виды, причины и признаки — Блог Викиум
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
- Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
- Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
- Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
- Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
- Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
- Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
- Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
- зависимостью от алкоголя и наркотиков;
- курением;
- склонностью к суициду;
- стремлением к повреждениям себя;
- уходом из дома;
- воровством;
- использованием матерных слов;
- необычным внешним видом.
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
- Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
- Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
- Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
- Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
- Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
- Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
- частое возникновение конфликтов с окружающими;
- наличие страхов, фобий и депрессий;
- инфантильное поведение;
- нежелание получать новые знания;
- нарушение сна, бессонница;
- упрямство и проявление агрессии.
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2009) 119 стр.
Оглавление выпуска журнала
Кулганов В. А., Кузьмичева И. В.
ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Ключевые слова:
девиантное поведение; подростки
Key words:
deviant behavior; teenagers
Аннотация:
Настоящая работа посвящена выяснению причин возникновения девиантного поведения у подростков. Для выяснения форм и причин девиантного поведения нами было проведено социологическое исследование среди учащихся девятых классов (60 человек). Выявлены наиболее распространенные формы девиаций у учащихся девятых классов общеобразовательной школы: употребление алкоголя; курение; агрессивность и жестокость. Доминирующей формой отклоняющегося поведения подростков 15 — 16 лет, по нашим наблюдениям, является курение. Основными причинами девиантного поведения являются: нарушение структуры и функции семьи; психоэмоциональные перегрузки; материально-бытовое неблагополучие; пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, секса; реклама табачных изделий и спиртных напитков; школьные факторы (отсутствие индивидуального подхода, неадекватность воспитательных мер и т.п.).
Annotation:
The purpose of the article was to analyze the courses of deviant behavior of teenagers. 60 students of 9th grade were participant of social investigation. The most widespread forms of deviations were alcohol using; smoking; aggression and cruelty. Dominant form was smoking. The main courses of deviant behavior were: disturbance of family structure and function; psychoemotional shifting; financial troubles; propaganda by media violence, smoking and alcohol; school factors (the absence of individual methods of education).
Список литературы:
Бэрон Р., Ричардсон Д. (2002) Агрессия. СПб.: Питер.
Бютнер К. (1991) Жить с агрессивными детьми. М.
В мире подростка (1980) / Под ред. А. А. Бодалева. М: Медицина.
Гурко Т.А. (1996) Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. № 3. С. 8-89.
Гурски С. (1989) Внимание, родители: наркомания! / Пер. с пол. М: Профиздат.
Иванов В.Н. (1995) Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.47-57
Кувшинникова В.А., Потолова Л.М. (1997) Социальное положение нуждающихся семей // Социологические исследования. №7. С.55-60.
Кулганов В.А., Сорокина Н.В. (2004) Диагностика детской агрессивности и ее причины // Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты: сборник статей по материалам научно-практич. конф. СПб. С.106-113.
Кулганов В.А., Сорокина Н.В. (2006) Школьная дезадаптация как один из факторов антисоциального и делинквентного поведения трудных детей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. №3 (31). С.226-232
Махов Ф.С. (1982) Подросток и свободное время. Л.: Лениздат
Махов Ф.С. (1989) Кого мы растим: беседы о материнском и отцовском воспитании. М.: Профиздат
Распономарева О.В. (2004) Агрессия — философские и психиатрические аспекты. М.
Скворцова Е.С., Сулаберидзе Е.В. (1997) О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников // Социологические исследования. №3. С.117-121
Степанов С. (1994) Жестокость // Семья и школа. №2. С.11-12
Щукина Н.П. (1997) Девиантное поведение // Российская энциклопедия социальной работы. М. С. 127-133
Шуман С.Г. (1989) Родительские тревоги. М.: Педагогика
Причины и типы девиантного поведения
Если исходить из определения девиантного поведения как действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения, то можно сказать, что отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это, во- первых, поведение, приобретающее общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции (наказания) или лечение. Во-вторых, отклоняющееся поведение связано с тем, что всякое общество постоянно находится в развитии, действующие социальные нормы, критерии, стандарты устаревают, и их необходимо менять. В данном случае девиация носит позитивный характер и представляет собой социальное творчество.
Можно выделить три основных компонента девиации:
— человек, которому свойственно девиантное поведение;
— ожидание или норма, которые служат критерием оценки девиантного поведения;
— некий другой человек, группа или организация, реагирующие на девиантное поведение.
Далее девиантное поведение будет рассматриваться в аспекте его негативного, опасного для общества и личности проявления, в частности преступность, пьянство, наркомания, проституция.
Первые попытки научных исследований отклонений были предприняты более ста лет назад. Медиков и физиологов крайне интересовали индивиды, которым были свойственны отклонения. Среди ученых, которые стремились объяснить причины девиантного поведения с биологической точки зрения, большую известность получил итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835 — 1909). Он утверждал, что существует связь между криминальным поведением и физическими недостатками людей, что преступность по своей природе наследственна и что «криминальный тип» есть результат деградации людей к более ранним формам животной жизни. Об этом, по его мнению, свидетельствовали обнаруженные им в ходе исследований у большинства преступников физические аномалии («стигмы»). Речь шла об «отклонениях» в размерах и форме головы, о дефектах в расположении и строении глаз, скошенных подбородках и «чрезмерно» длинных руках, пониженной чувствительности к боли. Идеи Ч. Ломброзо не смогли выдержать достаточно тщательной проверки. Группа английских ученых под руководством Чарлза Горинга пришла к выводу, что такого феномена, как «физически преступный тип», не существует.
В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (AT). В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчина одной хромосомой типа Хи одной хромосомой типа К Датский ученый Уиткин и его коллеги обнаружили (1976), что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди тех, кто входил в контрольную группу и не обладал дополнительной хромосомой.
Психологическое объяснение отклонений основывается на попытках установления связи между психическим состоянием людей («слабоумием», «психопатией» и т. п.) и их криминальным поведением.
Согласно взглядам некоторых психоаналитиков, каждый человек в душе преступник. Преступные тенденции рассматриваются как главные в человеческом характере, как основные свойства Homo sapiens. 3. Фрейд говорил в связи с этим, что культура должна использовать любую возможность для ограждения общества от агрессивных инстинктов, которые появляются в результате реакций, возбуждаемых в мозгу человека. Однако, как полагают последователи З. Фрейда, было бы серьезной ошибкой считать основными свойствами человека импульсы враждебности, агрессивности и сексуальности, искать причины девиаций только в деформированной психике. Эрих Фромм, например, утверждал, что людям в той же степени присущи созидательность, любовь и сотрудничество. Скорее всего, девиация возникает под действием сочетания многих социальных и психологических факторов. Социологическое объяснение девиантного поведения, не отрицая роли биологических причин и психологических свойств человека в детерминации его поведения, связывает девиацию с социальными обстоятельствами. Социологи считают, что и личность, и ее поведение формируются под их непосредственным воздействием, а также, по крайней мере косвенно, под еще большим влиянием всей структуры общества.
Первое классическое исследование девиантного поведения в социологии провел Э. Дюркгейм. Он выдвинул понятие аномии, которое означает состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
Аномия свойственна нынешнему российскому обществу, переживающему глубокий социально-политический и экономический кризис. Переход к относительно свободной нормативной структуре промышленного общества по западному образцу, отказ от традиций, идеалов и предрассудков советского периода поставили многих российских граждан в неопределенное социальное положение, лишили коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом. Особой концентрации аномия достигает сегодня в экономической жизни — сфере, подвергающейся коренному реформированию. Личный расчет, свободный рынок, конкуренция и т. п. разрушающе действуют на традиционные моральные ограничения бывшего советского общества в условиях, когда еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современной жизни.
Одна из главных социально-исторических причин аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором способов действий и поведения, чем в условиях неопределенности в подвижной открытой социальной системе с универсальными нормами, формально равными для всех, но фактически недоступными или бесполезными значительному числу граждан. Здесь — истоки тоски у определенной части наших соотечественников, особенно пожилого возраста, по недалекому прошлому и «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления аномии не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, считал Э. Дюркгейм, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя санкции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства.
С точки зрения человеческого поведения понятие аномии Э. Дюркгейма включает два аспекта. Один относится к обеспеченности действия определенными целями (условно, безнормность), другой связан с возможностью реализации этих целей (они могут быть ясны, но недоступны), т. е. с конфликтом норм в культуре. Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномии в современной социологии. Если в аномии видят «безнормность», то девиантное поведение объясняют в контексте понятий «отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социо — лизация» и т. п.
Второй аспект (конфликт норм в культуре) разработал Р. Мер-тон, сделав важнейший после Э. Дюркгейма вклад в теорию аномии.
По Р. Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь диктуемых обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. Например, сегодня в российском обществе культивируются такие ценности, как богатство, предпринимательский успех, частная собственность. В развитых странах, чтобы достичь этих целей, необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу, например, в торговую или юридическую фирму. В российском обществе реальное положение дел свидетельствует о падении престижа высшего образования, о невозможности хорошо заработать честным трудом. Р. Мертон оказывается прав, считая, что, когда люди не могут достичь успеха с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным способам, например рэкету, спекуляции, финансовым махинациям и т. п. Что и наблюдается сегодня в нашем обществе.
В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению девиации.
Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры как неких автономных образований, определяющих стиль жизни и мышление их носителей, отличающихся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей или даже институтами (субкультура преступного мира, субкультура молодежи).
Отклоняющееся поведение в рамках культурологических теорий является следствием обучения, передачи делинквентной (способствующей совершению проступков) субкультуры входящим в нее лицам.
Т. Селлин (род. 1938) и Н. Миллер (род. 1958) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат доминирующей культуре. Е. Сутерленд (род. 1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие ее не приемлют. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.
Теория стигматизации {наклеивания ярлыков или клеймения) объясняет отклоняющееся поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением) человека, чье поведение отклоняется от норм.
При первом восприятии человека, считает Э. Гоффман, у людей возникает некоторое представление о нем, ему дается определенная оценка. Это и есть стигма (штамп, клеймо). В ней отражена разница между оценочной и реальной идентичностью личности, ее стереотипным восприятием и истинными свойствами. С помощью стигмы люди классифицируются на положительных и отрицательных. Различают три вида стигм:
1) физические недостатки;
2) недостатки характера — слабая воля, неестественные пристрастия, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;
3) расовые, национальные, религиозные недостатки, переносимые на всех членов.
Человек «с клеймом» в общественном сознании неполноценен. Теория штампов У. И.Томаса и теория навешивания ярлыков Г. Беккера направлены против объяснения отклонений, исходящего из качеств или свойств личности. Они помещают в центр своего исследования не индивида, который совершает те или иные действия, а сами действия, которые совершает этот индивид в конкретной ситуации.
Теория штампов основывается на теореме У. И.Томаса: «Если человек определяет ситуацию как действительную, то она становится действительной по своим последствиям»1, несмотря на собственное, «внутреннее» содержание истинного в ситуации, т. е. невзирая на то, действительна она фактически или нет.
Другими словами, если люди определяют ситуацию как истинную, ее результат оказывается для них истинным, потому что они реагируют на нее как на истинную.
Проще всего теорию штампов изложить следующим образом: назови человека отклоняющимся, и он таким станет! Человек сам по себе не является отклоняющимся, но постепенно может стать таким, если ему достаточно последовательно внушать эту мысль. Отклонение — это не индивидуальное свойство, а релятивное (относительное). Отклоняющийся проходит путь развития, завершающийся представлением о постоянном отклонении, которое понятно как самому человеку, так и его окружающим. Процесс социализации не завершается, пока человек не идентифицирует сам себя с отклоняющимся. Такой подход по-новому высвечивает тот феномен, что многие люди с отклонениями воспринимают свои отклонения положительно. Их личность может ассоциироваться положительно в группе, где эти отклонения не носят негативного оттенка. Этим можно объяснить, почему публичные моральные проповеди и другие санкции часто оказывают столь слабое воздействие как попытки направить человека с отклонениями на путь истинный.
Г. Беккер предложил концепцию, учитывающую политический аспект девиации. Он считал, что отклоняющееся поведение связано со способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация есть не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».
Концепция Г. Беккера названа теорией наклеивания ярлыков, так как объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.
Еще более ярко выраженный политический подход к девиации у сторонников конфликтологических теорий. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им являются частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами.
В новейших теориях динамики социальных систем также считается, что определенная мера девиации необходима для поддержания социального порядка и что система сама заботится о том, чтобы поддерживать в определенной пропорции порядок и хаос, проявлением которого и выступает девиантное поведение.
Девиантное поведение: виды, причины и профилактика
Поведение человека многогранно, довольно непредсказуемо, и с помощью таких наук, как психология и социология, ученые ищут способ построить связь между поступками и возможными факторами риска для комфортного обеспечения жизнедеятельности культурной среды государства. Известно, что именно поведение и мотивы могут сыграть ключевую роль в создании культурного и развивающегося общества. Одна из форм поступков вне общественной нормы человека — девиация.
Девиантное поведение представляет из себя действия, которые не подчиняются установленным в обществе рамкам, отклоняются от нормы, предписанными традициями или законами.
Виды
- Антисоциальный характер человека противоречит общепринятым правилам в государстве. Часто, такие поступки носят криминальный характер. Сюда включены грабежи, нанесение тяжкого вреда человеку или его личному имуществу.
- Асоциальное поведение. Люди, которые входят в эту группу, обычно подвергаются пренебрежению моральных и нравственных норм. Здесь говорится о проституции, образ жизни, который подразумевает проживание на улице, попрошайничество.
- Диссоциальный вид. Обычно характеризуется отклонением от нормальных для здорового индивидума медицинских и психических показателей. К примеру, склонность к суициду, не адекватное проявление агрессии, чрезмерно быстрая езда на автомобиле, прием наркотических средств, чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков.
Причины появления отклонений
Любую причину нужно искать в детстве, так как именно детская и юношеская пора является формирующим звеном в психологии человека. Зачастую, на психику подрастающего индивида влияет:
- Биологический мотиватор, включает в себя генетическую предрасположенность. Это те качества, та наследственность, которую дал ребенку родитель. Исключить их довольно сложно, но возможно это сделать при помощи социального окружения.
- Социальная обстановка несет в себе информацию всех окружающих людей, которые влияли на формирование личности: семья, друзья, родственники, соседи.
При благополучной совокупности врожденных и приобретенных данных, личности не характерно девиантная манера, его развитие произошло успешно, и если он не свяжется с отрицательным слоем общества в будущем, его духовному развитию ничего не угрожает.
При нарушении хотя бы одного фактора, есть вероятность поддаться отрицательному воздействию окружающей среды. В этом случае личность начинает противопоставлять себя обществу. Это служит самовыражением личностных качеств, которые не были замечены ранее, своеобразным протестом устоям, которые не привили человеку.
Профилактика борьбы с девиантным поведением
В случае угрозы появления отклонений у личности, обусловленные врожденными обстоятельствами, важно создать атмосферу тепла и уюта вокруг ребенка. Беречь от негативных воздействий, прививать нормы и традиции, которые сложились в определенной группе лиц. Подходит для ситуации, в которой матерью и отцом являлись неблагополучные граждане, наркоманы или алкоголики, а ребенок передан в воспитанную семью.
При угрозе, которая исходит от окружения, важно защищать дитя от негативных эмоций, поменять среду развития.
Подросток, просто не понимает где отлично, а где плохо. Если во время обратить внимание на развитие и формирование качеств индивидуальности, можно заведомо исправить все возможные ошибки, которые в последующих годах может совершить подросток, будучи в зрелом возрасте.
Искоренить на 100% девиантное поведение невозможно, это неотъемлемая часть социума, но повлиять на ситуацию в силах каждого гражданина.
Причин отклонений в обществе
Это неспособность усвоить нормы, которая создает отклонение. Социализирующие институты не справляются со своей ролью. Изучение норм — основа подчинения нормам. Ниже перечислены институты социализации норм, в которых развивается личность человека. Это также органы социального контроля.
Разбитая семья и неправильная социализацияСемья — первое учреждение, обучающее нормам общественной жизни.Родители играют важную роль в этом процессе. Братья и сестры вторые, кто социализирует своих членов семьи. Если оба или один из родителей отсутствуют по причине смерти или по другой причине, ребенок не получает должного обучения, необходимой привязанности и «нуждается в удовлетворении» в семье. Он эмоционально расстроен и ищет защиты в компании других людей за пределами семьи. Он учится антиобщественной деятельности, такой как курение, азартные игры, карманные кражи, злоупотребления, лгать и уклоняться от других в связи с плохим соседством.У него появляется привычка к девиантности, и он становится правонарушителем. Преступность входит в его социальную жизнь. Он становится преступником в зрелом возрасте и попадает в компанию большого отсутствия интереса к образованию: школа и колледж — следующие социализирующие учреждения образования.
Если он не проявляет интереса к учебе, это означает, что его внимание было направлено на антиобщественную деятельность. Его соратники не являются хорошими гражданами. Семейное обучение не оказало на него никакого эффекта. Ему нужно исправление убеждением и силой.
Отсутствие религиозного образования и нравственностиМечеть, религиозное воспитание Священного Корана и Сунны создают моральные ценности в личности. Образ жизни в обществе, основанный на добре и зле, правильном и неправильном, формируется в ходе социальных отношений в этих учреждениях. Нормы хорошего поведения запрещают человеку поступать неправильно.
Преступность ненавидят те, кто действует в соответствии с нормами этих религиозных учений. Отсутствие религиозного образования ведет к преступности.Дверь моральных ценностей закрывается, открывает дверь правонарушению. Если мораль не ориентируется на нормативный образ жизни, путь к преступному поведению становится легким. Несоблюдение религиозных и моральных ценностей — основная причина девиантного поведения и правонарушений.
Отказ по соседствуРайон состоит из нескольких домов, соединенных вместе для удовлетворения потребностей коллективного проживания. Отлично . социальное учреждение, откровенно живя вместе с безопасностью и служением.Группа семей, расположенных на улице, обеспечивает социальное образование для жителей района. Все живут неформальной жизнью. Чему можно было научиться в этом поселке, если оставшееся без обучения создает разрыв в социализации и личности? Этот разрыв оставляет дефекты в процессе обучения человека. Социализация социальных норм остается неполной в результате ненормальной деятельности. Такие действия девиантны с нарушением социальных норм.
Отсутствие основных средствЛюди стремятся обрести покой и непринужденность в общественной жизни.Эта цель достигается за счет наличия основных средств, таких как электричество, газ, телефон, кондиционер, улучшение здоровья, обучение детей и т. Д. Многие используют неправильные способы, такие как преступление, грабеж, кража, разбойник, продажа наркотиков только для того, чтобы иметь доступ. к современным объектам. Это желание любой ценой иметь возможности вызывает социальное отклонение.
Ребенок без родителейОтсутствие родителей для детей хаос. Дети без родителей уязвимы по четырем углам.Их потребности, такие как образование, еда, социализация, не удовлетворяются должным образом, и, следовательно, они становятся девиантными.
СМИСМИ — главная сила формирования общественного мнения и социализации людей. Мы получаем от него руководство во всех сферах жизни. Негативное употребление вредно для молодежи и особенно подростков. Обычно те подростки и молодежь, которые злоупотребляют им, оказываются наркоманами, аморальными и неэтичными действиями. Подростки изучают новые приемы преступности из фильмов, сериалов и других связанных программ.
Городской ТрущобыКриминологи в своих исследованиях доказали, что городские трущобы и узкие ущелья также являются прибежищами социальных отклонений и преступности.
Как психология определяет и объясняет девиантное поведение
Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее господствующим нормам общества. Существует множество различных теорий о том, что заставляет человека вести себя девиантным поведением, включая биологические объяснения, социологические объяснения, а также психологические объяснения.В то время как социологические объяснения девиантного поведения сосредоточены на том, как социальные структуры, силы и отношения способствуют развитию девиантности, а биологические объяснения сосредоточены на физических и биологических различиях и на том, как они могут быть связаны с девиантностью, психологические объяснения используют другой подход.
У всех психологических подходов к девиации есть некоторые общие черты. Во-первых, человек — это основная единица анализа. Это означает, что психологи считают, что отдельные люди несут единоличную ответственность за свои преступные или девиантные действия.Во-вторых, личность человека является основным мотивационным элементом, определяющим поведение людей. В-третьих, преступники и девианты рассматриваются как страдающие от недостатков личности, что означает, что преступления являются результатом аномальных, дисфункциональных или несоответствующих психических процессов в личности человека. Наконец, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны множеством причин, в том числе болезненным умом, несоответствующим обучением, неправильной обусловленностью и отсутствием подходящих ролевых моделей или сильным присутствием и влиянием неподходящих ролевых моделей.
Исходя из этих основных предположений, психологические объяснения девиантного поведения исходят в основном из трех теорий: психоаналитической теории, теории когнитивного развития и теории обучения.
Как психоаналитическая теория объясняет отклонения
Психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, утверждает, что у всех людей есть естественные побуждения и побуждения, которые подавляются в бессознательном. Вдобавок у всех людей есть криминальные наклонности. Однако эти тенденции сдерживаются процессом социализации.Таким образом, у ребенка, который неправильно социализирован, может развиться расстройство личности, которое заставит его или ее направить антисоциальные импульсы внутрь или наружу. Те, кто направляют их внутрь, становятся невротиками, а те, кто направляет их вовне, становятся преступниками.
Как теория когнитивного развития объясняет отклонения
Согласно теории когнитивного развития, преступное и девиантное поведение является результатом того, как люди организуют свои мысли в соответствии с моралью и законом.Лоуренс Колберг, психолог, занимающийся вопросами развития, предположил, что существует три уровня морального мышления. На первой стадии, называемой доконвенциональной стадией, которая достигается в среднем детстве, моральное мышление основывается на послушании и избегании наказания. Второй уровень называется условным и достигается в конце среднего детства. На этом этапе моральное рассуждение основывается на ожиданиях, которые семья ребенка и близкие люди питают к нему или к ней. Третий уровень морального мышления, пост-конвенциональный уровень, достигается в раннем взрослом возрасте, когда люди могут выходить за рамки социальных условностей.То есть они ценят законы социальной системы. Люди, которые не проходят эти стадии, могут застрять в своем моральном развитии и в результате стать извращенцами или преступниками.
Как теория обучения объясняет отклонения
Теория обучения основана на принципах поведенческой психологии, которая предполагает, что поведение человека усваивается и поддерживается его последствиями или вознаграждением. Таким образом, люди учатся девиантному и преступному поведению, наблюдая за другими людьми и становясь свидетелями вознаграждения или последствий, которые получает их поведение.Например, человек, который наблюдает, как друг украл предмет в магазине, но не был пойман, видит, что друг не наказан за свои действия, и он вознаграждается тем, что получает украденный предмет. Тогда этот человек может с большей вероятностью украсть магазин, если он считает, что будет вознагражден тем же результатом. Согласно этой теории, если именно так развивается девиантное поведение, то устранение ценности вознаграждения за поведение может устранить девиантное поведение.
Социологические теории девиантности и девиантного поведения
Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее господствующим нормам общества.Существует множество различных теорий, объясняющих, как поведение классифицируется как девиантное и почему люди этим занимаются, включая биологические объяснения, психологические объяснения и социологические объяснения. Здесь мы рассмотрим четыре основных социологических объяснения девиантного поведения.
Теория структурной деформации
Американский социолог Роберт К. Мертон разработал теорию структурной деформации как расширение функционалистской точки зрения на девиантность. Эта теория прослеживает истоки девиантности к напряженности, вызванной разрывом между культурными целями и средствами, доступными людям для достижения этих целей.
Согласно этой теории, общества состоят как из культуры, так и из социальной структуры. Культура устанавливает цели для людей в обществе, в то время как социальная структура предоставляет (или не может предоставить) средства для достижения этих целей. В хорошо интегрированном обществе люди используют приемлемые и подходящие средства для достижения целей, которые ставит общество. В этом случае цели и средства общества находятся в равновесии. Отклонение может иметь место тогда, когда цели и средства не сбалансированы друг с другом.Этот дисбаланс между культурными целями и структурно доступными средствами может фактически способствовать отклонению от нормы.
Теория этикетирования
Теория навешивания ярлыков — один из наиболее важных подходов к пониманию девиантного и преступного поведения в социологии. Он начинается с предположения, что никакое действие не является преступным по сути. Вместо этого определения преступности устанавливаются власть имущими путем формулирования законов и их толкования полицией, судами и исправительными учреждениями.Таким образом, девиантность — это не набор характеристик отдельных лиц или групп, а, скорее, процесс взаимодействия между девиантами и не-девиантами и контекст, в котором определяется преступность.
Те, кто представляет силы правопорядка и те, кто устанавливает границы надлежащего поведения, такие как полиция, судебные чиновники, эксперты и школьные власти, являются основным источником навешивания ярлыков. Применяя ярлыки к людям и в процессе создания категорий отклонений, эти люди укрепляют структуру власти и иерархии общества.Обычно правила и ярлыки навязывают другим в обществе те, кто обладает большей властью над другими на основании расы, класса, пола или общего социального статуса.
Теория социального контроля
Теория социального контроля, разработанная Трэвисом Хирши, представляет собой разновидность функционалистской теории, которая предполагает, что девиантность возникает, когда привязанность человека или группы к социальным связям ослабляется. Согласно этой точке зрения, люди заботятся о том, что о них думают другие, и соответствуют социальным ожиданиям из-за их привязанности к другим и того, что другие ожидают от них.Социализация важна для обеспечения соответствия социальным правилам, и когда это соответствие нарушается, возникает отклонение.
Теория социального контроля фокусируется на том, как девианты привязаны или нет к общим системам ценностей, и какие ситуации нарушают приверженность людей этим ценностям. Эта теория также предполагает, что большинство людей, вероятно, в какой-то момент чувствуют побуждение к девиантному поведению, но их привязанность к социальным нормам мешает им на самом деле участвовать в девиантном поведении.
Теория дифференциальной ассоциации
Теория дифференциальной ассоциации — это теория обучения, которая фокусируется на процессах, с помощью которых люди приходят к совершению девиантных или преступных действий. Согласно теории, созданной Эдвином Х. Сазерлендом, преступному поведению можно научиться во взаимодействии с другими людьми. Благодаря этому взаимодействию и общению люди узнают ценности, отношения, методы и мотивы преступного поведения.
Теория дифференциальной ассоциации подчеркивает взаимодействие людей со своими сверстниками и окружающими.Те, кто общается с правонарушителями, извращенцами или преступниками, учатся ценить отклонения. Чем больше частота, продолжительность и интенсивность их погружения в девиантную среду, тем больше вероятность того, что они станут девиантными.
Обновлено Ники Лиза Коул, Ph.D.
% PDF-1.7 % 1 0 объект > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 2 0 obj > эндобдж 4 0 obj > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> / XObject> >> / Повернуть 0 / StructParents 117 / Вкладки / S / TrimBox [0.0 0,0 516,0 728,5200196] / Тип / Страница / Аннотации [28 0 R] >> эндобдж 5 0 obj > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 118 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 6 0 obj > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 119 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 7 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 120 / Вкладки / S / TrimBox [0.0 0,0 516,0 728,5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 8 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 121 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 9 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 122 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 10 0 obj > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 123 / Вкладки / S / TrimBox [0.0 0,0 516,0 728,5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 11 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 124 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 12 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 125 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 13 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 126 / Вкладки / S / TrimBox [0.0 0,0 516,0 728,5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 14 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 127 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 15 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 128 / Вкладки / S / TrimBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Тип / Страница >> эндобдж 16 0 объект > / MediaBox [0,0 0,0 516,0 728.5200196] / Родитель 2 0 R / Ресурсы> >> / Повернуть 0 / StructParents 129 / Вкладки / S / TrimBox [0.stvуOt>% b ‘%% / * cdn’ #% (29 {~ «NAwGs7l # 344e {| ۽ O | LϷmvdˌ / d Xk; G1 ~ ‘| S_o? ᗏ> Rs¬? R ۺ 1 {| u) E`٦X @ ds’38H5} t | R «k> qDIaH] GEAI> | WmH7`W! FCqyH
Девиантное поведение, шестое издание | Управление юстиции по программам
Аннотация
Поведение, убеждения или характеристики, которые нарушают, отклоняются или «отклоняются» от базовой нормы и которые могут вызвать негативную реакцию у лиц, которые наблюдают или слышат о них, называются социальными отклонениями или «отклонениями». В главе 1 описаны четыре причины, по которым нарушение нормы — не то же самое, что отклонение от нормы.Они связаны с вопросом степени, числа, власти и социологически структурированного процесса. Есть два способа стать девиантным: во-первых, подвергнуться личной стигматизации со стороны других, и, во-вторых, быть связанным с категорией или коллективом, вызывающим стигму или общественное презрение. Определение неповиновения более подробно объясняется в главе 2. В главе 3 объясняются два подхода к девиантно-позитивному и конструкционизму. В главе 4 описываются позитивные теории девиантного поведения, включая теорию свободы воли, аномии или деформации, теорию обучения и теорию социального контроля.Глава 5 посвящена конструкционистским теориям девиации, которые включают функционализм, навешивание ярлыков, теорию конфликтов и феминизм. В главе 6 описывается преступное поведение, такое как убийство, насильственное изнасилование, грабеж и преступление «белых воротничков». В главе 7 употребление наркотиков рассматривается как девиантное поведение, при этом основное внимание уделяется классификации наркотиков и их эффектам, а также масштабам употребления наркотиков в Соединенных Штатах. В главе 8 описывается употребление легальных наркотиков, таких как алкоголь и табак. Глава 9 посвящена гетеросексуальным отклонениям, а в главе 10 представлены взгляды на мужской и женский гомосексуальность как на отклонение.В главе 11 описываются физические характеристики, такие как физическая инвалидность, татуировка, ожирение и интерсексуальность, как отклонение от нормы. Когнитивные отклонения, такие как религиозные отклонения, парапсихология и городские легенды, описаны в главе 12. В главе 13 описаны различные формы психических заболеваний. В главе 14 объясняются идеологические, этические и моральные последствия изучения девиантности. Ссылки, указатели
Социально приемлемое поведение по сравнению с девиантным поведением
Зависимое поведение — от алкоголя до азартных игр и секса — может варьироваться от социально приемлемого поведения до социально девиантного поведения.Вот почему.
Все ли наркоманы — социальные извращенцы?
Стереотип зависимого человека — это социальный девиант. Девианс — это социологическая концепция, относящаяся к поведению, которое нарушает социальные правила и нормы.
Поведение, которое воспринимается как социально отклоняющееся, подвергается сильной стигматизации, что часто вызывает столько же или больше проблем для человека, участвующего в этом поведении, чем сама зависимость — если вообще существует зависимость.
Существует большая серая зона между социально отклоняющимся поведением и социально приемлемым или «санкционированным» поведением, хотя подгруппы людей с зависимостью имеют свои собственные предписанные модели поведения и социальные санкции, которые заставляют наркоманов чувствовать себя принадлежащими к ним.
Безусловно, некоторые виды аддиктивного поведения считаются социально неприемлемыми, и поэтому человека, выполняющего их, можно считать социальным отклонением.
Например, употребление героина в большинстве социальных ситуаций может считаться шокирующим явлением. Однако в сообществах и субкультурах, где употребление героина является обычным явлением, употребление героина на самом деле не является социально отклоняющимся. На самом деле, если ваши родители, друзья и соседи все принимают это, прием героина помогает вам адаптироваться к окружающим.
С другой стороны, многие виды аддиктивного поведения считаются приемлемыми в обществе и даже поощряются.
Алкоголь, возможно, является одним из самых вредных наркотиков, но его употребление взрослыми принимается и поощряется всеми слоями общества, включая высшие классы.
Более того, вы можете подвергнуть остракизму себя , а не употреблению алкоголя в некоторых социальных ситуациях, где это ожидается.
Континуум социальной приемлемости
В приведенной ниже таблице показаны некоторые примеры распространенного аддиктивного поведения, которые иллюстрируют континуум от социально девиантного к социально проблемному и социально приемлемому поведению в основных западных культурах.
Социально-девиантные | Социально проблемные | Социально приемлемый |
Алкоголизм | Выпивка | Редкое / социальное употребление алкоголя |
Пьющие несовершеннолетние | Публичное пьянство | Распитие в «питейных заведениях» |
Выпивка в неподходящее время / в неподходящем месте | ||
Поддерживающая метадоновая терапия | ||
Медицинская марихуана | ||
Незаконное употребление наркотиков | Чрезмерное употребление обезболивающего | Надлежащее использование обезболивающих |
Курение сигарет | ||
Переедание | Умеренное питание | |
Переедание | ||
Чрезмерное увлечение азартными играми | Потеря большой суммы денег из-за разгула азартных игр | Бинго, лотереи, поездки в Лас-Вегас |
Сексуальное насилие | Беспорядочные половые связи | Секс в отношениях |
Секс с эксплуатацией | Секс-работа | |
Жесткая порнография | ||
Сексуальные домогательства |
Это не означает жесткую категоризацию, а просто примеры того, как поведение обычно воспринимается — например, незаконные действия, такие как употребление алкоголя несовершеннолетними, классифицируются как «девиантные», тогда как на самом деле это довольно распространено и часто принимается молодежью и Взрослые.
Некоторые модели поведения изменили свою позицию в последние десятилетия, например, курение сигарет является социально проблемным, но еще не социально отклоняющимся, в то время как это было социально приемлемо 30 лет назад.
Спасибо за отзыв!
Узнайте, как лучше всего справляться со стрессом и негативом в своей жизни.
Зарегистрироваться
Ты в!Спасибо, {{form.email}}, за регистрацию.
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Что вас беспокоит?
Другой Неточный Трудно понять Verywell Mind — часть издательской семьи Dotdash.(PDF) Девиантное поведение в школе
Journal of Education and Training Studies Vol. 6, № 10; Октябрь 2018
134
процесс ассимиляции и воспроизводства ценностей и норм. Это может быть результатом однократного действия человека
, не соответствующего установленным социальным нормам. Например. криминализация общества, развод, коррупция должностных лиц и т. д.
Понятия «норма» и «отклонение» имеют социальное определение (Shaffer, 2009).В медицине аберрантное поведение относится к
отклонениям от общепринятых норм, регулирующих межличностные взаимодействия. В рамках психического здоровья
и пограничного состояния эти действия, действия, утверждения описывают формы психоневрологической патологии (Goode, 2016). В психологии
девиантное поведение определяется как отклонение от социально-психологических и моральных норм (Goode, 2016).
Отклонения характеризуются нарушением общепринятых норм, наносящим ущерб самим людям,
общественному благосостоянию и их окружению.
Аберрантное поведение можно рассматривать как выбор между социально приемлемыми и девиантными способами достижения поставленных целей
(Шериф, 2005). Например, пытаясь разбогатеть или добиться успеха (по определению самого себя), можно выбрать
неприемлемых средств, например, издевательства над другими или даже участие в преступной деятельности (Dwyer, 2016). Другие могут изображать
открытого неповиновения, протеста, отвергать общепринятые социальные ценности, включая моральные и правовые законы, и объединяться в
, участвуя в различных преступных, террористических или других экстремистских группах.Поэтому они предпочитают бороться с обществом, в котором живут
, а не пытаются приспособиться к нему (Graham, 1988; Hall & Hayden, 2007; White, 2016). Во всех этих случаях аберрация
является результатом полного или относительного провала социализации, то есть неспособности или нежелания людей приспособиться к обществу
и его требованиям,
Девиантное поведение подростков включает антисоциальное, правонарушительное, противоправное, агрессивное, агрессивное поведение. самоуничтожение и суицидальные действия.
Эти действия могут привести к различным отклонениям в личном развитии. Часто эти отклонения включают реакцию детей
на тяжелые жизненные обстоятельства (Wolfe, Marcum, Higgins & Ricketts, 2014). Это состояние часто колеблется от
доот формы заболевания до нормы. Поэтому его должен оценивать и учитель, и врач.
Причины девиантного поведения связаны с условиями воспитания, особенностями физического развития и социальной средой
человека.Подросток, оценивая свое тело, отмечает норму, свое физическое превосходство или неполноценность
и приходит к выводу о своей социальной значимости и значимости (Бердибаева, Гарбер, Иванов,
Сатыбалдина, Сматовад, Елубаева , 2016). У ребенка может быть либо пассивное отношение к своей физической слабости,
, либо желание компенсировать недостатки, либо желание устранить их физическими упражнениями. Иногда задержка развития нервно-мышечной функции
нарушает координацию движений и проявляется в виде неуклюжести.
Упреки и пренебрежительные замечания других относительно их внешнего вида и неловкости вызывают сильные чувства
и искажают их поведение. Высокие мальчики уверены в своих силах и мужественности, и им не нужно бороться, чтобы заслужить уважение сверстников
(Зотова, Пряжнкиков, Бережная, Ермаков, Меламуд, 2016). Таким образом, они более послушны,
естественны и требуют меньше внимания. Благодаря своей уверенности в себе другие дети воспринимают высоких мальчиков как очень разумных людей.
Худые, отстающие в развитии мальчики воспринимаются другими как незрелые, маленькие и непригодные. Таким мальчикам требуется
опеки, потому что они бунтуют. Чтобы изменить такое неблагоприятное представление о себе, они должны
проявить предпринимательскую смекалку, смелость, образцовые личные достижения и постоянно присутствовать, чтобы
доказать свою полезность и незаменимость среди своих сверстников (Зотова и др., 2016). Это мероприятие вызывает эмоциональное напряжение
и трудности в общении, что является идеальными условиями для нарушения общепринятых стандартов
.
Девиантное поведение подростков часто имеет социальные причины, например, недостатки в образовании и воспитании. Преступность
В большинстве случаеввыстрелов из дома. Самые первые выстрелы девиантности происходят из-за страха наказания или как протест
, который затем превращается в рефлекторный стереотип (Дензин, 2010).Причины девиантного и делинквентного поведения
у подростков проистекают из отсутствия присмотра, невнимания со стороны родственников, страха наказания, мечтательности, желания
устранить опеку над опекунами или родителями, жестокого обращения со стороны товарищей и в немотивированном стремлении изменить
статус-кво. Бродяжничество также может привести к правонарушению.
Отдельно отметим, что раннее злоупотребление алкоголем и наркотиками среди подростков вызвано желанием находиться в компании взрослых,
чувствовать себя зрелыми, удовлетворить любопытство или изменить преобладающее психическое состояние.После употребления алкоголя наблюдается
бодрого настроения, повышение уверенности в себе и расторможенность (Бердибаева и др., 2016). Групповая зависимость, возникающая
при выпивке с друзьями, может привести к алкоголизму.
Как показывает опыт, исходным и часто единственным фактором, способствующим социальной адаптации подростков с девиантным поведением, является
внешнее требование общества вести себя таким образом, чтобы они соответствовали правилам и нормам
( Tankard & Paluck, 2016).