Психология личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Психология личности Personality psychology
Байнов Артем Маратович
Студент 3 курса Факультет ИЦТЭ КГЭУ
e-mail: [email protected]
Baynov Artem Maratovich
Student 3 term Faculty of IDTE KSPEU
e-mail: [email protected]
Научный руководитель Сайфудинова Назиля Зарифовна
Преподаватель КГЭУ
e-mail: [email protected]
Scientific adviser Saifudinova Nazilya Zarifovna
Lecturer KSPEU
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье раскрывается такое сложное понятие, как личность, ее аспекты, черты и характеристики. Рассматривается отрасль психологии, как психология личности, ее значение для человека, влияние которое она оказывает на него. Исследование предмета психологии личности на основе исследований теорий личности. Также анализируются и описываются различные теории личности самых известных психологов. Диспозиционная теория личности психолога Гордона Олпорта и теория «большой пятерки», их основные черты и характеристики. Сравнительный анализ теорий личности Фрейда и Эрика Эриксона, подробное описание различий данных теорий. Ключевое значение развития психологии личности человека благодаря описанным теориям. Значение изучения психологии личности для развития методик оказания помощи людям с потенциальным нарушением личности и ее расстройством.
Annotation.
This article reveals such a complex concept as a person, its aspects, features and characteristics. The branch of psychology is considered as the psychology of a personality, its significance for a person, the influence which it has on him. The study of the subject of personality psychology based on research theories of personality. Also various theories of the personality of the most famous psychologists are analyzed and described. Dispositional theory of personality psychologist Gordon Allport and the theory of the Big Five, their main features and characteristics. Comparative analysis of theories of the personality of Freud and Eric Erickson, a detailed description of the differences of these theories. The key value of the development of the psychology of the personality of a person due to the described theories. The value of studying personality psychology for the development of methods to assist people with potential personality disorders and their disorders.
Ключевые слова: психология личности, теории личности.
Key words: personality psychology, personality theories.
В настоящее время очень важно иметь знания в области психологии личности, так как, познание самого себя как личности играет большую роль в развитии человека. Тема психологии личности очень актуальна, ведь наша жизнь зависит от того, насколько хорошо мы знаем и понимаем себя. Эта область психологии стремится изучить личность и то, как сильно она различна у людей, а также, насколько люди схожи с точки зрения личности. Исследовав эти аспекты психологии личности, наша жизнь станет более комфортной и гармоничной.
Личность — это невероятно сложное понятие, что в области психологии действительно нет конкретного определения. В целом, личность — это уникальный набор характеристик человека, которые воздействуют на его
убеждения, мотивацию, эмоции, поведение и даже на окружающую среду. Личность также может ссылаться на устоявшиеся модели мыслей, поведения и факторов мотивации, которые развиваются в течение всего жизненного цикла человека, чтобы повлиять на то, как человек воспринимает окружающий его мир, а также на его убеждения, отношение к миру и самовосприятие. Исследование личности, в отношении психологии, было принято на протяжении многих лет через многочисленные теории. Эти теории оказывают влияние и формируют взгляды отдельных практиков и исследователей по отношению к изучению предмета психологии личности. Хотя одна конкретная теория может служить практикой эксперта, большинство профессионалов в области психологии объединяют теории, чтобы понять личность и помочь людям обрести психологическое здоровье. Понимание личности дает возможность психологам предсказывать, как люди будут действовать в определенных ситуациях и то, что они любят и ценят. Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, важно начать с изучения наиболее влиятельных теорий личности. Появилось огромное множество теорий, объясняющих разного рода аспекты личности. Некоторые теории сосредоточены на толковании того, как развивается личность, в то время как другие обеспокоены индивидуальными различиями в личности. Другие теории личности остановились на идее, что личность содержит в себе несколько разных широких черт. На протяжении многих лет предлагались различные теории, чтобы попытаться точно определить, какие атрибуты служат ключевыми компонентами личности, и определить общее количество личностных качеств.
Психологические теории в отношении личности многочисленны, однако все они относятся к общей структуре типов теории. Эти типы включают в себя теории признаков, теории типов, психоаналитические теории, бихевиористские и гуманистические теории. Теории признаков сосредотачиваются на психологических особенностях, которые в целом стабильны с течением времени. Эти черты — это индивидуальные модели понимания и общения с окружающим миром. Черты индивидуальны для всех людей, и они, как правило, влияют на их поведение. Теории типов анализируют тип личности или то, как люди классифицируются. Теория типов имеет тенденцию смотреть на личность, основанную на абсолютах, а не в той или иной степени на континууме, как это делает теория признаков.
Психоаналитическая теория была основана Зигмундом Фрейдом. Эти теории личности объясняют поведение человека посредством взаимодействия между различными компонентами личности. Психоаналитические теории наблюдают и анализируют психологический конфликт и разрешение. Теория бихевиоризма, с другой стороны, смотрит извне человека и исследует, как внешние события и взаимодействия влияют на поведение.
В социальных когнитивных теориях поведение направляется через ожидания или познания. Эти познания относятся к ожиданиям и убеждениям о мире вокруг них, особенно о людях в их жизни. Эти теории делают упор на когнитивные процессы мышления или суждения. Гуманистические теории вращаются вокруг идеи о свободной воле людей. Теоретики данной идеи считают, что субъективный характер опыта каждого человека влияет на их поведение и полагается на индивида, чтобы прийти к собственным выводам относительно этого поведения.
Психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность с точки зрения индивидуальных особенностей. В своей диспозиционной теории личности он предположил, что существуют разные черты личности. [1]
• Общие черты личности, это те черты, которые разделяют множество людей в определенной культуре.
• Центральные — это черты, которые составляют личность человека.
• Кардинальными же чертами являются те, которые настолько сильно доминируют, что человек становится олицетворением данных характеристик.
Например, мать Тереза была настолько известна своей благотворительностью, что ее имя стало почти синонимом службы для нуждающихся.
В то время как Олпорт предположил, что существует до 4000 индивидуальных черт, психолог Раймонд Кэттелл предложил, чтобы их всего 16. Он также считал, что эти черты существуют в континууме и что все люди обладают каждой чертой в разной степени. Позже психолог Ганс Айзенк еще больше сузил этот список признаков и предположил, что их было всего три: экстраверсия, нейротизм и психотизм.
Теория «большой пятерки» — это, пожалуй, самая популярная и широко признанная модель черт личности сегодня. Эта теория предполагает, что в личность входит пять широких личностных измерений: экстраверсия, дружелюбность, добросовестность, нейротизм и открытость. Каждая черта существует как широкий континуум, и личность каждого человека находится где-то на этом спектре для каждой черты. Например, вы можете быть в высшей степени экстравертивным, добросовестным и дружелюбным, находясь где-то посреди континуума для черт открытости и нейротизма.
Другой психолог по имени Эрик Эриксон описал серию из восьми психосоциальных этапов, которые люди переживают в течение жизни. Каждый этап играет значительную роль в становлении личностных и психологических качеств. На каждом этапе индивидуум сталкивается с кризисом развития, который является поворотным моментом в развитии. [3]
Эриксон больше интересовался тем, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности и в первую очередь были связаны с развитием того, что он называл личностью эго. Успешное завершение этапов приводит к рождению здоровой личности. В то время как теория Фрейда предполагала, что личность прежде всего сформирована и установлена в камне в очень раннем возрасте, Эриксон считал, что личность развивается и растет на протяжении всей жизни.
Личность — это широкая тема, затрагивающая почти все аспекты того, что делает людей такими, какие они есть. Психологи не просто заинтересованы в понимании нормальной человеческой личности, но и в признании потенциальных нарушений личности, которые могут привести к бедствиям или трудностям. Будучи в состоянии идентифицировать такие проблемы, психологи смогут помочь людям развить навыки, чтобы лучше справляться и управлять симптомами расстройств личности.
Список используемой литературы:
1. Становление личности. Избранные труды [Текст]: Общая психология / Гордон Олпорт; пер. Л. Трубицына, Дмитрий Леонтьев.; Изд.: НПФ Смысл, 2002. г. — 930 с.
2. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст]: Психология / З. Фрейд ; — Челябинск: Изд-во Современные проблемы, Н. А. Столляр, М., 1926 г.
3. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество / Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. -592 с.
Национальный психологический журнал-2014- №3(15)- 104 с.
Климов Е.А. Альберт Эйнштейн и психологическое знание// Национальный психологический журнал — 2014. — №3(15) — с.27-30.
На примере книги «Эволюция физики», написанной А. Энштейном в соавторстве Л. Инфельдом, автор анализирует вклад великого физика в психологическую науку. Автор убедительно, подкрепляя свои доводы цитатами, доказывает, что Энштейну удалось обогатить психологическое знание в области психологии научного творчества, что в вышеупомянутой книге им была проведена значительная работа по выявлению внутреннюю сторону деятельности ученого, механизмов творческой деятельности в науке. Проанализировав материалы «Эволюции физики» Климов демонстрирует, что они являются бесценным материалом для исследователей психологии творчества, поскольку ее авторы главное внимание уделяют общенаучным детерминантам поисковой деятельности ученого, опуская термины, специфические понятия или сложный математический аппарат, являющийся рабочим арсеналом физика.
В статье также показано, какое значения имеют разработанные Энштейном понятия творческой деятельности для развития современной системы образования, как, используя их, можно преодолеть свойственный современной школе и учебному процессу формализованность, которая делает пребывание ученика в школе скучным, неинтересным делом.
Автор делает вывод о том, что работа Энштейна оказывает «заражающее» действие, приобщая читателя к миру поиска и совершения творческих открытий в науке. Для психологии, особенно психологии образования, ее практическая значимость состоит в раскрытии содержания профессиональной деятельности ученого. Это содержание в качестве «норматива» следует закладывать в процесс обучения, «чтоб быстрых разумом Невтонов» могла рождать не только «русская земля», но и отечественная образовательная система.
Поступила: 15.01.2013
Принята к публикации: 22.02.2013
Страницы: 27-30
DOI: 10.11621/npj.2013.0303
Ключевые слова: теория Эйнштейна; творческая деятельность; психология научного творчества; механизмы творчества; поисковая деятельность ученого
Автор(ы): Климов Евгений Александрович
Психология — статьи
Психотерапия представляет собой один из методов лечения психологических нарушений, включающий множество методик.
Депрессия определяется как расстройство нервной системы, характеризующееся частой сменой настроения, подавленным состоянием, апатией и потерей концентрации внимания.
Бессонница – это расстройство, характеризующееся короткой продолжительностью сна или возникающей трудностью засыпания.
Личность представляет собой симбиоз социальных отношений, реализующихся в различных видах деятельности.
Человеческие отношения подразумевают под собой взаимодействие между людьми в рамках узкого круга либо социума в целом.
Самооценка — это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя и собственных качеств и чувств.
Существуют и такие проблемы, для решения которых советами профессионального психолога может воспользоваться любой человек.
Стресс заставляет нас собрать все свои силы для преодоления трудностей, но если стрессы продолжительные и интенсивные, то они негативно сказываются на нашем организме, разрушая его. Но и игнорировать стресс – не лучший способ борьбы.
В действительности фобий намного больше, чем кажется. Основная масса фобий приведена здесь, но, к нашему сожалению, их список постоянно растет.
Статьи из категории Психология личности
Психология личности – направление, занимающееся изучением особенностей психологии, оказывающих значительное влияние на различные поступки, ориентацию в жизни. Каждый человек должен стремиться к активному развитию для того, чтобы достигнуть поставленных целей и успешно воплотить существующие мечты в реальности. Самосовершенствование, развитие личности, характера – это главные задачи, позволяющие успешно контактировать с обществом, избегать конфликтов, способных привести к провалу.
Для достижения удивительных вершин в жизни крайне важно заниматься самопознанием, позволяющим лучше понять особенности собственного характера, поработать над существующими недостатками. Такая работа над собой непременно приведет к устранению многочисленных недочетов.
Улучшение памяти и мышления позволит использовать все возможности для того, чтобы накапливать ценные знания с дальнейшим их применением в реальности. Теперь достижение желаемых результатов, поставленных целей становится возможным в любой сфере деятельности.
Психология личности – основа для достижения ярких высот в жизни. Используйте каждый шанс для своего активного развития в выбранном направлении!
Подкатегории:
Развитие личности
Характер
Самопознание
Память и мышление
Самосовершенствование
Психология личности
Самосовершенствование — это осознанная и непрерывная работа по развитию своего тела, духа, ума и своей личности. То есть это процесс по воспитанию и развитию навыков, качеств и талантов для достижения каких-либо жизненных целей человека. Если человек чувствует себя неуверенно в жизни и среди людей, ему тяжело преодолевать жизненные трудности и преграды, то ему стоит заняться Продолжить чтение
Психология личности
Везение – это субъективная вещь, появляющаяся или исчезающая (как думают большинство людей) каким-то мистическим, неконтролируемым способом. На самом деле, все обстоит немного иначе – мысли и психологические установки, вырабатываемые и применяемые индивидуумами на данной основе, программируют все события, которые происходят в дальнейшем. (Развитие событий зависит от выбранных установок). Итак, в чем заключаются главные причины, почему Продолжить чтение
Психология личности
Трудно угадать возраст человека, если у него горят глаза, он энергичен, его лицо украшает улыбка. Значит, у него есть секрет молодости. Интерес к жизни у таких людей идет изнутри. И хорошо, если он сохраняется в нем на долгие годы. Прожив долгую жизнь, некоторым кажется, что всему уже научились. Так не бывает. Кто – то хотел Продолжить чтение
Развитие личности,Социальная психология
Рукоделие – старинное искусство, которое развивается и растет вместе с человеком. Это то, что делают своими руками, вкладывая в каждую работу частичку души. Общеизвестно, что у человека по всему телу расположены точки, нажимая на которые, можно вылечить или нанести вред организму. Именно рукоделие поможет исцелить организм, ведь при работе руками задействованы пальцы, на кончиках которых Продолжить чтение
Самосовершенствование
В мире очень мало людей, которые верят в то, что свою жизнь можно изменить. А людей, которые способны на это, еще меньше. Но мало кто знает, что работу над собой можно совершать в группах. В одном из журналов «Fast Company» была написана статья, описывающая исследования людей, которым нужно было менять свои привычки, чтобы выживать. К Продолжить чтение
Развитие личности
Вопрос саморазвития рано или поздно встает перед каждым человеком. Одни задумываются об этом в юности. Другие в 30-35 лет, переживая возрастной кризис. В любом случае человек остро ощущает необходимость что-то изменить в своей жизни, от чего-то избавиться. Для кого-то это борьба с фобиями, о которых рассказывается на сайте https://lifemotivation.ru/. Или изучение принципов планирования времени. Вариантов Продолжить чтение
Психология личности
С каждым годом психологи становятся всё более популярны, люди всё больше осознают важность и необходимость психологической помощи. При этом количество психологов также продолжает расти, и при выборе психолога каждый человек сталкивается с непростым выбором лучшего для себя специалиста. И именно поэтому важно знать несколько простых правил, с помощью которых у каждого получится выбрать хорошего психолога. Продолжить чтение
Развитие личности
Находясь в рамках общепринятых правил поведения, человек часто теряет самого себя. Начиная с раннего возраста, ребенку диктуются правила поведения. Мама дает указания, что можно делать, что нельзя. В детском саду и в школе, дети одеваются в определенную форму, принятую в данном учреждении, выполняют указания преподавателя, дома делают задания, которые даны всем. Постепенно нарастает у ребенка Продолжить чтение
Развитие личности
Бывают женщины, которые зайдя в помещение, приковывают к себе взгляды всех мужчин. И не всегда понятно, почему это происходит, ведь зачастую они не отличаются особой красотой. Ответ прост. Они просто умеют себя преподнести. Они обладают собственным стилем. В их движении и манерах есть нечто неуловимо притягательное. Это идёт изнутри, и никак не связано с дорогой Продолжить чтение
Развитие личности
Уважение к самой себе – залог уважения окружающих. Для девушек и женщин это качество должно быть первостепенным. Итак, 13 советов как женщине научиться уважать себя: Женщина должна оставаться женщиной. Современный мир так устроен, что от женщины требуется очень многое: она должна быть успешной как в бизнесе, так и в семье, в хобби, в отношениях. На Продолжить чтение
Персональный сайт психолога Оксаны Миропольской
09 октября 2021 109 0Сейчас любят называть токсичностью или токсичными отношениями всё подряд — неумение коммуницировать, плохое воспитание и прочий любый дискомфорт в…
Читать далее » 09 октября 2021 106 0Аутоагрессия или агрессия, направленная на себя. Хочу сразу сказать, что в той или иной степени она есть у всех. Вопрос в том, как она у вас выражается и на сколько…
Читать далее » 09 октября 2021 101 0Без развитого эмоционального интеллекта (ЭИ) вы серьезно проигрываете тем у кого с ним всё в порядке. ⠀ Нарциссы тратят массу усилий на то чтобы не испытывать…
Читать далее » 09 октября 2021 89 0Вы должны уметь говорить «нет»! ⠀ Об этом постоянно твердят психологи и не только. ⠀ отстаивайте свои границы; говорите нет; не давайте себя использовать. ⠀ Но…
Читать далее » 09 октября 2021 29 0За чувством вины практически всегда стоит неуверенность в себе и стремление к идеалу. ⠀ У чувства вины (ЧВ) есть условные градации: ⠀ ЧВ абсолютно отсутствует у…
Читать далее » 09 октября 2021 38 0Страдает ли ребёнок при разводе? ⠀ Действительно страдает. Особенно, если становится разменной монетой в этом процессе. ⠀ Вы себе даже не представляете, как дети,…
Читать далее » 09 октября 2021 37 0«Неудачник не знает, что он будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет. ⠀ Победитель не говорит о том, что он будет делать,…
Читать далее »Тема научно-исследовательской работы | Автор | Год |
---|---|---|
Проценко, Леонид Михайлович | 2001 | |
Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности Активный интерес женщин к независимому предпринимательству американские исследователи П.Петерсон и К.Вермейер назвали «тихой революцией в мировом масштабе». Можно выделить два этапа этой «революции». Первый (50-70-е годы) связан с массовым притоком женщин в сферу наемного труда. Второй, начавшийся с середины 70-х, обозначил поворот в сторону… | Чернобровкина, Анна Владимировна | 2000 |
Жизненные ценности в понимании студентов В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей — ориентиров жизни и поведения современной молодёжи как особой демографической группы общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодёжной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в… | Мачурова, Надежда Николаевна | 2000 |
Горбатов, Сергей Владимирович | 2000 | |
Личностные и когнитивные аспекты креативности Креативная направленность в обучении приводит к смене ценностных ориентаций, к внедрению творческого использования полученных знаний. И соответственно коренным отличием психологии от педагогики служит то, что результатом первой является личность созидающая, а второй — знающая… | Цхай, Ирина Константиновна | 2000 |
Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье Теоретическая гипотеза исследования: созависимость в семье наркомана порождает особый тип его личности — «наркотическую личность», характеризуемую деструктурированием собственной жизни на основе ненасыщаемого и иллюзорного «хочу и могу… | Назаров, Евгений Александрович | 2000 |
Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента, особенно применительно к студентам-психологам, еще остается малоизученны^. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей… | Казанцева, Татьяна Александровна | 2000 |
Душина, Евгения Александровна | 2000 | |
Ананьева, Наталия Анатольевна | 2000 | |
Акиндинова, Ирина Александровна | 2000 | |
Ростомашвили, Ия Евгеньевна | 2000 | |
Дьяконова, Татьяна Игоревна | 2000 | |
Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различньрс Критических… | Баканова, Анастасия Александровна | 2000 |
Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека Изучение процесса дружбы показывает, что дружба является особым видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией [46]. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом… | Родина, Анна Михайловна | 2000 |
Представления личности об отношении к ней других людей В данной работе предпринято исследование, преодолевшее разрыв разных областей психологии (психологии личности и социальной психологии): экспектация как феномен социальной психологии рассмотрена в связи с особенностями личности, ее сознанием, изучавшимся в области психологии личности… | Гордиенко, Елена Викторовна | 2000 |
Психическая норма как многомерный критерий оценки отношений личности Возникают вопросы: возможно ли универсальное понятие психической нормы? Как соотнести разные подходы к норме между собой? Есть ли нечто общее, связующее в определении этого понятия? Как использовать имеющееся знание о норме на практике? Проблема заключается не столько в выборе отдельных подходов к оценке психической нормы человека, сколько в… | Штыков, Никита Гениевич | 2000 |
Психологическая детерминация личностного конфликта в раннем юношеском возрасте Вопрос о факторах, имеющих значение для возникновения и протекания личностного конфликта, является одним из наименее ясных при обсуждении проблем конфликта. В исследовании этого аспекта следует учитывать и тот факт, что система детерминант — подвижное образование, в течении жизни она неоднократно изменяется. Это означает, что на каждом возрастном… | Климова, Елена Николаевна | 2000 |
Психологические проблемы молодежного электората России Все авторы, посвятившие свои исследования массовым процессам, становились предметом глубочайшего интереса правителей, исповедующих любые идеологии — ведь государственный деятель должен уметь управлять массовым сознанием людей… | Дембицкая, Ольга Юрьевна | 2000 |
Коренкова, Наталья Евгеньевна | 2000 | |
Лютова, Елена Константиновна | 2000 |
This article introduces an edition of the Annual Review of Critical Psychology made up of papers originally presented at the Second Conference of Marxism and Psychology held in Morelia, Mexico, from 911 August 2012. We begin by introducing Marxism as a resource for critical psychology, one that is uniquely positioned to link the refusal of psychology, which lies at the core of critical work in the discipline, to a broader refusal of social relations and forms of subjectivity under capitalism and the ideological role psychology itself plays in their reproduction. We then sketch a panoramic overview of critical and reconstructive encounters between Marxism and psychology in various contexts around the world ever since Marx’s own reflections on the nature of the psyche, serving as a background to the equally diverse encounters with Marxist theory and politics in the articles making up this edition of the Review. Finally, we zone in on the immediate context of the conference itself, giving substance to the idea that a Marxist critical psychology is one that both inspires and is further developed from forms of collective action, which locates its critique of psychology and capitalism not just in theory, but in practices of everyday life that already articulate and live this double refusal. [Annual Review of Critical Psychology 12 (2015)] |
Среда Интернета — это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности — сообщениями, web-страничками, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными и др.), каталогами и архивами, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п. Как таковая, среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. И действительно, деятельность человека в Интернете довольно давно уже стала предметом исследования философов, социологов, психологов, историков, лингвистов, культурологов, педагогов, «коммуникативистов» (имеются в виду специалисты в области communication science), маркетологов, политологов, специалистов по библиотековедению и других. [Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Под общей ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Вып. I. М., 2002. С.82-101.] |
Впервые опубликовано в журнале: Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1994. № 2. С. 3-13; № 3. С. 3-12. |
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. I Пер. с анrл. СПб.: Питер, 2008. 352 с. (Серия «Мастера психолоrии») |
Фашизм привлекателен и может достичь успеха только в том случае, если его идеология и пропаганда имеет определенное сходство с мыслями и стремлениями широкой категории народных масс. «Фюрер» может «творить» историю только тогда, когда его личность соответствует личностным характеристикам широких слоев общества. При этом чрезвычайно важно знать, что у людей всегда существуют действующие динамичные элементы психики, которые делают возможным добровольный отказ человека от свободы, принятие и поддержку фашизма [Фромм Э., 2005]. |
Минувший XX век ознаменовался в судьбе психологии множеством примечательных событий. Одно из них, пожалуй, самое значительное, произошло на заре века и связано с беспрецедентным в истории психологии явлением — почти одновременным рождением в разных странах крупных общепсихологических школ-направлений: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, французской социологической школы, персонализма, описательной психологии и многих других (Выготский, 1982; Ждан, 1999; Ярошевский, 1996). Расколовшие некогда единый предмет психологического познания на отдельные части, эти направления определили и продолжают в целом по-прежнему определять макроструктуру мировой психологии, вошедшей ныне в третье тысячелетие. [Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Под общей ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Вып. I. М., 2002. С.166-174] |
В статье даётся литературный обзор по проблеме категорий «миропонимание» и «жизнепонимание». Описываются типы понимания личности, виды жизнепонимания личности. |
Статья опубликована в Материалах Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации», которая проходила на базе ГБУЗ РК «Академический НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени И.М. Сеченова», 1-2 октября 2020 г., г. Ялта, Крым, РФ. В санаториях Крыма накоплен более чем 20-летний позитивный опыт оказания комплексной медико-психологической помощи с применением методов и высоких гомопоэтических технологий российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР) И.М.Мирошник, который может оказаться полезным для повышения эффективности здоровьесбережения населения РФ в стремительно изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, связанных с рядом биологических (природных), социальных и духовных факторов, в том числе, с последствиями пандемии COVID-19. Координационная парадигма развития определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма к гомопоэзису — творческому самосозиданию. |
В работе рассматриваются подходы различных авторов к проблеме готовности к деятельности. Проведен анализ, исходящий от первоначальной проблемы и приводящий к более эффективным результатам. В процессе работы разбираются понятия, определения и теории, которые содержат готовность в корне деятельности либо выходящие из неё. |
Расширенная версия статьи, представленной на V международную научно-практическую конференцию «Аромакоррекция психофизического состояния человека» , Никитский Ботанический Сад, 27 — 29 октября 2015 г. Ялта, Крым. В данной работе проблема аромакоррекции психофизического состояния человека рассматривается сквозь призму исследований кроссмодальных синестетических взаимодействий, в широком контексте новой общенаучной Координационной парадигмы развития И.М.Мирошник, определяющей, отличные от диалектико-синергетических законы и принципы гармонического, эволюционного пути развития и позволяющей создавать инновационные, высокоэффективные методы и координационные кросс-технологии психологической помощи, развития пластичности мозга и универсальных координационных способностей человека в XXI веке. |
Предсказывает ли ваша личность ваше счастье?
Экстраверты более счастливы, как и эмоционально стабильные люди, говорят нам исследователи личности. Также стоит быть более открытым для нового опыта, более приятным и сознательным. Что это значит для всех нас — интровертов, невротиков, неорганизованных?
Вы можете признать эти параметры личности частью Большой пятерки, черт, на которые исследователи часто ссылаются, когда говорят о личности.Согласно обзору 2008 года, большая пятерка объясняет от 39 до 63 процентов различий в уровне благополучия между людьми.
Этого достаточно, чтобы обескураживать, если вы не попадаете в одну из «полезных» категорий. Но пока не унывайте, говорят авторы нового исследования. Каждую область «большой пятерки» можно разделить на два «аспекта» — например, энтузиазм и напористость, а не просто «экстраверсию», — и, как оказывается, один из каждой пары более предсказывает благополучие, чем другой.
Реклама ИксMeet the Greater Good Toolkit
От GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для благополучия.
Другими словами, вместо того, чтобы относить себя (и других) к широким категориям, нам лучше понять эти нюансы и то, что они могут означать для нашего стремления к счастью.
В рамках этого исследования исследователи опросили более 700 жителей США об их личности и благополучии. Вопросы о личности (на которые вы можете ответить сами) охватывали десять аспектов Большой пятерки:
- Экстраверсия включает энтузиазм, (дружелюбие и общительность) и напористость, (доминирование в социальных ситуациях).
- Невротизм включает отстранение (склонность к депрессии и тревоге) и неустойчивость (склонность к гневу).
- Добросовестность включает трудолюбие (трудолюбие и самодисциплину) и порядочность (организованность и предпочтение рутины).
- Приятность включает сострадание (заботу и сочувствие) и вежливость (уважительное отношение).
- Открытость к опыту включает в себя открытость (творчество и понимание красоты) и интеллект (любопытство и размышление).
Для благополучия исследователи не просто спрашивали участников, насколько они счастливы. Их вопросы отражали три научных измерения благополучия, отражая различные представления о хорошей жизни. Они спрашивали обо всем: от ощущения позитивного и удовлетворенного жизнью до ощущения смысла и цели, до любовных и теплых отношений, до ощущения автономности и контроля.
В конце концов, результаты позволили лучше понять связь между личностью и благополучием. Экстравертные участники действительно были счастливее, но, углубившись глубже, они обнаружили, что именно более полных энтузиазма и участников, как правило, сообщали о более высоком удовлетворении жизнью, более позитивных эмоциях и улучшенных отношениях. Более настойчивые участники не сообщили об этих счастливых результатах.
Точно так же невротики пребывали в плохом самочувствии, но у некоторых из них больше, чем у других.Более замкнутые люди сообщали о более низком удовлетворении жизнью, меньшем количестве положительных и более отрицательных эмоций, меньшем принятии себя и снижении чувства контроля над своим окружением. У более изменчивых людей такой закономерности не было.
Хотя энтузиазм и отстраненность были самыми сильными положительными и отрицательными факторами благополучия, исследователи обнаружили и другие связи. Более сознательные и приветливые участники оказались в лучшем положении, но исключительно благодаря их трудолюбию и состраданию.Порядок или вежливость, похоже, не повлияли на счастье людей.
Между тем, как более интеллектуальные, так и более открытые люди имели более высокое благосостояние, хотя интеллектуалы, как правило, сообщали о большем личностном росте и большем чувстве автономии.
Короче говоря, определенные личности и определенные вкусы счастья, казалось, идут вместе — и, хотя эти результаты не подразумевают причинно-следственную связь, они могут повлиять на то, как вы идете в поисках счастья. Для некоторых это может означать использование уже имеющихся у вас личностных качеств: например, направление вашего интеллекта и открытости для достижения счастья в потоке, вовлеченности и обучении.Для других это может означать намеренное развитие определенных качеств личности (это возможно!), Которые помогут вам достичь желаемого счастья: например, проявление сострадания и энтузиазма для укрепления ваших отношений.
Личность — Новости, исследования и анализ — Разговор — стр. 1
Джеймс О’Нил / UCCДжон Куинн, Университетский колледж Корка и Дженни Кумс, Университетский колледж Корка
Мы обнаружили, что способность проявлять гибкость и изменять поведение в определенных обстоятельствах так же важна для птиц, как и для людей.
Это форма мазохизма?Саймон Маккарти-Джонс, Тринити-колледж Дублин
Насилие в фильмах может нас не так сильно привлекать, как думают люди.
Не все нарциссы громкие. Автор: К. Петро / ShutterstockНикхила Махадеван, Университет Эссекса
Некоторые нарциссы хотят чувствовать себя включенными в группу, в то время как другим все равно.
Загрязнение свинцом может иметь более широкий спектр неблагоприятных последствий для здоровья, чем считалось ранее. Busà Photography / Момент через Getty ImagesТед Шваба, Техасский университет в Остинском колледже свободных искусств
Ранний контакт с загрязнением свинцом может привести к менее зрелым качествам личности во взрослом возрасте.
МИСТЕР.Янукит / ShutterstockЛис Ку, Университет Де Монфор
Распространено мнение, что интроверты процветают в условиях изоляции, но исследования рисуют иную картину.
Президент Дональд Трамп покидает национальный гольф-клуб Трампа в Вирджинии в воскресенье, 8 ноября. Стив Хелбер / AP / AAPЭвита Марч, Федеральный университет Австралии
Грандиозные нарциссы не могут или даже не могут признать и признать, что неудача может быть их собственной.
Марк Наж / ShutterstockСтивен Фэйрклаф, Ливерпульский университет Джона Мура
Что ваша гарнитура виртуальной реальности знает о вашей жизни?
Кто будет ждать на кассах и кто будет на них возмущаться? Аль-Сейб / Los Angeles Times через Getty ImagesДжеймс М.Ханикатт, Техасский университет в Далласе,
Психологи называют эти черты «большой пятеркой»: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Исследователь предполагает, что ваш профиль подразумевает вашу реакцию на социальное дистанцирование.
Посмотрев на близнецов, мы смогли выяснить, является ли чувствительность наследственной чертой. Зоя Костина / ShutterstockЭльхам Ассари, Лондонский университет королевы Марии, , и Майкл Плюсс, , Лондонский университет королевы Марии,
В нашем исследовании рассматривались как идентичные, так и неидентичные пары близнецов.Мы обнаружили, что ваша чувствительность наследуется генетически.
Различное отношение к правилам может привести к разному поведению. AP Photo / Линн СладкиМишель Гельфанд, Мэрилендский университет
Разделение выходит за рамки партийных споров. Некоторые люди действительно отшатываются при введении строгих правил, в то время как другие начинают беспокоиться, когда правила не соблюдаются.
Ваше тело хочет, чтобы вы беспокоились о микробах, чтобы вы избегали их. ФРЕДЕРИК Дж. Браун / AFP через Getty ImagesВивиан Заяс, Корнельский университет
Психология человека развивалась, чтобы избегать ситуаций, которые могут привести к заражению. Поведенческий выбор сейчас может иметь долгосрочное влияние на то, как люди взаимодействуют с другими людьми и миром.
Энтони Тран / UnsplashЛюк Смилли, Мельбурнский университет и Ник Хаслам, Мельбурнский университет
Изоляция COVID-19 повлияет на людей по-разному в зависимости от их личности.
Если опасность не мелькает перед нами, мы смотрим на риски через розовые очки.slavemotion / iStock через Getty ImagesМари Хельвег-Ларсен, Колледж Дикинсон,
Люди склонны преуменьшать собственную восприимчивость к причинению вреда — позиция «со мной этого не случится», которая может препятствовать коллективному ответу на пандемию.
Элеонора МакДони / ShutterstockКонор Винн, Университет Монаша,
Если вы знаете свои личные качества, возможно, вам будет легче противостоять своим худшим бездумным импульсам во время сильного беспокойства.
Не волнуйся, будь счастлив. ShutterstockРафаэль Юба, Королевский колледж в Лондоне,
Есть много способов быть счастливыми, но мы также можем найти утешение в знании того, что постоянная неудовлетворенность делает нас людьми.
Дмитрий Наумов / ShutterstockКлара Саболова, Университет Южного Уэльса
Вот что показали психологические исследования о порядке рождения.
Ирина Каламурза / ShutterstockКэрри Иджичи, Университет Ноттингем Трент,
Будь вы человек, собака или даже лошадь — то, как вы справитесь с болью, будет зависеть от того, насколько вы эмоционально устойчивы и защищены.
Shutterstock / Просто танцуйКостас Папагеоргиу, Королевский университет Белфаста,
Эта черта может принести психологическую силу и стойкость.
У людей, предрасположенных к зависимости, есть несколько общих черт. с www.shutterstock.comСтивен Брайт, Университет Эдит Коуэн,
У зависимости есть несколько причин, и простое приписывание ее чьей-либо личности, вероятно, не очень поможет в борьбе с ней.
Ларио / ShutterstockАшванти Валджи, Кардиффский университет и Маттиас Грубер, Кардиффский университет
Какие вы любопытные? Ученые исследуют разные типы любопытства и их дом в мозгу.
Психология личности | Руководство для магистров психологии
Вопрос о том, что делает каждого из нас уникальным, лежит в основе психологии личности. Психологи, специализирующиеся в этой области, изучили характеристики людей, а также их бессознательные и подсознательные мотивы. Эта область имеет долгую и выдающуюся историю, уходящую корнями в более чем вековую историю.
Раннее развитие
Первым исследователем, который углубился в область психологии личности, был Зигмунд Фрейд.В конце 19-го и начале 20-го веков Фрейд пришел к выводу, что наша личность состоит из нашего id (нашего инстинктивного поведения), нашего эго (которое отвечает за наше чувство идентичности и является посредником между бессознательным и подсознанием) и наших суперэго (которое, по сути, является нашей совестью и чувством правильного и неправильного). Согласно Фрейду, наша личность отражает то, как эти три компонента уравновешивают друг друга, чтобы уменьшить «психическое напряжение». По мнению Фрейда, определенные аспекты нашей личности являются следствием того, как в детстве и юности мы прошли через пять психосексуальных стадий, которые он назвал оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.
Работая немного позже Фрейда в первой половине 20-го века, Карен Хорни считала, что личность возникла в результате детских попыток разрешить или уменьшить социальную тревогу. По ее мнению, степень, в которой мы удовлетворяем десять «невротических» потребностей, которые она определила до того, как стать взрослыми, влияет на то, как мы относимся к другим людям в дальнейшей жизни. По словам Хорни, мы будем либо приближаться к другим, либо отдаляться от них, либо проявлять агрессию в наших взаимодействиях. Если мы полностью разовьемся, то сможем и сделаем все три в зависимости от ситуации.
Эрик Эриксон, работавший в середине и конце 20-го века, оспаривает идею о том, что личность человека полностью определяется в детстве. Вместо этого он предположил, что люди продолжают развиваться и во взрослой жизни. Эриксон считал, что существует восемь стадий психосоциального развития. Каждый из этих этапов представляет для человека кризис, который необходимо разрешить, чтобы он мог жить полноценной и значимой жизнью. Стадии Эриксона таковы:
- Младенцы: Доверие vs.недоверие
- Малыши: стыд против автономии
- Раннее детство: вина против инициативы
- Ранний возраст: неполноценность по сравнению с индустрией
- Подростковый возраст: смешение ролей против идентичности
- Раннее взросление: изоляция против близости
- Молодость: застой против генеративности
- Старость: Отчаяние против целостности
Типы и черты
В области психологии личности некоторые психологи сосредотачиваются на том, что они называют чертами микроуровня, в то время как другие придерживаются более широкого взгляда, классифицируя людей как типы.Черты характера определяются всеми нашими характеристиками, будь то общие или необычные. Психологи до сих пор спорят, сколько качеств может иметь человек.
Один из пионеров исследований черт, Гордон Олпорт, создал обширный каталог, состоящий из более чем 4000 черт, которые он разделил на три основные категории. Центральные качества — это те качества, которые можно описать одним словом и с которыми мы сильно отождествляем себя, например умные, сварливые или общительные. Вторичные черты характера — это те, которые мы проявляем часто, но не всегда, например, когда кто-то приятен со своими коллегами, но впадает в ярость на дороге, когда едет домой.Кардинальные черты — это те черты, которые к концу жизни люди начинают рассматривать как наиболее значимые и типичные для личности.
Конкурирующие взгляды на черты личностной психологии были предложены Раймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Согласно Айзенку, широкий спектр взаимодействий между людьми можно объяснить степенью психотизма, экстраверсии и невротизма у людей. Кеттелл попытался установить связь между нашими личностями и 16 факторами, которые он определил, включая такие вещи, как теплота, эмоциональная стабильность, перфекционизм и открытость к изменениям.
Карл Юнг был первым психологом, который попытался исследовать и классифицировать людей по типам. Основываясь на четырех психологических функциях, которые он определил как интуицию, ощущения, мышление и чувство, Юнг полагал, что люди в основном либо экстраверты, либо интроверты. Одним из типов личности, по его мнению, был бы интуитивный интроверт, который соответствовал бы стереотипу о голодающем художнике. Другой пример — мыслящий экстраверт, который довольно жестко сосредотачивается в разговоре с другими на идеях.По мнению Юнга, личность человека возникла в результате усилий на протяжении всей жизни по объединению и примирению подавленных мыслей, ложного фронта, который мы представляем другим, а также женской и мужской стороны нашей натуры.
Продолжая работу, проделанную Юнгом, Изабель Бриггс Майерс и ее мать, Кэтрин Кук Бриггс, создали индикатор типа Майерс-Бриггс. Основываясь на четырех категориях качеств (мышление против чувств, ощущение против интуиции, экстраверсия против интроверсии и суждение против интуиции).восприятие), в эту шкалу вошли 16 конкретных типов личности.
Довольно известная концепция личностей типа A и типа B была создана парой кардиологов Мейером Фридманом и Рэем Розенманом. Согласно этой теории, люди типа А очень подвержены стрессу и сердечным заболеваниям. Личности типа B более спокойны и, как следствие, более здоровы. Позже исследователи определили другие типы личности, такие как личность типа C, которая чрезвычайно напряжена изнутри, но представляет собой внешнее спокойствие, и личность типа D, которая угнетена и подавлена.
Об авторе: Энн Стил
Соавтором этого веб-сайта является Энн Стил, терапевт по вопросам брака и семьи из Сан-Диего с большим опытом работы с детьми и подростками. Энн Стил посещала Американскую школу психологии и онлайн-университет Аргози. Ей особенно нравится использовать музыкальную терапию для психического и эмоционального благополучия.Просмотреть все сообщения Энн Стил
Текущие проблемы психологии личности
4/2021 последний выпуск: | |
Оригинальная бумага
Эвтимия: игнорируемый аспект депрессии и его роль в прогнозировании субъективного благополучия
Вацлав Бок, Малгожата Лысяк
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 281–288
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.104801Оригинальная бумага
Прогнозирование воспринимаемого стресса и устойчивости: роль самоопределения
Дилай Сулоглу, Чигдем Явуз Гюлер
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 289–298
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.106140Оригинальная бумага
Устойчивость и способность справляться с трудными социальными ситуациями среди детей из малообеспеченных семей
Беата Паства-Войцеховска, Иоанна Коралевская-Самко, Матеуш Ламмек
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 299–305
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.108286Оригинальная бумага
Психологическая гибкость, темперамент и воспринимаемый стресс
Мария Циняк-Чечура
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 306–315
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.108685Оригинальная бумага
Роль метапознания, типа обратной связи, и вид стимулов для мотивации к обучению
Ханна Брыч, Павел Атрошко, Магдалена Вышомирска-Гура, Рекс А.Райт
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 316–327
DOI : https://doi.org/10.5114/cipp.2021.107070Оригинальная бумага
Подойди и скажи, что думаешь: снижение самоцензуры сотрудников через процессуальное и межличностное правосудие
Кристина Адамская, Павел Юрек
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 328–340
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.110022Оригинальная бумага
Воспринимаемое родительское отношение отца и школьные достижения подростков
Сильвия Гвяздовская-Станчак, Мартина Плудовская, Марцин Гарбовски
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 341–353
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.108736Оригинальная бумага
Диадическая эмпатия в польских выборках: проверка индекса межличностной реактивности для пар
Мария Каньмерчак, Кароль Карасевич
Текущие проблемы психологии личности, 9 (4), 354–365
DOI : https: // doi.org / 10.5114 / cipp.2021.103541Что делает статью влиятельной? Прогнозирование воздействия в социальной психологии и психологии личности
Адэр, Дж. Г., Вохра, Н. (2003), Взрыв знаний, ссылок и цитат: уникальный ответ психологии на кризис. Американский психолог , 58: 15–23.
Артикул Google Scholar
Балди, С. (1998), Нормативный и социальный конструктивистский процесс при распределении ссылок: сетевая аналитическая модель. Американский социологический обзор , 63: 829–846.
Артикул Google Scholar
Чиккетти, Д. В. (1991), Надежность рецензирования рукописей и заявок на гранты: междисциплинарное исследование. Поведенческие науки и науки о мозге , 14: 119–134.
Google Scholar
Кливленд, В. С. (1984), Графики в научных публикациях. Американский статистик , 38: 261–269.
Артикул Google Scholar
Коул С. (1983), Иерархия наук? Американский журнал социологии , 89: 111–139.
Артикул Google Scholar
Кронин, Б., Оверфелт, К. (1994), Аудит академической успеваемости на основе цитирования. Журнал Американского общества информационных наук , 45: 61–72.
Артикул Google Scholar
Кронин, Б., Шоу, Д. (1999), Цитирование, подтверждение финансирования и национальность автора в четырех журналах по информатике. Журнал документации , 55: 402–408.
Артикул Google Scholar
Диллон, Дж. Т. (1981), Возникновение толстой кишки: эмпирический коррелят науки. Американский психолог , 36: 879–884.
Артикул Google Scholar
Дуглас Р. Дж. (1992), Как написать высокоцитируемую статью, даже не пытаясь. Психологический бюллетень , 112: 405–408.
Артикул Google Scholar
Фербер М. А. (1986), Цитаты: являются ли они объективной мерой научных достижений? Знаки , 11: 381–389.
Артикул Google Scholar
Гарфилд, Э.(1987), Составление карты мира науки: является ли анализ цитирования законным инструментом оценки? В: Д. Н. Джексон, Дж. П. Раштон (редакторы), Научное превосходство: истоки и оценка . Публикации Sage, стр. 98–128.
Готтфредсон, С. Д. (1978), Оценка отчетов о психологических исследованиях: размеры, надежность и корреляты суждений о качестве. Американский психолог , 33: 920–934.
Артикул Google Scholar
Гринвальд, А.С., Шух, Э. С. (1994), Этническая предвзятость в научных цитатах. Европейский журнал социальной психологии , 24: 623–639.
Артикул Google Scholar
Хартер, С. П., Хутен, П. А. (1992), Информационные науки и ученые — JASIS, 1972–1990. Журнал Американского общества информационных наук , 43: 583–593.
Артикул Google Scholar
Helmreich, R.Л., Спенс, Дж. Т., Бин, У. Э., Лакер, Дж. У., Мэтьюз, К. А. (1980), Делая это в академической психологии: демографические и личностные корреляты достижений. Журнал личности и социальной психологии , 39: 896–908.
Артикул Google Scholar
Хадсон, Дж. (2007), Будьте известны своей компанией: Цитаты — качество или шанс? Наукометрия , 71: 231–238.
Артикул Google Scholar
Ланге, Л.(1985), Влияние дисциплин и стран на привычки цитирования: анализ эмпирических работ по поведенческим наукам. Наукометрия , 8: 205–215.
Артикул Google Scholar
Ли, Дж. Д., Висенте, К. Дж., Кассано, А., Ширер, А. (2003), Можно ли оценивать научное влияние на перспективу? Библиометрический тест модели творческой продуктивности Саймонтона. Наукометрия , 56: 223–232.
Артикул Google Scholar
Льюисон, Г., Хартли, Дж. (2005), Что в названии? Количество слов и наличие двоеточия. Наукометрия , 63: 341–356.
Артикул Google Scholar
Линдси Д. (1988), Оценка точности в процессе рецензирования рукописи: немного лучше, чем бросок игральных костей. Наукометрия , 14: 75–82.
Артикул Google Scholar
МакГарти, К.(2000), Импакт-фактор цитирования в социальной психологии: плохая статистика, поощряющая плохую науку? Текущие исследования в области социальной психологии , 5: 1–16.
Google Scholar
Мертон, Р. К. (1968). «Эффект Мэтью» в науке. Наука , 159: 56–63.
Артикул Google Scholar
Национальный исследовательский совет (1995 г.), Рейтинг U.Программы аспирантуры по психологии. Получено с http://www.socialpsychology.org/ranking.htm
Овер, Р. (1990), Научное влияние статей, опубликованных мужчинами и женщинами в психологических журналах. Наукометрия , 18: 71–80.
Артикул Google Scholar
Пацопулос, Н. А., Аналатос, А. А., Иоаннидис, Дж. П. А. (2005 г.), Относительное влияние на цитирование различных дизайнов исследований в области здравоохранения. JAMA: журнал Американской медицинской ассоциации , 293: 2362–2366.
Артикул Google Scholar
Петерс, Д. П., Сеси, С. Дж. (1982), Практика экспертной оценки психологических журналов: судьба опубликованных статей, представленных повторно. Поведенческие науки и науки о мозге , 5: 187–255.
Артикул Google Scholar
Петти, Р. Э., Флеминг, М.А., Фабригар, Л. Р. (1999), Процесс рассмотрения в PSPB : Корреляты согласия интервьюера и принятия рукописи. Бюллетень личности и социальной психологии , 25: 188–203.
Артикул Google Scholar
Хинонес-Видаль, Э., Лопес-Гарсия, Дж. Дж., Пенаранда-Ортега, М., Тортосе-Хил, Ф. (2004). Природа социальной и личностной психологии, отраженная в JPSP , 1965–2000. Журнал личности и социальной психологии , 86: 435–452.
Артикул Google Scholar
Шадиш, В. Р. Младший (1989), Восприятие и оценка качества в науке. В: Б. Голсон, В. Р. Шадиш, мл., Р. А. Неймейер, А. К. Хаутс (редакторы), Психология науки: вклад в метанауку . Издательство Кембриджского университета, стр. 383–436.
Шанхайский университет Цзяо Тонг (2005 г.), Академический рейтинг университетов мира. Получено с http: // www.ed.sjtu.edu.cn/rank/2005/ARWU2005Main.htm
Саймонтон Д. К. (2006), Научный статус дисциплин, людей и идей: эмпирический анализ потенциального воздействия теории. Обзор общей психологии , 10: 98–112.
Артикул Google Scholar
Смарт, Дж. К., Байер, А. Э. (1986), Сотрудничество с авторами и влияние: Примечание о показателях цитирования статей с одним и несколькими авторами. Наукометрия , 10: 297–305.
Артикул Google Scholar
Штернберг, Р. Дж., Гордеева, Т. (1996), Анатомия удара: что делает статью влиятельной? Психологическая наука , 7: 69–75.
Артикул Google Scholar
Стюарт, Дж. А. (1983), Достижения и аскриптивные процессы в признании научных статей. Социальные силы , 62: 166–189.
Артикул Google Scholar
Почему у людей разные личности?
У каждого есть определенные симпатии, антипатии, причуды и идиосинкразии — все качества, которые составляют вашу личность, вещи, которые делают вас вы . То, что у всех есть уникальные личности, делает жизнь интереснее (а иногда и сложнее).
Но откуда взялись личности и почему они такие разные?
За последние 25 лет психологи обнаружили, что личности объединяются вокруг пяти основных черт, получивших название Большой пятерки.Каждого можно охарактеризовать как человека с разным уровнем покладистости, сознательности, невротизма, экстраверсии и открытости опыту.
Вопреки распространенному мнению, люди не ограничиваются определенными типами личности . Обычно никто не бывает полностью экстравертом или интровертом, чистым уродом или неряхой. Хотя меньшинство может находиться на крайних концах признака , большинство людей находится где-то посередине.
«Мы убедительно знаем из исследования, что люди просто не организованы по типам», — сказал Кристофер Сото, психолог из Колби-колледжа в штате Мэн.«Каждая черта личности — это непрерывное измерение. Вы можете быть очень высокими или очень низкими, и большинство людей находятся где-то посередине».
(Чтобы увидеть свое место в Большой пятерке или других аспектах личности, пройдите эти личностные викторины , которые были разработаны психологами-исследователями.)
Личность также не ограничивается людьми. Исследования показывают, что все животные, от муравьев до обезьян, обладают личностями, описанными Большой пятеркой. Универсальность личности указывает на ее эволюционное происхождение.
«У животных и людей общие проблемы выживания», — сказал Фрэнк Саллоуэй, психолог из Калифорнийского университета в Беркли. «Эти общие проблемы выживания прекрасно изложены в Большой пятерке, и именно поэтому существует такая преемственность в личности человека и личности животного».
Связано: Насколько точен тест личности Майерс-Бриггс?
Например, сознательность подразумевает такое поведение, как планирование и обдумывание, которые важны для приматов и других млекопитающих при уходе за потомством, выборе партнеров и жизни в группах.Аккуратность и порядок — аспекты добросовестности — также имеют эволюционные преимущества. Согласно исследованию, опубликованному в 2015 году в журнале Integrative & Comparative Biology , пауки, плетущие орбиты и плетущие аккуратную паутину, ловят больше добычи. Зяблики Дарвина, которые строят более аккуратные и хорошо замаскированные гнезда, привлекают больше самцов, сообщили ученые в 2009 году в журнале Biological Journal of Linnean Society . А в 2011 году ученые сообщили в журнале Animal Behavior , что большее количество гигиеничных пчел, удаляющих больше мертвых членов колонии, снижает риск заболеваний, набирает больше веса и больше размножается.
Некоторые из этих форм поведения могут показаться примитивными, но, тем не менее, они являются проявлениями личности. «В самом широком смысле, — сказал Саллоуэй, — личность — это выражение всего поведения, которое мы и другие животные проявляем, что позволяет нам адаптироваться в мире».
Evolution также может объяснить, почему личности так сильно различаются. В зависимости от ситуации каждая из «большой пятерки» может быть выигрышной. Например, как сказал Саллоуэй, доброжелательность очень полезна для отношений.Но если бы на вас нападал лев, вам было бы лучше с менее приятным и более агрессивным характером. Поскольку мир настолько непредсказуем, каждый аспект каждой черты личности может быть полезен в разное время, поэтому вместо развития одного типа личности, оптимального для каждой ситуации, у нас остается большое разнообразие.
«Не существует единого решения того, какую личность и поведение вы должны выражать», — сказал он.
Эволюционный корень личности означает, что черты должны передаваться по наследству.Так что, хотите вы это признать или нет, большая часть вашей личности исходит от родителей. На самом деле, для людей около половины различий в личности генетические , сказал Сото. Остальная изменчивость личности происходит из вашего окружения, например, жизненный опыт и порядок рождения . (Первенцы, как правило, более напористы, а вторые — веселее; младшие братья и сестры используют юмор, чтобы ослабить власть над ними старших, — объяснил Саллоуэй.)
Не только ваше окружение формирует то, кем вы являетесь, но вы можете до некоторой степени приспособить свою личность к обстоятельствам. Вы можете быть более общительным на вечеринке и более приятным дома с семьей. Но вы также можете быть интровертом, если вам нужно сосредоточиться на работе, или агрессивным, когда занимаетесь спортом. «Ни одна черта или проявление черты характера не будет служить вам каждый час в течение дня», — сказал Саллоуэй. В конце концов, люди эволюционировали, чтобы учиться у окружающей среды.
Со временем это означает, что личностей могут измениться .«Наши гены служат отправной точкой для формирования личности, и они остаются с нами с возрастом», — сказал Сото. «Но по мере того, как мы становимся старше, у нас появляется все больше и больше жизненного опыта, и появляется больше возможностей отойти от ваших генетических отправных точек».
Когда дети становятся подростками, сказал Сото, они временно теряют покладистость и сознательность; они, например, злее и ленивее. Но исследования показывают, что по мере того, как люди растут от раннего взросления до среднего возраста, жизненные испытания и невзгоды — увеличение ответственности, личные отношения и тому подобное — делают их более приятными, более сознательными, более эмоционально устойчивыми и менее невротичными.Согласно исследованию 2015 года, опубликованному в журнале Journal of Personality and Social Psychology , вы можете даже намеренно изменить свою личность.
Итак, хотя личность может сделать вас тем, кем вы являетесь, она не обязательно сделает вас тем, кем вы будете.
Первоначально опубликовано на Live Science .
Хотите больше науки? Вы можете получить 5 выпусков журнала «Как это работает» нашего партнера за $ 5 , в которых вы найдете последние удивительные новости науки. (Изображение предоставлено Future plc)Пятифакторная модель личности — Психология
Введение
Пятифакторная модель личности (FFM) — это набор из пяти широких характеристик или областей, часто называемых «большой пятеркой»: экстраверсия, доброжелательность, сознательность , Невротизм (иногда называемый его полярной противоположностью, эмоциональной стабильностью) и открытость опыту (иногда называемый интеллектом). Сильно экстравертированные люди напористы и общительны, а не тихи и замкнуты.Приятные люди склонны к сотрудничеству и вежливы, а не враждебны и грубы. Сознательные люди сосредоточены на задачах и упорядочены, а не отвлекаются и дезорганизуются. Невротики склонны к переживанию негативных эмоций, таких как тревога, депрессия и раздражение, вместо того, чтобы быть эмоционально устойчивыми. Наконец, очень открытые люди имеют широкий, а не узкий круг интересов, они скорее чувствительны, чем равнодушны к искусству и красоте, и предпочитают новизну рутине.Большая пятерка / FFM была разработана, чтобы представить как можно большую вариативность личностей людей с использованием лишь небольшого набора параметров черт. Многие психологи согласны с тем, что его пять областей охватывают наиболее важные, базовые индивидуальные различия в личностных чертах и что многие альтернативные модели черт могут быть концептуализированы в терминах структуры Большой пятерки / FFM. Цель этой статьи — ссылаться, систематизировать и комментировать различные классические и современные статьи, связанные с Большой пятеркой / FFM.Эта статья начинается с статей, которые представляют структуру Большой пятерки / FFM, подходят к ней с различных теоретических точек зрения и рассматривают возможные возражения против нее (общие обзоры, теоретические перспективы и критика). Затем в нем обсуждаются документы, содержащие доказательства существования Большой пятерки / FFM в качестве модели базовой структуры черт (Big Five / FFM Structure). В-третьих, в статье рассматриваются иерархические модели черт, которые предлагают еще более широкие измерения личности «выше» Большой пятерки или более конкретные черты «ниже» Большой пятерки (Большая пятерка / FFM в иерархическом контексте).В-четвертых, он ссылается на серию глав справочника, каждая из которых подробно рассматривает отдельную область Большой пятерки (отдельные области). В-пятых, он ссылается на несколько широко используемых показателей Большой пятерки / FFM, а также на статьи, исследующие точность самоотчетов Большой пятерки и отчетов наблюдателей (Измерение). В-шестых, в статье обсуждаются биологические и социальные истоки Большой пятерки (биологические и социальные основы). В-седьмых, в статье рассматриваются стабильность и изменения в Большой пятерке на протяжении всей жизни, а также механизмы развития, лежащие в основе стабильности и изменений (Развитие).Наконец, в этой статье приводятся свидетельства того, что «большая пятерка» влияет на множество важных форм поведения и жизненных результатов, от политических взглядов до психопатологии (прогнозирование поведения и жизненных результатов).
Общие обзоры
В этих статьях представлена структура Большой пятерки / пятифакторной модели личности (FFM). Goldberg 1993 сосредотачивается на его историческом развитии. Маккрэй и Джон 1992 рассматривают его возможные теоретические и практические применения. Джон и др. В 2008 году рассматриваются различные исследования, в том числе исследования, связывающие «большую пятерку» с важными формами поведения и жизненными результатами.На веб-сайте The Great Ideas in Personality кратко рассматривается Большая пятерка / FFM и даются ссылки на другие соответствующие онлайн-ресурсы.
Голдберг, Льюис Р. 1993. Структура фенотипических черт личности. Американский психолог 48.1: 26–34.
DOI: 10.1037 / 0003-066X.48.1.26
В этой статье рассматривается история структуры Большой пятерки / FFM, от предварительной лексической работы в Galton 1884 (цитируется в разделе «Ранние лексические исследования») до появления консенсуса среди психологов-психологов. более века спустя.
Великие идеи в личности: пятифакторная модель.
На этой веб-странице кратко рассматривается структура Большой пятерки / FFM, суммируются ее отношения с другими моделями личности и даются ссылки на соответствующие онлайн-ресурсы.
Джон, Оливер П., Лаура П. Науманн и Кристофер Дж. Сото. 2008. Сдвиг парадигмы в сторону интегративной таксономии черт Большой пятерки: история, измерения и концептуальные вопросы. В Справочник личности: теория и исследования .3-е изд. Отредактировано Оливером П. Джоном, Ричардом У. Робинсом и Лоуренсом А. Первином, 114–158. Нью-Йорк: Гилфорд.
В этой главе дается общий обзор структуры Большой пятерки / FFM. В нем кратко излагается история модели, рассматриваются исследования развития продолжительности жизни и прогностической достоверности «большой пятерки», а также обсуждаются различные концептуальные вопросы и вопросы измерения.
МакКрэй, Роберт Р. и Оливер П. Джон. 1992. Введение в пятифакторную модель и ее приложения. Журнал личности 60.2: 175–215.
DOI: 10.1111 / j.1467-6494.1992.tb00970.x
В этой статье рассматривается история структуры Большой пятерки / FFM, возражения против нее, концептуализация пяти областей и возможные теоретические и практические приложения.