Авторитет бывает какой: Синонимы и антонимы «авторитет» — анализ и ассоциации к слову авторитет. Морфологический разбор и склонение слов

Содержание

Власть и авторитет: девять главных рычагов управления

Автор: Bacилий Пaвлович Пyгaчeв, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом факультета государственного управления MГУ им. Ломоносова.

 

В деловых организациях к основным свойствам власти можно отнести ее следующие проявления:

  • социальный характер. Власть не является персональным, личным свойством или атрибутом какого-нибудь лица, а существует лишь в отношениях между людьми, т.е. как социальное отношение;
  • асимметричность. Представляя собой отношение и взаимодействие различных людей, власть характеризуется неравномерностью, асимметричностью влияния, его направленностью от руководителя к подчиненному;
  • целенаправленность, или целевая детерминация власти. Власть в организации строится на основе определенных целей, прежде всего целей организации, а также руководителя и сотрудников;
  • потенциальный характер влияния ресурсов (средств) власти.
    Подчинение обычно достигается без применения средств воздействия, однако либо при угрозе (в случае наказания), либо при ожидании (в случае вознаграждения) их использования;
  • вера исполнителей в способность руководителя (носителя власти) оказывать влияние на них самих, их потребности и интересы. Без такой веры человек или руководящий орган, даже если они обладают эффективными средствами воздействия, не добьются устойчивого подчинения;
  • возможность сопротивления и даже неподчинения. Власть никогда не бывает абсолютной, поскольку человек обладает свободой выбора и может не подчиниться. В организации сила власти вообще существенно ограничена;
  • причинный, каузальный характер власти.
    Власть одного человека выступает причиной поведения другого человека, которое, в свою очередь, является следствием властного воздействия первого;
  • частичная, ограниченная властная детерминация поведения, особенно поведения в организации. Власть на предприятии никогда не охватывает всех причин поведения. Она не распространяется на личную жизнь и свободу. При желании сотрудник может уволиться и уйти с поля, на котором действует не устраивающая его власть.

 

Власть руководителя прямо связана с его авторитетом. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высоко ценимые нравственные качества), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:

  1. должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
  2. деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
  3. личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

 

Ведущее место среди указанных видов авторитета руководителя занимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и ее сотрудников.

Авторитет — это разновидность власти. Его главная особенность состоит в том, что мотивация подчинения основывается не столько на вере в обладание руководителем значимыми внешними ресурсами или средствами, сколько на вере в самого руководителя и его личностную значимость для подчиненных.

 

В зависимости от используемых ресурсов власть делится на два вида: позиционную и персональную власть. Позиционная власть

основывается на деловом авторитете, контроле за различными, в том числе денежными, ресурсами, используемыми для вознаграждения и наказания, а также за информацией и условиями труда. Персональная власть базируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме руководителя. Можно выделить следующие виды власти в организации.

 

2.1. Вознаграждение

Оно может выступать в различных формах: зарплаты, премий, повышения в должности, награждения статусными символами (герой труда, почетный мастер фирмы и т.п.), похвалы, выражения признательности со стороны руководства, предоставления возможностей для учебы, улучшения условий труда и т.д. Мотивом подчинения в этом случае является удовлетворение разнообразных потребностей и интересов

сотрудников.

Заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Вознаграждение выступает ведущим основанием власти в организации, поскольку оно связано с главной целью трудовой деятельности: получением средств для удовлетворения важнейших потребностей человека. Соответствующий вид власти, а именно власть через вознаграждение, обладает максимальной эффективностью в том случае, если награда воспринимается как заслуженная и справедливая.

 

2.2. Наказание

Снижение зарплаты, лишение премий, понижение в должности, перевод на другое место работы с худшими условиями труда, выговор, порицание, критика, увольнение и др. Власть через наказание основана на страхе перед санкциями. Наказание обычно действует как потенциальная угроза или возможность его применения.

Сила власти, базирующейся на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Работа, мотивированная наказанием, обеспечивает только минимальную производительность труда и результаты, достаточные лишь для того, чтобы избежать санкций.

Наказание эффективно тогда, когда оно воспринимается как справедливое и опирается на авторитет общепринятых норм и ценностей. В практике руководства наказание лучше использовать в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий хорошей и плохой работы. Такая контрастность усиливает привлекательность эффективного труда и непривлекательность плохой работы, а также повышает ясность понимания желательного и нежелательного поведения.

 

2.3. Деловой авторитет руководителя

Власть, основанная на деловом авторитете, т.е. экспертная власть, означает, что руководитель, по мнению сотрудников, обладает компетентностью, знаниями, опытом и умением, необходимыми для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы. Использование экспертной власти в современных условиях является одним из ведущих факторов эффективного руководства.

Это не отрицает первостепенной значимости власти через вознаграждение, выступающей как бы фундаментом всей системы отношений руководства — подчинения в организации. Именно на этом фундаменте строится экспертная власть. Иногда она может существовать в латентной, скрытой форме, когда руководитель во всем слушается своих советников, в роли которых могут выступать и близкие родственники, например жена владельца фирмы.

 

2.4. Информация

Нередко экспертную власть отождествляют с властью информационной (властью через информацию), основанной на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Безусловно, эти два вида власти тесно взаимосвязаны, особенно на личностном уровне, поскольку носитель экспертной власти отличается в первую очередь большей информированностью, необходимой для решения определенных задач. Однако экспертная власть предполагает превосходство не только в знаниях и информации, но и в навыках, умении использовать их.

Информационная же власть может иметь не только личный, но и позиционный характер, т.е. может быть связана как с индивидуальным обладанием определенными сведениями, так и с контролем над средствами их получения и передачи, над информационными потоками в целом в силу занимаемых позиций (должности). В случае информационной власти основанием подчинения служит не только деловой авторитет, но и убеждения и ценностные ориентации сотрудников, формирующиеся на базе получаемой ими информации, а также их собственные решения, детерминированные объемом и характером имеющихся у них знаний.

Информационная власть способна служить не только распространению объективных сведений, но и манипулированию, т.е. управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, путем использования специальных методов обмана.

 

2.5. Легитимация

Власть через легитимацию во многом сродни экспертной власти. Она основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих в должностной иерархии сотрудников подчиняться. Власть через легитимацию предполагает усвоение сотрудниками норм и требований организационного порядка, понимание необходимости распределения статусов и ролей для успеха коллективной деятельности.

Командование и подчинение прямо связываются здесь с занимаемыми позициями. Легитимность организационной власти переносится на ее представителей. Власть через легитимацию не всегда закрепляется жестко институционально. Руководитель может делегировать ее сотрудников для выполнения определенных задач.

 

2.6. Убеждение

Власть через убеждения частично совпадает с властью через легитимацию, а также с информационной властью. Однако в целом эта разновидность власти имеет более широкие основания. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.

Убежденность подчиняться руководителю не обязательно вытекает из его легитимности. Она может быть результатом разъяснительно-воспитательной работы или осознания организационной и(или) общественной пользы, может вытекать из религиозных, нравственных и(или) патриотических убеждений. Власть через убеждения чаще используется в экстремальных ситуациях, когда от сотрудников требуется большое напряжение сил, порою выходящее за рамки закона.

 

2.7. Идентификация

Власть через идентификацию сотрудников с руководителем, группой или организацией нередко вырастает из власти, основанной на интересах, убежденности и авторитете. Идентификация — это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Она проявляется в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать поведение. В этом случае достигается максимальная сила власти, руководитель воспринимается подчиненными как их представитель и защитник, а его распоряжения — как общее, важное для всех дело. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться несколькими причинами:

  • реальной двойственностью положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство), и ее объектом (исполняют его решения). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
  • общностью интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновением у последнего чувства единения с первым и(или) со всей организацией;
  • харизмой руководителя, его необычно высокими, по мнению подчиненных, личными качествами;
  • воспитательным (в том числе манипулятивным) воздействием и влиянием культуры, характерной для организации и ориентированной на формирование у ее членов преданности организации и корпоративного самосознания, чувства коллективного «мы». Культура организации как фактор коллективной идентификации широко используется в практике японского менеджмента, рассматривающего преданность организации, усвоение ее символов и ценностей в качестве одного из важнейших условий успеха.

 

2.8. Привычка к подчинению

На власть через привычку опираются многие виды власти (власть через легитимность, власть через идентификацию и др.) Привычка была одним из ведущих мотивов организационного подчинения в традиционных обществах, где руководитель уподоблялся главе семейства, а подчиненные — беспрекословно повинующимся ему детям.

Более всего власть через привычку проявляется в стабильных коллективах с длительным стажем работы руководителя и сотрудников. Здесь распоряжения руководителя, часто даже выходящие за рамки его прав и компетенций, могут длительное время выполняться по привычке, без каких-либо рассуждений и сомнений.

Привычка — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с новыми требованиями. Власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», т.е. что власть изжила себя и руководитель недостоин повиновения. В современном обществе сфера власти через привычку постепенно сокращается.

 

2.9. Организационная экология

Некоторые авторы выделяют в качестве особой разновидности экологическую власть, или власть через изменение рабочей среды. Основанием этой власти служат интересы людей. Ее суть состоит в сознательном формировании руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Экологическая власть проявляется в форме контроля над рабочей ситуацией и влияния, благодаря этому, на сознание и поведение сотрудников. Ей присущ косвенный, опосредованный условиями труда характер воздействия. В известной степени ее можно трактовать и как власть через вознаграждение в форме улучшения условий труда и обогащения его содержания, и как власть через наказание, т.е. ухудшение условий и обеднение содержания труда.

Однако, в отличие от этих видов власти, предполагающих знание работниками позитивных или негативных санкций за соответствующие виды поведения, экологическая власть может проявляться и в форме не ожидаемых работниками превентивных действий руководителя с целью соответствующим образом воздействовать на них. Например, руководитель может существенно повысить степень лояльности сотрудника и добиться послушания с его стороны, создав ему лучшие, чем у других, условия труда и отдыха.

Рассмотренные основания и виды власти тесно взаимосвязаны, а некоторые даже частично совпадают. Их знание помогает руководителю выбрать оптимальные из них для конкретной ситуации и точно наметить варианты их использования.

 

Изучите всю власть и пути во власть с помощью курса «Кратология: наука о власти»:

Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

как завоевать авторитет в школе

Вчера я забирала 10-летнего Луку из школы, зашла в класс и спросила его одноклассников: “Ребята, как можно завоевать авторитет в вашем классе? Каким должен быть человек, чтобы вы его уважали?” Все дети хором ответили: “Крутым!” “Ага”, – сказала я. – А что такое быть крутым?” Вот тут мнения ребят разошлись. Кто-то сказал: “самым сильным”, кто-то – “очень богатым”, по некоторым версиям необходимо быть очень умным и хитрым, чтобы всеми манипулировать. А мой сын сказал: “Надо быть честным и весёлым”. Собрав все эти мнения воедино, я задумалась. А разве не те же качества нужны и взрослому человеку, чтобы занять достойное место в своей среде?

Считается, что дети – люди жестокие и бескомпромиссные. Но ведь, с другой стороны, они и более чуткие и чистые души, ещё не заштампованные условностями и рутиной существования в социуме. И законы, по которым они общаются между собой, – это те же законы, что и во взрослом мире, только, пожалуй, утрированные, словно под лупой. Мой сын – популярный в школе мальчик. В прошлом году его выбрали королём класса и целый день таскали на руках. Мне, возможно, вовсе и не хотелось бы, чтобы он так высовывался, чтоб у него корона на ушах висела, но кого я обманываю?

Сама всю жизнь была заводилой во всех школьных делах и сомнений в том, что мальчик унаследовал мою харизму, нет вообще. И хотя первые месяцы в первом классе давались ему нелегко, с точки зрения учёбы, общение с одноклассниками пошло сразу. Ему нравится смешить, придумывать и по-доброму хулиганить. При этом, у него обострённое чувство справедливости – он готов разбить нос любому за “нечестно”. А ещё он не глуп, и у него развитые фантазия и речь, благодаря которым он может увлечь и заболтать даже самых “дубовых” сверстников. Глядя на него, я делаю вывод, что любой ребёнок не станет изгоем в классе, если он – интересный человек. Значит, нужно развивать его интеллект и фантазию и поощрять в нём чувство юмора.

Научите вашего ребёнка взаимовыручке и участию: человек, который помогает другим, всегда вызывает симпатию. По моим наблюдениям, двоечники сейчас в школе не в моде. Приветствуйте активное поведение ребёнка на уроках, но помните, что он не может быть тихоней дома и активным в школе. Не одергивайте ребёнка, даже если вам кажется, что он слишком ярко выражает себя или слишком громко озвучивает свои успехи и знания. Хвалите, хвалите и хвалите!

Дети, как и взрослые, бывают разные, и вовсе не всем нужен в классе безусловный авторитет. Далеко не все хотят быть лидерами. Но это не значит, что вашему ребёнку светит судьба забитого тихони. Чувство собственного достоинства – это то, что поможет ребёнку занять должное место в коллективе. И воспитать это чувство способны только родители, которые уважают своего ребёнка, чутко относятся к его способностям и потребностям, дружат с ним и не пытаются его переделывать под себя. Если ребёнок имеет своё место, свой голос и свои права в семейной иерархии, он не потеряется и в любом другом сообществе.

Когда дети говорят, что надо быть “крутым”, по-моему, они имеют ввиду, что надо быть способным на поступок. А связано это не столько с лидерством, сколько со степенью уверенности ребёнка в себе, его умением ладить с миром и самим собой. Выстраивать эту коммуникацию , безусловно, должны учить родители.

И ещё. В школе, как нигде, очевидной становится библейская заповедь о том, что поступать с ближним надо так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Надо напоминать об этом детям как можно чаще.

Как говорил мой незабвенный отчим, царство ему небесное: “Ты делай хорошо, а плохо само получится”.

из чего складывается авторитет руководителя

Руководителем быть трудно — ответственность гораздо выше, чем у специалиста линейного уровня. При этом отвечаете вы уже не только за свои действия и решения, но и за действия команды. Во многом успех зависит от вашего авторитета. Как его добиться?

Геннадий Самойленко, основатель компании Online Personal:

Любому лидеру для успешного управления коллективом и бизнес-процессами нужны четыре качества: сила воли, харизма, коммуникабельность и интуиция.

Воля — то, что помогает справляться с текущими делами, если не хватает мотивации. Сила воли нужна и для успеха в карьере, и для авторитета в коллективе. Слабовольный руководитель никогда не будет авторитетным.

При этом важно сочетать волю с гибкостью, спонтанностью. Можно быть волевым, но гибким при принятии решений, толерантным, лояльным с подчиненными и начальником. Бывают люди гибкие, но неволевые. Это когда ты принимаешь точки зрения и взгляды других людей, но при этом сам сделать ничего не можешь. Воля — это всегда признак взрослости.

Гибкости можно учиться. Достаточно найти техники и запустить пусковой механизм.

Эдуард Остроброд, вице-президент компании Sela:

Для авторитета всегда надо держать слово. Если вы обманете — потеряете лицо.

Нужно поощрять подчиненных за их достижения, уважать и ценить их — и тогда они сами вырастят ваш авторитет лидера.

Часто в компаниях можно наблюдать следующее: линейный сотрудник высказал рациональную идею или осуществил проект, но похвалили за это не его, а его начальника. И премию дали ему же. Авторитету руководителей это не способствует.

Подорвать авторитет могут не только манипуляции, ложь, невыполнение обязательств, но и просто антипатия, обыкновенное безразличие к людям, неприветливость, бессердечие.

«Серьезно подорвать авторитет могут непорядочность, закулисные игры, которые становятся известны коллективу, «нечистоплотность», — соглашается Анастасия Лобарева, директор по персоналу компании «ДМС». — То есть общечеловеческие вещи — когда руководитель ведет себя непорядочно и люди про это знают».

Евгения Чернышева, сооснователь и член совета директоров проекта X-Game project:

Один из важнейших для авторитета в коллективе навык — умение коммуницировать. Путей обучения коммуникативным навыкам множество. Это и тренинги, и мастер-классы, и специальная литература. Во многих книгах приведены конкретные упражнения. Но недостаточно прочитать книгу — важно применять эти навыки в жизни.

Проследите за собой — как вы общаетесь с людьми? Начните выполнять упражнения — со временем сможете повысить свой уровень коммуникативной культуры. Но это не значит, что надо слепо следовать советам. Используйте то, что импонирует и подходит именно вам, — найдите свою изюминку и развивайте ее. Например, некоторые отлично выстраивают коммуникации с помощью чувства юмора или умения импровизировать.

Анастасия Хрисанфова, директор по управлению персоналом, основатель сообщества HRDome:

Ошибка многих руководителей — занимать экспертную позицию свысока и по всем вопросам ставить себя выше других. И всем указывать только на недостатки. Но если вы признаете сильные стороны сотрудников и концентрируетесь именно на сильных сторонах, даете развивающую обратную связь, то это тоже работает на ваш авторитет. Люди будут приходить к вам, зная, что вы поможете разрешить их проблему, выслушаете, а не будете сразу критиковать и показывать, какой вы умный и профессиональный.

Анастасия Лобарева, директор кадрового агентства «Кадры-54»:

Даже лидер, хорошо относящийся к людям, может совершить ошибку. Например, вы не выдержали и резко раскритиковали сотрудника на совещании. Но того, кто способен публично признать ошибку и исправить ее (в частности — сказать на другом совещании, что в прошлый раз погорячился и поторопился с выводами), сотрудники будут уважать намного больше, чем того, кто делает ошибки и никогда их не признает публично.

Алла Протас, бизнес-тренер:

Лидер должен обращать внимание на два параметра в своей деятельности — результативность в смысле бизнес-целей и коммуникации с коллективом. Стиль управления зависит от того, каков баланс этих двух параметров.

Если есть крен в сторону бизнес-целей (то есть руководитель фокусирует свое внимание на результативности, а на психологический комфорт в коллективе не обращает внимания), то его могут воспринимать как сухаря. Его профессиональный авторитет будет высок, но симпатию он в коллективе вызывать не будет. Тем не менее на определенных этапах важнее в первую очередь построить бизнес-процессы в компании, а уже во вторую очередь работать над комфортными отношениями в коллективе.

Если крен наблюдается в сторону построения отношений, открытости и дружелюбия, эмоциональной сферы, а бизнес-цели остаются в стороне, то в коллективе может быть замечательная атмосфера, но компания не будет процветать. Такого руководителя могут любить, но профессионально он уважения не вызывает.

Чтобы быть хорошим руководителем, недостаточно быть глубоким специалистом в той профессиональной сфере, где вы работаете. Нужно еще иметь развитые чисто руководительские навыки. Согласно исследованию HeadHunter, среди самых дефицитных навыков руководителей — умение работать с людьми, неконфликтность, а также лидерские качества. Это то, что стоит «прокачать», чтобы быть конкурентным на рынке талантов.

Успехов! И большого авторитета.

Авторитет офицера и прапорщика

Под авторитетом принято понимать социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей — руководителя на руководимых, учителя — на учеников, командира -на подчиненных, коллектива — на личность, вышестоящего органа -на подчиненную организацию.
Это слово латинского происхождения, его значение — достоинство, сила, власть. Следовательно, понятие авторитет сходно с понятием лидерство.
В каждом воинском коллективе, как правило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразными носителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. В научной литературе говорится, что авторитет бывает должностным, моральным и профессиональным.
Должностной авторитет — это воздействие командира на коллектив властью, данной ему должностным положением.
Моральный авторитет — это проявление нравственных, духовных качеств лидера. Человек, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением.
Профессиональный авторитет присущ, скажем, офицеру или прапорщику, в совершенстве владеющему своей специальностью, всем комплексом порученного дела.
Процесс становления авторитета проходит определенные стадии:
• воздействие внешних факторов;
• проявление желания подражать начальнику;
• подтверждение собственного авторитета.
Исключительная роль принадлежит авторитету командира в армии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения. В наше время роль командира-единоначальника еще больше возросла. Современный бой требует небывалого напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение.
В социальной психологии в последние годы наметилась классификация руководителей групп (коллективов) в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, в частности, руководители: авторитарного, демократического, либерального стилей.
Однако полное и правильное представление о типичной личности руководителя нельзя получить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми — морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскими качествами.
Более точной представляется следующая классификация руководителей:
• истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности;
• преимущественно авторитарный;
• преимущественно либеральный;
• псевдоавторитетный.
Отмечая личные качества, от которых зависит истинный авторитет офицера, прапорщика, следует особо выделить его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь. Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности и настойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремления понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта, трезвая оценка удач и ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно также, чтобы офицер умел учитывать опыт, знания подчиненных. Все это обеспечивает ему успех в деятельности и истинный авторитет среди воинов.
Абсолютное большинство наших офицеров, прапорщиков благодаря высокому уровню военно-технической и психологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Они пользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с тем жизнь показывает, что некоторые, особенно молодые офицеры, прапорщики, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета. Некоторые их виды мы рассмотрим ниже.
Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, что каких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок для существования подобного авторитета в нашей армии нет. Но даже единичные его проявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность между начальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувства личной приниженности и трусости, у других — чувства протеста и неуважения к руководителю.
Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий, искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания.
Псевдоавторитет чванства. Чванливый руководитель формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике.
Псевдоавторитет педантизма. Отдельные начальники создают в части, подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть требовательного отношения к людям. Все это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся с требованиями устава и здравым смыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность.
Бывают, например, случаи, когда отдельные командиры стремятся внести искусственную, не предусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностей всю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных.
Псевдоавторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной нравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники стремятся всегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания.
Псевдодемократический авторитет имеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитет подкупа, посула. Отдельные молодые офицеры, прапорщики полагают, что они могут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности.
Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и, любовь военнослужащие питают к высокотребовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам и начальникам.
Авторитет как любое явление общественной психологии динамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный.
В солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера, прапорщика, его умения работать с подчиненными. Авторитет офицера, прапорщика необходим для успешного решения задач боевой подготовки. Ведь чем больше авторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможности повышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений, частей.
Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру (прапорщику) на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет. Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороны старших товарищей. Очень плохо, что некоторые старшие начальники проходят мимо недостатков того или иного офицера, прапорщика, не помогают преодолевать их. Авторитет офицера, прапорщика — это результат их упорного труда, собственное развитие личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников.

Воспитание как организованный процесс прямого и опосредованного воздействия на личность воина и воинский коллектив осуществляется с помощью различных методов.
Методы воспитания — это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.
Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на воинов. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его — яркое проявление педагогического мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воина и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой — не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.
Отмечая творческий характер применения методов, А. С. Макаренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей системы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.
Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему).

Каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
Поэтому воин, общаясь с товарищами, знакомясь с жизнью современников, с боевыми традициями части, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Он действует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Психологической основой примера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Для воинов подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер.
В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:
— непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
— формирование желания действовать по образцу;
— синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.
Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.
Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных начальников. При целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.
Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «Слово — учит, а пример ведет» — гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель».
Молодой солдат или матрос, попав в незнакомую для него обстановку воинской части или корабля, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение — пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных во всем.
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Кроме того, его действенность находится в зависимости от умения офицера убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся — между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится ровно и доброжелательно.
Чтобы воспитывать высокие моральные качества у других, надо самому обладать ими.
Воспитательная работа — одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением воспитателя.
Следуя положительному примеру, подражая ему, воины тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.
Во-первых, личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинского труда, высокой инициативностью и самостоятельностью офицера.
Во-вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему.
В-третьих, личный пример имеет большую наглядность. Поведение офицера — пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.
Командир (офицер-воспитатель) обязан показывать пример буквально во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высокие морально-боевые качества.
В-четвертых, личный пример -очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания.

«Тайванчик» прокомментировал закон об ужесточении наказания для криминальных авторитетов

17:50 Фев. 14, 2019 23763 0

Фото: РИА Новости / Екатерина Чесноков

Ранее Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о новой статье Уголовного кодекса под названием «Занятие высшего положения в преступной иерархии».

Наказание по ней предполагает от 12 до 20 лет заключения.

Как сообщил «Говорит Москва» криминальный авторитет «Тавайнчик» (настоящее имя Алимжан Тохтахунов), он не понимает необходимости подобной меры. По его мнению, устройство криминального мира изменилось.

«Я не понимаю, что значит “высшая иерархия преступного мира”. В принципе, преступности уже нет. Вся преступность в бизнесе, а на улице уже преступного мира нет, а если есть что-то, то случайное. Какие иерархии? Что такое “криминальный авторитет”? Есть авторитетные люди, которые какую-то жизнь прошли, опыт имеют; ты порядочный человек, тебе верят, твоему слову верят, приходят к тебе с просьбой о помощи. Они вам подсказывают: это делаете, это не делаете. Что значит “криминальный авторитет”, тем более, преступный? Такого не бывает».

«Тайванчик» считает, что сажать человека только за то, что его посчитали «криминальным авторитетом» – это неправильно.

«Сажать надо за что-то. А придумать ему что-то – это что значит? Это же неправильно. Если ты сделал преступление, то ты должен сидеть, если тебя поймали. А если к тебе придут и скажут, что ты преступный авторитет, и тебя сажают или придумывают статью, то это неправильно».

Тохтахунов также прокомментировал инициативу сажать в тюрьму за участие в собраниях преступного сообщества.

«Какие собрания могут быть у преступников? Если трое собрались, кушают, выпивают и смотрят футбол по телевизору, то это можно подравнять под то, что вы устроили сходняк. Это неправильно будет. У кого-то день рождения. У него есть друзья детства, которые были уличными ребятами. Сегодня кто-то семью имеет, где-то работает. Ну они были, к примеру, судимые. Собрались. Никто сегодня никому не нужен. Все любят Россию, все любят родину. Если  соберутся, то только обсуждают бытовую жизнь. И теперь за это судить будут что ли? А какая преступность-то? Если раз в год происходит громкое преступление, связанное с преступниками, это сразу на корню ловится и сажается. Преступные времена уже прошли. Вы же видите сами. Сегодня где преступления? В больших бизнесовых делах: коррупция, моррупция… Уличных нет сегодня преступлений почти что. Откуда сегодня преступления, какие-то сообщества, мафия? Это всё больше накручено».

«Тайванчик» добавил, что сейчас чиновники и представители власти в России совершают больше правонарушений, чем участники преступного мира.

«Вы сами видите. Это же так, получается. Они связаны конкретно с деньгами.

Во всём мире есть банюдюганы, хулиганы, воры. Всё так у нас, как в остальном мире. У нас даже, может быть, почище, получше».

Новый документ также предполагает ужесточение наказания по другим частям статьи 210 УК: «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём (ней)». Сейчас в российском законодательстве нет термина «криминальный авторитет». Вместо него употребляется понятие «лицо, занимающее руководящее положение в преступной иерархии».    

 

[PDF] О родительском авторитете — Free Download PDF

Download О родительском авторитете…

О родительском авторитете Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель. Наконец, сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди. Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на

каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, — то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом ,которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает. Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумно организованной семьей. Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но пожалуe, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они — самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа — начальник, мой папа — писатель, мой папа — командир, мой папа знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречаются такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт — всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей. Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работаю но работают, как бюрократы. Они уверены в том что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их — это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся

что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребёнка, потом обнаружилось, что ребёнок не так виноват, как казалось сначала, — папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребёнка он видит нарушение порядка и законности и пристаёт к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье. Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети — это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета. Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок…» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок

начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт. Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения. [5 стр. 189-214] В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно

раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем не сравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это — не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода,- значит, вы воспитали его правильно. Но вы — не только гражданин. Вы — еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играми во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребёнка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешёвым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдёт незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. Авторитет знания необходимо приведёт и к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего

ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу насторожённость, внимание и доверие к его силам. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове. [6 стр. 53] Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Авторитет руководителя. Как заслужить и удержать

01 ноября 2016 в 18:57

Макс Вебер выделил и объяснил три различных типа полномочий:
Три типа полномочий Вебера
Традиционный Харизматичный Юридический-Рациональный
Источник энергии Узаконено давним обычаем По личным качествам руководителя Власть находится в офисе, а не в человеке
Стиль руководства Историческая личность Динамичная личность Бюрократические чиновники
Пример Патриархат (традиционные должности) Наполеон, Иисус Христос, Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг-младший. Президентство США и Конгресс

Современный британский парламент