про общность элементов в сферах общественной жизни, из которых и состоит любая их этих сфер.

Считается, что есть взаимосвязь между всеми элементами общественных структур, они как бы смешиваются и перетекают один в другой. Но данная взаимосвязь вовсе не означает, что качественная определенность сфер подлежит полной ликвидации. К примеру, классы, иные социальные группы пронизывают своими отношениями и деятельностью все сферы жизни общества.

Законы воспроизводства, которые являются фундаментом социальной сферы, функционируют и развивают данные группы, которые, в свою очередь, связывают сложную жизнь социума в монолитную систему, не растворяясь в законах иных сфер. Большое количество ученых полагает, что выделение в сферах таких составляющих, как субъекты, отношения, деятельность – есть правильный подход. Причем на передний план анализа выступает фактор общественной деятельности.

Каждый из данных подходов обладает своими достоинствами, в силу того, что дает возможность анализировать содержимое и первоосновные характеристики общественной сферы под конкретным углом зрения. Параллельно, ни один из этих элементов не раскрывает всего многообразия структуризации общественной сферы, основываясь на особенностях её социологического исследования.

Процессы социальной защиты, транспортного, бытового, медицинского обслуживания, образования и т.п. являют собой сочетание неизменных актов, относящихся к социальному взаимодействию людей, детерминирующее образ их жизни, условия общественного воспроизводства.

Наравне со всеми процессами, данному взаимодействию характерны: протяженность во времени и пространстве, последовательность, непрерывность. Оно необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей: сохранения накопленного до этого человеческого потенциала, обеспечения доступности услуг и создания совершенно новых институциональных допущений модернизации качественных показателей социального воспроизводства следующих поколений, обеспечения увеличения потенциала общественной сферы.

С помощью услуг социальных учреждений формируется социальная экология.

Система индикаторов социальных процессов

Систему индикаторов, которые фиксируют социальные процессы, можно представить в виде показателей, характеризующих:

  1. Потенциал отрасли (наличие кадров разнообразных отраслей общественной сферы, качественные и количественные характеристики достижений образовательной деятельности, уровень здоровья населения, жилищных условий, социальных защиты и обслуживания и т.д.).
  2. Субъективную оценку уровня довольства потребностей индивидуумов, социальных групп в месте жилья, бытовом и медицинском обслуживании, культурно-духовном общении, образовании, политическом участии.
  3. Взаимное отношение бесплатности и платности услуг, частной и государственной принадлежности предприятий, производящих данные услуги, уровень доступности платных услуг разнообразным слоям и группам населения.

Если оценивать ситуацию в отраслях социальной сферы, можно отметить, что в них происходит значительный спад. В результате проводимых реформ ухудшились социальные показатели, характеризующие процессы, перечисленные выше. Также результатом реформ стало лишение основной части населения возможности получать значительную часть услуг.

Замечание 2

Разительное дифференцирование обеспеченности населения социально-культурными услугами происходит из-за поляризации доходов населения, возрастанием цен на услуги и товары, и, в итоге, с уменьшением платежеспособного спроса широких слоев населения, перераспределением наиболее качественных ресурсов в сторону удовлетворения запросов малой высокодоходной прослойки общества.

48.Социальная сфера жизни общества.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

49.Политическая сфера жизни общества.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

50. Духовная сфера жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Социальная сфера жизни общества — обществознание, прочее

Социальная сфера жизни общества

Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члены малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений) , но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. Например, народности, нации, этносы – социальные общности. Приведите другие примеры многообразия социальных групп и общностей.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

 Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей:   биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

 

Источники

  1. http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=618&mode=cht

  2. http://festival.1september.ru/articles/500010/

  3. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-k-urokam-obschestvoznaniya-socialnaya-sfera-zhizni-obschestva-372072.html

  4. https://infourok.ru/osnovnye_sfery_zhizni_obschestva.-388299.htm.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Поздравления в стихах с днем учителя мужчине: 20 лучших стихов с днем учителя мужчине – Поздравления с Днем учителя мужчине учителю в смс, стихах и прозе

Ср Ноя 15 , 2017
Содержание Поздравления с Днем учителя мужчине учителю в смс, стихах и прозе***************Красивые стихи ко Дню учителя мужчине***************************************Поделиться ссылкой:Поздравления мужчине учителюПоздравления с Днем учителя мужчине учителюПоздравления с Днем учителя мужчине учителю в стихахПоздравления с днем рождения мужчине преподавателю – самые лучшие пожеланияПоздравления с днем рождения мужчине учителюПоздравления учительнице с днем рождения […]