51. Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков и с позиции теории социальной солидарности
51. Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков и с позиции теории социальной солидарности
В теории навешивания ярлыков девиант-ное поведение трактуется не как продукт индивидуальной психологии или генетической наследственности, а как последствия воздействия социальной структуры и социального контроля.
Эта теория основана, по существу, на двух положениях. Первое состоит в том, что де-виантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, благодаря которой девиант приходит к принятию самоимиджа или определения как человека, который перманентно заключен в рамки девиант-ности своей роли.
Процесс обретения криминальной идентичности называют также стигматизацией. Стигма – это социальный признак, дискредитирующий индивида или даже целую группу. Бывают стигмы тела (дефект или уродство), индивидуального характера (гомосексуальность) и социальных коллективностей (раса или племя). Другими словами, девиация – это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.
Социологи, которые опираются на теорию социальной солидарности. разработанную Дюркгеймом, утверждают, что девиация вообще и преступность в частности необходимы; они несут на себе особую функциональную нагрузку, поскольку объективно способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки тех своих членов, которые нарушают общепринятые нормы. Чувство единения усиливается с помощью общепринятых ритуалов осуждения.
Еще одна идея Дюркгейма послужила отправной точкой для создания влиятельной социологической теории девиации. Это идея аномии. Этим понятием описывается социальная ситуация, характеризуемая упадком норм, управляющих социальным взаимодействием. Дюркгейм утверждает, что довольно часто девиации (к которым он относит, в частности, самоубийства) происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Девиантное поведение молодежи » Социология молодежи.
Электронная энциклопедияСпасибо нашим инвесторам из пин ап казино
Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.
При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество объяснений природы отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения преступлений носили биологический характер. Итальянский криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо, не отрицая влияния социального опыта на развитие криминального поведения, считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и определить их можно по форме черепа. В ХХ в. также предпринимались попытки связать наклонности к преступлениям с физическим типом человека или с определенным набором хромосом в генетическом коде.
Согласно теории Мертона Р. (1996), доминирующими реакциями на воздействие аномии являются такие формы поведения, как конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида недевиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации: между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Мертон рассматривает конформизм и девиацию не как отдельные, а как близкие категории.
Отклонения не существуют без нормы (Смелзер, 1998: 239). В действительности не существует никакой нормы как реальности с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, т. е. отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной дистанцией от нормы. Значительное отклонение от нормы легко определяется. Незначительное отклонение от нормы трудно определить, чтобы говорить о ненормативном.
Существуют несколько подходов выделения типов девиантного поведения. Т. Шибутани (1969) выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компульсивное (принудительное) поведение.
В современной отечественной социологии девиантное поведение рассматривается как социальный феномен, различные виды которого имеют общий генезис и причины и находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные к конформным формы жизнедеятельности. Как подчеркивает Я. И. Гилинский, «отклонение» не есть объективная характеристика определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (имеет место конвенциальность «нормы» и «отклонения»). Принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девиантное поведение и отдельные его виды. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими в целях оптимизации, минимизации, гармонизации.
В социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства и т. д.
Под наркоманией понимается хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением наркотиков и характеризующееся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного молодого человека, на социальном — о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм. Эти социальные факторы характеризуют такое явление, как массовый уход индивидов от социальной действительности, активной деятельности в иллюзорный мир вследствие немедицинского употребления наркотических средств. В этом случае имеет место индивидуальное или групповое поведение, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам. Такое социальное явление определяется как наркотизм (Золотов, 1995), что более адекватно обозначает социологический аспект проблемы и отражает массовость данного явления. Наркотизм получил широкое распространение во многих странах мира и считается одним из самых разрушительных социальных зол. Россия здесь не является исключением. В 1990-е гг. в законодательстве изменились социальные нормы в отношении потребления наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении наркоманов.
Алкоголизм представляет собой хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. Социологи изучают причины возникновения и распространения алкоголизма и пьянства среди различных социально-демографических и социокультурных групп, выявляют пути и способы его предупреждения. Особенности алкогольного поведения определяются (Шурыгина, 1996) не только биологическими и психическими характеристиками, но и традициями, регулирующими отношение к спиртному мужчин и женщин, в том числе дифференциацией половых ролей, стереотипами мускулинности и фемининности (мужественности и женственности). Если рассматривать возрастные различия алкогольного поведения как результат изменений личностных установок, можно сказать, что в среднем определенная установка складывается примерно к 20 годам, в течение жизни меняется не очень значительно и только после 69 лет претерпевает весьма заметную трансформацию. С повышением уровня образования относительная частота потребления спиртного снижается у мужчин и повышается у женщин. Женщины с незаконченным средним и средним образованием пьют реже мужчин, обладающих тем же образовательным статусом, а женщины со средним специальным и высшим образованием — чаще. Кроме того, в группе наиболее образованных мужчин повышается степень концентрации в пределах нормы, что характерно для женского алкогольного поведения, а в такой же группе женщин, наоборот, соответствующая доля несколько уменьшается. В наибольшей степени нивелирует относительную частоту мужского и женского алкогольного потребления социальное положение. Служащие-мужчины по этому показателю ближе к служащим-женщинам, чем к рабочим-мужчинам, и, наоборот, рабочие-мужчины ближе к рабочим-женщинам, чем к служащим-мужчинам.
Курение, не относящееся к отклонению в поведении взрослых людей, является одним из проявлений отклоняющейся социализации подростков.
Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении людей. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.
Лит.: Гилинский, Я. И. (1996) Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. М. С. 587–609; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб. 496 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Мертон Р. К. (1996) Социальная структура и аномия // Социология преступности. М. С. 299–313; Смелзер, Н. (1998) Социология : пер. с англ. М. : Феникс. С.239; Шибутани, Т. (1969) Социальная психология : пер. с англ. М. : Прогресс; Шурыгина, И. И. (1996) Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социол. журнал. №1/2. С. 169–176.
А. И. Ковалева
Девиация в социологии и основные понятия
Термин «социальная девиация» обозначает некоторое социальное поведение, не соответствующее определённым нормам, установленным в обществе. Если рассматривать любую социальную группу людей или целое общество с множеством таких групп, то в них приняты стандарты поведения, которым все следуют. Девиация в социологии имеет дело с отклонениями от общепринятых норм, которые могут быть как позитивным, так и негативным.
Негативная девиация в социологии может быть связана, например, с алкоголизмом. Такие отклонения обществом не принимаются, они наталкиваются на определённые барьеры и препятствия. Сами люди, проявляющие подобное поведение, могут испытывать на себе влияние общества, которое проявляется в принимаемых санкциях. В зависимости от типа поведения санкции могут быть разными — изоляция, либо принудительное лечение, в некоторых случаях — какие-то наказания для нарушителя.
В целом девиация в социологии может наталкиваться на формальные и неформальные санкции. Если рассматривать социологию как науку, то её основной изучаемой проблемой являются как раз отклонения от нормы. Данная наука используется для создания развития смежных областей, а также она послужила основанием формирования некоторых современных наук. В частности можно упомянуть криминологию, которая использует опыт изучения девиантного поведения различных преступников, чтобы формировать психологические портреты и т.д.
Девиация в социологии изучалась множеством учёных и простых исследователей, которые внесли свой вклад в общее развитие. Одной из первых классических работ по это теме считается «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма в 1897 году. Дюркгейм был известным французским социологом, основавшим даже целое направление социологической школы.
Девиация в образовании
Изучение девиации даёт некоторые неоспоримые преимущества, в частности можно принимать меры по устранению негативных отклонений в поведении. Такая практика применяется в образовательных учреждениях, от того, насколько хорошо педагоги умеют выявлять подобные проблемы, во многом зависит эффективность их работы.
Подростковые девиации как социально педагогическая проблема наиболее остро стоят в средней школе, хотя они должны внимательно отслеживаться на всём этапе обучения. Необходимо как можно раньше выявить девианта, т.е. человека, чьё поведение как-то отличается от общепринятых норм. Отклонения могут быть социальными, педагогическими, этническими, возрастными и т.д.
Во время работы важно понять причину появление девиации, а также к чему она может привести. В некоторых случаях отклонения, как уже было сказано, не обязательно будут негативными.
Проблема такого поведения в том, что оно может быть только первой ступенью чего-то большего. Так В.Н Иванов выделял несколько уровней девиантного поведение: докриминогенный и криминогенный.
Ф. Патаки говорил, что есть несколько основных характерных черт такого поведения: преступность, алкоголизм, самоубийство, наркомания. На этом основываются социологические теории девиации, формировавшиеся после.
Девиантное поведение становится результатом появления людей, не способных нормально уживаться в обществе, это могут быть преступники или же гениальные художники и писатели, замкнутые в себе. Любое отклонение нужно отслеживать и по возможности устранять, желательно, с сохранением позитивных моментов. Например, гениального человека ещё на ранних стадиях можно попытаться научить общению с другими людьми. Большое количество девиантов в обществе грозит нарушением стабильности этого самого общества, поэтому в любом проявлении это должно контролироваться. Но понятие девиации может отличаться в зависимости от общества и его норм, поэтому во многих случаях нужно находить индивидуальные методы.
Грех как онтологическая девиация / Православие.Ru
Девиантность в контексте философских размышлений о человеке означает не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности. И в наиболее глубоком смысле девиантность человека означает уклонение от образа Божьего. Норма в этом предельно глубоком смысле есть святость, то есть собирание и просветление человеческой личностью сил и способностей своей природы через верность призванию свыше, через согласование своей жизни с Божьим замыслом о ней.Понятие девиации относится, прежде всего, к области социологии, в рамках социологии оно возникло и получило свой смысл. Однако, на наш взгляд, эта тема может и должна иметь также и философское измерение.
Во-первых, понятие девиации является попыткой предельного обобщения, оно является выходом из сферы конкретно-социологической фиксации отдельных нестандартных (негативных, прежде всего) общественных проявлений на уровень анализа общей динамики самораскрытия человеческого бытия. Уже не специфические причины и закономерности тех или иных вариантов отклоняющегося поведения являются предметом мысли, а сам факт некоего отклонения от неких норм. Более того, – невозможно говорить лишь о «видах девиации», не осмысляя «девиантность вообще как таковую», иначе и само понятие девиации делается излишним, и рассмотрение этих «видов» сводится к нагромождению фактов и не может возвысится до понимания.
Таким образом, мы имеем дело с вечной проблемой «герменевтического круга»: знание целого достижимо лишь через знание частей, а знание частей невозможно без знания целого. Формирование общего понятия девиации возможно только из обобщения конкретных девиантных проявлений, но по-настоящему понять эти проявления удастся, только поняв смысл «девиантности вообще». Это означает, что некий философский анализ девиантности необходим самой социологии.
А во-вторых, понятие «девиация» имеет и собственно философский потенциал. Раскрытие этого потенциала, на наш взгляд, способно придать теме «девиантности» глубокий философский смысл. «Девиантность» не есть просто один из внешних поводов для философского мышления, здесь открывается возможный способ постижения и выражения глубинного характера человеческого присутствия в мире. Мы не можем, конечно, рассчитывать в данной статье решить указанные задачи, однако постараемся, по крайней мере, их ясно поставить и очертить их внутреннюю логику.
Социологическое понятие девиации вытекает из социологического же понятия «социальной нормы», которая мыслится как то, что «определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» (Я.И. Гилинский). Социолог, таким образом, всегда имеет дело с возникновением и отмиранием социальных норм, с постоянным переходом определенных действий из сферы девиантного в сферу нормального и обратно. «Девиация» в рамках социологии является, по определению, понятием относительным, чему способствует и логическая природа самого понятия: говоря об «отклонении» надо уточнять от чего (Отклоняется ли и насколько Земля в своем движении вокруг Солнца? – Смотря от чего: от прямой? или от окружности? или от своей орбиты?).
Образно говоря, если вспомнить, что deviatio – это уклонение devia, от дороги, то в социологическом смысле не существует той единственной дороги, которая была бы раз навсегда данной нормой, и удалением от которой измерялась бы степень девиации. Социологически подходя к общественной жизни, надо сказать, что существует множество более или менее протоптанных тропинок. Отчасти и в этом тоже смысле, видимо, надо понимать мысль Я.И. Гилинского всепроникающем характере девиаций, о «господстве девиации». По существу, ведь, оказывается, что девиантен (больше или меньше, относительно того или другого ориентира) любой путь, нормы в полноте смысла этого слова вообще нет, есть большая или меньшая степень девиации, которая обратно пропорциональна «протоптанности тропинки». То, что считается «социальной нормой», – это лишь «наиболее протоптанная, затоптанная и утрамбованная» девиация.
Весьма, однако, показательно, что даже такая позиция совершенного релятивизма предполагает высказывание некоторых оценок. Как правило, понятие девиации относят к различным социальным патологиям, благодаря чему оно приобрело уже устойчивый негативный смысл. Однако социология не может игнорировать и того факта, что от «нормы» в ее социологическом смысле отклонения возможны как «вниз», так и «вверх». Гениальность, героизм, святость, а порой даже просто одаренность, честность и совестливость вполне могут быть рассмотрены как «позитивные девиации». Именно на исследовании позитивных девиаций и возможных путей переключения социальной энергии из отрицательно девиантного в положительно девиантное русло считает необходимым сконцентрировать усилия социологов упомянутый классик российской девиантологии Я.И. Гилинский. И вот в свете этого неизбежен вопрос: а по отношению к чему девиация оценивается положительно или отрицательно? На роль такого критерия оценки рассматриваются обычно два «кандидата»: общественное одобрение или общественная польза…
Первый «кандидат», социальное одобрение – есть вполне замеряемая социологическими средствами величина, однако вряд ли возможно принять его в качестве показателя положительности девиации: очень редко какая девиация оценивается положительно в массовом сознании. В определенном смысле социологическое понятие «девиации» и социологически фиксируемое «социальное одобрение» являются противоположными характеристиками социального действия: социологическая норма, от которой отклоняется девиант, как раз и определяется социальным одобрением.
В тех же редких случаях, когда некое отклонение оценивается позитивно в массовом сознании, это одобрение вовсе не гарантирует того, что мы имеем дело с «позитивной девиацией». Так, например, весь быт и нравы сегодняшнего шоу-бизнеса есть, несомненно, отклонение от социальных норм, притом это отклонение оценивается в массовом сознании позитивно, но назвать эту вакханалию «положительной девиацией», пожалуй, ни у кого язык не повернется. Если же массово одобряется, действительно, положительная девиация, то речь идет, как правило, о «положительных девиантах» прошлого, о тех уже не опасных ныне безумцах прошлого, плодами безумств которых мы теперь активно пользуемся. И в этом случае, по существу, девиация не столько одобряется, сколько извиняется тою пользой, которую мы от нее поимели.
Второй «кандидат» на роль критерия положительности девиации, таким образом, – социальная польза. В отличие от достаточно изменчивого общественного «одобрения», «польза» есть более устойчивый ориентир. Такой критерий мог бы, кажется, надежно отделить позитив от негатива в сфере девиаций, но – опять-таки в отличие от «одобрения» – общественная польза есть феномен неуловимый для научной, эмпирической социологии. Социологическими средствами можно описывать социальную структуру, выявлять тенденции изменения общества, отслеживать колебания общественного настроения, но никак невозможно зафиксировать, в чем заключается действительная польза общества, а в чем ее нет. Общественная польза есть тема для социологии закрытая, а в том случае, когда социолог пытается все же как-то о ней говорить, он вынужден определять ее через установки общественного мнения, то есть, ориентируясь на то, что люди считают общественной пользой.
Таким образом, беря за основу социальное одобрение, социолог вынужден для устойчивости привлекать понятие социальной пользы, пытаясь же опереться на эту самую пользу, он не имеет другого способа ее исследовать, как только ориентируясь на одобрение общества. Этот порочный круг не может дать настоящей основы для теоретического осмысления девиантного поведения. Существует, правда, еще вариант радикального релятивизма, целиком сводящий «так называемую пользу» к общественному мнению, порывающий со всякой устойчивостью ориентиров и оценок.
Но такого последовательного релятивиста хотелось бы спросить: «А готовы ли Вы к тому, что Ваши оценки окажутся впоследствии перевернуты, и не каким-то отдельным чудаком, а в массовом сознании? А готовы ли Вы признать правомерность такого переворачивания? Готовы ли Вы согласиться с тем, что когда-нибудь, возможно, как пример положительной девиации будет рассматриваться убийца-извращенец Чикатило, а, скажем, правозащитная деятельность академика Сахарова будет оценена как девиация отрицательная?» И на попытки разъяснений, что первый никакой общественной пользы не принес, один вред, а Сахаров не только честный человек, но и был общественно полезен, – дополнительный вопрос: «А откуда Вы знаете, как будут оценивать общественную пользу когда-нибудь в другом обществе?! Или все-таки есть какие-то объективные критерии пользы? Если их нет, то Вы не можете отрицать возможность такого переворачивания, а если они есть-таки, то Ваш релятивизм идет насмарку».
И вот теперь еще один необходимый шаг: «А если и вправду выяснится, что Чикатило объективно принес пользу, а Сахаров объективно принес вред, готовы ли Вы согласиться с вышеприведенными оценками?» Может ли даже и польза быть принята безусловно в качестве критерия «положительной девиации»?
Не только одобрение, но и польза – понятия принципиально относительные, определяемые стереотипами поведения социальной группы. «Общечеловеческого» одобрения, «общечеловеческой» пользы не существует, как не существует – социологически судя – равномерного по своим характеристикам монолитного общества. Реальным носителем социологически значимых качеств, видимо, правильнее всего считать социальную группу. И если учесть это, обоснованность оценок поведения как девиантного или нормального, девиантного в положительную или в отрицательную сторону расплывается в полную неопределенность. Это даже не принцип «сколько людей, столько мнений», ведь по оценкам социологов социальных групп в обществе в 1,5–2 раза больше, чем индивидов! Нормы и оценки разных социальных групп могут, конечно, совпадать, но ничто не гарантирует отсутствия групп и противоположными оценками и нормами.
Стоя на этой позиции, можно изучать, какие проявления большинством населения считаются девиантными, можно изучать причины возникновения этих мнений, но невозможно говорить о том, что есть, по сути, девиантное поведение, и каковы его причины. Хотим мы того или нет, всякое знание, а тем более, гуманитарное, предполагает соотнесение с абсолютными ценностями. Понятие «абсолютные ценности» берется здесь в простом прямом смысле этого слова, означая ценности определенные в своей значимости не соотношением изменчивых частных интересов и мнений, а напротив, – своей значимостью задающие пространство для всех возможных интересов, мнений и поступков.
Сама возможность смысла, пусть сколь угодно субъективного и сиюминутного, создается именно соотнесением с безусловно, то есть абсолютно, значимой ценностью. Люди и социальные группы различаются в своих установках степенью значимости для них тех или иных ценностей, а, следовательно, имеют различающиеся иерархии ценностей. Может различаться приложение ценностей к реальности, готовность выстраивать свою жизнь сообразно ценностной системе, но сами ценности при этом сохраняют тождественную смысловую значимость.
Люди имеют много разногласий, что считать Истиной, но значимость самой Истины, как гносеологической ценности несомненна. Можно какие-то ценности ставить выше Истины, но Истина значит при этом то же самое, что и всегда. Разногласий по поводу Красоты, споров о том, что красиво, а что нет, значительно меньше, чем по поводу Истины. Разногласий по поводу Добра у людей просто нет. Если отделить нравственную оценку от различных примесей: от обычаев, соображений пользы, если выделить в чистом виде именно нравственную мотивацию как самоопределение в отношении к нравственному Добру, – то станет очевидно, что Добром все люди во все времена называют одно и то же.
Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев для человека более значимыми оказываются другие, внеморальные мотивы: обычаи, приличия, корысть, эмоции, идеология и т. д. Люди часто смешивают Добро и «неформально предписанный извне способ поведения», Добро и «естественную реакцию на происходящее». Но в этом смешении можно дойти и до объявления Добром внутренних законов тусовки, зоны, волчьей стаи, и до культа «естественного аморализма».
Однако неокантианская привязка человеческого бытия к миру ценностей является лишь подступом к настоящему пониманию этого бытия. Понятие ценности не может быть прочным фундаментом, хотя бы потому, что с одной стороны необходимо предполагать их внеисторическую, «безотносительную» значимость, а с другой эта самая значимость есть ведь соотнесенность ценности с человеческой жизнью (или, вернее, жизни с ней, но уточнение это в данном случае непринципиально). Более того, если следовать классическому фрайбургскому неокантианству, не вполне верно говорить, что ценность существует, она не существует, она значит, и это единственный способ ее присутствия. Ценность, таким образом, определяется только через свою значимость для человека, и в то же время, тоже по определению, должна мыслится как от человека независимая.
По существу, ценности в этом случае понимаются как «трансцендентальные способности разума» (разума в широком кантовском смысле), то есть выходящие за пределы применимости разума, но присутствующие в разуме основания деятельности разума. Однако и такая формулировка характера их присутствия не может решить противоречий. Ценности общезначимы, но человек имеет свободу самоопределения по отношению к ним. Как такое возможно? Если они – трансцендентальные основания, то разум не может определять того, как ему на них основываться. Если же разум имеет свободу ценностного самоопределения (что очевидно), то значит, он сам выстраивает свое отношение к ним, и они, таким образом, вовсе не трансцендентальны.
Ценности, действительно, общезначимы. Но и человек свободен в определении своей жизни по отношению к ним. Такое возможно только в том случае, если у человека есть более высокая опора, чем эти ценности, если, помимо отношения к «абсолютным» ценностям, человек находится в отношении и к Абсолютному Бытию. Именно это отношение задает наиболее глубокую определенность человеческой жизни, характер этого отношения является основанием принципиальных характеристик человеческого бытия.
Социологически фиксируемая тема девиации не является случайным и преходящим феноменом, она должна быть понята как выражение некоего фундаментального характера присутствия человека в мире. Онтологическая девиантность человека должна быть осознана и понята в своем существе для того, чтобы стало возможным придать реальный, устойчивый смысл социологической девиации.
Прежде всего, необходимо сказать, что онтологическое измерение девиации имеет в виду уклонение человека от полноты собственной человечности, от самореализации, от собственного призвания. «Жизненное призвание» должно не просто присутствовать как слово в лексиконе, оно должно быть некоторой реальностью жизненного мира человека для того, чтобы человек мог жить по-человечески. Это понятие не может иметь реального смысла для атеиста, ибо явно обозначает не то, что хочется, и не то, что получается (то есть, можется), а то, что ты должен делать в жизни. Понятие это чисто религиозное и понято может быть только буквально: как призыв свыше.
Для того, чтобы в полной мере жить человеческим образом, необходимо предполагать, что жизнь человеку действительно дана, что Тот, Кто жизнь человеку дал, к чему-то его предназначил, и более того, – настойчиво призывает человека это предназначение исполнить. А предназначен и призван каждый человек к обретению полноты бытия, к обретению себя через самореализацию. Свое призвание расслышать, на него откликнуться и быть ему верным, это и означает – пойти по тому пути, на котором ты сможешь обрести себя. Измена жизненному призванию, измена призыву свыше, обращенному к твоему лично сердцу, – это есть измена себе самому, это есть утрата смысла жизни, это есть корень всякой девиации в смысле внешнего проявления.
Уклонение от своего жизненного призвания опустошает человека, выхолащивает его жизнь, и даже в том случае, когда еще отсутствуют социально-деструктивные проявления, основа для них уже есть. Слишком часто вполне благополучные внешне люди вдруг, мягко говоря, «сильно удивляют» окружающих. Стоит спросить, а не были ль они онтологически девиантны уже и до своих экстравагантных поступков, не водились ли уже черти в их тихом омуте?
Аномия[1] в социологическом смысле, безусловно, является важным фактором, определяющим уровень девиантности в обществе, но в каждом конкретном случае девиантный поступок есть продукт некой «личностной аномии». При этом на социологическом уровне очень малое значение имеет содержательная сторона норм, – были бы они прочны, и заслон для девиантности уже имеется.
В личностном же плане, когда мы имеем в виду онтологическое измерение девиации, принципиально важна не только прочность норм и правил жизни, но и их правильность. Человек, хотя бы и имеющий весьма определенные жизненные устои, но изменивший своему призванию, живет в состоянии личностной аномии и является онтологическим девиантом. «Личностная аномия» обозначает тот факт, что, несмотря на наличие ясных внешних правил поведения, жизнь этого человека лишена внутреннего закона, что он, образно говоря, живет в жестком скафандре, но без скелета.
Таким образом, смысл онтологической девиации на личностном уровне заключается в том, что она есть уклонение от личностного жизненного призвания, от своего пути. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому», – писал поэт. Как это ни кажется странным, даже абсурдным, – человек имеет задачу: быть верным себе, он имеет и возможность себе изменить. Формально в этих словах заключена нелепость: как может мой поступок быть моей изменой мне же? Однако только в тех перспективах, которые открываются этой внешне нелепой формулой, возможно обретение полноты человеческого бытия.
Человеческая личность, как свободное и решающее начало в человеке, свободно относится как к собственной природе, так и к внешним условиям жизни, как к естественным потребностям и хотениям, так и к призваниям свыше, а решает она, по большому счету, задачу обретения собственной сущности. Сущность всякой вещи и существа естественно вырастает из предзаданной природы, и только человек должен свою сущность из своей природы выстраивать сам, сознательными усилиями:
Я б жизнь свою построил, словно дом…
Где топором, а где и долотом.
Сейчас на крышу надо бы конька!..
Но жизнь, к несчастью, дом без потолка…
(Е. Винокуров)
Если жизнь человека есть задача, решаемая им, то в разделе «дано» находится природа человека (его прирожденные свойства) и условия, в которых разворачивается его жизнь, в разделе же «найти», под знаком вопроса находится человеческая сущность. А тот, кто призван к решению этой задачи, тот, кто призван, пройдя жизненный путь, обрести свою сущность, – этот «кто» обозначается словом «личность».
А потому верность призванию свыше, – это и есть верность себе, поскольку только так человеком обретается, выстраивается его собственная сущность, человек становится в качестве себя самого. Природа человека нуждается в возделывании, она есть почва, дающая жизнь, но она не содержит в себе руководящего начала, которое бы эту жизнь организовывало. Поэтому если человеческая личность вместо возделывания, культивирования своих природных качеств и задатков, вместо руководства своей природой, слепо идет на поводу природных желаний, то есть сама руководится стихийной игрою своих природных сил, то она тем самым жизнь человека подчиняет этой игре. Природа человека в этом случае, будучи лишена целостного строя, будучи лишена организующего принципа, подвергается распаду. Это не умозаключения, это жизненный факт и опыт.
Руководя сама собою, руководя жизнью человека, человеческая природа, не способна сохранить себя. Этот странный факт говорит о некой ее кардинальной поврежденности. Природа человека содержит в себе некий неискоренимый разлад, именуемый в традиционном языке грехом. Грех – огрех, погрешность, греческая amartia – промах мимо цели, это и есть наиболее глубокий уровень онтологической девиации, это и есть девиация в собственном, истинном смысле этого слова. Точнее сказать, грех в качестве поврежденности природы человека, есть и продукт, и выражение наиболее глубокой девиантности человека.
Первозданная, богозданная природа человека была, конечно, без греха, без погрешности и испорченности, и если бы человек жил согласно этой своей природе, то был бы лишен тех невзгод и безумий, которыми его жизнь изобилует сейчас. Однако человеку как высший дар богосообразности дана была и свобода, человек призван был в свободном самоопределении себя к Богу возрастать в своем человеческом достоинстве и за пределы даже этого достоинства – к богоподобию и обожению. Но такая бесконечная перспектива возрастания могла быть открыта только бесконечной же, беспредельной свободой, той свободой, для которой сама бесконечность – не предел: свободой принять или отвергнуть само свое бытие, более того, – принять или отвергнуть Самого Творца. У человека была возможность, свободно вверив себя Богу, жить по закону своей богозданной природы, но была у него возможность и свободно отойти от этого закона, попробовать небытие на вкус, испытать зло и смерть на себе. И человек выбрал – попробовать.
Тайна человеческой свободы состоит именно в том, что она безосновна, она держится на ничём, и тем не менее, обладает реальной силой, способной превысить всякую иную силу, влияющую на жизнь человека. Для того или иного свободного решения не существует объективных причин, свобода имеет причину в самой себе. Но для самой свободы не безразлично то, в каком направлении она реализуется. То злоупотребление свободы, которое состояло в выборе опыта зла, в насилии над естественным законом богозданной природы, не только растлило грехом человеческую природу, но повредило и саму свободу, расслабило ее. Речь не о том, что человеческая свобода утратила свою превозмогающую мощь перед лицом любых обстоятельств и влияний, способность самовластно руководить жизнью человека, речь о том, что она оказалась необеспеченна с тыла.
Расслабился не фронт, а тыл свободы: та поврежденная грехом природа, которая стала таковой вследствие недолжного употребления свободы, не является ведь чуждой и безразличной для свободной личности человека, она является достоянием личности, именно природные задатки, качества, силы и способности обеспечивают возможность самореализации человека в поступке, из этого-то материала человек и выстраивает свою сущность. Именно в этом смысле, видимо, пишет ап. Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19–20).
Девиантность в контексте философских размышлений о человеке означает, таким образом, не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности. И в наиболее глубоком смысле девиантность человека означает отклонение от «Пути, Истины и Жизни», уклонение от образа Божьего, являющегося конституирующим человеческое бытие фактором, искажение в себе этого образа. Отклонение данного конкретного человека от своего жизненного призвания есть форма выражения этой фундаментальной девиации, – это есть отказ от полноты личностного бытия в пользу безличных стереотипов массового сознания и подчинение разноголосице своей внутренне поврежденной природы.
Норма в этом предельно глубоком смысле есть святость, то есть собирание и просветление человеческой личностью сил и способностей своей природы через верность призванию свыше, через согласование своей жизни с Божьим замыслом о ней, обретение себя через реализацию этого замысла. В таком фундаментальном смысле понимаемая норма есть не факт, но акт, – не состояние, а движение: движение к самому себе. Это и есть онтологическая норма, в соотнесении с которой выстраивается человеческое бытие. Отклонение от этой нормы это и есть та онтологическая девиация, которая образует исток и смысл всякой человеческой девиантности.
Типы девиаций — Основы социологии и политологии: Учебное пособие
Типы девиаций
Типологизация девиантного поведения связана с определенными трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными — все зависит от нормативных требований, на основе которых эти проявления оцениваются. Наиболее удачную классификацию девиантных поступков предложил Р. Мертон, разработав ее на основе своей концепции, согласно которой, как уже указывалось, девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Эта классификация представлена в таблице 2, где «+» — принятие;
Следует отметить, что указанные пять типов — это разновидности реагирования (ролевого поведения), а не типы личности. Люди могут переходить от одного способа поведения к другому по мере того, как меняется ситуация.
Приведем более развернутую характеристику каждого типа. Конформность — тип поведения, при котором принимаются как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе. Конформист — это лояльный член общества.
Новаторство — тип поведения, при котором человек пытается достигнуть принимаемых им культурных целей неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными. Такой тип поведения очень характерен для нашего нынешнего общества.
Ритуализм — тип поведения, при котором человек принимает институциональные средства, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ретретизм: люди такого типа поведения фактически не принадлежат обществу. Отрицая и цели, и средства, они являются подлинными чужаками. Такое поведение характерно для бродяг, отверженных, слкoгтэнкюв, ниpсэмонoв. ото мотстно ит требова —
ний общества, смирение с собственной беспомощностью, отказ от борьбы за жизнь. Крайней формой ретретизма является суицид. Ретретизм — исключительно индивидуализированный тип поведения.
Мятеж — тип поведения, который выводит людей за пределы существующего социального порядка и побуждает их создать новый. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и общепринятых средств их достижения и выдвижение новых целей и новых средств, иначе говоря, полную переоценку ценностей, дезорганизацию существующей системы. Проявление такого поведения носит, как правило, массовый и организованный характер. Основу социального порядка, по Р. Мертону, создает согласование целей и средств, обеспечивающее предсказуемость и регулируемость поведения людей. Разобщение целей и средств приводит к различным типам отклоняющегося поведения. В крайнем случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом.
Таким образом, социологические теории, как уже отмечалось, рассматривают девиантное поведение как естественную закономерность функционирования и развития социальных систем, как социальное явление, причины которого необходимо искать не столько в особенностях свойств того или иного индивида, сколько в анализе социальных явлений, в функционировании социальных институтов, в их соответствии или несоответствии потребностям отдельных социальных групп и общества в целом.
Социальный контроль и девиантное поведение
Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.
Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.
Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.
Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:
- формальные;
- неформальные;
- положительные;
- отрицательные.
Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.
Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.
При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.
Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.
Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин.
В рамках социологии сложились следующие теории по этому вопросу.
- Чарльз Ломбарзо, Вильям Шелдон полагали, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы.
Так Шелдон делит людей на 3 типа: эндоморфы – полноваты, не склонны к девиантному поведению; мезоморфы – атлетическое телосложение, могут характеризоваться девиантным поведением; эктоморфы – худые, вряд ли склонны к девиантному поведению. - З. Фрейд видел причину девиаций в том, что внутри каждой личности постоянно происходят конфликты. Именно внутренний конфликт является источником девиантного поведения. В любом человеке есть «я» (сознательное начало) и «сверх-я» (бессознательное). Между ними постоянно возникают конфликты. «Я» пытается удержать бессознательное в человеке. Если это не удается, то тогда наружу прорывается биологическая, животная сущность.
- Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности. Этот процесс может быть удачным, и неудачным. Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества. При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).
- Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения. Таким образом, главной причиной девиации является разрыв между целями и средствами осуществления этих целей, который наступает в силу неравного доступа к средствам различных слоев групп.
На основе своих теоретических разработок Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.
- Конформизм – соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.
Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.
С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения. - Инновация – принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.
- Ритуализм – отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.
- Ретритизм – полное неприятие общественных установок.
- Мятеж – изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.
В рамках других социологических теорий в качестве основных типов девиантного поведения выделяются следующие виды:
- культурные и психические отклонения – отклонения от норм культуры. Могут быть опасными или неопасными;
- индивидуальные и групповые отклонения – отдельный человек, индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое – иллюзорный мир;
- первичные и вторичные. Первичные – шалость, вторичное – девиантное отклонение;
- культурно добряемые отклонения;
- сверхинтеллектуальность, сверхмотивация;
- культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и нарушение закона.
Девиантное и делинквентное поведение -Социология
Девиантное и делинквентное поведение. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/deviantnoe-i-delinkventnoe-povedenie/ (дата обращения: 5.11.2021)
Во всякой культуре есть нормативное и девиантное поведение. Нормы вытекают из ценностей.
Поведение девиантное— совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы — моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Бывают случайные девиации и регулярные девиации (намеренно осуществленное поведение)
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы — преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры «(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Делинквентное поведение— не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.
Делинквентное поведение — преступное поведение. антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания. Существует виды делинквентных поведений. Подростковая делинквентность — явление.
Делинквентное поведение— антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Подростковая делинквентность
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности.
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.
29.08.2016, 9790 просмотров.
Девиантность в социологии смысла и определения
Значение отклоненияОтклонение — нарушение норм. Это нарушение норм общества, социальных норм и кодекса поведения в бизнесе и взаимных договоренностей между сторонами. Это противоречит социальным нормам семьи и брака. Это нарушение обещания и нарушение закона государства подобно совершению преступления. Любое нарушение нормы — Девианс. Естественно, что человек отклоняется от нормы.Это отклонение, когда оно становится серьезным, становится проблемой. Если оно обычное, проблем нет. Стопроцентный контроль над поведением человека невозможен.
Определения- Хортон и Хант определяют: «Любое несоответствие обычным нормам».
- Луиза Уэстон говорит: «Поведение, противоречащее стандартам поведения или социальным ожиданиям данной группы или общества».
- Ян Робертсон назвал девианс «поведением, которое нарушает важные социальные нормы и в результате не одобряется большим количеством людей».
Поведение, относящееся к Deviance, называется девиантным поведением. Нарушение религиозных норм также является Девиансом. Сигналы о переходе дороги, нарушенные водителем, являются девиантным поведением. Общее нарушение социальных обычаев брака также является Девиансом. Непослушание родителям и отсутствие при исполнении служебных обязанностей также являются девиантным поведением. Ложь, оскорбление других и нарушение обещания также являются отклонениями от нормы.
Соответствие нормам. Люди, соблюдающие нормы из страха перед наказанием или ради лучшей жизни, называются социальным контролем.Контроль — это подчинение нормам. Удовлетворение потребностей людей через институты — это социальный контроль. Получение защиты, привязанности и удовлетворения потребностей в семье, образование в колледже, доход от бизнеса и услуг создают социальный контроль среди людей. Органами общественного контроля являются полиция, суд, тюрьма, семья, образование и религиозные учреждения.
Отклонение варьируется от человека к человекуНе все люди одинаково девиантны. Степень отклонения варьируется от человека к человеку.Некоторые из них более девиантны, чем другие. Некоторые люди сильно отклоняются и становятся преступниками. Они наказаны судом и приговорены к лишению свободы.
Правонарушительное поведение не во всех случаях одинаково очевидно — некоторые случаи выявляются и сообщаются в полицию, некоторые обнаруживаются, но отпускаются на свободу после легкого предупреждения, и многие из них остаются скрытыми.
Отклонение a -я КультураОтклонение норм — нарушение культурного образа жизни.Обычаи, ритуалы и условности культуры нарушаются, когда люди отклоняются от них.
Отклонение и обществоВ обществе случается отклонение от норм. Этим актом разрываются узы социальных групп. Общество сталкивается с дезорганизацией, которая ведет к распаду и хаосу. Нарушается функция институтов и групп. Развиваются социальные проблемы волнений среди людей. Социальный контроль парализован, социальный порядок теряет равновесие, что создает множество проблем в обществе.
Отклонение и социальные измененияЭто нарушение социальных норм. Это создает социальные проблемы. Общество пытается решить эти проблемы, изменяя законы в соответствии с требованиями общества. Этот процесс вызывает социальные изменения.
Отклонение и законХарактер и степень отклонения норм зависит от характера и степени действия законов. Тип применяемого закона дает нам вид преступления при его нарушении.Сотня законов, применяемых в обществе, дает как минимум сотню видов преступлений.
За нарушение закона нарушители наказываются и в большинстве случаев сажаются в тюрьмы. Закон — двигатель общественного контроля. При его отклонении социальный контроль нарушается. В обществе неорганизованность.
Нарушение религиозных законов называется грехом. Отклонение от обычаев и ритуалов называется пороком, а нарушение социальных законов — преступлением. Воровство, убийство, похищение и подлог — это тоже преступление, грех и порок.
Отклонение является относительным, Социальный контроль, О социальном контроле, Тип социального контроля, Руководство по социологии
Главная » Социальные перемены » Отклонение относительное
Девиантность относительна означает, что не существует абсолютного способа определения девиантного поступка. Отклонение может быть определено по отношению к конкретному стандарту, и никакие стандарты не являются фиксированными или абсолютными. Поскольку такое отклонение варьируется время от времени и от места к месту.В конкретном обществе действие, которое сегодня считается девиантным, в будущем может быть задержано как нормальное. Социальные отклонения не следует путать со статистической редкостью. Люди, поведение или характеристики которых характерны только для меньшинства населения, статистически необычны, но это не обязательно делает их социально отклоняющимися.
Большинство людей, которым удается избежать раскрытия своего девиантного поведения, не клеймятся как девианты и вообще даже не считают себя девиантными.
Никакое действие не является девиантным по своей сути. Оно становится девиантным только тогда, когда оно определяется как таковое в обществе, и определения сильно меняются время от времени, от места к месту и от группы к группе. Отклонение может быть определено по отношению к конкретному стандарту, и никакие стандарты не являются фиксированными или абсолютными.
Девиантность — это угроза и защита социальной стабильности. С одной стороны, общество может работать эффективно только при наличии порядка и предсказуемости в общественной жизни. Девиантное поведение угрожает общественному порядку.
Девиантное поведение — это один из способов адаптации культуры к социальным изменениям. Ни одно общество не может вечно оставаться статичным. Девиантное поведение немногих может стать началом новой нормы. По мере того, как все больше и больше людей присоединяются к нему, он перестает отклоняться, устанавливается новая норма.
Тот факт, что та или иная норма часто нарушается, не является нормой уклонения. Норма уклонения возникает только тогда, когда есть образец нарушения, который признается и санкционируется группой.Иногда образец отклонения не является ни в достаточной степени принятым, чтобы считаться нормой уклонения, ни в достаточной мере осужденным, чтобы его регулярно подавляли. В таких ситуациях терпимость к такому отклонению может действовать как форма социального контроля.
Девианс в социологии: определение, теории и примеры
Девиантность определяется как действие, которое совершает что-то, что действительно соответствует нормам и правилам общества, это поведение противоречит общим способам поведения и часто является предметом какого-либо рода действий. наказания или штрафа, который должен заплатить тот, кто проявляет девиантное поведение.Часто учреждения устанавливают строгие кодексы, которые необходимо соблюдать и поддерживать, любое поведение, которое не подчиняется этому кодексу, будет считаться девиантным поведением. Например, В обществе, где ожидается, что человек зарабатывает деньги упорным трудом, воровство становится девиантным поведением, такое поведение карается законом. В любом обществе, даже в примитивных обществах, всегда есть группа голов, которая будет определять, что такое девиантное поведение и какие последствия повлечет за собой потакание такому поведению.
Эмиль Дюркгейм рассматривал девиантность как источник инноваций и изменений в обществе. Роберт Мертон далее представил теорию аномии, в которой он утверждает, что отклонение происходит, когда люди не могут достичь чего-то обычным поведением или обнаруживают, что их источники для достижения средств или целей каким-то образом заблокированы. Например. еда является основной необходимостью для каждого, когда мы можем смотреть на кого-то, работающего подневным наемным работником, будут дни, когда этот человек может не получать заработную плату и может быть не в состоянии позволить себе еду для себя или своей семьи, в такой ситуации. в случае, если он может прибегнуть к таким средствам, как воровство, или найти другие способы заработать дополнительные деньги, например, продавая наркотики, это означает потворство девиантному поведению из-за неспособности удовлетворить свои основные потребности.
Кроме того, он выделил пять типов реакции на девиантность, конформизм, бунт, ритуализм, отступничество и новаторство в своей теории напряжения, которая влечет за собой, что структуры общества создают нагрузку на человека, поскольку они неравномерно распределяют ресурсы и таким образом заставляют людей принимать участие в девиантном поведении.
Здесь соответствие означает принятие культурных целей и ценностей и средств достижения этих целей и ценностей.
Инновация относится к идее принятия целей и ценностей, но отказа от способов достижения этих целей и создания новых способов их достижения.
Ритуализм относится к идее отказа от целей и ценностей, но продолжения способов и действий для достижения этих целей. например человек не может работать над тем, чтобы стать богатым и достичь более высокого социального положения в качестве конечной цели, однако он / она может продолжать выполнять эту работу для своего пропитания и иметь возможность прокормить свою семью.
Восстание относится к отказу как от целей, так и от средств их достижения и пытается представить новые цели и средства их достижения обществу.
И, наконец, отступничество относится к отказу от целей и средств и к отступлению от злоупотребления психоактивными веществами или к злоупотреблению ими.
Девиантность, таким образом, неизбежная часть общества, но в то же время в обществе всегда присутствуют меры по исправлению девиантного поведения.
Ссылки
https://en. wikipedia.org/wiki/Deviance_(sociology)
https://www.britannica.com/topic/deviance
https://courses.lumenlearning.com / безграничная социология / chapter / функционалистская-перспектива-отклонения /
СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ (общественные науки)
Стандартное отклонение встречается во всей литературе по поведенческим и социальным наукам. Это средний разброс между наборами оценок вокруг их среднего значения, и это наиболее часто используемый показатель изменчивости в параметрических наборах данных. Исследователи анализируют свои данные, рассматривая изменчивость и разбивая эту изменчивость на составные части.
При описании любого набора данных мы используем три характеристики: (1) форма распределения, (2) средняя или центральная тенденция и (3) изменчивость.Все три являются обязательными, поскольку они, как правило, независимы друг от друга. Другими словами, знание среднего ничего не говорит нам об изменчивости.
Изменчивость — характеристика всех мер . В социальных науках люди или группы, изучаемые исследователями, могут подвергаться одинаковому лечению или условиям, но при этом проявлять разные реакции на это лечение или состояние. Другими словами, все оценки людей или групп были бы разными. Задача ученого — объяснить, почему оценки разные.Если бы все были одинаковыми, стандартное отклонение было бы равно нулю.
Помимо описания своих данных, исследователя используют стандартное отклонение в статистических выводах. Когда они манипулируют условиями или лечением, исследователи пытаются объяснить различия в баллах между группами, глядя на различия между группами. Если группы достаточно разные, то говорят, что они статистически значимо различаются. Этот вывод может быть сделан на основании вероятности (шансов) того, что разница могла возникнуть случайно.Исследователи используют эти выборки в качестве оценок истинных параметров в интересующей нас популяции, а стандартное отклонение используется (вместе с размером выборки) для определения точности оценок (Winer, 1971). Чем меньше стандартное отклонение, тем меньше ошибка (или тем выше точность оценки).
Мы также находим изменчивость, которую нельзя объяснить лечением или условиями, применяемыми к людям или группам. Эта изменчивость также должна быть частью всех объяснений.Эту часть изменчивости часто называют ошибкой, поскольку эксперименты или исследования не указывают, почему она возникает.
Английский математик и статистик Карл Пирсон (1857-1936) ввел процедуру и термин стандартное отклонение в статистику в 1892 году (Magnello 2005). Расчет стандартного отклонения очень прост. Стандартное отклонение определяется как квадратный корень из суммы квадратов отклонений от среднего, деленный на количество квадратов отклонений.Equa-
, где stdev — стандартное отклонение, X — необработанная оценка, M — среднее значение оценок, X — M — отклонение оценки от среднего, а N — количество оценок. Для обозначения элементов уравнения использовалось множество различных символов, но во всех случаях стандартное отклонение представляет собой квадратный корень из среднего квадрата отклонений от среднего.
На этом этапе новых изучающих статистику часто спрашивают, почему исследователи не используют отклонения от среднего напрямую.Отклонения от среднего не могут быть усреднены, поскольку сумма отклонений от среднего всегда равна нулю. Можно использовать показатель среднего отклонения, который позволяет избежать нулевой суммы за счет использования абсолютных значений, но это имеет тенденцию быть математически громоздким (Weisstein 2003).
Пример иллюстрирует расчет стандартного отклонения. Предположим, у нас есть пять оценок для пяти человек. N равно 5. Оценки равны 10, 8, 6, 4 и 2. Сначала мы должны вычислить среднее значение, поэтому мы складываем все оценки и затем делим их на N.Сумма оценок (10 + 8 + 6 + 4 + 2) равна 30, а среднее значение равно 30, разделенному на 5 или 6. Затем мы должны вычесть среднее значение из каждой оценки, чтобы получить оценку отклонения (10-6 = 4, 8–6 = 2, 6–6 = 0, 4–6 = –2 и 2–6 = –4). Обратите внимание, что мы не можем получить оценку среднего отклонения, потому что сумма отклонений равна нулю. Это всегда правда. Мы решаем эту проблему, возводя в квадрат каждую оценку отклонения (что исключает отрицательные знаки), затем суммируем и делим на N (42 = 16, 22 = 4, 02 = 0, -22 = 4 и -42 = 16; сумма квадрат этих оценок отклонения равен 40; деление 40 на 5 дает нам 8).Поскольку этот результат представляет собой среднее квадратов отклонений (также известных как дисперсия), мы должны вернуться к исходным единицам оценки, взяв квадратный корень из 8. Конечный результат — стандартное отклонение 2,8284 (округлено до четырех десятичных знаков. ). Мы можем сказать, что средний разброс в наборе оценок составляет около 2,8 (или настолько точен, насколько нам необходимо).
Обычный способ помочь учащимся и другим людям визуализировать стандартное отклонение — это показать график нормального распределения со стандартными отклонениями в виде линий выше и ниже среднего.Мы делаем это потому, что многие переменные, представляющие интерес для науки, обычно (или приблизительно так) распределяются в интересующей нас популяции. В большом распределении (и генеральной совокупности) есть примерно три стандартных отклонения выше среднего и три ниже среднего. Принимая во внимание эти предположения, мы можем сказать, что примерно 68 процентов населения попадает в диапазон от –1 до +1 стандартного отклонения нормальной кривой; приблизительно 95 процентов попадают в интервал от -2 до +2 стандартных отклонений; и более 99 процентов населения попадает в диапазон от –3 до +3 стандартных отклонений.
Когда распределение баллов не является приблизительно нормальным , использование стандартного отклонения и самого среднего значения не может быть предпочтительным подходом для описания данных. Причина этого в том, что экстремальные значения будут иметь большое влияние на квадратичные отклонения от среднего, из-за чего разброс между оценками будет довольно большим.
Рисунок 1
Искаженные данные о населении, такие как , например, доход, лучше всего можно описать с помощью медианы для центральной тенденции и среднего абсолютного отклонения от медианы в качестве меры разброса. Другой подход заключается в использовании полусинквартильного размаха (также называемого межквартильным размахом) для описания разброса в асимметричных распределениях. Экстремальные оценки не особенно влияют на этот индекс, но он более подвержен колебаниям выборки и не должен использоваться, если распределение приблизительно нормальное. Ящичковые диаграммы часто используются для отображения как центральной тенденции, так и дисперсии с использованием полумежквартильного размаха. К сожалению, квартили и ящичные диаграммы не обладают математическими свойствами стандартного отклонения и ограничивают дальнейший анализ.
Стандартное отклонение широко используется в социальных науках. В экономике при описании колебаний цен на акции используется стандартное отклонение. В политологии оценка предпочтений избирателей описывается как процентное соотношение плюс или минус, где сумма плюса или минуса выводится из стандартного отклонения. В психологии и социологии изменчивость среди людей и групп обычно выражается в единицах стандартного отклонения. В наши дни мощных компьютерных статистических инструментов, доступных для портативных компьютеров (возможно, двумя наиболее широко используемыми являются SAS и SPSS), получение стандартных отклонений (и большинства других статистических результатов) происходит быстро и точно.Другие программы, предназначенные больше для использования в бизнесе, также предоставляют встроенные формулы для расчета стандартного отклонения (часто они не считаются точными для научных отчетов).
Значение, элементы и формы отклонения
Отклонение: смысл, элементы и формы отклонения!
Значение:Девиантность напрямую связана с социальным порядком и контролем, то есть с тем, как она устроена и как защищаются ее моральные, экономические и политические интересы.Когда общество функционирует упорядоченно, большинство людей обычно соблюдают большинство норм.
Отклонение возникает при нарушении или нарушении норм. Девиантность подразумевает только те нарушения норм, которые делают человека неугодным или, по крайней мере, значительно дискредитирующим. В самом широком смысле это общий термин, относящийся к деятельности, описываемой такими общепринятыми выражениями, как «преступление», «алкоголизм», «аморальность», «обман» и «сексуальные извращения». Хауэрд Беккер (1932), ведущий сторонник теории навешивания ярлыков, утверждал: «Девиантное поведение — это поведение, которое люди так навешивают.”
Девианс универсален и нормален (Durkheim,). Он существует во всех обществах (народно-городских или традиционных-современных), везде, где люди взаимодействуют и живут в группе. Понятия «девиантность» или «девиантность», как мы увидим, на самом деле нелегко определить.
Это означало разные вещи для разных людей. Как правило, это определяется как любое «несоблюдение общепринятых норм общества». Согласно Викману (1991), «девиантность — это поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества».Опоздание на занятия считается девиантным поступком; то же самое можно сказать и о великолепных нарядах для похоронной церемонии.
Энтони Гидденс (2000) определил это как «несоответствие заданному набору норм, которые принимаются значительным числом людей в сообществе или обществе». Исходя из этих определений, мы все время от времени отклоняемся. Большинство из нас в некоторых случаях нарушает общепринятые правила поведения. Никто из нас не является нарушителем правил, а также конформистами.
Основные элементы отклонения :Нет четкого соглашения по существу девиантности — временами допустимы даже убийство или инцест.
Но есть несколько взаимосвязанных элементов, которые помогают охарактеризовать это явление:
1. Отклонение относительное, а не абсолютное:
В этом смысле большинство людей в той или иной степени отклоняются. Когда мы говорим, что девиантность относительна, это означает лишь то, что то, что определяется как девиантность, меняется, потому что разные культурные группы придерживаются разных норм. Таким образом, употребление алкоголя было бы отклонением от нормы в ортодоксальном мусульманском сообществе, но не в сообществе раджпутов индуистского общества.Мало того, относительная природа отклонений также исторически варьируется в пределах данной культуры.
2. Отклонение относится к нарушению нормы:
Существует широкий спектр норм — религиозные нормы, правовые нормы, нормы здоровья, культурные нормы и так далее. Иногда между этими разными нормами возникает противоречие. В таких ситуациях становится очень сложно принять решение об отклонении от нормы или девиантном поведении. Следует отметить, что нарушение нормы является несколько более широким понятием, чем девиантное поведение, поскольку оно означает нарушение любого стандарта ожидаемого поведения в определенной социальной среде.
3. Отклонение также рассматривается как «конструкция стигмы»:
Это ярлык, которым в определенное время награждаются определенные классы поведения. Эта характеристика также может рассматриваться как очень широкая. Люди могут заводить друзей-девиантных просто потому, что они слишком много отрыгивают или болтают. Террористы иногда могут стать политическими мучениками. Из-за своего относительного характера, широкого диапазона норм и стигматизации девиация — это изменчивое, неоднозначное и изменчивое понятие. Вот почему Колин Самнер (1994) провозгласил, что концепция девиантности теперь мертва и следует сосредоточить внимание на том, почему некоторые формы различий подвергаются социальной цензуре, а другие — нет.
Формы отклонения :Отклонение принимает разные формы. Это может быть как политический терроризм, так и несоблюдение общепринятых привычек питания. Юный преступник, отшельник, аскет, психически больной, хиппи, грешник, гомосексуал, святой и скупец, злорадствующий над своим богатством, — все они отклонились от общепринятых социальных норм. Но отклонениями считаются только те формы отклонения, которые не одобряются обществом или культурой. Итак, сфера применения понятий девиантность и девиантность очень широка.
Совсем недавно социологи начали отстаивать релятивистский взгляд на девиантность. Эта точка зрения предполагает, что, как и другое поведение, девиантность также может быть интерпретирована в социокультурном контексте, в котором она возникает. Эта точка зрения избегает проблем абсолютной, моральной, медицинской и статистической моделей девиантности. Согласно этой точке зрения, действие, отклоняющееся в одном контексте, не может быть отклонением в другом. Поведение, считающееся больным (психически больным) в одном обществе, могло считаться здоровым в другом обществе.
Таким образом, девиация состоит не только из действий или поведения, но и из групповых реакций, определений и значений, связанных с поведением. Определение девиации зависит от обстоятельств, времени, места, ситуации и даже от социального статуса. Социологи почти всегда признают социокультурную относительность в девиантности. Действие, считающееся девиантным в один период, может считаться не отклоняющимся в другой. Поведение или социальная практика, такая как полигиния, рассматриваемая как девиантность в одном обществе или культуре, может считаться ненадлежащей в других.
Поведение, определяемое как девиантное в одной ситуации (ношение женской одежды мужчиной для участия в игре или употребление алкоголя в общественном месте), не может быть девиантным в другой, даже в тот же период времени и в том же месте. Отклонение также зависит от социального статуса.
Статус, связанный с полом, кастой, возрастом и доходом человека, будет влиять на то, какое из его или ее действий считается девиантным. Чтобы понять отклонение, мы должны сосредоточиться не только на людях или действиях, но и на условиях, в которых происходит отклонение, и на том, как другие на него реагируют.
Индивидуальное и групповое отклонение :
Девиация относится не только к индивидуальному поведению; это касается и деятельности группы. Отклонение может быть индивидуальным, когда человек отклоняется от нормального поведения своей группы, или это может быть групповое отклонение, при котором вся группа отклоняется от социальных норм.
Индивид отклоняется от норм своей субкультуры. Таким образом, он индивидуальный девиант. Однако в сложном обществе может существовать ряд девиантных субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой моралью общества.
Стандартное отклонение: Открытый социологический глоссарий
Открыть SOC
Стандартное отклонение
Перейти к содержанию Щиток приборовАвторизоваться
Панель приборов
Календарь
Входящие
История
Справка по холсту
- Мой Dashboard
- Открыть SOC
- Страницы
- Стандартное отклонение
- Home
- Pages
- Files
- Syllabus
- Modules
- Collaborations
- Panopto Recordings
- Library Learning Commons
- Оценка студенческого курса
- Оценка курса инструктора
- Оценка курса Microsoft Onerive
- Legend
- классы Microsoft Teams
Социология 712
Введение в анализ данных и представление
Проф. Тимоти Шортелл, социология, Бруклинский колледж
Нормальная кривая
Ранее мы видели частотное распределение, основанное на эмпирических результатах. Мы могли бы построить линейный график, чтобы отразить относительные частоты. Это покажет нам эмпирические вероятности распределения. Мы можем расширить это понятие, построив частотное распределение на основе теоретических вероятностей, а не эмпирических результатов.
Например, если у нас есть десять шариков, 6 черных, 3 красных и один зеленый, мы можем построить соответствующее распределение вероятностей.Вероятность того, что случайно выбранный шарик окажется черным, составляет 60%. Существует 30% шанс, что случайно выбранный шарик будет красным, и 10% шанс, что шарик будет зеленым.
А теперь представьте, что у нас есть четыре монеты. Мы можем построить распределение вероятностей, которое отражает вероятность возникновения возможного количества хвостов.
Распределения вероятностей можно рассматривать как эмпирические распределения частот для бесконечного числа случаев. На практике это означает, что эмпирические частотные распределения для очень больших файлов данных будут иметь тенденцию приближаться к теоретическому распределению больше, чем частотные распределения для небольших файлов данных.
Нормальная кривая
Одним из очень важных распределений вероятностей является нормальная кривая, иногда называемая колоколообразной кривой. Он играет центральную роль в процессе принятия статистических решений.
Нормальная кривая имеет ряд важных свойств.
- Симметричный;
- одномодально;
- , а площадь под кривой представляет пропорцию или вероятность.
Так как площадь под кривой представляет собой пропорцию, мы можем вычислить процент случаев, которые следует ожидать между некоторой заданной точкой и средним значением, например.
Фактически, мы можем отметить пропорции по шкале стандартных отклонений. Мы можем видеть процент случаев между средним значением и одним стандартным отклонением выше среднего.
И аналогично, для двух стандартных отклонений выше среднего.
Три приведенных выше стандартных отклонения составляют примерно 50%.
Поскольку кривая симметрична, мы знаем, что под кривой имеется около 6 стандартных отклонений — три вверху и три внизу. (Помните, как мы использовали R / 6 для оценки относительного размера стандартного отклонения? Это объяснение знаменателя.)
Пропорции могут быть выражены как вероятности. Площадь под кривой представляет собой вероятность получения случайной оценки из распределения, например, в некоторой точке или ниже.
Стандартные баллы
Мы можем формализовать эти знания, выразив любую оценку в единицах стандартного отклонения, а затем вычислив площадь под кривой. Мы называем эти стандартные баллы или z-баллы. Приведена формула z-значения.
Нам не нужно самостоятельно рассчитывать площадь под кривой.(уф!) В нашем учебнике есть таблица со списком областей.
Некоторые примеры
У нас есть распределение доходов семьи для округа Кингс со средним значением 22 500 долларов США и стандартным отклонением 1725 долларов США. Какова вероятность того, что случайно выбранная семья будет иметь доход более 25 000 долларов США?
Во-первых, нам нужно вычислить z-оценку для x, равного 25 000 долларов. Затем мы ищем этот z-показатель в таблице. Мы находим, что это значение составляет 7,35%. Таким образом, вероятность случайного выбора из этой совокупности домохозяйства с доходом более 25000 долларов США равна 0.0735.
На нормальной кривой это выглядело бы так.
Какова вероятность случайного выбора домохозяйства с доходом 19 000 долларов США или меньше? Начнем с z-показателя. Затем мы ищем этот результат в таблице и находим 2,12%. Таким образом, вероятность случайного выбора из этой совокупности домохозяйства с доходом менее 19 000 долларов США составляет 0,0212.
Мы можем изобразить это в виде графика.
Другой пример: у нас есть распределение взносов корпоративных PAC в 1999 году в тысячах долларов.Среднее значение составляет 68,5 со стандартным отклонением 12,9. Какова вероятность случайного выбора PAC из этой совокупности с внесенным в 1996 году от 60 до 70 тысяч долларов? Начнем с вычисления z-показателя для x, равного 60.