Как вспомнить то что: Вспомнить все: секреты памяти

Содержание

Как быстро вспомнить то, что вам нужно?

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

Советы студентам

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: «Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?»

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

Советы работающим горожанам

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

Советы пенсионерам

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

Советы всем

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

как научиться хранить все нужные данные в голове – Москва 24, 20.07.2015

Фото: ТАСС/Виталий Грабар

Для тех, кто хочет быстро запоминать лица и имена незнакомых людей, не забывать дни рождения друзей и знакомых, а также набирать важные телефоны, не обращаясь к записной книжке телефона, портал m24.ru сделал подборку упражнений и хитростей, помогающих запоминать информацию. Советы школьникам, студентам, работающим москвичам и пенсионерам дал автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб» психолог Денис Букин.

«Военные хитрости», собранные экспертом, рассчитаны на обучение мнемотехникам (методикам быстрого запоминания нужной информации – m24.ru) в практических целях. Выполняя предложенные упражнения, вы не научитесь запоминать сотни тысяч знаков после запятой в числе пи или тысячи случайных слов.

Вместо этого, развивая память и внимание, вы сможете легче запоминать важную для себя информацию, находить потерянные предметы и даже противостоять манипуляциям мошенников.

Советы школьникам

Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат, пояснил психолог. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь, привел пример автор. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. «Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него, – отметил эксперт. – Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день».

Через несколько часов после чтения урока сделайте краткий конспект По словам Дениса Букина, это позволит понять, какой материал усвоился, а какой стоит повторить. В итоге на повторное чтение уйдет гораздо меньше времени – нужно будет просмотреть только те абзацы, где записана нужная информация.

Чтобы сесть за уроки, когда совсем не хочется этого делать, заключите с собой договор: 15 минут честных занятий и столько же отдыха. На самом деле, искренне уделив урокам 10–15 минут, можно достаточно увлечься, чтобы просидеть за ними следующие два или три часа, поделился секретом психолог. Первые минуты за работой или учебой – самые трудные. Это время, когда мы уделяем занятию произвольное внимание – концентрируемся усилием воли. После этого мы увлекаемся и нам уже не требуется усилий, чтобы продолжить заниматься делами.

Сейчас все больше говорят о том, что необязательно помнить большой объем информации. Есть мнение, что нужно учиться не запоминать, а находить сведения.

Денис Букин не согласен: «Во время обдумывания информации мы пользуемся только теми данными, которые способны удержать в своей голове. Объем памяти напрямую связан с интеллектуальными способностями человека, так что говорить о том, что сейчас нам не нужно запоминать информацию, некорректно».

Он также рассказал, что ученые заметили тревожную тенденцию в развитии внимания и памяти у современных людей. Здоровый человек должен удерживать в поле своего внимания от пяти до девяти объектов одновременно. Те же, кто слишком сильно полагается на электронные устройства, по данным некоторых исследователей, способны сконцентрироваться только на трех-пяти объектах.

Советы студентам

Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать. «Я в своих конспектах заменил все слова «пример» на музыкальный значок «диез» и в некоторых случаях использовал латинские сокращения, – рассказал психолог Денис Букин. – Это позволяло экономить время, а переводя слова лектора на другой язык, я еще раз пропускал их смысл через себя и лучше запоминал».

Подбирайте свои примеры под лекции преподавателя. Самостоятельно сгенерированная информация усваивается лучше полученной извне. Поэтому собственные примеры позволят вам легко вспоминать, о чем говорилось на занятиях.

Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: «Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?» – и так далее.

Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

Упражнение можно попробовать выполнить прямо сейчас. Посмотрите на людей на картинке, закройте глаза и попробуйте восстановить фотографию в памяти. Фото: m24.ru

Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты, отметил психолог. «В них, скорее всего, будет то же самое, что и в ваших заметках», – заявил Букин.

Советы работающим горожанам

Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Психолог рекомендует уделять большое внимание данным, полученным во время коммуникаций на работе. В этом лежит ключ к успеху в карьере, убежден он.

Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. «Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами, – посоветовал Денис Букин. – Так вы удостоверитесь, что все поняли правильно, и лучше запомните, о чем шла речь. Кроме того, вы покажете, что внимательно слушаете своего руководителя».

Старайтесь меньше отвлекаться во время работы. Как пояснил эксперт, когда мы переключаем внимание, нам приходится прикладывать для этого значительные усилия. «Чтобы понять, как это работает, посчитайте количество букв в двух строчках текста по отдельности. Засеките, сколько времени это заняло, ˜– предложил эксперт. – А потом попробуйте посчитать буквы в двух примерно одинаковых строках текста, но переключайтесь между ними. Это займет в три раза больше времени».

Используйте для тренировок памяти свой письменный стол. Запоминайте расположение предметов на рабочей поверхности и восстанавливайте картину в памяти. Фото: ТАСС/Антон Буценко

Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. «Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем, – рекомендовал психолог. – Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи». По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше. «Со временем вы начнете вспоминать все больше мелких деталей, – утверждает психолог. – Когда станет совсем легко, вспоминайте день наоборот. Начиная с момента, как вернулись с работы, и заканчивая тем, как проснулись. Потом можно попробовать вспомнить целую неделю».

Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием, рассказал психолог. «Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам. Если ваше внимание рассеяно, то противостоять таким техникам становится легч廘,– пояснил он.

Советы пенсионерам

Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Как утверждает Денис Букин, если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

Начните писать свою автобиографию. Эта методика идельно подходит для тех, кто вышел на пенсию, отметил психолог. «Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память, – добавил он. – Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом».

Попробуйте запомнить наизусть схему Московского метрополитена. Связывайте станции в списке ассоциациями и историями, тогда вы научитесь ориентироваться под землей по памяти. Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Не теряйте связи с духом времени. Необязательно читать рэп, но знать, что это такое, стоит. Точно так же, как нужно учиться пользоваться современными технологиями и находить общий язык с молодым поколением.

Продолжайте профессиональную деятельность в качестве наставников. Денис Букин убежден: полученные на работе навыки практически не теряются с возрастом. «Поэтому можно, например, выходить на форумы, где консультируются молодые специалисты, и давать советы, отвечать на вопросы», – предложил эксперт.

Забыть нельзя вспомнить — Телеканал «Наука»

Память вам врет. Вы не помните ничего из раннего детства. А то, что «помните», вообразили себе сами. Что касается событий вашей взрослой жизни, то и в этом случае вы зачастую не способны отличить собственную выдумку от того, что произошло на самом деле. В то же время современные технологии позволяют специально подправлять память. Например, можно стереть ненужные воспоминания, а забытые — восстановить. Вот как это работает.

Как мы запоминаем?

Человеческие воспоминания формируют следы в мозге, откладываются в пластах мгновенной, кратковременной и долговременной памяти, хранятся, стираются и восстанавливаются в зависимости от множества факторов, влияющих на эти процессы.

Так, зрительная и слуховая информация обрабатывается мгновенно: за 0,1–0,5 секунды мозг решает, нужна ли вам эта сенсорная информация — и если нет, то тут же ее стирает. Если информация показалась важной, то она откладывается в кратковременной памяти. У вас есть не больше 20 секунд, чтобы запомнить около семи элементов (± 2 единицы), например семь букв, семь цифр или семь названий предметов, которые вам скажет собеседник по телефону. Успели записать или тут же забыли. А если повторили несколько раз, то информация попадает в долговременную память.

Ученые подсчитали, что для переноса следов, формирующихся в кратковременной памяти, в долговременную требуется от 15 минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Так что, если вы пытаетесь запомнить имена коллег на важном мероприятии, нужно проделать некоторые усилия и мысленно повторить эту информацию, а лучше — придумать ассоциацию. К счастью, объем долговременной памяти и время ее хранения не имеют ограничений.

Людей, которые обладают феноменальной памятью, называют мнемонистами. Они могут запоминать сложные таблицы цифр, длинные ряды слов, математические формулы и целые фразы на незнакомых языках благодаря ассоциациям. Например, советский журналист Соломон Шерешевский всегда работал без блокнота и мог записать любое интервью на память. Озадаченный редактор отправил молодого сотрудника на обследование к психологу-невропатологу Александру Лурии. Выяснилось, что запоминать Соломону удается с помощью синестезии: слова для него имели цвета, вкусы, запахи и были осязаемыми, словно вещи. Удивительная мнемотехника сделала из него звезду эстрады: он мог воспроизвести на память любой длинный ряд слов, произнесенный неделю, месяц, год назад или даже раньше.

Иногда суперпамять человеку дает определенная болезнь. Например, британский художник-аутист с синдромом саванта Стивен Уилтшир имеет уникальную фотографическую память: он рисует здания, улицы, города во всех подробностях, даже если видел их всего несколько секунд из окна автобуса или вертолета.

Как память нам врет?

Память может нас обмануть и делает это постоянно, выдавая фантазии за реальность. Американские ученые не раз проделывали опыты по формированию ложных воспоминаний с помощью магнитно-резонансной томографии. Участники ложились в аппарат МРТ и смотрели на экран: половина слов появлялась в виде надписей, половина — в виде картинок. При чтении требовалось представить себе визуальный образ, соответствующий названному объекту. А глядя на фото, полагалось решить, соответствует ли изображение реальному — например, насколько эта кошка реалистична. Через 20 минут участников опрашивали, и оказывалось, что они уже не могут вспомнить, что действительно видели, а что только представляли себе. После МРТ-обследования добровольцев ученые убедились, что ярко представляемое событие может оставить в мозгу след памяти, очень похожий на след реально пережитого события.

Это называется эффектом свидетеля. С ним нередко сталкиваются в криминалистике, когда очевидец преступления указывает на преступника, который на самом деле невиновен. Это происходит из-за игр разума: наложения реальности и фантазии. Следователь вас спрашивает: видели ли вы этого конкретного человека на месте преступления? Вы мысленно помещаете его в ваше воображение, и вскоре вам начинает казаться, что это и вправду был он.

«Сам факт того, что вы заглядываете в свою память и думаете о том, произошло ли такое событие, равносилен тому, что вы представляете себе это событие, — объясняет автор исследования Кеннет Паллер, профессор психологии Северо-Западного университета в Чикаго. — Если я вас спрошу, случилось ли что-нибудь такое, вы вообразите, что это и вправду случилось. И если позже я снова спрошу об этом событии — через день или год, — вам будет трудно судить, что произошло, а что было плодом вашего воображения». Так формируются ложные воспоминания.

Кстати, если вы помните, как лежали в коляске, делали первые шаги или впервые кушали кабачковое пюре, то это тоже, скорее всего, самообман. Как показало масштабное исследование британских ученых, охватившее 7000 человек, почти половина людей имеют ненастоящие воспоминания о своем детстве. До трех — трех с половиной лет человеческий мозг не способен обрабатывать информацию так, чтобы она откладывалась в долговременную память. Лишь к пяти-шести годам наши воспоминания становятся похожи на взрослые. По подсчетам ученых, примерно на 40% детство, каким мы его запомнили, составлено из рассказов родителей, фотографий, игрушек и нашей фантазии. Примерно половина людей помнят события, которых никогда не было, — об этом говорится в исследовании ученых из Уорикского университета в Великобритании.

Можно ли повлиять на память?

О способах самого разного влияния на человеческую память выпущено немало научных работ. Например, в прошлом году итальянские ученые из Болонского университета отчитались об успехах в стирании неприятных воспоминаний у людей-добровольцев. Они обнаружили временное окно реконсолидации воспоминаний, когда происходит перезапись события из долговременной памяти, и научились воздействовать в нужный момент, чтобы изменить восприятие этого события. «Убийцей» воспоминаний выступает транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Воздействуя магнитными сигналами на цепочку нейронов из регионов префронтальной коры, оказалось возможным удалить воспоминания о страхе и неприятных эмоциях. Эта технология может использоваться в лечении посттравматического стрессового расстройства и избавлять нас от многих неприятных навязчивых мыслей.

За последнее десятилетие технология ТМС постоянно используется в опытах с памятью. Доказано, что, воздействуя на определенные зоны мозга магнитными сигналами, можно влиять на эмоции, сенсорное восприятие, стимулировать рабочую память и даже бороться с болезнями Альцгеймера, Паркинсона, булимией, курением и наркотическими зависимостями. В опытах финских ученых выяснилось, что ТМС позволяет человеку лучше оценивать свою эффективность в выполнении задач, то есть этот метод буквально спасает людей от иллюзий и самообмана. С ее помощью можно устранить эффект Даннинга — Крюгера, когда люди с низкими когнитивными способностями завышают свои возможности.

Есть гипотеза, что мозг хранит всю поступившую информацию и может достать ее из подсознания — например, под гипнозом. Этот метод извлечения воспоминаний нередко используется в криминалистике. Например, были случаи, когда свидетель вспоминал одну-единственную деталь и по ней удавалось найти преступника. Так случилось в 1976 году в Калифорнии. 26 детей и водитель Фрэнк Эдвард Рэй были похищены и похоронены заживо в трейлере под землей, но мужчина смог откопать ход наружу, поднять всех наверх, а затем с помощью гипноза вспомнить номер машины похитителей. По горячим следам преступники были пойманы и приговорены к пожизненному заключению. Многие из тех похищенных детей до сих пор страдают от панических атак, кошмаров, связанных с похищением и смертью, а также изменениями личности. Это тот случай, когда требуется стереть травмирующее воспоминание, которое мешает жить.

Как вспомнить все?

Человек может потерять память из-за сильнейшего эмоционального потрясения, травмы, воздействия химических препаратов. При этом он может не помнить, как зовут его маму, но, сев за компьютер, начнет печатать слепым десятипальцевым методом. Автобиографическую амнезию впервые описал российский психотерапевт Зураб Кекелидзе. Он же разработал принципы ее лечения: людям, забывшим, кто они и откуда, помогают «вспомнить все» в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского.

Аппарат ТМС. Фото: AMELIE-BENOIST / BSIP/EAST NEWS

Иногда мы не можем вспомнить, куда положили ключи или где припарковали свою машину. Это неудивительно, ведь изо дня в день мы должны делать сотни дел, запоминая различные места, людей и объекты. Но утраченные пазлы воспоминаний можно вернуть: это доказали экспериментально ученые из Северо-Западного университета. Они показывали добровольцам реалистичные видео о повседневной деятельности человека, а затем просили их вспомнить детали: например, цвет рубашки актера или объект на заднем плане. Оказалось, что применение ТМС заметно облегчает работу. После ТМС активность мозга участника во время просмотра видео напоминала его мозговую активность при запоминании того же самого видео. Таким образом, стимуляция мозга приводит к более качественному восстановлению воспоминаний в мозге.

«Воспоминание иногда может ощущаться как «мысленное путешествие во времени», — описала свой метод ведущий автор исследования Мелисса Хебшер. — Наши результаты показывают, что стимуляция усиливает это «мысленное путешествие во времени» в мозге и улучшает точность памяти. Эти выводы имеют важное значение для разработки безопасных и эффективных способов улучшения памяти в реальном мире». Так что, возможно, недалек тот день, когда у всех у нас в кармане будет лежать портативный аппарат ТМС, и тогда феноменальная память станет нормой. Возможно, это будет приложение к смартфону или функция микрочипа, если сбудутся прогнозы авторов конспирологических теорий.

Какой способ избавления от навязчивых мыслей действительно работает

Что будет уметь человек в будущем?

Что ждет науку в 2021 году?

РОСФОТО Элизабет Лофтус. Миф об утраченных воспоминаниях. Как вспомнить то, чего не было

Соглашение об условиях предоставления услуги онлайн-продажи билетов Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО»

Настоящий документ — «Пользовательское соглашение» является офертой (в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса РФ). Безусловным принятием (акцептом) условий настоящей Оферты, в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ, считается пользование Клиентом услугой онлайн-продажи.

Настоящая Оферта содержит условия заказа и оплаты услуг РОСФОТО. Совершая действия по заказу/покупке/оплате билета в РОСФОТО, Клиент полностью и безоговорочно принимает и обязуется неукоснительно соблюдать все условия настоящего Соглашения.

РОСФОТО предоставляет возможность оплачивать билеты посредством компьютерной сети Интернет, используя для расчетов «Платёжные системы». Указанная услуга по онлайн-продаже доступна Клиенту при наличии у него компьютера или иного устройства, позволяющего осуществить доступ в сеть Интернет, а также доступа к сети Интернет.

Все вопросы, связанные с предоставлением прав доступа в сеть Интернет, покупкой и настройкой для этого соответствующего оборудования и программных продуктов, настоящим Соглашением не регулируются и решаются Клиентом самостоятельно.

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

1.1. Банковская карта — инструмент для совершения её держателем операций с денежными средствами, находящимися у банка, выпустившего карту, в соответствии с законодательством РФ и договором с банком-эмитентом.

1.2. Билет — документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право посещения Мероприятий.

1.3. Возврат — оформленный в соответствии с условиями настоящего Соглашения возврат Платежа на Банковскую карту Клиента.

1.4. Заказ — один или несколько Билетов на одно Мероприятие, выбранных Клиентом из Системы и объединенных в Системе единым идентификационным номером, на основании которого осуществляется временное изъятие (бронирование) указанных Билетов из общей продажи в Системе.

1.5. Кассы РОСФОТО — кассы РОСФОТО для продажи билетов.

1.6. Клиент (Пользователь) — физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, или уполномоченный представитель юридического лица, использующие Банковскую карту на основании договора с банком-эмитентом, прошедшие Регистрацию на Сайте и использующие Сайт для получения информации и Заказа Билетов.

1.7. Мероприятие — выставки, а также иные события, посещение которых возможно только при предъявлении Билета.

1.8. Платеж — перевод денежных средств в размере Стоимости Заказа на счет РОСФОТО с помощью Банковской карты.

1.9. Система (платежная система) — совокупность финансовых институтов, объединенных между собой на договорной основе, а также включающая в себя программные, аппаратные и технические средства, обеспечивающие информационное и технологическое взаимодействие, необходимое для осуществления расчетов между «Покупателями» и «Продавцом».

1.10. Оплата заказа — подтверждение со стороны Системы факта списания денежных средств с Банковской карты Клиента.

1.11. Покупка — факт оплаты Заказа, подтверждаемый Ваучером, который бесплатно обменивается на Билеты в Кассах РОСФОТО.

1.12. Сайт — WEB-сайт РОСФОТО, размещенный в сети Интернет по электронному адресу www.rosphoto.org, предназначенный для размещения информации и бронировании Билетов.

1.13. Соглашение — настоящее пользовательское соглашение.

1.14. Ваучер — документ в электронном виде или на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления Клиентом оплаты Билетов на Сайте. Ваучер Заказа не является Билетом и не дает права посещения Мероприятия.

1.15. Стоимость Заказа определяется Сторонами при каждом определенном Заказе на основе действующих расценок РОСФОТО на момент оформления Заказа на Сайте.

1.16. Стороны — РОСФОТО, Клиент.

1.17. РОСФОТО (Продавец) — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», ИНН 7813173210 КПП 783801001 ОГРН 1027806860740; место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.35, литера М.

1.18. Правила платежных систем — свод документов, регулирующих деятельность платёжных система VISA и MasterCard.

2. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Соглашение регулирует поведение Клиента при получении информации и осуществлении Заказа при приобретении Билетов с использованием Сайта.

2.2. Соглашение является договором между Клиентом и РОСФОТО (далее — Сторона, Стороны) и регламентирует использование Клиентом Сайта РОСФОТО.

2.3. Слова и выражения, выделенные заглавными буквами по тексту настоящего Соглашения, если не определены непосредственно по тексту таковыми, имеют значения, предусмотренные для них в разделе 1 настоящего Соглашения.

3. ВСТУПЛЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ В СИЛУ

3.1. Соглашение вступает в силу с момента нажатия на кнопку «Заказать» при бронировании Билетов.

3.2. РОСФОТО оставляет за собой право вносить изменения в настоящее Соглашение без дополнительного уведомления Клиента и предупреждает Клиента о том (а Клиент настоящим принимает и соглашается с тем), что при каждом новом Заказе Клиент обязан ознакомиться с текстом Соглашения на предмет внесенных изменений. Текст Соглашения постоянно размещен на Сайте РОСФОТО по адресу: https://rosphoto.org/terms-of-service-online-tickets

3.3 Согласие Клиента с условиями настоящего Соглашения выражается в форме размещения своего электронного адреса в регистрационной форме при бронировании Билетов.

4. РЕГИСТРАЦИЯ

4.1. Регистрация на Сайте:

— Клиент обязуется заполнить все поля регистрационной формы (электронной анкеты) на Сайте при бронировании Билетов.

4.2. Клиент обязуется:

— указать действующий адрес электронной почты (e-mail), принадлежащий Клиенту;

— указать действующий номер телефона, принадлежащий Клиенту;

— ввести ФИО получателя Билетов в Кассах РОСФОТО;

— выразить своё согласие с условиями Соглашения (см. пункт 3.3 настоящего Соглашения).

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТА

5.1. Клиент обязан полностью соблюдать условия настоящего Соглашения.

5.2. Клиент имеет право осуществлять Заказ на Сайте и возврат Платежа в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

5.3. Клиент обязан добросовестно использовать Сайт (только в целях, не противоречащих настоящему Соглашению и в том порядке, как предписывает настоящее Соглашение). Запрещается использование программных средств для модификации данных и иных способ несанкционированного доступа к функционалу Сайта.

5.4. Клиент не имеет права воспроизводить, повторять, копировать, перепродавать, размещать на других сайтах, использовать в коммерческих или рекламных целях информацию с Сайта, в том числе информацию о предложенных на Сайте Билетах и ценах на Билеты.

5.5. Право посещения Мероприятий РОСФОТО предоставляется Клиенту на основании Билета, выполненного на бланке строгой отчетности и выданного в кассе РОСФОТО на основании Ваучера.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОСФОТО

6.1. РОСФОТО предоставляет Клиенту возможность осуществлять Заказ Билетов через Сайт РОСФОТО и их Возврат в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

6.2. РОСФОТО обязуется указать на Сайте цену для всех Билетов, которые доступны для Заказа. Заказ Билетов для льготных категорий граждан не производится.

6.3. РОСФОТО имеет право в одностороннем порядке изменить цену Билетов, предлагаемых на Сайте, при этом Стоимость ранее оплаченных Заказов остается неизменной.

6.4. РОСФОТО имеет право направлять Клиентам информационные сообщения, связанные с оказанием услуг (в том числе с оформлением Заказа).

6.5. РОСФОТО имеет право по своему усмотрению устанавливать лимиты на количество приобретаемых Клиентом Услуг.

6.6. РОСФОТО вправе аннулировать Заказы Клиента, нарушающего условия настоящего Соглашения.

7. ПРАВИЛА ПОКУПКИ И ВОЗВРАТА БИЛЕТОВ

7.1. Валюта Платежа и Возврата

7.1.1. Валютой списания денежных средств с Банковской карты Клиента в соответствии с действующим законодательством РФ является российский рубль.

7.1.2. Валютой Возврата денежных средств на банковскую карту Клиента в соответствии с действующим законодательством РФ является российский рубль.

7.2.Порядок совершения Заказа при оплате Банковской картой

7.2.1. После выбора необходимых Билетов Клиент приступает к оформлению Заказа посредством нажатия кнопки «Заказать» и поэтапно проходит все ступени формирования Заказа.

7.2.2. В любой момент до окончательного подтверждения Заказа и совершения Платежа Клиент вправе отказаться от неоплаченного Заказа, если какие-либо условия настоящего Соглашения являются неприемлемыми для Клиента.

7.2.3. Для оплаты Заказа Клиент автоматически перенаправляется на сайт Системы, где проверяются данные Банковской карты Клиента. При успешном проведении Платежа со счета Банковской карты снимается сумма в размере стоимости Заказа. В случае, если оплата Заказа не была завершена и/или завершена неуспешно, Клиент вправе оформить новый Заказ и произвести его оплату согласно порядку, указанному в пункте 7.2 настоящего Соглашения.

7.2.4. При успешной оплате Клиент получает на адрес электронной почты, указанный в процессе оформления Заказа, ссылку на ваучер для его распечатывания.

7.2.5. Ваучер подлежит обязательному обмену на Билет, изготовленный на бланке строгой отчётности. Обмен Ваучера на Билет производится в Кассах РОСФОТО в день посещения. Срок действия Ваучера составляет 14 дней с момента его получения Клиентом.

7.2.6. Для получения Билетов Клиенту необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, и Ваучер в распечатанном или электронном виде.

7.2.7. В случае одностороннего отказа Клиента от Заказа, Клиент имеет право на возврат суммы, уплаченной им при оформлении Заказа в соответствии с пунктом 7.7 настоящего Соглашения.

7.3. Отказ в выдаче Билетов

7.3.1. РОСФОТО имеет право отказать Клиенту в выдаче Билетов в случае:

а) при получении информации от Системы о совершении или подозрении на совершение мошеннической операции с использованием Банковской карты Клиента до возврата Платежа на Банковскую карту Клиента;

б) если Билеты по соответствующему Заказу были выданы Клиенту ранее;

в) в случае невозможности идентифицировать личность получателя Билетов;

г) возврата Платежа по соответствующему Заказу до момента обращения Клиента в Кассу для получения Билета по Заказу;

д) несовпадения личных данных о Клиенте (ФИО), указанных в Ваучере и в предъявленном Клиентом документе, удостоверяющем личность.

7.3.2. Стороны пришли к соглашению, что в случае отказа РОСФОТО в выдаче Клиенту Билетов по основаниям указанным в пункте 7.3.1, факт неполучения Клиентом Билетов по соответствующему Заказу будет признаваться Сторонами фактом неполучения Билетов по вине Клиента и освобождает РОСФОТО от возврата Клиенту суммы Платежа по соответствующему Заказу.

7.3.3.Если клиент фактически не получил Билет по соответствующему Заказу в срок, указанный в пункте 7.2.5, то такое событие является достаточным основанием для РОСФОТО прекратить свои обязательства по настоящему Соглашению в одностороннем порядке в соответствии с условиями Соглашения и считать свои обязательства перед Клиентом выполненными в полном объеме.

7.4. Безопасность Платежей

7.4.1. Клиент обязан совершать Платежи только при помощи собственной Банковской карты.

7.4.2. Безопасность Платежей обеспечивается процессинговым центром «ПСКБ Онлайн» (пункт 7.6.2 настоящего Соглашения).

7.5. Аннулирование Заказа

7.5.1. РОСФОТО вправе аннулировать Заказ в случаях, указанных в пунктах 7.2.7 и 6.6 настоящего Соглашения.

7.5.2. РОСФОТО имеет право в случае неполучения подтверждения об успешном Платеже от Системы аннулировать Заказ через 2 (два) часа после его оформления Клиентом на Сайте.

7.5.3. РОСФОТО вправе аннулировать Заказ в случае технического сбоя программно-аппаратного комплекса при осуществлении Заказа. Стоимость Заказа при этом возвращается на Банковскую карту, при помощи которой был совершен соответствующий Платёж в соответствии с пунктом 7.7.2.2 настоящего Соглашения.

7.6. Информационная поддержка Клиента

7.6.1. В случае возникновения вопросов, не связанных с осуществлением Платежа, Клиент может обратиться в РОСФОТО по телефону: (812) 314-12-14 (с 10:00 до 18:00) или по электронной почте по адресу: [email protected].

7.6.2. По всем вопросам, претензиям и пожеланиям, связанным с осуществлением Платежа с использованием Банковской карты, Клиент должен обращаться в службу технической поддержки процессингового центра «ПСКБ Онлайн»: [email protected] или по телефонам: 8 800 200 35 65, (812) 332 26 26.

7.7. Правила Возврата

7.7.1.Правила возврата Платежа по запросу Клиента до обмена Ваучера на Билет в Кассе РОСФОТО

7.7.1.1. Возврат Платежа за оплаченный Заказ проводится только за заказы, оформленные на Сайте РОСФОТО при помощи Банковской карты и не полученные в Кассах РОСФОТО.

7.7.1.2. Для осуществления Возврата Клиент должен заполнить Заявление в электронном формате (скачать бланк заявления в формате MS Office) и отправить его по электронной почте по адресу: [email protected]

7.7.1.3. Обработка запросов на осуществление Возврата осуществляется в рабочие дни с 10:00 до 17:00 по московскому времени. Запрос принимается РОСФОТО в обработку только после выполнения Клиентом в полном объеме условий, установленных в пункте 7.7.1.2. Запрос в свободной форме (без заполненного заявления на возврат) или заявление, заполненное некорректно, не являются основанием для Возврата.

7.7.1.4. При принятии запроса на Возврат менее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока действия Ваучера РОСФОТО оставляет за собой право не осуществлять возврат стоимости Билетов Клиенту.

7.7.2. Правила Возврата Билетов, приобретенных при помощи Банковской Карты на Сайте и полученных в Кассах РОСФОТО

7.7.2.1. Оформление Возврата Билета производится только в Кассах РОСФОТО.

7.7.2.2. Возврат стоимости Билета осуществляется только на Банковскую Карту, с которой был произведен Платеж.

7.7.2.3. Для Возврата Билета Клиент заполняет заявление (выдается на Кассе), в котором указывает: фамилию, имя, отчество, номер Ваучера, номер паспорта, адрес электронной почты и номер Банковской карты, с которой был произведен Платеж, дату Заказа, сумму Заказа и номер Билета. Заявление, заполненное некорректно, не является основанием для Возврата стоимости Билета. Для оформления Возврата Клиенту необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и Билет.

7.7.3. Правила Возврата Билетов по инициативе РОСФОТО

7.7.3.1. При Возврате платежа в случае отмены Мероприятия или в случае замены Мероприятия, если Билеты подлежат возврату, а также в случае возникновения технических сбоев, послуживших причиной некорректного оформления Заказа или осуществления Платежа, РОСФОТО аннулирует Заказ и возвращает Клиенту Платеж в полном объеме.

7.7.4. Стороны пришли к соглашению, что возврат Платежа по соответствующему Заказу в соответствии с условиями настоящего Соглашения и/или Правилами Международных Платёжных Систем и законодательством РФ, будет расцениваться Сторонами как событие, которое является достаточным основанием для РОСФОТО прекратить свои обязательства по настоящему Соглашению и считать свои обязательства перед Клиентом выполненными в полном объёме.

7.8. Датой возврата Платежа считается дата списания денежных средств со счёта РОСФОТО. За дальнейшее прохождение денежных средств РОСФОТО ответственности не несет.

8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

8.1. РОСФОТО обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление РОСФОТО информации лицам, действующим на основании договора с РОСФОТО, для исполнения обязательств перед Клиентом. РОСФОТО предоставляет доступ к персональным данным Клиента только тем работникам, подрядчикам и агентам, которым эта информация необходима для обеспечения функционирования Сайта и предоставления услуг Клиенту.

8.2. Обработка данных Клиента осуществляется в соответствии с соблюдением действующего законодательства РФ. РОСФОТО обрабатывает данные Клиента в целях предоставления Клиенту услуг, проверки, исследования и анализа таких данных и для связи с Клиентом. РОСФОТО принимает все необходимые меры для зашиты данных Клиента от неправомерного доступа, распространения, изменения, раскрытия или уничтожения.

8.3. Принимая условия Пользовательского соглашения на Сайте, Клиент дает согласие на обработку персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без таковых, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, предоставленных Клиентом в связи с выполнением настоящего Соглашения, а также иных действий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

8.4. РОСФОТО не проверяет достоверность предоставленных Клиентом данных и не осуществляет контроль их актуальности, но исходит из того, что Клиент предоставляет достоверные и достаточные данные по вопросам, предлагаемым в форме Регистрации, и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии. Всю ответственность за последствия предоставления недостоверных или недействительных персональных данных несет Клиент.

8.5. РОСФОТО вправе использовать предоставленную Клиентом информацию, в том числе персональные данные, в целях обеспечения соблюдения требований применимого законодательства (в том числе в целях предупреждения и/или пресечения незаконных и/или противоправных действий Клиента). Раскрытие предоставленной Клиентом информации может быть произведено лишь в соответствии с применимым действующим законодательством по требованию суда, правоохранительных органов и в иных предусмотренных законодательством случаях.

9. ОГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

9.1. Клиент соглашается с тем, что использует Сайт и предоставляемую им функциональность «как есть», на свой собственный риск. РОСФОТО не принимает на себя ответственность, в том числе и за соответствие Сайта целям и ожиданиям Клиента.

9.2. РОСФОТО не несет ответственности по договорам, заключенным между Клиентом и третьими лицами.

9.3. РОСФОТО имеет право в любой момент в одностороннем порядке прекратить действие Сайта в целом или части его функций без предварительного уведомления Клиента. РОСФОТО не несет ответственности за временное или постоянное прекращение работы Сайта.

9.4. РОСФОТО прилагает все возможные усилия для обеспечения нормальной работоспособности Сайта, однако РОСФОТО не несёт ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению перед клиентом в части возмещения убытков (ущерба), прямых или косвенных, произошедших из-за невозможности использования Сайта.

9.5. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств, а также аварий или сбоев в программно-аппаратных комплексах третьих лиц, сотрудничающих с РОСФОТО, или действий (бездействий) третьих лиц, направленных на приостановку или прекращение функционирования Сайта, возможна приостановка работы Сайта без какого-либо уведомления Клиента.

9.6. РОСФОТО не несет ответственности за сроки осуществления Платежей банками и иными организациями, в том числе при возврате Платежей Клиенту.

9.7. При любых обстоятельствах ответственность РОСФОТО перед Клиентом ограничена стоимостью приобретаемых Клиентом Билетов.

9.8. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств, если такое неисполнение явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших после вступления в силу Соглашения, в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть и предотвратить разумными мерами.

9.9. РОСФОТО не несет ответственности по возникшим между Клиентом и Системой и/или кредитным учреждением спорам и разногласиям по Платежам.

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Настоящий документ является исчерпывающим Соглашением между Клиентом и РОСФОТО, определяет условия пользования Сайтом. В случае возникновения противоречий текст Соглашения, размещенный на сайте, будет иметь преимущество по сравнению с любым иным текстом Соглашения.

10.2. В случаях, не указанных в Соглашении, отношения между РОСФОТО и клиентом регулируются действующим законодательством РФ.

10.3. В случае возникновения разногласий и споров по поводу Соглашения и области его действия, РОСФОТО и Клиент предпримут все возможные усилия к их разрешению путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров они будут разрешаться в суде в порядке, определенным действующим законодательством РФ.

10.4. Клиент настоящим подтверждает, что ознакомился и принимает полностью (и без каких-либо дополнительных оговорок) условия настоящего Соглашения. Клиент настоящим обязуется полностью соблюдать в своих взаимоотношениях с РОСФОТО все условия настоящего Соглашения.

Вспомнить всех поимённо

18 февраля, накануне Дня защитника Отечества, для студентов ЛЭТИ, обучающихся в Военном учебном центре (ВУЦ), была организована автобусная экскурсия по местам боев 3-ей гвардейской дивизии народного ополчения – 44-ой Краснознаменной стрелковой дивизии.

21.02.2020 942

Для ЛЭТИ эти воинские части особенные – 44-я дивизия была создана в конце сентября 1941 года из воинских частей, сдерживавших натиск врага на юго-западных окраинах Ленинграда. В том числе из подразделений расформированной 3-ей Гвардейской дивизии народного ополчения Петроградского района. В начале июля 1941 года в нее добровольно вступили сотни студентов, преподавателей и сотрудников нашего вуза. Очень многие из лэтишников-ополченцев погибли в боях на подступах к Ленинграду. Как только фронт у Ленинграда стабилизировался, 44-я дивизия была переброшена под Тихвин, где остановила дальнейшее продвижение фашистов и отбросила их к городу Кириши. Кровопролитные бои за освобождение этого города на Волхове продолжались почти два года, прежде чем враг был разбит. С зимы 1944 года дивизия шла от победы к победе, громя врага на территории Эстонии и Латвии. 9 мая 1945 года она встретила в Курляндии.

В ходе поездки обучающиеся Военного учебного центра узнали много интересных фактов о сражениях за Ленинград, о том, какую важную роль сыграли бойцы дивизии в боях под Лиговом и Тихвином, о битве за освобождение Киришской земли. Там, где шли кровопролитные бои, где после Победы все лежало в руинах, а теперь стоит современный город, была сделана остановка.

У мемориала «Памяти павших» прошёл митинг, посвящённый Дню защитника Отечества и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Слова благодарности нашим отцам и дедам прозвучали из уст главы администрации Киришского муниципального района Олега Георгиевича Дмитриева, начальника ВУЦ, капитана 1 ранга Максима Николаевича Четверикова, студента ЛЭТИ Артема Глущенко, заведующей Киришским историко-краеведческим музеем Марии Викторовны Двоеглазовой. Профессор ВУЦ, капитан 2 ранга запаса Чеслав Чеславович Петрович зачитал список студентов и преподавателей вуза, погибших в боях за Родину.

В память о защитниках Родины была объявлена минута молчания, студенты возложили венок и красные гвоздики к гранитным плитам монумента. Затем ребята посетили историко-краеведческий музей, другие памятные места г. Кириши.

«Выезд наших студентов в Кириши – первое в этом году памятное мероприятие, посвящённое предстоящему 75-летию Победы. И если участие ребят в митингах у памятника лэтишникам, погибшим во время Великой Отечественной войны, а также в других событиях, связанных с военной историей, для нашего центра давно стало традиционным, то эта поездка дала старт новому направлению этой работы. Мы поставили перед собой цель проследить боевой путь студентов и преподавателей нашего вуза, сражавшихся с врагом во время войны».

Начальник ВУЦ, капитан 1 ранга Максим Николаевич Четвериков

«Это кропотливая, непростая работа, но у нас есть немало энтузиастов, которые считают ее своим патриотическим долгом, – рассказал начальник ВУЦ, капитан 1 ранга Максим Николаевич Четвериков. Они уже установили биографии многих героев. Увы, биографий до обидного коротких. Инициатором этого движения стал профессор ВУЦ, капитан 2 ранга запаса Чеслав Чеславович Петрович. Сегодня вместе с ним ведут поиск ветераны военной службы: Владимир Николаевич Садовников, Андрей Борисович Федоров, Станислав Викторович Завадский, Владимир Алексеевич Вегера. Все больший интерес к этой деятельности проявляют и студенты».

3 декабря 2019 года – в День Неизвестного солдата – ВУЦ организовал выезд студентов на места боев советско-финской войны, где они возложили цветы к одной из братских могил советских воинов. А на митинге прозвучали десятки имен лэтишников – участников тех событий, военная судьба которых была установлена благодаря усилиям энтузиастов. И эта очень сложная работа продолжается.

О фронтовом пути многих студентов и преподавателей вуза, ушедших в народное ополчение летом 1941 года, известно больше. И при этом, очень и очень мало. Нет полного списка этих добровольцев, имеются лишь краткие, отрывочные сведения об участии в боях только некоторых из них. Как правило, это те, кто вернулся с войны. О тех же, кто сложил свою голову, почти ничего неизвестно. За редким исключением, нет ни дат, ни обстоятельств их гибели, как и мест захоронения. Так что работа предстоит большая.

В ВУЦ считают, что давно назрела и необходимость обновления памятной доски с именами лэтишников, погибших, защищая Отечество. Она была установлена в первом корпусе более 60 лет назад, а за прошедшее время стали известны десятки новых имен. Есть там и историческая неточность – доска посвящена участникам Великой Отечественной войны, между тем в списках героев есть и убитые в советско-финскую войну. В год 80-летия ее окончания и 75-летия Победы было бы правильным восстановить здесь историческую точность.

Работа ВУЦ по военно-патриотическому воспитанию молодежи в наступившем году будет продолжаться и по другим направлениям. 10 марта, как и в прошлые годы, ребята возложат цветы к памятнику миноносцу «Стерегущий», героически погибшему во время Русско-Японской войны. В канун Дня моряка – подводника, отмечаемого 19 марта, будет организован традиционный выезд студентов на могилу командира подводной лодки «С-13» Героя Советского Союза А.И. Маринеско. Здесь они отдадут дань памяти герою, будут вспоминать о его подвигах, приведут в порядок могилу, очистят прилегающую территорию, посетят Музей Подводных Сил России. И это далеко не полный перечень добрых дел сотрудников и студентов ВУЦ СПбГЭТУ «ЛЭТИ».