Монтеверди оперы: Опера Монтеверди «Орфей» (L’Orfeo) | Belcanto.ru

Содержание

Клаудио Монтеверди

Дата рождения: 15 мая 1567 (крещен)
Место рождения: Кремона
Страна: Италия
Дата смерти: 29 ноября 1643

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (Claudio Giovanni Antonio Monteverdi) — итальянский композитор, музыкант, певец. Наиважнейший композитор Барокко, его работы часто рассматриваются как революционные, отмечающие переход в музыке от Возрождения к Барокко. Он жил в эпоху великих перемен в музыке и сам был человеком, изменившим её.

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне, в семье аптекаря и доктора. Он был с детства музыкально одарённым и в 15 лет уже опубликовал свой первый сборник произведений. В предисловии к этому изданию он говорит, что его учителем был Марк’Антонио Индженьери, капельмейстер кафедрального собора Кремоны. Он обучался композиции, пению, игре на струнных инструментах. Свою вторую книгу он опубликовал в 1583 г., через год после выхода первой. К тому времени, когда он получил свою первую должность, у него уже было выпущено несколько сборников.

Его первой работой были должности вокалиста и виолиста при дворе герцога Мантуи. При дворе герцога было несколько прекрасных музыкантов, руководил которыми известный Жак де Верт. Монтеверди познакомился со многими знаменитыми музыкантами, поэтами, художниками (возможно с Питером Рубенсом), скульпторами, в том числе и из Феррары, которая была неподалёку. В 1599 г. в Мантуе он женился на дочери одного из музыкантов, придворной певице Клаудии Каттанео. Первые его должности были низкооплачиваемые, но вскоре его музыка стала хорошо известна, он стал членом римской академии Сайта Чечилия в Риме, в 1602 г. он становится главным придворным дирижёром. Во время службы у герцога он сопровождал его в поездках и путешествиях, в том числе и на войну в Венгрию с турками. Он также посылал несколько своих композиций ко двору в Феррару.

Молодой Монтеверди уже работал в новом музыкальном стиле. Старый стиль был известен как «Первая практика», новый стиль получил название «Вторая практика». «Первая практика» продолжала использоваться для церковной музыки. В этом стиле написания музыка считается более важной, чем слова. Это означает, что музыка может быть очень контрапунктической, т.е. с несколькими одновременно звучащими мелодиями, так что слова текста четко не слышны. Во «Второй практике» слова более важны, чем музыка, и музыка должна быть достаточно простой, чтобы хорошо слышать текст. Это особенно важно в опере и в мадригалах. Было много споров среди музыкантов о преимуществах этих двух стилей и это, возможно, причина разрыва в 11 лет между его 3-й и 4-й книгами мадригалов.

В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди — «Орфей» (либретто Алессандро Стриджо). «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством выразительных средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. Эта опера прославилась во всей Европе и исполняется до сих пор.

В этом же году Монтеверди вернулся в Кремону, его жена умерла, оставив его с тремя маленькими детьми (младшая дочка вскоре то- же умерла). Это была страшная трагедия для Монтеверди и он не хотел возвращаться в Мантую, но герцог писал ему, уговаривая вернуться и обеспечить музыку для свадьбы князя Франческо Гонзага и Маргариты Савойской. Монтеверди вернулся в Мантую, где сочинил оперу «Ариадна». Представление имело большой успех, зрители были растроганы до слез, к сожалению, из всей оперы сохранилась только одна сцена — знаменитый Плач Ариадны (Дайте мне умереть…), послуживший прообразом множества арий в итальянской опере.

Хотя слава и мастерство Монтеверди постоянно увеличивались, вместе с тем возникало много споров с работодателем. В конце концов он нашел другую работу, на этот раз церковным музыкантом в крупнейшей церкви Венеции — соборе Св.Марка. При переезде из Мантуи в Венецию на его экипаж напали разбойники и ограбили пассажиров. Он прибыл в Венецию в октябре 1613 г.

Работа в должности маэстро (музыкального руководителя) в Базилике Сан-Марко в Венеции была наиболее престижной работой для каждого церковного музыканта во всей Европе.

Тем не менее, состояние музыки в этом соборе было плачевным из-за финансовых махинаций предшественника Монтеверди. Монтеверди приступил к реорганизации музыки в соборе: он купил новые музыкальные произведения для церковной библиотеки и пригласил новых музыкантов, а также сам сочинял музыку для многочисленных церковных праздников. Он делал свою работу хорошо и в 1616 г. его зарплата была увеличена до 400 дукатов. Герцог Мантуи, возможно, очень жалел о том, что потерял такого музыканта, он просил Монтеверди писать музыку для него, и так как Монтеверди оставался его подданным, ему пришлось подчиняться и он иногда писал музыку для важных событий в Мантуе.

В 1619 г. Монтеверди опубликовал свою седьмую книгу мадригалов, однако после этого он начал публиковать меньше музыки, возможно потому, что был очень занят, или потому, что ему не нужно уже было искать славы, или ещё считается, что эта музыка была утеряна.

В 1620-х гг. он продолжает свою работу в Венеции, увлекается алхимией, встречается с композитором Генрихом Шютцем, который был в это время в Венеции. После смерти Мантуанского герцога в 1626 г. Монтеверди стал меньше писать музыки для Мантуи, они перестали оплачивать его сочинения, там началась война за мантуанское наследство, были большие разрушения и произошла вспышка чумы.

В 1632 г. Монтеверди стал священником. В 1637 г. в Венеции открылся первый в истории общественный оперный театр и Монтеверди, которому уже было 70 лет, писал для него оперы. Блестящий конец своей карьеры он сделал операми «Возвращение Улисса» (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640) и «Коронация Поппеи» (L’incoronazione di Poppea, 1642, историческая), последняя считается кульминацией его творчества. Она содержит трагические, романтические и комедийные сцены (новшество в опере), более реалистичные изображения персонажей и более теплые мелодии, чем раньше, использует небольшой оркестр, роль хора отходит на второй план. Эта опера (так же, как и «Орфей») входит в репертуар современных театров.

Клаудио Монтеверди умер в Венеции 29 ноября 1643 г. и был похоронен в базилике Фрари, рядом с могилой художника Тициана.

Источник: «Композиторы Барокко»

Клаудио Монтеверди : Московская государственная академическая филармония

Клаудио (Джованни Антонио) Монтеверди (крещен 15 мая 1567, Кремона — 29 ноября 1643, Венеция) — итальянский композитор.

Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы, в том числе опера Орфей, которая исполняется и в наши дни.

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей. С детских лет обучался у М.-А. Индженьери, капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые сборники, включавшие небольшие мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 годах (Cantiunculae Sacrae , 1582; Madrigal Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборника) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо Гонзаги (1562-1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.

В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.

В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.

Около 1632 Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира.

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывет любые нерегулярности последних.

Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Примечания

1. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т. Ф. Владышевская.

— М., 2006.

2. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Иоанн Дамаскин; пер. с греческого А. Бронзова; редакция В.А. Крохи. — СПб., 2008.

3. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VШ-X столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья) / Н.И. Ефимова. — М., 1998.

4. Мейендорф И. [протоиерей] Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / И. Мейендорф, [протоиерей]; пер. с английского В. Марутика.

— Минск, 2007.

5. Флоровский Г. [протоиерей] Византийские отцы V-VШ веков / Г. Флоровский, [протоиерей]. — Минск, 2006.

6. Фрагменты из стихиры цитируются по: Служба Святой Пасхи. — М., 1982. — [репринтное издание].

7. Холопов Ю. Н. Итоги трехтысячелетнего развития / Ю.Н. Холопов; редактор Т.С. Кюрегян // Музыкально-теоретические системы. — М., 2006.

8. Шейнэ Ж.-К. История Византии / Ж.-К. Шейнэ; пер. с французского В.Б. Зусевой.

— М., 2006.

В. П. Фомина

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОПЕР КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Центральной проблемой является проблема постановки и исполнения оперных произведений гениального итальянского композитора XVII века Клаудио Монтеверди в российских театрах, связанная с исторически информированным исполнительством. Ключевые слова: искусствознание, опера, Клаудио Монтеверди, история Возрождения, западный театр, российский театр, современная интерпретация, исторически информированное исполнительство.

The central problem of the article deals the problem of staging and performing of the operas by a great Italian composer of the XVII century Claudio Monteverdi in Russian theatres in connection with historically informed performance. Keywords: art education, оpera, Claudio Monteverdi, history of revival, Western theatre, Russian theatre, contemporary interpretation, historically informed performance.

В последние десятилетия наблюдается возрастающий интерес музыкантов к музыке Ренессанса и барокко. Увеличивается число солистов и коллективов, исполняющих западноевропейские произведения, написанные до середины XVIII века. Н. Симакова, известный музыковед, согласна с таким мнением: «Обращение к ней (старинной музыке. — В. Ф.) — не просто дань уважения высочайшим культурным ценностям прошлого, но и результат духовной потребности современного человека … Несомненно и то, что исполнение старинной музыки во многом стало возможно благодаря успехам музыкальной науки 20 века. » (7).

К сожалению, в современной вокальной практике не существует исторической традиции исполнения музыки, которой больше чем 150-200 лет. Преемственность была утеряна. И единственными «свидетелями» существующих тогда исполнительских школ, традиций, эстетических принципов являются для нас ноты, музыкальные трактаты и воспоминания современников. Из всех способов

интерпретации «аутентичное», то есть подлинное исполнение старинной музыки, является единственным, основанным на научных музыковедческих знаниях. Именно поэтому одним из определений музыкальной «аутентичности» является «исторически информированное исполнительство».

Датой возникновения «исторического исполнительства» считается 11 марта 1829 года, когда под руководством молодого композитора Ф. Мендельсона-Бартольди в первый раз после столетнего перерыва в Берлине прозвучали «Страсти по Матфею» И. С. Баха (1).

Однако активно и массово направление «исторического исполнительства» стало развиваться с 1953 года, после создания Н. Арнонкуром, выдающимся австрийским дирижером, и Г. Леонхардтом, широко известным клавесинистом и музыковедом, первых стабильно концертирующих ансамблей, одним из которых был «Concentus musicus Wien». Такого рода деятельность в то время считалась уделом немногих энтузиастов, тщательно работавших с музыкальными текстами, рукописями, изучавших историю, опровергавших устоявшиеся академические и привычные романтические подходы, реконструируя подлинное звучание старинных сочинений.

По словам выдающегося исследователя западноевропейской музыки В. Д. Ко-нен, громадный культурно-исторический пласт, включающий в себя работы композиторов эпохи Возрождения и породивший творчество Клаудио Монтеверди, великого итальянского композитора — новатора XVI-XVII веков, был незаслуженно забыт в течение почти трехсот лет. Музыковедческая наука заинтересовалась этой музыкой только в 80-х годах XIX века. В 1881 году была опубликована партитура оперы «Орфей» под редакцией Р. Эйтнера (5).

В монографии о жизни и творчестве Клаудио Монтеверди В. Конен отмечает: «По-видимому, какие-то глубокие общие причины, связанные с художественной психологией далекого прошлого и нашей современности, обусловили «смерть и возрождение» всего музыкального творчества ренессансной эпохи» (5). Главной причиной был «великий эпохальный перелом», связанный с внедрением в музыку фундаментально новых принципов, недоступных ренессансной психологии, связанных с тональным, мелодическим и инструментальным мышлением. «…Эти три ведущих принципа послеренессансного музыкального мышления … образовали единую систему, в рамках которой развивались и расцветали самые разнообразные стили, включая полифонический». Внедрение этой системы привело к полной утрате у европейцев художественной восприимчивости музыкального языка, который ей не подчинялся. Таким образом, вся богатейшая композиторская культура «дотональной», «домелодической», «досимфонической» эпохи, оказалась чуждой и невостребованной (5).

Но в последней четверти девятнадцатого века в европейской музыке появились тенденции, постепенно изменившие слуховую настройку слушателей. Огромную роль сыграли в этом процессе национальные школы, резко «вторгшиеся» в европейскую музыку (5).

Возрождение «Орфея» (премьера в г. Мантуя в 1607 году) в XX веке на театральных подмостках связано с экспериментами французского композитора и дирижера д’Энди. Опера, поставленная в концертном варианте в 1904 году, представляла попытку интерпретации с позиций модернизма. Выделяются также постановки в Мангейме (1924 год), Мюнхене (1929 год), Перудже, Риме (1934 год) и других городах Европы и Америки вплоть до 1973 года (8).

Вторая опера К. Монтеверди «Возвращение Улисса на Родину» (премьера в

Венеции, 1640 год) была восстановлена в мае 1942 года в рамках Флорентийского музыкального фестиваля. С 1960-х годов она активно шла в различных редакциях в Милане (1964 год), в Лондоне и Гамбурге (1965 год), в Берлине (1966 год), Вене (1971 год) (8).

И, наконец, возрождение музыкальной драмы в трех действиях с прологом «Коронация Поппеи» (премьера в Венеции, 1642 год) состоялось в 1888 году в Венеции. Неполнота партитуры обусловила целый ряд интерпретаций. Особенно известны Флорентийский (1936 год) и Венский (1963 год) спектакли (5). Однако не стоит говорить об исторически достоверной интерпретации во всех упомянутых спектаклях.

Поворотным пунктом стала постановка Николауса Арнонкура. Он был первым дирижером, представившим одновременно все три оперы величайшего композитора-новатора начала XVII века в Цюрихской Опере (Zurich Opera House) в 1974 году. Эти спектакли, обращенные к оригиналу (аутентичный оркестр, слияние декоративности и психологизма), богатые культурными аллюзиями, поставленные совместно с известным французским режиссером Жаном Пьером Поннелем, означали, что аутентизм пришел в оперный театр, и доказали, что «историческое исполнительство» может быть жизненным и конкурентоспособным. Став классикой, эти спектакли шли с тех пор на сценах Лондонской королевской Академии, Баварской, Парижской опер, на сцене древнегреческого театра в Афинах и т.д., а исторически информированное исполнительство стало неотъемлемой частью западноевропейского музыкального искусства.

В России «исторически информированное оперное исполнительство» стало развиваться значительно позже. В 1991 году при Московской консерватории была организована Коллегия старинной музыки. Созданная одним из ведущих специалистов в области старинной музыки М. А. Сапоновым совместно с известным дирижером О. Чернышовым, Коллегия была самым крупным и стабильно работающим российским коллективом, занимающимся аутентичным исполнением опер XVII-XVIII веков. Первой работой этого уникального коллектива стала премьера оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи», состоявшаяся в том же году на сцене Учебного театра ГИТИСа (6). Опера была исполнена в концертном варианте и представляла собой первую в России попытку реализации идей инструментального и вокального «исторического исполнительства». За десять лет работы Коллегией было поставлено 16 старинных опер, многие из которых были представлены в стране впервые. К сожалению, в настоящее время Коллегия прекратила свое существование.

Следующая постановка оперы «Коронация Поппеи» была осуществлена в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского 17 октября 1997 года, после премьеры в 1994 году «Эвридики» итальянского композитора Якоба Пери, которая считается первой в истории полномасштабной оперой.

Но в России нет традиций постановок ранних опер. Музыковед и музыкальный критик Ю. Бройдо отмечает: «Попытки прикоснуться к наследию XVII века можно пересчитать по пальцам. «Эвридика» Пери ставилась в Московском камерном музыкальном театре Бориса Покровского в 1994 году, как и «Коронация Поппеи» Монтеверди. Однако ни о каком аутентизме в этих спектаклях не могло быть и речи: в театре Покровского для таких изысков нет ни материальной базы (прежде всего — исторических инструментов), ни исполнителей, владеющих стилем» (2). По мнению критика, эксперименты в этой области, которые проводились Коллегией старинной музыки Московской консерватории, также имели

локальный характер, как и Петербургский проект Эдуарда Сорина под названием «Орфей сквозь века», который не имел успеха и прекратил свое существование в 2002 году. Это было «полуконцертное» исполнение «Орфея» Монтеверди в Большом зале Филармонии. Причина, по мнению музыковеда в том, что «органика в обращении со старинными текстами возникает не с наскока: этим надо заниматься планомерно, что достигается только в условиях постоянно действующего коллектива с соответствующим репертуаром» (2).

Следующая постановка «Орфея» была осуществлена Пермским оперным театром в 2007 году. В состав оркестра ввели аутентичные инструменты — лютни, сделанные современными мастерами по старинным образцам, а также воссоздали камерное пространство зала. Но вокальная интерпретация сольных партий, в целом, имела мало общего с исторически информированным исполнительством. По словам исполнителя партии Орфея Дмитрия Боброва, общий характер звучания был близок к бетховеновскому. В интервью Пермской государственной телевизионной и радиовещательной компании солист признается: «Когда я прослушал запись этой оперы в разных вариантах, то это была обычная барочная музыка (курсив наш. — В. Ф.), я не ожидал, что это вырастет в подобный проект. Когда я смотрел вчера репетицию спектакля, я удивился, насколько сильно это было сделано, это была такая бетховеновская мощь (курсив наш. — В. Ф.)» (3).

Таким образом, в отличие от Западной Европы, оперы Клаудио Монтеверди, еще не стали важной частью современной музыкальной жизни России. Частота и уровень их исполнения значительно отстают от западноевропейского. Российские оперные театры не готовы к «исторически информированному исполнительству».

Такой вывод подтверждается недавними событиями в театральной жизни. В 2009 году пермская версия «Орфея» была представлена в рамках Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска». И хотя постановка была выдвинута сразу в девяти номинациях, но стала лауреатом только в двух номинациях: «Опера/Работа режиссера», режиссер-постановщик Георгий Исаакян, и «Работа художника в музыкальном театре», художник-постановщик Эрнст Гей-дебрехт (Германия), не получив поощрения в области вокального исполнительства (4).

Примечания

1. Арнонкур Н. Музыка языком звуков [Электронный ресурс] / Н. Арнонкур. -Режим доступа: www.opentextnn.ru/music/interpretation

2. Бройдо Ю. Обретенная Эвридика / Ю. Бройдо // Петербургский театральный журнал. — 2003. — № 33.

3. Гурина А. В Перми впервые в России поставлена опера Монтеверди «Орфей» [Электронный ресурс] / А. Гурина // Государственный Интернет-канал «Россия» 2001-2009. -Режим доступа: perm.rfn.ru/rnews.html?id=29683 <http://perm. rfn.ru/rnews.html?id=29683>

4. Карась А. Кто сорвал маску / А. Карась // Российская газета. — 2009. — 20 апреля.

5. Конен В. Д. Клаудио Монтеверди / В.Д. Конен. — М.: Советский композитор, 1971. — 324 с.

6. Садовников И. Коллегия Старинной музыки: семь лет / И. Садовников // Старинная музыка. — 1998. — № 1. — С. 2-4.

7. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н.А. Симакова. — М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. — 362 с.

8. Хроника мировой оперы. 1600-2000. — Екатеринбург.: У-фактория [при участии изд-ва Гуманитарного университета], 2005. — 640 с.

Орфей в ГУЛАГе: опера Монтеверди пришла на столичную сцену | Статьи

Музыкальный театр им. Н.И. Сац представил главную оперную премьеру сезона: «Орфей» Клаудио Монтеверди. Режиссером спектакля выступил худрук Георгий Исаакян, для которого это уже второе обращение к шедевру XVII века: 11 лет назад Исаакян ставил «Орфея» в Перми. Столичная «реинкарнация», однако, не имеет ничего общего с постановкой 2007 года и немыслима в иных стенах: едва ли не главным героем здесь выступает само здание 1970-х годов.

В качестве сценической площадки Исаакян выбрал ротонду театра — пространство, где в другое время дети могут полюбоваться на птиц в клетках. Теперь же вместо пернатых — зрители, рассаженные по кругу, а от прежнего убранства — горшки с цветами, которые в новом контексте призваны напоминать то ли о мифических пейзажах Фракии, то ли о советских казенных интерьерах. Такой разброс ассоциаций обусловлен концепцией: сохранив текст либретто, режиссер перенес время действия в XX век.

В первом акте кажется, что это 1970-е. Орфей в кожаной куртке и с гитарой (в премьерном составе — Андрей Юрковский), Вестница — уборщица с жестяным ведром (Анна Холмовская), а нимфы и пастухи (или пастыри, как сообщают нам субтитры) — институтская молодежь, играющая в настольные игры и отмечающая помолвку главных героев вином с батоном белого хлеба.

Во втором акте, однако, происходит временная модуляция. Ад, по мысли режиссера, — это ГУЛАГ, слуги Плутона — надзиратели. И пока Орфей пытается уговорить Харона (Олег Банковский) пропустить его в мир иной, мимо зрителей шагают заключенные, складывая свои пожитки у последнего рубежа и делая символический шаг в пропасть, то есть падая за пределы ротонды. Пожалуй, эта сцена, во время которой публике приходится стоять (сиденья затянуты черным полотном), наиболее сильная во всем спектакле.

Сама по себе идея представить спуск Орфея в преисподнюю как попытку вызволения любимой из лагеря — прекрасна: сколько таких сюжетов (с разными концовками) было в реальности! Осознание этого заставляет воспринять древний миф как вечно актуальную историю. Собственно, это и оправдывает любые «путешествия» сюжета во времени: Орфея можно нарядить хоть в камзол, хоть в косуху, смысл не изменится. 1970-е? Почему бы и нет. Другое дело, что некоторые режиссерские решения балансируют на грани хорошего вкуса. Например, Харон выходит на лыжах, и это дает ненужный комический эффект. Да и в Вестнице-поломойке есть нечто диссонантное самому духу сочинения.

Исаакян, однако, не боится конфликта приземленных сценических образов и возвышенных гармоний Монтеверди. Последние преподнесены с использованием старинных инструментов: в оркестре, размещенном по соседству с публикой, — два китаррона (басовые лютни), регаль (переносной орган) и крошечные флейты сопранино. За верность барочному стилю в ответе постоянный гость театра Эндрю Лоуренс-Кинг.

Фото: пресс-служба Театра им. Н. И. Сац

Не только оркестранты под руководством Валерия Платонова, но и певцы исполняют свои партии, как минимум, с оглядкой на традиции музыкального историзма. Впрочем, истинно аутентичной интерпретацию не назовешь: видимо, ради сохранения динамики действия авторы пожертвовали рядом эпизодов — в частности, здесь нет Прозерпины и Плутона, а в финале обошлись без Аполлона, забирающего несчастного Орфея на небеса. Тщательно продуманную композицию оперы режиссер перекраивает на свой вкус, и воля зрителя — принимать это или отвергать. Но выбирать, на самом деле, не из чего. «Орфей» Монтеверди — столь редкий гость в наших широтах, что мил в любом облике.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

«Венеция в звуках» к 450-летию со дня рождения Клаудио Монтеверди

Творчество Клаудио Монтеверди — уникальное явление в музыкальной культуре XVII века. Этот итальянец жил и работал в эпоху перемен, когда музыка Возрождения уступала место стилю Барокко. Его оперы, мадригалы и духовная музыка — бессмертные шедевры, выходящие за рамки любых эпох и стилей.

Уроженцу Кремоны (город в Италии), Клаудио Монтеверди, уготовано было стать главным композитором «светлейшей» Венеции и руководителем хоровой капеллы царственного Собора святого Марка. В музыке этого великого композитора Венеция обрела свое бессмертие.

Музыка Монтеверди – основа венецианской оперы, покорившей весь мир оригинальным стилем вокала и, поистине, шекспировскими характерами: недаром Монтеверди называют предшественником Верди, и не только за сходство имен! В своих произведениях композитор смело обращался с гармонией и контрапунктом, изобрел такие приемы игры, как тремоло и пиццикато на струнных инструментах, отводил большую роль оркестру в опере, отмечая, что разные тембры сильнее высвечивают характеры и настроения. Важной заслугой композитора является введение в оперу ариозных номеров и драматических хоров, наряду с речитативами. Монтеверди создал знаменитый выразительный вокальный стиль, названный concitato (итал. кончитато), – взволнованный, эмоциональный. Его произведения для голоса до сих пор производят ошеломляющее впечатление на аудиторию. А за свои открытия Монтеверди заслужил славу гения, одного из столпов великой итальянской оперной школы.

В честь юбилея Монтеверди на концерте прозвучат духовные сочинения композитора, а также прекрасное произведение «Поединок Танкреда и Клоринды», написанное в 1624 году в Венеции. В его основу положен отрывок из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Герой поэмы рыцарь-крестоносец Танкред вызывает на смертельный поединок одного из защитников Иерусалима, которым оказывается мавританская воительница Клоринда. Танкред и Клоринда любят друг друга, но сражаются, не зная о том, кто они…
Произведения Монтеверди исполнят Академический хор студентов Пермского государственного университета и Камерный оркестр музыкального театра «Орфей» под управлением Петра Юркова. В концерте примут участие: солистка Пермской краевой филармонии – органистка Евгения Камянская, солисты Лауреаты Международных конкурсов: Анастасия Фомиченко, Екатерина Бачук, Николай Фёдоров и Эдуард Морозов.

1608 — Ариадна (Ariadna) Монтеверди

Тридцать пять лет отделяют «Орфея» от последней оперы Монтеверди, созданной незадолго до смерти. Эти годы были заполнены интенсивным творчеством в сценических жанрах, непрерывными дальнейшими  поисками драматического стиля  в  музыке  и  глубокими  размышлениями об  оперном искусстве, часть которых нашла отражение в высказываниях как самого композитора, так и его соавторов-либреттиcтов.

Из многочисленных других произведений для сцены до нас дошли только четыре относительно скромные по масштабу партитуры, которые сам Монтеверди уже на склоне лет включил в свои сборники мадригалов. Все остальное утеряно и, по-видимому, безвозвратно. Первое место среди этих утраченных шедевров занимает опера «Ариадна». Взлет успеха, который принесла с собой постановка «Орфея», сопровождался тяжелейшими событиями в личной жизни композитора.

Уже в конце 1606 года тяжело заболела жена композитора. Расходы, связанные с болезнью, оказались огромными, и Монтеверди был вынужден отправить свою семью в Кремону, к отцу. В сентябре 1607 года юная Клаудиа скончалась, оставив на руках Монтеверди двух маленьких сыновей. Его отчаяние было столь велико, а обида на пренебрежительное отношение мецената настолько глубокой, что композитор долгое время не мог обрести душевного равновесия. Ему серьезно казалось, что он никогда больше не вернется к сочинению, никогда не возвратится в Мантую. Как бывает со всякой творческой натурой, только перспектива новой деятельности помогла ему выйти из тяжелого душевного кризиса.

 

После многократных категорических отказов на настойчивые приглашения герцога вернуться в Мантую, он наконец зажегся идеей создания новой оперы для роскошного празднества по поводу бракосочетания наследника. Вместе с карнавальной неделей эти торжества должны были затмить собой все другие, когда либо осуществлявшиеся при княжеских дворах Италии. Из Флоренции был приглашен Марко да Гальяно, поставивший ранней весной этого года свою оперу «Дафна», и флорентийский поэт Ринуччини— специально для сотрудничества с Монтеверди в создании еще одной «драмы через музыку».Разумеется, участие Монтеверди ни в какой мере не ограничивалось одной оперой. Много лет спустя композитор говорил об этом периоде жизни как о тяжелом кошмаре. В мае 1608 года, в атмосфере потрясающей роскоши и помпезности, при огромном стечении публики (дворцовый летописец сообщает, что в театре было несколько тысяч зрителей) «Ариадна» была поставлена на сцене. Спектакль длился два с половиной часа. Из всей этой музыки, которая, по свидетельству современников, потрясала души, как ни одно другое дотоле созданное музыкальное произведение, до нас не дошло ничего, кроме одного эпизода из шестой сцены— «Жалобы Ариадны» (Lamento d’Arianna «Lasciatemi morire»).

 

 

Можно искать хотя бы малое утешение в такой великой утрате, то только в том, что дошедший  до нас фрагмент, по всей вероятности, образует художественную вершину оперы. Он является той кульминацией в драме чувств, которую сам Монтеверди считал обязательным условием любого оперного произведения. Насколько можно судить по либретто Ринуччини, lamento первоначально представляло собой сольную ариозную сцену, в которую вторгались хоровые возгласы рыбаков, выражающие сочувствие безмерным страданиям покинутой Ариадны. Структура «Плача Ариадны» представляет последовательное развитие мадригалов с basso conlinuo из Пятого сборника. Много лет спустя этот художественный замысел найдет воплощение в «Жалобе нимфы» из Восьмого сборника, которая и по ряду других признаков воспринимается как прямой потомок «Жалобы Ариадны». Однако трудно говорить об этом сколько-нибудь определенно, поскольку музыкой всей сцены мы не располагаем. К счастью, сольная партия Ариадны сохранилась полностью в одной флорентийской рукописи, являющейся антологией монодии раннего XVII века. Кроме того, благодаря беспрецедентной популярности этой арии до нас дошло множество ее переложений и вариантов. Современники вспоминали, что из каждого дома, где только были клавесины или лютня, неслись «рыдающие интонации» Ариадны. Если бы не высокие интеллектуальные требования, предъявляемые к интерпретации этой музыки, то она, по всей вероятности, превратилась бы в популярную песню.

Сам композитор говорил о «Плаче Ариадны» как о лучшем своем произведении и неоднократно возвращался к нему. Известны, во всяком случае, несколько авторских вариантов. Помимо первоначального, оперного, существуют еще мадригал из Шестого сборника, духовный вариант с религиозным текстом на латинском языке под названием «Плач Мадонны» и сокращенный сольный в виде миниатюрной da capo, который в наши дни часто звучит на концертной эстраде. Влияние «Жалобы Ариадны» на всю будущую оперную музыку XVII века переоценить трудно. С нее ведет начало скорбно-лирическая линия в опере XVII и XVIII столетий.
Можно ли установить черты, благодаря которым «Lamento d’Arianna» претендует на значение первой классической оперной арии? При поверхностном впечатлении она кажется очень близкой вершинным моментам «Орфея». Здесь как будто тот же тип ариозного речитатива, те же диссонирующие гармонии, возникающие между вокальной партией и инструментальными голосами, то же скорбно-лирическое настроение. Но на самом деле в этой сцене не только сосредоточен драматизм внутренних переживаний героини; она не только раскрывает сущность человеческой души через образы страдания, как это было в лучших моментах «Орфея». «Жалоба Ариадны» отмечена редкой музыкальной обобщенностью, замечательной концентрацией выразительных средств, лаконизмом формы. Монодия здесь не ариозная декламация, а завершенная мелодия. Музыкальные фразы строго уравновешены. Гениальный отбор мелодических и гармонических интонаций предвосхищает выразительную сферу трагедийного начала в музыке, развивавшегося вплоть до XIX века. Наконец, подобно лучшим мадригалам композитора, свободная форма этой сольной сцены с изумительной чуткостью и гибкостью отражает все повороты душевного состояния героини — гордость и смирение, воспоминания и боль утраты, нежность и возмущение, и прежде всего— ни на миг не затихающее чувство смертельного страдания.

Каким образом достигает композитор художественного единства в этой изменчивой гамме эмоциональных оттенков? Ведь эта сцена написана вовсе не в строфической форме. Музыка действительно свободно следует за содержанием поэтического текста. Но впечатление варьированной строфичности достигается посредством ряда композиционных -приемов. На восприятие слушателя действует, во-первых, единство интонационного оклада. Вся сцена пронизана сходными (хоть отнюдь не тождественными) мелодическими оборотами, основанными на нисходящих интервалах, которые уже в мадригалах были найдены композитором для выражения образов смерти и страдания. Во-вторых, окончание поэтической строфы совпадает с музыкальной каденцией. В-третьих, свободно следующие друг за другом мелодические, фразы сопоставлены так, что каждая воспринимается как логическое продолжение предшествующей. Наконец, зная из дошедшей до нас «рецензии» придворного летописца, что инструментальная партия играла в этой опере очень большую роль, можно сказать, что Монтеверди, с его высокоразвитым чувством тембровых красок, прибегал и к приемам «тембровой повторности», если и не прямо «лейтмотивности» (подобно лейтмотиву Музыки в «Орфее»).
Очевидно, «Жалоба Ариадны», как, впрочем, по-видимому, и вся опера, идеально отвечала эмоциональному строю нового времени. «Ариадна» неоднократно ставилась на сцене при жизни композитора, а ее центральная сцена породила десятки подражаний. Более того, в наиболее сильных драматических и художественных моментах последней и вершинной оперы самого Монтеверди — «Коронация Поппеи» — ясно слышатся отзвуки этого «плача», который на самой заре жизни оперного искусства открыл главную тему музыкального творчества нового века.

Орфей (L’Orfeo) | Московский Государственный Академический Детский Музыкальный Театр имени Наталии Ильиничны Сац

рекомендовано от  12 лет

2 ч. 10 мин.

старинная опера

Клаудио Монтеверди
Орфей / L’Orfeo
Старинная опера
Либретто Алессандро Стриджо

Премьера состоялась 25 октября 2018 года

 «Удивительным образом первые образцы оперы как жанра явились величайшими ее вершинами, которые и четыреста лет назад, и сегодня вызывают восхищение», — говорит Георгий Исаакян, один из открывателей и пропагандистов старинных опер в России, режиссер, который поставил целый ряд опер Барокко и Ренессанса, среди которых – «Альцина» и «Геракл» Георга Фридриха Генделя, «Китаянки» Кристофа Глюка, «Орфей» Клаудио Монтеверди, «Игра о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко и другие. Благодаря ему сегодня в Москве, в Театре Наталии Сац, можно увидеть старинные оперы — и не в формате фестивального показа, а как репертуарные постановки. Он стал инициатором «Недель старинной оперы», в рамках которых идут спектакли и мастер-классы маэстро Эндрю Лоуренса-Кинга, всемирно известного арфиста-виртуоза, основателя ансамбля The Harp Consort, лауреата премий Grammy, Echo, Gramophone и т.д., одного из наиболее авторитетных мировых исполнителей и дирижеров старинной музыки. Вместе с ним Георгий Исаакян организовал в театре Академию старинной оперы Opera Omnia.

 И сегодня Театр Наталии Сац превратился в настоящий центр старинной оперы в Москве. «Орфей» Клаудио Монведерди стала четвертой репертуарной постановкой в цикле «Старинные оперы в Театре Наталии Сац», куда уже входят входят «Альцина, или Волшебный остров» Георга Фридриха Генделя, «Игра о душе и теле» Эмилию де Кавальери, первая итальянская опера 1600 года создания, и «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко на либретто Педро Кльдерона, первая испанская опера, написанная в 1660 году.

«Орфей» идет на итальянском языке с русскими субтитрами.

Дорогие зрители!

В течение спектакля необходимо будет
подниматься и спускаться по ступеням; если
это составляет для вас проблему, сообщите
об этом, пожалуйста, нашим администраторам
до начала спектакля.

В начале второго акта у вас не будет
возможности сразу занять свои места. Не
волнуйтесь, пожалуйста, это продлится не
очень долго!

Спасибо за ваше понимание!

Постановочная группа спектакля.

P.S. Напоминаем вам, что после начала спектакля вы не сможете попасть на свои места до антракта.

Клаудио Монтеверди
Орфей / L’Orfeo
Старинная опера на либретто Алессандро Стриджо

Музыкальная редакция театра

Музыкальный руководительзаслуженный деятель искусств России Валерий Платонов
Консультант по барочному стилю – Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания)
Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян
Художник-постановщик – Ксения Перетрухина
Художник по костюмам – Алексей Лобанов
Хормейстерзаслуженный деятель искусств России Вера Давыдова
Художник по светузаслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург
Дирижер – Сергей Михеев

Ассистенты режиссера – Людмила Верескова, Мария Фомичева

Концертмейстеры – Владимир Белунцов, лауреат международного конкурса Анастасия Зимина, Ирина Красавина, Николай Кожин, лауреат международных конкурсов Дарья Смирнова

Помощники режиссера – Юлия Айнетдинова, Полина Дегтярева, Кристина Зыбенкова, Галина Седых, Юлия Чудненко

Спектакль идет на итальянском языке с русскими субтитрами

Действующие лица и исполнители:

Орфей

Лауреат всероссийских и международных конкурсов Денис БОЛДОВ
Петр СИЗОВ
Андрей ЮРКОВСКИЙ

Эвридика

Лауреат всероссийского и международных конкурсов Вера АЗИКОВА
Лауреат всероссийских конкурсов Ольга БУТЕНКО
Мария ДЕЕВА
Лауреат международного конкурса Анастасия ЛЕБЕДЮК

Харон

Олег БАНКОВСКИЙ
Лауреат международных конкурсов Дмитрий ПОЧАПСКИЙ
Александр ХАНАНИН

Вестница

Мария ЮРКОВСКАЯ
Анна ХОЛМОВСКАЯ
Анна ШАЙТАНОВА

Музыка

Мария ЮРКОВСКАЯ
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Юлия МАКАРЬЯНЦ
Анна ХОЛМОВСКАЯ
Лауреат международных конкурсов Мария ЧУДОВСКАЯ

Надежда

Лауреат международного конкурса Екатерина КОВАЛЕВА
Маргарита КОНДРАХИНА

Нимфа

Лауреат международного конкурса Александра АНТОШИНА
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Юлия МАКАРЬЯНЦ
Лауреат международных конкурсов Мария ЧУДОВСКАЯ

Первый пастырь

Дмитрий ЗАКИРОВ
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей ПЕТРИЩЕВ

Второй пастырь (он же – первый дух в подземном царстве)

Лауреат всероссийских и международных конкурсов Максим ДОРОФЕЕВ
Лауреат международных конкурсов Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ

Третий пастырь (он же – второй дух в подземном царстве)

Лауреат всероссийских и международных конкурсов Антон ВАРЕНЦОВ
Артем СЕМИГАН

Четвертый пастырь (он же – третий дух в подземном царстве)

Олег БАНКОВСКИЙ
Лауреат всероссийского и международного конкурсов Иван МАРКОВ
Лауреат международных конкурсов Дмитрий ПОЧАПСКИЙ
Александр ХАНАНИН

Другие способы приобретения билетов

Оперы Монтеверди — Alma Books

Оперы Монтеверди

Клаудио Монтеверди

ISBN: 9780714544465

208 страниц

Рекомендуемая розничная цена: £ 8.00

Версия 1607 года Монтеверди легенды об Орфее, возможно, является первым шедевром оперы. Написанная для двора Мантуи, где работал Монтеверди, она сильно отличается от двух его других сохранившихся опер, которые он написал более тридцати лет спустя для развлечения венецианской публики в первых публичных оперных театрах. Орфей долгое время считался непереводимым, потому что текст так тесно связан с музыкой, а венецианские либретто в некоторой степени обязаны своим блеском испанскому театру Золотого века. Этот оперный гид — возможность прочитать все три сценических произведения Монтеверди вместе в изящных переводах Анны Ридлер.

Содержание: Оперы, включенные в этот том: Орфей, Il ritorno di Ulisse in patria, L’incoronazione di Poppea; Монтеверди, опера и история, лежал Фенлон; О переводе оперы, Энн Ридлер; ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Мантуя; Шедевр для суда, Джон Уэнгэм; Примеры музыки; «Орфей»: Фавола на музыку Алессандро Стриджио Младшего; Орфей: английская певческая версия Анны Ридлер; ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Венеция; Музыкальный театр в Венеции, Паоло Фаббри; Вклад Испании в рождение оперы, Джек Сейдж; Монтеверди возвращается на родину, Тим Картер; Музыкальные примеры; ll ritorno d’Ulisse in patria: Драмма в музыке Джакомо Бадоаро; Возвращение Улисса: английская певческая версия Анны Ридлер; Общественный порок, частная добродетель, лэйн Фенлон и Питер Миллер; Музыкальные примеры; L’incoronazione di Poppea: оперный мюзикл Джованни Франческо Бузенелло; Коронация Поппеи: английская певческая версия Анны Ридлер

Чтобы просмотреть полный список гидов Calder Opera, созданных совместно с Английской национальной оперой, щелкните здесь
ОТЗЫВЫ
  • Все это даст пищу для размышлений новому любителю оперы.

    Daily Telegraph

  • Превосходно произведено и по отличной цене. ’

    Санди Таймс

  • УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
  • Искренняя рекомендация этой ценной новой серии. ‘

    TLS

Клаудио Монтеверди, первый мэтр оперы, родился 450 лет назад

Настройки конфиденциальности

Решите, какие файлы cookie вы хотите разрешить.Вы можете изменить эти настройки в любое время. Однако это может привести к тому, что некоторые функции станут недоступны. Для получения информации об удалении файлов cookie воспользуйтесь функцией справки вашего браузера. Узнайте больше о файлах cookie, которые мы используем.

С помощью ползунка вы можете включать или отключать различные типы файлов cookie:

Этот сайт будет
  • Обязательно: запомните настройку разрешений для файлов cookie
  • Обязательно: разрешите сеансовые файлы cookie
  • Важно: собирайте информацию, которую вы вводите в информационный бюллетень контактных форм и другие формы на всех страницах
  • Важно: отслеживайте, что вы вводите в корзину для покупок
  • Essential: подтвердите, что вы вошли в свою учетную запись пользователя
  • Essential: запомните языковую версию, которую вы выбрали
Этот сайт не будет
  • Запомните данные для входа
  • Функциональность: запомните настройки социальных сетей
  • Функциональность: запомните выбранный регион и страну
  • Аналитика: Отслеживайте посещенные вами страницы и выполненное взаимодействие
  • Аналитика: Отслеживайте свое местоположение и регион в зависимости от вашего IP-номер
  • Аналитика: отслеживайте время, проведенное на каждой странице
  • Аналитика: Повышайте качество данных статистических функций
  • Реклама: адаптируйте информацию и рекламу к вашим интересам на основе e. г. контент, который вы посещали раньше. (В настоящее время мы не используем файлы cookie для таргетинга или таргетинга)
  • Реклама: сбор личной информации, такой как имя и местонахождение
Этот сайт будет
  • Обязательно: запомните настройки разрешений для файлов cookie
  • Обязательно: разрешите сеансовые файлы cookie
  • Важно: собирайте информацию, которую вы вводите в информационный бюллетень контактных форм и другие формы на всех страницах
  • Обязательно: отслеживайте, что вы вводите в корзину для покупок
  • Essential: подтвердить, что вы вошли в свою учетную запись пользователя
  • Essential: запомнить выбранную языковую версию
  • Функциональность: запомнить настройки социальных сетей
  • Функциональность: запомнить выбранный регион и страну
Этот сайт не будет
  • Аналитика: отслеживайте посещенные страницы и выполненное взаимодействие
  • Аналитика: отслеживайте свое местоположение и регион на основе вашего IP-номера
  • Аналитика: отслеживайте время, проведенное на каждой странице
  • Аналитика: Повышайте качество данных статистических функций
  • Реклама: адаптируйте информацию и рекламу к вашим интересам на основе e. г. контент, который вы посещали раньше. (В настоящее время мы не используем файлы cookie для таргетинга или таргетинга)
  • Реклама: сбор личной информации, такой как имя и местонахождение
Этот сайт будет
  • Обязательно: запомните настройку разрешений для файлов cookie
  • Обязательно: разрешите сеансовые файлы cookie
  • Важно: собирайте информацию, которую вы вводите в информационный бюллетень контактных форм и другие формы на всех страницах
  • Важно: отслеживайте, что вы вводите в корзину для покупок
  • Essential: подтвердить, что вы вошли в свою учетную запись пользователя
  • Essential: запомнить выбранную языковую версию
  • Функциональность: запомнить настройки социальных сетей
  • Функциональность: запомнить выбранный регион и страну
  • Analytics: отслеживать посещенные вами страницы и взаимодействия принято
  • Аналитика: Следите за своим местоположением и регионом на основе вашего IP-номера
  • Аналитика: Отслеживайте время, проведенное на каждой странице
  • Аналитика: Повышайте качество данных статистических функций
Этот сайт не будет
  • Реклама: адаптируйте информацию и рекламу к вашим интересам на основе e. г. контент, который вы посещали раньше. (В настоящее время мы не используем файлы cookie для таргетинга или таргетинга)
  • Реклама: сбор личной информации, такой как имя и местонахождение
Этот сайт будет
  • Функциональность: запоминание настроек социальных сетей
  • Функциональность: запоминание выбранного региона и страны
  • Аналитика: отслеживание посещенных вами страниц и выполненного взаимодействия
  • Аналитика: отслеживание вашего местоположения и региона на основе вашего IP-номера
  • Аналитика: Следите за временем, проведенным на каждой странице.
  • Аналитика: Повышение качества данных статистических функций.
  • Реклама: Подбирайте информацию и рекламу в соответствии с вашими интересами на основе e.г. контент, который вы посещали раньше. (В настоящее время мы не используем файлы cookie для таргетинга или таргетинга)
  • Реклама: сбор личной информации, такой как имя и местонахождение
Этот сайт не будет
  • Запомните данные для входа

История от Монтеверди до Моцарта: Коэн, Митчелл: 9780691175027: Amazon.

com: Книги «Вошел в шорт-лист Премии Лоры Шеннон в области современных европейских исследований, Институт Нановича, Университет Нотр-Дам,«

»Победитель премии PROSE 2018 в области музыки и исполнительских искусств, Ассоциация американских издателей«

», Лауреат президентской премии за выдающиеся достижения в 2018 году за выдающуюся стипендию, Колледж Баруха, Городской университет Нью-Йорка «

» Одна из лучших книг Evening Standard за 2017 год (выбрана Энн МакЭлвой) «

» Политика оперы: история от Монтеверди до Моцарта смело поместил Макиавелли и раннюю современную политическую теорию в центр ранней истории оперы, творчески размышляя о том, как отголоски великого флорентийского реалиста достигли даже музыкального царства.. . . Коэн продемонстрировал, что история оперы связана с историей политической теории, но оперные шедевры также приобретают новые слои политического значения, поскольку они сталкиваются с новыми поколениями и новыми политическими обстоятельствами ». — Larry Wolff, New York Review Книг

«Эта тонко проницательная книга помогает читателям заново испытать эти вневременные шедевры» — Foreign Affairs

«Сюрпризы ждут даже хорошо информированного оператора.»- Opera News

» Увлекательное исследование оперного музыковедения, истории исполнений и политических деятелей, которые тянули за нити искусства. «- New York Journal of Books

» Погружаясь в мир композиторов, таких как Автор Монтеверди, Люлли, Рамо и Моцарта показывает, как в операх через сюжетные линии, символы, гармонии и музыкальные мотивы говорится о политике — иногда громко, иногда sotto voce . «- Opera America

» [[ А] первоклассная научная работа.. . это поучительно само по себе, а также методологически и концептуально ценно для других периодов и, действительно, для СМИ ». — Джереми Блэк, Институт исследований внешней политики

« Митчелл Коэн написал очень эрудированную книгу, которая сводит нас с ума. магистрали и особенно переулки европейской политической мысли раннего Нового времени. . . . Настойчивый читатель найдет много инструкций и новое понимание некоторых старых фаворитов ». — Тим Бланнинг, Literary Review

« Оперы, утверждает автор, меняют свое политическое значение в зависимости от обстановки и глубоких исследований. и ясная проза здесь попала на высокие С.« — Энн МакЭлвой, The Evening Standard

» Достаточно сказать, что когда Митчелл Коэн видит и слышит оперу, он видит и слышит многое. Вам это может показаться в первую очередь музыкальным произведением или лирическим театральным произведением. Для него это показывает слой за слоем, политически, социально и исторически. . . . Коэн очень хорошо разбирается в деталях и оценивает среду, в которой они были созданы. В то же время он понимает, что действительно хорошее произведение искусства выходит за рамки времени и пространства.. . . Такая книга, как книга Коэна, может быть не для всех — чья она? — но определенно для некоторых «. — Джей Нордлингер, The Weekly Standard

» Как должна быть написана история политической мысли ? . . . [Смелый] шаг сделал Митчелл Коэн в своей новой книге. Коэн, политолог, который также любит музыку, в равной степени интересуется местом музыки в политике (например, метафоры гармонии) и местом политики в музыке. . . . [Его книга] обсуждает не только политический контекст опер и то, что открыто говорится в их либретто, но, что более необычно, также и музыку, меняя тональность, повторяющиеся мотивы и их эмоциональные ассоциации.. . . Он часто производит впечатление ». — Питер Берк, Общеизвестный

«Tour de force. Это живой и увлекательный рассказ об истории политики в опере, написанный с точностью и изяществом. Живо оформленная, разносторонняя и приятная для чтения книга Коэна — поразительное достижение». ―Джули Оцука, автор Будда на чердаке

«В Политика оперы Коэн привносит жадность меломана и ученую ясность в постоянно меняющиеся отношения между оперной сценой и политическим миром. Его воодушевляющая книга отдает должное искусству и идеологии — редкое достижение. Коэн сосредотачивается на политическом и социальном давлении, которое формирует выбор художника, но он никогда не отрицает преобразующую силу творческого воображения. Его легкое владение перекрестком, где встречаются искусство и политика, можно сравнить с классическими произведениями Ирвинга Хоу «Политика и роман». — Джед Перл, автор книги Magicians and Charlatans: Essays on Art and Culture

«Сказать, что The Политика Opera является замечательным достижением, так как она не дает представления о масштабах предприятия, задача написания произведения, которое отдает должное не только политическим основам оперы, но также ее музыке, драматургии, драматургии и т. Д. певцы.Это важная культурная история, и Коэн — блестящий проводник ». ―Ричард Крамер, автор Прыжок Керубино и Незаконченная музыка

« В Политика Оперы Коэн предлагает новое прочтение либретти и музыкальная теория, основанная на его прекрасном знании истории политической мысли. Насколько мне известно, нет подобной книги, охватывающей эти вопросы с такой глубиной и географической широтой. Это было приятно читать.» ―Николь Рейнхардт, Даремский университет (Великобритания)

» Чрезвычайно эрудированная, эта книга прекрасно написана. Его мощная проза вызывает удивительные образы повсюду и приближает к читателю раннюю историю оперы. Почти каждая страница демонстрирует безмерный интеллектуальный диапазон автора ». ―Axel Körner, University College London

С задней обложки

«A tour de force. Это живой и увлекательный рассказ об истории политики в опере, написанный с точностью и изяществом.Ярко оформленная, обширная и приятная для чтения книга Коэна представляет собой поразительное достижение ». — Джули Оцука, автор книги « Будда на чердаке »

« В книге Политика Opera Коэн приносит жадность меломана и ученое понимание постоянно меняющихся отношений между оперной сценой и политическим миром. В его вдохновляющей книге дана должное искусству и идеологии — редкое достижение. Коэн сосредотачивается на политическом и социальном давлении, которое формирует выбор художника, но он никогда не отрицает преобразующую силу творческого воображения.Его легкое владение перекрестком, где встречаются искусство и политика, можно сравнить с классическими произведениями Ирвинга Хоу «Политика и роман». — Джед Перл, автор книги «Волшебники и шарлатаны: очерки искусства и культуры»

«Сказать, что Политика Opera является замечательным достижением, поскольку не дает представления о масштабах предприятия, задача написания произведения, которое отдает должное не только политическим основам оперы, но и ее музыке, драме, драматургии и т. Д. и певцы.Это важная культурная история, и Коэн — блестящий проводник ». — Ричард Крамер, автор Прыжок Керубино и Незаконченная музыка

« В Политика Оперы Коэн предлагает новое прочтение либретти. и музыкальная теория, основанная на его прекрасном знании истории политической мысли. Насколько мне известно, нет подобной книги, охватывающей эти вопросы с такой глубиной и географической широтой. Это было приятно читать.» — Николь Рейнхардт, Даремский университет (Великобритания)

» Чрезвычайно эрудированная, эта книга прекрасно написана. Его мощная проза вызывает удивительные образы повсюду и приближает к читателю раннюю историю оперы. Почти каждая страница демонстрирует безмерный интеллектуальный диапазон автора ». — Аксель Корнер, Университетский колледж Лондона

Об авторе

Митчелл Коэн — профессор политологии Колледжа Баруха и Высшего учебного заведения Городского университета Нью-Йорка и почетный редактор журнала Dissent .Его книги включают Zion and State и The Wager of Lucien Goldmann (Princeton). Его сочинения появились в таких публикациях, как New York Times и Times Literary Supplement . Он живет в Нью-Йорке.

Тройная угроза, задающая тренд: Монтеверди, Глюк и Орфей

Знаете ли вы, какая старинная история вдохновила на создание двух самых важных произведений в истории оперы? Это история Орфея, и ее замечательная оперная история восходит к тем временам, когда опера почти не существовала.

Миф об Орфее — один из самых древних в западной литературе, а когда дело доходит до оперы, история существует с самого начала: это тема, которую выбрал Монтеверди, когда написал то, что считается первой великой оперой, когда-либо сочиненной. Orfeo , появившийся в 1607 году.

Трудно приписать кому-либо одно изобретение целого вида искусства. Например, есть наскальные рисунки возрастом 30 000 лет — самые ранние из когда-либо обнаруженных рисунков.Но трудно утверждать, что художники, создавшие их, действительно изобрели живопись. Наверняка были и более ранние художники, чьи работы просто не сохранились.

Когда дело доходит до музыки, курсы по истории западной музыки часто начинаются с григорианского песнопения — или даже раньше, с «Дельфийских гимнов» Древней Греции. Но это лишь самые ранние образцы музыки, которая была записана и сохранена, а не самая ранняя музыка из когда-либо созданных.

Тем не менее, Клаудио Монтеверди часто приписывают изобретение оперы, которая может быть целиком и полностью самостоятельной формой искусства.В конце концов, опера — это больше, чем просто музыка в сочетании с повествованием. Это также сценическое искусство, поэзия и даже философия — все в одной уникальной форме художественного выражения. Но мог ли Монтеверди действительно изобрести эту, казалось бы, чудесную художественную смесь?

Технически ответ отрицательный. Опера развивалась среди итальянских художников в последние годы 16 века. Но почти все их ранние работы утеряны. Те, которые все еще существуют, не приносят особого удовлетворения, и они почти никогда не исполняются.То есть, пока вы не дойдете до Monteverdi’s Orfeo , в 1607.

С помощью Orfeo Монтеверди создал первую оперу, которая пережила века и вошла в репертуар — музыкально-театральное произведение, отражающее совершенно новый вид художественной алхимии. Каким-то образом ему удалось передать простые слова своих персонажей и выразить мучительные, хаотические эмоции, стоящие за этими словами — и в то же время, и с поразительной ясностью и проницательностью.Вы можете назвать это первой оперой, которая действительно «работает», и она все еще работает в оперных театрах по всему миру более чем через 400 лет после того, как Монтеверди написал ее.

В « Orfeo » Монтеверди, как и в других операх того времени, музыка рассматривалась как инструмент, служащий повествованию. Слова были составлены в простом декламационном стиле, а музыка прямо и без излишеств освещала поэзию и драму либретто

Но Opera быстро изменилась — кардинально.В 18 веке самые модные оперы были в стиле, известном как opera seria , в котором слова оперы часто уступали место стремительной вокальной виртуозности. Иногда требовалось несколько десятков нот, чтобы спеть одного слова — или даже одного слога! Дело дошло до того, что к середине 1700-х годов некоторым композиторам надоело и даже обидеться, между прочим, opera seria демонстрировала виртуозность — слишком часто, как они думали, за счет письменного слова.

Главным из них был Кристоф Виллибальд Глюк, возглавивший движение за «реформу» оперы — вернуть ее к истокам. Он сделал это, вернувшись к более простому стилю, в котором музыка была менее зрелищной и посвящена просто выражению драмы и поэзии слов — как во времена Монтеверди. И не случайно, для одной из своих «опер-реформаторов» Глюк выбрал ту же историю, которая вдохновила Монтеверди более 150 лет назад: историю Орфея, легендарного поэта и музыканта, который разыскал свою покойную жену Эвридику в подземном мире.

На выставке World of Opera ведущая Лиза Симеоне представляет нам увлекательный двойной счет, в котором представлены обе эти революционные оперы. Модель Orfeo Монтеверди пришла к нам с фестиваля Misteria Paschalia в Кракове, Польша. Тенор Анисио Зорци Джустиниани исполняет заглавную партию в постановке под руководством дирижера Клаудио Кавина. После этого идет композиция Глюка Orfeo ed Euridice в постановке Гетеборгской оперы в Швеции с сопрано Катериной Карнеус в роли Орфео под управлением дирижера Лоуренса Каммингса.

Общество Монтеверди | Питтсбург Опера

Опера — наследие Монтеверди; каково будет ваше наследие?

Тщательно спланированный, любой из следующих подарков оставит ваше наследие постановке опер на главной сцене Питтсбургской оперы для будущих поколений.

Станьте членом Общества Монтеверди по телефону:

  • Отдавать по вашей воле. Укажите в завещании «Питтсбургскую оперу», уведомите нас в письменной форме о том, что вы это сделали, и вы сразу же становитесь членом Общества Монтеверди — не нужно сообщать нам сумму.
  • Предоставление вашего имущественного плана. Создайте план недвижимости, проконсультировавшись со своими финансовыми и юридическими консультантами, укажите Pittsburgh Opera как минимум в качестве одного из бенефициаров, уведомите нас и станьте членом Общества Монтеверди — вы получите множество немедленных и долгосрочных выгод.
  • Дарение пенсионных активов , таких как пенсионные планы или IRA, может позволить вам отдать больше, чем вы считали возможным, при одновременном снижении налогов, которые в противном случае могут потреблять эти активы для ваших наследников.
  • Подарите полис страхования жизни , который может вам больше не понадобиться, или новый полис — прекрасный способ оставить свое наследие в пользу «Питтсбургской оперы».
  • Предоставление благотворительного подарка Аннуитет предоставляет вам фиксированные пожизненные платежи, экономию на налоговых вычетах и ​​подарок для Питтсбургской оперы.
  • Предоставление благотворительного остатка траста обеспечивает пожизненный или многолетний доход, вычет из благотворительного подоходного налога на часть вашего подарка доверительному фонду и подарок Pittsburgh Opera через, накопленную основную сумму или «остаток процентов» после доверие прекращается.
  • Предоставление недвижимости в дар через сохраненное жилое имущество позволяет вам передать свой дом Pittsburgh Opera, сохранив за собой право продолжать жить в нем до конца своей жизни. Вы получите благотворительный вычет, основанный на справедливой рыночной стоимости вашего дома за вычетом приведенной стоимости пожизненной аренды, которую вы сохранили.
  • Giving a Charitable Lead Trust приносит доход для Pittsburgh Opera сейчас, одновременно сокращая ваши налоговые расходы на передачу активов следующему поколению.Главный траст хранит подарочные активы на всю жизнь или на несколько лет и выплачивает годовой доход Pittsburgh Opera. Когда доверие истекает и активы переходят к вашей семье, вся промежуточная оценка не будет взиматься с налога на дарение и наследство.


Чтобы обсудить, как ваш унаследованный подарок обеспечит будущее превосходство «Питтсбургской оперы» и как сделать ваш подарок, свяжитесь с нашим отделом развития по телефону 412-281-0912, доб. 259.

Monteverdi Opera Edition (серия) (страница 1 из 1)

Результаты фильтрации

Показать фильтры результатов Скрыть фильтры результатов Скрыть фильтры результатов
  • Обычно отправляется в течение 4-5 рабочих дней

  • Обычно отправляется в течение 4-5 рабочих дней

  • Сравнительная сдержанность Джейкобса очень драматична, и по силе, глубине и дальности заброса ему мало равных…Прегардиен — впечатляющий Улисс для Бернарды … — Музыкальный журнал BBC, ноябрь 2010 г. Подробнее…

    Обычно отправляется в течение 4-5 рабочих дней

Трилогия Монтеверди В субботу вечером в Опере 9/5, 9/12 и 19 сентября

Монтеверди сочинил три знаковые оперы, которые стали предметом большого интереса: L’Orfeo; Il Ritorno d’Ulisse в Патрии; и L’incoronazione di Poppea.С ростом движения ранней музыки эти оперы были записаны в «исторически обоснованных» выступлениях. Несмотря на то, что эти записи жизненно важны, эти записи одновременно затмевают более ранние выступления, которые в первую очередь помогли вызвать интерес к этому движению.

В течение трех недель «Субботний вечер в опере» будет исследовать каждую из этих опер в альтернативных постановках, которые разрушают любое представление о ортодоксальности, которое мы могли бы иметь в отношении того, как следует исполнять Монтеверди и раннее барокко.Эти издания отражают не столько восстановление звукового мира Монтеверди, сколько интерпретации его произведений некоторыми из самых важных композиторов двадцатого века.

5 сентября : L’Orfeo. Сегодня Карла Орфа больше всего помнят по его Carmina Burana , но он был очарован греческим театром и мифологией. На протяжении начала ХХ века Орф постоянно редактировал оперу Монтеверди об Орфее и Эвридике. Конечный продукт представляет собой трехактную версию на немецком языке с устным вступлением.Адаптация Орфа получила блестящую премьеру в Дрездене под дирижером Карла Бема и в последующие десятилетия будет часто исполняться в немецкоязычных странах. В этой передаче Герман Прей и Люсия Попп — обреченные любовники, а Карл Эйххорн дирижирует оркестром Мюнхенского радио.

12 сентября : L’incoronazione di Poppea. В 1963 году Венская государственная опера решила поставить свой первый в истории спектакль по повести Монтеверди о власти и коррупции, выбрав необычный репертуар.В последний момент Герберт фон Караян, тогдашний художественный руководитель компании, вмешался, чтобы дирижировать актерским составом, в котором приняли участие лучшие члены венского ансамбля: Сена Юринак; Герхард Штольце; и звезда Гундулы Яновиц в пышной симфонической аранжировке Эриха Краака. Полученная запись превращает Poppea в грандиозную оперу первой степени.

19 сентября : Il Ritorno d’Ulisse в Патрии. Адаптация Монтеверди последних книг эпоса Гомера Odyssey часто считалась его проблемным ребенком; однако в опере одновременно содержится, пожалуй, самая трогательная партитура Монтеверди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Что значат скобки в сообщениях: Что означают скобки в сообщениях?

Сб Дек 2 , 1972
Содержание Что означают скобки в сообщениях?Скобочки в сообщениях – история примененияЧто значат скобки в перепискеДля чего используются скобкиЗаключениеЧто означают в сообщениях скобки, кавычки, троеточия и т.д. при переписке в социальных сетяхСкобочки в сообщениях – история примененияЧто значат скобки в перепискеДля чего используются скобкиСтиль интернет-переписки и характер: что означают символы и […]