Активность в психологии личности: Активность личности | Понятия и категории

Содержание

Активность личности | Понятия и категории

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная (неадаптивная) — способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В. А. Петровским. Активность надситуативная выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

Активность познавательная — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой активности познавательной является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня активности познавательной — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др.

при выполнении общественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Активность социальная реализуется в виде социально полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем активности социальной выступает человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности активность социальная развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, активность социальная может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень активности социальной зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 8-9.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Библиографическое описание:

Канаева, Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1856/ (дата обращения: 15.04.2021).

Проблема активности личности не является принципиально новой для психологической науки, однако её актуальность не вызывает сомнений.

Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности [2, с. 67].

Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью.

Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшении собственного благосостояния и благополучия общества.

Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром З.Фрейдом – основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе его учения лежит биологическое начало в человеке[2, с.68].

Способность активно «выстраивать» собственное бытие, быть его субъектом, признаётся одной из центральных характеристик человека в рамках различных исследовательских направлений. Начиная с 80-х годов, в отечественной психологии значительно возрастает интерес к исследованиям проблемы активности. Изучается структура, динамика различных видов активности – познавательной, интеллектуальной, волевой активности, установки и активности (Лисина, 1982; Матюшкин, 1982).

Исследования активности в системе её проявлений прослеживаются в интегративных концепциях индивидуальности человека (Ананьев, 1977; Абульханова, 1999), а также в психологии субъекта (Брушлинский, 1994)[6, с.3].

Разрабатывая проблему активности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении – сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека.

В психологии имеется богатый опыт теоретического и экспериментального изучения активности, который может стать основой современного рассмотрения проблемы внутренней активности личности.

Активность соотносится с такими понятиями, как «мотив», «воля», «действие». Рассуждая о соотношении понятий «активность» и «мотив», К.К. Абульханова-Славская отмечает: «Из арсенала внутренних характеристик личности особую роль в активности играют её мотивы… Активность, охватывая всю сферу социально-психологических взаимодействий личности, «представлена « совокупностью мотивов… В активности всегда представлена иерархия мотивов, их «первоочерёдность». А.Н.Леонтьев связывает активность с целенаправленным поведением и отмечает, сто осознаваемой она становится в результате « сдвига мотива на цель».

Исследования П.К. Анохина, И.А. Бернштейна подтверждают концепцию, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделён способностью к сознательному выбору его форм.

Воля понимается как особая форма активности человека, включающая сознательную регуляцию. Подчёркивая особую роль воли в мотивационных процессах, С.Л. Рубинштейн писал: «В действительности всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение»[4, с.253].

Рассматривая соотношение «активности» и «деятельности» выделим два подхода. Один из них (А.Н. Леонтьев) рассматривает активность в рамках деятельности – как внутреннюю предпосылку её самодвижения. При этом категория деятельности редуцирует иные формы активности. Другой (С.Л. Рубинштейн) рассматривает активность как генеральную характеристику субъекта, как посредника между деяниями личности и требованиями общества, как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Вместе с тем зачастую одни и те же авторы используют одно и то же понятие в «широком» и «узком» планах, меняя их логический объём и определяя одну категорию через другую. Исходя из этого, активность рассматривается в двух основных планах:

1) человек проявляет активность, в этом случае на первый план выходит качественная сторона данного феномена: формы и способы взаимодействия субъекта с миром, среди которых С.Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский называют предметную деятельность, познание, общение, созерцание и поведение;

2) человек «действует активно», и в этом случае акцент в понимании активности субъекта смещается к мере взаимодействия, к тому, как и насколько субъект проявляет активность в деятельности, познании, общении. Данный аспект акцентирует его количественную сторону феномена[5, с.8].

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает в качестве активной стороны взаимодействия. Только в ранней юности благодаря новой ситуации развития актуализируется проблема самоопределения и профессионального становления, определяющая помыслы и переживания личности[6, с.9].

Разделение активности на внешнюю и внутреннюю носит условный характер, но это разделение позволяет рассмотреть вопрос о видах активности, которая по-разному может проявляться у тех или иных самоопределяющихся людей. Внешняя активность носит адаптивный характер, является отчуждённой, личностно-пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует личностному развитию и продуктивна в высшем смысле этого слова.

Согласно исследованиям В.А. Петровского и А.Г. Асмолова можно выделить: надситуативную активность – готовность человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремится к новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности, а также неадаптивную активность – готовность не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы уже в процессе своей деятельности[4, с.254].

Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность человека, где важную роль играет внутренняя активность самоопределяющейся личности. Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.

Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, заключительным циклом профессионального самоопределения является его личностный профессиональный жизненный план (профессиональный старт).

Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам»[1, с. 57].

Следует также отметить, что многое зависит от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Развитию специалиста способствует его профессиональный потенциал, который включает в себя образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, характера профессиональной деятельности, активности личности, её потребности в саморазвитии и самоактуализации. В профессиональном самоопределении большое значение также имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций, о чём упоминалось выше.

Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала – внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отражённым». Переживания этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Вместе с тем ядром профессионального становления можно считать взаимодействие личности в профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, то есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии[3, с.35].

В связи с вышеизложенным, мы можем подчеркнуть, что активность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Именно активность направляет личность на поиск своего места в мире, что отчётливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Активность направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретения профессионального опыта и в дальнейшем самостоятельное выполнение профессионального труда.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: Издат.центр «Академия», 2009. – 192с.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276с.

  3. Зеер Э.Ф.Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2005. – 336с.

  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 496с.

  5. Рослякова Е.Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности// автореф.дис….канд.психол.наук. Ярославль, 2009. – 24с.

  6. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): активность, профессиональное самоопределение, активность личности, профессиональная деятельность, профессиональный труд, самая личность, внутренняя активность, деятельность человека, профессиональное становление, сознательный выбор.

Активность в психологии

Понятие активности

Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.

Определение 1

Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.

Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.

Определение 2

Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.

Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы. В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:

  1. Деятельность индивида.
  2. Противоположность пассивности (не только непосредственно сама деятельность, а также желание ее реализовать и готовность к этому).
  3. Инициативность.

Соотнесение активности с категорией деятельности

Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:

  1. 1-й этап — функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
  2. 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
  3. 3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.

Признаки активности

Анализ различных концепций позволяет выделить некоторые существенные признаки активности личности. Согласно им активность выступает как:

  • форма деятельности, отображающая единство активности и деятельности;
  • деятельность, отражающая индивидуальность опыта человека;
  • личностно значимая деятельность, проявляющаяся в форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и рассмотрении человека, как продукта активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельность, направленная на преобразование окружающего мира;
  • качество личности, личностного образования, которое проявляется во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию с окружающей средой.

Компоненты активности

Рассматривая активность как форму деятельности следует отметить ее составляющие, которые схожи с процессом деятельности. К ним относятся:

  • цель или целенаправленность,
  • мотивация,
  • способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность,
  • осознанность и эмоции.

Замечание 1

Цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Однако, некоторые мотивы человеком не осознаются. Как правило, они появляются в виде эмоций. Последние связаны с различными событиями в жизни человека и всегда характеризуют отношение к ним. Способы и приемы осуществления деятельности позволят составить схему действий для реализации поставленной цели.

Деятельность и активность как условия развития личности

Определение 1

Деятельность – это основной показатель развития человека как личности. Это основной критерий его существования как социального существа. Работа в одном направлении, осложнение деятельности и ее улучшение – это условия для развития личности и нервной системы человека.

При решении воспитательных проблем затрагиваются психологические закономерности и скорость человеческой деятельности. Во время воспитательной работы стоит учитывать характер разных видов труда, их особенности, смысл, содержание и объем.

Понятие деятельности

Понятие личности и работы в отечественной психологии – это связанные явления. Современная психология базируется на идеях о функциональном нраве отражения, о появлении сознания из трудовой работы, о главной роли труда в поведении и деятельности человека. Источник активности – это потребности. Именно они выступают толчком для человека, чтобы он начал поиск средств для удовлетворения, что и влечет активную деятельность.

По появлению потребности разделяются на естественные и культурные и характеризуются такими показателями:

  • Потребности имеют собственный предмет;
  • Содержание зависит от критериев и способов удовлетворения потребности;
  • Они отражаются;
  • Выражается в мотивах, побуждающих к работе.

Мотивы деятельности

Развитие деятельности формирует виды и формы, которые потом соединяются и соподчиняются. Самые популярные виды – игра, труд, учение. Устанавливается иерархическое соотношение мотивов, побуждающих разную работу. Единая система мотивов составляет эмоциональную часть личности.

Однообразные мотивы могут по-разному проявляться в поведении. А вот разные мотивы могут носить одинаковые внешние формы в поведении.

Пример 1

Участие в общественных работах побуждает соперничество, желание быть первым среди друзей. Но может быть и желание принести выгоду всему классу. Мотивы ребенка формируют разные свойства личности – индивидуализм или коллективизм.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Поведение зачастую формируется несколькими мотивами, разными по содержанию и строению. Они бывают ведущими и подчиненными. Мотивационная сфера личности меняет ведущие мотивы, создавая более высокие нравственные поводы. Целенаправленная организация деятельности гарантируется переменами соотношения мотивов и их иерархией. Поэтому в психологии и существует понятие системы стимулов и мотивации.

В школьном возрасте дети часто участвуют в разной деятельности. Они характеризуются не только конкретным составом разных видом, но и ведущей работой. В ней проявляются, создаются и перестраиваются психологические процессы. Например, при учебе – это теоретическое мышление, а в играх – фантазия. От этих процессов зависят ключевые психические изменения на протяжении всего развития ребенка.

Российский психолог Леонтьев утверждал, что одни виды деятельности отыгрывают главные роли в развитии, а остальные – подчиненные. Поэтому развитие психики стоит рассматриваться в зависимости от ведущей деятельности:

  • В дошкольном возрасте основная работа – это игра. У ребенка расширяется кругозор, развиваются умственные возможности, создаются черты характера и нравственные свойства. Рядом с игрой стоит трудовая активность. Взрослые обучают ребенка самообслуживанию, дают начальные умения и навыки, формируют нравственно-волевые качества. В зависимости от возраста малыша всё его окружение объединяет игру и трудовые занятия;
  • В школе на смену игре приходит учение. Оно еще больше расширяет кругозор, создаются мнения. Во время учебного процесса ребенок овладевает методами учения и узнает многое не только от учителя, но и из книг, общения со старшими детьми;
  • Самостоятельная работа развивает познавательную активность ребенка;
  • В школьные годы трудовая деятельность становится более важной.

Значение активности

Определение 2

Активность – это общая черта для живых существ, их личная динамика. Она служит источником улучшения и поддержания жизненно важных связей со средой. Жизнедеятельность организма – это не только нормальные отношения с окружением, а ее преодоление. Активность строится с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.

В психологии активность и деятельность соотносятся друг с другом. Обнаруживаются динамические условия ее развития, воплощения и видоизменения, как черта ее движения. Активность характеризуют:

  • Обусловленность исполняемых действий, спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
  • Произвольность – проявляется в цели субъекта;
  • Надситуативность – выводится за пределы первоначальной цели;
  • Значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Еще в материнской утробе ребенок реагирует на внешние действия. Его активность проявляется в движениях, указывающих на жизнь. Эти процессы заставляют организм работать, действовать, усиливаться и оздоровляться. Без активной деятельности полноценной жизни не будет, развитие человека и становление его как личности также невозможно.

Активность не характеризуется только в движении. Она проявляется еще в познании мира, расширении кругозора знаний, умений и навыков. Сложно научить человека чему-либо, если он сам не хочет заниматься. Осознанная работа формирует личность, обогащает ее и развивает.

Познавательная активность проявляется в жизнеобеспечивающих факторах, так как помогает сориентироваться ребенку в новом мире. Эмоциональная активность – это грань оживления личности. Многое ребенок узнает из чувств, а не сознаний. Он откликается на действия. Психологическая активность дает информацию миру о состоянии. Именно эта инициативность позволяет ребенку работать с предметами.

Активность – это важное условие и предпосылка для развития, часть жизненных процессов организма. Их результатом выступает общий прогресс развития. Деятельность – это успешная социальная адаптация. Она помогает человеку определить свое место в обществе и окружающей среде.

Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии

TY — JOUR

T1 — Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии

AU — Бердникова, Дария Владимировна

PY — 2016

Y1 — 2016

N2 — Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.

AB — Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.

UR — http://elibrary.ru/item.asp?id=26324602

M3 — Статья

SP — 8

EP — 20

JO — Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования

JF — Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования

SN — 2223-5477

IS — 2

ER —

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (17-19)

Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе

Гончарова Наталия Васильевна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

социальный педагог,

Поповкина Ольга Петровна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования

Social activity of personality: theoretical aspect in scientific literature

Аннотация.

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность.

Annotation. This article describes the positions of scientists, teachers, sociologists, philosophers, psychologists on the content of the concept of «social activity». Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author clarifies the concept of social activity.

Ключевые слова: активность, личность, социальная активность, объект, системный подход

Keywords: activity, personality, social activity, object, system approach

От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности. Термин «социальная активность» является объектом изучения ряда социальных и гуманитарных наук (психологии, педагогики, социологии, философии) и трактуется весьма неоднозначно и, порой, противоречиво.

Социальная активность в большинстве исследований рассматривается во взаимосвязи с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя.

Социальная активность – это мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности [1].

Социальная активность – готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личности [ 7].

Социальная активность — особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя [5].

На наш взгляд, наиболее развернутое и отражающее главный смысл понятия «социальная активность личности» дал В.З.Коган: «Социальная активность –это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально — психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности»[ 6].

В представленных формулировках социальная активность личности в психологическом аспекте определяется через мотивы поведения, ценностные ориентации, смысловые системы, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

Современные психологические исследования нацелены на раскрытие конкретных механизмов функционирования социальной активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев. Например, Н.Н. Башаев на основе системного подхода раскрыл целостность социальной активности личности как высшую форму человеческой активности и определил его как особо значимое интегральное качество личности, основанное на способности человека сознательно менять окружающий мир. Но при этом необходимо отметить, что социальная активность должна проявляться как особое качество личности, в основе которого должны лежать:

— способность действовать сознательно, не приспосабливаясь к внешней действительности,

— способность преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями [3].

Некоторыми исследователями (Н.Е. Воробьевым, И.Т. Фроловым) выявлено, что при взаимодействии человека с окружающей действительностью меняется не только он сам, но и сама его личность [4].

С позиции современной философской мысли социальная активность рассматривается как понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе». Это понятие связано с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлено деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлено на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [4].

Сущность понятия «социальная активность личности» изучает и социология. По мнению Н.Ф. Третьякова это понятие можно рассматривать, как способность личности преобразовывать как природную, так и социальную среду для своего существования. Он утверждает, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Современная педагогическая наука характеризует социальную активность человека в двух противоположных направлениях: 1) позитивную – направленность личности на изменение обстоятельств, других людей и самого себя на благо общества посредством разнообразных видов деятельности; 2) негативную – отчуждение личности от общества, реализация асоциальных форм воздействия на общество посредством разнообразной деятельности.

Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на следующие виды:

а)трудовую –выражается в отношении личности к своим трудовым, рабочим обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью;

б) общественно – политическую –в системе политических отношений человек функционирует не как работник умственного или физического труда, города или села, а в своем политическом качестве;

в) в области духовной жизни –включение личности в созидательную деятельность – значимое условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования [5].

По мнению некоторых исследователей (Е.А. Ануфриева, И.Н. Колесова) необходимо рассматривать сущность социальной активности с позиции творческого отношения к окружающему миру. В своей книге «Социальная активность личности» Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как «… сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности» [ 1].

В научных исследованиях Л.И. Родиной и О.В. Мичиной определены уровни проявлений социальной активности: инертный, репродуктивный, продуктивный.

Первый уровень – инертный (низкий). Личности этого уровня проявляют интерес к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые входят в их референтную группу, не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу; безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности. Не связывают собственное участие в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Второй уровень – репродуктивный (средний). К этому уровню относятся личности, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов долга и ответственности. В деятельности проявляют, в основном, активность воспроизведения, самостоятельность в деятельности невысока, дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны. Осознают собственное участие в общественно-значимой деятельности как способ включения в жизнь, например в жизнь учебного заведения.

Третий уровень (высокий) – продуктивный. Личности этого уровня характеризуются наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования. Их отличает стремление преодолевать препятствия. Они проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные решения в ходе работы; самокритичны, требовательны к себе и другим. Соотносят характер своего участия в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальную активность исследователи рассматривают как сознательную деятельность личности, направленную на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Тот факт, что выделенные группы компонентов социальной активности находятся в органической взаимосвязи и даже во взаимопроникновении между собой, а также и с другими сторонами личности, позволяет рассматривать исследуемое качество как сложное и вместе с тем целостное, как интегральную, обобщенную характеристику личности.

Литература:

  1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. — 37 с.
  2. Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. — М.: Высшая школа, 1974. — 142 с.
  3. Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов :дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. — с. 21.
  4. Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. — Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.
  5. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. — М.: Интер-пракс, 1995. — 320 с.
  6. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис . канд. психол. наук. М., 1970.-22 с.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

../../О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности

Нравственная активность субъекта занимает ведущее место среди других форм социальной активности. Однако в литературе понятие «нравственная активность» встречается крайне редко, и сам термин практически не используется. Один из немногих исследователей данного феномена Н. Д. Зотов в своей работе «Личность как субъект нравственной активности» пишет: «Нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [2, с. 128]. Характеризуя нравственно активную личность, Н. Д. Зотов отмечает, что «это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» [3, с. 5].

Такое утверждение представляется нам справедливым, но лишь при условии, что «другие», с которыми идет сравнение, сами по себе достаточно нравственны. Кроме того, здесь речь идет о зрелой личности, между тем нравственная активность формируется длительно и поэтапно.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения.

В ранней юности у человека формируются нравственные представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, индивид становится способным осуществлять нравственный выбор.

Учет этапов нравственного становления личности позволяет ответить на вопрос, в чем же проявляется и должна проявляться нравственная активность школьников. Здесь, видимо, прежде всего нужно говорить об активном и эмоционально положительном стремлении к овладению нравственными знаниями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.

Не менее важное проявление нравственной активности — это настойчивое и целеустремленное самовоспитание. Активность личности проявляется не только в процессе познания, труда, общения, но и в процессе преобразования собственной нравственной сущности. Нравственно активная личность склонна к самоанализу и самооценке, проявляет большой интерес к познанию методов самовоспитания, ставит перед собой цели воспитания определенных нравственных качеств, продумывает планы действий и упражнений для их выработки и, наконец, способна к волевому напряжению в процессе работы над собой. Последнее особенно характерно для нравственной активности, которая характеризуется также инициативной, идущей от внутренней потребности личности деятельностью по разъяснению и внедрению моральных норм в общении и деятельности.

Мы полагаем, что нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности. Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.

Особенностью нравственной активности является то, что она проявляется в деятельности. Однако активность — это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» [1, с. 11].

Активность — это характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования, проявляющая себя в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности. Это деятельность по собственной инициативе. «Активность выступает как личностный способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции и тем самым самоопределения» [1, с. 138]. Ни сам по себе социальный опыт, усвоенный личностью, ни сама по себе активность личности не выражают позиции. Лишь при их взаимодействии возникает сложное личностное отношение, имеющее определенную направленность. При этом социальный опыт, выражающийся в характере и объеме освоенных личностью социальных ценностей, является базисом позиции, а активность, выражающаяся в интенсивности процессов освоения и обмена ценностями, ее деятельностным стержнем. В зависимости от отношения субъекта к деятельности определяются уровни нравственной активности.

Своеобразие формирования нравственной активности учащейся молодежи заключается в том, что целевая направленность ее активности в значительной степени обусловлена характером основной для школьника учебной деятельности и той позицией, которую он в ней занимает. Осознание учащимися социальной значимости учения влияет на их отношение к своим учебным обязанностям, качество их знаний, жизненные планы и профессиональный выбор.

Активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся научного мировоззрения. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, реже — через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций школьников.

Потребность общества в развитии нравственной активности молодежи неоднократно выражалась в различных правительственных документах. Однако существовал известный разрыв между поставленными задачами и способами их реализации в рамках управленческой деятельности, когда молодые люди имели минимум возможностей для проявления собственной инициативы и самодеятельности.

Особенностью нравственной активности является то, что она осуществляется не по принуждению, а по велению сердца. Механизм этого процесса прост: по «принудительной активности человек делает то, к чему у него нет никакого импульса. Если в основной для школьника (учебной) деятельности он проявляет активность, движимый импульсом, исходящим из принуждения, он теряет волевой потенциал, ибо подлинная воля возможна лишь после того, как человек привык приказывать не другому, а себе самому. Однако приказ себе самому — уже не приказ, это уже потребность делать то, к чему в данный момент субъект никакой потребности не испытывает» [6, с. 419]. Вот этот-то момент формирования потребности в преодолении собственной инерционности и готовности к действию в любой социально значимой деятельности и является проблемой в формировании личности молодого человека, ибо обращает к поиску стимулов активности, вызывающей потребность в преобразовании собственной личности. К сожалению, все эти вопросы недооцениваются при планировании процесса воспитания личности.

Понятие нравственной активности тесно связано с понятием «ценностные ориентации». Последние играют важную роль в формировании нравственной активности, определяя ее направленность, содержание, формы выражения, цели и средства нравственного самосовершенствования личности.

Следует согласиться с В. А. Ядовым в том, что включение ценностных ориентаций в структуру личности «позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека» [4, с. 16].

Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество» [5, с. 175]. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.

Содержание ценностных ориентаций определено общественными отношениями в таком виде, в каком эти отношения закреплены в общественном сознании, в эталонах культуры, в нормах поведения. Психолого-педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций состоит в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия общечеловеческие ценности выступили в качестве предметов осознания и переживания их как потребностей, побуждающих к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей в жизнедеятельности личности. Только в этом случае социальные нормы и ценности могут выступать в качестве регуляторов поведения личности.

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Становление ценностных ориентаций предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре ценностных ориентаций принадлежит и поведенческому элементу. При этом следует подчеркнуть, что названный элемент представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в данной деятельности.

В процессе становления ценностных ориентаций взаимосвязи между элементами, их конкретное содержание могут быть различными, это и обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. В итоге ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, имеющее результатом овладение этим явлением в процессе деятельности.

Таким образом, в деятельности проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Ценностные ориентации — это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведении. Ценностные ориентации стимулируют развитие психической активности личности, придавая тем самым завершенность воспитательному процессу как целостному, основанному на органической связи функциональной и психической деятельности.

Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется прежде всего целенаправленным воспитательным воздействием школы.

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться в тесной зависимости.

Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Исследователем Э. В. Соколовым выделяются следующие важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности — ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [5, с. 174].

Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность, и выступают конечными основаниями моральных оценок.

Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом «должных» нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Особенностью системы нравственных ценностей является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.

Изменения в системе ценностей, а это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззрен-ческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играют роль «аксиологической пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы.

Общественная потребность в новой системе ценностей появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.

Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему нравственных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные психологи Д. Н. Узнадзе, Ф. В. Бассин, А. Е. Шерозия, перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.

Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. — М., 1987.

2. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. — Томск, 1984.

3. Зотов Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. — М., 1984.

4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.

5. Соколов Э.В. Культура и личность. — М., 1972.

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.

Антилогова Л.Н.,

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.
ISBN 5-202-00661-6

Сборник представляет собой итог работы в рамках проекта «Развитие регионального ресурсного центра в области психологии и социальной работы» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и включает материалы, подготовленные в совместных исследованиях с психологами практически всех регионов Сибири и Дальнего Востока.

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: [email protected]).

См. также

классных занятий и двухдневных планов уроков

Вы ищете занятие или план урока, чтобы использовать его завтра в классе? Приведенные ниже упражнения взяты из трех планов уроков TOPSS. На этой странице также доступны двухдневные планы уроков от недавних победителей APA TOPSS Charles T. Blair-Broeker Excellence in Teaching Awards.

Двухдневные планы уроков

Представлено недавними победителями APA TOPSS Charles T.Премия Блэра-Брокера за выдающиеся достижения в области преподавания

Стандартная область: методы исследования, измерения и статистика
Стандартная область: биологические основы поведения
Стандартная область: ощущение и восприятие
  • «Ощущение и восприятие» (PDF, 192 КБ)