Сообщение о празднике 4 ноября день народного единства: День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября

Содержание

4 ноября страна отмечает День народного единства — «Ингушетия» — интернет-газета

Есть люди, которые могут задать вопрос: «4 ноября какой праздник?» Многие думают, что 4 ноября — День согласия и примирения, другие считают, что это День народного единства России. Какой же праздник мы отмечаем 4 ноября?

Если обратиться к истории праздника 4 ноября, то она начинается с 1612 года, когда всем известные Минин и Пожарский возглавили народное ополчение и освободили Россию от интервентов. Данное событие произошло 22 октября по старому стилю, то есть 4 ноября по новому.

Итак, праздник берет начало из событий XVII века, когда Москву завоевали польские интервенты. Попытка собрать народное ополчение не удалась — помешала междоусобица. Каждый князь тянул одеяло на себя. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и помочь освободить страну. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Собрались люди из разных сословий и народностей. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. На престол вошли первые Романовы, а икона стала предметом особого почитания.

Князь Пожарский настолько верил, что икона Казанской Божией Матери помогла победить интервентов, что на собственные средства построил на краю Красной площади Казанский собор. Поэтому считается, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник. Он был учреждён в 1649 году указом царя Алексея Михайловича как церковный праздник Казанской иконы Божией Матери. Но с приходом к власти большевиков его упразднили, традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Праздник Дня народного единства был вновь учрежден правительством России в 2004 году, впервые отметили его 4 ноября 2005 года. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

День народного единства символизирует не саму победу над поляками, а сплочение народа, благодаря которому и удалось прогнать их из столицы.

4 ноября Россия отмечает День народного единства

Завтра, 4 ноября, в России в третий раз будет отмечаться новый праздник — День народного единства.

Это самый «молодой» праздник в нашем календаре. Отмечать эту дату неверующие начали только с 2005 года. До этого времени 4 ноября был праздником разве что для православных, радовавшихся наступлению дня Иконы Казанской Божией Матери.

Впрочем, при голосовании за новую дату в Госдуме политики предпочли указать чисто светскую причину. Предполагалось, что 4 ноября 1612 года войска народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяли Китай-город, зачистив таким образом столицу от польских войск.

Исторические события, казалось, должны были послужить гарантией того, что в российском календаре появится праздник без политики. Однако первое же 4 ноября 2005 года неожиданно заложило традицию — по московским улицам тогда прошли националисты. Впрочем, ответная реакция не заставила себя ждать, и теперь к Дню народного единства стремятся приурочить свои акции и те, кто намерен бороться против фашизма и ксенофобии (таких особенно много в предвыборный год).

«РГ» поинтересовалась у экспертов, когда же 4 ноября сможет стать тем настоящим, традиционным праздником, каким он и задумывался.

Валерий Хомяков,

Совет по национальной стратегии:

— Если вспомнить 7 ноября, то по-настоящему праздником эта дата стала только в конце 20-х годов прошлого века, если не ошибаюсь, с празднования десятилетия Октябрьской революции.

Но вообще превращение этого праздника в традицию будет зависеть от того, насколько правильно эта дата будет истолкована. Сейчас довольно много спорят о самом 4 ноября: точно ли в этот день произошло освобождение Москвы, на самом ли деле поляки захватили тогда всю Русь или сидели только в Кремле, был ли причастен к событиям Смутного времени лично польский король или это были действия шляхтичей-«отморозков», которые воспользовались ситуацией. Очень важно, чтобы всем была известна историческая подоплека этого праздника.

Очень важно, чтобы сейчас мы четко понимали все исторические детали: ведь в Нижнем Новгороде тогда действительно состоялось объединение элиты и народа под предводительством Минина и Пожарского. Конечно, жаль, что такого объединения у нас нет сейчас, зато, правда, нет и поляков в Кремле.

Вячеслав Никонов,

«Русский мир»:

— Любая традиция укрепляется только временем, и чем больше пройдет времени, тем больше будет оснований называть 4 ноября традиционным праздником. Но я думаю, что понадобится не так много лет, может быть, два, может, 4 года, возможно, 5, и этот праздник будет нам столь же привычен.

Главное, чтобы праздник резонировал со струнами народной души, чтобы люди хорошо представляли его значение и знали его историю. Здесь, конечно, большую роль могут сыграть СМИ, и школы, и те люди, которые обычно по долгу службы объясняют.

Я не согласен с мнением, что 4 ноября может повторить судьбу 12 июня — Дня независимости. Понимаете, 4 ноября — это бесспорный праздник, а в отношении 12 июня все еще есть очень разные мнения.

Ведь 4 ноября был праздничным днем в России еще до 1917-го, и отмечали День иконы Казанской Божией Матери, потому что считалось, что благодаря заступничеству этой иконы произошло освобождение Земли Русской. Так что эта дата имеет давние, многовековые корни.

Алексей Макаркин,

Центр политических технологий:

— Мне кажется, что нужно от 5 до 10 лет, чтобы праздник стал традицией. В отношении сравнения 4 ноября и 12 июня аналогия не работает. Понимаете, когда отмечали 12 июня, то спрашивали себя: от чего празднуется независимость? США отмечает такой праздник, но они освободились от британской короны. Прибалтийские страны — от Российской империи. А здесь — это была независимость от СССР, который был по сути Российской империей. Так осталась проблема со смыслом этого праздника. Потом изначально 12 июня был очень политизированной датой, позитивно этот день воспринимала только демократическая часть общества.

Что касается 4 ноября, то к самому празднику не может быть особых претензий. Конечно, политическое содержание есть в каждом празднике, но здесь оно опосредованное. Националисты пытаются использовать эту дату в своих целях, но освобождение Москвы в 1612 году не связано ни с каким национализмом, и каждый может найти в этом празднике что-то свое: от патриотической идеи до гражданской инициативы россиян, организовавших ополчение.

Главная проблема для этого праздника — отсутствие традиций его празднования, но традиции постепенно создаются.

Праздник или выходной? Что в Башкирии думают о Дне народного единства | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

В этом году 4 ноября мы уже в пятнадцатый раз отмечаем праздник, который появился в новейшей истории страны – День народного единства. Он призван напоминать гражданам о важности сплочения перед трудностями, но споры об этой дате не утихают до сих пор. Собеседники UFA.AIF.RU размышляют о том, что сегодня на листке календаре – праздник или просто выходной.

Была нужна альтернатива

Считается, что 4 ноября народное ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободило Москву от польских захватчиков в 1612 году. Символом победы стала икона Казанской Божией Матери. Победа привела к окончанию Смуты. Тяжелейшего политического и социально-экономического кризиса в России, который сопровождался неурожаями, стихийными бедствиями, гражданской, русско-шведской и русско-польской войнами.

«В то время русские войска брали на войну иконы, – поясняет доктор исторических наук Михаил Роднов. – А тут Москва занята поляками, север, Псков и Новгород оккупирован шведами, на юге страны вольница казачьих атаманов.  Поэтому воевали с присланной из Казани иконой Божией Матери. Кстати, в ополчение был отправлен ещё и отряд башкирских воинов. Эта дата оказалась ближе всего к 7 ноября. В этот день в СССР восемь десятилетий отмечали  День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза люди, привыкшие к осеннему выходному, продолжали его праздновать. Его российские власти переименовали в День согласия и примирения».

«7 ноября в новой России продолжали отмечать как праздничный и нерабочий день, но уже без прежнего размаха, военных парадов и митингов, – говорит этнополитолог Ильдар Габдрафиков. – Постепенно этот праздник был практически сведен на нет. Однако власти хорошо осознавали, что взамен нужна была новая дата, которая символизировала бы единство многонационального российского народа. К тому же в стране усиливались ксенофобские настроения, этнический и религиозный радикализм».

Отмечали и раньше

Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий I.

«Несколько лет назад академик Валерий Тишков рассказывал нам, что в начале 2000-х годов он участвовал в обсуждении того, нужен ли нам новый праздник на замену 7 ноября, – вспоминает Ильдар Габдрафиков. – Рассматривались разные версии: был вариант с днем Бородинской битвы 1812 года. Но это самое начало осени, окончание периода отпусков, и люди еще не успели поработать, чтобы объявлять выходной день. И тогда эксперты вспомнили о 4 ноября, тем более она была рядом с 7 ноября.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки в Трудовой кодекс, согласно которым из официальных праздников был исключен День согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября. Впервые широко отметили его в 2005 году».

Стоит отметить, что в Башкирии до революции, как и по всей России, эта дата тоже отмечалась, но как церковный праздник. По данным историка и исследователя нашего края, жившего в XIX веке, Руфа Игнатьева, в этот день торжественная служба в честь Казанской Божией Матери проходила в Воскресенском кафедральном соборе (ныне на его месте находится Башдрамтеатр – прим. ред.), «в этом приделе храмовою иконою находится чтимая икона Божией Матери, принесённая в Уфу из села Богородского в XVIII столетии».

Кроме того, благодаря нему мы знаем, что наш край приобрёл первый опыт автономного управления именно в Смуту. Он пишет: «1610-1613. Междуцарствие в России, управляемой за свержением Шуйского боярами. Многие окраины, в том числе Уфа, не сносясь с боярской думой, стали управляться сами собой».

В Башкирии до революции, как и по всей России, 4 ноября отмечали, но как церковный праздник.

Из-под палки с шариками?

«Мы пока не ответили на главный вопрос: а что тогда произошло? – рассуждает один из организаторов «Школы молодого этнополитолога» в Башкирии Владимир Савичев. – О причинах тех событий говорят очень осторожно. Кто свергал законного правителя? Бояре, в том числе Романовы и Шуйские. А потом присягали полякам. А кто выступал против этого? Народ. И когда он спас страну, лидеров отправили куда подальше. И у власти оказались те, кто начал эту Смуту. Чтобы эта дата стала праздником, надо отбросив идеологические шаблоны, понять насколько близка Россия была к исчезновению, как государство, и что нас спасло». 

Коммунисты подчеркивают, что не признают этот праздник. По словам первого секретаря рескома КПФР Юнира Кутлугужина, его придумали, «чтобы отобрать у людей 7 ноября».

«Этот праздник не соответствует своему названию, в стране единства нет, – говорит он. – Мы наблюдаем картину социального и имущественного неравенства. Буржуи богатеют, народ скатывается в нищету. Люди, не чувствуют заботу о себе со стороны государства, как в советские времена. Сегодня граждан лишили бесплатного образования и здравоохранения, права на труд».

Праздник не знают

Писатель Игорь Савельев считает, что у нового поколения россиян замена одного праздника другим уже не вызывает сильной эмоциональной реакции, так как по большому счету они равнодушны к обоим.

«Вот если бы Ельцин и демократы из 90-х захотели искоренить все упоминания о 7 ноября, о революции и главном советском празднике и предложить ему замену, то это бы большинству не понравилось, – говорит он. – Наверняка были бы и акции протеста в стиле «рельсовых войн», но всё это было бы ясно. А потом ради чего начали заменять праздники – никто не понял. Никто не лег под танки за 7 ноября, и никто не будет праздновать мертворожденное 4 ноября».

Кандидат философских наук Рустем Вахитов отмечает, что большинство граждан вообще не знают, в честь чего этот праздник. Да и те, кто в курсе, «не хранят благоговейную память о Минине и Пожарском». 

«Я не преуменьшаю подвиг народного ополчения той эпохи, я просто хочу сказать, что для большинства – это древняя история, – подчеркивает он. – Поэтому, давайте будем честными, для многих это «праздник из-под палки». Начальство выйдет на улицу, потому что ему велело еще более высокое руководство, бюджетники – потому что их заставили. Сказали бы праздновать годовщину Куликовской битвы или войны против половцев, они бы тоже покряхтели и пошли на улицу с шариками».

Мертвой истории нет

Однако далеко не все жители Башкирии относятся к празднику как к чему-то навязанному «сверху». Есть и те, кто воспринимает с большим негативом дату 7 ноября и считает, что альтернатива ей найдена хорошая.

«Если нашей стране не тридцать лет, и даже не сто, а тысячу лет, значит всё, что происходило за эту тысячу лет, важно, потому что это было с нами, с нашими предками, – уверен активист регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Константин Кузнецов. – И победу в Великой Отечественной войне, и победу над Наполеоном, и окончание Смуты – это то, что мы должны помнить, потому что интерес к своему прошлому отличает разумного человека от животного.  Что до того, что праздник 4 ноября воссоздали, чтобы заменить День Октябрьской революции, мне кажется, что лучше праздновать освобождение от оккупантов, чем начало братоубийственной бойни».

Мы должны помнить все, потому что интерес к своему прошлому отличает разумного человека от животного.

День народного единства, безусловно, содержит в себе большой исторический и позитивный смысл. И востребованность в этом празднике есть как со стороны государства, так и общества, считает Ильдар Габдрафиков.

«Хотя пока нельзя сказать, что он стал популярным в народе, не все праздники быстро становились таковыми, – говорит он. – Есть уверенность, что в будущем эта дата займет свое достойное место в календаре праздников России. Он нужен нашей стране, так как по своей сути призван сплачивать людей разного социального, национального, конфессионального происхождения. Думаю, необходимо находить такие приемы, чтобы он стал одинаково близким всем слоям общества, представителям всех возрастов, национальностей и религий».  

В День народного единства в Башкирии пройдут праздничные мероприятия в режиме онлайн

4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. 3 ноября учреждения культуры и искусства примут участие во Всероссийской акции «Ночь искусств» под девизом «Искусство объединяет» в режиме онлайн. Театры, филармонии, библиотеки и музеи запланировали проведение прямых трансляций, онлайн-концертов, виртуальных экскурсий, мастер-классов. С полной программой можно ознакомиться на сайте Министерства культуры РБ.

«Праздничные мероприятия дадут возможность жителям страны объединиться, как никогда, в различных интернет-челенджах и флешмобах. Таким образом название праздника станет ещё более символичным».

С 3 по 8 ноября в формате онлайн на сайте www.miretno.ru проводится V юбилейная Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная ко Дню народного единства.

4 ноября Ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова присоединится к всероссийскому флешмобу в тик-токе #Танцуютвсе. 2-4 ноября историко-культурные центры – филиалы Дома дружбы народов РБ и национально-культурные центры республики — к кулинарному флешмобу #ВкуснонациональноБашкортостан. Также будет проведена акция детских рисунков #Сильныеединые со 2 по 4 ноября.

Популярные артисты, блогеры разных национальностей из Башкортостана в соцсетях прочтут стихотворение Мустая Карима «Не русский я, но россиянин» #Поэзией Едины, #МинРоссиянмын, завершать его каждый будет на родном языке. Дата проведения — со 2 по 4 ноября.

Центр гуманитарных исследований Министерства культуры РБ совместно с БГПУ им. М. Акмуллы и Историческим парком «Россия – Моя история» проведёт онлайн круглый стол, посвящённый Дню народного единства.

как отдыхаем и что отмечаем – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара

4 ноября в России отмечается праздник — День Народного Единства. 

С 2005 года 4 ноября традиционно является нерабочим днем, а сам праздник установлен в честь освобождении Москвы народным ополчением от интервентов из Польши в 1612 году.

Как известно из курса истории государства, освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году стало главным событием в Смуте (1598-1613). К слову, оно и завершило период Смутного времени в XVII веке. До этого момента, в 1610 году власть в стране была захвачена «Семибоярщиной», во главе которой стоял князь Федор Мстиславский. Польские войска, которые уже захватили часть территорий, намеревались посадить за престол католического королевича Владислава. После этого и началось мощное народное ополчение против польских интервентов под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. 

4 ноября 1612 с чудотворным образом Казанской Божией Матери ополчению удалось штурмом взять Китай-город и освободить Москву от поляков. С тех пор и православные верующие в этот день чтят память Казанской иконы Божией Матери.

Как правило, в этот день проходят награждения государственных деятелей науки и искусств и иностранным гражданам, внесшим большой вклад в укрепление дружественных и культурных связей с Россией. Помимо этого глава государства участвует в процессе возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому в Москве.

Также во многих регионах страны проходят различные праздничные шествия и концерты, всевозможные спортивные мероприятия и благотворительные движения. Однако в 2020, в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой из-за пандемии коронавируса, большинство мероприятий пройдут в дистанционном формате с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.

Для граждан с нормированным рабочим графиком 4 ноября будет полноценным выходным.

Фото: tvkultura.ru

Сила России — в единстве народов: рекомендательный список литературы

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
4 ноября (22 октября, ст. ст.) — День народного единства — стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.
С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым столетием. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы — 4 ноября, объявленного государственным праздником — Днем народного единства. «Где единение, там и победа» (Публий Сир).

Вашему вниманию предлагается рекомендательный список литературы «Сила России – в единстве народов».
В данный список включены книги и статьи из периодических изданий последних лет. В алфавитном порядке фамилий авторов и названий материалы списка систематизированы в разделы:
 

  • Праздник воскресения России

 

  • Сыны Отечества

 

  • Икона праздника

 

  • Сценарии массовых мероприятий


Рекомендательный список будет вам хорошим помощником в организации книжных выставок и проведении обзоров для всех возрастных категорий читателей. Его предлагается использовать при подготовке массовых мероприятий, приуроченных к празднику – Дню народного единства.

ПРАЗДНИК ВОСКРЕСЕНИЯ РОССИИ
[О Дне народного единства] // История: прил. к газ. «Первое сентября». — 2006. — №20 (16-31 октября). — C. 5

Агеев, А. Юбилейное: [О старом и новом ноябрьских праздниках] /А. Агеев // Знамя. – 2008. – N 1. – С. 230-232

Алексеева, Т. День народного единства: путеводитель по интернет-сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 20 (окт.). — C. 42-43

Андреева, Е. Благодарная Россия : День народного единства / Е. Андреева, Е. Гумарова // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 20 (окт.). — C. 17-19

Богданов, А. «Быть нам всем в совете и соединении…» :[4 ноября — День народного единства. История праздника] / А. Богданов // Наука в России. — 2007. — № 6. — C. 85-91

Бондарев, В. Праздник воскресения России : [4 ноября — День народного единства] / В. Бондарев // Родина. — 2007. — № 10. — C. 10-11 : цв.ил.

Гранцева, Н. Единство в траве забвения : [Размышления о Смутном времени в связи с введением нового государственного праздника РФ — 4 ноября] /Н. Гранцева // Нева. – 2007. – N 12. – С. 208-223

Джалагония, В. Пора бы закончить Гражданскую войну / В. Джалагония // Эхо планеты. — 2005. — №47 (ноябрь). — C. 16-18

Жарков, В. День русского националиста: что мы отмечаем 4 ноября /В. Жарков // Новое время. — 2008. — № 44. — C. 52-55

Король, М. П. Уроки Смуты: Россия начала XVII века великие потрясения и неиспользованные возможности / М. П. Король // Отечество . — 2009. — № 10. — C. 3-5

Кострова, В. День народного единства: что стоит за праздничной датой / В. Кострова // Учительская газета. — 2009. — 3 нояб. (№ 44). — C. 14

Ляшенко, Л. М. Во имя мира и согласия: День народного единства. Биография праздника / Л. М. Ляшенко // Наука в России. — 2010. — № 2. — C. 60-65

Освобождение Москвы в 1612 году : 4 ноября день воинской славы России // Военно-исторический журнал. – 2009. — № 11. – (В начале журнала).

Сила России — в единстве народов // Патриот Отечества. — 2007. — №9. — C. 24-25.

Соломсторожская , Т. Размышления о Дне народного единства / Т. Соломсторожская // Народное образование. — 2006. — №8. — C. 236-242.

Шишков, А. Очищение от смуты : что стоит за новым «красным днём» в календаре / А. Шишков // Родина. — 2005. — №11. — C. 4-5

Юлин, М. Русский шарм. День без единства. По какой России мы тоскуем / М. Юлин // Новое время. — 2006. — №45 (ноябрь). — C. 6-7.

СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА

Костылев, В. И.
Минин и Пожарский : повесть / В. И. Костылев. — М. : Дет.лит., 2006. — 87 с. : цв. ил.
Экземпляры: всего:3 — ЦДБ(1), ф28(1), ф33(1)

Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов [Электронный ресурс] : 1612 год. — Электрон. дан. — М. : НТЦ «Поиск- XXI век», 2004. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. — (Дни воинской славы России)
Экземпляры: всего:1 — хр(1)

Русские цари. — М. : Белый город, 2008. — 303 с. : цв. ил. — (История России)
Экземпляры: всего:15 — ЦДБ(1), ф4(1), ф5(1), ф28(1), ф33(1), ф35(1), ф8(1), ф11(1), ф12(1), ф14(1), ф16(1), ф18(1), ф32(1), ф36(1), ф27(1)

Скрынников, Р. Г.
Минин и Пожарский / Руслан Скрынников. — 2-е изд.,испр. — М. : Мол. гвардия, 2007. — 330 с. — (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ]
Экземпляры: всего:5 — ф7(1), ф8(1), ф9(1), ф13(1), ф14(1)

Безлепкин, Б. Минин и Пожарский /Б.Безлепкин // Дошкольное воспитание. –2002. – N 9. – С. 60-63.

Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства …»/Ю. Белов // Московский журнал. – 2006. – N 2. – С. 2-6

Володихин, Д. Служил чисто, прямо и честно: князь Пожарский: заслуги и награда / Д. Володихин // Родина. — 2006. — №11. — C. 20-24

Воронцов, А. В. Воин под стягом Христа / А. В. Воронцов // Русский Дом. — 2008. — № 11. — C. 8-9

Дмитрий Михайлович Пожарский // Родина. — 2005. — №11. — C. 112-114

Дорожкина, Н. «Сыны Отечества, освободившие Россию»: устный исторический журнал / Н. Дорожкина // История: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 19 (окт.). — C. 26-35

Дорошенко, Т. Преодоление «Великой разрухи» русского государства : [Ополчение 1611-1612 гг. Истоки Смуты. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II и начало интервенции] / Дорошенко Т. // Наука и жизнь. – 2006. – N 1. – С. 92-101.

Еропкин, М. Смутное время русского государства и Патриарх Ермоген / М. Еропкин // Православная беседа. — 2008. — № 2. — C. 74-77 : портр.

Зарайский, А. А. Победа Смутного времени // Русский Дом. – 2009. — № 10. – С. 7. Статья посвящена полководцу Михаилу Скопину-Шуйскому.

Ильина, Н. А. Патриарх священномученик: 395 лет со дня мученической кончины Патриарха Московского и всея Руси Ермогена /Н. Ильина // Русский дом. – 2007. – N 3. – С. 18-19

Козляков, В. Триумф «шпыней» и «блинников». Что за люди сошлись в ополчении под столицей /В. Козляков // Родина. – 2005. – N 11. – С. 91-96

Кузьма Минич Минин // Родина. — 2005. — №11. — C. 114-115

Максимов, В. И. Спасители Отечества / В. Максимов // Русский дом. – 2006. –N 11. – С. 2-4

Перхавко, В. Б. Кузьма Минин : «Выборный человек всея земли» / В. Б. Перхавко // Исторический журнал. — 2007. — № 4. — C. 4-23

Платонов, С. Ополчение второе. Победное /С. Платонов // Родина. – 2005. – N 11. – С. 79-84

Сегень, А. Ю. День освобождения Москвы : 395 лет назад Китай-город был освобожден от поляков войсками народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского /А. Сегень // Русский Дом. – 2007. – N 11. – С. 4-5

Скатов, С.В. Чудеса и знамения Смутного времени : к проблеме канонизации Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского / С. В. Скатов // Православный Христианинъ. — 2005. — № 9. — C. 5-9

Таракановский, Г. « С превеликою трудностию прибыл…»: [ история транспортировки памятника К. Минину и Д. Пожарскому из Петербурга в Москву] /Г. Таракановский // Нева. – 2004. – N 6. – С. 235-240

Чиняков, М. Доблесть русских ополченцев : к 390-летию изгнания из Москвы польских интервентов / М. Чиняков // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – N 10. – С. 32-35

ИКОНА ПРАЗДНИКА
Ранее в России 4 ноября отмечался в церковном календаре как День Казанской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником.

Авдеев А.Г. Великий праздник : 4 ноября церковно-государственный праздник / А. Г. Авдеев // Воскресная газета. Покров. — 2006. — №37/38 (октябрь). — C. 3,6.

Коняев Н. Икона праздника / Н. Коняев // День литературы. — 2006. — №11. — C. 1,8.

Максимов В.И. Спасители Отечества / В. И. Максимов // Русский Дом. — 2006. — №11. — C. 2-3.

Шапошников, И. Святейший Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси / И. Шапошников, Я. Шипов // Православный Христианинъ. — 2005. — № 2. — C. 22-25

СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки / отв. ред. А. Фирсова. — М. : Либерея-бибинформ. — 2007
Вып. 9. — 2007. — 80 с. : ил.
Экземпляры: всего:17 — ОМО(1), ф8(1), ф11(1), ф12(1), ф14(1), ф16(1), ф18(1), ф36(1), ЦДБ(1), ф3(1), ф4(1), ф5(1), ф28(1), ф33(1), ф35(1), ф27(1), ф34(1)

Читаем, учимся, играем : журн.- сборник сценариев для библиотек и школ. — М. : Либерея-Библиопринт. — 2008
Вып. 8. — 2008. — 112 с. : ил.
Экземпляры: всего:19 — ОМО(1), ф1(1), ф8(1), ф12(1), ф14(1), ф16(1), ф18(1), ф32(1), ф36(1), ф22(1), ф27(1), ф31(1), ф34(1), ЦДБ(1), ф4(1), ф5(1), ф28(1), ф33(1), ф35(1)

Безуглова, Н. «Мир цвета надежды» : концертная программа, посвященная Дню народного единства / Н. Безуглова // Клуб. — 2008. — № 6. — C. 27

Дорожкина, Н. И. Сыны отечества, освободившие Россию /Дорожкина // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 9. – С. 36-44

Заколодкина, А. М. Сценарий для общешкольной линейки в честь «Дня народного единства» / А. М. Заколодкина // Классный руководитель. — 2008. — № 2. — C. 136-138

Львова, С.Н. День народного единства : классный час в IV классе / С. Н. Львова // Начальная школа. — 2008. — № 10. — C. 94-96

Рыжова, Т. День народного единства : классный час для учащихся III-VII классов / Т. Рыжова // Воспитание школьников. — 2007. — № 8. — C. 72-78

Рыжова, Т.В. 4 ноября — День народного единства / Т. В. Рыжова // Педсовет. — 2008. — № 6. — C. 11 — 13

Составитель:
вед. библиограф КАЛИНИНА Е. Н.

5 фактов о Дне народного единства

Факт № 1. Связан с окончанием Смуты

Праздник связан с окончанием Смутного времени и символизирует сплоченность народа и его способность объединиться в трудные времена. 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов, а с 1649 года по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником.

Позднее — уже в XIX веке — по указу императора Александра I на Красной площади установили памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

Фото: РИА Новости

Факт № 2. РПЦ в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери

Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войску удалось штурмом взять Китай-город и изгнать интервентов. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Так, на Красной площади в Москве стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

А в татарстанской столице собор на месте обретения иконы Казанской Божией Матери сейчас активно восстанавливается. Закончить работы планируется к 2020 году, рассказала заместитель председателя Госсовета РТ, исполнительный директор НКО «Фонд „Возрождение“» Татьяна Ларионова.

Фото: tatmitropolia.ru 

Факт № 3. В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным

После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от интервентов прервалась. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

Фото: РИА Новости 

В 1996 году праздник переименовали в День согласия и примирения.

Факт № 4. После почти 100-летнего перерыва празднование возобновили

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения… продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Отсюда и пошло название праздника — День народного единства.

Впервые новый всенародный праздник День народного единства отметили 4 ноября 2005 года.

Фото: ТАСС 

Факт № 5. Отмечают меньше половины россиян

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), День народного единства отмечают меньше половины россиян (42% населения).

Выяснилось, что женщины празднуют День народного единства чаще, чем мужчины (45% против 39%). А также его больше любят жители городов с населением 500—950 тыс. человек, а не жители мегаполисов (48% против 29%).

Россия отмечает День народного единства митингами соперников, памятник

Последнее обновление: 4 ноября 2016 г.

Женщина держит плакат с изображением президента России Владимира Путина во время марша в честь Дня народного единства России на Тверской улице в Москве 4 ноября.

МОСКВА — Отдельные толпы националистов и сторонников правительства прошли маршем по улицам Москвы, когда Россия отмечала День народного единства, праздник, учрежденный Кремлем более 10 лет назад, чтобы заменить празднование годовщины большевистской революции в коммунистическую эпоху.

У Кремля президент Владимир Путин открыл вызывающую споры 17-метровую статую Великого князя Владимира, легендарного персонажа, который, как гласит легенда, обратил восточных славян в православие в 988 году, когда он был правителем Киевской Руси.

Путин использовал праздник 4 ноября для пропаганды патриотизма и стремления консолидировать общество и укрепить контроль Кремля над огромной и разнообразной страной. Он попытался уравновесить послания о единстве со словесной поддержкой этнического русского большинства и преобладающей Русской православной церкви.

«Князь Владимир навсегда вошел в историю как объединитель и защитник русских земель, как дальновидный политик», — сказал Путин на мероприятии на Боровицкой площади, на котором присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев и другие высокопоставленные должностные лица, а также представители России. Православный Патриарх Кирилл, подчеркивая символическое значение, которое Москва придает этому событию.

Открытие памятника, которое было закрыто для публики, произошло после того, как участники марша, представлявшие в основном проправительственные группы и основные политические партии, многие несли транспаранты и российские флаги, прошли по центральной Тверской улице в нескольких сотнях метров от них. Власти оценивают размер толпы около 80 000 человек.

В российской столице было много полицейских, переулки были закрыты металлическими заграждениями.

Националисты и монархисты провели отдельные шествия и митинги в окраинах Москвы. Проправительственные собрания проводились в городах по всей России, а также в Крыму, на Черноморском полуострове, который Москва захватила у Украины в 2014 году, что серьезно ухудшило ее связи с Киевом и Западом.

Великий князь Владимир — по-украински Владимир — ключевой участник нынешней борьбы между Москвой и Киевом.Он правил Киевской Русью из Киева, колыбели русской цивилизации и столицы Украины, и является покровителем в обеих странах.

Однако уже давно его считают принадлежащим к Киеву, где высокая статуя была главным символом города с тех пор, как она была установлена ​​на «Владимирской горе» с видом на Днепр в 1853 году.

«Сегодня наш долг — вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на это духовное наследие», — сказал Путин.

День народного единства — национальный праздник, созданный Путиным в 2005 году в ознаменование победы России над польскими войсками в 1612 году. Он занял место празднования большевистской революции 1917 года в советское время, которое проводилось 7 ноября.

Ранее Путин возложил цветы к памятнику на Красной площади Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которым приписывают руководство русскими войсками против поляков в 1612 году.

На этом мероприятии вместе с Путиным присутствовали главы основных религиозных конфессий, в том числе Кирилл и верховный муфтий России Равиль Гайнутдин.

В другом месте российской столицы сотни ультранационалистов выкрикивают лозунги типа «Слава белой расе! Слава России!» прошел через Люблино, юго-восточный район. Сотни омоновцев с дубинками были под рукой, вместе с полицейскими в зеленой форме и штатными полицейскими.

Среди других выкриков, которые выкрикивали ультранационалисты, некоторые из которых были обриты головы, были призывы освободить Дмитрия Демушкина, арестованного 28 октября по обвинению в экстремизме и помещенного под домашний арест. Демушкин в последние годы был ключевым организатором националистического парада «Русский марш».

В то время как Путин продвигает патриотический национализм, Кремль опасается жестких этнических русских или славянских националистов, многие из которых разочарованы его руководством. В последние годы правительство не позволяло им маршировать в центре Москвы.

Одним из лозунгов, скандированных на марше, было «Путин, лыжи, Магадан» — призыв к отправке Путина в ГУЛАГ или тюрьму.Другой был: «Русские вперед! Кровь, отечество, вера!»

Строим нацию?

Накануне праздника Путин призвал законодателей разработать закон о «русской нации» — используя слово «Российская», которое указывает на российское государство, а не «Русская», что подразумевает этническую принадлежность, — что аналитики назвали попыткой создать образ единства. . В этой гигантской стране проживает большое мусульманское меньшинство и множество этнических групп.

Но представители некоторых меньшинств, таких как татары, которые в основном являются мусульманами, говорят, что они опасаются, что такие шаги на самом деле направлены на то, чтобы скрыть их культурную самобытность и создать более однородную нацию.Они также могут возмутиться памятником великому князю Владимиру, который, по словам Кирилла, избрал «правду».

Во время проправительственного марша в центре Москвы некоторые участники держали плакаты типа «Россия, мир, единство» и «Когда мы едины, мы непобедимы».

Также были видны знамена с оранжево-черной Георгиевской лентой, которую государство продвигало как патриотический символ, но которую многие критики Кремля и люди в соседних странах теперь связывают с российской военной агрессией и, в частности, с войной, поддерживаемой Россией. сепаратисты ведут войну против правительственных сил на востоке Украины.

Воздушный шар диаметром несколько метров с надписью «Антимайдан» — знаком оппозиции украинскому протестному движению Евромайдан, которое отстранил дружественного России президента Виктора Януковича от власти в 2014 году — парил над шествием.

Аналитики говорят, что рядовые россияне не испытывают особого энтузиазма по поводу праздника, и многие из них выходят на митинги, организованные государством или его сторонниками, только под давлением на работе. Другие признались в прошлом, что им платили за участие в таких митингах.

Трое узбекских рабочих-мигрантов на марше на Тверской улице рассказали RFE / RL, что они не получали денег за то, что явились на торжества в этом году, но добавили, что в прошлом им платили за участие в митингах.

Твиттер посольства России в Великобритании гласит: «Поздравляем соотечественников и коллег с Днем народного единства», и включал рисунок с изображением матрешек, медведей, балалаек и бутылок водки, а также меховых шапок с советскими Красная звезда.

Том Балмфорт охватывает Россию и другие бывшие советские республики. С ним можно связаться по телефону [адрес электронной почты]

.

Ссылка на исходную статью на веб-сайте RFE / RL

Уведомление об авторских правах: Copyright (c) 2007-2009. RFE / RL, Inc. Перепечатано с разрешения Radio Free Europe / Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., N.W. Вашингтон, округ Колумбия, 20036

Новости

© 2020 ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ленинградский проспект, 49,
125993, Москва, Россия

    • Контакты
    • Карьера
    • Карта сайта