Писатель филипп дик: Трансмиграция Ф.К.Д., или 5 главных романов Филипа Дика

Филип Дик

За свою жизнь Филип Дик успел пять раз жениться, сменить три страны жительства — и написать почти полсотни романов. Однако самым захватывающим романом была сама его биография. Более интересная, чем любая книга. Биография человека, сумевшего пробежаться по лезвию…» — писал один из исследователей творчества Филипа Киндреда Дика.

Филип Дик родился 16 декабря 1928 года одновременно с сестрой-близнецом в Чикаго. Из-за финансовых проблем его мать была доставлена в госпиталь позже положенного срока, и на 41-й день жизни сестра Филипа умерла. И отец и мать Филипа работали на правительство. Джозеф Эдгар Дик занимал должность цензора в газете, а Доротея Грант редактировала официальные речи госчиновников. Возможно, этим объясняется тот факт, что с самого детства Дик ненавидел всё, что связано с цензурой и государственной властью.

Родители Филипа развелись, когда ему было три года. Он с матерью переехал из Чикаго в Калифорнию. Позже одноклассники вспоминали о нем как о балагуре и выдумщике. Уже в те годы он начинает писать стихи и рассказы. Некоторые из них были опубликованы в местной газете. В 14 лет он пишет первый юношеский роман — продолжение истории о Гулливере, которое было названо «Назад к лилипутам».

К последним классам школы у Дика начинают проявляться проблемы со здоровьем, которые будут преследовать его всю жизнь. Дик страдал астмой, тахикардией, а также агорафобией — патологической боязнью открытых пространств. Отношения с матерью становятся совсем ни к черту. В 18 лет он съезжает от неё и поселяется в коммуне художников-гомосексуалистов. Впрочем, самого его крепкая мужская дружба интересовала мало. В мае 1948 года Дик знакомится с девушкой по имени Дженет Мерилин и почти сразу женится на ней. Это был короткий роман: спустя полгода брак был расторгнут, а экс-супруги больше никогда друг друга не видели.

Окончив школу, Филип устраивается работать в магазинчик по продаже грампластинок. Сам он вспоминал, что эта работа устраивала его тем, что он мог сутки напролет слушать музыку — Бетховена и любимые блюзы. К сентябрю 1949 года, поселившись в более-менее приличной квартире, Дик подает документы в Калифорнийский университет, где записывается на курсы философии и немецкого языка. Впрочем, за сочувствие к «красной», коммунистической идеологии его очень скоро оттуда изгоняют.

Тахикардия Дика давала о себе знать. Постепенно проявлялась зависимость от лекарств, которые были ему прописаны. Свою вторую жену, Клео Апостолидес, студентку из Беркли, он встретил в 1949 году. Клео была на три года моложе Филипа, ей было 19. Несмотря ни на что, это время было самым счастливым и романтичным в его биографии. Дом, который они снимали, был полон мышей, и молодожены заводят себе несколько котов. С тех пор огромное количество кошек будет всю жизнь сопровождать Дика в его разъездах.

В самом начале 1950-х Дик публикует свой первый «взрослый» рассказ, который назывался «Далее следует Ваб» (на русском известен под названием «Там простирается вуб» (Beyond Lies the Wub) (1952)). Семья Диков жила бедно. Тем не менее, когда Филип получает предложение от ФБР поработать на правительство в качестве стукача, он с негодованием его отвергает. После того, как несколько его рассказов было куплено журналами, публикующими фантастику, Дик увольняется из магазинчика и целиком сосредоточивается на карьере писателя.

Сперва он пробует себя в качестве писателя-реалиста, однако пристроить в издательства свои «серьёзные» романы Дик в те годы так и не смог. Зато в 1955 году известное издательство Эйс-Букс покупает его фантастический роман «Солнечная лотерея».

Первые книги Дика были довольно банальны. Пока что его интересуют не человек, не Бог, не природа реальности, а необычные философские и научные доктрины, которыми он забавляется, как кубиком Рубика. В конце 1950-х Филип и Клео переезжают в городок Пойнт-Рейн. По соседству с ними жила молодая и симпатичная вдова, мать троих детей, американка еврейского происхождения Энн Уильяме Рубинстайн. Брак Дика был абсолютно безоблачным до этого, однако, ни секунды не сомневаясь, он подает документы на развод и женится на Энн.

25 февраля 1960 года у Дика и Энн рождается дочь Лаура-Арчер. Этот день во многом изменил Дика. «Каким бы беспросветным ни было будущее в его романах, он никогда не разочаровывался в детях. Пусть испуганные, забитые, обладающие ужасающими способностями, однако они всегда присутствуют в книгах Дика», — позже писал один из его биографов.

В начале шестидесятых зависимость Дика от амфетаминов достигает пика. Уединившись в арендованной у местного шерифа лесной хижине, он с помощью наркотиков доводит скорость работы до шестидесяти страниц в день. В 1963-1964 годах Дик без остановок пишет 11 (!) романов подряд. Однако плата за подобную работоспособность не заставила себя ждать.

Семейная жизнь Филипа начинает трещать по швам. Практически в каждом его тогдашнем романе фигурируют истеричные стервы, сводящие мужей с ума. Дик убедил себя, что Энн убила своего первого мужа и собирается отравить его самого. Всего через два года после свадьбы он сбегает от жены, переезжает в Сан-Рафаэль и почти сразу оформляет брак с хрупкой брюнеткой Нэнси Хаккет. Она была на десять лет моложе Дика и только что вышла из психиатрической клиники.

Книги, написанные Диком в первой половине 1960-х, давно признаны классикой жанра. В 1963 году за роман «Человек в высоком замке» (The Man in High Castle) (1962), в котором описывается будущее, каким оно было бы, выиграй нацисты Вторую мировую, Дик получает престижную литературную премию Хьюго. Его беспросветно мрачному фирменному стилю пытаются подражать начинающие литераторы. И именно в это время Дик переживает самый страшный период своей жизни.

Он больше не может писать и чувствует, что сходит с ума. Ему кажется, что он получает анонимные угрозы по телефону. 17 ноября 1970 года неизвестные лица проникают в его дом. Несмотря на то, что похищены были лишь продукты из холодильника, Филип решает, что это дело рук ЦРУ и, не сказав никому ни слова, бежит в Канаду.

За время отсутствия Дика его жена оформляет развод. Спустя пять месяцев Дик возвращается в Штаты и очень быстро вступает в пятый по счету брак. Как-то сидя дома и мучаясь зубной болью, он заглатывает несчетное количество таблеток и… «Это не было видением, голосом или явлением ангела. Просто я вдруг всё понял. Вообще всё!». Что именно произошло, мы не узнаем уже никогда, однако пережитый им в эту ночь религиозный опыт изменил всю дальнейшую жизнь Филипа Дика.

Экзотические религиозные доктрины всегда интересовали Дика. Уже в своем раннем романе «Марионетки мироздания» (The Cosmic Puppets) (1957) он обыгрывал положения древнеперсидской религии зороастризма. Его лучшие фантастические вещи вроде «Стигматов Палмера Элдрича», «Ока небесного» или «Лабиринтов смерти» можно при желании читать как богословские трактаты. Однако после той ночи он окончательно порывает с фантастикой. Последние десять лет жизни Дика были целиком посвящены размышлениям о религии.

В 1976-м очередная жена устраивает Дику очередной бракоразводный процесс. Он не обращает на это внимание, он пишет. Именно в это время Дик садится за написание мистической трилогии «V.A.L.I.S.». В этой книге он пытается рассказать обо всем, что ему открылось, — изложить все свои взгляды на устройство Вселенной, на Бога, на загробное существование души…

Трилогия так и осталась незавершенной. 2 марта 1982 года, приняв чересчур большую для своего изношенного сердца дозу амфетаминов, Дик решает полежать в горячей ванне. Его труп был обнаружен лишь спустя несколько дней. А спустя еще три недели на экраны всех кинотеатров США вышел снятый по роману Дика блокбастер — «Бегущий по лезвию бритвы» с Гаррисоном Фордом в главной роли. С этого дня Дик приобрёл статус культового писателя. Статус, которого он так и не дождался при жизни… Его бег по лезвию все ещё продолжается…

К концу жизни Филип Дик был автором более 30 романов и 110 рассказов, недаром его считают одним из наиболее влиятельных американских фантастов, подготовивших и возглавивших американскую ветвь «новой волны».

Трансмиграция Ф.К.Д., или 5 главных романов Филипа Дика

3. «Убик» (Ubik, 1969)

В России о посмертных мытарствах души лучше всего написал Виктор Пелевин в «Вестях из Непала». В Америке — Филип Дик в «Убике». Если закрыть глаза на очевидные внешние расхождения (у Пелевина — провинциально-заводской СССР, у Дика — футуристические США с командировками на Луну, сверхмощными компьютерами и высокотехнологичными криогенными камерами, набитыми мертвецами), обнаружится невероятное сходство. Героев Пелевина и Дика, покинувших, как выражались романтики, земную юдоль скорби, по ту сторону бытия ждут не ангелы с лютнями или черти с вилами, не мост над огненной пропастью и даже не Великое Ничто, а иллюзия реальности, почти неотличимая от оригинала. Пока нервные импульсы затухают в умирающем мозгу, персонажи «Убика» решают привычные задачи: строят планы, крутят романы, считают барыши, интригуют — в общем, ведут обычную жизнь, хотя черный ветер небытия уже задувает во все щели. Неожиданное возвращение к самым истокам трансцендентного, к традициям шаманизма, в котором Верхний мир богов и Нижний мир, куда уходят души умерших, — не более чем отражение мира срединного, повседневного, профанного.

4. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?, 1968)

По мрачной иронии судьбы Дик не дожил до мировой премьеры «Бегущего по лезвию» (Blade Runner, 1982) всего пару месяцев. Между тем, Ридли Скотт выхватил из романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» только одну, самую динамичную сюжетную линию — а все остальное исказил до неузнаваемости. В книге Филипа Дика Америка, пережившая ядерную войну, лежит в руинах. Города почти опустели, биосфера деградировала, высшие млекопитающие вымерли, самая пассионарная часть населения эмигрировала на другие планеты Солнечной системы. По сути, вся послевоенная жизнь для американцев, оставшихся у разбитого корыта, — сплошное латание зияющих брешей, создание симулякров, призванных заменить утраченное. Вместо домашних животных — электроовцы, электропсы и электрокоты, кибернетические попугаи и морские свинки. Вместо скомпрометировавших себя мировых религий — новомодный мерсеризм. Ну а беглые андроиды, на которых успешно охотится главный герой, заняли нишу социопатов, неспособных к эмпатии, сочувствию и состраданию, в котором так нуждается обескровленное человечество. А заодно и новых еретиков, поскольку чары мерсеризма на них не действуют.

Список книг и других произведений Филип Дик (Philip Kindred Dick) Сортировка по году написания

Филип Киндред Дик/ Philip K. Dick

За свою жизнь Филип Дик успел пять раз жениться, сменить три страны жительства — и написать почти полсотни романов. Однако самым захватывающим романом была сама его биография. Более интересная, чем любая книга. Биография человека, сумевшего пробежаться по лезвию…» — писал один из исследователей творчества Филипа Киндреда Дика.

Филип Дик родился 16 декабря 1928 года одновременно с сестрой-близнецом в Чикаго. Из-за финансовых проблем его мать была доставлена в госпиталь позже положенного срока, и на 41-й день жизни сестра Филипа умерла. И отец и мать Филипа работали на правительство. Джозеф Эдгар Дик занимал должность цензора в газете, а Доротея Грант редактировала официальные речи госчиновников. Возможно, этим объясняется тот факт, что с самого детства Дик ненавидел всё, что связано с цензурой и государственной властью.

Родители Филипа развелись, когда ему было три года. Он с матерью переехал из Чикаго в Калифорнию. Позже одноклассники вспоминали о нем как о балагуре и выдумщике. Уже в те годы он начинает писать стихи и рассказы. Некоторые из них были опубликованы в местной газете. В 14 лет он пишет первый юношеский роман — продолжение истории о Гулливере, которое было названо «Назад к лилипутам».

К последним классам школы у Дика начинают проявляться проблемы со здоровьем, которые будут преследовать его всю жизнь. Дик страдал астмой, тахикардией, а также агорафобией — патологической боязнью открытых пространств. Отношения с матерью становятся совсем ни к черту. В 18 лет он съезжает от неё и поселяется в коммуне художников-гомосексуалистов. Впрочем, самого его крепкая мужская дружба интересовала мало. В мае 1948 года Дик знакомится с девушкой по имени Дженет Мерилин и почти сразу женится на ней. Это был короткий роман: спустя полгода брак был расторгнут, а экс-супруги больше никогда друг друга не видели.

Окончив школу, Филип устраивается работать в магазинчик по продаже грампластинок. Сам он вспоминал, что эта работа устраивала его тем, что он мог сутки напролет слушать музыку — Бетховена и любимые блюзы. К сентябрю 1949 года, поселившись в более-менее приличной квартире, Дик подает документы в Калифорнийский университет, где записывается на курсы философии и немецкого языка. Впрочем, за сочувствие к «красной», коммунистической идеологии его очень скоро оттуда изгоняют.

Тахикардия Дика давала о себе знать. Постепенно проявлялась зависимость от лекарств, которые были ему прописаны. Свою вторую жену, Клео Апостолидес, студентку из Беркли, он встретил в 1949 году. Клео была на три года моложе Филипа, ей было 19. Несмотря ни на что, это время было самым счастливым и романтичным в его биографии. Дом, который они снимали, был полон мышей, и молодожены заводят себе несколько котов. С тех пор огромное количество кошек будет всю жизнь сопровождать Дика в его разъездах.

В самом начале 1950-х Дик публикует свой первый «взрослый» рассказ, который назывался «Далее следует Ваб» (на русском известен под названием «Там простирается вуб» (Beyond Lies the Wub) (1952)). Семья Диков жила бедно. Тем не менее, когда Филип получает предложение от ФБР поработать на правительство в качестве стукача, он с негодованием его отвергает. После того, как несколько его рассказов было куплено журналами, публикующими фантастику, Дик увольняется из магазинчика и целиком сосредоточивается на карьере писателя.

Сперва он пробует себя в качестве писателя-реалиста, однако пристроить в издательства свои «серьёзные» романы Дик в те годы так и не смог. Зато в 1955 году известное издательство Эйс-Букс покупает его фантастический роман «Солнечная лотерея».

Первые книги Дика были довольно банальны. Пока что его интересуют не человек, не Бог, не природа реальности, а необычные философские и научные доктрины, которыми он забавляется, как кубиком Рубика. В конце 1950-х Филип и Клео переезжают в городок Пойнт-Рейн. По соседству с ними жила молодая и симпатичная вдова, мать троих детей, американка еврейского происхождения Энн Уильяме Рубинстайн. Брак Дика был абсолютно безоблачным до этого, однако, ни секунды не сомневаясь, он подает документы на развод и женится на Энн.

25 февраля 1960 года у Дика и Энн рождается дочь Лаура-Арчер. Этот день во многом изменил Дика. «Каким бы беспросветным ни было будущее в его романах, он никогда не разочаровывался в детях. Пусть испуганные, забитые, обладающие ужасающими способностями, однако они всегда присутствуют в книгах Дика», — позже писал один из его биографов.

В начале шестидесятых зависимость Дика от амфетаминов достигает пика. Уединившись в арендованной у местного шерифа лесной хижине, он с помощью наркотиков доводит скорость работы до шестидесяти страниц в день. В 1963-1964 годах Дик без остановок пишет 11 (!) романов подряд. Однако плата за подобную работоспособность не заставила себя ждать.

Семейная жизнь Филипа начинает трещать по швам. Практически в каждом его тогдашнем романе фигурируют истеричные стервы, сводящие мужей с ума. Дик убедил себя, что Энн убила своего первого мужа и собирается отравить его самого. Всего через два года после свадьбы он сбегает от жены, переезжает в Сан-Рафаэль и почти сразу оформляет брак с хрупкой брюнеткой Нэнси Хаккет. Она была на десять лет моложе Дика и только что вышла из психиатрической клиники.

Книги, написанные Диком в первой половине 1960-х, давно признаны классикой жанра. В 1963 году за роман «Человек в высоком замке» (The Man in High Castle) (1962), в котором описывается будущее, каким оно было бы, выиграй нацисты Вторую мировую, Дик получает престижную литературную премию Хьюго. Его беспросветно мрачному фирменному стилю пытаются подражать начинающие литераторы. И именно в это время Дик переживает самый страшный период своей жизни.

Он больше не может писать и чувствует, что сходит с ума. Ему кажется, что он получает анонимные угрозы по телефону. 17 ноября 1970 года неизвестные лица проникают в его дом. Несмотря на то, что похищены были лишь продукты из холодильника, Филип решает, что это дело рук ЦРУ и, не сказав никому ни слова, бежит в Канаду.

За время отсутствия Дика его жена оформляет развод. Спустя пять месяцев Дик возвращается в Штаты и очень быстро вступает в пятый по счету брак. Как-то сидя дома и мучаясь зубной болью, он заглатывает несчетное количество таблеток и… «Это не было видением, голосом или явлением ангела. Просто я вдруг всё понял. Вообще всё!». Что именно произошло, мы не узнаем уже никогда, однако пережитый им в эту ночь религиозный опыт изменил всю дальнейшую жизнь Филипа Дика.

Экзотические религиозные доктрины всегда интересовали Дика. Уже в своем раннем романе «Марионетки мироздания» (The Cosmic Puppets) (1957) он обыгрывал положения древнеперсидской религии зороастризма. Его лучшие фантастические вещи вроде «Стигматов Палмера Элдрича», «Ока небесного» или «Лабиринтов смерти» можно при желании читать как богословские трактаты. Однако после той ночи он окончательно порывает с фантастикой. Последние десять лет жизни Дика были целиком посвящены размышлениям о религии.

В 1976-м очередная жена устраивает Дику очередной бракоразводный процесс. Он не обращает на это внимание, он пишет. Именно в это время Дик садится за написание мистической трилогии «V.A.L.I.S.». В этой книге он пытается рассказать обо всем, что ему открылось, — изложить все свои взгляды на устройство Вселенной, на Бога, на загробное существование души…

Трилогия так и осталась незавершенной. 2 марта 1982 года, приняв чересчур большую для своего изношенного сердца дозу амфетаминов, Дик решает полежать в горячей ванне. Его труп был обнаружен лишь спустя несколько дней. А спустя еще три недели на экраны всех кинотеатров США вышел снятый по роману Дика блокбастер — «Бегущий по лезвию бритвы» с Гаррисоном Фордом в главной роли. С этого дня Дик приобрёл статус культового писателя. Статус, которого он так и не дождался при жизни… Его бег по лезвию все ещё продолжается…

К концу жизни Филип Дик был автором более 30 романов и 110 рассказов, недаром его считают одним из наиболее влиятельных американских фантастов, подготовивших и возглавивших американскую ветвь «новой волны».

Филип Дик – биография, книги, отзывы, цитаты

ФИЛИП КИНДРЕД ДИК — американский писатель-фантаст.

Родился 16 декабря 1928 года одновременно с сестрой-близнецом в Чикаго. Из-за финансовых проблем его мать была доставлена в госпиталь позже положенного срока, и на 41-й день жизни сестра Филипа умерла. И отец, и мать Филипа работали на правительство. Джозеф Эдгар Дик занимал должность цензора в газете, а Доротея Грант редактировала официальные речи госчиновников. Возможно, этим объясняется тот факт, что с самого детства Дик ненавидел всё, что связано с цензурой и государственной властью.

Родители Филипа развелись, когда ему было три года. Он с матерью переехал из Иллинойса в Калифорнию. Позже одноклассники вспоминали о нём как о балагуре и выдумщике. Уже в те годы он начинает писать стихи и рассказы. Некоторые из них были опубликованы в местной газете. В 14 лет он пишет первый юношеский роман — продолжение истории о Гулливере, которое было названо «Назад к лилипутам».

К последним классам школы у Дика начинают проявляться проблемы со здоровьем, которые будут преследовать его всю жизнь. Дик страдал астмой, тахикардией, а также агорафобией — патологической боязнью открытых пространств. Отношения с матерью совсем портятся. В 18 лет он съезжает от неё и поселяется в коммуне художников-гомосексуалистов. В мае 1948 года Дик знакомится с девушкой по имени Дженет Мерилин и почти сразу женится на ней. Это был короткий роман: спустя полгода брак был расторгнут, а экс-супруги больше никогда друг друга не видели.

Окончив школу, Филип устраивается работать в магазинчик по продаже грампластинок. Сам он вспоминал, что эта работа устраивала его тем, что он мог сутки напролет слушать музыку — Бетховена и любимые блюзы. К сентябрю 1949 года, поселившись в более-менее приличной квартире, Дик подает документы в Калифорнийский университет, где записывается на курсы философии и немецкого языка. Впрочем, за сочувствие к «красной» (коммунистической) идеологии его очень скоро оттуда выгоняют.

Тахикардия Дика давала о себе знать. Постепенно проявлялась зависимость от лекарств, которые были ему прописаны. Свою вторую жену, Клео Апостолидес, студентку из Беркли, он встретил в 1949 году. Клео была на три года моложе Филипа, ей было 19. Несмотря ни на что, это время было самым счастливым и романтичным в его биографии. Дом, который снимали молодожёны, был полон мышами, и они завели себе нескольким котов. С тех пор огромное количество кошек будет всю жизнь сопровождать Дика в его разъездах.

В самом начале 1950-х Дик публикует свой первый «взрослый» рассказ, который назывался «Там простирается вуб». Семья Диков жила бедно. Тем не менее, когда Филип получает предложение от ФБР поработать на правительство в качестве стукача, он с негодованием его отвергает. После того, как несколько его рассказов было куплено журналами, публикующими фантастику, Дик увольняется из магазинчика и начинает карьеру писателя.

Сперва он пробует себя в качестве писателя-реалиста, однако пристроить в издательства свои «серьёзные» романы Дик в те годы так и не смог. Зато в 1955 году известное издательство Ace Books покупает его фантастический роман «Солнечная лотерея».

Первые книги Дика были довольно банальны. Пока что его интересуют не человек, не Бог, не природа реальности, а необычные философские и научные доктрины, которыми он забавляется, как кубиком Рубика. В конце 1950-х Филип и Клео переезжают в городок Пойнт-Рейн. По соседству с ними жила молодая и симпатичная вдова, мать троих детей, американка еврейского происхождения Энн Уильям Рубинстайн. Брак Дика был абсолютно безоблачным до этого, однако, ни секунды не сомневаясь, он подает документы на развод и женится на Энн.

25 февраля 1960 года у Дика и Энн рождается дочь Лаура Арчер. Этот день во многом изменил Дика. «Каким бы беспросветным ни было будущее в его романах, он никогда не разочаровывался в детях. Пусть испуганные, забитые, обладающие ужасающими способностями, однако они всегда присутствуют в книгах Дика», — позже писал один из его биографов.

В начале 1960-х зависимость Дика от амфетаминов достигает пика. Уединившись в арендованной у местного шерифа лесной хижине, он с помощью наркотиков доводит скорость работы до шестидесяти страниц в день. В 1963-1964 гг. Дик без остановок пишет 11 (!) романов подряд. Однако плата за подобную работоспособность не заставила себя ждать.

Семейная жизнь Филипа начинает трещать по швам. Практически в каждом его тогдашнем романе фигурируют истеричные стервы, сводящие мужей с ума. Дик убедил себя, что Энн убила своего первого мужа и собирается отравить его самого. Всего через два года после свадьбы он сбегает от жены, переезжает в Сан-Рафаэль и почти сразу оформляет брак с хрупкой брюнеткой Нэнси Хаккет. Она была на десять лет моложе Дика и только что вышла из психиатрической клиники.

Книги, написанные Диком в первой половине 1960-х, давно признаны классикой жанра. Его беспросветно мрачному фирменному стилю пытаются подражать начинающие литераторы. И именно в это время Дик переживает самый страшный период своей жизни.

Эксперименты с наркотиками заводят его всё дальше. Дик всё чаще подумывает о самоубийстве. Летом 1964 года, во время каникул в Сан-Франциско, знакомые рок-музыканты впервые угостили его ЛСД. Вскоре после этого с диагнозом «панкреатит» он попадает в больницу, где переживает клиническую смерть. Спустя всего пару месяцев его с передозировкой героина помещают в лечебницу для наркоманов. Выйдя оттуда Дик начинает всё сначала.

Он больше не может писать и чувствует, что сходит с ума. Ему кажется, что он получает анонимные угрозы по телефону. 17 ноября 1970 года неизвестные лица проникают в его дом. Несмотря на то, что похищены были лишь продукты из холодильника, Филип решает, что это дело рук ЦРУ и, не сказав никому ни слова, бежит в Канаду.

За время отсутствия Дика его жена оформляет развод. Спустя пять месяцев Дик возвращается в США и очень быстро вступает в пятый по счету брак. Как-то сидя дома и мучаясь зубной болью, он заглатывает несчётное количество таблеток и… «Это не было видением, голосом или явлением ангела. Просто я вдруг всё понял. Вообще всё!». Что именно произошло, мы не узнаем уже никогда, однако пережитый им в эту ночь религиозный опыт изменил всю дальнейшую жизнь Филипа Дика.

Экзотические религиозные доктрины всегда интересовали Дика. Уже в своем раннем романе «Марионетки мироздания» он обыгрывал положения зороастризма. Его лучшие фантастические вещи вроде «Трёх стигматов Палмера Элдрича», «Ока небесного» или «Лабиринтов смерти» можно при желании читать как богословские трактаты. Однако после той ночи он окончательно порывает с фантастикой. Последние десять лет жизни Дика были целиком посвящены размышлениям о религии.

В 1976 году очередная жена устраивает Дику очередной бракоразводный процесс. Он не обращает на это внимание, он пишет. Именно в это время Дик садится за написание мистической трилогии «Валис». В этой книге он пытается рассказать обо всем, что ему открылось, — изложить все свои взгляды на устройство Вселенной, на Бога, на загробное существование души…

Трилогия так и осталась незавершенной. 2 марта 1982 года, приняв чересчур большую для своего изношенного сердца дозу амфетаминов, Дик решает полежать в горячей ванне. Его труп был обнаружен лишь спустя несколько дней. А спустя ещё три недели на экраны всех кинотеатров США вышел снятый по роману Дика блокбастер — «Бегущий по лезвию бритвы» с Харрисоном Фордом в главной роли. С этого дня Дик приобрёл статус культового писателя. Статус, которого он так и не дождался при жизни.

Дик, Филип Киндред — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дик.

Фи́лип Ки́ндред Дик (англ. Philip Kindred Dick; 16 декабря 1928 года, Чикаго, США — 2 марта 1982 года, Санта-Ана, Калифорния, США) — американский писатель-фантаст.

Биография

Детство и молодость

Филип Киндред Дик родился за шесть недель до срока вместе со своей сестрой-двойняшкой Джейн (умерла 26 января 1929 года, предположительно от недоедания[5]) в Чикаго. Вскоре его родители (Дороти и Эдгар Дик) переехали в Сан-Франциско. В детстве Дик часто слушал истории о Первой мировой войне, которые рассказывал его отец[6]. Когда Филипу было пять лет, отец был переведён на работу в Неваду; мать отказалась переезжать с ним, и родители развелись. Филип остался с матерью, которая вскоре переехала в поисках работы в Вашингтон. После развода и переезда Дик воспитывался в обстановке бедности, вызванной Великой депрессией[6]. После развода отец периодически навещал сына, но после переезда в Вашингтон встречи с ним прекратились[5]. В детстве Дик часто болел[7].

В 1938 году его мать вернулась в Калифорнию. После этого Филип вновь получил возможность видеться с отцом, но в 1940 году Министерство сельского хозяйства вновь перевело его[7]. В 1940 году, по собственному признанию Дика, он впервые познакомился с научной фантастикой, прочитав журнал «Stirring Science Stories». При этом интерес к писательству он проявлял и раньше: в 1938 году он написал собственную газету «The Daily Dick»[7]. В 1944 году (по другим данным, в 1943[7]) он поступил в Berkeley High School, в которой в это же время училась Урсула Ле Гуин (они с Диком не были знакомы). В школе Филип проучился три года[6]. В этот период Филип много читал научную фантастику и фэнтези, а также пытался писать. Он сохранил вырезки из школьной газеты «Berk Gazette», где были напечатаны его рассказы «Ящик волшебника» (англ. The Magician’s Box) и «Раса рабов» (англ. The Slave Race) и благожелательные отзывы редактора газеты на них[7].

Осенью 1949 года он непродолжительное время посещал Калифорнийский университет в Беркли, где начал изучать философию, психологию и другие науки, но оставил его. Предположительно в этот период он познакомился с работами Платона. Исследователи творчества Дика предполагают, что он бросил университет не только из-за антивоенных настроений и нежелания проходить курс военной подготовки (эту версию отстаивал сам писатель), но также из-за своего разочарования системой высшего образования и растущим дискомфортом от нахождения среди людей[8]. В 1948—1952 годах Дик работал в музыкальном магазине. Его биографы отмечают, что Филип очень любил слушать музыку, всегда покупал лучшее аудиооборудование и собирал коллекцию классической и современной популярной музыки (в частности, The Beatles и Grateful Dead). Любимыми его композиторами были Вагнер, Шуберт, Бах[7]. Известно также, что тогда он читал не только научную фантастику, но и, например, Джеймса Джойса, Геродота, Ксенофонта[8].

По некоторым сведениям, около 1952 года из-за знакомства Дика и его второй жены Клео Апостолидес с активистами Коммунистической партии США их завербовали два агента ФБР и поручили шпионить за предполагаемыми «вражескими агентами»[9]. Отношения Дика с властями США повлияли на его жизнь и, как считается, на его мышление[9].

Активная литературная деятельность

Филип Дик начал делать себе имя в мире научной фантастики в 1950-х. Очень большое влияние на Дика оказало знакомство с Энтони Бучером[8], которому после его смерти Филип посвятил «Убик»[10]. Дик писал рассказы для дешёвых журналов и разрабатывал свой собственный уникальный стиль, который значительно отличался от стиля других фантастов того времени. Его первый роман, «Солнечная лотерея», был опубликован в 1954 году. Сам он критически относился к своей деятельности. В 1957 году, несмотря на благожелательные отзывы на «Глаз в небе» (англ. Eye in the Sky), он заявил, что перестаёт писать, и некоторое время был верен своему обещанию[11].

В 1958 году Дик переехал из Беркли[10]. Очень скоро на курорте Пойнт-Рейс он познакомился с Анной Рубинштейн и вскоре развёлся со своей второй женой Клео[10]. Вообще, у Дика была довольно сложная личная жизнь, и некоторые её детали нашли отражение в его работах. Всего Дик был женат пять раз: на Жанет Марлин (в 1948 году), Клео Апостолидес (1950—59), Анна Вильямс-Рубинштейн (1959—65), Нэнси Хакетт (1966—72) и Лесли (Тессе) Басби (1973—77). У него было трое детей: Лора Арчер (род. 1960), Изольда Фрея (Иза Дик Хакетт; род. 1967) и Кристофер Кеннет (род. 1973).

После свадьбы с Анной Филип был вынужден писать много (16 романов), поскольку Анна тратила очень много денег на себя, на троих детей от своего первого брака и на Лору[10]. По разным причинам с ним не работали элитные издательства, и Дик получал сравнительно небольшие гонорары. Уже к началу 1960-х годов у него сложился своеобразный метод написания книг: несколько месяцев обдумывания новой книги, после чего следовало несколько недель или даже дней интенсивной работы над черновиком. Как правило, окончательный вариант не слишком сильно отличался от чернового[10]. В этот период у Дика начала развиваться паранойя, которую иногда объясняют сочетанием психологического опыта и амфетаминов[10]. Кроме того, Дик начал принимать антидепрессанты[10]. Анна позднее вспоминала, что из аптек приходили счета на множество разных лекарств[12]. Тем не менее, эти годы стали самым продуктивным периодом его творчества.
В 1962 году он завоевал высшую награду в мире научной фантастики, премию «Хьюго», за роман «Человек в высоком замке».

В 1964—67-х годах из-за проблем в личной жизни (развод, депрессии и другое) он практически не писал[13]. В середине 1960-х годов, после развода с Анной, Дик впервые принял ЛСД в компании тогдашних друзей, но затем отказался от его употребления будучи напуган страшными галлюцинациями. Вскоре он познакомился с Нэнси Хакетт. 15 марта 1967 года у них родилась дочь, после чего Филип вновь начал активно писать[14]. Тогда, в конце 1960-х — 1970-м году, он пишет такие известные книги, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «„Лейтесь, слёзы“, — сказал полицейский».

Последние годы жизни

Однако уже в начале 1970-х годов он практически перестал писать. В 1971 году Дик трижды попадал в психиатрическую больницу в Стэнфорде, где он утверждал, что принимал до тысячи таблеток метедрина (метамфетамина) в неделю[15]. Лечащий врач, однако, хорошо отзывался о нём и описывал его как «оптимистичного, дружелюбного и сострадательного»[15]. Приблизительно в начале 1972 года в его доме, где жили также его друзья-наркоманы (Дик называл их стилягами: «…it was stilyagi (the teen-age hoodlums) that I lived with and associated with»), произошёл взрыв[15]. После этого Дик перебрался в Канаду (по его словам, это было следствием давления со стороны полиции), где прежде всего посетил Ванкуверскую научно-фантастическую конвенцию в качестве почётного гостя[15].

Находясь в депрессии, 23 марта 1972 года Дик совершил попытку самоубийства, но чудом выжил, и был доставлен в реабилитационную клинику. Там он прекратил принимать наркотики[16]. Уже в апреле 1972 года Дик вернулся в США[16].

В 1973 году Дик в очередной раз женился, и вскоре у него родился сын Кристофер[17]. Попытки его новой жены, 18-летней студентки, создать атмосферу семейного уюта в доме были неодобрительно встречены Филипом. Писатель резко выступал против превращения семьи в типичных представителей среднего класса[17]. В феврале-марте 1974 года Дик столкнулся с серией видений, снов и событий, которые он истолковал как религиозные символы[17]. Тогда он начал вести журнал «Экзегезы» (богословские толкования; англ. Exegesis), который к концу жизни Филипа достиг восьми тысяч страниц[17]. «Экзегезы» послужили основой для романов «ВАЛИС» и «Свободное радио Альбемута»[17]. В этот период Дик, по собственному признанию, стал видеть свои прежние жизни и тексты на незнакомых ему языках. В письме Клаудии Буш он сообщал это так: «Все мои мысли и переживания во снах концентрируются на эллинистическом периоде, с некоторыми включениями из предшествовавших культур. Лучший способ описать это — сказать, что ночью мой разум полон мыслей, идей, слов и теорий, которые можно было бы найти у высокообразованного греко-говорящего учёного, жившего не позднее III века н. э. где-то в Средиземноморье в Римской империи» (англ. All my thoughts and experiences, focussing mainly in dreams, seem to constellate around the Hellenistic Period, with accretions one would expect from previous cultures. The best way to describe it is to say at night my mind is full of thoughts, ideas, words and concepts that you’d expect to find in a highly educated Greek-speaking scholar of the 3rd Century A.D., at the latest, living somewhere in the Mediterranean Area of the Roman Empire)[18][19][20]. Позднее он говорил о том, что его эзотерический опыт продлился 11 месяцев, и предположил, что он мог быть связан «с дисфункцией пространства-времени»[20]. Друг Дика Норман Спинрад, с которым он делился переживаниями, позднее писал о том, что Филип не столько верил в происходящее с ним, сколько пытался найти всему разумное объяснение[21]. В этот период Дик также написал множество писем в ФБР, в частности, с обвинениями в адрес Станислава Лема и группы американских и французских «критиков-марксистов» (в письме ФБР от 2 сентября 1974 года Дик обвинил Лема в «пропаганде коммунизма в США», утверждая, что под этим именем действует «целый комитет» из троих марксистов, включающий философа и литературного критика Фредерика Джеймисона, литературоведа Питера Фиттинга (который впоследствии будет членом жюри посмертной Премии Филипа К. Дика) и австрийского переводчика Франца Роттенштайнера (переводившего не только Лема, но и самого Дика, которого считал одним из величайших фантастов), выполняющих приказы «Партии» за «Железным занавесом»[21][22][23]). Впрочем, ФБР не начало ни одного расследования по итогам этих писем. Биографы Дика полагают, что таким образом писатель убедил самого себя в своей лояльности США после периода напряжённых отношений с властями. Позднее Дик написал также письмо Ричарду Никсону[21].

В начале 1979 года здоровье Дика заметно ухудшилось — у него резко выросло давление и начались микроинсульты[24]. 25 февраля 1982 года писатель в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через несколько дней он перенёс очередной инсульт, вызвавший прекращение мозговой активности. Спустя пять дней, 2 марта 1982 года Филип Дик скончался.

Жизнь и творчество

Считается, что всю свою жизнь он не мог оправиться от психологической травмы, вызванной гибелью его сестры-близнеца от несчастного случая в возрасте пяти недель. В 1970 году в одном из своих писем Дик ссылался на результаты психологического теста, указывавшего на то, что самым сильным потрясением в его жизни стала именно смерть сестры[5]. Смерть сестры впоследствии повлияла и на его отношения с родителями — он винил их в халатности, из-за которой его сестра умерла[5]. По словам его третьей жены (Анна Уильямс-Рубинштейн), Филип верил в то, что каким-то образом его сестра живёт в нём[5]. Исследователи творчества Дика предполагают, что его переживания были вызваны чувством вины за то, что он не смог предотвратить её смерть[5].

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на его отношение к наркотикам. Поскольку резкой трансформации его стиля на протяжении четверти века не наблюдается, маловероятно, что наркотики серьёзно повлияли на его творчество. Оно, скорее, эволюционировало естественным образом. Некоторые, однако, утверждают, что он наркотиками злоупотреблял. Впрочем, следует заметить, что в мартирологе своим близким друзьям, приводимом в авторском послесловии к «Помутнению», он не обвиняет наркотики в их несчастьях. Вместо этого он недвусмысленно называет причиной «ошибку в игре». В одном из интервью Дик говорит: «Многое из того, что я написал и что выглядит как результат применения наркотиков, на самом деле является результатом очень серьезного чтения Ван Вогта!»[25] Однако Дик признавался в систематическом употреблении амфетаминов, позволивших ему «всего за пять лет выдать шестнадцать романов». При этом он утверждал, что амфетамины ему были прописаны.

В статье «Шизофрения и Книга Перемен» («Schizophrenia and The Book of Changes»), опубликованной в фэнзине Niekas № 11 март 1965 года, Филип Дик разделяет людей на «полностью шизофреников» (totally schizophrenic), «частично шизофреников» (partially schizophrenic), к которым приписывает и себя («… что спрашиваем мы, частично шизофреники» / «… what we partial schizophrenics do») и «не шизофреников» (nonschizophrenic). Филип использовал Книгу Перемен для написания романа «Человек в высоком замке». И согласно его статье он мог использовать Книгу только для получения ответов на наиболее важные вопросы (Big Questions). Кстати, написать часть, в которой Филип объясняет, почему не следует использовать советы Книги, ему сказала сама Книга: «Оракул — Книга Перемен — сказала мне написать эту часть» («The Oracle — the I Ching — told me to write this piece»).[26]

Работы Дика во многом автобиографичны. Роман «Свободное радио Альбемута» написан от лица живущего в Беркли молодого фантаста по имени Филип. «Исповедь недоумка» основана на реальных событиях из жизни Дика. Трилогия «ВАЛИС» размывает границу между творчеством и биографией Дика и считается самым сложным из всех его произведений.

В 1993 году вышла биографическая книга Эмманюэля Каррера «Филип Дик. Я жив, это вы умерли». Русский перевод был опубликован издательством «Амфора» в 2008 году. Биографию называли «описанием жизненного пути героя как странствия от одного комплекса к следующему, от одной мании к другой»[27]. Также отмечается, что «Каррэру удалось избежать довольно распространенной ошибки тех биографов, которые объясняют гениальность Достоевского его эпилепсией, а особенности позднего творчества Ван Гога — пристрастием к абсенту» и что автор «не усложняет образ писателя — он следует фактам»[28].

Эмманюэль Каррер также приводит высказывание, что знай Филип в своё время популярный во Франции комикс «Астерикс», ему было что ответить на намёк упоминания действия ЛСД в романе «Три стигмата Палмера Элдрича»: «Обеликсу, чтобы стать сверхсильным, вовсе не требовалось пить магическое зелье, так как он упал в чан, когда ещё был маленьким»[29].

В январе 2007 года издательство Tor Books выпустило ранний реалистический роман Филипа К. Дика «Голоса с улицы» («Voices from the Street»), написанный в 1952—1953 годах и ранее никогда не издававшийся.

Влияние Дика

Филипа Дика считают одним из главных визионеров современности. При жизни его творчество было признано только в научно-фантастической среде, тогда как сразу же после смерти он стал известным благодаря фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», снятому по мотивам романа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Впоследствии по его книгам будут сняты такие всемирно известные фильмы, как «Вспомнить всё» Пола Верховена, «Час расплаты» Джона Ву, «Крикуны» Кристиана Дюгуа, «Пришелец» Гэри Фледера, «Особое мнение» Стивена Спилберга, «Пророк» Ли Тамахори. В 2006 году Ричард Линклейтер снял анимационный фильм «Помутнение» с Киану Ривзом и Вайноной Райдер в главных ролях. В 2011 году вышел фильм «Меняющие реальность» с Мэттом Дэймоном по книге «Команда корректировки».

Особенностью творчества Филипа Дика является непревзойдённое мастерство «разрушителя реальности». Практически все его тексты показывают «нормальных» людей в «ненормальной» обстановке, при этом его герои обычно являются объектами манипуляций с их восприятием со стороны разнообразных наркотических или технических средств, причём манипуляции часто вызываются ими самими, а всё действие протекает на фоне научно-фантастического антуража[30][31].

Творчество Дика служило источником вдохновения для таких музыкантов и музыкальных коллективов, как Sonic Youth, Химера, Стюарт Хэмм, The World/Inferno Friendship Society[en], 2H Company, Joy Division и прочих.

Вышедший в 2008 году художественный фильм Мэтью Уайлдера «Your Name Here» основан на биографии Филипа К. Дика (в фильме этот персонаж зовут Уильям Дж. Фрик) и рассказывает о писателе-фантасте, который своим творчеством «размывает» границу между реальностью и фантазией[32].

Библиография

Романы

ГодНазвание на русскомОригинальное названиеПубликацияДополнительно
1950Время собиратьсяGather Yourselves Together1994
1952Голоса с улицыVoices from the Street2007
1953Молот ВулканаVulcan’s Hammer1960
1953Доктор БудущееDr. Futurity1960Вариант перевода названия — «Пришедший из неизвестности»
1953Марионетки мирозданияThe Cosmic Puppets1957Другой вариант названия — «A Glass Of Darkness»; другой вариант перевода названия — «Космические марионетки»
1954Солнечная лотереяSolar Lottery1955Другой вариант названия — «World of Chance» / «Мир шанса»
1954Мэри и великанMary and the Giant1987
1954Мир, который построил ДжонсThe World Jones Made1956
1955Око небесноеEye in the Sky1957Варианты перевода названия — «Глаз в небе», «Небесное око»
1955Тот, кто пошутилThe Man Who Japed1956Варианты перевода названия — «Человек, который высмеивал», «Голова на блюде», «Человек, который умел шутить»
1956A Time for George StavrosРукопись утрачена
1956Pilgrim on the HillРукопись утрачена
1956Разбитый шарThe Broken Bubble1988
1957Прозябая на клочке землиPuttering About in a Small Land1985
1958Nicholas and the HigsРукопись утрачена
1958Распалась связь времёнTime Out of Joint1959Варианты перевода названия — «Порвалась дней связующая нить», «Свихнувшееся время»
1958На территории Милтона ЛамкиIn Milton Lumky Territory1985
1959Исповедь недоумкаConfessions of a Crap Artist1975
1960The Man Whose Teeth Were All Exactly Alike1984
1960Шалтай-Болтай в ОклендеHumpty Dumpty in Oakland1986
1961Человек в высоком замкеThe Man in the High Castle1962Премия «Хьюго» 1963 года. Варианты перевода названия — «Затворник из горной твердыни», «Человек из высокого замка».
1962Мы вас построимWe Can Build You1972Варианты перевода названия — «Мы вас построим!», «Кукла по имени „Жизнь“»
1962Сдвиг времени по-марсианскиMartian Time-Slip1964Варианты перевода названия — «Сдвиг во времени», «Нарушенное время Марса»
1963Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбыDr. Bloodmoney, or How We Got Along After the Bomb1965Номинация на премию «Небьюла» 1965 года. Варианты перевода названия — «Доктор Бладмани», «Со смертью в кармане», «Доктор Бладмани, или Как мы стали жить после бомбы».
1963Игроки с ТитанаThe Game-Players of Titan1963Другой вариант перевода названия — «Игроки Титана»
1963СимулякрыThe Simulacra1964Варианты перевода названия — «Симулакрон», «Подобие», «Нечто подобное»
1963Порог между мирамиThe Crack in Space1966Другой вариант названия — «Cantata-140»
1963В ожидании прошлогоNow Wait for Last Year1966Варианты перевода названия — «Наркотик времени», «Когда наступит прошлый год»
1964Кланы Альфанской ЛуныClans of the Alphane Moon1964Варианты перевода названия — «Кланы спутника Альфы», «Кланы Альфа-луны»
1964Три стигмата Палмера ЭлдричаThe Three Stigmata of Palmer Eldritch1965Номинация на премию «Небьюла» 1965 года. Вариант перевода названия — «Стигматы Палмера Элдрича».
1964Духовное ружьеThe Zap Gun1967Вариант перевода названия — «Абсолютное оружие»
1964Предпоследняя правдаThe Penultimate Truth1964Вариант перевода названия — «Предпоследняя истина»
1964Господь ГневаDeus Irae1976Соавтор — Роджер Желязны
1964The Unteleported Man1966Переработанная версия издана под названием «Lies, Inc.» в 1983 году
1965Вторжение с ГанимедаThe Ganymede Takeover1967Соавтор — Рэй Нельсон. Другой вариант перевода названия — «Захват Ганимеда».
1965Время, назадCounter-Clock World1967
1966Мечтают ли андроиды об электроовцах?Do Androids Dream of Electric Sheep?1968Номинация на премию «Небьюла» 1968 года. Варианты перевода названия — «Бегущий по лезвию бритвы», «Снятся ли андроидам электроовцы».
1966Nick and the Glimmung1988Роман для детей
1966УбикUbik1969
1968Реставратор ГалактикиGalactic Pot-Healer1969Варианты перевода названия — «Мастер всея Галактики», «Гончарный круг неба»
1968Лабиринт смертиA Maze of Death1970Другой вариант перевода названия — «Гибельный тупик»
1969Друг моего врагаOur Friends from Frolix 81970Варианты перевода названия — «Наши друзья с Фроликс-8», «Лучший друг бога»
1970Пролейтесь, слезы…Flow My Tears, The Policeman Said1974Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман 1975 года, номинация на премию «Хьюго» 1975 года, номинация на премию «Небьюла» 1974 года, номинация на премию «Локус» 1975 года. Другой вариант перевода названия — «Лейтесь, слезы…».
1973ПомутнениеA Scanner Darkly1977Премия Британской ассоциации научной фантастики (British Science Fiction Award) 1979 года, номинация на мемориальную премию Джона Кэмпбелла 1978 года. Другой вариант перевода названия — «Скользя во тьме».
1976Свободное радио АльбемутаRadio Free Albemuth1985
1978ВАЛИСVALIS1981
1980Всевышнее вторжениеThe Divine Invasion1981Номинация на премию Британской Ассоциации Научной Фантастики 1982 года
1981Трансмиграция Тимоти АрчераThe Transmigration of Timothy Archer1982Номинация на премию «Небьюла» 1982 года
1982The Owl in DaylightНе окончено
1982Обман ИнкорпорейтедLies, Inc.1983Переработанная версия романа «The Unteleported Man» (1966)

Рассказы

Сборники рассказов

  1. 1955 — A Handful of Darkness
    • Колония (Colony) (1953)
    • Самозванец (Impostor) (1953)
    • Допустимая жертва (Expendable) (He Who Waits) (1953)
    • Пересадочная планета[33] (Planet for Transients) (The Itinerants) (1953)
    • Успешный автор[34] (Prominent Author) (1954)
    • Строитель[35] (The Builder) (1953)
    • Маленькая революция[36] (The Little Movement) (1952)
    • Сохраняющая машина (The Preserving Machine) (Машина-спасительница, Музыкальная машина) (1953)
    • Планета, которой не было[37] (The Impossible Planet) (Legend) (1953)
    • О неутомимой лягушке (The Indefatigable Frog) (Парадокс Зенона) (1953)
    • Вращающееся колесо[38] (The Turning Wheel) (1954)
    • Потомок[39] (Progeny) (1954)
    • На тусклой Земле (Upon the Dull Earth) (Над унылой Землёй; На Земле слишком скучно) (1954)
    • Дама с пирожками (The Cookie Lady) (Печенье) (1953)
    • Выставочный экспонат (Exhibit Piece) (Экспонат с выставки) (1954)
  2. 1957 — The Variable Man
    • Человеческий фактор[40] (The Variable Man) (1953)
    • Вторая модель (Second Variety) (Вторая разновидность) (1953)
    • Особое мнение (The Minority Report) (1956)
    • Автофабрика (Autofac) (1955)
    • Мир таланта[41] (A World of Talent) (1954)
  3. 1969 — Сохраняющая машина (The Preserving Machine) — Авторский сборник лучших рассказов 60-х годов
    • Сохраняющая машина (The Preserving Machine) (Машина-спасительница, Музыкальная машина) (1953)
    • Военная игра (War Game) (Диверсия) (1959)
    • На тусклой Земле (Upon the Dull Earth) (Над унылой Землёй; На Земле слишком скучно) (1954)
    • Рууг (Roog) (Руг) (1953, написан в 1951)
    • Ветеран войны (War Veteran) (1955)
    • Дублёр президента (Stand-By) (Высшая резервная должность; Top Stand-by Job; Высший пост) (1963)
    • Вкус Уаба (Beyond Lies the Wub) (Там простирается вуб; Вкус вуба; Роковой выстрел; Далее следует Ваб) (1952)
    • Мы вам всё припомним (We Can Remember It for You Wholesale) (В глубине памяти; Продажа воспоминаний по оптовым ценам; Из глубин памяти; Вспомнить всё) (1966)
    • Прибыльное дельце (Captive Market) (Рынок сбыта) (1955)
    • Если бы Бенни Цемоли не было…[42] (If There Were No Benny Cemoli) (Если бы Бенни Гемоли не было…) (1963)
    • Синдром (Retreat Syndrome) (1965)
    • Ползуны (The Crawlers) (Foundling Home) (1954)
    • Что за счастье быть Блобелем! (Oh, To Be a Blobel!) (О, счастье быть блобелем!; О, счастье быть блобелом!) (1964)
    • Что сказали мертвецы? (What the Dead Men Say) (Man with a Broken Match) (1964)
    • Плата за копирование (Pay for the Printer) (Плата за услуги; Расплата) (1956)
  4. 1973 — The Book of Philip K. Dick
    • Няня (Nanny) (1955)
    • Вращающееся колесо[38] (The Turning Wheel) (1954)
    • Защитники (The Defenders) (1953)
    • Команда корректировки (Adjustment Team) (The Adjustment Bureau; Бюро корректировки; Корректировщики) (1954)
    • Псионик, исцели моё дитя![43] (Psi-Man Heal My Child) (Psi-Man, Outside Consultant) (1955)
    • Проездной билет (The Commuter) (Пригород) (1953)
    • Подарок для Пэт (A Present for Pat) (1954)
    • Завтрак в сумерках[44] (Breakfast at Twilight) (1954)
    • Игра в ракушки (Shell Game) (Победители) (1954)
  5. 1980 — The Golden Man
    • Золотой человек (The Golden Man) (The God Who Runs) (1954)
    • Реванш[45] (Return Match) (1967)
    • Король эльфов (The King of the Elves) (Shadrach Jones and the Elves) (1953)
    • По образу и подобию Янси (The Mold of Yancy) (1955)
    • По обложке[46] (Not By Its Cover) (1968)
    • Маленький чёрный ящичек (The Little Black Box) (1964)
    • Деконструкция М (The Unreconstructed M) (Неперестроенная М) (1957)
    • Война с фнулами (The War with the Fnools) (1964)
    • Последний властитель (The Last of the Masters) (Protection Agency; Последний хозяин) (1954)
    • Разиня (Meddler) (Вмешательство) (1954)
    • Не отыграться (A Game of Unchance) (1964)
    • Спешите приобрести! (Sales Pitch) (Фасрад) (1954)
    • Драгоценный артефакт (Precious Artifact) (Бесценное сокровище) (1964)
    • Городишко (Small Town) (Маленький город) (1954)
    • Недолюди[47] (The Pre-Persons) (1974)
  6. 1985 — I Hope I Shall Arrive Soon
    • Как создать вселенную, которая не рассыпется через пару дней (How to Build a Universe That Doesn’t Fall Apart Two Days Later) (1985)
    • Короткая счастливая жизнь коричневого тапка (The Short Happy Life of the Brown Oxford) (1954)
    • Исследователи (Explorers We) (1959)
    • Разногласия в верхах[48] (Holy Quarrel) (1966)
    • Что же нам делать с Рэгландом Парком?[49] (What’ll We Do with Ragland Park?) (No Ordinary Guy) (1963)
    • Нечаянные воспоминания о смерти[50] (Strange Memories of Death) (1984)
    • Чуждый разум (The Alien Mind) (Чужой разум) (1981)
    • Под прицелом[51] (The Exit Door Leads In) (1979)
    • Цепи воздушные, сети эфира[52] (Chains of Air, Web of Aether) (The Man Who Knew to Lose) (1980)
    • Дело Раутаваары (Rautavaara’s Case) (Ящик Раутаваары) (1980)
    • Стылый полёт[53] (Frozen Journey) (I Hope I Shall Arrive Soon) (1980)
  7. 1988 — The Dark-Haired Girl (Сборник рассказов, эссе, поэм и писем)
    • Introduction, by Paul Williams
    • «The Dark-Haired Girl»
    • The Android and the Human
    • poem
    • The Evolution of a Vital Love
    • letters, to Edgar Dick
    • Man, Android and Machine
    • letter, to Laura Dick
    • «Goodbye, Vincent»

Премии и награды

  • 1963, Премия «Хьюго» в категории «Роман» за «Человек в высоком замке» (англ. The Man in the High Castle, 1962)
  • 1967, Премия Британской ассоциации научной фантастики в категории «Роман» за «Три стигмата Палмера Элдрича» (англ. The Three Stigmata of Palmer Eldritch, 1965)
  • 1975, John W. Campbell Award в категории «Лучший НФ-роман» за «Пролейтесь, слезы…» (англ. Flow My Tears, the Policeman Said, 1974)
  • 1979, British Science Fiction Award в категории «Роман» за «Помутнение» (англ. A Scanner Darkly, 1977)
  • 2005, Введён в Зал славы

Экранизации произведений

См. также

Примечания

  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Encyclopædia Britannica
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118678175 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. 1 2 3 4 5 6 Kucukalic, L., 2009, p. 27.
  6. 1 2 3 Umland S. J. Philip K. Dick: Contemporary Critical Interpretations. — Westport—London: Greenwood, 1995. — P. 1
  7. 1 2 3 4 5 6 Kucukalic, L., 2009, p. 28.
  8. 1 2 3 Kucukalic, L., 2009, p. 29.
  9. 1 2 Umland S. J. 1995. — P. 2
  10. 1 2 3 4 5 6 7 Kucukalic, L., 2009, p. 33.
  11. ↑ Kucukalic, L., 2009, p. 32.
  12. ↑ Kucukalic, L., 2009, p. 35.
  13. ↑ Kucukalic, L., 2009, p. 36.
  14. ↑ Kucukalic, L., 2009, p. 37.
  15. 1 2 3 4 Kucukalic, L., 2009, p. 39.
  16. 1 2 Kucukalic, L., 2009, p. 40.
  17. 1 2 3 4 5 Kucukalic, L., 2009, p. 41.
  18. ↑ July 8, 1974: The Firsl Day of the Constitutional Crisis (Enclosure, letter to Claudia Bush, July 16, 1974) // The exegesis of Philip K. Dick, ed. by Jonathan Lethem, Pamela Jackson. London: Gollancz, 2012.
  19. ↑ Chapter One // Philip K. Dick, In Pursuit of VALIS: Selections from the Exegesis, ed. by Lawrence Sutin, San Francisco: Underwood-Miller, 1991.
  20. 1 2 Kucukalic, L., 2009, p. 42.
  21. 1 2 3 Kucukalic, L., 2009, p. 43.
  22. Оригинал письма в Тупичке Гоблина
  23. Перевод письма — М. Отставнов. Другой Лем Архивная копия от 5 мая 2014 на Wayback Machine // Компьютерра. — 2001. — № 15 (17 апреля).
  24. ↑ Kucukalic, L., 2009, p. 46.
  25. ↑ Филип К. Дик. Интервью Чарльзу Плэтту, 1980. // fantlab.ru
  26. Philip K. Dick. Schizophrenia and The Book of Changes.
  27. Роман Арбитман. Филип Дик: мёртвый и недовольный, «Частный Корреспондент», 16.12.2010
  28. Юрий Буйда. Новинки недели, OpenSpace.Ru, 24.12.2008.
  29. Эмманюэль Каррер. Филип Дик. Я жив, это вы умерли. Амфора (2008).
  30. ↑ Станислав Лем. Фантастика и футурология. Книга 1 (8. Филип К. Дик, или Фантоматика поневоле // Эпистемология фантастики // II. Мир литературного произведения). 2-е изд. (1972) / пер. С. Макарцева, В. Борисова, 2004.
  31. ↑ Станислав Лем. Science fiction: безнадёжный случай с исключениями. (1972)
  32. ↑ «Your Name Here» на сайте IMDB.com
  33. ↑ Филип Дик «Пересадочная планета».
  34. ↑ Филип Дик «Успешный автор».
  35. ↑ Филип Дик «Строитель».
  36. ↑ Филип Дик «Маленькая революция».
  37. ↑ Филип Дик «Планета, которой не было».
  38. 1 2 Филип Дик «Вращающееся колесо».
  39. ↑ Филип Дик «Потомок».
  40. ↑ Филип Дик «Человеческий фактор».
  41. ↑ Филип Дик «Мир таланта».
  42. ↑ Филип Дик «Если бы Бенни Цемоли не было…».
  43. ↑ Филип Дик «Псионик, исцели моё дитя!».
  44. ↑ Филип Дик «Завтрак в сумерках».
  45. ↑ Филип Дик «Реванш».
  46. ↑ Филип Дик «По обложке».
  47. ↑ Филип Дик «Недолюди».
  48. ↑ Филип Дик «Разногласия в верхах».
  49. ↑ Филип Дик «Что же нам делать с Рэгландом Парком?».
  50. ↑ Филип Дик «Нечаянные воспоминания о смерти».
  51. ↑ Филип Дик «Под прицелом».
  52. ↑ Филип Дик «Цепи воздушные, сети эфира».
  53. ↑ Филип Дик «Стылый полёт».
  54. ↑ Description of the plot of the film Morning patrol
  55. ↑ Описание сюжета Flow My Tears, the Policeman Said

Литература

Ссылки

10 книг Филипа Дика, которые обязательно нужно прочитать | Книги

Американский писатель Филип Киндред Дик — один из титанов мировой фантастики. И, как частенько бывает, признанным гением он стал только после смерти — при жизни его тексты были популярны лишь в узком кругу ценителей. Парадоксально, но славу Дику, автору, по сути, некоммерческому, принёс Голливуд, массовая «фабрика грёз». Писатель умер в марте 1982-го, а в июне вышел фильм «Бегущий по лезвию», вольная экранизация одного из диковских романов, и понеслось… Многочисленные переиздания, именная премия, биографические и литературоведческие исследования, безоговорочное почитание со стороны коллег и всяких знаменитостей, легионы фанатов, статус классика жанра — в общем, все бонусы, какие только могут существовать для писателя.

Голливуд тоже не отставал — по числу экранизаций Дик один из лидеров среди фантастов: две части «Бегущего по лезвию» и «Крикунов», две версии «Вспомнить всё», «Пришелец», «Особое мнение», «Город будущего», «Час расплаты», «Помутнение», «Пророк», «Меняющие реальность», куча короткометражек и три телесериала. Правда, практически все экранизации Дика — очень упрощённые версии его книг.

Мы попробовали составить список главных романов Филипа Дика. И надеемся, что те, кто знаком с ним только по фильмам, откроют для себя этого отличного (хотя и непростого) писателя.

Молот вулкана

После Третьей мировой войны уцелевшее человечество разуверилось в себе, и правительства всех стран передали верховную власть суперкомпьютеру «Вулкан». Беспристрастный машинный мозг пишет законы и отдаёт приказы, а члены новой элиты из концерна «Единство» претворяют их в жизнь. И вот один из винтиков этой системы Уильям Баррис обнаруживает, что шеф концерна Джейсон Дилл намеренно скрывает от «Вулкана» существование фанатичной секты неолуддитов. А без нужной информации компьютерный властелин вряд ли способен принимать адекватные решения. Или всё-таки способен?

Один из ранних романов Дика написан в духе классических антиутопий, хотя формально это история о восстании машин. Однако главное зло исходит вовсе не от машин, а от человека, который ими манипулирует. Впрочем, машины быстро учатся — особенно плохому… Перед нами традиционная остросюжетная НФ, где уже обозначены несколько идей, ставших ключевыми в дальнейшем творчестве Дика. Злобное государство под властью бюрократии, тотальная ложь, бессилие обычных людей — обо всём этом Дик напишет ещё не раз. И основной вывод этой антиутопии тоже для него типичен: свободу выбора нельзя уступать никому и никогда.

Человек в высоком замке

Германия и Япония выиграли Вторую мировую, разделив планету между собой. Спустя 15 лет в Америке, ставшей японской вотчиной, происходят события, куда вовлекаются офицер абвера Рудольф Вегенер, дипломат Нобусукэ Тагоми, агент-убийца Джо Чинаделла, еврей Фрэнк Фринк, его бывшая жена Джулиана Крейн, писательфантаст Готорн Абендсен и бизнесмен Роберт Чилдэн. Всех их так или иначе связывает скандальный роман Абендсена «И наестся саранча» — альтернативная история, где Германия и её союзники войну проиграли. А может, это вовсе не альтернативная, а реальная история — только другого мира?..

Иллюзорность реальности — ключевая идея Дика, которая легла в основу одного из самых популярных его романов. Хотя «Человек в высоком замке» насыщен символами из восточной философии, особенно из китайской «Книги перемен», роман смело можно назвать самым «американским» в творчестве Дика. «Великий американский роман» — известная концепция, впервые сформулированная ещё в XIX веке. Его мечтает написать каждый автор, родившийся в США. Речь о книге, которая достоверно отражает культуру страны в определённый период — и внутреннюю суть живущего в эту эпоху простого американца. Дик максимально близко подошёл к реализации этой идеи, изобразив детально прописанную и крайне достоверную вторичную реальность Америки, которой никогда не было. Хотя кто знает?..

Предпоследняя правда

Земля охвачена войной с пришельцами, которая продолжается уже много лет. Уцелевшие люди живут в подземных бункерах — хотя вряд ли это убогое существование можно назвать жизнью. С поверхности доходят только красочные радиопередачи об ужасных битвах с использованием ядерного оружия, о тотальном разрушении и о всемогущем Защитнике, на которого вся надежда. Но так случилось, что несколько человек выбрались наверх и… не нашли там никаких следов войны! Значит, всё, что им так пафосно вещали, — ложь?

Филип Дик не любил власть — пожалуй, его можно считать анархистом. И одним из самых негативных проявлений государственной системы Дик считал пропаганду, без которой власть просто не способна функционировать. В романе очень красноречиво показана ничтожная политическая элита, которая с помощью тотально лживых СМИ фактически держит в рабстве миллионы обычных людей. Причём подавляющее большинство и не сопротивляется этому, принимая на веру любое, самое нелепое враньё «сверху». Впрочем, те, кто ещё не утратил критического мышления, при желании вполне способны сбросить духовные оковы — ведь прорех в правительственной пропаганде немало. Было бы оно только, такое желание.

Стигматы Палмера Элдрича

Земле грозит катастрофа, и ООН активно развивает проект по колонизации Солнечной системы. Чтобы перенести ужасные внеземные условия, переселенцы с головой погружаются в игровую «имитацию реальности», чему способствуют запрещённые стимуляторы. Их использование даже превратилось в своеобразную религию. И вот однажды вернувшийся из межзвёздного полёта к проксиме Центавра бизнесмен Палмер Элдрич привозит с собой инопланетный галлюциноген, с помощью которого можно почувствовать себя Богом в собственной имитации жизни. Однако регулярный приём препарата приводит к невероятным последствиям…

Многие книги Дика сложны для восприятия — надо изрядно поломать голову, чтобы постичь их суть. Но этот роман практически вне конкуренции: множество сюжетных линий, постоянная смесь реальности с галлюцинациями, переселение душ между персонажами, хроновыверты с подменой настоящего будущим… Впрочем, до подлинного безумия Дику было ещё далеко, потому вся эта головоломность — продуманный автором конструкт, пазл для внимательного читателя. Хотя читать книгу всё же тяжеловато — не каждый продержится до конца.

Доктор Бладмани, или Как мы стали жить после бомбы

Сначала разразилась катастрофа из-за неудачного научного эксперимента, затем случилась ядерная война. Цивилизация погибла — правда, не до конца. Остатки человечества пытаются выжить на руинах мира в небольших анклавах. Животные-мутанты сбились в племена, представляющие угрозу для людей. Но куда бо́льшая опасность исходит от тех людей, которые обрели психокинетические способности. Неужели у Земли нет шансов?

Филип Дик не раз писал о мире после глобальной катастрофы или ядерной войны. Ничего удивительного — подобные истории создавали многие американские авторы середины XX века. «Доктор Бладмани» — самый подробный экскурс Дика в ядерный постапокалипсис. Правда, специфический — к тому времени писатель уже нащупал свой традиционный стиль, гибрид фантастического реализма с агрессивной шизой. Но главная удача Дика в этой книге — реалистично показать повседневную жизнь на обломках цивилизации. И впечатление остаётся тягостное, хотя нельзя сказать, что перед нами какой-нибудь Fallout. Обитатели небольших поселений наладили быт, мелкое производство, торговлю — благо здесь нет агрессивных каннибалов или моторизованных банд. Но полноценной жизнью это никак не назовёшь — люди просто существуют, без стремлений, надежд, будущего. Тем более что даже в разваленном мире находятся безумцы, готовые добить его окончательно…

Мечтают ли андроиды об электроовцах?
После ядерной войны изрядная часть человечества перебралась на колонизированные планеты Солнечной системы. В их освоении людям помогают андроиды. Некоторые из них, спасаясь от безжалостной эксплуатации, незаконно проникают на Землю, хотя там действует специальная служба по их отлову. Опытный охотник Рик Декард получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов. Однако Рик давно мучается вопросом: чем настоящие люди отличаются от искусственных и насколько правомерно их уничтожение?

Самая популярная книга Филипа Дика — благодаря культовому фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», хотя лента заметно отличается от романа. И книга, и её экранизация сильно повлияли на классический киберпанк — каждая по-своему. Так, неонуарная атмосфера картины стала для него визуальным эталоном. Множество последователей — в кино, литературе, играх, комиксах — изображают киберпанк именно таким. А вот роман можно считать предтечей киберпанка в идейном смысле — хотя по форме это скорее постапокалиптическая антиутопия. Ну и история о бунте машин, конечно. Тема «человечности» искусственных людей для фантастики не нова. Заслуга Дика в том, что он мастерски вывернул её наизнанку. Его андроиды, так похожие на нас — в том числе и наличием почти человеческих чувств, — всё же никакие не люди. И простого деления «хорошие люди — плохие машины» (как и его контр-варианта) здесь нет — кому сопереживать, за кого болеть, читатель должен решить самостоятельно.

Пролейтесь, слёзы...

Знаменитый телеведущий и певец Джейсон Тавернер проснулся в каком-то клоповнике без документов. Причём все его файлы почему-то исчезли из государственной базы данных — и с учётом того, что общество охвачено гражданским конфликтом, у Тавернера велик шанс оказаться в трудовом лагере где-нибудь на Луне. Чтобы выжить, недавнему кумиру приходится прибегнуть к помощи подполья, — но оно так насыщено полицейскими провокаторами, что, похоже, даже правительственные спецслужбы уже не могут понять, кто здесь революционер, а кто сексот. Впрочем, Джейсон и в себе-то не уверен.

Каких-то особо оригинальных идей в романе нет — во всяком случае, для Дика. Опять иллюзорная реальность, когда ни герои, ни читатели толком не могут понять, где воспоминания героя, а где его фантазии. Ведь Тавернер может быть как действительно попавшей в переплёт знаменитостью, так и завзятым наркошей, который попросту бредит. Опять антиутопия с жёсткой критикой власти, опирающейся на полицейский произвол. Опять горькая сатира на лживые СМИ. Пожалуй, в книге есть только одна достаточно свежая для тогдашнего Дика тема — параноидальность всего происходящего. «Если вы параноик, это не означает, что они за вами не гонятся» — это шутливое правило вполне могло бы стать девизом романа.

Убик
Недалёкое будущее. Вокруг полно людей с паранормальными способностями и тех, кто им противодействует. Джо Чип — сотрудник одной из корпораций, противостоящих паранормалам. Однажды группа его коллег становится жертвой диверсии, связанной с манипуляциями временем. Коллеги Джо погибают, а сам он попадает в смертоносную ловушку и пытается любой ценой спастись…

«Убик» считается знаковым романом Дика, едва ли не вершиной его творчества. Дик всегда был горазд на выдумки, но в этом романе, описывая оригинальные детали мира будущего, превзошёл сам себя. Также «Убик» едва ли не самая яркая иллюстрация магистральной философской идеи писателя, которая оказала влияние на многих других авторов, — идеи об иллюзорности реальности. В романе мозги умерших можно погружать в криостаз, после чего они находятся в специальном мораториуме, в состоянии «полужизни». А что, если странный мир романа всего лишь фантом? Вачовски сочинили свою «Матрицу» как раз под влиянием «Убика». А ещё Дик, при всех вывертах своей необычной фантазии, сумел сделать «Убик» по-настоящему захватывающим чтением — это удавалось ему далеко не во всех книгах.

ВАЛИС

Толстяк и его товарищи занимаются поиском Истинного Бога — и убеждены в том, что на орбите вокруг Земли находится некий таинственный объект, который их направляет. Этот объект — часть искусственной спутниковой сети VALIS, источником которой служит планета в районе Сириуса. Те, кто следует указаниям Валиса, смогут отыскать двухлетнего ребёнка Софию, новое воплощение Мессии…

Весной 1974 года Дик начал «получать сигналы от внеземного разума», после чего фактически прекратил сочинять фантастику, переключившись на дневники и религиозно-философские трактаты. Таким трактатом в художественной форме и был «Валис» — первый том незаконченной трилогии. Среди действующих лиц — сам Дик (Фил-рассказчик и его шизофреническое «альтер эго» Толстяк), известные фантасты Тим Пауэрс и К. В. Джетер, знаменитые музыканты Дэвид Боуи и Брайан Ино; все они также скрыты под псевдонимами.

Смотрите также

Дело Филипа Дика