Татьяна Ларина характеристика в романе Евгений Онегин Пушкина
Характеристика Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» важна для раскрытия основного конфликта произведения. Автор демонстрирует, как девушка с чистым и открытым сердцем проходит испытания любовью.
Внешность
Важное место в характеристике образа главной героини играет описание внешности. Татьяне Лариной дается такая портретная характеристика, которая подчеркивает ее простоту. Героиня не похожа на представительниц светского общества. Татьяна отличается от своей сестры Ольги, которая была очень красива и грациозна. У Татьяны не было ни красоты сестры, ни ее «свежести румяной». А. С. Пушкин подчеркивает провинциальность героини, указывая на ее «запоздалость» речи и нарядов. Однако автор называет Татьяну милой красавицей, демонстрируя, что внутренняя красота важнее внешней.
Внутренние качества
А. С. Пушкин в образе Татьяны отразил все самые лучшие женские качества. Для автора героиня стала «милым идеалом». Татьяна воплотила в себе такие качества, как доброта, искренность, простота, скромность, верность, благородство.
Татьяна была не понята собственной семьей, она отличалась от всех и казалось для них чужой. Героиня постоянно была задумчива, грустна, печальна и молчалива. Она находит спокойствие в прогулках на природе и в чтении романов. Любовь к природе характеризует Татьяну с положительной стороны: она является представительницей русского народа. Любовь к книгам сделала из героини девушку с хрупким сердцем и желанием обрести настоящую любовь.
Несмотря на свою внешнюю холодность, Татьяна имеет чистое сердце и легкоранимую душу.
Отношение к любви
Характеристика Татьяны из «Евгения Онегина», в основном, строится на отношении героини к любви и браку.
Когда Татьяна Ларина влюбляется в Евгения Онегина, она буквально сразу пишет ему письмо с признанием. Автор подчеркивает, что для нее чужды манеры светского общества, при которых девушке нельзя делать первый шаг в отношениях. Татьяна благородно восприняла отказ своего возлюбленного. Любовь героини продолжала существовать в своей искренней и возвышенной форме.
Когда читатель вновь встречается в романе с Татьяной, он узнает, что героиня вышла замуж и стала жить светской жизнью. Евгений при встрече с ней отмечает ее холодность и равнодушие. Однако это всего лишь маска, которую приходилось носить каждому представителю светского общества. Татьяна до сих пор любит Евгения Онегина, однако она не может ответить на его чувства взаимностью, потому что не хочет оскорбить себя и своего мужа. Она утверждает, что теперь она «отдана» другому и будет ему «век верна». Брак для Татьяны имеет огромное значение, даже если он заключен не по любви. Верность и нравственная чистота – вот главные принципы героини.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Татьяна Ларина – характеристика», рассмотрит портретную характеристику героини, ее внутренние качества, а также отношение девушки к любви и к браку.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Самые популярные материалы марта для 9 класса:
характеристика и образ героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина — один из центральных персонажей поэмы Пушкина «Евгений Онегин» занимает важное место в данном произведении, ведь именно в её образе гениальный поэт сосредоточил все самые лучшие женские качества, которые он когда-либо встречал в своей жизни. Для него «Татьяна, милая Татьяна» сосредоточение идеальных представлений о том, какой должна быть настоящая русская женщина и одна из самых горячо любимых героинь, которой он сам признается в пылких чувствах «Я так люблю Татьяну милую мою».
Пушкин с большой нежностью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всей поэмы. Он искренне сопереживает вместе с ней по поводу неразделенных чувств к Онегину и гордится как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом.
Характеристика героини
Мы знакомимся с Татьяной Лариной в тихом деревенском поместье её родителей, где она родилась и выросла, её мама – хорошая жена и заботливая хозяйка, отдающая всю себя мужу и детям, папа – «добрый малый», немного застрявший в прошлом веке. Их старшая дочь предстает перед нами совсем маленькой девочкой, которая не смотря на юный возраст обладает уникальными, незаурядными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранненостью, которые отличают её от всех прочих детей и в частности от её младшей сестры Ольги.
Несмотря на внешнюю холодность и неподвижность (могла часами напролет просиживать у окна, погруженная в свои детские мечты и фантазии), Татьяна обладает богатым, пытливым и созерцательным внутренним миром. Она живет своей обособленной, полной чувств и романтических переживаний жизнью, скрытой под маской холодности и отчужденности от других обитателей поместья. Девушка отличается простотой, скромностью и естественной красотой души, внутри неё кипит ураган чувств и океан страстей, но ей абсолютно не кем поговорить и поделиться своими переживаниями в этой провинциальной глуши.
(Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» художника Е.П. Самокиш-Судковская)
«Татьяна, русская душою» очень любит окружающую поместье родителей природу, тонко чувствует её красоту и испытывает настоящее наслаждение от единения с ней. Обширные просторы уединенной маленькой Родины милее и ближе её сердцу, чем «постылая жизнь» петербургского высшего света, которую она ни за что не хочет менять на то, что навсегда стало частичкой её души.
Воспитанная, как и Пушкин простой женщиной из народа, она с детства была влюблена в русские сказки, легенды и предания, была склонна к мистицизму, к таинственным и загадочным народным верованиям и старинным обрядам. Уже в более взрослом возрасте ей открывается увлекательный мир романов, которые она читала взахлеб, заставляя её переживать головокружительные приключения и различные жизненные перипетии с её героями. Татьяна – чувствительная и мечтательная девушка, живущая в своем уединенном мирке, окруженная мечтами и фантазиями, абсолютно чуждая окружающей её действительности.
(К. И. Рудакова, картина «Евгений Онегин. Встреча в саду» 1949)
Тем не менее, встретив героя своих грез Онегина, показавшегося ей загадочной и оригинальной личностью, заметно выделяющейся из окружающей толпы, девушка отбросив робость и неуверенность пылко и искренне рассказывает ему о своей любви, написав трогательное и наивное письмо, полное возвышенной простоты и глубоких чувств. В этом поступке проявляется и её своенравность, и открытость, а также одухотворенность и поэтичность тонкой девичьей души.
Образ героини в произведении
Чистая душою, искренняя и наивная Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной и проносит это чувство через всю жизнь. Написав это трогательное письмо к своему избраннику, она не боится осуждения и трепетно ожидает ответа. Пушкин нежно умиляется светлым чувствам своей героини и просит у читателей снисхождения для неё, ведь она так наивна и чиста, так проста и естественна, и как раз эти качества для автора поэмы, не раз обжигавшегося на костре своих чувств, играют в жизни очень важную роль.
Получив горький урок, который преподал ей Онегин, прочитавший ей тягостные нравоучения и отвергший её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака, она тяжело переживает свою неразделенную любовь. Но эта трагедия не озлобляет её, она навсегда сохранит в глубине души эти возвышенные светлые чувства к человеку, с которым никогда не будет вместе.
Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге уже будучи блестящей великосветской дамой с чувствами и разумом закованными в непроницаемую броню светских приличий и глубоко в душе запрятанной любовью к нему, она не упивается свои торжеством, не желает отомстить ему или унизить. Внутренняя чистота и искренность её души, блеск которых ничуть не потускнел в грязи столичной жизни, не позволяют ей опускаться до пустых и фальшивых светских игр. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но не может запятнать честь и репутацию престарелого мужа и поэтому отвергает его такую пылкую, но уже слишком запоздалую любовь.
Татьяна Ларина — человек высокой нравственной культуры с глубоко осознанным чувством собственного достоинства, её образ литературные критики называют «идеальным образом русской женщины», который Пушкин создал, чтобы воспеть благородство, верность и великую чистоту их незапятнанной грязью жизни русской души.
Характеристика Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин», внешность и характер
Меню статьи:
Образ Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является одним из тех, которые вызывают чувство восхищения и жалости одновременно. Ее жизненный путь еще раз заставляет задуматься о том, что счастье человека зависит не только от добропорядочности его поступков и искренности намерений, но и от поступков других людей.
Семья Лариных
Татьяна Ларина является аристократкой по происхождению. Ее семье проживает в сельской глубинке редко покидая ее пределы, поэтому все общение девушки основано на общении с ближайшими родственниками, няней, которая фактически приравнена к членам семьи и соседями.
На момент повествования семья Татьяны неполная – ее отец умер, и его обязанности по вопросам ведения поместья переняла мать.
Но в былые времена все было иначе – семья Лариных состояла из Дмитрия Ларина, бригадира по своей должности, его жены Полины (Прасковьи) и двух детей – девочек, старшей Татьяны и младшей Ольги.
Полина, в замужестве Ларина (ее девичья фамилия Пушкиным не упоминается), была насильно выдана замуж за Дмитрия Ларина. Долгое время из отношения тяготили молодую девушку, но , благодаря спокойному нраву мужа и хорошему отношению к своей персоне, Полина смогла разглядеть в совеем муже хорошего и порядочного человека, привязаться к нему и даже, в последствии, влюбиться. Пушкин не вдается в подробности описания их семейной жизни, но вполне вероятно, что нежное отношение друг к другу у супругов продолжалось до старости. Будучи уже в солидном возрасте (точную дату автор не называет) Дмитрий Ларин умирает, и функции главы семейства перебирает на себя Полина Ларина – его жена.
Внешность Татьяны Лариной
О детских годах и внешности Татьяны в то время ничего не известно. Перед читателем в романе предстает уже взрослая девушка на выданье. Татьяна Ларина не отличалась традиционной красотой – она мало чем походила на девушек, пленяющих сердца молодых аристократов на званых обедах или балах: у Татьяны темные волосы и бледная кожа, лицо ее лишено румянца, оно кажется каким-то абсолютно бесцветным. Фигура ее также не отличается изощренностью форм – она слишком худа. Мрачный облик дополняет полный грусти и тоски взгляд. На фоне своей белокурой и румяной сестры Татьяна выглядит крайне непривлекательно, но все же ее нельзя назвать некрасивой. У нее особая красота, отличная от общепринятых канонов.
Любимые занятия Татьяны
На необычной внешности необычность Татьяны Лариной не заканчивается. У Лариной были также нестандартные способы для проведения досуга. В то время как основная масса девушек на досуге предавалась рукоделию, Татьяна же, наоборот, старалась избежать рукоделия и всего, что было с ним связанно – ей не нравилось вышивать, за работой девушка скучала. Татьяна любила проводить свободное время в компании книг или же в компании своей няни – Филипьевны, что по своему содержанию было практически равносильными действиями. Ее няня, несмотря на то, что по происхождению была крестьянкой, считалась членом семьи и жила вмести с Лариными и уже после того, как девочки выросли и ее услуги в качестве няни уже были не востребованы. Женщина знала много разных мистических историй и с удовольствием пересказывала их любопытной Татьяне.
Кроме того, Ларина часто любила проводить время за книгами – в основном это произведения таких авторов как Ричардсона, Руссо, Софи Мари Коттен, Юлии Крюденер, мадам де Сталь и Гете. В большинстве случаев, девушка отдавала предпочтение книгам романтического содержания, а не философским работам, хотя они и содержалась в литературном наследии автора, как, например, в случае с Руссо или Гете. Татьяне нравилось фантазировать – в своих мечтах она переносилась на страницы прочитанного романа и действовала в своих грезах в облике одной из героинь (как правило, главной). Однако ни один из любовных романов не был любимой книгой Татьяны.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с историей создания романа “Евгений Онегин”, который написал Александр Сергеевич Пушкин.
Девушка была готова просыпаться и засыпать только с сонником Мартына Задеки. Ларина была очень суеверной девушкой, она интересовалась всем необычным и мистическим, придавала важное значение снам и считала, что сны не снятся просто так, а содержат в себе некоторый посыл, значение которого ей помогал расшифровать сонник.
Кроме того, девушка могла проводить часами, глядя в окно. Сложно сказать в этот момент она наблюдала за происходящим за окном или предавалась грезам.
Татьяна и Ольга
Сестры Ларины значительно отличались друг от друга, и это касалось не только внешнего. Как мы узнаем из романа, Ольга была легкомысленной девушкой, ей нравилось быть в центре внимания, она с удовольствием кокетничает с молодыми людьми, хотя у нее есть уже жених. Ольга – веселая хохотушка, обладающая классической красотой, по канонам высшего общества. Несмотря на такую значительную разницу, между девушками не происходит вражды или зависти. Между сестрами прочно воцарилась привязанность и дружба. Девушки с удовольствиям проводят время вместе, на Святки гадают. Татьяна не осуждает поведение младшей сестры, но и не поощряет его. Вполне вероятно, что она действует по принципу: я действую так, как считаю нужным, а моя сестра так, как хочется ей. Это не значит, что кто-то из нас прав, а кто-то ошибается – мы с ней разные и по-разному поступаем – ничего страшного в этом нет.
Характеристика личности
На первый взгляд кажется, что Татьяна Ларина – это Чайльд Гарольд в женском облике, она так же уныла и грустна, но на самом деле между ней и героем поэмы Байрона есть существенная разница – Чайльд Гарольд неудовлетворен обустройством мира и общества, он испытывает скуку потому, что не может найти себе занятие, которое бы его заинтересовало. Татьяна же скучает, потому, что ее реальность отличается от действительности ее любимых романов. Ей хочется пережить что-то такое, что пережили литературные герои, но повода для таких событий не предвидеться.
В обществе Татьяна в основном была молчалива и уныла. Она не была похожа на большинство молодых людей, которые с удовольствием общались друг с другом, кокетничали.
Татьяна – мечтательная натура, она готова часами проводить время в мире грез и мечтаний.
Татьяна Ларина начиталась женских романов и их них взяла себе на вооружение основные черты характера и элементы поведения главных героинь , поэтому она полна романных «совершенств».
Девушка обладает спокойным нравом, она пытается сдержать свои истинные чувства и эмоции, заменив их равнодушным приличием, со временем Татьяна научилась это делать мастерски.
Девушка редко предается самообразованию – свое свободное время она проводит в развлечениях или же просто коротает часы, бесцельно проводя время. Девушка, подобно всем аристократам того времени хорошо знает иностранные языки и сосем не знает русского языка. Такое положение вещей ее не тяготит, ведь в кругах аристократии это было обычным делом.
Татьяна долгое время жила уединенно, ее круг общения был ограничен родными и соседями, поэтому она слишком наивна и излишне открыта девушка, ей кажется, что весь мир должен быть таким, поэтому столкнувшись с Онегиным, она понимает, как глубоко заблуждалась.
Татьяна и Онегин
В скором времени у Татьяны появляется возможность осуществить свою мечту – перенести один из своих женских романов из плоскости мира грез в реальность – у них появляется новый сосед – Евгений Онегин. Не удивительно, что Онегин, обладающий естественным шармом и обаянием, не мог не привлечь внимание Татьяны. Вскоре Ларина влюбляется в молодого соседа. Ее переполняют неведомые дотоле чувства любви, отличной от той, которую она чувствовала по отношению к своим родным и близким. Под давлением эмоций, молодая девушка решается на не мыслимый поступок – признаться Онегину в своих чувствах. В этом эпизоде кажется, что любовь девушки придуманная и вызванная уединенным образом жизни и влиянием любовных романов. Онегин был настолько не похож на всех людей, окружающих Татьяну, что, кажется, неудивительным, то, что он стал героем ее романа. Татьяна обращается за помощью к своих книгам – она не может доверить тайну о ее влюбленности кому-либо и решается решить возникшую ситуацию самостоятельно. Влияние любовных романов на развитие их отношений ярко заметно в письме, об этом говорит и сам тот факт, что Татьяна решилась на написание этого письма в целом.
На тот момент такое поведение со стороны девушки было неприличным и при обнародовании ее поступка, могло бы стать губительным для ее дальнейшей жизни. Чего не скажешь про представительниц прекрасного пола в это же время проживающих в Европе – для них это было обыденным явлением и не подразумевало под собой что-то постыдное. Так как романы, читаемые обычно Татьяной принадлежали перу европейских мастеров слова, то мысль о возможности написать письмо первой была допустимой и только усилилась под равнодушием Онегина и сильных переживаний.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с героями романа А. Пушкина “Капитанская дочка”, характеристика которых кратко изложена в таблице.
В своем письме Татьяна определяет только два пути развития их отношений с Онегиным. Оба пути по своей сути являются кардинальными и ярко противопоставляются друг другу, ведь они содержат только полюсные проявления, избегая промежуточных. В ее видении Онегин должен был либо обеспечить ей семейную идиллию, либо выступить в роли искусителя.
Других вариантов для Татьяны не существует. Однако же прагматичный и, к тому же, не влюбленный в Татьяну Онегин опускает девушку с небес на землю. В жизни Татьяны это стало первым серьезным уроком, повлиявшим на ее дальнейшее формирование личности и характера.
Евгений не рассказывает о письме Татьяны, он понимает всю его губительную силу и не намерен привносить еще большее горе в жизнь девушки. На тот момент Татьяна не руководствовалась здравым смыслом – ее накрыло волной эмоций, с которыми девушка не смогла, по своей неопытности и наивности, справиться. Несмотря на разочарование и неприглядную действительность, которую ей открыл Онегин, чувства Татьяны не иссякли.
Святочный сон и его символичность
Зима у Татьяны была любимым временем года. Возможно потому, что как раз в это время припадала Святочная неделя, в которую девушки гадали. Естественно, что суеверная любящая мистику Татьяна не упускает возможности узнать свое будущее. Одним из важных элементом в жизни девушки становится Святочный сон, который по преданию был вещим.
Во сне Татьяна видит то, что больше всего ее волнует – Онегина. Однако сон не сулит ей счастья. Вначале сон не предвещает ничего плохого – Татьяна идет по заснеженной поляне. На ее пути встречается ручей, который девушке необходимо преодолеть.
Неожиданный помощник – медведь – помогает ей справиться в этим препятствием, однако девушка не испытывает ни радости, ни благодарности – ее переполняет страх, который усиливается, так как зверь продолжает следовать за девушкой. Попытка сбежать тоже ни к чему не приводит – Татьяна падает в снег, и медведь настигает ее. Несмотря на предчувствие Татьяны, ничего страшного не происходит – медведь берет ее на руки и несет дальше. Вскоре они оказываются перед шалашом – здесь страшный зверь покидает Татьяну, говоря ей, что здесь девушка может согреться – в этот шалаше живет его родственник. Ларина входит в сени, но зайти в комнаты не спешит – за дверью слышен шум веселья и застолья.
Любопытная девушка старается подсмотреть – хозяином шалаша оказывается Онегин. Пораженная девушка застывает, а Евгений замечает ее – он открывает дверь и все гости видят ее.
Стоит отметить, что гости его пиршества не похожи на обычных людей – это какие-то уродцы и чудовища. Однако не это больше всего пугает девушку – смех, по отношению к своей персоне ее беспокоит больше. Однако Онегин пресекает его и усаживает девушку за стол, прогнав всех гостей. Спустя некоторое время в шалаше появляются Ленский с Ольгой, чем вызывают недовольство у Онегина. Евгений убивает Ленского. На этом сон Татьяны обрывается.
Сон Татьяны по своей сути является аллюзией на несколько произведений. В первую очередь на сказку самого А.С. Пушкина «Жених», которая является развернутым «сном Татьяны». Также сон Татьяны – это отсылка к произведению Жуковского «Светлана». Татьяна Пушкина и Светлана Жуковского содержат в себе родственные черты, однако их сны существенно отличаются. В случае Жуковского – это всего лишь иллюзия, в случае Пушкина – предсказание будущего. Сон Татьяны действительно оказывается вещим, в скором времени она действительно оказывается на шатком мостике и ей помогает его преодолеть некий человек, по своему виду похожий на медведя, к тому же родственник Онегина. И ее возлюбленный оказывается не тем идеальным человеком, которого изобразила в своих мечтах Татьяна, а сущим демоном. Он же в реальности становиться убийцей Ленского, застрелив его на дуэли.
Жизнь после отъезда Онегина
Дуэль Онегина и Ленского по своей сути произошла из-за самых что ни на есть ничтожных вещей – на праздновании Дня рождения Татьяны Онегин слишком любезничал с Ольгой, чем вызвал приступ ревности у Ленского, причиной чего стала дуэль, которая не завершилась благополучно – Ленский погиб на месте. Это событие наложило печальный отпечаток на жизнь всех персонажей романа – Ольга лишилась жениха (их свадьба должна была состояться за две недели после именин Татьяны), правда, девушка не слишком переживала из-за смерти Ленского и вскоре вышла замуж за другого человека. Хандра и депрессия Онегина значительно усилилась, он осознавал всю тяжесть и последствия своего поступка, пребывание в своем поместье для него уже было невыносимым и поэтому он отправляется в путешествие. Однако наибольшее влияние смерть Ленского произвела на Татьяну. Несмотря на то, что с Ленским ее не связывало ничего, кроме товарищеских отношений, а ее позиция и взгляды были лишь частично схожи, Татьяна тяжело пережила смерть Владимира, которая по своей сути стала вторым значимым уроком в ее жизни.
Обнаруживается еще одна непривлекательная сторона личности Онегина, но разочарования не происходит, чувства Лариной по отношению к Онегину все еще сильны.
После отъезда Евгения грусть девушки значительно усиливается, она больше обычного ищет уединения. Время от времени Татьяна приходит в пустой дом Онегина и с разрешения слуг читает в библиотеке книги. Книги Онегина не похожи на ее любимые – основу библиотеки Онегина составляет Байрон. Прочитав эти книги, девушка начинает лучше понимать особенности характера Евгения, ведь он по своей сути схож с главными героями Байрона.
Замужество Татьяны
Жизнь Татьяны не могла дальше протекать все в том же русле. Перемены в ее жизни были предсказуемы – она была взрослой, и ее необходимо было уже выдавать замуж, ибо в противном случае у Татьяны были все шансы остаться в старых девах.
Так как в окрестностях подходящих кандидатов не предвидится, то у Татьяны остается только один шанс – отправиться в Москву на ярмарку невест. Вместе со своей матерью Татьяна приезжает в город.
Останавливаются они у тетки Алины. Родственница уже четвертый год болеет чахоткой, но болезнь не помешала ей радушно встретить приезжих родственников. Сама же Татьяна вряд ли воспринимает с радостью такое событие в ее жизни, но, взирая на необходимость брака, мирится со своей судьбой. Мать ее не видит ничего плохого в том, что ее дочь не будет выдана замуж по любви, ведь в свое время ее с ней поступили также, и это не стало трагедией в ее жизни, а спустя некоторое время даже позволило ей стать счастливой матерью и женой.
Поездка для Татьяны не оказывалась бесполезной: она понравилась некому генералу (его имя в тексте не упоминается). Вскоре состоялась и свадьба. О личности мужа Татьяны мало что известно: он принимал участие в военных событиях и по своей сути является военным генералом. Такое положение вещей внесло свою лепту в вопрос о его возрасте – с одной стороны получение такого звания потребовало значительного времени, поэтому генерал уже мог быть в приличном возрасте. С другой стороны, личное участие в военных действиях давало возможность ему продвинуться по карьерной лестнице гораздо быстрее.
Татьяна не любит своего мужа, однако не протестует против брака. О ее семейной жизни ничего неизвестно, к тому же это положение усугубляется сдержанностью Татьяны – девушка научилась сдерживать свои эмоции и чувства, она не стала жеманной аристократкой, но и с уверенностью отошла от образа наивной деревенской девушки.
Встреча с Евгением Онегиным
В конце концов, судьба сыграла с девушкой злую шутку – она опять встречается со своей первой любовью – Евгением Онегиным. Молодой человек вернулся из путешествия и решил нанести визит своему родственнику, некому генералу N. У него в доме он и встречает Ларину, она оказывается женой генерала.
Онегин был поражен встречей с Татьяной и ее переменами – она уже не была похожа на ту девушку, переполненную юношеским максимализмом. Татьяна стала мудрой и уравновешенной. Онегин осознает, что все это время он любил Ларину. На этот раз он поменялся с Татьяной ролью, но теперь ситуация усложняется замужеством девушки. Онегин оказывается перед выбором: подавить свои чувства или обнародовать их. Вскоре молодой человек решается объясниться с девушкой в надежде, что она еще не утратила к нему чувства. Он пишет Татьяне письмо, но, несмотря на все ожидания Онегина, ответа нет. Евгением овладело еще большее волнение – неизвестность и равнодушие только сильнее раззадоривали его и разволновали. В конце концов, Евгений решается приехать к женщине и объясниться. Он застает Татьяну одну – она была так похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года назад в деревне. Растроганная Татьяна признается, что все еще любит Евгения, но быть вместе с ним она теперь не может – она связана узами брака, а быть бесчестной женой против ее принципов.
Таким образом, Татьяна Ларина обладает самыми привлекательными чертами характерами. В ней воплотились лучшие черты. Во времена юности Татьяна, как и все молодые люди не наделена мудростью и сдержанностью. В виду своей неопытности она совершает некоторые промахи в поведении, но делает это не потому, что плохо воспитана или развратна, а потому, что еще не научилась руководствоваться умом и эмоциями. Она слишком импульсивна, хотя в целом благочестивая и благородная девушка.
Татьяна Ларина — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ларина.Татьяна Ларина | |
---|---|
илл. М. П. Клодта (1886) | |
Создатель | Александр Пушкин |
Произведения | Евгений Онегин |
Пол | женский |
Возраст | 13 — 21 год |
Дата рождения | вероятно, 1803 год[1]; видимо, Москва, т.к. там её крестили[2] |
Семья | сестра — Ольга, покойный отец — бригадир Дмитрий Ларин, мать — Прасковья, кузина матери — Алина (Александра ?)[1], муж — генерал князь N |
Цитаты в Викицитатнике |
Татья́на Дми́триевна Ла́рина, в замужестве княгиня N (в опере — княгиня Гремина) — главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены[2].
Имя[править | править код]
Имя «Татьяна», выбранное поэтом для своей героини, позже стало чрезвычайно популярным во многом благодаря роману. Однако в начале XIX века оно считалось «простонародным», старомодным[1], и Пушкин даже специально оговаривает: «Впервые именем таким / страницы нежные романа / мы своевольно освятим». Сначала, как свидетельствуют черновики, он думал назвать её «Наташа»[3]. Примерно треть упоминаний о ней — как о «Тане»[4].
Внешность[править | править код]
Поэт противопоставляет тёмноволосую Татьяну прекрасной златокудрой и румяной Ольге: «никто б её назвать прекрасной не мог». Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью (2, XXV), имеет «бледный цвет и вид унылой» (4, XI). Когда она приезжает в Москву, местные барышни находят её «что-то странной, / провинциальной и жеманной, / и что-то бледной и худой, / а впрочем, очень недурной» (7, XLVI), при появлении в театре «не обратились на неё ни дам ревнивые лорнеты, ни трубки модных знатоков».
Характер и манеры[править | править код]
В начале книги нам представлена застенчивая барышня-подросток. Она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», не умеет ласкаться к родителям, «и часто целый день одна / сидела молча у окна» (2, XXV), задумчива. Мотив необщительных детей был распространён в романтической литературе[2]. По описанию Ленского, она «грустна и молчалива, как Светлана» (персонаж баллады Жуковского). Позже Пушкин упоминает «её рассеянную лень» (7, XLIV).
По прошествии нескольких лет замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива, / Без взора наглого для всех, / Без притязаний на успех (…) Всё тихо, просто было в ней, / Она казалась верный снимок / Du comme il faut…» (8, XIV). «Никто б не мог её прекрасной / Назвать; но с головы до ног / Никто бы в ней найти не мог / Того, что модой самовластной / В высоком лондонском кругу / Зовётся vulgar» (8, XV). Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы.
Язык. Ларина, как представительница дворянского сословия своего времени, плохо говорит по-русски, переписку ведёт на французском языке. «Она по-русски плохо знала, / журналов наших не читала, / и выражалася с трудом / на языке своём родном» (III, XXVI). Тем не менее, по выражению Пушкина — «Татьяна (русская душою)».
Занятия[править | править код]
Барышня Татьяна не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы, не играет со сверстницами в горелки и другие подвижные игры, зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны. / Её тревожили приметы» (5, V). Возможно, страдает бессонницей, поскольку встаёт ещё затемно и встречает восход. «Предупреждать зари восход», как это делала Татьяна, было поведением романтическим[2]. Неоднократно упоминается её любовь сидеть молча у окна[5]. Как отмечает Набоков, «селеноподобная душа Татьяны постоянно обращена к романтической уединенности, окно становится символом тоски и одиночества»[2].
Книги[править | править код]
Её главное занятие — чтение: «Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё; / Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо» (2, XXIX). В круг её чтения входят книги Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» и «Кларисса» (очевидно[2], в выхолощенном французском переводе аббата Прево), Руссо «Новая Элоиза», Софи Мари Коттен «Матильда»[6], Юлия Крюденер «Валери, или Письма Гюстава де Линара к Эрнесту де Г…», мадам де Сталь «Дельфина», Гёте «Страдания юного Вертера». По мнению комментаторов, это характеризует иронично-критическое отношение Пушкина к чтению провинциальных барышень. Это книги добайроновского периода, особенно сентиментальные эпистолярные романы XVIII века[2]. Набоков, анализируя любимые романы Татьяны, отмечает, что их героини остаются такими же верными своим мужьям, как позже Татьяна своему. Он также обращает внимание на «чувство едва ли не патологического уважения и своеобразную экзальтированную сыновнюю любовь, которую испытывают юные герои этих произведений к зрелым и необщительным супругам молодых героинь»[2]. Также она читает сонник Мартына Задеки. Книги оказывают сильное влияние на её поведение. Юрий Лотман пишет: «Текст письма Татьяны представляет собой цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы (…) Её собственная личность — жизненный эквивалент условной романтической героини, в качестве которой она сама себя воспринимает».
Возраст[править | править код]
Юрий Лотман в комментариях к книге пишет, что Татьяна вероятно родилась в 1803 году, так как роман начинается в 1819 году, а летом 1820-го ей было 17 лет. Это явствует из письма автора Вяземскому 29 ноября 1824 года в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой!»[1][7].
По версии Баевского[8], она старше: во-первых, поскольку стремительный увоз её на ярмарку невест сигнализирует о том, что Татьяна уже выходит из брачного возраста, а во-вторых, поскольку она бы не сумела занять такое видное место в свете и вызвать преклонение других дам, если бы была всего 20-летней (и особенно 17-летней, в случае 1-й версии).
Строки произведения «Евгений Онегин» также позволяют специалистам предполагать, что Татьяне в начале произведения было 13 лет. Пушкин не один раз указывает на эту цифру — когда Евгений, прочтя письмо, думает о Татьяне: «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!», а также в диалоге Татьяны с няней, которая вспоминает своё девичество «в эти лета», то есть в возрасте Тани[7]:
Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)— …В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.— Да как же ты венчалась, няня?
— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Во времена Пушкина браки в столь юном возрасте считались обыденностью и для крестьян, и для дворян, что подтверждают живые примеры истории[9]. На детские, а не юношеские годы Татьяны указывают и такие строки: «Но куклы даже в эти годы / Татьяна в руки не брала; / Про вести города, про моды / Беседы с нею не вела. / И были детские проказы / Ей чужды…»[7]. Пушкин не раз называет Татьяну в момент первой встречи с Онегиным девочкой: «Но мой Онегин вечер целый / Татьяной занят был одной, / Не этой девочкой несмелой, / Влюблённой, бедной и простой, / Но равнодушною княгиней…» и через слова воспоминаний замужней Татьяны: «Не правда ль? Вам была не новость / Смиренной девочки любовь?»[7]. Однако, если предполагать столь юный возраст Татьяны, то это делает невозможным ухаживания Ленского за её сестрой Ольгой, которая ещё младше Татьяны [1].
Социальное положение[править | править код]
Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской (до 1908 года)Ларина — провинциальная барышня, её покойный отец — бригадир. Ларины жили в господском доме, состоящем по меньшей мере из 20 комнат, имели обширные земельные угодья, парк, цветник, огород, конюшни, скотный двор, поля и т. д. Вероятно, им принадлежало около 350 десятин (400 гектаров) земли, что считалось небольшим поместьем для этой области, и около 200 крепостных крестьян, не считая женщин и младенцев[2]. От деревеньки ехать до Москвы — семь суток «на своих», не на почтовых.
Муж — «важный генерал» («толстый этот генерал», «холоднокровный генерал»[10]), князь N, друг и родственник Онегина, «в сраженьях изувечен» и его за то «ласкает двор». К моменту его возвращения они женаты около двух лет и живут на набережной Невы, где обычно располагаются дворцы высшей аристократии. Расхожее представление, в том числе у Достоевского, что он был «старик». Однако «если в черновике строфы LIV главы 7-й[11] и в полубеловике[12] муж Татьяны — „[толстый] старый генерал“, то в болдинском варианте бывшей 9-й (ныне последней) главы романа Пушкин его омолодил, сделав почти ровесником Онегина и единомышленником его во „мненьях“: „С Онегиным он вспоминает [Затеи, мненья прежних лет] [Друзей, красавиц прежних лет] Они смеются…“[13]»[14]. Очевидно, это достаточно молодой или среднего возраста мужчина, участник (судя по ранениям) войны 1812 года либо заграничного похода 1813-14 гг.
Впервые Татьяна появляется во 2-й главе (XXIV). (В предисловии к отдельному изданию первой главы Пушкин указывает, что начало событий романа совпадает с концом 1819 года)[1]. Её младшая сестра Ольга — предмет страсти Онегинского соседа Владимира Ленского, через которого в дом Лариных попадает Онегин. На обратном пути из поместья оба приятеля обсуждают сестёр (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне. «Пора пришла, она влюбилась». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина их героем и пишет ему любовное признание «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).
Шюблер с рисунка И. Волкова. «Сон Татьяны» (1891)5 месяцев спустя, в Татьянин день, на именины Лариной, Евгений и Владимир приезжают к ним в гости, причём до свадьбы с Ольгой остаётся всего пару недель. Накануне на святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским роднёй и другом»[2]. На именинах Онегин, разозлённый тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечёт за собой вызов на дуэль (5, XLV). После убийства Ленского, отъезда Онегина, а затем и свадьбы Ольги с уланом, скучающая Татьяна забредает в опустевшее поместье Онегина (7, XV). Там она начинает читать его книги, в частности, Байрона, и её посещает ужасающая мысль о предмете своей страсти — «Уж не пародия ли он? Москвич в Гарольдовом плаще…» (7, XXIV). Мельком упоминается, что она отказала искателям своей руки — Буйнову, Ивану Петушкову, гусару Пыхтину. Примерно год спустя после дуэли, зимой, мать-старушка везёт Татьяну в Москву на ярмарку невест. Они останавливаются у кузины Алины в Харитоньевском переулке (бывший адрес самого Пушкина). На балу её замечает «какой-то важный генерал», «толстый этот генерал» (7, LIV), который берёт её в жёны.
Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и роднёй Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»). Затем он засыпает её кучей писем, на которые нет ответа. При встрече в свете она сурова, на лице лишь след гнева. Это происходит зимой, Онегин надолго запирается в своей квартире, а когда наступает март, нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна», говорит она. Татьяна удаляется, Онегин застывает в одиночестве и слышит звон шпор входящего мужа.
Определение прототипов тех или иных персонажей «Евгения Онегина» занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился довольно обширный материал, посвящённый попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами. Критический просмотр этих материалов заставляет крайне скептически отнестись и к степени их достоверности, и к самой плодотворности подобных поисков.
Однако «так как сам Пушкин писал, что у Татьяны был прототип, то исследователи, естественно, его искали»[14].
Версии[править | править код]
- Одна из барышень Тригорского[15][16], например, Анна Петровна Керн[17] или Евпраксия Вульф. День именин Евпраксии приходится на Татьянин день 12 января. Но Ольга и Татьяна обрисованы поэтом в Одессе, до его ссылки 1824—1826 годов. До этого он был в Михайловском в июле—августе 1817 года, когда «молодым Вульфам-Осиповым было 8—12 лет; в поле зрения Пушкина могла быть только Анна Николаевна Вульф, но трудно найти женщину, характерологически менее похожую на Татьяну Ларину»[14].
- Сёстры Раевские, в том числе жена декабриста Мария Волконская. Однако «они не были „уездными барышнями“, да и по многим другим причинам никто из них не подходит к Татьяне 2—6-й глав». Тем не менее Волконская может служить примером стойкости Татьяны из 2-й части[14].
- Елизавета Воронцова. В условном языке разговоров и переписке с Александром Раевским Пушкин, видимо, именовал «Татьяной» какую-то близкую ему женщину (высказывалось предположение, что именно Воронцову, что Лотман считает сомнительным). С версией о Воронцовой согласен Губер[18]: он основывается на предположении, что характер Онегина основывается на Раевском, возлюбленном Воронцовой, таким образом, Воронцова оказывается «Татьяной».
- Авдотья Норова, влюблённая в Чаадаева.
- Наталья Фонвизина, жена декабриста-генерала, была твёрдо уверена, что послужила прототипом. Её второй муж, Пущин — друг Пушкина, был согласен с ней[14].
- Сестра Пушкина Ольга — для Татьяны 1-го периода[14].
Черты Пушкина[править | править код]
- Кюхельбекер пишет : «Поэт в своей 8 главе похож сам на Татьяну: для лицейского товарища, для человека, который с ним вырос и его знает наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет»[19].
- Сам Пушкин в предисловии к отдельному изданию «Путешествия Евгения Онегина» пересказывает: «П. А. Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным. — Замечание, обличающее опытного художника. Автор сам чувствовал справедливость оного…».
- Белинский пишет: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур»[20][21].
- Достоевский: «Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в „Дворянском гнезде“ Тургенева…»[20][22].
- Дмитрий Писарев относится к ней критически и выставляет практически деревенской дурочкой. «Её болезненно развитое воображение постоянно создаёт ей поддельные чувства, поддельные потребности, поддельные обязанности, целую искусственную программу жизни, и она выполняет эту искусственную программу с тем поразительным упорством, которым обыкновенно отличаются люди одержимые какой-нибудь мономанией. (…) Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы её ума и её воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твёрдостью своего характера. (…) Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло, но по отношению к своему предмету это чувство точь-в-точь такое, каким оно должно быть; Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая сидит под стеклянным колпаком и обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома»[23].
- Д. Овсянико-Куликовский: «Татьяна вышла у Пушкина сильнее духом, чем Онегин, но поэт вовсе не имел в виду представить свою героиню, как образец сильного женского характера. Вместе с тем, и столь необходимая в данном случае идеализация образа сделана Пушкиным с большой сдержанностью. Татьяна не поставлена на пьедестал. В создании этого образа Пушкин остаётся всё тем же реалистом не покидающим почвы действительности, каким он обнаружился в Онегине, столь же мало идеализированным». «Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что художественный образ пушкинской Татьяны останется в нашей литературе навсегда. После него был создан целый ряд женских характеров, из которых некоторые принадлежат к первостепенным созданиям искусства. Но ни блестящий сонм тургеневских женщин, ни женские натуры, так глубоко разработанные Л. Н. Толстым, ни другие образы, которые, не будучи первостепенными созданиями искусства, однако, способны заинтересовать нас, по своему содержанию, больше Татьяны, — все они, вместе взятые, не могли до сих пор заставить нас забыть Татьяну Пушкина»[20].
- Владимир Набоков комментирует: «Татьяна как „тип“ (любимое словечко русской критики) стала матерью и бабушкой бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей — от Тургенева до Чехова. Литературная эволюция превратила русскую Элоизу — пушкинское соединение Татьяны Лариной с княгиней N — в „национальный тип“ русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены. В исторической действительности этот образ стал ассоциироваться с революционными чаяниями, в ходе последующих лет вызвавшими к жизни по крайней мере два поколения нежных, высокообразованных и притом невероятно отважных молодых русских дворянок, готовых жизнь отдать ради спасения народа от правительственного гнёта. Немало разочарований поджидало эти чистые татьяноподобные души, когда жизнь сталкивала их с реальными крестьянами и рабочими, простые люди, которых они пытались образовывать и просвещать, им не верили и их не понимали. Татьяна исчезла из русской литературы и из русской жизни перед самой Октябрьской революцией, когда власть взяли в свои руки мужчины-реалисты в тяжёлых сапогах. В советской литературе образ Татьяны был вытеснен образом её младшей сестры, ставшей теперь полногрудой, бойкой и краснощёкой девицей. Ольга — это правильная девушка советской беллетристики, она помогает наладить работу завода, разоблачает саботаж, произносит речи и излучает абсолютное здоровье»[2].
- Василий Львович Пушкин, дядя поэта, в благодарность за то, что племянник упомянул в «Евгении Онегине» персонажа его поэмы «Опасный сосед» Буянова, упомянул Татьяну в своей четырёхстопной поэме, «Капитан Храбров» (1829), где некая гостья сообщает капитану: «Я очень занимаюсь чтеньем, / И романтизм меня пленил: / Недавно Ларина Татьяна / Мне подарила Калибана»[2].
Кинематограф[править | править код]
- экранизации опер:
В честь Татьяны Лариной назван астероид (769) Татьяна, открытый в 1913 году российским астрономом Григорием Неуйминым[24].
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 ФЭБ: Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — 1995 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Владимир Набоков. Комментарий к роману «Евгений Онегин»
- ↑ Набоков комментирует: «В черновике строфы (2369, л. 35) вместо имени Татьяна Пушкин пробовал для своей героини имя Наташа (уменьшительное от „Натальи“), Было это за пять лет до его первой встречи с будущей женой Натальей Гончаровой. „Наташа“ (как и „Параша“, „Маша“ и пр.) по сравнению с „Татьяной“ имеет значительно меньше возможностей рифмовки („наша“, „ваша“, „каша“, „чаша“ и несколько других слов). Это имя уже встречалось в литературе (например, „Наталья, боярская дочь“ Карамзина). У Пушкина Наташа появляется в „Женихе, простонародной сказке“ в 1825 г. (см. гл. 5, сон Татьяны) и в конце того же года в „Графе Нулине“».
- ↑ Набоков пишет: «Уменьшительное имя появляется в романе впервые после одиннадцати упоминаний полного (Татьяна). Няня разбивает лед отчужденности, обращаясь к девушке как к „Тане“ трижды в строфе XVII, один раз в строфе XVIII и один раз в строфе XXXV. С этого момента Пушкин назовет её „Таней“ тридцать три раза, что в сумме для всей поэмы составит тридцать восемь, то есть одну треть от частоты обращений „Татьяна“.»
- ↑ Сидела молча у окна. — Гл. 3, V, 3-4: «…молчалива… / Вошла и села у окна»; гл. 3, XXXVII, 9: «Татьяна пред окном стояла»; гл. 5, I, 6: «В окно увидела Татьяна»; гл. 7, XLIII, 10: «Садится Таня у окна»; гл. 8, XXXVII, 13-14: «…и у окна / Сидит она… и все она!..»
- ↑ Рак. Коттен // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 18/19. — 2004 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ 1 2 3 4 Радио «Маяк»; Ужанков Александр Николаевич. Неизвестное об известном. Евгений Онегин (неопр.) (27 мая 2015). Дата обращения 13 ноября 2017.
- ↑ ФЭБ: Баевский. Время в «Евгении Онегине». — 1983 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Юрий Михайлович Лотман, Борис Фёдорович Егоров. Пушкин. — Искусство-СПБ, 1995. — 856 с. — ISBN 9785210014832.
- ↑ В декабристской строфе
- ↑ (ПД № 838, л. 74 об.; VI, 462)
- ↑ (ПД № 157, от 4 ноября 1828 г.; VI, 618)
- ↑ (гл. 8, строфа XXIII; VI, 626)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 ФЭБ: Дьяконов. Об истории замысла «Евгения Онегина». — 1982 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ А. Н. Вульф записал в дневнике в 1833 г.: «…я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, „в губернии Псковской“. Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них» (Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 421).
- ↑ ФЭБ: Гофман. Из пушкинских мест. — 1914 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Из воспоминаний Е. Е. Синициной: «Чрез несколько лет встретила я в Торжке у Львова А. П. Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне и сказали, что это героиня Пушкина — Татьяна. „…и всех выше / И нос, и плечи подымал / Вошедший с нею генерал“. Эти стихи, говорили мне при этом, написаны про её мужа, Керн, который был пожилой, когда женился на ней» (Там же. Т. 2. С. 83).
- ↑ Дон-Жуанский список Пушкина (неопр.). bibliotekar.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Кюхельбекер В. К Путешествие. Дневник. Статьи. С. 99—100
- ↑ 1 2 3 Татьяна Ларина // Типы Пушкина. — 1912 (текст) (неопр.). feb-web.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Белинский о Пушкине. Образ Татьяны Лариной (неопр.). www.licey.net. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Достоевский: Татьяна Ларина — апофеоз русской женщины. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Писарев Дмитрий Иванович. Пушкин и Белинский (1 гл.) (неопр.). Lib.ru/Классика. az.lib.ru. Дата обращения 2 сентября 2018.
- ↑ Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 73. — ISBN 3-540-00238-3.
Татьяна Ларина (“Евгений Онегин”) – характеристика с цитатами из романа Пушкина
Образ Татьяны Лариной, созданный великим классиком, живет в душах девушек уже много веков. Характеристика Татьяны Лариной, ее романтизм, смелость и открытость помогают пережить сложные ситуации. К стихам обращаются в моменты счастья и огорчения.
Мечтательность Татьяны
Внутренний мир взрослеющей девушки ждал и желал любви. Автор восхищается милой мечтательницей, называя ее своей музой. Целыми днями Татьяна погружалась в сюжеты прочитанных книг и создавала свои воображаемые романы, в которых была главной героиней. Автор говорит, что девушка сгорает от неги и тоски, сердце теснится в груди, душа рвется наружу.
Небогатая дворянская семья из глубинки России воспитала в девушке любовь к природе, литературе и людям. Образ близок к природе – «лесная лань». Грациозное, но пугливое животное – символ женского образа. Уход в свои мечты делает Татьяну молчаливой и дикой. Она не любит ласкаться, притворяться и хитрить. Прогулками по лесу девушка заменяет детские игры и проказы, ей не нравятся обычные занятия – куклы и горелки. Татьяна читает «страшные рассказы», расположившись под светом темной ночи. Рассказы пленяют сердце, тревожат душу. Мечтательность провинциалки роднит ее с персонажами народных сказок. Она дает имена деревьям.Рощи, луга становятся друзьями, с которыми она взрослеет.
Провинциальная простота образа
Семнадцатилетняя Татьяна не отличается яркой красотой, но автор признается в ее милой прелести. С цитатами текста приходит восприятие образа:
- прелестное плечико;
- милая ножка;
- легкая сорочка;
- бледные красы.
Автор пытается противопоставить описание внешность двух сестер. По мнению поэта, в Татьяне нет того, что привлекает взгляды мужчин: ни красоты сестры, ни свежести ее румяной.
Девушка не выделяется модными нарядами. Ее одежда провинциальна и проста. Автор говорит, что Ларина отстала от моды – «запоздалые наряды».
Нежная душа
Влияние столичных правил чувствуется в провинциальной дворянке. Она лучше знает французский язык, чем свой родной. Поэтому, наверное, французский роман становится ее любимой книгой. Сюжеты заграничных историй сформировали представление о настоящей любви. В мире русской дворянки оживал идеальный мужчина, способный понять ее душу, такую закрытую, что даже в своей семье она остается загадкой, чужой и, как будто, не родной.
Открытость души оценил Онегин, когда получил любовное признание. В письме есть все: ум, простота, искренность, любовь, нежность. Доверчивая невинность могла принести Татьяне удар, но автор не развернул рассказ в эту сторону. Он не захотел описывать светские интриги, сплетни. Пушкин любил свою героиню и не стал отдавать ее судьбу на растерзание хищным натурам светского общества. Поэма имела другую цель.
Любовь и разочарование
Автор устраивает героям проверку на любовь. Онегин сначала пытается научить девушку, как вести себя, оказавшись во власти любви. Затем сам попадает под очарование Татьяны.
Девушка становится женой «важного генерала». Биография ее типична для 19 века. Татьяна становится знатной светской княгиней, неприступной и холодной внешне. Женщина умеет скрывать свою пылкую душу под маской светской львицы. Она ведет себя достойно, владеет собой и своим поведением учит Онегина. Она остается верна мужу, сдерживая порывы истинных чувств.
Прекрасная душой дворянка становится идеалом для женщин. Ее самообладание и смелость они ставят себе в пример, пытаясь и занимаясь самовоспитанием. Написать сочинение «Татьяна Ларина «Евгений Онегин», познакомившись с предложенными материалами, станет проще. Информация поможет определиться со своим мнением о персонаже.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Самые популярные материалы марта для 9 класса:
Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин
Евгений Онегин одно из самых известных произведений А.С. Пушкина, где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.
Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.
Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.
Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами
Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.
В детстве девушка не играет, как остальные дети, в куклы и игры, зато она начитанная, образованная и умная. При этом ей очень нравится читать именно любовные романы, где герои постигают пламенную любовь. Вот как раз такого героя из своего романа увидела Татьяна в Онегине. Девушка влюбляется в Евгения и даже решается написать письмо. Но здесь мы не видим легкомысленности в поступке, напротив, мы видим простоту ее души и смелость девушки.
Как мы уже говорили, это милая девушка. Автор не дает ей образ красавицы, в котором нам показана ее сестра Ольга. Тем не менее Татьяна, со своей искренностью, добротой души, своими качествами намного интереснее своей сестры. Вот только Евгений сразу не смог по достоинству оценить Татьяну, ранив ее своим отказом.
Проходит время. Теперь мы видим Татьяну не робкой девушкой, а замужней женщиной, которая уже в сказки не верит, умеет себя вести в обществе, она держится величественно и недоступно. Вот здесь Евгений замечает Татьяну и влюбляется, однако сама Татьяна, несмотря на все еще живущую в ней любовь к Онегину, остается верной мужу. Это говорит о ее благородстве и честности перед семьей.
Вот такая она романтичная, женственная, мечтательная и в то же время честная, порядочная и сильная Татьяна в произведении Пушкина Евгений Онегин.
Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин
А какую оценку поставите вы?Читайте также:
Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
Татьяна в произведении Александра Сергеевича Пушкина олицетворяет идеальную русскую девушку. Её принципы сохраняются, хотя поведение кардинально меняется на протяжении всего повествования. В самом начале повествования, Татьяна показала себя в роли ещё совсем юной и наивной девушки, но к концу стала совершенно другой — разумной женщиной.
Татьяна — старшая дочь в семье Лариных. Она пронизывается чтением с ног до головы и проникается судьбами всех героев. Татьяну привлекает все мистическое и потустороннее, с этим связано её вера в придания и вещие сны. Пушкин с точностью отметил характер Татьяны, сравнив её образ с образом сестры, которая не может похвастаться своим умом. В Татьяне, он видит то, что должно привлекать практически все общество, но многие просто не замечают некоторых качеств. Он делает из неё ранимую и мудрую девушку, у которой множество переживаний и страданий на душе. Хоть образ её тихий и умиротворенный, в ней скрывается изобилие чувств. Она хочет подарить их единственному человеку, который действительно будет любить её. Найдя такого человека в Онегине, можно увидеть, какие трепетные и возвышенные чувства она испытывает по отношению к нему. Но к несчастью, он не может принять Татьяну.
Татьяна очень сильно переменилась после отказа Онегина и брака с нелюбимым для неё человеком. Детская наивность и нерешительность покинули её, теперь в ней присутствует грамотность в совершении каких-либо действий. Она стала очень востребована среди высших слоёв общества и при этом не потеряла своё собственное кредо, как это сделал её возлюбленный Онегин. Татьяна до безумия верна своему мужу, Евгений для неё ещё не забыт, но она не может изменить своему законному мужу. Это говорит лишь о том, что она честна как перед собой, так и перед остальными людьми. Своим отказом, Онегин убил в ней ту юношескую доверчивость и открытость к окружающим людям. После того случая, она научилась «читать» людей.
В романе «Евгений Онегин», Александр Сергеевич Пушкин создал образ несокрушимой женщины, которую невозможно сломить никакими обстоятельствами. Татьяна — идеальный пример женщины и просто человека.
Сочинение про Татьяну Ларину
Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, является одним из ярчайших женских образов в русской литературе XIX века.
Сам Пушкин с восхищением пишет о ней: «Татьяны милый Идеал». Для автора она – воплощение женственности, положительный пример русского женского характера.
Татьяна Ларина, девушка из небогатой семьи, живёт в деревне. В отличие от сестры, свежей и румяной Ольги, Татьяна худа, бледна и не особо красива, хотя и не дурна собой. «Дика, печальна, молчалива», – так пишет о ней поэт. Как и многие дворяне того времени, она лучше говорит по-французски, чем по-русски. При этом Татьяна очень суеверна: верит в приметы, зачитывается сонником, гадает на Святки. В тайне она мечтает о любви, известной ей по романам. Воображение рисует ей идеального героя. И когда к ним в гости приезжает Онегин, Татьяна влюбляется в него.
Девушка достаточно смела, чтобы написать ему письмо и первой признаться в любви. Но Онегин не способен оценить этого, при встрече он читает ей проповедь о том, как правильно себя вести. Несмотря на этот удар, Ларина находит в себе силы совладать с чувством и смириться. Ей уже все равно, с кем связать судьбу, и поддавшись на уговоры матери, героиня выходит замуж за приближенного ко двору князя.
Впоследствии, встретив Татьяну в свете, Евгений поражается, как она изменилась. Спокойная, величественная, привыкшая к светскому обожанию женщина – неужели это она? И тут Онегин влюбляется. Он с нетерпением ждёт встречи, посылает ей любовные письма. Но княгиня остаётся внешне холодной. Лишь случайно увидев, как она плачет, читая его письмо, Онегин понимает, что Татьяна по-прежнему испытывает к нему сильное чувство. Она этого и не скрывает, но отвергает возможность всякой связи между ними: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Татьяна живёт по строгим принципам, для неё супружеский союз является священным и нерушимым. Подобный ответ становится для Евгения потрясением: он не привык встречать в дамах высшего света такую нравственную чистоту и порядочность. Глядя на новую Татьяну, он осознаёт, что упустил свой шанс тогда, в деревне, и теперь эта удивительная женщина потеряна для него навсегда.
Образ Татьяны Лариной, целостный и притягательный, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Эта героиня прошла большой путь от невинной девочки до зрелой, сильной женщины, она нравственно выросла на страницах романа благодаря своей любви и твёрдости духа.
Вариант 3
Вершиной творчества Пушкина стало произведение «Евгений Онегин». Александр Сергеевич описал жизнь элиты России, где характеристика Татьяны занимает первое место. Детство она провела в провинции, подальше от городской жизни.
Татьяна росла спокойной, обладающей высокими моральными качествами девушкой. Для Тани честь, совесть была превыше всего остального, она не умела врать и притворяться. Девушка была в дали от мирской суеты, очень любила читать книги. Молодая девушка очень ждала своего возлюбленного, которому она смогла бы посвятить всю свою жизнь. Татьяна просто обожает свое поместье и не в коем случае не хочет поменять на «унылую жизнь” высшего общества в Петербурге, родные, близкие для её сердца деревенские места. Ей нравилось встречать рассвет, зиму, красоту цветов и трав.
Татьяна никогда не позволяла себе смотреть свысока на людей, которые были ниже её по социальному положению, она уважала личность человека, а не его статус. Этим отличалась девушка от окружающих ее друзей и родных. Ларина не играла никакими игрушками, не сплетничала, не занималась рукоделием. В какой-то степени, она росла замкнутой в себе. Это не трудно понять, ведь в том окружении где она вращалась, не нашлось человека, который бы её понимал.
Поэтому повстречав несхожего на других людей, умного юношу, она для себя решает, что Евгений — ее судьба. Поддавшись своим чувствам, Татьяна признаётся Онегину в любви. Она очень сильно влюблена в Онегина всерьёз. Ее письмо наполнено чувствами, и очень скромное. К сожалению, она не догадывалась о том, что Онегин моральный урод, он самолюбивый человек и не сможет разделить её чувства, что наносит Татьяне удар.
Затем, спустя два года, когда Евгений Онегин признаётся девушке в любви, Таня не стала ему мстить, она призналась, что любовь к нему еще совсем не остыла, но она осталась хранить верность своему супругу. Татьяна очень хочет сбежать в поместье, но не имеет возможности. Девушка не может причинить боль своему мужу, с которым свела её судьба.
Каким бы человеком он ни был, она ни в коем случае не хочет причинить ему неприятности, что ещё в который раз указывает на ее исключительность перед окружающими её людьми, сохраняя верность своему мужу. Так, автор в её лице наполнил женский образ всеми добродетелями. Татьяна занимает очень почётное место среди знаменитых героинь русской классической литературы.
Сочинение 4
Когда Пушкин писал это роман, то прежде всего передавал черты своего характера через образы . Однако духовную женскую красоту ему пришлось показать на примере одной из персонажей –Татьяне Лариной.
Впервые мы ее видим в имении родителей, где жизнь ее протекала спокойно и мирно. Мать занималась хозяйством. Изредка их навещали соседи, которые оставались вечером для долгой беседы. Вот в такой обстановке и жила наша героиня. Девушка была суеверной и верила в различные приметы и обряды. Красотой она особо не отличалась, и любила часто помечтать. В обществе Татьяну не понимали, и она чувствовала себя одиноко.
В детском возрасте Ларина практически не играла с остальными детьми и никогда не ласкалась к родителям. Одним из самых ее любимых занятий было чтение художественной литературы. Вчитываясь в произведения, она представляла образ своего будущего молодого человека. Автор показывает нам, что Татьяна отличалась от других светских девушек своей чистотой помыслов и отсутствия фальши в поведении, что присутствовало у других. Девушка тонко чувствует красоту природы и хочет любить страстно от всего сердца. Она полюбила Онегина, потому что всем своим сердцем она почувствовала в нем родственную душу. И вот девушка пишет письмо-признание своему возлюбленному, где она открыто и горячо признается в своих чувствах. Однако Онегин не понял глубину ее чувств, что приводит в смущение Татьяну. Но она не перестает его любить даже после того, как посетила его дом и изучила книги, которыми зачитывался молодой человек.
Через некоторое время мы опять встречаемся с нашей героиней. И что же мы видим? Татьяна стала супругой известного генерала. Ее все уважают и преклоняются. Но произошли ли в ней какие-либо изменения? Мы видим, что хоть девушка и стала почитаемой княгиней, но простоты своей не потеряла. Она не подражала остальным светским дамам, в этом и заключалась ее сила. Даже генерал чувствовал себя на высоте, когда с ней шел рядом.
Светская жизнь Татьяне совсем не нравилось, ей были чужды притворство и фальшь, царящие в этом обществе. Одной из самых главных черт в ее характере является то, что героиня любит только один раз и навсегда. К тому же она несет ответственность перед человеком, выйдя за него замуж. Испытывая сильные чувства к Онегину, Татьяна не бросает мужа, потому что это будет некрасиво с ее стороны. Автор показал трагическую судьбу Татьяны. Те желания, к которым она стремилась, не исполнились, но девушка нашла в себе силы достойно вытерпеть неудачи.
Размышляя над романом Пушкина, невольно задумываешься над тем, что, сколько бы, не прошло времени, но образ милой и нежной Татьяны остается актуальным и до сих пор.
Характеристика Татьяны Лариной
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не последнее место занимает образ Татьяны Лариной. В её лице поэт показал читателю свое видение идеала русской девушки. На протяжении всего произведения она остаётся верна своим принципам, хотя сама меняется просто кардинально.
В начале романа Пушкин описывает Татьяну наивной и совсем ещё молоденькой девушкой, а уже к концу повествования она превращается в мудрую и зрелую женщину.
В семье Лариных Татьяна – старшая дочь. Она искренне верит, что в мире существуют сверхъестественные вещи, увлекается мистикой и старинными преданиями, знает русский фольклор, множество сказок и обрядов. Главная её страсть – это чтение. Она всей душой проникается судьбами героев книг, которые прочитала. Из этого можно сделать вывод, что Татьяна очень ранимая девушка, умеющая сопереживать и сострадать. На первый взгляд героиня кажется спокойной и тихой, но внутри нее скрывается целый водоворот чувств и эмоций. Ей нравится гулять в одиночестве по лесу, встречать первые лучи солнца и слушать пение птиц. Недаром Татьяне совсем не хочется покидать родное поместье и прощаться с милыми сердцу местами.
В Евгении Онегине Татьяна увидела такого человека, которому хотела бы подарить всю свою нерастраченную любовь и нежность. Она любит его всерьёз, навсегда, на всю жизнь. Её удивительно искреннее и чуть наивное послание Евгению насквозь пронизано чистотой, а признание в любви дышит высоким чувством. Но, к сожалению, он не принял несчастную девушку. После отказа Евгения и нежеланного брака с нелюбимым человеком, Татьяна очень изменилась. Робость и детская наивность исчезла, появилась решительность и мудрость.
В высших слоях общества Татьяна стала, как никогда, востребована. При этом, она никогда не теряла своего лица и не изменяла своим принципам, в отличии от Онегина. Хотя Татьяна всё ещё не забыла своего возлюбленного Евгения, она ни за что не смогла бы изменить своему законному супругу. Это явно указывает на то, что Татьяна – человек исключительно честный и порядочный. Она с удовольствием убежала бы обратно в деревню, но не в силах разорвать узы брака. Героиня просто не способна причинить боль своему мужу, каким бы он не был.
В образе Татьяны Лариной Александр Сергеевич Пушкин создал совершенно новый тип русской женщины в литературе. Это образ женщины, которую просто невозможно сломить никакими трудностями.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин
Популярные сегодня темы
- Сочинение Тема любви в лирике Пушкина (в творчестве)
Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой
- План рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина
Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом
- Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение
В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.
- Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 класс
Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
- Сочинение Мой родной город
Мой родной город Псков. Это сказочное место, очень старинное, полное историй и красивейших достопримечательностей. Я очень люблю его и горжусь, что родилась в таком прекрасном месте. Мне довелось побывать во многих городах