Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа — талантливейший художник, который внес весомый вклад в историю мировой живописи. За свои недолгие 36 лет жизни он оставил после себя около 600 живописных работ.
Имея талант от Бога, он был глубоко несчастным человеком. Наследственное заболевание, которое проявилось еще в раннем детстве, сделало его инвалидом и объектом непонимания и насмешек. Как его только не называли — карликом, извращенцем, алкоголиком, бездарным маляром.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года у представителей французского рода Альфонса и Адель Тулуз-Лотреков, которые приходились друг другу кузенами. То, что его родители были друг другу двоюродными братом и сестрой, и стало причиной его болезненности. Рос он очень медленно, сильно шепелявил, с трудом ходил. Родственники окружили его гиперопекой, поэтому ребенок был очень капризен и деспотичен.
В 9 лет он увлекся живописью. Рисовал птиц, лошадей, собак (поскольку отец часто брал его с собой на охоту), а также портреты одноклассников.
Когда Анри было всего 14 лет, он неожиданно для всех упал, вставая с низкого стульчика. Это привело к перелому шейки левого бедра. Потребовался целый год реабилитации, пока он снова смог встать на ноги. Но спустя пару месяцев он снова получил перелом шейки уже правого бедра, прогуливаясь с матерью в лесу и упав в овраг.
С тех пор нижние конечности Анри перестали расти. Его рост был всего 152 см, фигура была непропорциональной. А с возрастом изменилась и внешность миленького мальчика — нижняя губа отвисла, постоянно текли слюни, речь стала невнятной, зубы сгнили.
На всех фото он запечатлен с густой бородой и черным котелком на голове, чтобы скрыть большой череп и искаженную челюсть.
Многие врачи пытались поставить диагноз Тулуз-Лотреку. Одни предполагали позднюю ахондроплазию, другие — несовершенный остеогенез (болезнь ломких костей).
Близкородственное скрещивание среди семей французских аристократов было довольно распространено в целях сохранения богатства. Учитывая то, что отец и мать приходились друг другу двоюродными братом и сестрой, врач предположил наследственное заболевание — остеохондродисплазию — врожденная патология скелета. Еще в эмбриональном развитии неправильно закладывается костно-хрящевая система.
В 1962 году, когда два французских врача впервые описали пикнодизостоз, стало понятно, чем был болен граф. Это врожденный тип аномалии скелета, который наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Встречается у 1-1,7 на 1 миллион населения. Для пикнодизостоза характерны маленький рост, недоразвитие костей черепа, выступающие лобные и затылочные бугры, широкие черепные швы и незаращение родничков. Отмечается остеосклероз, тенденция к переломам, гипоплазия, узкое небо, нарушение прорезывания зубов, аномалии формы и положения зубов, множественный кариес.
Тулуз никогда не улыбался, стесняясь своих кривых, гнилых зубов.
В 18 лет он окончательно и бесповоротно решил начать карьеру художника. Отправился в Париж и обосновался на Монмарте, обители парижской богемы. Конечно, родители до последнего не верили в его самостоятельность, отказывались оплачивать мастерскую, а саму живопись считали постыдным, не аристократическим занятием. Поэтому, первые свои работы Тулуз-Лотрек подписывал псевдонимом-анаграммой «Трекло».
Ночная жизнь Парижа захватывала его. Шумная компания, кабаре, бордели, актрисы и танцовщицы дарили ему бесконечную феерию. Пока не наступало утро…Гнетущее чувство болезненной и несправедливой реальности Анри заливал огромным количеством алкоголя.
На увещевания друзей, что надо меньше пить, Анри отшучивался в свойственной манере: «О, уверяю вас, я могу пить, не опасаясь… Ведь мне не высоко падать, увы!». Начала формироваться алкогольная зависимость. А постоянные походы по борделям закончились сифилисом.
Жители ночного города, проститутки, пропойцы стали главными героями его картин.
Тулуз-Лотрек был неразборчив в общении, у него было много друзей на час, с которыми он выпивал. Но был в его жизни и хороший друг — его кузен и врач по образованию Габриэль Тапье де Селейран. Благодаря ему, Анри увлекся медициной и написал около 30 полотен на медицинскую тематику: «Операция Пеана», «Трахеотомия», «Экзамен на медицинском факультете в Париже».
Тулуз-Лотрека был поклонником творчества Винсента ван Гога и поддерживал с ним приятельские отношения. В 1890 году, когда он узнал, что приятель находится в психиатрической больнице, он начал задумываться о своем будущем. Тулуз будто предчувствовал свою кончину.
Перестал лечиться от сифилиса, снова начал много пить, стал резким и агрессивным.
В 1893 году друзья заметили, что он часто пребывал в мрачном, злобном расположении духа, речь его стала еще более неразборчивой. Он практически жил в домах нетерпимости и не без гордости заявлял: «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!». На всех своих картинах он изображал только женщин.
При этом, Лотрек прославился не только своими картинами, написанными маслом, но и считается одним из самых выдающихся графиков XIX в. Многие его гравюры и плакаты выполнены в технике литографии.
В 1897 году Лотрек переехал поближе к матери, поскольку состояние здоровья сильно ухудшилось. Появилась забывчивость, подозрительность, тревожность и галлюцинации. В начале 1899 года родственники госпитализировали его в частную психиатрическую больницу. Когда его состояние улучшилось, он продолжил работать и создал 39 рисунков серии «Цирк». Спустя 3 месяца его выписали, но врачи рекомендовали обеспечить за ним постоянное наблюдение ввиду амнезии и изменчивости настроения.
Всего полгода он продержался без выпивки, а потом принялся за старое, выпивая пол-литра бренди каждое утро.
В 1901 году у него развился паралич ног, перенес несколько инсультов с гемипарезом. Потерял слух, с трудом глотал и практически перестал говорить.
Анри Тулуз-Лотрек скончался 9 сентября 1901 года, не дожив 2 недели до своего 37-летия.
Последние слова художника были «Старый дурак!», адресованные его отцу. Он так и не смог простить отца, который не разделял увлечение живописью и считал это занятие недостойным ремеслом. Вскоре после смерти сына граф Альфонс говорил: «Из-за того, что мой сын умер, я отнюдь не намерен изменять свое мнение о нем и превозносить до небес то, что при жизни его я не понимал и считал смелыми и дерзкими, но все же ученическими этюдами… Я не могу восторгаться его топорной работой, которая свидетельствует лишь о его горячем темпераменте».
Когда после выставки работ Тулуза в 1907 году было принято решение установить памятник великому художнику, отец написал в комитет, что «его сын не обладал талантом» и что он будет «изо всех сил бороться против осуществления этого проекта».
И лишь когда создавался музей, Альфонс де Тулуз-Лотрек перед смертью написал: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы».
Современники насмехались над художником, часто критиковали его творчество и тематику полотен, но при этом охотно раскупали его работы.
Этот физически, и психически нездоровый человек умел проникать в души людей и изображать их такими, какие они есть — со всеми изъянами и отнюдь не невинной душой. Если бы не его преждевременная смерть, сколько бы этот психолог кисти и холста смог изобразить еще прекрасных откровений из жизни парижан.
Источник: Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека»
Пикнодизостоз — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пикнодизосто́з (от др.-греч. πυκνός — плотный[1], крепкий, частый[2] + др.-греч. δυσ — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»[3] + др.-греч. ὀστέον — кость + лат. -ōsis — суффикс, означающий «патологическое состояние», «болезнь»[4]) — редкое наследственное заболевание из группы лизосомных болезней накопления, патология костной ткани, связанная с мутацией гена, кодирующего фермент катепсин K
Историческая справка
Данный симптомокомплекс впервые описан в 1962 году французскими врачами: педиатром Пьером Марото (фр. P. Maroteaux, род. в 1926) и его наставником генетиком Морисом Эмиль Жозеф Лами (фр. M. E. J. Lamy, 1895—1975[6]).
Дискуссия
В 1965 году P. Maroteaux и M. E. J. Lamy на основании клинических признаков (карликовость, близкородственный брак — бабушки Анри приходились друг другу родными сёстрами[7], перелом кости в результате относительно лёгкой травмы и, вероятно, выступающие лобные и затылочные бугры, вынуждавшие его постоянно носить шляпу) предположили наличие пикнодизостоза у графа Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́ — французского художника-постимпрессиониста из графского рода Тулуз-Лотреков
Эпидемиология
В мире пикнодизостоз встречается с частотой 1 — 1,7 на 1 000 000 населения[13].
Патогенез
Наследование
Аутосомно-рецессивный механизм наследования пикнодизостоза: оба родителя являются носителями дефектного гена (помечен красным кружочком). По законам Менделя вероятность того, что дети будут носителями мутантного гена (как их родители), — 50 %, вероятность рождения ребёнка без мутации — 25 %, вероятность рождения больного ребёнка — 25 %.Пикнодизостоз наследуется, как и подавляющее большинство лизосомных болезней накопления, по аутосомно-рецессивному типу наследования[13]. Следовательно, с одинаковой частотой встречается как у мужчин, так и у женщин. Заболевание клинически манифестирует только в случае, когда обе аутосомы, полученные по одной от отца и матери, являются дефектными по гену CTSK (повреждение обеих копий гена, находящихся на гомологичных аутосомах 1q21.3)[14].
Классификация
Поначалу пикнодизостоз относили к мукополисахаридозу VI типа[15]. Однако проведенные молекулярно-генетические исследования позволили выделить это заболевание в отдельный вид лизосомной болезни накопления[14][16].
Клиническая картина
Для данного генетически детерминированного заболевания типичны низкий рост (ниже 150 см) — 96% пациентов, недоразвитие костей лицевого черепа, выступающие лобные и затылочные бугры — 72% пациентов, позднее закрытие черепных швов и незаращение большого родничка[17] — 73% пациентов. Генерализованный (системный) склероз костей, который предрасполагает к поперечным переломам костей без нарушения их формы и сужения костномозговой полости встречается у 89% пациентов[13]. Кроме того, описаны гипоплазия и тупой угол нижней челюсти, узкое нёбо, нарушение прорезывания зубов: частичная адонтия, аномалии формы и положения зубов, а также множественный кариес[6].
Диагностика
Дифференциальная диагностика
Проводится с:
Внешние клинические признаки пикнодизостоза (голубое окрашивание склер и предрасположенность к переломам) часто приводят к ошибочной диагностике несовершенного остеогенеза[18].
См. также
Примечания
- ↑ Dictionary of Botanical Epiteths. (англ.)
- ↑ Медицинская библиотека. Пикнодизостоз_1. nedug.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Медицинская библиотека. Пикнодизостоз_2. nedug.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Медицинская библиотека. Пикнодизостоз_3. nedug.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ 1 2 Gelb, BD; Shi, GP; Chapman, HA; Desnick, RJ (1996). “Pycnodysostosis, a lysosomal storage disease caused by cathepsin K deficiency”. Science. 273 (5279): 1236—1238. DOI:10.1126/science.273.5279.1236. PMID 8703060. (англ.)
- ↑ 1 2 Козлов С. И., Еманова Е. С.. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование, М., 2007. meddr.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ 24 СМИ. Анри Тулуз-Лотрек: 150 лет со дня рождения. 24smi.org. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Maroteaux, P., Lamy, M. (англ.). The malady of Toulouse-Lautrec. JAMA 191: 715-717, 1965. PubMed: 14245511. ncbi.nlm.nih.gov. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Maroteaux, P.//La maladie de Toulouse-Lautrec. Presse Med. 23: 1635—1640, 1993. (фр.)
- ↑ Frey, J. Toulouse-Lautrec: A Life. New York: Viking Press (pub.) 1994. (англ.)
- ↑ Maroteaux, P. Toulouse-Lautrec’s diagnosis. (Letter) Nature Genet. 11: 363—364, 1995. (англ.)
- ↑ Frey, J. Toulouse-Lautrec’s diagnosis. (Letter) Nature Genet. 11: 363 only, 1995. (англ.)
- ↑ 1 2 3 Центр молекулярной генетики. Пикнодизостоз. dnalab.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ 1 2 3 Gelb, B. D., Edelson, J. G., Desnick, R. J. (англ.). Linkage of pycnodysostosis to chromosome 1q21 by homozygosity mapping. Nature Genet. 10: 235-237, 1995. PubMed: 7663521. nature.com. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.. Пикнодизостоз. dic.academic.ru. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Polymeropoulos, M. H., Ortiz De Luna, R. I., Ide, S. E., Torres, R., Rubenstein, J., Francomano, C. A. (англ.). The gene for pycnodysostosis maps to human chromosome 1cen-q21. Nature Genet. 10: 238-239, 1995. PubMed: 7663522. nature.com. Проверено 21 января 2015.
- ↑ Motyckova, G; Fisher, DE (2002). “Pycnodysostosis: role and regulation of cathepsin K deficiency in osteoclast function and human disease”. Current Molecular Medicine. 2 (5): 407—421. DOI:10.2174/1566524023362401. PMID 12125807. (англ.)
- ↑ Педиатрия:. Остеопетроз, пикнодизостоз и дизостеосклероз. medservices.info. Проверено 24 января 2015.
Ссылки
Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Анри был весьма любопытной личностью. История его жизнь не менее любопытна, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.
Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство.
Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.
Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему.
Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье.
Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.
В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.
Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор. Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая). Как говориться, в семье не без импрессиониста.
Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь
Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек. Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.
В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах. И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.
Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину. Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. Тогда он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.
Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре.
Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста. Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился). Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.
В 19 лет художник решает, что пора основать свой лунапарк и переселяется на Монмартр. Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина. Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан — одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».
Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.
Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж.
Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил: рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре.
Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката. После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого художника знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.
Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни.
Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою «Галу«?
Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, а некоторые даже иногда выздоравливают. Для справки — в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса. Но это только острой формы касается. Художнику, однако, не повезло — годы в алкогольном тумане и недосыпании подточили иммунитет.
Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.
В конце концов, у Лотрека случился инсульт, после которого художника парализовало. Свои последние дни он доживал в больнице как полусумасшедший инвалид. Там же Анри добил очередной, опять таки, инсульт. Говорят, что последними словами художника были «Старый дурак», очевидно, адресованные ненавистному отцу. Такие дела.
Toulousse-Lautrec, Alone 1896.jpgАнри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека.
С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами. Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, господа, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями. Главное, продолжайте рыдать о потерянной духовности.
Собственно, после этого и начались походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам. Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен, обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин. Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».
По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой были интрижки с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.
Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной, никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.
Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности. В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании. Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.
Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.
Анри де Тулуз Лотрек, фильм
Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился
Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно сами знаете где.
Рекомендую читнуть:
Картины Тулуз Лотрека, лоск и нищета ночной жизни Парижа — больше Лотрека.
Художник Иван Кусков, потерянные рисунки ушедшего детства
Жизнь Тулуз Лотрека, Анри Перрюшо — биография авторства французского писателя, довольно интересно, рекомендуется к прочтению.
Внешние сцылко:
neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka — странствие на край ночи, истоки и следствие болезней Анри де Тулуз Лотрека.
В ноябре 1864 года у представителей старинного французского рода Альфонса и Адель де Тулуз-Лотрек родился первенец — сын Анри. Казалось, жизнь все дала маленькому графу, лишь бы он не стал тем, кем в конце концов стал — звездой постимпрессионизма, автором почти 600 полотен, сотен литографий, плакатов и афиш. Певцом парижского дна… Актрисы и танцовщицы, девушки из борделей, прожигатели жизни — завсегдатаи кафе-шантанов, пестрая публика Монмартра, самого богемного квартала французской столицы возможно и не стали бы его любимыми персонажами, если бы не редкая наследственная болезнь, навсегда изменившая его жизнь.
Родители Анри — эксцентричный гуляка Альфонс де Тулуз-Лотрек и кроткая, терпеливая Адель — были двоюродными братом и сестрой. В медицине давно известно, что браки между кровными родственниками многократно увеличивают вероятность проявления у потомков самых разных генетических нарушений. В семействе же Лотреков, как и во многих старых аристократических династиях, такие союзы были скорее нормой. Дядя и тетя Лотрека тоже находились в кровном родстве (были кузенами) и родили 14 детей, трое из которых оказались карликами. А бабушки маленького Анри и вовсе были родными сестрами!
До 13 лет юный граф не сильно отличался от мальчиков своего круга — рос истеричным, капризным, маленьким тираном. Хрупкий, невысокого роста, он сильно шепелявил (и этот дефект остался с ним навсегда). Часто простужался. Но учился хорошо и любил рисовать: одноклассников, охотников — друзей отца, лошадей, птиц и собак. Папаша Альфонс увлечение сына поощрял, но всерьез не принимал: становиться художниками в древнем роду Лотреков было не принято.
… Неудачное падение с низкого стула, когда ему был уже 14 лет никого особо не взволновало — с кем не бывает! Но диагноз — перелом шейки левого бедра — вызвал у родителей шок. Чтобы снова начать ходить Анри понадобился почти год. А через год, гуляя с мамой по лесу и оступившись, Анри «заработал» перелом шейки уже правого бедра.
Его рост так и остался на отметке 1 м 52 см. Ноги после перелома больше не росли, и уже став взрослым, Тулуз-Лотрек производил нелепое и даже отталкивающее впечатление: непропорциональная фигура, большие кисти рук и крупная голова с увесистым носом и отвисшей губой. Умные и несчастные глаза, которые он пытался прятать под черным котелком. И неизменная короткая палка с загнутой ручкой.
Надо думать, родовые предрассудки семьи не сильно волновали Лотрека, когда он из своего замка уехал в Париж, чтобы профессионально учиться живописи. Поселился на богемном Монмартре. Особенно бушевал папа Альфонс, пытался не давать сыну денег. Чтобы не смущать родителя, Лотреку пришло в голову взять псевдоним — Трекло. Бунтарю как раз исполнилось 18 лет.
…Жизнь ночного Парижа действовала на Анри как сильнодействующий наркотик — возбуждала фантазию, заставляла забыть о своих несчастьях. Шумные компании и реки алкоголя помогали создать иллюзию вечного праздника. Лотрек не вылезал из кабаков, все чаще наведывался в бордели, где быстро стал «своим парнем». Его подружки — танцовщицы и девушки легкого поведения как могли, скрашивали его одинокую жизнь. На уговоры пить поменьше он порой отшучивался: «О, уверяю вас, я могу пить, не опасаясь… Ведь мне не высоко падать, увы!»
Художник во всем, Лотрек, как говорят, стал непревзойденным мастером и в искусстве приготовления коктейлей — одним из первых во Франции. Его любимым изобретением было «Землетрясение» — сочетание большого количества абсента с еще большим количеством бренди. Чтобы как следует напоить своих гостей, Лотреку нравилось иногда прикинуться барменом. Правда из-за барной стойки разглядеть его можно было с трудом… А в музее Тулуз — Лотрека в городке его детства — Альби, кроме самой большой коллекции работ и личных вещей сегодня хранится его знаменитая трость со встроенным внутрь бокалом.
Справедливости ради надо признать, что и попытки вести здоровый образ жизни у Лотрека тоже случались. Однажды он купил тренажер для тренировки гребцов — и даже какое-то время тренировался с громкими воплями, пугая соседей. Длилось это, правда, недолго. Тренажер отправился пылиться в угол, а соседи и друзья — собутыльники, которых неистовый Анри буквально замучил рассказами о гребле, вздохнули с облегчением.
А под влиянием одного из своих двоюродных братьев, который учился в университете на врача, Анри увлекся медициной. Результатом этого увлечения стали тридцать рисунков на медицинскую тему, а также картины «Операция Пеана», «Трахеотомия», «Экзамен на медицинском факультете в Париже».
…Сифилисом Лотрека заразила одна из его моделей — Рыжая Роза, по совместительству трудившаяся проституткой. Узнав об этом, Тулуз-Лотрек принялся было энергично лечиться. И даже написал «Портреты несчастной семьи, больной сифилисом». Однако страсть к алкоголю оказалась сильнее. Казалось, он уже вполне искренне считал выпивку — лучшим из лекарств… А пил Лотрек все больше и больше. Иногда, в минуты просветления, «брался за ум», заменяя крепкий алкоголь портвейном.
Такой образ жизни неминуемо загнал бы в гроб и здоровяка — что уж говорить о хрупком здоровье месье Анри, который еще и умудрялся работать как бешеный! Правда, ему всего тридцать с небольшим — а он все сильнее начинает походить на старика: ноги ходят с трудом, Лотрек засыпает прямо в театре, появляются провалы в памяти, речь тоже ухудшается, понимать его становится все трудней. Решив перебраться поближе к матери, которая в отличие от отца не отвернулась от него, несмотря на все его похождения, Тулуз-Лотрек легко бросает «на усмотрение консьержа» более 80 картин…
Еще через пару лет художник даже побывал в роли пациента психиатрической клиники. Началось все с галлюцинаций: то ему казалось, что пол кишит микробами — и Анри отважно боролся с ними, поливая керосином. То в больном воображении за ним гналась целая свора злобных фокстерьеров.
В психиатрической больнице Тулуз-Лотрек провел три месяца, и на этот раз врачам удалось снять симптомы, которые, как было установлено, являются типичными для состояния алкогольного психоза.
Одной из рекомендаций при выписке было настоятельное требование » … обеспечить постоянное наблюдение за ним, как физическое, так и нравственное, чтобы не давать ему возможности вернуться к прежнему образу жизни и тем самым обречь себя на рецидив, который будет опаснее первых припадков».
Но привычный образ жизни изменить художнику было уже не под силу. В середине 1901 года графиня Адель решила перевезти сына в родовой замок. Удивительно, но даже несколько перенесенных к тому времени инсультов не лишили его способности к рисованию. Осенью этого же года он написал свою последнюю работу — «Экзамен на медицинском факультете в Париже», на которой изобразил сцену защиты диссертации своего двоюродного брата Габриэля.
Анри де Тулуз-Лотрек умер в сентябре 1901 года, немного не дожив до своего 37-летия.
Рассказывают, что последними словами художника были «Старый дурак!» и предназначались его отцу, которого он так и не простил. Только перед смертью Альфонс де Тулуз-Лотрек признался в одном из писем своему корреспонденту: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы».
Кстати
Точный диагноз болезни, которая определила не только внешний облик, но образ жизни и даже творческую индивидуальность Анри де Тулуз -Лотрека так и не был поставлен. После его смерти семья не разрешила эксгумировать останки для проведения медицинской экспертизы. Поэтому точка в ученых спорах до сих пор не поставлена. Самая популярная версия, принадлежащая профессору Морису Лами — это несовершенный остеогенез, болезнь ломких или «хрустальных» костей (синдром Лобштейна — Экмана), которая иногда может затрагивать до пяти поколений одной семьи.
Граф Анри де Тулуз-Лотрек был чрезвычайно талантливым художником, но очень несчастливым человеком. Наследственное заболевание, проявившееся в детстве, на все оставшиеся годы сделало его инвалидом, повлияв и на характер творчества, и на образ жизни, который неуклонно вел художника к пропасти. Какими бы ярлыками ни обвешивали его современники, тем не менее, этому «карлику», «сифилитику», «алкоголику», «сексуальному извращенцу», «бездарному и безнравственному маляру», наконец, удалось сделать весомый вклад в историю мировой живописи. Наследие этого яркого представителя художественного направления постимпрессионизма считается одним из самых богатых: прожив всего 36 лет, Тулуз-Лотрек оставил после себя около 600 живописных работ, тысячи рисунков, несколько сотен литографий, десятки плакатов и афиш.
Маленький граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родившийся 24 ноября 1864 г., был единственным наследником представителей старинного французского рода Альфонса и Адель Тулуз-Лотреков, которые приходились друг другу кузенами. Родители Тулуз-Лотрека были людьми различного духовного склада, и их союз окончательно распался после смерти младшего брата Анри в 1868 г., оставшись браком лишь на бумаге. Графиня Адель была кроткой и смиренной женщиной, нашедшей смысл своей жизни в любви и заботе о сыне. Граф Альфонс, напротив, славился своей эксцентричностью и любовными похождениями. Впрочем, все родственники будущего художника по отцовской линии, которые вели свой род со времен средневековья, отличились в истории Франции своенравностью, темпераментностью, храбростью и привыкли вести себя как самодержцы. Во всех поступках отца художника читается яркий гипертимно-демонстративный радикал его личности. Анри говорил про него: «Где бы ни находился папа, можно заранее с уверенностью сказать, что он затмит всех».
Неутомимый охотник, заядлый любитель верховой езды, путешественник, который никогда подолгу не задерживался на одном месте, – таким был Альфонс де Тулуз-Лотрек. Любил необычные, яркие костюмы, в которые время от времени наряжался – то ковбоем, то черкесом или шотландцем, а то и крестоносцем, а однажды даже вышел к семейному обеду в пледе и балетной пачке. «Я очень доволен своим новым кавказским башлыком, он напоминает башни Боска, – писал Альфонс в письме к матери, описывая свои прогулки по Булонскому лесу. – Я его надеваю на прогулки по лесу, и концы его из красного сукна красиво развеваются, когда я несусь вскачь». В другой раз на подобную прогулку он выбрался в норвежском экипаже с впряженным в него шетландским пони. Он держал хищных птиц и мог разгуливать по улицам города с соколом в руке. Однажды, чтобы вдоволь насладиться видом собора Альби, построенного его предками, граф разбил палатку из верблюжьего меха прямо перед собором и поселился в ней с несколькими собаками и соколами. Альфонс интересовался культурой Востока и заполнял комнаты своих дворцов, помимо охотничьих трофеев, руководствами по соколиной охоте, древними календарями, кинжалами самураев и киргизскими седлами. В наследство от отца Анри достались не только причуды характера, но и талант к рисованию. Отец любил лепить лошадей и собак. И сам граф Альфонс, и его младшие братья Одон, и в особенности Шарль проявляли художественные способности. «Когда мои мальчики подстреливают вальдшнепа, – рассказывала бабушка Анри, – они получают тройное удовольствие: от удачной охоты, от натюрморта и от жаркого».
Гиперопекаемый матерью и многочисленной родней в замке Боск, Анри рос маленьким тираном. Он был капризным, часто закатывал истерики, требуя, чтобы все ему уступали, и почти всегда добивался своего. Между тем, юный наследник не отличался крепким телосложением, часто болел простудными заболеваниями, рос медленнее сверстников, шепелявил (с возрастом Тулуз-Лотрек так и не избавился от дефекта речи), а иногда даже помогал себе палкой при ходьбе. В 1872 г. Анри отдали учиться в один из парижских лицеев. Несмотря на отличную успеваемость, он часто пропускал занятия из-за простуд.
Граф Альфонс часто брал сына с собой на бега и охоту, впечатления от этих прогулок отразились в тематике его раннего творчества. Первые уроки живописи он получил у художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца. Самые ранние из сохранившихся рисунков Тулуз-Лотрека относятся к 1873 г. – кроме лошадей, наездников, птиц и собак он любил рисовать портреты своих одноклассников.
Болезнь проявила себя в мае 1878 г. Так, 14-летний Анри неудачно упал, вставая с низкого стула, что неожиданно для всех привело к перелому шейки левого бедра. Кости срастались медленно, почти год реабилитационного периода понадобилось мальчику, чтобы снова стать на ноги. Однако уже в августе 1879 г., прогуливаясь с матерью в лесу, он поскользнулся и упал в небольшой овраг. Следствие – перелом шейки правого бедра. С этого момента Анри практически перестал расти, его рост едва достиг 1 м 52 см. Если быть точнее, перестали расти, по большей части, его нижние конечности, что делало фигуру Лотрека еще более непропорциональной. По мере взросления необычные изменения произошли и в его внешности. Он был хорошеньким малышом, но постепенно, с преодолением пубертата, у него отвисла нижняя губа, стала течь слюна, речь сделалась непонятной и отрывистой, усугубилась шепелявость, зубы сгнили. Большие кисти рук и объемная голова с крупными чертами лица – увесистым носом и пухлыми губами – создавали гротескный портрет художника. Непропорциональный череп Анри пытался «закамуфлировать» черным котелком, который был его неизменным спутником почти на всех фотографиях, а челюсть скрыть за густой бородой. С утиной походкой ему помогала бороться короткая палка с загнутой ручкой, которую он шутливо называл «крючком для ботинок».
* * *
Изначально диагноз художника вызвал много споров в медицинской среде. Семья Тулуз-Лотрека не разрешила эксгумировать его останки, чтобы доказать достоверность той или иной теории, поэтому постановка истинного диагноза остается на уровне предположений.
Одним из первых врачей, кто пытался поставить диагноз Тулуз-Лотреку, был Жюль Сежурне, предположивший наличие поздней ахондроплазии. Позднее профессор Морис Лами предложил диагноз несовершенного остеогенеза (болезнь ломких костей, болезнь «хрустальных» костей, синдром Лобштейна – Экмана), который относится к группе гетерогенных генетических нарушений, характеризующихся чрезвычайной хрупкостью костей. Несовершенный остеогенез послужил причиной переломов и поражения эпифизарной (ростковой) зоны костей.
Как удалось установить врачу Гастону Леви, одна из кузин Лотрека была карлицей (по другим сведениям, его дядя и тетя, приходившиеся друг другу кузенами, произвели на свет 14 детей, из которых трое отличались низкорослостью), что позволяет связать заболевание Тулуз-Лотрека с последствиями инбридинга в семье (графиня Адель и граф Альфонс были двоюродными братом и сестрой, бабушки Анри – родными сестрами). В целом, среди семей французских аристократов высокая степень близкородственного скрещивания была довольно распространена, так как дворяне стремились сохранить богатство путем заключения браков только в пределах дома. По мнению Гастона Леви, болезнь Лотрека должна быть отнесена к группе полиэпифизарных дисплазий, а точнее, полиэпифизарной дистрофии (синдром Леманна – Миллера – Риббинга, или синдром Миллера – Риббинга – Клемента), впервые описанной в 1937 г. Леви считал, что «переломы произошли на крайне хрупкой шейке бедра или же имел место подвывих, который и послужил причиной падения, вызвавшего перелом шейки бедра». В случае Тулуз-Лотрека речь может идти и об остеохондродисплазии – врожденной патологии скелета, в основе которой лежит нарушение эмбриональной закладки костно-хрящевой системы, проявляющееся признаками системного поражения скелета, в данном случае – нарушение роста длинных трубчатых костей и позвоночника, то есть поздняя спондилоэпифизарная дисплазия.
В 1962 г. два французских врача Пьер Марото и Морис Лами впервые описали пикнодизостоз – тип врожденной аномалии скелета, которая, по одной из последних версий, была у Лотрека. Пикнодизостоз встречается с частотой 1-1,7 на 1 млн населения, наследуется по аутосомно-рецессивному типу; соотношение мужчин и женщин – 2,3 : 1.
Для синдрома типичны низкий рост, недоразвитие костей лицевого черепа, выступающие лобные и затылочные бугры, широкие черепные швы и незаращение родничков (родничок Тулуз-Лотрека, по свидетельству матери, действительно длительное время не зарастал). Отмечаются гипоплазия и тупой угол нижней челюсти, узкое небо, нарушение прорезывания зубов, частичная адентия, аномалии формы и положения зубов, множественный кариес («гнилые» и кривые зубы Тулуз-Лотрека привели к тому, что он никогда не улыбался с открытым ртом). Характерной является дисплазия ключиц с частичной аплазией акромиальных отростков. Терминальные фаланги укорочены, ногти плоские, кожа дорсальной поверхности морщинистая. Отмечаются остеосклероз, тенденция к переломам.
* * *
В 1882 г. Тулуз-Лотрек принял окончательное решение начать карьеру художника, поселился в Париже и стал брать уроки живописи у Леона Бонна и Фернана Кормона. Однако вскоре ему наскучил академизм учителей, и он смело начал искать свой собственный выразительный стиль. К негодованию родителей, которые не верили в самостоятельность сына, Тулуз-Лотрек обосновывается на Монмартре, обители парижской богемы, после чего родственники на некоторое время отказывают ему в деньгах на оплату мастерской. Отец вообще скептично смотрел на занятия Анри живописью, прося его взять псевдоним, чтобы не позорить честь семьи столь неаристократичным занятием, поэтому свои первые работы Тулуз-Лотрек подписывал псевдонимом-анаграммой «Трекло».
Между тем художника все больше засасывала яркая ночная жизнь Парижа. Он не любил одиночество, его почти всегда окружала шумная компания. При этом его привязанность к друзьям была деспотичной, в их кругу он напоминал «генерала среди солдат». Где компания – там и алкоголь. Шумное окружение Монмартра, кабаре и бордели, актрисы и танцовщицы, шансонье и бесконечная череда новых лиц пленили художника и даровали ощущение нескончаемой феерии. Однако праздник, который еще вечером, казалось, всегда будет с тобой, оканчивался с наступлением утра, когда появлялось резкое и неприятное, подгоняемое похмельем, ощущение болезненной и несправедливой реальности. На увещевания друзей, что надо меньше пить, Анри отшучивался в свойственной манере: «Конечно, пить надо понемногу, – говорил он, – понемногу, но часто!», «О, уверяю вас, я могу пить, не опасаясь… Ведь мне не высоко падать, увы!». Все знакомые Тулуз-Лотрека знали – чтобы завоевать его уважение, надо с ним выпить. А процесс испития алкоголя он старался возвести до уровня искусства. Художник одним из первых во Франции постиг мастерство приготовления коктейлей, любил смешивать вина, придумывал и пробовал сам новые смеси, усиливая действие алкоголя на первый взгляд, казалось бы, немыслимыми сочетаниями. Его любимым напитком было придуманное им «Землетрясение» – сочетание абсента и бренди в довольно больших количествах. Огромное удовольствие доставляло Тулуз-Лотреку напоить кого-нибудь из гостей – однажды он даже организовал вечеринку, на которой весь вечер простоял за барной стойкой, выполняя функции бармена. Постепенно начала формироваться алкогольная зависимость.
Мужчине с ростом полтора метра на избыток женского внимания обычно рассчитывать не приходится. Тулуз-Лотрек не был исключением и понимал, что вряд ли сможет иметь длительные отношения с женщиной. Однако у любого талантливого художника есть натурщицы – особы, как правило, отличающиеся легкомысленностью и свободными нравами. Сюзанна Валадон работала натурщицей у многих известных импрессионистов, однако ее любовь к искусству на работе не заканчивалась – она сама была одарена художественным талантом и любила рисовать, хотя долгое время никому не показывала свои работы. Первым, кому она решилась их продемонстрировать, был Тулуз-Лотрек. Вначале Валадон позировала художнику, но вскоре стала его любовницей. Их отношения длились примерно с 1885 по 1888 гг., но были нестабильными – Сюзанна то уходила, то снова возвращалась, шантажировала художника инсценировкой попытки самоубийства, и, в конце концов, распались. Лотрек ощущал духовную связь с этой женщиной и глубоко переживал разрыв. Он пытался забыться в объятьях легкодоступных девушек из парижских борделей. В итоге, одна из проституток, послужившая моделью для его работ, Рыжая Роза, заразила его сифилисом.
Омуты парижского дна все глубже и глубже затягивали заблудшую душу 24-летнего художника. Вскоре жители ночного Парижа, проститутки и пропойцы, станут главными героями его картин, изображающих пляску жизни в кабаре и прочих злополучных местах Монмартра.
http://neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-3Cbr3E-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka
Облик Ивана Андреевича знаком всем со школьной скамьи – тучный старец сурово взирает из-под пышных бровей. Но в молодости он был стройным, подвижным. Побеждал в уличных боях, любил ездить верхом, много плавал, причём до сильных морозов.
Вкусно ел и много спал
Как ни странно это звучит, но состояние здоровья Крылова сильно изменилось в худшую сторону с улучшением его материального положения. Популярность его басен росла, гонорары росли тоже. Иван Андреевич начал курить дорогие сигары, причём иной раз выкуривал по 50 штук. Изменился рацион писателя, он полюбил дорогие вина. Передвигался теперь только на извозчике, стал завсегдатаем элитного Английского клуба, в котором бывал почти ежедневно в основном для того, чтобы несколько часов поспать днём, громко храпя при этом. Ушли в небытие плавание и прогулки, а лошади сейчас бы не выдержали его огромного веса. Крылов даже забросил игру на скрипке, а ведь он делал большие успехи.
Как пишут современные историки медицины, у него, кроме ожирения 4‑й степени, наверняка была гипертония, хроническая обструктивная болезнь лёгких, сонливость днём, апноэ (остановка дыхательных движений во сне). Всё вместе заставляет предположить синдром Пиквика – патологию, при которой большой лишний вес сочетается с дыхательной недостаточностью.
Расплата наступила быстро: в 1823 году у Крылова случились два удара подряд (так тогда называли инсульт). Известный доктор С. Ф. Гаевский назначил пиявки, кровопускание. Считалось, что инсульт возникает из-за того, что у больного «полнокровие», поэтому надо любыми способами удалить «лишнюю» кровь. На самом деле эти процедуры ощутимо снижали артериальное давление, и больному становилось лучше.
Ивану Андреевичу повезло, он смог выздороветь и… снова начать без меры есть и пить.
Басни про себя
Некоторые историки литературы считают, что Крылов любил сочинять про себя невероятные истории: в действительности он был человеком жёстким, а считался необычайно добродушным. Следил за чистотой одежды, а прослыл неряхой. Много работал над баснями (сохранились черновики), а прикидывался лентяем. Даже причину собственной смерти он сам себе придумал – якобы обжора подавился оладушками или, по другой версии, рябчиками. На самом деле он перед смертью сильно заболел пневмонией, течение которой усугубили не только его лишний вес и гипертония, но и серьёзные проблемы с лёгкими. Врачи старались как могли: назначали кровопускание, рвотный камень, шпанские мушки (высушенные и растёртые насекомые) на грудную клетку. Давали также хинин, который в те времена считался «лекарством от всего» в основном из-за нестерпимо горького вкуса. Лучше не становилось. Созвали консилиум и начали давать опий и препараты ртути (они обладали одновременно рвотным и слабительным эффектом).
Умер великий баснописец, как предположили его врачи, от отёка лёгкого. Вскрытие делать не стали.
Современный подход
При синдроме Пиквика рекомендуется диета для снижения веса, а также частые прогулки на свежем воздухе и дыхательная гимнастика для улучшения снабжения лёгких кислородом.
В тяжёлых случаях используют кислородную подушку. Больному дают лекарства, облегчающие работу сердца.
Его родители были из древнейших аристократических родов, знатны и богаты. А ещё они были двоюродными братом и сестрой. Возможно, близкородственный брак и послужил причиной болезни их ребёнка.
Граф с тросточкой
Врачи не понимали, что с малышом, и рекомендовали длительные прогулки по морскому побережью и верховую езду. Но ничего не помогало: Анри очень поздно начал ходить, уже в детстве опирался на трость и в дальнейшем не расставался с ней всю жизнь. Для больного заказывали специальную низкую мебель, но в 6 лет, вставая даже с такого стула, он неловко упал и получил сложный перелом бедра. Тогда уже широко применяли гипс, но срастался перелом так медленно, что пришлось очень долго находиться на постельном режиме. Как только Анри смог встать, как сломал другую ногу, и всё повторилось сначала. Тогда мать заказала для него краски и холсты. С той поры Анри постоянно рисовал.
В подростковом возрасте у него сильно изменился скелет: голова стала несоразмерно большой, тогда как туловище оставалось тщедушным. Его рост остался 152 см, а походка была переваливающейся, похожей на утиную.
Анри рано стал известным художником. Родители, понимая, что это единственная отдушина для сына, помогали ему и деньгами, и советами. Общение с богемной средой привело к тому, что Лотрек стал клиентом женщин лёгкого поведения, которых он обессмертил в своих картинах. Он начал много пить.
Очарование богемы
Всё закончилось плачевно: известный художник заразился сифилисом и заболел алкоголизмом. Его друзья шутили, что «кончики усов Анри никогда не пересыхали». Правда, при этом он много работал.
Периодически Анри уступал просьбам матери и показывался самым знаменитым врачам того времени. Они ничего не могли сделать с физическими дефектами именитого пациента, но пытались вылечить сифилис препаратами ртути. Эти же врачи первыми заговорили о необходимости лечения алкоголизма. К тому времени художник допился до белой горячки. Родители оплатили лечение сына и поместили его в элитную психиатрическую клинику в пригороде Парижа.
В то время алкоголиков запирали в одиночные палаты под присмотр дюжего санитара. По мере улучшения состояния к лечению добавляли приём рвотного средства (обычно растительного происхождения), модное тогда лечение током, массаж и прогулки по парку с сопровождающим. Анри выписали только после того, как он согласился ничего не пить и первый год пребывать с постоянно находящимся рядом санитаром.
Художник после такого «лечения» сник и, будто предчувствуя скорую смерть, навёл порядок в своих работах. Вероятно, из-за полиневрита (множественные поражения нервов) у него вскоре отказали ноги, и его перевезли в фамильный замок. Умер он на руках у матери.
Современный подход
Если спондилоэпифизарную дисплазию верхних и нижних конечностей (врождённая генетическая патология опорно-двигательного аппарата) сейчас выявляют в детском возрасте, то в зависимости от стадии болезни делают операцию или предлагают носить индивидуальный корсет и постоянно выполнять специальную гимнастику. Вовремя пролеченный ребёнок может выздороветь, однако всю жизнь ему будут противопоказаны физические нагрузки.
Смотрите также:
С необычной редкой наследственной формой черепно-ключичной дисплазии, сопровождающейся остеосклерозом и хрупкостью костей, врачи сталкиваются уже давно. Не исключено, что именно пикнодизостозом страдали древнегреческий баснописец Эзоп и известный французский художник-постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Только в 1962 г. Пьер Марото и Морис Лами выделили эту форму дисплазии как отдельное заболевание и назвали пикнодизостозом (от греч. – плотный). Пикнодизостоз встречается с частотой 1-1,7 на 1 млн. населения, наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Один из главных признаков данного заболевания, наблюдающийся у 89% больных, — генерализованный склероз костей – предрасполагает к поперечным переломам и не сопровождается нарушением формы костей и сужением костно-мозговой полости. Для синдрома типичны низкий рост менее 150 см (у 96% пациентов), позднее закрытие черепных швов и незаращение большого родничка (73%), выступающие лобные и затылочные бугры (72%). У более половины пациентов отмечаются частые спонтанные переломы, маленькое лицо с большим носом, похожим на клюв попугая, узкое высокое небо со срединной бороздой, увеличенный угол между телом и ветвью нижней челюсти, нижняя микрогнатия. У менее половины больных наблюдается дисплазия ключиц с частичной аплазией акромиальных отростков, остеолиз и укорочение дистальных фаланг, плоские ногти с поперечными бороздами, морщинистая кожа тыльной поверхности кистей, нарушение прорезывания зубов, частичная адонтия, аномалии формы и положения зубов, множественный кариес. Рентгенологически выявляют повышенную плотность костей, вормиевы кости, гипоплазию лобного синуса, акроостеолиз дистальных фаланг, деформацию длинных трубчатых костей вследствие переломов. Течение и прогноз при заболевании благоприятный, продолжительность жизни нормальная.
Дифференциальный диагноз: остеогенез несовершенный, черепно-ключичная дисплазия, остеопетроз.
Причиной заболевания являются мутации в гене катепсина К — CTSK, локализованном на хромосоме 1q21. Катепсин К является основной протеазой остеокластов, осуществляющей деградацию органического матрикса (преимущественно коллагена I типа) во время нормальной резорбции костной ткани. При пикнодизостозе количество и морфология остеокластов нормальные, а резорбционная лакуна вокруг индивидуального остеокласта увеличена. При исследовании ультраструктуры данных остеокластов выявляются аномальные большие цитоплазматические вакуоли, заполненные коллагеновыми фибриллами кости. Т.е. деминерализация костной ткани остеокластами осуществляется нормально, а деградация костного органического матрикса при пикнодизостозе нарушена.
В Центре Молекулярной Генетики для молекулярно-генетической диагностики пикнодизостоза возможно проведение поиска мутаций в гене CTSK методом прямого секвенирования кодирующей последовательности и области экзон-интронных соединений гена.