Синдром Ван Гога, или Чем болел гениальный художник? | История | Cвободное время
Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года. Но художником он стал только в 27 лет, а умер в 37. Продуктивность его была невероятной — за день он мог написать несколько картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Из записей его лечащего врача: «В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи».
Винсент Ван Гог. «Вид Арля с ирисами». 1888 год.Болезнь и смерть
Ван Гог был старшим ребенком в семье, и уже в детстве проявлялся его противоречивый характер — дома будущий художник был своенравным и трудным ребенком, а вне семьи — тихим, серьезным и скромным.
В нем и в последующие годы жизни проявлялась двойственность — он мечтал о семейном очаге и детях, считая это «настоящей жизнью», но полностью посвятил себя искусству. Явные приступы психической болезни начались в последние годы жизни, когда у Ван Гога то случались сильнейшие приступы помешательства, то он рассуждал очень трезво.
Согласно официальной версии, к гибели его привели напряжённая работа, как физическая, так и душевная, и разгульный образ жизни — Ван Гог злоупотреблял абсентом.
Умер художник 29 июля 1890 года. За два дня до этого в Овер-сюр-Уаз он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нем был пистолет, который Ван Гог купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Именно из этого пистолета художник выстрелил в себя в область сердца, после чего он самостоятельно добрался до лечебницы. Спустя 29 часов после ранения он скончался от потери крови.
Стоит отметить, что Ван Гог выстрелил в себя, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого смерти его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
Версии
В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.
Винсент Ван Гог. Посвящено Гогену. 1888 год.В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Но мнения врачей о том, что же происходит с художником, расходились.
При этом доктор Гаше, наблюдавший художника в Овере, утверждал, что на Ван Гога подействовали долгое пребывание на солнце и скипидар, который тот пил во время работы. Но скипидар Ван Гог пил, когда приступ уже начинался, чтобы снять его симптомы.
На сегодняшний день самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — это довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.
Среди родственников Ван Гога со стороны матери были эпилептики. Падучей болезнью страдала одна из его тёток. Наследственная предрасположенность могла и не проявиться, если бы не постоянное перенапряжение умственных и душевных сил, переутомление, плохое питание, алкоголь и тяжелые потрясения.
Маниакально-депрессивный психоз
Среди записей врачей есть такие строки: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Основываясь на этих словах, многие диагностировали болезнь художника как маниакально-депрессивный психоз.
Винсент Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 год.К симптомам маниакально-депрессивного психоза относят мысли о самоубийстве, немотивированно хорошее настроение, усиленную двигательную и речевую активность, периоды мании и депрессивных состояний.
Причиной развития психоза у Ван Гога мог стать абсент, который, по утверждению специалистов, содержал экстракт полыни альфа-туйон.
«Эпилепсия плюс безумие»
Безумным Ван Гога считал доктор Пейрон, французский врач, который в мае 1889 года констатировал: «Ван Гог —эпилептик и лунатик».
Отметим, что до XX столетия под диагнозом эпилепсия также подразумевалась болезнь Меньера.
Обнаруженные письма Ван Гога демонстрируют тяжелейшие приступы головокружения, типичные для патологии ушного лабиринта (внутреннего уха). Они сопровождались тошнотой, неукротимой рвотой, шумом в ушах и чередовались периодами, во время которых он был совершенно здоров.
Особенности болезни: постоянный звон в голове, то затихающий, то усиливающийся, временами сопровождающийся потерей слуха. Заболевание обычно развивается в возрасте 30-50 лет. В результате болезни нарушение слуха может стать постоянным, а у некоторых больных развивается глухота.
По одной из версий, история с отрезанным ухом (картина «Автопортрет с отрезанным ухом») — это следствие невыносимого звона.
Синдром Ван-Гога
Диагноз «синдром Ван-Гога» применяется в случае нанесения психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание части тела, обширные разрезы) или предъявления врачу настойчивых требований произвести ему хирургическое вмешательство. Это заболевание встречается при шизофрении, дисморфофобии, дисморфомании, обусловлено наличием бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений.
Считается, что, тяжело страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, доводившего его до исступления, Ван Гог отрезал себе ухо.
Однако у этой истории есть несколько версий. Согласно одной из них, мочку уха Винсенту Ван Гогу отсек его друг Поль Гоген. В ночь с 23 на 24 декабря 1888 года между ними произошла ссора и в припадке ярости Ван Гог набросился на Гогена, который, будучи хорошим фехтовальщиком, рапирой отсек Ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку.
Но основные версии историков искусства основываются на изучении полицейских протоколов. Согласно протоколу допроса и по словам Гогена, после ссоры с другом, Гоген ушел из дома и отправился ночевать в гостиницу.
Расстроенный Ван Гог, оставшись один, отрезал себе бритвой мочку уха, после чего отправился в бордель показать кусочек завернутого в газету уха знакомой проститутке.
Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству.
Кстати, некоторые эксперты утверждают, что чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками говорит о цветовой слепоте Ван Гога. К возникновению данной гипотезы привел анализ картины «Звездная ночь».
Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь», 1889 год.В целом исследователи сходятся во мнении, что великий художник страдал от депрессии, которая на фоне звона в ушах, нервного перенапряжения и злоупотребления абсентом могла привести к шизофрении.
Считается, что этой же болезнью страдали Николай Гоголь, Александр Дюма-сын, Эрнест Хемингуэй, Альбрехт Дюрер и Сергей Рахманинов.
Новый диагноз безумного гения. Ученые считают, что у Ван Гога была белая горячка
Каждый, кто хотя бы немного знаком с историей искусства, знает, что Винсент Ван Гог был, мягко говоря, не самым уравновешенным человеком. Сам великий постимпрессионист, как-то в запале отрезавший себе часть уха, утверждал, что это были всего лишь «обычные приступы художественного сумасшествия», а позже называл это «психическим или нервным срывом». Но теперь специалисты из Медицинского центра университета Гронингена поставили иной диагноз.
Они провели психиатрическую экспертизу на основе сохранившихся медицинских отчетов, а также сотен писем, которые Винсент написал своему любимому брату Тео.
В итоге голландские эксперты пришли к выводу, что у художника было по меньшей мере два приступа белой горячки, вызванной отказом от алкоголя (это уже после того, как он отрезал себе ухо).
При этом авторы исследования признают, что их выводы не могут считаться окончательными, поскольку возможности побеседовать с пациентом у них не было.
Судя по всему, Ван Гог страдал от целого букета психических расстройств, в первую очередь от биполярного и пограничного расстройства личности, но такой диагноз ему никто не ставил. Теперь исследователи готовы приписать ему еще и шизофрению.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Выводы экспертов во многом основаны на многочисленных письмах художника
А в том, что касается эпилепсии, — такой диагноз и в самом деле поставил Ван Гогу его лечащий врач, — то авторы нового исследования склонны считать, что скорее всего это была так называемая «скрытая эпилепсия». То есть у пациента не было классических приступов, сопровождающихся конвульсиями, скорее имело место поведенческое расстройство, однако такие приступы все же могли вызвать тревожность, наваждения и даже галлюцинации.
В случае с Ван Гогом такая скрытая эпилепсия могла быть вызвана повреждениями мозга вследствие его хаотичного и далеко не самого здорового образа жизни. По словам исследователей, свой вклад могли внести и злоупотребление алкоголем, и небрежное отношение к еде, недостаток сна и психологическое истощение.
Автор фото, Getty Images
Впрочем, как подчеркивает координатор исследований, профессор психиатрии Виллем Нолен, не исключено, что Ван Гог «замалчивал или приукрашивал некоторые детали» в своих письмах.
«Хотя в них содержится много информации, следует помнить, что он адресовал их не своим лечащим врачам, а членам семьи, чтобы что-то рассказать им, убедить их в чем-то или чего-то от них добиться, — говорит психиатр. — Так что считать наш диагноз окончательным не стоит».
Автор фото, Reuters
Иногда талант Ван Гога относят на счет его психического состояния, однако искусствоведы готовы с этим поспорить, резонно утверждая, что его достижения — это результат мастерства, который нарабатывался годами кропотливого труда.
К тому же во время приступов художник редко брался за кисть.
Несмотря на царившую в его голове и душе сумятицу, Ван Гог никогда не терял мотивацию к живописи, а единственным надежным средством от недугов он всегда называл «глубокую дружбу».
Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина?
- Аластер Сук
- BBC Culture
Автор фото, Van Gogh
Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель BBC Culture исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.
27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.
К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания — с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.
После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.
Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.
Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.
Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.
В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.
Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.
Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник
Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.
О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет — но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.
«Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, — писал Тео своей жене Йоханне. — Умирая, он выговорил: «Вот так я и хотел уйти!», после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле».
Выставка «На грани безумия» в Музее Ван Гога в Амстердаме дает подробное и целостное представление о последних полутора годах жизни художника.
Точный диагноз Ван Гога посетителям не называют (за прошедшие десятилетия выдвигались самые разные гипотезы — от эпилепсии и шизофрении до алкоголизма, психопатии и пограничного расстройства личности), зато среди экспонатов есть проржавевший револьвер, найденный в полях за замком в Овере где-то в 1960 году.
Анализ револьвера показал, что из него стреляли и что он пролежал в земле от 50 до 80 лет, — иными словами, вполне вероятно, что это именно тот револьвер, с помощью которого Ван Гог покончил с собой.
Корни всех бед
Кроме того, на выставке можно взглянуть на недавно обнаруженное письмо, о котором много говорилось в средствах массовой информации.
Его написал лечащий врач Ван Гога в Арле Феликс Рэй, снабдив повествование рисунком, показывающим, какую именно часть уха отрезал себе художник.
В течение долгих лет биографы спорили о том, лишился ли Ван Гог всего уха или только мочки. Письмо, найденное независимым исследователем Бернадеттой Мерфи, которая написала о своем открытии книгу «Подлинная история уха Ван Гога», неопровержимо доказывает, что несчастный безумец отхватил себе ухо целиком.
Автор фото, AP
Подпись к фото,Письмо французского провинциального врача Феликса Рэя, показывающее, какую часть уха отрезал себе Ван Гог в декабре 1888 года
Разумеется, письмо стало на выставке гвоздем программы. Однако во время недавнего посещения музея мое внимание привлек другой экспонат — неоконченная картина шириной около метра под названием «Корни деревьев» (1890 год).
Ван Гог работал над ней утром 27 июля, за несколько часов до попытки самоубийства. Это было его последнее полотно.
На первый взгляд эта насыщенная картина кажется почти абстрактной: как можно «прочитать» эту массу синих, зеленых и желтых мазков, между которыми просвечивает холст?
Автор фото, Van Gogh
Подпись к фото,«Корни деревьев» Ван Гога — сложное «сплошное» полотно без какого-либо определенного акцента
Но постепенно сквозь беспорядочные пятна проступает пейзаж: обнаженные корни и нижние части деревьев на фоне светлой песчаной почвы на крутом известняковом склоне. В верхнем левом углу картины проглядывает небольшой клочок неба.
За исключением этого крохотного кусочка весь холст занят тесным сплетением узловатых корней, стволов, ветвей и буйной растительности. Как отмечает Мартин Бэйли, историк-искусствовед и автор книги «Южная студия: Ван Гог в Провансе», которая сейчас готовится к публикации, «верхушки деревьев обрезаны очень необычным образом — примерно как на японских гравюрах, которыми так восхищался Ван Гог».
На самом деле, «Корни деревьев» — во многом экстраординарная картина: это новаторская сплошная композиция без какого-либо определенного акцента.
Возможно, она стала предтечей дальнейших форм развития современного искусства, таких как абстракция.
И в то же время невозможно не воспринимать это полотно в ретроспективе, зная, что вскоре после работы над ним Ван Гог попытался покончить с собой.
Что же эта картина говорит нам о состоянии его психики?
Прощай, жизнь?
От картины, все всякого сомнения, веет возбуждением, она вся словно пропитана эмоциональной неустойчивостью.
«Это одна из тех картин, глядя на которые можно почувствовать психические муки Ван Гога», — рассказывает Бэйли.
Более того, тема этой работы, по-видимому, тоже имеет значение. Несколькими годами ранее Ван Гог создал этюд, изображающий корни деревьев, который, как он написал в своем письме Тео, должен был символизировать жизненную борьбу.
Незадолго до смерти в другом письме брату он сообщил, что его жизнь «подрублена под самый корень».
Могло ли это полотно быть задумано Ван Гогом как прощальное?
Автор фото, Van Gogh
Подпись к фото,В картине «Пшеничное поле с воронами», тоже написанной в июле 1890 года, использована та же беспокойная техника, но общая атмосфера более темная и зловещая
Впрочем, когда я поделился своими соображениями с сотрудницей музея Нинке Баккер, которая отвечает за изобразительную часть коллекции, она предостерегла меня от поспешных выводов.
«В работах последних недель жизни Ван Гога — таких как «Пшеничное поле с воронами» или «Пшеничное поле под грозовыми тучами» — заметно сильное эмоциональное возбуждение, — поясняет она. — Очевидно, он пытался выразить свое собственное эмоциональное состояние».
«Однако картина «Корни деревьев» получилась очень яркой и полной жизни. Это очень смелая работа. Трудно поверить, чтобы человек, написавший такое утром, в конце того же дня попытался свести счеты с жизнью».
«Мне сложно утверждать, будто Ван Гог сознательно задумал эту картину как прощание, — это был бы чересчур рациональный поступок», — считает Баккер.
Наконец, Нинке Баккер решительно пресекает предположения о том, будто болезнь Ван Гога и сделала его гениальным художником.
«Все эти искореженные узловатые корни оставляют впечатление чего-то беспорядочного, крайне эмоционального. Но эта картина не является порождением больной психики», — полагает она.
«Он знал, что делает. До самого конца своей жизни Ван Гог писал вопреки своей болезни, а не благодаря ей. Об этом не следует забывать».
Гениальному безумцу Ван Гогу поставили новый диагноз
Учёные поставили новый диагноз Винсенту Ван Гогу. По мнению экспертов, живописец страдал от нескольких расстройств, в том числе с ним случались и приступы белой горячки. В то же время разговоры о том, что гений якобы был болен сифилисом или шизофренией, авторы называют безосновательными.
Подробности изложены в научной статье, опубликованной в издании International Journal of Bipolar Disorders.
Талант и безумие
Искусствоведы современности считают Винсента Ван Гога великим художником. Кроме того, он был сильным и мужественным человеком. Так и не признанный при жизни, он много лет жил впроголодь, но находил в себе силы работать и надеяться. В своих многочисленных письмах к брату Тео Ван Гогу живописец предстаёт человеком незаурядного ума, глубоко чувствующим красоту и горячо любящим своих близких.
Но вот уравновешенным человеком этот гений точно никогда не был. В 1888 году он набросился с бритвой на своего друга Гогена (по крайней мере, по свидетельству последнего). В ту же ночь Ван Гог отрезал себе часть ушной раковины и подарил её уборщице борделя, после чего был закономерно помещён в психиатрическую клинику.
В последующие годы художник также имел серьёзные проблемы с психикой. Он госпитализировался ещё дважды, что, впрочем, не мешало ему продуктивно работать. В 1890 году в возрасте 37 лет Винсент Ван Гог покончил с собой.
История болезни
Какой психический недуг поразил живописца и, весьма вероятно, свёл его в могилу? Эксперты не устают спорить об этом. Теперь психиатры из Нидерландов (к слову, родины художника) предприняли новую попытку разобраться в его состоянии. Для этого они задали нужные вопросы трём историкам искусства, хорошо знакомым с биографией Ван Гога по его письмам и другим источникам.
Отметим, что по строгим медицинским стандартам психиатрический диагноз можно поставить только при личном осмотре. Понятно, что такой возможности у нынешних врачей нет. Поэтому авторы оговариваются, что их выводы нельзя назвать окончательными. И всё же специалисты высказали достаточно обоснованные предположения о том, чем был болен художник.
Согласно их выводам, с юных лет Ван Гог страдал неким расстройством настроения (скорее всего, биполярным). Кроме того, он демонстрировал черты, характерные для пограничного расстройства личности.
Уязвимая психика художника никак не могла окрепнуть от многих лет постоянного недоедания, неуверенности в завтрашнем дне и напряжённых отношений с окружающими. Кроме того, в последние четыре года жизни гений сильно злоупотреблял алкоголем. Всё это вместе взятое, по мнению экспертов, и привело к срыву, закончившемуся членовредительством.
Жизнь и творчество Ван Гога стали объектом исследования не только для искусствоведов, но и для психиатров.
Оказавшись в больнице после этого события, Ван Гог испытывал галлюцинации, невыносимую тревогу, жуткие кошмарные сновидения и другие неприятные симптомы. Обычно считается, что это было продолжением того же приступа безумия, в котором художник отрезал себе ухо. Но на сей раз исследователи заключили, что причиной была… сама госпитализация. Точнее, тот факт, что живописец, оказавшись в больнице, вынужден был отказаться от спиртного. А резкий отказ от алкоголя вызвал у него эпизод алкогольного делирия, также известного как белая горячка.
Напомним, что это состояние развивается у лиц, страдающих тяжёлым алкоголизмом. Обычная его причина – резкое прекращение употребления спиртного.
Биохимический механизм алкогольного делирия всё ещё уточняется. Но самая распространённая версия такова. Известно, что большие дозы алкоголя оказывают на нервную систему сильное тормозящее действие. Чтобы работа мозга попросту не остановилась, организм накачивает его веществами-стимуляторами собственного изготовления. А потом больной вдруг резко бросает пить. Тело же не успевает перестроиться и продолжает вырабатывать возбуждающие вещества в промышленных масштабах. И без тормозящего влияния алкоголя психика пациента под действием этих внутренних стимуляторов буквально идёт вразнос.
Именно это, как считают нидерландские психиатры, случилось с Ван Гогом. По крайней мере, картина симптомов, насколько её удалось установить, типична для алкогольного делирия.
Кроме того, начиная с 1886 года, художник впадал во всё большую зависимость от алкоголя. Вполне возможно, что перед тем, как нанести себе увечье, он находился в длительном запое. А в стенах больницы его алкогольная эпопея наверняка резко оборвалась. Ничего удивительного, что в такой ситуации у страдающего от алкоголизма гения случился эпизод белой горячки. А тогдашняя медицина не могла предложить ему никаких антипсихотических лекарств (они были изобретены только во второй половине XX века). Купировать приступ врачам было просто нечем.
У Ван Гога был ещё один психотический эпизод, который авторы также приписывают алкогольному делирию. За этими двумя приступами, по мнению специалистов, последовала тяжёлая депрессия. Это тоже весьма правдоподобно: в таких обстоятельствах погрузиться в уныние мог бы и вполне здоровый человек, а ведь Ван Гог, согласно выводам экспертов, всегда страдал расстройством настроения. Полностью оправиться от этой депрессии гению так и не удалось, и она в конечном счёте довела его до самоубийства.
Впрочем, психиатры не сбрасывают со счетов и диагноз, поставленный художнику лечащим врачом: эпилепсия. При некоторых формах этой болезни возникают галлюцинации (особенно если очаг активности расположен в височной доле коры головного мозга) и другие психотические симптомы. При этом характерные судороги могут и не наблюдаться. Впрочем, медики XIX века, конечно, не могли сделать пациенту электроэнцефалограмму, поэтому к их заключениям не стоит относиться слишком серьёзно.
Итак, исследователи поставили Ван Гогу целый букет возможных диагнозов. Это расстройство настроения с чертами пограничного расстройства личности, которое усугубилось тяжёлыми жизненными обстоятельствами и алкоголизмом с приступами белой горячки. В результате у гения развилась депрессия, оборвавшая его жизнь.
Отвергнутые диагнозы
Вместе с тем специалисты отвергли целый ряд ранее высказывавшихся гипотез. Например, они считают маловероятным, что художник был болен шизофренией.
Во-первых, до 35 лет живописец не демонстрировал никаких психотических симптомов, в то время как шизофрения обычно проявляется в молодом возрасте. Во-вторых, даже после случая с членовредительством эпизоды психоза были редкими, а между ними не проявлялось никаких признаков «большой психиатрии».
Наконец, для этой болезни характерна нарастающая эмоциональная холодность. Пациент словно погружается в себя, теряя интерес к внешнему миру и реагируя только на самые простые стимулы. Ничего подобного с Ван Гогом не происходило.
Также авторы считают несостоятельной и версию, что гений был болен сифилисом. Да, этот недуг действительно может свести человека с ума. Но он имеет и куда более характерные симптомы, которые в конце XIX века были хорошо известны. Маловероятно, чтобы лечившие художника врачи могли не заметить сифилис. Но в сохранившихся отчётах не содержится никакого намёка на этот диагноз.
Наконец, авторы не нашли никаких доказательств теории, что Ван Гог отравился угарным газом (в своё время высказывалась и такая версия).
Конечно, вряд ли мы когда-нибудь узнаем доподлинно, что случилось с великим живописцем. Впрочем, никакие медицинские заключения не могут повлиять на оценку его выдающегося таланта.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, кто написал необычный портрет Ван Гога.
«На грани безумия»: все о Ван Гоге и его ухе на выставке в Амстердаме
В середине июля в музее Ван Гога в Амстердаме открылась выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезнь», посвященная последнему периоду жизни художника. Организаторы отвечают на вопросы: «Почему Ван Гог отрезал себе ухо?», «Чем именно он был болен?», «Почему он совершил самоубийство?».
«Автопортрет с перевязанным ухом», Ван Гог, 1889 год
В экспозицию вошли некоторые материалы франко-ирландской исследовательницы Бернадетт Мерфи, которая выпустила книгу «Ухо Ван Гога» за несколько дней до открытия выставки. Например, записка врача Ван Гога Феликса Рея 1930 года с рисунком, на котором показано, какую именно часть уха отрезал себе художник — практически всю ушную раковину, а не только мочку уха, как принято было считать раньше.
Записка Феликса Рея, 1930 год
На выставке представлены и другие материалы, относящиеся к инциденту с ухом, в том числе заметка из хроники местной газеты Forum Républican от 30 декабря 1888 года: «В прошлое воскресенье, в 11 часов вечера, Винсент Ван Гог, художник родом из Голландии, пришел в публичный дом и попросил позвать Рашель. Он отдал ей свое ухо со словами «Бережно храните этот предмет», после чего исчез». О девушке, которую на самом деле звали Габриэль и которой художник вручил конверт со своим ухом, также рассказывается в книге Бернадетт Мерфи.
Заметка из хроники местной газеты Forum Républican от 30 декабря 1888 года
Другие экспонаты выставки — петиция 30 жителей Арля, требующих поместить Винсента Ван Гога в больницу для психических больных, потому что он представляет опасность для окружающих и револьвер системы Лефоше, из которого, по предположению исследователей, художник выстрелил в себя 27 июля 1890 года в городе Овер-сюр-Уаз.
Оружие было найдено в 1960 году, но в руки ученых попало 50 лет спустя. Сейчас существует несколько версий о смерти Ван Гога: согласно одной, он совершил самоубийство, по другой, его застрелил 16-летний школьник Рене Секретан.
Выставка продлится до 25 сентября 2016 года. Подробнее об экспозиции и об истории болезни Винсента Ван Гога можно узнать на сайте музея.
Фото: vangoghmuseum.nl/en/
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Больные и знаменитые: страшные недуги великих художников
Ученые всего мира не теряют надежды доказать, что гением можно стать благодаря болезни. Так, в 2004 году медики из Гарвардского университета на основе 36 автопортретов известного голландского художника Рембрандта сделали вывод, что писать шедевральные полотна ему помогало косоглазие. К 2018 году эта гипотеза так и не получила научного подтверждения. «МИР 24» вспомнил всемирно известных художников, чьи тяжелые недуги не подлежат сомнению.
Михаил Врубель
Известный русский художник Михаил Врубуель, прославивший классику русского модерна, с самой молодости вел богемный и беспорядочный образ жизни. В 29 лет он пытался покончить жизнь самоубийством из-за нечастной любви к жене одного из заказчиков – Эмилии Праховой. Именно ее лицо изображено на фреске в киевской Кирилловской церкви «Богоматерь с младенцем». Позже Врубель счастливо женился на певице Надежде Забеле, но это не спасло его от психологических проблем. С каждым годом автор знаменитого «Демона» становился все более раздражительным и агрессивным, все больше пил и спускал деньги на сомнительные развлечения.
В 1902 году, по настоянию семьи, Врубель показался психиатру, который поставил ему диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич». Вскоре после этого художника госпитализировали с острым психическим расстройством. Лечили живописца очень агрессивно – в том числе, с помощью ртути. Восемь лет с небольшими перерывами художник провел в психиатрической лечебнице. Несколько раз наступало улучшение, и его отпускали домой. Ударом для Врубеля стала смерть малолетнего сына, после которой его состояние ухудшилось, галлюцинации участились.
Известно, что кроме психиатрических заболеваний, у Врубеля был сифилис и неизлечимая спинная сухотка. Также в начале 1906 года художника поразила атрофия зрительного нерва. Однако работал он до тех пор, пока полностью не ослеп. В1910 году Врубель намеренно простудился и скоропостижно скончался от воспаления легких.
Винсент Ван Гог
Когда смотришь на картины Ван Гога впервые, может показаться, что он был позитивным и легким на подъем человеком. На самом деле многие шедевры автор «Желтых подсолнухов» написал в лечебнице для душевнобольных. В больнице и за ее пределами художника страшно тяготило отсутствие общественого признания.
Усложняли состояние художника многочисленные заболевания, которыми он страдал. Во-первых, в клинике для душевнобольных ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Ван Гога посещали ужасные галлюцинации, а во время припадков он мог есть краски, сидеть в одной позе по нескольку часов или, наоборот, часами метаться по комнате.
Руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми, профессор Пейрон, ознакомившись с историей болезни Ван Гога, диагностировал ему острую энцефалопатию, то есть поражение головного мозга. Тем не менее, сегодня принято считать, что у Ван Гога был эпилептический психоз. Это редкий диагноз, который встречается только у 3-5% людей.
Во-вторых, помимо психиатрических заболеваний у него были сифилис, гонорея, цинга, от которой выпали зубы, и алкоголизм (Ван Гог злоупотреблял абсентом). С другой стороны, создал ли бы он свои шедевры, если был бы здоровым?
Эдуард Мане
Французский художник упорно боролся с художественным салоном Парижа, который на протяжении многих лет сурово критиковал картины мастера и не хотел принимать его в свои ряды. В год он мог рисовать по 15 картин, а в 1878-ом их число достигло 40. Интенсивная работа приводила к повышенной утомляемости и слабости.
Со временем у Мане усилились боли в левой ноге, которые ранее уже давали о себе знать. Живописец и не подозревал, что эти боли могут быть симптомом серьезного заболевания. Он лишь уверял себя и других, что это просто ревматизм, который в их семье передается по наследству. Однако работать становилось все сложнее: ему постоянно приходилось садиться на диван, чтобы передохнуть и искать в аптеках сильные обезболивающие. В конце 1878 года Мане вышел на улицу, почувствовал сильную боль в ноге и пояснице и упал на асфальт. Врач поставил Мане страшный диагноз – атаксия (нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости).
К концу 1881 года Эдуард Мане с трудом передвигался с опорой на трость, а боли мучали его почти постоянно. Как раз в это время творчество Мане принимают в парижском салоне, но это уже не приносит художнику ожидаемой радости. Несмотря на тяжелвй недуг, он все же продолжает работать. Мане пишет картины до последнего дня жизни.
В ночь на 24 марта 1883 года нога Мане почернела и опухла. Врач диагностировал у него гангрену. После консилиума медики решили, что художнику необходима ампутация, однако из-за общего слабого состояния совершили ошибку, отложив операцию на три недели. Когда ногу ампутировали , шансы на выживание свелись к нулю. Из-за гангрены токсичные вещества повредили систему кровообращения, функционирование почек, печени и другие органы. Скончался Мане 30 апреля 1883 года. Позже медики постановили, что, скорее всего, у художника была спинная сухотка.
Борис Кустодиев
В 31 год у русского художника начала болеть рука. Сначала заболеванию он значения не предавал. Художник насторожился, когда появилась боль в шее и головная боль с рвотой. Через несколько месяцев боль стала настолько сильной, что будила Кустодиева во сне.
«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика», – так описывал свое состояние живописец.
Через год Кустодиев обратился к известному врачу Эрнесту Визе, который рекомендовал Кустодиеву сделать рентгеновский снимок и проверить, нет ли у заболевания внутренней причины. Симпатическое лечение не помогло художнику, и он обратился к Михаилу Яновскому, другому врачу. На тот момент его считали светилом русской медицины.
Яновский сказал, что причина болей – невылеченный старый бронхит. На самом же деле врач подозревал туберкулез. Это одна их характерных особенностей того времени. Почти в каждом бронхите врачи видели туберкулез и отправляли больных, например, в Швейцарию к известному в этой области профессору Ролье.
Когда Кустодиев приехал в швейцарскую клинику, рентген Ролье ему так и не сделал, а вот туберкулез шейного отдела позвоночника нашел. Больше года провел художник в санатории Ролье, но боли так и не прошли, лишь изредка затихали. Разочаровавшись, он уехал в Россию. На этот раз русские медики посоветовали художнику поехать в Берлин на прием к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, который, в конце концов, поставил правильный диагноз.
«У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция», – сказал Оппенгейм.
Операцию провели 12 ноября 1913 года, движения в руках были восстановлены, а вот в ногах начались боли. После операции художник вернулся в Россию, где его опухоль пытались лечить грязевыми ванными. Из-за войны все последующие операции можно было проводить только в России, после каждой из них состояние художника ухудшалось. Лишь в 1927 году Кустодиеву разрешили выехать на лечение в Германию, но было уже поздно. В мае 1927 года он простудился и умер от пневмонии.
Пьер Ренуар
В отличие от упомянутых художников, Ренуар тяжело заболел в зрелом возрасте. В 55 лет известный французский импрессионист неудачно упал с велосипеда. Травма развилась в ревматоидный артрит. Тогда об этом заболевании мало что было известно. Лучшие врачи разводили руками. Большую часть суставных заболеваний тогда лечили одним методом – курортными процедурами. Превозмогая боль, Ренуар продолжал писать картины. Когда руки художника перестали сгибаться, он привязал к ним кисти. Последние годы Ренуар провел в инвалидном кресле. Все его тело сковал паралич.
И все-таки о Рембрандте
Голландские культурологи не первый год пытаются развеять миф о бедности и тяжелой судьбе Рембрандта Харменса ван Рейна. По их мнению, именитый голландец, в отличие от многих художников, никогда в нужде не жил, хотя и имел крестьянское происхождение. Дело в том, что родители Рембрандта были зажиточными крестьянами в Лейдане – втором тогда по величине городе после Амстердама. Юность будущего великого живописца пришлась на эпоху экономического подъема Нидерландов.
Как портретист Рембрандт прославился быстро. Портреты он продавал богачам из Европы за кругленькую сумму. Материальная свобода, которую обрел художник, позволяла в оставшееся время заниматься некоммерческой живописью. Лишь в 1650 году популярность Рембрандта начала падать. У буржуазии поменялись вкусы, а художник больше не хотел под них подстраиваться. В 1658 году его настигло разорение. Почему художник вмиг обеднел? Нет, вовсе не потому, что его картины плохо продавались. Во-первых, Рембрандт любил хорошо жить: покупал очень дорогую одежду, вино и деликатесы. Во-вторых, он был страстным коллекционером.
Но окончательно в финансовую могилу его свело скупердяйство. Художнику всегда хотелось заработать еще больше. Доходило до того, что он скупал собственные картины за баснословные суммы и надеялся продать их дороже. Коллекционеры, конечно, картины покупали, но отнюдь не за те деньги, на которые рассчитывал Рембрандт. Поэтому в голландских музеях, где выставлены работы Рембрандта, часто говорят не только о его таланте, но и о тяге к деньгам.
В отличие от большинства гениев, Рембрандт никогда не отличался ни эксцентричными манерами, ни девиантным поведением, ни проблемами со здоровьем. Он пережил свою жену и всех законнорожденных детей. Однако такая судьба для художника – скорее, исключение. Как показывает история, обычно за свой талант живописцы расплачиваются серьезными недугами.
Выставка картин известных голландских художников Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера проходит в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина в Москве до 22 июля. Шедевры из коллекции Лейден в России выставляют впервые. Экспозиция относительно новая, ее сформировали только в 2003 году. По словам посетителей, очереди на выставку вполне терпимые. В будни нужно ждать около часа, в выходные – не более двух. Для сравнения: примерно столько же требуется стоять в очереди на один аттракцион в любом из парков Диснейленда.
Ван Гог, его ухо и другие сумасшедшие
Винсент Ван Гог — один из самых знаменитых пациентов лечебниц для душевнобольных. Согласно общепринятой версии биографии художника, он начал учиться живописи в 27 лет, за десять лет прошел огромный путь в поисках собственного стиля и умер в 37 после попытки самоубийства. Феномен его посмертной славы активно подогревают истории об эксцентричных выходках художника, а также суммы, в которые сейчас оцениваются его работы — в 1990-м его «Портрет доктора Гаше» был продан на «Кристис» за 82,5 миллиона долларов, а один из автопортретов, датированный 1889 годом, в 1998-м ушел за 71,5 миллион долларов.
© Public Domain
Винсент ван Гог. Портрет доктора Гаше, 1890
Благодаря множеству книг, например, «Жизнь Ван Гога» Анри Перрюшо или «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, некоторые факты его биографии, как история с отрезанным ухом, превратились в исторические анекдоты. Кстати, версий случившегося несколько. Перрюшо описывал инцидент как последствия нервного срыва: Ван Гог после ссоры с Гогеном, на которого он якобы бросился с бритвой, обратил ярость против себя и сам отсек себе часть левого уха (мочку), которую запечатал в конверт и отдал знакомой проститутке «на память». Несколько лет назад немецкие искусствоведы усомнились в подлинности этой истории, так как преподносилась она со слов «неисправимого лгуна» Гогена, и представили альтернативную версию произошедшего. Во время ссоры именно Гоген, отличный фехтовальщик, поднаторевший в драках, отсек приятелю ухо, а потом, дабы отвести от себя подозрения, рассказал известную нам всем историю.
Подлил масла в огонь славы и галерист Юлиус Мейер-Грефе. После смерти художника он, чтобы повыгоднее продавать картины, развернул настоящую PR-кампанию, в которой Ван Гог представал «мистиком» и «безумным гением-одиночкой». Сложившийся в общественном сознании образ художника Ван Гога во многом сформирован под влиянием Мейер-Грефе.
Число диагнозов, поставленных художнику до и после смерти, тоже уже перевалило за пару десятков, диагностика психических заболеваний все же неточная наука. После инцидента с ухом Ван Гог попал в клинику в Арле, где врач-практикант Рей поставил ему диагноз «эпилепсия височных долей», чуть позже диагноз стал более расплывчатым — «буйное помешательство с общим бредом». Современные же психиатры все чаще квалифицируют болезнь художника как «биполярное аффективное расстройство» (ранее это заболевание называли маниакально-депрессивным психозом) — эмоциональное расстройство, при котором настроение человека регулярно и резко меняется от душевного подъема, сопровождающегося состоянием мании, до депрессии и апатии.
Из письма Ван Гога брату Тео от 6 июля 1882 года: «…Ночи, проведенные на холодных улицах под открытым небом, страх остаться без хлеба, напряжение, в котором меня держало, в сущности, постоянное отсутствие работы, раздоры с друзьями и семьей — вот что, по меньшей мере на три четверти, повинно во многих особенностях моего характера, вот чему следует приписать то, что по временам я бываю в отвратительном настроении и нахожусь в состоянии подавленности. Надеюсь, что ни ты, ни другие, кто возьмет на себя труд подумать обо всем этом, не осудите меня и не сочтете невыносимым. Я стараюсь бороться с собой, но не властен изменить свой характер. Это, безусловно, моя дурная черта, будь она проклята, но ведь есть же у меня и хорошие стороны!..»
© Public Domain
Винсент Ван Гог. Автопортрет, 1889
Письма Винсента Ван Гога, которые он писал брату многие годы, раскрывают его характер как очень чувствительного и мнительного человека, переживавшего и за родных, и за чужих ему людей гораздо больше, чем за самого себя. А фраза из одного из них — «Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей» — стала уже афоризмом и своего рода девизом художника.
27 июля 1890 года Ван Гог предпринял попытку самоубийства, выстрелив себе в грудь из пистолета. Спустя почти сутки после ранения художник скончался от потери крови. В последние пару лет своей жизни Ван Гог пережил несколько сильных кризисов, сопровождавшихся бредом и галлюцинациями, и самоубийство на первый взгляд логично укладывается в историю течения его болезни – «рано или поздно он бы это сделал». Но не меньшую роль в трагедии сыграло и отношение окружающих. Люди всегда были нетерпимы к душевнобольным. Жители Арля, в окрестностях которого Ван Гог жил в последние годы жизни, буквально травили его за «странный» и «нелепый» внешний вид (меховая шапка летом, испачканная краской одежда): оскорбления и камни в спину, а позже даже петиция мэру с требованием поместить Ван Гога в лечебницу. И это учитывая тот факт, что увлеченный творчеством художник (живопись и правда была его манией) вряд ли мешал кому-либо из добропорядочных жителей города.
Михаил Врубель и «Демон»
О творчестве Михаила Врубеля тоже часто говорят в контексте его болезни. Его одержимость образом Демона считается одним из ранних симптомов расстройства и дает повод для совсем уж надуманных инсинуаций на тему «проклятой картины, сгубившей своего создателя». На самом деле все, как всегда, намного сложнее. Болезнь и смерть долгожданного ребенка – сын Врубеля и Надежды Забелы родился с «заячьей» губой и прожил меньше двух лет – стала сильным потрясением для художника.
© РИА Новости
Михаил Врубель. Автопортрет. 1904-1905 годы
В первые месяцы 1902 года супруга Врубеля, а вскоре и окружающие стали замечать за ним странности поведения. Сестра Надежды Забелы, Екатерина Ивановна Ге, писала об этом:
«Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил, он сделался лишь гораздо самоувереннее перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». С тех пор народная молва прочно связала болезнь художника с его «Поверженным Демоном».
© Public Domain
Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный»
Врубеля лечили сначала в Риге, затем перевели в клинику Сербского в Москве. Кризис прошел в частной лечебнице доктора Усольцева. Это здание на улице 8 Марта сохранилось до наших дней, и сейчас там располагается Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница. Под наблюдением доктора Усольцева Врубель снова начал есть, спать и рисовать. Летом 1904 года Врубель выписался и с супругой переехал в Петербург. Екатерина Ге писала:
«…странное дело, сумасшедшему Врубелю все больше чем никогда поверили, что он гений, и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его».
Но менее года спустя случился рецидив болезни. Скончался Врубель в 1910 году от воспаления легких, в возрасте 54 лет. О диагнозе художника долго писали просто «неизлечимая болезнь» или «душевное расстройство» (и после его смерти, и в советский период), стараясь не называть диагноз, поставленный ему Бехтеревым: прогрессивный паралич.
Камилла Клодель и «мошенник» Роден
В 49 лет Камилла Клодель попала в клинику для душевнобольных и провела там 30 лет, в течение которых практически перестала творить, учитывая, что раньше ни дня не могла прожить без работы, все это время умоляла родных, точнее брата, забрать ее, но этого так и не произошло. За эти годы брат навестил ее лишь несколько раз, мать и сестра — ни разу.
Новое видение психических проблем Винсента Ван Гога; результаты восходящего подхода с использованием (полу) структурированных диагностических интервью | Международный журнал биполярных расстройств
Уже в раннем взрослом возрасте Ван Гог испытывает психические проблемы. Его отец пишет, что «он всегда имеет склонность к меланхолии» [102; примечание 53]. В возрасте около 20 лет (1873–1875, живет в Лондоне) он часто бывает мрачным, отдаляется от других людей, сосредоточен на религиозных вопросах и — отчасти из-за такого поведения — теряет работу торговца произведениями искусства.В 1875–1877 (Париж) он проявляет строгий аскетизм в сочетании с нездоровым образом жизни. В 1877–1878 (Амстердам) он пишет: «Моя голова иногда онемела и часто обжигала, и мои мысли сбиты с толку» [117], и он упоминает «неописуемо сильное чувство страха» [141]. Он также травмируется: «Прошлой ночью я снова использовал дубину» (Mendes Da Costa 2020). В 1880 году (Боринаж) он описывает себя как «человека страстей, способного и склонного делать довольно глупые поступки, о которых мне иногда очень жаль.Я часто обнаруживаю, что говорю или действую слишком быстро, хотя было бы лучше подождать более терпеливо »[155]. Он ведет себя настолько странно, что отец предлагает ему отправиться в психиатрическую лечебницу Гила, от чего Ван Гог отказывается [185, 186]. Вскоре после этого он возобновляет свою творческую деятельность. В конце 1881 г. (Эттен) он пишет несколько писем, которые по сравнению с остальной его перепиской являются удивительно длинными и к тому же довольно бессвязными [180–190].
В 1882–1883 годах (Гаага) он чувствует, «как будто кто-то связан по рукам и ногам, лежит в глубокой темной яме, бессилен что-либо сделать» [203], и сообщает о страхе и печали, которые «не могут не волновать. и нервничает в речи и манерах »[221].Более того, он упоминает, что ему не нравится компания, и что общение с людьми, общение с ними часто бывает болезненным и трудным [244]. Тем не менее, он продолжает активно рисовать и рисовать.
Конец 1883 года (Дренте) его «одолевает чувство сильной тревоги, подавленности и даже отчаяния, которое невозможно выразить». Затем (Nuenen) он ощущает «промедление и нерешительность во всем, что парализует мою страсть и энергию, как свинцовая атмосфера» [410]. Несколькими месяцами позже (1884 г.) он работает «от раннего до позднего» и «поглощен моментом», написав письмо, также содержащее 10 стихотворений [430].Он остается очень активным в течение нескольких месяцев, но в конце концов пишет: «В последнее время я очень много работал; Полагаю, в совокупности с другими агитациями, даже переутомился. По крайней мере, у меня грустное настроение, и все это настолько повлияло на меня, что у меня бывают дни, когда я относительно бессилен. Я не могу есть и не могу спать, то есть мало, и это делает человека слабым »[463]. В этот период он покидает церковь и занимается неуместными любовными связями, что также приводит к дальнейшему нарушению отношений с его родителями.
В 1885 году Ван Гог переезжает в Антверпен, а через несколько месяцев в Париж (1886–1887), где он переезжает жить к Тео, что означает, что он временно перестает писать письма. В Париже у него «самые невозможные и крайне неподходящие любовные интриги, из которых я, как правило, выхожу только со стыдом и позором» [574] в сочетании с (вероятно) значительным употреблением алкоголя и тяжелым курением [603].
В 1888 году Ван Гог переезжает в Арль, где вначале он очень активен «в неистовстве работы» [592] и испытывает «ярость рисовать сады, [которые] не будут длиться вечно» [594].Однако через месяц он сообщает: «Я вижу будущее не в черном, но я вижу, что оно ощетинилось множеством трудностей, и иногда мне интересно, не будут ли они сильнее, чем я», и «Я был так измотан. из-за того, что я не чувствовал, что у меня есть силы пойти и жить самостоятельно »[602, 608]. Он продолжает пить и курить, «единственное, что утешает и отвлекает — в моем случае — как и в других, — это оглушить себя крепким напитком или очень сильно курить» [635]; также, чтобы найти облегчение «Если буря внутри ревёт слишком громко, я выпиваю слишком много стакана, чтобы оглушить себя.Это безумие по сравнению с тем, кем следует быть »[645]. У него бывают дни, когда он активно рисует, но также дни, когда он чувствует себя «полностью разочарованным» и «Моя жизнь беспокойна и тревожна» [672]. Кроме того, он сообщает об изменении режима сна: «В течение 3 ночей я не спал, чтобы рисовать, а днем ложился спать. Мне часто кажется, что ночь намного живее и ярче дня »[676]. Вдобавок он осознает чередование своих психических проблем: «Временами у меня ужасная ясность ума, когда природа так прекрасна в наши дни, а затем я больше не осознаю себя, и картина приходит ко мне, как будто мечта.Я действительно несколько опасаюсь, что это отразится меланхолией, когда наступит плохой сезон »[687].
В октябре 1888 года Гоген присоединяется к Ван Гогу в Арле. Вначале их сотрудничество плодотворно, но вскоре возникает напряженность. Уже через 6 недель Гоген выражает идею уйти, поскольку он «совершенно не может жить бок о бок без проблем из-за несовместимости темпераментов, и нам с ним нужно спокойствие для нашей работы» [724, примечание 1]. В ночь на 22 декабря Гоген решает уехать.Это приводит к кризису, в котором Ван Гог направляет агрессию на себя. Вечером 23 декабря он отрезал себе левое ухо и отдал его женщине в борделе.
Встревоженная полиция обнаруживает его на следующее утро дома страдающим кровопотерей, и его помещают в местную больницу. Двумя днями позже (26 декабря) он настолько сбит с толку, что его поместили в изоляцию: «Мои мысли плыли по многим морям. Мне даже снились голландский корабль-призрак и Хорла, и, кажется, я тогда спел »[739].После этого у него остались лишь смутные воспоминания. У него также есть яркие визуальные образы: «Я снова увидел каждую комнату в доме в Зундерт, каждую дорожку, каждое растение в саду, виды вокруг, поля, соседей, кладбище, церковь, наш огород позади… вплоть до гнезда сороки в высокой акации на кладбище »[741], а также« невыносимые галлюцинации », беспокойство и кошмары [743]. Еще через 7 дней (2 января 1889 г.) он выздоровел и 7 января выписан из больницы.В то время он думает, что ничего плохого не так, но потом у него возникает ощущение, что он заболел: «Что вы можете сказать, у меня бывают моменты, когда меня скручивают энтузиазм, безумие или пророчество, как греческий оракул на треноге. »[745]. Он возобновляет свою деятельность, но через месяц все снова идет не так.
7 февраля его повторно госпитализировали с явно аналогичными симптомами и снова поместили в изоляцию. В отчете по запросу начальника полиции доктор Альберт Делон пишет: «Я нашел этого человека в состоянии крайнего возбуждения, страдающего настоящим бредом, лишь на мгновение узнав окружающих его людей», и он слышит галлюцинации [747, примечание 1].Неизвестно, употреблял ли он алкоголь снова между первым и вторым госпитализацией. Его пребывание в больнице снова недолгое, и 17 февраля он возвращается к работе. Однако есть жалобы от группы из 30 жителей на неудобства и ненадлежащее поведение, например трогать женщин и делать непристойные замечания (Петиция Арля 1889 г.). Это приводит к третьей, на этот раз принудительной госпитализации 27 февраля. Остается неясным, смущен ли он жалобами на свое поведение и тем, что его поместили в изоляцию [750].Впоследствии он также упоминает «ужасные приступы тревоги, иногда без видимой причины» [764].
Середина марта он почти выздоровел и возвращается домой, хотя продолжает есть и спать в больнице, чувствуя неуверенность в завтрашнем дне: «Надеюсь, достаточно сказать, что я совершенно не в состоянии начать принимать снова новая студия и живу там одна ». Кроме того, он выражает озабоченность по поводу употребления алкоголя [760]. Оглядываясь назад на то, что произошло в предыдущие месяцы, он упоминает четыре (?) «Больших кризиса, в которых я не имел ни малейшего представления о том, что я сказал, хотел, сделал», хотя он не может точно описать, на что это похоже: «Иногда бывают ужасные приступы тревоги — без какой-либо очевидной причины — или снова чувство пустоты и усталости в уме.Я считаю все это скорее простой случайностью, несомненно, по большей части это моя вина, и время от времени у меня случаются приступы меланхолии и ужасного чувства вины »[764]. Он соглашается с предложением своего врача и Тео согласиться на добровольную госпитализацию в приют в Сен-Реми 8 мая 1889 года, где он останется в течение года, пережив четыре эпизода / кризиса. Первый эпизод длится дольше (с середины июля до конца августа 1889 г.), чем три предыдущих кризиса в Арле. Он жалуется на «психическое расстройство» и «совершенно обезумел, как в Арле, так же, если не хуже».[797] Он также демонстрирует странное поведение: «Похоже, что я хватаю землю с земли и ем ее, хотя мои воспоминания об этих плохих моментах смутны» [797]. Оглядываясь назад на этот период, он пишет: «Я чувствую себя трусливым перед лицом тоски и страданий — трусливее, чем оправдано», признавая, что кризисы «имеют тенденцию принимать абсурдный религиозный оборот», и упоминает: «Я упрекаю себя в своей трусости. »[801]. Он также пишет себя на недавно приписанном Ван Гогу автопортрете (рис. 1) (Van Tilborgh et al.2020).
Рис. 1Автопортрет (август 1890 г.), Насьоналмузит, Осло, Норвегия
В конце декабря 1889 г. последовал короткий кризис, длившийся 1 неделю с «большим разочарованием» [836], в то время как его охранник Пуле замечает, что он глотает то, что рисует. интерпретируется его доктором Пейроном как попытка отравить себя [833, примечание 2]. 21 января 1890 года, через 2 дня после посещения Арля, его снова охватил приступ, длившийся около недели. По словам его врача Пейрона, «Он в настоящее время не способен ни к какой работе и отвечает только бессвязными словами, когда задают вопросы» [846, примечание 2].Через несколько дней после получения письма от Тео, в котором сообщается, что он стал отцом, Ван Гог поздравляет его: «Это приносит мне больше пользы и доставляет мне больше удовольствия», и это «очень помогает мне забыть эти последние несколько дней». когда я болел, то уже не знаю, где нахожусь, и мысли мои блуждают »[850].
Однако с февраля по апрель 1890 года снова следует продолжительный и тяжелый эпизод, когда он «полностью ошеломлен». [857], «не умеют читать и писать» и «болеют в худшем случае» «[864].Разочарованный тем, что он не выздоровел в Сен-Реми, он затем принимает решение уехать на Север [863, 865]. В мае 1890 года он переезжает в сельский Овер-сюр-Уаз недалеко от Парижа. Однако он снова не смог выздороветь и, наконец, 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь, покончив с жизнью через 2 дня (Van Tilborgh and Meedendorp 2013).
Психическое здоровье Ван Гога | Галерея Ван Гога
Сотни врачей и психиатров пытались определить состояние здоровья Ван Гога на протяжении многих лет.Ниже приведены некоторые из наиболее вероятных психических и физических диагнозов.
Височная эпилепсия
Ван Гог страдал от припадков, которые врачи, в том числе доктор Феликс Рей и доктор Пейрон, считали вызванными височной эпилепсией. Ван Гог родился с поражением головного мозга, которое, по мнению многих врачей, усугубилось длительным употреблением абсента, вызвавшим его эпилептическое состояние. Считалось, что доктор Гаше, еще один врач Ван Гога, лечил его эпилепсию дигиталисом.Это лекарство, отпускаемое по рецепту, может вызвать желтое зрение или желтые пятна. Возможно, это было одной из причин, почему Ван Гог любил этот цвет.Биполярное расстройство
Из-за крайнего энтузиазма и преданности Ван Гога сначала религии, а затем искусству в сочетании с лихорадочными темпами его художественного творчества многие считают, что мания была заметным состоянием в жизни Ван Гога. Однако за этими эпизодами всегда следовали истощение, депрессия и в конечном итоге самоубийство. Следовательно, диагноз биполярного расстройства или маниакальной депрессии имеет смысл с описанием этих эпизодов из жизни Ван Гога.Отравление туйоном
Чтобы противостоять приступам эпилепсии, беспокойства и депрессии, Ван Гог пил абсент, токсичный алкогольный напиток, популярный у многих художников того времени. Туйон — это токсин в абсенте. К сожалению, туйон сработал против Ван Гога, усугубив его эпилепсию и маниакальную депрессию. Высокие дозы туйона также могут вызывать видимость желтых предметов. Разные врачи расходятся во мнениях относительно того, было ли это причиной сродства Ван Гога с желтым.Отравление свинцом
Поскольку Ван Гог использовал краски на основе свинца, некоторые полагают, что он пострадал от отравления свинцом из-за того, что грыз осколки краски. Доктор Пейрон также отметил, что во время своих атак Ван Гог пытался отравиться, проглотив краску или выпив керосин. Одним из симптомов отравления свинцом является отек сетчатки, из-за которого человек может видеть свет в кругах, похожих на ореолы вокруг предметов. Это можно увидеть на таких картинах, как «Звездная ночь».Hypergraphia
Гиперграфия — это состояние, при котором человеку нужно постоянно писать; это расстройство обычно связывают с манией и эпилепсией.Некоторые полагают, что массивная коллекция из более чем 800 писем, которые Ван Гог написал при жизни, может быть объяснена этим состоянием.Солнечный удар
Поскольку Ван Гог стремился к реализму в своих картинах, он часто писал на открытом воздухе, особенно во время своего пребывания на юге Франции. Некоторые из его эпизодов враждебности, тошноты и «плохого желудка», о которых он упоминает в своих письмах, возможно, были следствием солнечного удара.Далее: важные влияния
Творчество и хроническая болезнь Винсент Ван Гог (1853-1890)
Яркой чертой знаменитой картины Ван Гога «Звездная ночь» является желтая корона, окружающая каждую звезду.Использование желтого цвета характеризует многие картины этого голландского постимпрессиониста, и множество предположений окружает увлечение Ван Гога этим ярким пигментом. Ему просто понравился цвет, или на его предпочтения повлияло какое-то заболевание?
Поскольку у этого художника были посмертно диагностированы многочисленные расстройства, были предложены различные теории, объясняющие, как физическое состояние Ван Гога могло повлиять на его работу. Две теории основаны на том, почему он использовал так много желтого.
Сначала он любил абсент, популярный ликер, содержащий туйон. Чрезмерное употребление этого ликера может привести к тому, что потребитель увидит все предметы с желтым оттенком. Однако исследования, проведенные в 1991 году, показали, что человек должен выпить 182 литра абсента, чтобы произвести этот визуальный эффект, поэтому мы можем отбросить эту теорию.
Второе, более вероятное объяснение связано с передозировкой дигиталиса. Люди, получающие большие и многократные дозы этого препарата, часто видят мир с желто-зеленым оттенком.Они жалуются, что видят желтые пятна в окружении корон, как в «Звездной ночи». Врач художников, Поль-Фердинанд Гаше, возможно, лечил эпилепсию Ван Гога дигиталисом, что было обычной практикой в то время. На одном из трех портретов Гаше Ван Гога врач держит стержень Digitalis purpurea , пурпурной наперстянки, из которой извлекается лекарство (см. Рисунок).
Измученный психическим заболеванием на протяжении всей своей жизни, Ван Гог покончил жизнь самоубийством в 1890 году.Факты свидетельствуют о том, что у него была маниакальная депрессия, хроническое психическое заболевание, от которого страдают многие творческие люди. Хотя сейчас доступно лечение карбонатом лития, этот препарат также ослабляет творческие способности. Многие люди считают, что художники преодолевают страдания своими творческими действиями, но страдания также могут сокрушить художника. Если бы была доступна терапия карбонатом лития, Ван Гог мог бы победить свою маниакальную депрессию, избежать своей трагической судьбы и развиваться дальше как художник. «Если бы я мог работать без этой проклятой болезни, что бы я сделал», — написал он в одном из своих последних писем.
Страдал ли Винсент ВанГог синдромом Ирлена?
Страдал ли Винсент ВанГог синдромом Ирлена?
Ван Гог страдал судорожным расстройством. Во время одного эпизода, 23 декабря 1888 года, он отрезал себе ухо, а затем был помещен в психиатрическую больницу с диагнозом «острая мания с генерализованным делирием» и психической эпилепсии. К 1890 году эти приступы участились, причем самый тяжелый эпизод продолжался девять недель, начиная с марта.Первоначальные приступы замешательства и потери сознания сменялись периодами ступора и бессознательности, во время которых Ван Гог обычно не мог рисовать, рисовать или даже писать буквы. Известно, что Ван Гог употреблял и злоупотреблял опиумом и алкоголем и, возможно, имел пристрастие.
Письма Ван Гога и другие документы описывают другие симптомы, включая плохое пищеварение, галлюцинации, кошмары, маниакальные / депрессивные эпизоды, ступор, крайние трудности в отношениях, рассеянность, импотенцию, бессонницу и тревогу.Ван Гог временами страдал от галлюцинаций и кошмаров. Он часто сообщал, что у него жар. Он не мог спать в течение трех недель до того, как ему был поставлен диагноз гонореи в Гааге (бессонница и лихорадка, вероятно, из-за инфекционного заболевания). Иногда он впадал в своего рода ступор. Ван Гог сообщил о своем бессилии Тео, своему брату. Ван Гог несколько раз упоминал о самоубийстве в своих письмах в конце своей жизни. Его маниакальные эпизоды характеризуются безрассудным поведением, эйфорией и импульсивностью.Депрессивные эпизоды включали симптомы депрессии, гнева, нерешительности, социальной замкнутости и часто повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве.
С юных лет Ван Гог рос с сильной связью с живописью и религией. Живя в Лондоне в 20 лет, он влюбился, и когда она отказалась от его предложения руки и сердца, у него случился первый психический срыв. Тогда он решил посвятить всю свою жизнь Богу и стать священником.
В семейном анамнезе имелись психические заболевания, и Ван Гог демонстрировал симптомы биполярного расстройства, включая безрассудное и нерешительное импульсивное поведение, которое, как считается, передается по наследству.Ван Гог много двигался из-за сексуального неприятие в течение следующих 10 лет. В 1880 году она переехала в Брюссель, чтобы стать художницей, а затем в Париж в 1886 году. Ван Гог предавался занятиям, подорвавшим его здоровье, таким как чрезмерное курение, алкоголь и кофе, плохое питание и вредное голодание, которое привело к недоеданию. Есть некоторые свидетельства того, что Ван Гог мог употреблять в пищу краски, что привело к отравлению свинцом и судорогам. В январе 1890 года, после очередного приступа Винсента, Тео написал ему: «Если вы знаете, что для вас опасно иметь рядом с собой цвета, почему бы вам не убрать их на время и не сделать рисунки? Ваш врач заявил, что краски вас отравляли.Его врачи диагностировали у него эпилепсию, которую контролировали бромидом, который эффективен против больших припадков, а также абсентной интоксикации и порфирии.
Ван Гог также мог страдать биполярным расстройством или пограничным расстройством личности. Его хорошо задокументированные периоды интенсивной активности перемежались периодами истощения и депрессии, усугубляемыми отравлением туйоном из-за потребления абсента. У него «проявлялись симптомы импульсивности, изменчивого настроения, саморазрушающего поведения, страха быть брошенным, несбалансированная самооценка, конфликты властей и другие сложности в отношениях.«Стремление Ван Гога к любви, его внезапные изменения настроения (и в особенности его, казалось бы, непредсказуемая и необоснованная ярость) и его импульсивные действия, включая злоупотребление психоактивными веществами, — все это узнаваемые компоненты пограничного синдрома …
Ван Гоф мог также страдать от хронического солнечного удара. Однажды он написал: «О! это прекрасное летнее солнце здесь. Он бьет по голове, и я не сомневаюсь, что это сводит с ума. Но так как я был таким с самого начала, мне это только нравится.Месяцем раньше он написал своему брату: «Ваше письмо пришло в тот момент, когда я еще был ошеломлен солнцем и напряжением борьбы с немаленьким холстом. Другая теория заключается в том, что Винсент, возможно, страдал от болезни Меньера — нарушения баланса внутреннего уха, которое сопровождается тошнотой, рвотой, потерей слуха и головокружением, и что разрез Винсента уха был попыткой самостоятельно выполнить операцию, чтобы облегчить симптом Меньера тиннитуса.
У него были основные симптомы отравления свинцом (анемия, стоматит, боли в животе, признаки лучевой невропатии и т. Д.).) и характеристики сатурнианской энцефалопатии в психиатрической больнице, наряду с состояниями делирия и судорог. У него также были слуховые галлюцинации, которые были эпизодическими, а не хроническими, что свидетельствует о том, что симптомы могли быть вызваны факторами окружающей среды и биологическими стрессорами. Ван Гог страдал от тревожности, раздражительности и несамоубийственных самоповреждений еще до того, как отрубил себе собственное ухо.
Винсент и Тео страдали симптомами сифилиса. Винсент лечился от гонореи в 1882 году и психического расстройства нейросифилиса, которое возникает через 10-20 лет после заражения.Ван Гог, возможно, проявил некоторую форму дигоксиновой токсичности от растений наперстянки, используемых для лечения его эпилепсии. Его желтый период (« желтое зрение »), отсутствие уха (« ототоксичность ») и склонность к рисованию ореолов вокруг объектов ландшафта (« ореоловое зрение ») предполагают расстройство обработки зрительных сенсоров, известное как синдром Ирлена, или скотопическая чувствительность или светочувствительность. Чтобы узнать больше о синдроме Ирлена и его влиянии на зрение, слух, внимание, концентрацию внимания, чтение, моторику, эмоциональное и когнитивное функционирование, иммунную систему и другие проблемы, такие как дислексия, СДВ / HD, беспокойство, депрессия, искажения зрения и хронические головные боли. / мигрени, см. www.irlensyndrome.org. Посетите мой веб-сайт, где вы найдете множество бесплатных ресурсов, контрольные списки симптомов перед скринингом, исследования, видеоролики, отзывы клиентов и профессиональные тренинги www.aotss.com. Если вы или кто-то из ваших знакомых страдаете синдромом Ирлена, воспользуйтесь формой для связи с нами, и мы вернем вам запрос на получение информации и предоставим бесплатную 15-минутную телефонную консультацию.
Что заболел Ван Гог? Врачи взвешиваются.
АМСТЕРДАМ — Медицинские работники и историки искусства пришли к выводу, что Винсент Ван Гог страдал какой-то формой психоза, но они не смогли прийти к единому мнению относительно основной причины его психического заболевания.
Диагноз был поставлен на встрече экспертов, организованной здесь музеем Ван Гога в связи с его нынешней выставкой «На грани безумия». В него вошли 35 международных психиатров, других врачей и историков искусства, занимавшихся рассмотрением свидетельств о медицинском случае Ван Гога.
Дебаты были оживленными, а иногда и «ожесточенными», — сказал Луи ван Тилборг, профессор истории искусств Амстердамского университета, который проводит исследования жизни и творчества Ван Гога в Музее Ван Гога.
«Трудно поставить диагноз, поэтому реальный прогресс, которого мы достигли, заключается в том, что специалисты в этой области говорят об этом, а они никогда не делали этого раньше», — сказал он.
Болезнь Ван Гога была предметом множества спекуляций с тех пор, как он умер от огнестрельного ранения 29 июля 1890 года, по всей видимости, в результате самоубийства. На протяжении многих лет ходили популярные теории о том, что художник страдал биполярным расстройством, височной эпилепсией, сифилисом и шизофренией.
Музей Ван Гога собрал все медицинские доказательства его дела, а также его личные письма и некоторую историко-художественную информацию и предоставил их группе экспертов, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе.
Арко Одервальд, преподаватель философии и медицинской этики в Медицинском центре Университета Врие в Амстердаме, в четверг утром представил результаты исследования участникам и журналистам в музее Стеделейк, расположенном по соседству с музеем Ван Гога. Он сказал, что эксперты исключили ряд возможных психических заболеваний и в конечном итоге пришли к выводу, что Ван Гог страдал от психотических эпизодов, хотя основная причина его психического заболевания неизвестна.
«Психоз — это синдром, комбинация симптомов», — сказал Вернер Стрик, профессор психиатрии и директор Университетской больницы психиатрии в Берне, Швейцария.«Основными симптомами психоза, о которых мы договорились, у него были галлюцинации, акустические галлюцинации, оптические галлюцинации, а также бред, гипервозбуждение с состояниями спутанности сознания, бессвязная речь и нечеткая память об эпизодах».
Он уточнил, что Ван Гог страдал короткими психотическими эпизодами или перемежающимся психозом, «потому что при психозе каждый думает о шизофрении, а шизофрения — это длительное хроническое заболевание без понимания, без самоанализа, без страха рецидива.«И это не соответствует профилю болезни Ван Гога, — сказал он.
Ван Гог и психические заболевания — Сбор мозга
Примерно в то время, когда Толстой боролся с депрессией и своим духовным кризисом, на другом конце Европы другая творческая икона боролась с мраком своего психоэмоционального ландшафта. Когда он писал одни из самых знаменитых и влиятельных произведений искусства всех времен, Винсент Ван Гог (30 марта 1853 г. — 29 июля 1890 г.) боролся со своим мучительным психическим заболеванием — частыми эпизодами депрессии, парализующей тревогой и, по словам по некоторым сведениям, симптомы биполярного расстройства, которое в конечном итоге унесло его жизнь в 1890 году, вскоре после его 37-летия.
Самый прямой и честный отчет Ван Гога о его психоэмоциональном смятении взят из писем к его брату Тео, первоначально опубликованных в 1937 году как объемный фолиант Дорогой Тео: Автобиография Винсента Ван Гога , а затем отрывки из Моя жизнь и любовь Are One ( публичная библиотека, ) — тот же чудесный камень 1976 года, который напомнил нам о любви, прослеживая «магию и меланхолию Винсента Ван Гога». Название происходит от особого письма, написанного художником во время одного из периодов передышки от душевной болезни, в котором он исповедует брату: «Жизнь стала мне очень дорога, и я очень рад, что люблю.Моя жизнь и моя любовь — одно целое ».
Сообщение из голландской газеты от 30 декабря 1888 года: «В прошлое воскресенье вечером в половине двенадцатого в Доме терпимости № 1 появился художник по имени Винсент Ван Гог, попросил девушку по имени Рэйчел и протянул ей … ухо со следующими словами: «Держи этот предмет как сокровище.» Затем он исчез. Полиция, проинформированная об этих событиях, которые могли быть делом только несчастного сумасшедшего, на следующее утро искала этого человека, которого они нашли в постели почти без признаков жизни.Бедного человека без промедления доставили в больницу ».В одном из первых писем Ван Гог выразил стремление, которое оставалось для него значимым на протяжении всей его жизни:
Сохраним мужество и постараемся быть терпеливыми и нежными. И не против быть эксцентричным и делать различие между добром и злом.
Это также горько-сладкая мысль в ретроспективе, учитывая то сочувствие к себе, которое она подразумевает за эксцентричность. Спустя годы эта эксцентричность будет истолкована как безумие его соседями, которые выселят его из дома и отправят в психиатрическую лечебницу.
Между тем его приступы депрессии, когда они обрушились на него, были неумолимыми. В другом письме Тео он пишет:
«Автопортрет в соломенной шляпе» Винсента Ван Гога, зима 1887/1888Я так зол на себя, потому что я не могу делать то, что мне хотелось бы, и в такой момент чувствуешь себя так, как будто лежишь связанным по рукам и ногам на дне глубокого темного колодца, совершенно беспомощный.
Но в основе его глубокого отчаяния лежит тонкое чувство оптимизма, которое поддерживает его и позволяет ему продолжать рисовать, несмотря на душевные страдания:
Это мое стремление, основанное не столько на гневе, сколько на любви, основанное больше на безмятежности, чем на страсти.Это правда, что я часто бываю в величайших несчастьях, но все же во мне есть спокойствие, чистая гармония и музыка. В самых бедных бараках, в самом грязном углу вижу рисунки и картинки. И мой разум с непреодолимой силой тянется к этим вещам. Поверьте, иногда я от души смеюсь, потому что люди подозревают меня во всевозможных злодеяниях и нелепостях, в которых не виноват ни волос на моей голове, — я, на самом деле никто иной, как друг природы, учебы, работы и особенно людей.
Подобно художнице Майре Калман, которая почти полтора века спустя утверждала, что работа и любовь — два ключа к полноценной жизни, Ван Гог начинает видеть в своей работе свое непоколебимое чувство цели, свое спасение:
Сколько в жизни печали! Тем не менее нельзя впадать в меланхолию.Нужно отвлекаться на другие дела, и правильно — работать.
Когда-то он существовал в основном на хлебе, кофе и абсенте, он считает работу высшей наградой в жизни, достойной любых жертв:
«Автопортрет с перевязанным ухом» 1889 года, написанный вскоре после того, как он отрезал себе ухоЯ все больше и больше верю, что работать ради работы — это принцип всех великих художников: не расстраиваться, даже если он почти голодает, и хотя человек чувствует, что должен попрощаться со всем материальным комфортом.
. Гог пытается убедить себя:
У меня есть природа, искусство и поэзия, а если этого недостаточно, чего достаточно?
И все же Ван Гог в конечном итоге видит свою психологическую борьбу не как нечто, что нужно отрицать, а как свою художественную правду, как жизненно важную часть своего честного опыта, который является необходимой основой великого искусства:
Знаете ли вы, что честным людям очень и очень необходимо оставаться в искусстве? Вряд ли кто-то знает, что секрет красивой работы во многом кроется в правде и искренних чувствах.
Дополнение Моя жизнь и любовь — одно целое с Кьеркегором о творчестве и тревоге, затем возвращаемся к ранее не публиковавшимся альбомам Ван Гога.
Ван Гог страдал «бредом» от алкогольной абстиненции, считают эксперты.
Написано Эми Вудят, CNN
Винсент Ван Гог, вероятно, страдал от «бреда», вызванного отменой алкоголя, согласно новому исследованию психических заболеваний художника.Чтобы исследовать возможные психические расстройства художника, эксперты опросили искусствоведов, знакомых с 902 письмами художника — 820 к его брату Тео — и изучили медицинские записи, сделанные врачами, которые его лечили.
Голландский мастер, который за свою жизнь написал около 900 картин, скончался в результате самоубийства в 1890 году в возрасте 37 лет после нескольких лет психического заболевания.
Считается, что он страдал сочетанием биполярного и пограничного расстройства личности, хотя эти болезни никогда не были диагностированы.
Исследователи из Университетского медицинского центра Гронингена в Нидерландах говорят, что, по их мнению, Ван Гог испытал два коротких психотических эпизода, предположительно вызванных алкогольной абстинентностью, после того, как он попал в больницу после того, как в 1888 году отрезал себе ухо бритвой. .Эксперты считают, что бред возник после того, как артист был вынужден прекратить употребление алкоголя после госпитализации.
Исследователи говорят, что голландский мастер пережил несколько тяжелых депрессивных эпизодов в последний год своей жизни — по крайней мере, один с психотическими особенностями.
Команда также исключила некоторые теории, связанные с подозреваемыми заболеваниями Ван Гога, обнаружив, что утверждения о том, что Ван Гог страдал от шизофрении, редкого метаболического заболевания порфирии и отравления газом угарным газом, «крайне маловероятны.
Цзэн Фаньчжи воссоздает автопортреты Ван Гога
Тем не менее, эксперты говорят, что теория о том, что Ван Гог страдал эпилепсией, диагноз, установленный его собственными врачами, остается «открытой для обсуждения».
В исследовании, опубликованном в понедельник в газете. Исследователи из Международного журнала биполярных расстройств говорят, что вероятная «замаскированная эпилепсия», также известная как «фокальная эпилепсия», могла привести к различным проявлениям тревоги, бреда и галлюцинаций.
В случае Ван Гога это могло быть вызвано в результате повреждения мозга, связанного со злоупотреблением алкоголем, недоеданием, плохим сном и психическим истощением.
Однако, поскольку обследования, такие как методы визуализации и тесты ЭЭГ (тесты электрического сигнала), были недоступны, эксперты говорят, что трудно сказать наверняка, страдал ли он эпилепсией.
Исследователи предупреждают, что, поскольку они не брали интервью у художника, к их выводам следует относиться с осторожностью.
«Мы думаем, что можем безопасно исключить некоторые ранее предложенные диагнозы, и мы более или менее уверены в некоторых заболеваниях, которыми он страдал, но мы никогда не узнаем наверняка», — Виллем Нолен, заслуженный профессор психиатрии, координировавший исследование.