Смерть — Блок. Полный текст стихотворения — Смерть
Смерть — Блок. Полный текст стихотворения — СмертьАлександр Блок
Прислушайся к земле в родных полях:
Тебя овеет чуждыми странами,
Но вместе родственный обнимет некий страх:
Ты ощутишь шаги, следящие за нами.
О, друг мой, не беги родной своей земли,
Смотри: я жду таинственной пришлицы
И каждый час могу следящую вдали,
Но близкую всегда, принять в мои темницы.
1900 г.
Теги:
Александр Блок
Александр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 — ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 — опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта:
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all. culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Системное сообщение
Ошибка загрузки страницы. Повторите попытку позже, либо воспользуйтесь другим браузером.
Спасибо за понимание!
Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.Тайна смерти Александра Блока
Не дожив до 41 года, он сгорел за пару месяцев на глазах у близких и друзей — а они гадали, чем же он болен…
В Александре Блоке многим современникам виделся этакий Аполлон – стройный, кудрявый, ясноглазый, с хорошим цветом лица. Божественный и болезненный – одно с другим как-то никогда не вязалось. Да и никаких «историй болезни» или свидетельств о «дурной наследственности» не было, скорее наоборот, – поэт крайне редко обращался к докторам, казался вполне себе здоровым. Работал беспрерывно, влюблялся, загорался новыми романами и новыми идеями — то «девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне», то скифы «с раскосыми и жадными очами».
А потом, в апреле 1921 года почувствовал себя неважно. 17 мая слег с температурой. Через 78 дней, 7 августа скончался, оставив в недоумении и родных, и врачей.
Юнный Блок. 1907 год
Вот что записал в те дни другой поэт, Георгий Иванов: «Врачи, лечившие Блока, так и не смогли определить, чем он, собственно, был болен. Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он стал, неизвестно от чего, невыносимо страдать, ему стали впрыскивать морфий… Но отчего от умер?
«Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». Эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственный правильный диагноз его болезни».
А есть ли другое, не только поэтическое объяснение?
Краткая история болезни
К началу весны 1921-го, после пережитой зимы с ее «ежесекундным безденежьем, бесхлебьем, бездровьем», Блок чувствовал себя неважно, страдал от цинги и астмы. Но работал по-прежнему. Доктор Пекелис, живший с ним в одном доме, ничего уж смертельно опасного в его состоянии не находил.
Поездку в Москву — в начале мая — поэт отменять не стал. Вот что вспоминает Корней Чуковский, сопровождавший поэта в дороге: «Передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими».
На вечере Блока в Политехническом институте случился скандал, кто-то крикнул, что его стихи мертвы, началась свалка, поэта вывели, заслоняя собой, друзья и поклонники. Настроения это явно не улучшило.
В Петрограде его встречала жена, Любовь Дмитриевна (она же, кто не помнит, — дочь великого химика Менделеева): «Он не улыбнулся ни разу — ни мне, ни всему; этого не могло быть прежде».
Из воспоминаний жены поэта:
«17-го мая, вторник, когда я пришла откуда-то, он лежал на кушетке в комнате Александры Андреевны (матери Блока, — Ред.), позвал меня и сказал, что у него, вероятно, жар; смерили — оказалось 37,6; уложила его в постель; вечером был доктор.
Ломило все тело, особенно руки и ноги — что у него было всю зиму. Ночью плохой сон, испарина, нет чувства отдыха утром, тяжелые сны, кошмары (это его особенно мучило)».
Из воспоминаний доктора Александра Пекелиса:
«При исследовании я обнаружил следующее: температура 39, жалуется только на общую слабость и тяжесть головы; со стороны сердца увеличение поперечника влево на палец и вправо на 1/2, шум не резкий у верхушки и во втором межреберном промежутке справа, аритмии не было, отеков тоже. Со стороны органов дыхания и кровообращения ничего существенного не обнаружено.
Первое иллюстрированное прижизненное издание поэмы «Двенадцать» 1918 год.
Тогда же у меня явилась мысль об остром эндокардите как вероятном источнике патологического процесса, быть может, стоящего в непосредственной связи с наблюдавшимся у больного в Москве заболеванием, по-видимому, гриппозного характера».
Блоку становилось то лучше, то хуже. Как-то сел у печки — Любовь Дмитриевна стала уговаривать лечь. В ответ он со слезами стал хватать и бить все подряд: вазу, которую подарила жена, зеркало…
Из воспоминаний жены:
«Вообще у него в начале болезни была страшная потребность бить и ломать: несколько стульев, посуду, в раз утром, опять-таки, он ходил по квартире в раздражении, потом вошел из передней в свою комнату, закрыл за собой дверь, и сейчас же раздались удары, и что-то шумно посыпалось. Я вошла, боясь, что себе принесет какой-нибудь вред; но он уже кончал разбивать кочергой стоявшего на шкапу Аполлона. Это битье его успокоило, и на мое восклицание удивления, не очень одобрительное, он спокойно отвечал: « А я хотел посмотреть, на сколько кусков распадется эта грязная рожа».
В дни, когда ему полегче, Блок стал разбирать архивы, уничтожать часть своих блокнотов, записей. В другие дни его изводили бессонницы и кошмары.
Дом в Шахматове. Рисунок Блока с автографом. 1900 год.
Вспоминает поэт Георгий Иванов:
«Он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? — «Люба, поищи хорошенько, и сожги, все сожги».
В начале июня доктор Пекелис консультируется с коллегами — профессором П. В.Троицким, доктором Э.А. Гизе. «Было признано необходимым отправить больного в ближайшую Финляндию, — в Grankulla (у Гельсингфорса). Тогда же (в начале июня), тотчас после консультации, возбуждено было соответствующее ходатайство».
Хлопотали с просьбой выпустить поэта на лечение за границу и Максим Горький, и нарком Луначарский. Счет шел на дни, однако… Решение вопроса затягивалось. Политбюро запрещало выезд. Обращались еще и еще раз… Разрешение на выезд все-таки было дано, но слишком поздно. Как раз в день, когда был готов его загранпаспорт, Блок умер.
Рабочий кабинет Александра Блока
Вспоминает литератор Евгения Книпович:
«К началу августа он уже почти все время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого во всю жизнь не забуду. Ему впрыскивали морфий, но это мало помогало…»
Друг семьи, Самуил Алянский, писал:
«На мой вопрос, как больной, Пекелис ничего не ответил, только развел руками и, передавая мне рецепт, сказал: «Постарайтесь раздобыть продукты по этому рецепту. Вот что хорошо бы получить, — и он продиктовал: «Сахар, белая мука, рис, лимоны».
4 и 5 августа я бегал в Губздравотдел. На рецепте получил резолюцию зам. Зав. Губздравотделом, адресованную в Петрогубкоммуну. В субботу 6 авгутса заведующего не застал. Пошел на рынок и купил часть из того, что записал. Рецепт остался у меня.
В воскресенье 7 августа утром звонок Любови Дмитриевны: «Александр Александрович скончался. Приезжайте, пожалуйста».
Доктор Пекелис развел руками:
«В заключение невольно напрашивается вопрос: отчего такой роковой ход болезни? … Если всем нам, в частности, нашему нервно-психическому аппарату, являются в переживаемое нами время особые повышенные требования, ответчиком за которые служит сердце, то нет ничего удивительного. ..»
Какой же диагноз — точнее
Официальная версия его смерти была такой: Александр Блок умер «от цинги, голода и истощения».
Это был диагноз универсальный для тех лет — от голода, цинги и истощения люди умирали пачками. Но в случае с поэтом, кумиром — которому, вдобавок, и помочь толком не смогли, — этого, казалось, как-то недостаточно. В результате… посмертный диагноз Блоку не поставил разве что самый ленивый исследователь.
Авторитетный ленинградский литературовед заключил, словно припечатал: это был сифилис. И мгновенно нашлись «эксперты», ответившие своей версией: поэт умер от отравления ртутными препаратами, которыми его лечили.
Версии эти, к счастью или к несчастью, уже не услышали ни мать поэта, ни его жена, – первая пережила сына на два года, а вторая умерла в 1939 году.
Было еще заключение доктора Пекелиса: острый эндокардит, вызванный перенесенным гриппом.
Через много лет после смерти поэта, уже в брежневское время, врачи Ленинградской военно-медицинской академии имени Кирова проанализируют все свидетельства болезни Блока, и сделают вывод, что Пекелис прав: «Блок погиб от подострого септического эндокардита (воспаления внутренней оболочки сердца), неизлечимого до применения антибиотиков».
Умер Блок 7 августа. Похороны его, 10 августа, собрали тысячи горожан. И гроб несли шесть километров на руках до Смоленского кладбища: все это было поразительно для голодающего и больного Петрограда, в котором к тому времени разруха выкосила две трети дореволюционного населения. А в сентябре 1944 года прах поэта перенесли на Литературные мостки Волкова кладбища.
… И все-таки, выходит, никакой тайны в смерти поэта нет? Эндокардит, и точка? Увы, поэту и правда — дышать было нечем. И от этого поэтического диагноза не уйти.
Поэму «Двенадцать» не поняли, не приняли многие. Шахматово, родовое имение, сожжено. Расстреляны 800 бывших царских офицеров. Одну ночь в 1919-м Блок и сам отсидел в ЧК. Пять полешек по разнарядке на обогрев жилья, пайки хлеба по ордерам. Нависла угроза подселения в квартиру «двенадцати матросов» — Блок переехал с женой в квартиру матери двумя этажами ниже и наблюдал, как жена и мать ссорятся: чья очередь чистить ржавую селедку.
Сейчас любой сказал бы: стресс. Еще в 17-м Блок признавался: «Ничего впереди не вижу, хотя оптимизм теряю не всегда. Все они, «старые» и «новые», сидят в нас самих; во мне по крайней мере. Я же вишу, в воздухе; ни земли сейчас нет, ни неба»…
С женой Любовью Дмитриевной
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Смогла бы спасти Блока от гибели сегодняшняя медицина?
На этот вопрос ответила по нашей просьбе врач-ревматолог Ольга Крель, руководитель Санкт-Петербургского института клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского:
— С современных позиций можно говорить о смерти поэта, вызванной сердечной недостаточностью в результате эндокардита. Влияние стресса, тем более хронического, как фактора инициирующего и усугубляющего многие патологические процессы в организме, хорошо известно. Тем не менее уверенно диагностировать эндокардит трудно даже сегодня. Почти у половины больных болезнь не распознается…
Наиболее вероятной причиной эндокардита является инфекционный процесс. Часто болеют люди среднего возраста, причем мужчины в два раза чаще, чем женщины. А в периоды социального неблагополучия наблюдается рост заболеваемости. Так, в первые послевоенные годы заболеваемость выросла в 3-4 раза, особенно в пережившем блокаду Ленинграде.
Сегодня смертность от эндокардита — до 50%. И это при том что найдено лекарство – антибиотики. А при Блоке антибактериальной терапии еще не было, первый антибиотик выпустят только через 18 лет после его смерти…
Санкт-Петербург, улица Декабристов, 57. Дом находится на набережной реки Пряжки, сейчас здесь открыта музей-квартира Блока. Здесь он жил в 1912 и до последнего дня своей жизни 7 августа 1921 года.
Болезнь и смерть Александра Блока с точки зрения современного врача: med_history — LiveJournal
Александр Блок на смертном одре. Фото Моисея Наппельбаума.
В наших постах мы уже касались вопросов постановки диагнозов и причин смерти наших великих поэтов. Собственно говоря, по тэгу «смерть замечательных людей» уже можно найти два материала, посвященных медицинскому разбору дуэли, смерти и аутопсии Александра Сергеевича Пушкина (часть 1 и часть 2). Но, будем откровенны, с гибелью этого великого поэта всё было более-менее ясно: причина смерти – огнестрельное ранение в нижнюю часть живота, и вопросы были лишь в частностях, правильно ли оказали помощь раненому и можно ли вообще было спасть Пушкина тогда (и можно ли было бы спасти его сейчас).
А вот со смертью другого великого поэта, умершего в очень непростом для всех 1921 году, всё не так просто. Нет истории болезни, не проводилось вскрытие. Лишь краткая история наблюдения Блока последних полутора лет врачом Александром Пекелисом и странное мнение Я.В. Минца, ставящего диагноз «эпилепсия» в основном на основании стихов Блока. В результате мы можем встретить мнение о том, что Блок умер от разочарования, от тоски и т.п.
Давайте же разберемся с реальной медицинской картиной здоровья и смерти Александра Блока, собранной врачами из Военно-медицинской академии Михаилом Михайловичем Щербой и Людмилой Андреевной Батуриной (было бы классно найти их полные имена) и опубликованной в сборнике «Литературное наследство» в одном из томов, посвященных Блоку.
Итак, что мы знаем о здоровье нашего героя? Единственный ребенок в семье, избалованный, здоровый более-менее, но излишне нервный. Мать Блока, Александра Кублицкая-Пиоттух вспоминала, что с малых лет «проявлялась его нервность, которая выражалась в том, что он с трудом засыпал, легко возбуждался, вдруг делался раздражителен и капризен».
мать Блока, Александра Кублицкая-Пиоттух
Тетя Блока и его первый биограф, Мария Бекетова дополняет: «Нервность эта была очень понятна, так как Саша родился при тяжёлых условиях и родители его, особенно мать, были очень нервные люди».
Тетя Блока, Мария Бекетова
Первая серьезная болезнь случилась в шесть лет, после контакта с туберкулёзным отцом: эксудативный плеврит (воспаление плевры с образованием выпота). Впрочем, известный питерский педиатр Георгий Андреевич Каррик смог выходить Сашу так, что болезнь прошла без осложнений. Собственно,именно он заставил мальчика беспрекословно выполнять всё, что касается здоровья.
Что мы еще знаем о детских болезнях Блока? В 12 лет — отит, в 13 – корь с длительным бронхитом. В 9 и в 16 лет Блок дважды перенес нечто, что называли «пензенской лихорадкой». Может быть, малярия – по крайней мере, лечили мальчика корой хинного дерева.
Что действительно плохо – это то, что мальчик был единственным в семье, и над ним всегда тряслись, и все болезни его преувеличивали. Вот пример – к 20 годам Саша Блок – здоровый юноша, тем не менее, во время визита на воды в Бад-Наугейм мама тащит его к светилу, Владимиру Михайловичу Кернигу, чтобы тот назначил «больному мальчику» лечение. Диагноз доктора недвусмысленен: «Грешно лечить этого молодого человека». Да и все знакомые говорят о пышущем здоровье Блока. Впрочем, через пять леть проблемы начинаются. Частые простуды, жар, лихорадка. «Ставили» и лечили цингу.
Владимир Керниг
В 1909 году умирает отец – и впервые у Блока начинаются проблемы с сердцем. Николай Федорович Чигаев, приват-доцент Военно-медицинской академии ставит ему диагноз «сильнейшую степень неврастении и, возможно, зачатки ипохондрии» (отметим, что при такой матери ипохондрия там проросла уже давно – по дневнику поэта это хорошо видно).
В январе 1911 года врачи находят Блока здоровым, но весной – снова цинга, простуды. Блоку советуют удалить миндалины, снова находят его «крайне нервным», находят ему «нервного врача», заставляют пить препарат арреноль, содержащий мышьяк и бром.
В 1913 году к простудным симптомам добавляются и «меланхолия». В дневнике – «дни невыразимой тоски и страшных сумерек», «бездонная тоска», «сон тревожный» и так далее. Судя по всем симптомам, у Блока – обострения хронического тонзиллита, воспаления миндалин, которое дает интоксикацию организма, поражение нервной и сердечно-сосудистой систем. Надо, надо было Блоку удалять гланды!
Добавим, что сам Блок отмечает необыкновенную эффективность физической активности для собственного здоровья. Стоит ему уехать в деревню помахать топором, его состояние сильно улучшается. Это говорит об отсутствии органического поражения сердечно-сосудистой системы до последних лет жизни.
Убившая поэта болезнь серьезно и постоянно пришла в начале 1920 года, а врачи заговорили о ней вообще весной 1921 года. Блок жаловался на боль в ногах, одышку, «чувствовал» сердце, уставал, поднимаясь всего на второй этаж. Внешне поэт тоже сильно изменился. Вот как его описывает в последний год жизни его друг Корней Чуковский: «Передо мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими». Писатель, не видевший некоторое время поэта, даже вскрикнул при встрече. Судя по всему, заболевание развивалось стремительно.
Симптомы усилились в апреле. Врач Кремлевской больницы Александра Юлиановна Канель нашла «сильное истощение и малокровие, глубокую неврастению, на ногах цинготные опухоли и расширение вен, велела мало ходить, больше лежать, дала мышьяк и стрихнин (!), никаких органических повреждений нет».
В Петрограде у Блока находят «увеличение сердца влево на палец и вправо на 1 ½, шум нерезкий на верхушке и во 2-м межреберном промежутке справа, температура 39». Удивительно, но только две недели спустя (!!!!!) лечащий врач делает вывод: у Блока «настоящая сердечная болезнь, а не неврозы, которые бывают обманчивы». Блоку назначен полный покой.
Впрочем, какие-то лекарства ему точно назначали, ибо параллельно поэт пишет (26-28 мая 1921 года) «Сейчас у меня ни души, ни тела нет, я болен, как не был никогда еще: жар не прекращался и всё всегда болит… уже вторые сутки – сердечный припадок… я две ночи почти не спал, температура то ниже, то выше 38. Принимаю массу лекарств, некоторые немного помогают. Встаю с постели редко, больше сижу там, лежать нельзя из-за сердца». Какое-то время наступает кратковременное улучшение. Блок пишет, что «доктор склеил ему сердце». Даже пытался немного работать, разбирал архив. Но прошло две недели, и становится еще хуже. Врачам пришлось собрать консилиум.
17 июня собрались профессор женского медицинского института и Военно-Медицинской академии Петр Васильевич Троицкий, заведующий неврологическим отделением Обуховской больницы Эрнест Августович Гизе, и лечащий врач Александр Пекелис. Диагноз: острый эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца), и психастения (опять невроз!!!). А Троицкий честно добавляет: «мы потеряли Блока».
Лечение не помогало, Блоку становилось всё хуже и хуже… Горький выхлопотал разрешение на перевод Блока в санаторий – но транспортировать больного было уже нельзя.
Заключительные слова лечащего врача: «Все предпринимавшиеся меры лечебного характера не достигали цели, а в последнее время больной стал отказываться от приема лекарств, терял аппетит, быстро худел, заметно таял и угасал и при всё нарастающих явлениях сердечной слабости тихо скончался». Случилось это 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут.
Блок на смертном одре. Набросок Юрия Анненкова
Какой же диагноз ставят современные специалисты? Подострый септический эндокардит. Это медленная, «подкрадывающаяся» болезнь, поражающая чаще мужчин в возрасте 20-40 лет. Начало болезни – незаметное. Она маскируется под лихорадки, неврозы (на что и повелись врачи). В результате, в финальной стадии добавляется менингоэнцефалит (воспаление мозга и его оболочки) с неврологическими симптомами, что было у Блока и смерть от сердечной недостаточности или тромбоэмболии.
Конечно, возникает вопрос – можно ли было спасти Блока? Ответ: нет. До открытия антибиотиков прогрессирующий эндокардит приводил к смерти практически всегда. Ни бром, ни купания, ни мышьяк не могли помочь. Единственный шанс был намного раньше – если бы поэту удалили бы воспаленные миндалины, потому что эндокардит, вероятнее всего, был вызван хроническим тонзиллитом. Если бы операцию провели бы и провели бы вовремя, шанс бы был.
Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.
Александр Блок — Пляски смерти: читать стих, текст стихотворения полностью
1
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…
И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он…
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»
В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
2
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
3
Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.
А перед шкапом с надписью Venena (*Яд),
Хозяйственно согнув скрипучие колена,
Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…
Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек
Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.
4
Старый, старый сон. Из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.
Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.
Тень вторая — стройный латник,
Иль невеста от венца?
Шлем и перья. Нет лица.
Неподвижность мертвеца.
В воротах гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Проститутка и развратник…
Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.
Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?
5
Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,
Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов…
Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.
Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.
Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Улыбается.
Анализ стихотворения «Пляски смерти» Блока
Произведение из 5 стихотворений «Пляски смерти» Александра Александровича Блока входит в цикл «Страшный мир».
Квинтет создавался в период с 1912 по 1914 год. Его автору исполнилось 34 года, он женат, много пишет и путешествует. Это время отмечено душевным разладом, творческим кризисом, проблемами в семье. Поэт пересматривает основы своего творчества, происходит ломка мировоззрения. По жанру – аллегория, макабр, по размеру – ямб и хорей с охватной и перекрестной рифмой, в 3 стихе – рифма смежная. «Как тяжко мертвецу среди людей»: лирический герой – мертвый чиновник. Не только душой, но и телом. Навязчивый образ «лязга костей», который заглушается суетой повседневности. На самом деле, его нельзя не различить – но и «живым» нет до этого дела, они находятся в пограничном состоянии. Да и живы ли они? Грязь марает живое и неживое, как единое целое. Город – сквозной образ всего цикла. «Страстным притворяться»: игра страстей, амбиции – тяжкое бремя для того, кому нет покоя в могиле. А ведь его жизнь прошла, как у всех. Что же гонит его из могилы? «Могила холодна». С себе подобной подругой он забыться не может. Нужен обманчивый свет пестрых человеческих занятий. Суета пожирает его и после смерти. В этом стихотворении, его лексике, чувствуется пушкинская интонация.
«Ночь, улица, фонарь, аптека»: лирический герой – сам автор. «Все будет так»: уже спустя 5 лет жизнь в России страшно переменилась, однако, прошло время, и все встало на свои места: опять аптека, ночь, и вроде бы «исхода нет». Мотив переселения душ: повторится все, как встарь.
«Пустая улица. Один огонь в окне»: здесь наиболее традиционный для средневекового макабра сюжет. Скелет в плаще, еврей-аптекарь, шкаф с ядами. Подозрительное место! Аптекарь спит, но чутко отзывается на движения скелета у шкафа: крякнул, привстал. Скелет таится, как человек. Но разве он боится аптекаря? «Женщинам безносым»: и саму смерть зовут безносой, курносой, однако здесь, возможно, две сифилитички…
«Старый, старый сон. Из мрака»: и вновь готический сюжет. Кольцевая композиция. Встреча двух теней. Наблюдатель не может различить даже их пол. «Латник, невеста?» Опять «грудь бела» (белеют кости) и «нет лица»: это не просто тени, а призраки. «Шлем и перья»: атрибуты смерти в средневековом искусстве. По А. Блоку, мир безнадежно болен. «Проститутка и развратник» — его символы. Сквозной образ «горящего окна». «Ты куда?»: третий призрак – самоубийца, утопленник.
«Вновь богатый зол и рад»: гротескная история в духе средневековых пародий. А. Блок, такой далекий от социальных и близкий общечеловеческим проблемам, показывает Россию как перевернутый, мертвый, сумасшедший мир. Порядок и незыблемость – только видимость, утверждает он. Что ж, вскоре сам поэт мог в этом убедиться. Сравнения: как свинец. Анафора: вновь, усталый друг. Инверсия: гремит звонок, спешит мертвец. Риторические вопросы и восклицания.
Рубеж веков породил в творчестве А. Блока возврат к средневековому жанру плясок смерти. Фантастика прорастает в обыденности, смерть и абсурд торжествуют.
Тайна гибели Блока. Почему поэту стало «нечем дышать» | Персона | КУЛЬТУРА
«Меня выпили»
Блок восторженно принял революцию. Он призывал: «Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию», и посвятил ей поэму «Двенадцать». Поэт согласился работать на новую власть, и скоро его стали назначать и выбирать в разнообразные организации и комиссии, даже не спрашивая согласия. Постепенно Блок понял сущность большевистского порядка, он чувствовал, что «мировая революция превратиться в мировую грудную жабу», а о своём душевном и физическом состоянии говорил: «Меня выпили». Блок перестал творить: «…Я не принадлежу себе, я разучился писать стихи, думать о стихах… Я превращён в протоколиста, вовлечён в политику».
Серьёзное ухудшение здоровья стало ощущаться после суровой зимы 1921 года с «ежесекундным безденежьем, бесхлебьем, бездоровьем». В феврале, на вечере, посвящённом памяти Пушкина, Блок сказал о великом предшественнике: «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». Он говорил и о себе.
В мае 1921 года Александр Александрович слёг. Больного регулярно посещал врач Пекелис, который жил в этом же доме. Но по свидетельству Корнея Чуковского: «К началу августа Блок уже почти всё время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого всю жизнь не забыть».
Блок скончался в 10.30 утра в свое квартире на Офицерской улице, ему было 40 лет. Сейчас это улица Декабристов, а в доме находится музей-квартира поэта, открытая в 1980-м году, к столетию со дня его рождения.
Воспаление сердца
По-поводу болезни и смерти Блока с самого начала стали ходить слухи, вплоть до того, что поэт сошёл с ума. Писатель Георгий Иванов вспоминал: «Врачи так и не могли определить, чем он, собственно, был болен. Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он начал неизвестно от чего, невыносимо страдать, ему стали впрыскивать морфий… Но всё-таки от чего он умер?»
Блок скончался в 10.30 утра в свое квартире на Офицерской улице, ему было 40 лет. Фото: Commons.wikimedia.org/ ТолчанВ «Краткой заметке о ходе болезни» Александр Пекелис констатировал: «Процесс роковым образом шёл к концу. Отёки медленно, но стойко росли, увеличивалась общая слабость, всё заметнее и резче проявлялась ненормальность в сфере психики, главным образом в смысле угнетения…»
Уже в наше время специалисты реконструировали болезнь Блока именно по записям Пекелиса. Сейчас считается, что поэт «погиб от …воспаления внутренней оболочки сердца. Характерные проявления болезни:
закупорка (чаще всего тромбом) сосудов мозга, внутренних органов, кожи, конечностей. Психические перенапряжения и нарушения питания в 3-4 раза увеличивают частоту возникновения болезни».
Две могилы
На похороны собралось около полутора тысяч человек – огромная толпа для голодающего Петрограда 1921 года. Открытый гроб с телом шесть километров несли на руках. Отпевание прошло в храме Воскресения Христова. Храм сохранился до нашего времени, сейчас он реставрируется. Поэта похоронили рядом с дедом и бабушкой – Андреем Николаевичем и Елизаветой Григорьевной Бекетовыми. Блоку хотелось, чтобы могила была простой, и на земляном холмике поставили высокий белый крест.
Однако поэту, не имевшему покоя при жизни, и после смерти не суждено было упокоиться. К 20-й годовщине его смерти по инициативе Союза писателей прах решили перенести на Литераторские мостки Волкова кладбища. Как печально острили в то время: «Блока решили присоединить к профсоюзу литературных деятелей». Планам помешала война, но их реализовали в 1944 году, даже не дождавшись окончания войны. Как вспоминал известный филолог Дмитрий Максимов, ему позвонили, и сказали, что, если он поспешит, может успеть к перезахоронению. Дмитрий Евгеньевич пришёл уже к разрытой могиле. Ему досталось нёсти череп Блока, остальным было или противно, или они боялись. На новые «похороны» на Литераторские мостки Максимов не поехал.
Печальный груз доставили на Волково кладбище на подводе. Утром 28 сентября прах предали земле. Никого из членов Союза писателей при этом не было. Через два года на могиле установили обелиск.
Ну а на Смоленском кладбище существует Блоковская дорожка, и на месте первой могилы поэта вновь стоит простой деревянный крест.
Смотрите также:
«Гибель лучше всего»: жизнь-катастрофа Александра Блока
28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока, одного из самых известных русских поэтов. Про него написано много, но ни одна книга, ни все публикации вместе не исчерпывают темы. Окончательные суждения о нем не кажутся точными. Поэтому желание говорить о Блоке и загадках его жизни не ослабевает.
Добрый молодец
Поэту не обязательно быть красавцем или хотя бы внешне приличным человеком. Как правило, самое (а нередко и единственное) красивое в поэтах – это их стихи.
Блок же сбивал с толку своей красотой и безупречностью. На фоне изможденных декадентов, полубезумных мистиков и прочей художественной публики Петербурга рубежа столетий молодой Блок выглядел неуместно здоровым и неприлично полноценным человеком. Как правило, зная поэта только по стихам, люди воображали его себе либо нежным ангелоподобным юношей, либо горделивым и сумрачным Байроном. А встречали широкоплечего, крепкого, румяного и дружелюбного красавца. «Добрым молодцем» показался Блок при знакомстве Андрею Белому.
«Блок был не столько красив, сколько прекрасен», – писал поэт Борис Садовской, имея в виду, что красота проявлялась не в отдельных чертах, а во всем его облике.
Однако за идеальным фасадом скрывалось сложное переплетение внутренних проблем. Блок держал этот фасад не ради показухи или выстраивания имиджа, как сказали бы сейчас. В кругу символистов, среди которых он начинал как поэт, было принято, наоборот, выставлять напоказ все внутреннее, разрушать границу между искусством и жизнью. Блок словно бросал вызов этой модели поведения, свойственной, надо сказать, художникам всех времен.
Образ «добра молодца» подкреплялся нелицемерной любовью поэта к физическому труду: Блок умело обращался с топором, молотком, пилой и с явным удовольствием орудовал этими инструментами в родовом имении Шахматово. Это не было интеллигентским пижонством или надрывным подвигом графа Толстого, снедаемого чувством классовой вины перед крестьянами.
Александр Блок в кругу семьи в своем имении Шахматово
ТАССОдин против хаоса
В быту Блок был также непохож на типичного поэта, удивляя ценителей «несказанного» и «беспредельного» своей аккуратностью и методичностью. Где бы он ни жил, в его комнате всегда были порядок, чистота, а все документы разложены по папкам и полкам. Некоторые объясняли этот педантизм немецкими корнями Блока. Сам же он, всегда честный и точный в определениях, говорил, что это его способ защиты от хаоса.
Что такое хаос и порядок, Блок чувствовал как мало кто другой. И хаос довольно часто прорывал оборону: не только в незаметных для внешнего наблюдателя внутренних конфликтах, но и в той стороне жизни, которая была всем известна: пьянство, блуждания по самым грязным трактирам и публичным домам.
«Время от времени его тянет на кабацкий разгул. Именно кабацкий, – писал в мемуарах поэт Георгий Иванов. – Холеный, барственный, чистоплотный Блок любит только самые грязные, проплеванные и прокуренные «злачные места».
Пускаясь во все тяжкие, Блок не превращался из доктора Джекилла в мистера Хайда. Даже в самом невменяемом состоянии он оставался самим собой. «Лицо его я запомнил прекрасно, – вспоминает сын Корнея Чуковского Николай, – оно было совсем такое, как на известном сомовском портрете. Он был высок и очень прямо держался, в шляпе, в мокром от дождя макинтоше. Когда мы остались одни, папа сказал мне: это поэт Блок. Он совершенно пьян».
В загулах он топил свое недовольство жизнью и пытался найти в этой жизни что-то интересное. Слушал разговоры пьяниц в кабаках, а в борделе мог рассказывать о Гете и наблюдать за тем, как в проститутке, привыкшей к автоматическому исполнению своих обязанностей, неожиданно просыпается искренняя душа.
«Не помню случая, чтобы он дал понять собеседнику, что в каком-то отношении стоит выше его. Он был естественным в каждом своем жесте и не боялся, что его смогут понять ложно или превратно», – вспоминал поэт Всеволод Рождественский.
Конечно, в пьянстве Блока было и осознанное саморазрушение. Он честно мстил себе и миру за то, что ни он, ни мир не могут стать такими, какими нужно.
Низкое и высокое
Блок рос нервным и впечатлительным мальчиком, окруженный заботой матери и тети. Его отец, юрист и ученый Александр Блок, был в семье фигурой демонизированной: мать прожила с ним недолго, натерпелась, по ее словам, всяких унижений, развелась и вышла вторично замуж за офицера, впоследствии генерала Франца Кублицкого-Пиоттуха, с которым у пасынка сложились самые теплые отношения.
Фокстрот над бездной: 140 лет со дня рождения Андрея Белого
В юности Блок был мало похож на ту величественную мраморную статую, которой он казался многим современникам. Тогда он еще был позером, любил красоваться и лелеял актерские амбиции. Играл он плохо, хотя и добросовестно.
В 16 лет у Александра случился роман со светской львицей Ксенией Садовской, которая была старше его на 20 лет. Эта история или иные приключения молодости укрепили Блока в уверенности, что сексуальная жизнь – это «низкий жанр», который несовместим с высокой любовью. Удел низкого жанра – случайные связи или бордели.
Такое настроение усилилось после погружения в философию Владимира Соловьева, и в частности в его учение о Софии. Блок стал одержим идеей воплощения Вечной Женственности, которое может спасти мир от лжи и распада.
К несчастью для нее, этим воплощением была объявлена жена Александра Любовь Менделеева, дочь знаменитого химика. Рассчитывавшая на традиционные супружеские отношения, девушка была обескуражена отведенной ей ролью богини, Прекрасной Дамы, которой следовало поклоняться, но никоим образом не «осквернять».
Это нельзя было назвать даже обожествлением женщины. Менделеева просто стала визуализацией ранее придуманной идеи, пусть и высокой, но никак не льстившей ей.
Всё или ничего
Пытаясь объясниться с мужем, Менделеева натыкалась на стену: особенность Блока состояла в том, что построения ума, убеждения были для него важнее реальности.
С женой Любовью Менделеевой
Vostock PhotoВ итоге это привело к тому, что он перестал церемониться с жизнью, раз она не соответствовала идеалу.
24-летний Блок, автор превозносимого всеми сборника «Стихи о Прекрасной Даме», переживал крушение своей жизни. Высокая идея о Прекрасной Даме оказалась невоплотима, и, судя по тому, что он не предпринимал дальнейших попыток воплотить ее с кем-нибудь другим, виноват в этом был либо мир, либо он сам. Хотя и Менделеева была человеком не из легких.
В молодом возрасте Блок словно окончательно понял всё о своей жизни и уже не мог изменить своего мнения. Он занял позицию принципиально несчастного человека. Лишь в середине 1910-х, в годы романа с актрисой Любовью Дельмас, он пережил нечто вроде долговременного душевного подъема.
Родные Блока видели лишь семейный разлад, упрекали Менделееву в неуживчивости. По рассказам тети поэта Марии Бекетовой, Блок после женитьбы сильно изменился: «За год жизни с Любой произошла страшная перемена к худшему». Он стал резок, зол и на все уговоры уладить ситуацию отвечал, что уже ничего не поправить и что «гибель лучше всего».
Эта фраза определила жизнь Блока. «Люблю гибель, любил ее искони и остался при этой любви», – писал он в 1910 году Андрею Белому.
Огромное «нет»
Влияние Соловьева, тема «пути к свету» скоро уходят из его стихов. Спасение начинает казаться Блоку иллюзией. Хаос и мрак подчиняют себе мир.
Природная склонность Александра драматизировать ситуацию, мрачный взгляд на мир, усвоенный в молодости, усиливались атмосферой самой эпохи. Ощущение грядущего взрыва преследовало многих людей в России начала ХХ века.
Томящийся дух: 140 лет Саше Черному, поэту смешному и страшному
«Чувство катастрофичности овладело поэтами с поистине изумительною, ничем не преоборимою силою,– писал литератор Георгий Чулков. – Александр Блок воистину был тогда персонификацией катастрофы. И в то время как я и Вячеслав Иванов не потеряли еще уверенности, что жизнь определяется не только отрицанием, но и утверждением, у Блока в душе не было ничего, кроме все более и более растущего огромного «нет».
Это было больше, чем жизненное отчаяние, это был приговор себе и миру. Однако приговор не окончательный: долгое время Блок, казалось, ждал, что произойдет что-то, что опровергнет его пессимизм, отменит обреченность. Поэтому он и принял обе революции 1917 года: без восторга, как считалось в советском литературоведении, а скорее с отстраненным любопытством: «посмотрим, что из этого будет». Себя ему уже не было жалко и тем более не было жалко разграбленного имения и вообще разграбленного старого мира. Весной 1917-го Блок специально устроился в Чрезвычайную комиссию по расследованию деятельности бывших министров и прочих царских чиновников, чтобы проверить, было ли что-то ценное в том старом мире. И пришел к выводу, что не было ничего, кроме миража и самообмана.
Мраморный Аполлон
Но до тех последних революционных лет его жизни надо было дожить. И Блок, как ни странно при всей его обреченности, добросовестно этим занимался, поддерживая четкий внешний порядок, работая над стихами и статьями, сотрудничая с театром.
Не эта ли обреченность накладывала на его внешность описанный многими отпечаток неподвижности, скованности? Образ каменного Блока с лицом античной статуи, с трудом выдавливающего из себя тяжелые слова, стал хрестоматийным. На самом деле поэт мог быть «по-детски прост и мил», как писал его друг Евгений Иванов. Хорошо знавшие его люди говорили, что за «восковой недвижностью черт» скрывалась большая застенчивость.
Знаменитой была и молчаливость Блока. «Кажется, все меня знающие могут свидетельствовать о моем молчании, похожем на похоронное», – писал он Белому. Ему казалось, что нет нужды говорить – собеседник и так всё знает.
Блок не хотел говорить и делать что-то лишнее, ненужное. И он передавал это другим: в присутствии поэта люди чувствовали себя обязанными к такой же прямоте и честности. «Блок – в нем чувствовали это и друзья, и недруги – был необыкновенно, исключительно правдив», – писала Зинаида Гиппиус.
Тех же, кто видел в Блоке холодную статую, «красивого мертвеца», поэт мог удивить своими неожиданно бесхитростными увлечениями: от концертов куплетиста Самоярова до французской борьбы, бывшей в ту пору частью цирковых представлений, и американских горок в луна-парке, которым он предавался с поистине детской непосредственностью.
«Когда на Блока находил веселый стих, он мог заразительно смеяться», – говорил искусствовед Михаил Бабенчиков. И не только над стихами. В воспоминаниях актрисы Валентины Веригиной поэт часто веселится и разыгрывает друзей.
Символ
Популярность Блока и его влияние на публику в 1910-х были огромны. Поэтесса Елизавета Кузьмина-Караваева, будущая героиня французского Сопротивления монахиня Мария (Скобцова), писала, обращаясь к поэту: «вы символ всей нашей жизни. Даже всей России символ». Речь шла о страдавшей, мучившейся России.
Брак с Менделеевой сохранялся. Они оставались друзьями, хотя отношения временами бывали очень тяжелыми. Любовь Дмитриевна играла в театре. Из очередных гастролей в 1909 году она вернулась беременной. Блоку показалось, что это шанс выйти из тьмы. Он признал ребенка как своего и очень ждал его появления, чего нельзя было сказать о Менделеевой. Сын Дмитрий прожил всего несколько дней. Блок был раздавлен этой смертью: умерла очередная надежда.
При всем при том Блок не утрачивал любопытства к происходящему вокруг. Даже в тюремной камере в 1919 году он, по описанию очевидцев, вел себя как человек, которого интересовали окружающие люди и вообще все происходящее. Блока арестовали по подозрению в участии в левоэсеровском заговоре, но отпустили спустя сутки. В нем не было заметно ни испуга, ни подавленности, ни суеты.
Время молчать
Однако столь долго манившая поэта гибель подходила все ближе. Он все больше пил и все меньше писал стихов. А для человека, столь серьезно и ответственно относившегося к творчеству, как Блок, это было равносильно предсмертному состоянию. «Писать стихи я сейчас не могу, – говорил он летом 1917 года. – Не позволяет профессионализм. Ведь теперь пишут одни только Сологубы, Настасьи Чеботаревские, «Биржевка»… Больше никто не пишет и не будет писать еще долго».
В январе 1918-го он все же написал поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», свои последние стихи. «Двенадцать» мало кто понял в то время: большевикам было выгодно считать, что большой поэт поддержал их переворот, хотя они догадывались, что текст этот очень страшный. Блок не стал любимцем советской власти. Она понимала, что этот поэт пишет что-то совсем свое и служить политике, как другие, не станет.
Своими лучшими стихами в последние годы жизни Блок называл «Стихи о Прекрасной Даме».
Финал
После октябрьского переворота Блок, как и все «бывшие», жил очень тяжело, но не роптал, наблюдая, как наконец сбываются его самые мрачные предчувствия. Услышав на своих последних литературных чтениях в Москве, как кто-то назвал его мертвецом, он тихо сказал: «это правда».
С начала 1921 года поэт начал тяжело и изнурительно болеть. Несмотря на хлопоты Горького и Луначарского, власти не давали ему разрешение на лечение в Финляндии. Это разрешение пришло, когда было уже поздно: 7 августа 1921 года Блок умер.
Непосредственная причина его смерти – предмет споров исследователей. Версий много – от эндокардита до сифилиса. Что бы то ни было, оно вторично в истории человека, всю жизнь жившего с мыслью о гибели. Поэт Владислав Ходасевич написал: «Но от чего же он все-таки умер? Неизвестно. Он умер как-то «вообще», оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти».
***
В этой статье почти ничего не сказано о стихах Блока – за столетие с лишним им были посвящены тысячи книг, эссе, диссертаций и публикаций в газетах и журналах. Но без упоминания о творчестве жизнь Блока выглядит депрессивной летописью самоистязания. Только вместе с поразительными и невероятными стихами, которые создал этот человек, его история приобретает цельность, хотя и не становится менее трагической.
Читать полностью (время чтения 8 минут )
90 лет назад скончался Александр Блок
Память поэта почтили поклонники его творчества.
Ночной Петербург его глазами запомнят на столетия — мистическую лунную символику и загадочный образ Незнакомки. В музей-квартиру Александра Блока несут лилии – цветы, которые первыми легли к посмертному ложу поэта. 90 лет назад гроб с телом Блока из этой квартиры до Смоленского кладбища несли на руках шесть километров.
Анна Горегина, сотрудник музея-квартиры А. А. Блока: «Было ощущение, что он не просто поэт — его воспринимали как близкого человека, как друга».
Сейчас можно только представить, как выглядела комната Александра Блока. Свое рабочее место у окна он называл «кабинет в три шага» — развернуться было негде. Творил только в полной тишине, за закрытой дверью, в такие минуты даже друзей принимая по записи.
Анна Горегина, сотрудник музея-квартиры А. А. Блока: «Стол был всегда идеально чист, полный порядок. Для Блока творчество — это что-то очень сокровенное и тайное».
Известно, что многие строки поэт писал, прогуливаясь по кладбищам Петербурга. Шуваловскому некрополю он посвятил даже целое стихотворение «Над Озером». Теперь у могильной плиты, утопающей в папоротнике, на Смоленском кладбище Блока декламируют его почитатели.
В храме Светлого Воскресения Христова Блока отпевали в 1921 году. Сегодня вспомнить поэта и отслужить панихиду пришли десятки человек. Что же стало причиной смерти поэта, не ясно до сих пор; диагнозы были слишком разные. Сам Блок незадолго до смерти сказал: «Поэт умирает потому, что дышать ему больше нечем».
Тимур Лавронов, корреспондент: «Влюбленные в рыцаря Прекрасной дамы часто приносят сюда записки. Иногда могила просто утопает в бумажных посланиях. Блоку пишут стихи, просьбы и даже желания. По поверью, они обязательно должны сбыться».
Корреспондент: Тимур Лавронов
Breathe: Жизнь после смерти | Raleighnc.gov
«Дыши: жизнь после смерти» — это выставка и общественное мероприятие с участием четырех начинающих афроамериканских художников из Северной Каролины. Выставка исследует американскую жизнь во время и после пандемии, всемирные протесты за расовое равенство и последствия социального дистанцирования. В дополнение к другим работам, художники Уильям Пол Томас, Джей Пи Джермейн Пауэлл, Телвин Уоллес и Кларенс Хейворд каждый рисуют одного из других художников, чтобы продемонстрировать, как они видят друг друга, и создать возможность быть увиденными.Основная часть работы направлена на расширение прав и возможностей людей в местных сообществах через представительство.
В этих портретах есть что-то подлинное и действенное. Эти предметы считаются достаточно достойными, чтобы их рисовать и задокументировать таким образом, чтобы они могли изменить западный канон, который исторически исключает включение черных мужчин и женщин. В прошлом их постоянно делали невидимыми в соответствии со стандартом, который принимался как образцовый или исключительный. Подобно неудобному ощущению быть единственным чернокожим в переполненной комнате, скудные изображения расовых меньшинств в наших музеях, галереях и культурных учреждениях оставляют цветных людей без репрезентации и чувствуют себя посторонними.Это системное создание инаковости используется для отрицания человечности меньшинств и лежит в основе расовой несправедливости.
Томас, Пауэлл, Уоллес и Хейворд стремятся создать пространство для разговора о своих личных сообществах с помощью интимных портретов, которые побуждают зрителя к расследованию. Рисуя предметы, которые отражают личные связи художников, каждый из них находит способы прославить черную культуру и отразить более широкие интересы сообщества.
Интервью с групповым артистом
В дополнение к групповому интервью артистам было дано индивидуальное интервью о Breathe: Life After Death в рамках курируемых бесед проекта Black On Black.
Интервью будут показываться каждую среду по 16 сентября. Их можно найти ниже на страницах виртуальной галереи художников, а также на веб-сайте проекта The Black On Black и в социальных сетях.
Уильям Пол Томас
Работа Уильяма Пола Томаса сосредоточена на создании изображений для записи его жизненного опыта и наблюдений с использованием подхода, который бросает вызов стандартным методам документального кино. Более 10 лет он создает интимные нарисованные портреты обычных людей, которые он выбирает как способ признать их значение на своем жизненном пути.
Посмотреть работу Уильяма Пола Томаса и интервью с Curated Conversations
Кларенс Хейворд
Работа Кларенса Хейворда исследует культурные истины, бросает вызов стереотипам и ставит под сомнение идентичность. Кларенс считает важным «нарисовать свою правду» и использует цветные персонажи в качестве предметов в своих работах, как дань уважения своей культуре.
Посмотреть работу Кларенса Хейворда и интервью с Curated Conversations
Демонстранты, протестующие против полосы смерти Джорджа Флойда на шоссе Сан-Хосе — NBC, Лос-Анджелес
Смерть Джорджа Флойда и продолжающиеся демонстрации в Миннесоте вызвали волну действий со стороны лидеров и активистов сообщества Bay Area.
Смерть Флойда была заснята в вирусном видео из городов-побратимов. На нем изображен Флойд, невооруженный темнокожий мужчина, который делает последний вздох, в то время как белый полицейский прижимается коленом к его шее.
В пятницу днем сотни протестующих прошли маршем через центр Сан-Хосе, а затем направились к шоссе 101, где они пересекли оживленную улицу и заблокировали движение.
Демонстранты, возмущенные смертью Джорджа Флойда в Миннесоте, заблокировали оба направления шоссе 101 в Сан-Хосе в пятницу днем.
За день до этого горстка мирных демонстрантов держала плакаты и требовала правосудия для Флойда у мэрии Сан-Хосе.
«Мы просто хотим защитить жизни чернокожих», — сказала Имани Кэл, жительница Сан-Хосе, участвовавшая в демонстрации. «Каждый день кажется, что нас использует в своих интересах полиция, система правосудия».
В Ист-Бэй, десятки протестующих поздно вечером в четверг скандировали у здания полицейского управления Окленда, выражая гнев по поводу убийства Флойда.Ожидается, что еще одна акция протеста состоится в пятницу вечером в Окленде.
Четыре офицера, причастные к смерти Флойда, были уволены из отдела. Одному предъявлено обвинение в убийстве третьей степени и непредумышленном убийстве второй степени.
Демонстрации продолжаются сегодня по всей стране после смерти Джорджа Флойда, находящегося под стражей в полиции. Взгляните на некоторые сцены со всей страны.
Бывший игрок Golden State Warriors, который был хорошим другом Флойда, также высказывается.
«Это больно, человеку, больно», — сказал обезумевший Стивен Джексон, разговаривая с Крейгом Мелвином на канале NBC в четверг утром.
Джексон, ныне вышедшая на пенсию звезда НБА, игравшая за Warriors с 2007 по 2009 год, рассказал, что он был близким другом Флойда, 46-летнего чернокожего мужчины, который умер после того, как белый офицер из Миннеаполиса прижал его к земле с помощью его колено.
Джексон присоединяется к хору протестующих на улицах Миннесоты, которые называют себя движением «Мы не можем дышать».Они призывали власти арестовать уволенных бывших сотрудников полиции.
«Изменения начнутся с Джорджа Флойда», — сказал Джексон.
Дядя Оскара Гранта, Сефус Джонсон, сказал, что смерть Флойда вернула воспоминания о том, что случилось с его племянником 1 января 2000 года на станции BART Fruitvale.
Грант погиб от рук полицейского BART, что также было заснято на видео и вызвало многочисленные протесты в Окленде, которые вызвали общенациональный разговор о жестокости полиции.
«Мы боремся с пандемией и боремся с проблемой ненависти», — сказала Ванда Джонсон, мать Гранта.
Редкое совместное заявление крупнейших полицейских профсоюзов района Залива: «Мы не видим никаких объяснений со стороны правоохранительных органов или самообороны тому, что произошло. Мы также обеспокоены тем, что не видим, чтобы кто-то из других офицеров … вмешался ». @SFPD #SJPD #OPD #GeorgeFloyd
— Радж Матхай (@rajmathai) 29 мая 2020 г.
Италия говорит TikTok блокировать пользователей после смерти молодой девушки
ROME (Reuters) — Итальянский наблюдатель за конфиденциальностью данных заказал видео-приложение TikTok Пятница, чтобы заблокировать учетные записи любых пользователей в Италии, возраст которых не удалось подтвердить после смерти 10-летней девочки, которая использовала приложение, принадлежащее китайцам.
ФОТО ФАЙЛА: логотип TikTok изображен возле головного офиса компании в США в Калвер-Сити, Калифорния, США, 15 сентября 2020 г. REUTERS / Mike Blake
В заявлении регулятора говорится, что, хотя TikTok обязался запретить регистрацию Тем не менее, для детей младше 13 лет это правило было легко обойти.
В результате было заявлено, что TikTok должен был заблокировать непроверенные учетные записи пользователей как минимум до 15 февраля, ожидая дополнительной информации.
Представитель TikTok в Италии заявила, что компания анализирует сообщение, полученное от органа.
«Конфиденциальность и безопасность являются абсолютными приоритетами для TikTok, и мы постоянно работаем над укреплением наших политик, наших процессов и наших технологий, чтобы защитить наше сообщество и, в частности, молодых пользователей», — сказала она в комментарии по электронной почте.
Принадлежащий китайской ByteDance, TikTok быстро набирает популярность во всем мире, особенно среди подростков.
Решение было вынесено после того, как девочка умерла от удушья в Палермо, Сицилия, в случае, который потряс Италию.
Ее родители сказали, что она принимала участие в так называемом испытании затемнения на TikTok, надевая пояс на шею и задерживая дыхание, записывая себя на свой телефон.
«TikTok был ее миром. И YouTube. Вот как она проводила свое время », — цитирует слова отца девочки Анджело Сикомеро в субботней газете Corriere della Sera.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Прокуратура начала расследование возможного подстрекательства к самоубийству и пытается выяснить, приглашал ли кто-то девушку принять участие в этом испытании.
«Сторожевой пес решил в срочном порядке вмешаться после ужасного случая с 10-летней девочкой из Палермо», — заявили власти.
В нем говорится, что TikTok запретили «дальнейшую обработку пользовательских данных, для которых нет абсолютной уверенности в возрасте и, следовательно, в соответствии с положениями, касающимися возрастных требований».
Официальный представитель сказал, что это означает, что пользователи непроверенных учетных записей больше не смогут загружать видео или взаимодействовать с другими людьми на платформе.
Наблюдательный орган заявил, что в декабре он выразил озабоченность TikTok по поводу того, что он назвал серией нарушений, включая утверждения, что фирма не смогла защитить несовершеннолетних.
Он добавил, что сообщил властям Ирландии о своем решении, потому что TikTok объявил, что будет управлять своими европейскими операциями из Дублина.
Дополнительные репортажи Эльвиры Поллиной и Валентины За; Под редакцией Гизельды Ваньони, Алистера Белла и Гарета Джонса
«Мы оплакиваем трагическую смерть Джейка:» По словам официальных лиц, подросток из Фэрфилда погиб в аварии на острове Блок-Айленд
В воскресенье в автокатастрофе в Род-Айленде погиб ученик средней школы Фэрфилд Ладлоу. по словам чиновников.
В заявлении директора школы Грега Хатциса говорится, что 16-летний Джейк Панус погиб в результате аварии на острове Блок. Позже Хатцис сказал, что во время аварии в машине находилось пятеро студентов Ладлоу.
«С тяжелым сердцем мы выражаем свое сочувствие и молитвы семье и друзьям ученика средней школы Fairfield Ludlowe Джейка (Джексона) Пануса, который скончался в воскресенье в результате автомобильной аварии», — сказал Хацис. «Джейк был хорошим учеником, хорошим другом для многих и хорошим товарищем по футболу и командам по лакроссу, в которых он играл.”
Полиция штата Род-Айленд сообщила, что еще один несовершеннолетний пассажир был серьезно ранен. Они не сразу раскрыли его имя, личности других пассажиров или несовершеннолетнюю девушку, которая была арестована по обвинениям, в том числе за вождение в нетрезвом виде или наркотиках.
По словам капитана полиции Фэрфилда Роберта Каламараса, в воскресенье полиция штата Род-Айленд связалась с департаментом по поводу инцидента.
«Полиция Фэрфилда была уведомлена поздно (в воскресенье) днем, что одна из жертв столкновения была жителем Саутпорта», — сказал Каламарас.«Мы помогли с уведомлением семьи по запросу полиции штата Род-Айленд».
Полиция штата Род-Айленд сообщила, что военнослужащие и полиция Нью-Шорхэма отреагировали на серьезную автомобильную аварию около 12:30. Воскресенье. Они сказали, что один мужчина, которого теперь называют Панусом, умер, а несовершеннолетний пассажир мужского пола был доставлен в больницу с «серьезными травмами».
«На месте происшествия была обнаружена несовершеннолетняя женщина-оператор, она содержится в учебной школе Род-Айленда и будет представлена в суд по семейным делам во вторник», — сообщила полиция штата.
Водителю, личность которого не установлена, было предъявлено обвинение в вождении в состоянии алкогольного опьянения или наркотиков, повлекшем смерть, вождении в состоянии алкогольного опьянения или наркотиков, повлекшем за собой серьезные телесные повреждения, вождении с опасностью, повлекшем за собой смерть, и в управлении автомобилем с опасностью, повлекшие за собой серьезные телесные повреждения.
Государственная полиция заявила, что расследование крушения продолжается.
В своем заявлении Хацис сказал, что Панус посещал региональную профессиональную школу аквакультуры Бриджпорта часть своего дня, а Ладлоу — остальное.Он сказал, что в школе будет , где будут проводиться консультации, как личные, так и виртуальные, для друзей, нуждающихся в поддержке.
«Как школьное сообщество, мы оплакиваем трагическую смерть Джейка и сделаем все, что в наших силах, чтобы поддержать тех, кто страдает в результате этого», — сказал он.
Штатный писатель Джим Шэй внес свой вклад в этот отчет.
Аудиокнига недоступна | Слышно.com
Evvie Drake: более
- Роман
- От: Линда Холмс
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- От Каролина Девушка на 10-12-19
Блокада правой ножки пучка Гиса, стойкое повышение сегмента ST и внезапная сердечная смерть: отчетливый клинический и электрокардиографический синдром: многоцентровый отчет
Цели .Цели этого исследования состояли в том, чтобы представить данные о восьми пациентах с рецидивирующими эпизодами прерванной внезапной смерти, необъяснимой известными в настоящее время заболеваниями, общие клинические и этектрокардиографические (ЭКГ) особенности которых определяют их как имеющих отдельный синдром, отличный от идиопатической фибрилляции желудочков.
Справочная информация . Среди пациентов с желудочковыми аритмиями без структурных пороков сердца выделено несколько подгрупп. Настоящие пациенты составляют дополнительную подгруппу с этими данными.
Методы Исследуемая группа состояла из восьми пациентов, шести мужчин и двух женщин, с повторяющимися эпизодами прерывистой внезапной смерти. Клинические и лабораторные данные и результаты электрокардиографии, электрофизиологии, эхокардиографии, ангиографии, гистологического исследования и нагрузочных тестов были доступны в большинстве случаев.
Результаты . ЭКГ во время синусового ритма показала блокаду правой ножки пучка Гиса, нормальный интервал QT и стойкое повышение сегмента ST в прекардиальных отведениях от V 1 до V 2 –V 3 , что не объясняется электролитными нарушениями, ишемией или структурным заболеванием сердца.У четырех пациентов, которым выполнялась биопсия желудочков, не было обнаружено гистологических аномалий. Аритмия, приводящая к (прерванной) внезапной смерти, представляла собой быструю полиморфную желудочковую тахикардию, возникающую после короткой сопряженной желудочковой экстрасистолии. Подобная аритмия вызывалась двумя-тремя желудочковыми экстрастимулами у четырех из семи пациентов, исследованных с помощью запрограммированной электрической стимуляции. У четырех пациентов был удлиненный интервал HV во время синусового ритма. Один пациент, получавший амиодарон, внезапно умер во время имплантации кардиостимулятора желудочкового ритма.У двух пациентов аритмию контролировали с помощью бета-адреноблокатора. Четверо пациентов получили имплантируемый дефибриллятор, которым впоследствии воспользовался один из них, и все четверо живы. Оставшемуся пациенту был установлен желудочковый кардиостимулятор, а его аритмия контролировалась амиодароном и дифенилгидантоином.
Выводы . Общие клинические и ЭКГ-особенности определяют выраженный синдром у этой группы пациентов. Его причины остаются неизвестными.
Протесты против движения смертников Джорджа Флойда, достигают Башни Трампа
[Последнее: Протесты вспыхнули четвертую ночь в воскресенье .]
Тысячи демонстрантов, протестующих против смерти Джорджа Флойда, вышли на улицы Нью-Йорка на третий день субботы, перекрыв движение транспорта, подожгли полицейские машины и вступили в столкновения с полицейскими во время маршей, которая проходила одновременно во всех пяти районах города.
К раннему утру воскресенья более 345 человек были арестованы, 33 офицера получили ранения и 47 полицейских машин были повреждены или уничтожены, некоторые из них были подожжены, сообщила полиция. Также было разграблено более десятка магазинов в Нижнем Манхэттене.
В течение большей части дня и до наступления темноты толпы протестующих с плакатами и скандированием лозунгов пробирались через Гарлем, Ист-Виллидж, Таймс-сквер, Коламбус-Серкл, Джексон-Хайтс в Квинсе, район Флэтбуш в Бруклине и части Бронкс и Статен-Айленд, которые иногда кажутся движущимися независимо, но в другие моменты кажутся распадающимися, объединяются и снова раскалываются, проверяя способность полиции сохранять контроль.
Многие акции были мирными, демонстранты махали полицией горящим шалфеем или кричали:Имя Флойда, чтобы оплакивать его смерть в прошлый понедельник от руки офицера полиции Миннеаполиса. «Я здесь не для того, чтобы драться с кем-нибудь», — сказал 40-летний Элдон Жиллет, который был на улице в Бруклине. «Я здесь, чтобы бороться с системой».
Но протесты периодически становились ожесточенными: люди переворачивали мусорные баки, били витрины магазинов, поджигали полицейские машины и бросали бутылки и другой мусор в толпы офицеров.
К ночи уже произошли десятки арестов, в том числе как минимум семь за пределами Башни Трампа, где несколько протестующих отказались от официального приказа выехать с Пятой авеню на тротуары.«Никаких тротуаров!» — выкрикнули протестующие. «Это протест. Мы принадлежим улицам ».
В нескольких кварталах к югу на внешних стенах собора Святого Патрика были нацарапаны граффити.
Один из самых напряженных моментов дня — запечатлен на видео, которое быстро стало вирусным — произошло на Флэтбуш-авеню в Парк-Слоуп, Бруклин, где полицейские в S.U.V. были заблокированы толпой протестующих с желтой металлической баррикадой.
Как другие демонстранты забросали автомобиль, так и второй полицейский С.У.В., с предметами с улицы, машины внезапно ворвались в толпу. Не сразу стало ясно, был ли кто-нибудь ранен, и представитель полиции сказал в субботу вечером, что у ведомства не было комментариев к видео.
Мэр Билл де Блазио на пресс-конференции в субботу вечером сказал, что не собирается обвинять офицеров, «которые пытались справиться с абсолютно безвыходной ситуацией».
«Люди, собравшиеся в этой полицейской машине, с самого начала поступили неправильно и создали неприемлемую ситуацию», — сказал мэр.«Хотелось бы, чтобы офицеры нашли другой подход, но давайте начнем с самого начала. Протестующие на этом видео поступили неправильно, окружив полицейскую машину, точка ».
Протесты в Нью-Йорке были частью растущей волны демонстраций, маршей и столкновений с полицией от побережья до побережья. Национальная гвардия была развернута в нескольких штатах, а в городах, включая Миннеаполис, Чикаго, Лос-Анджелес и Атланту, был введен комендантский час. Но г-н де Блазио сказал, что не будет вводить комендантский час, сославшись на эффективность полицейского управления и то, что он охарактеризовал как небольшое количество протестующих в городе с населением 8 миллионов человек.
Большую часть вечера Бруклин был центром насилия. На Бедфорд-авеню в Флэтбуше около 17:30 большая группа демонстрантов столкнулась с полицией в серии уличных рукопашных схваток. Офицеры ответили дубинками и перцовым баллончиком. Полицейский вертолет пролетел низко над толпой, поражая людей порывами ветра.
После 30-минутного противостояния обе стороны, казалось, достигли перемирия, и некоторые протестующие зажгли косяки марихуаны перед офицерами, которые держали свои дубинки по бокам.
Но примерно в 18:40 между полицией и молодым человеком на велосипеде вспыхнула схватка. Несколько офицеров бросились на толпу, размахивая дубинками. Полиция утащила одного человека.
Массовые стычки произошли через день после того, как бурные протесты вспыхнули возле Barclays Center в Бруклине, где некоторые из толпы бросали бутылки и зажигательные бомбы в полицию. В пятницу было произведено более 200 арестов.
Когда город проснулся в субботу утром от изображений полицейских, яростно толкающих протестующих и горящих на улице полицейских машин, г.де Блазио осудил события вчерашней ночи, настоятельно призвав к спокойствию, заявив, что он понимает глубокий гнев по поводу расизма и убийств полиции, которые спровоцировали демонстрации.
Мэр пообещал, что все сотрудники полиции, которые применили излишнюю силу во время столкновений, будут привлечены к ответственности, и объявил о проведении независимого расследования, которое будет проведено генеральной прокуратурой штата, о том, как полиция отреагировала на протесты в пятницу вечером.
«Любой агрессивный акт по отношению к мирному демонстранту посылает совершенно неверный сигнал», — сказал г-н.де Блазио сказал на пресс-конференции, имея в виду видеоролики, которые, как представляется, демонстрируют насильственные действия полиции. «Мы не допустим такого поведения. Это неприемлемо.»
Но г-н де Блазио и комиссар полиции Дермот Ф. Ши заявили, что сотни демонстрантов пришли на митинги в пятницу вечером с намерением вступить в драку с полицией. У одного протестующего было изъято огнестрельное оружие, а у другого — кастеты. Некоторые протестующие пришли с кирпичами и бросили их в офицеров.- сказала Шиа. По словам Ши, около часа ночи в занятый полицейский фургон был брошен коктейль Молотова.
Саманта Шейдер, 27 лет, из региона Катскиллс, была арестована в связи с подбрасыванием коктейля Молотова. Ожидается, что ей будут предъявлены федеральные обвинения, заявили в субботу представители правоохранительных органов. В то время как зажигательная бомба, брошенная г-жой Шейдер, разбила заднее стекло фургона, находившимся внутри офицерам удалось выпрыгнуть.
Несмотря на то, что в субботу начались протесты, г-н Ши сказал, что опасается, что это будет «долгая ночь.
«Все расстроены», — признал он, добавив: «Но когда вы посмотрите на то, как мы продвигаемся вперед, я думаю, что все мы, рациональные умы, можем согласиться с тем, что продвижение вперед будет исходить из дискуссий, протестов, активизм, но не из-за еще большего насилия ».
Субботние демонстрации начались около 13:00, несколько сотен протестующих собрались на бульваре Адама Клейтона Пауэлла-младшего в Гарлеме.
Вызывая имя мистера Флойда, толпа двинулась к зданию 28-го участка, где столкнулась с фалангой офицеров с криками «Жизнь черных имеет значение» и «Нет справедливости, нет мира.”
Вскоре после этого протестующие направились к шоссе Вест-Сайд, остановив движение транспорта.
На Таймс-сквер собрались сотни протестующих, блокируя движение транспорта и время от времени бросая пластиковые бутылки с водой. Некоторые в толпе призвали афроамериканских офицеров присоединиться к ним.
Продвигаясь на юг через площадь, полиция произвела несколько арестов, бросившись в толпу и схватив тех, кто не успел убежать.
«Это незаконное собрание», — позвонил в мегафон один офицер.«Вы должны разойтись, иначе вас арестуют».
На Юнион-сквер отдельный поток протестующих прошел по улицам, крича, аплодируя и плетаясь среди машин. Их приветствовали восторженные зрители. Старухи выбивали горшки из окон муниципального жилого дома. Другие люди встретили демонстрантов закусками, бутылками с водой и пакетами дезинфицирующего средства для рук.
«Так много национальностей объединяются ради единства, — сказал 33-летний чернокожий Маркуель Тернер-Гилкрист.»Это очень трогательно».
Айнара Гонсалес, 35-летняя женщина из Испании, была одной из многих белых протестующих с табличками, свидетельствующими об их солидарности с Black Lives Matter. Она прочитала: «Белое молчание — это белое насилие».
«Эти убийства являются признаком превосходства белых, и они совершаются благодаря тому, что белые люди хранят молчание», — сказала г-жа Гонсалес. «Я чувствую ответственность, приходящую сюда, потому что я белый».
Когда солнце готовилось к закату, настроение возле Юнион-сквер начало темнеть.
На Пятой авеню около 15-й улицы полицейские резко образовали круг. Канистры со слезоточивым газом начали лететь, когда офицеры кричали толпе, чтобы те отступали, и выталкивали протестующих обратно на тротуар.
Всего в нескольких кварталах от нас, на 14-й улице и Четвертой авеню, группа протестующих разбила окна полицейского S.U.V., затем запрыгнула на него, когда полицейские атаковали и окружили их.
С наступлением ночи многие предприятия в Бруклине и Манхэттене подверглись вандализму, в том числе салат-ресторан Chop’t, Whole Foods возле терминала Атлантик и магазин Adidas в Сохо, где люди грабили спортивные костюмы и спортивные штаны.Протестующие на велосипедах на Бродвее возле Нью-Йоркского университета бросали кирпичи в магазины, разбивая окна в отделении Bank of America и других витринах. Один демонстрант раскритиковал разрушения, заявив: «Мы пришли сюда не для этого!»
Вскоре после 22:00 президент Трамп, который несколько дней назад намекнул, что мародеры в Миннеаполисе могут быть застрелены, получив предупреждающий ярлык в Твиттере, снова обратился в Твиттер в поддержку полиции Нью-Йорка.
«Пусть« Лучшее в Нью-Йорке »станет лучшим в Нью-Йорке», — сказал г-н.- написал Трамп. «Лучше никого нет, но им нужно дать возможность делать свою работу!»
Несколькими часами ранее на Бедфорд-авеню в Бруклине, когда неподалеку от горящей полицейской машины поднимался дым, капитан Габи Селиба, командир 61-го участка, умоляла протестующих: «Не бросайте вещи!»
Рядом с ним стоял мистер Джиллет, 40-летний житель Бруклина, который повторил сообщение и предупредил, что офицеры нанесут ответный удар, «потому что они не заботятся о вас».
Капитан Селиба и мистерЗатем Джиллет посовещался еще на несколько минут — редкая встреча на этой неделе между полицией и демонстрантами, которая выглядела скорее как сотрудничество, чем антагонизм.
Когда капитан Селиба ушел, мистер Джиллет сказал, что у него дома двое маленьких детей, и он не хочет, чтобы они или его соседи пострадали.
«Я здесь, — сказал он, — чтобы им не приходилось здесь находиться».
Шон Пикколи, Аарон Рэндл, Уильям К. Рашбаум, Эдгар Сандовал, Мэтью Седакка, Лиам Стэк и Алекс Трауб внесли свой вклад.