Определение психики в психологии: Психика — Гуманитарный портал

Содержание

Проблемы определения понятия «Психика» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

быы 1812-1853 • российский психологический журнал • 2008 том 5 № 1

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Корниенко А.Ф.

Проблемы определения понятия «психика»

В статье рассматриваются различные подходы к ответу на один из центральных вопросов психологии: «Что такое психика?». Показано, что признание психики как нематериального и нефизиологического образования, равно как и сведение ее к процессам физиологическим, следует рассматривать как тупиковые направления исследований в психологии. Обращается внимание на целесообразность определения психики как особого свойства мозга, обеспечивающего отражение не объективной действительности, существующей в настоящем или существовавшей в прошлом, а ее ближайшего будущего, которого еще нет и не было.

Приводится схема, иллюстрирующая суть идеи, положенной в основу данного определения психики. Предлагается модель функционирования «сложных» нейрофизиологических процессов, обладающих свойством, называемым психикой.

Ключевые слова: психика, свойство мозга, соотношение «физиологического» и «психического», психофизиологическая проблема, психофизиологический параллелизм, нейрофизиологический редукционизм.

Актуальность и значимость проблемы определения психики отмечается в психологии с завидной регулярностью, начиная с формулирования Декартом так называемой «психофизической проблемы». На наличие и особую важность данной проблемы указывал, в частности, Л.С. Выготский, который писал: «вопрос о психике, сознательном и бессознательном имеет определяющее методологическое значение для всякой психологической системы. В зависимости от того, как решается этот основной для нашей науки вопрос, находится и самая судьба нашей науки» [4, с.

132].

В качестве одного из последних высказываний на эту тему можно привести слова Н.И. Чуприковой: «Психология всегда испытывала немалые трудности в определении своего предмета, они существуют и по сей день. …Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика» [18, с. 104].

Изначально понятие о психике было ведено в связи с определением понятия «жизни». Психика рассматривалась как некоторая субстанция, наличие которой в теле обусловливало возможность проявления у данного тела признаков жизни. В качестве же признаков жизни принималось способность тела реагировать на внешние воздействия либо в двигательной форме (в форме движения), либо в форме ощущения. Поскольку движение тела принималось за проявление жизни,

которое, в свою очередь, считалось обусловленным психикой, понятие «психика» напрямую оказывалось связанным с такими понятиями, как «реакция» и «движение». Возможно, именно в силу этого обстоятельства в начале XIX века Жан Батист Ламарк [11] предложил классифицировать уровни психической организации живых существ в зависимости от форм поведения. Создавая свою теорию эволюции, он полагал, что в основе эволюции живого мира лежит психологическая реакция организма на воздействие внешней среды. Главным фактором изменчивости организмов он считал их способность реагировать на внешние воздействия, затем путем упражнения развивать и совершенствовать те из реакций, которые являются наиболее жизненно важными, и, наконец, передавать приобретенные и усовершенствованные реакции по наследству. Ж. Ламарк полагал, что организмы изменяются не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного. В соответствии с этим им была предложена первая классификация психических актов. Самым простым психическим актом он считал раздражимость, более сложным — чувствительность и самым совершенным — сознательность.

Интересно отметить, что не только Ж.

Ламарк соотносил все виды реагирования организма на внешние воздействия с психическими актами. А.Н. Северцев в известной работе «Эволюция и психика» к основным типам психической деятельности у животных наряду с деятельностью разумного типа относил рефлекторную и инстинктивную деятельность как «чрезвычайно важные для организма наследственные механизмы приспособления» [15].

Наличие психической активности у простейших животных, у которых нет нервной системы и мозга, допускается и сейчас. Е.А. Климов, например, призывает нас «расстаться … с привычным пониманием дела, что психика — это не что иное, как функция только нервной системы, мозга» [6, с. 166]. «Нервная система, — утверждает Е.А. Климов, — обеспечивает, но не предопределяет психическую активность. Мы знаем, что существует и донервная ступень развития психики у простейших животных» [Там же, с.167].

Представление о том, что не любую форму реагирования организма на внешнее воздействие следует соотносить с понятием «психического», отстаивал А. Н. Леонтьев. Он, как и Ж. Ламарк, исходил из того, что жизнь следует рассматривать, прежде всего, как процесс взаимодействия организма и окружающей его среды. Он также считал, что всюду, где мы встречаемся с явлениями жизни, мы имеем дело с подвижностью, и что раздражимость является общим свойством всех живых тел «приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий» [12, с. 148]. Однако А.Н. Леонтьев не склонен был рассматривать раздражимость как психический акт или связывать данное свойство живого организма с понятием психики. Допущение о том, что всякая живая материя обладает хотя бы простейшей психикой, он считал противоречащим современным научным знаниям о простейшей живой материи. По мнению А.Н. Леонтьева, «психика может быть лишь продуктом дальнейшего развития живой материи, дальнейшего развития самой жизни»

[12, с. 143], и он связывал ее появление с появлением у животных нервной системы и способности к «чувствительности». Именно чувствительность, а не раздражимость предлагал рассматривать А.Н. Леонтьев в качестве простейшей формы психики. При этом он напрямую соотносил понятие чувствительности с понятием ощущения, ставя между ними знак равенства. «Мы будем считать, — пишет А.Н. Леонтьев, -элементарной формой психики ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность, и будем рассматривать вопрос о возникновении психики в этой конкретной форме как вопрос о возникновении «способности ощущения», или, что то же самое, собственно чувствительности» [Там же, с. 145]. В результате анализа особенностей взаимодействия организма с окружающей его средой А.Н. Леонтьев приходит к утверждению, что «функция процессов, опосредствующих деятельность организма, направленную на поддержание его жизни, и есть не что иное, как функция чувствительности, т. е. способность ощущения» [Там же, с. 172].

Иного мнения относительно процессов, опосредствующих деятельность организма, придерживался И. П. Павлов [14]. Когда он анализировал и описывал явления, связанные с выработкой и проявлением условных рефлексов различной степени сложности у животных и человека, он пришел к мысли о том, что понятие психики можно вообще исключить, заменив его понятием «высшая нервная деятельность». «Деятельность, обеспечивающая нормальные и сложные отношения целого организма с внешней средой, — пишет он, — законно считать и называть вместо прежнего термина «психическая» — высшей нервной деятельностью» [14, с. 473]. И.П. Павлов полагал, что психические явления отличаются от физиологических лишь по степени сложности.

Надо сказать, что придание И.П. Павловым понятию условного рефлекса чрезмерного значения и фактическое приравнивание его к понятию психического процесса в сочетании с представлениями А.Н. Леонтьева о том, что зачаточной формой психики является чувствительность, которая также напрямую соотносится с понятием условного рефлекса, во многом определяло стратегическое направление в исследовании «психического».

Возможность описания и объяснения достаточно сложных форм поведения, как животных, так и человека, на основе чувствительности, простых и сложных (сочетательных) условных рефлексов, значительно тормозила поиск альтернативных вариантов определения психики. Для того же, чтобы поднять человека над животными и не сводить поведение человека пусть и к более сложным, но все же условным рефлексам, исследователи прибегали к использованию понятия о сознании, как о высшем уровне развития психики. В результате формировалось представление о том, что если у животных поведение регулируется на основе условно-рефлекторных механизмов, то у человека поведение строится на основе механизмов сознательной регуляции. Однако, вопрос о том, что это за механизм и как он реализуется в нервной системе, учитывая, что и психика, и ее высший уровень — сознание — это все-таки определенные свойства мозга, оставался без ответа. Более того, выступая на I Всероссийской конференции по психологии сознания, проходившей летом 2007 года в Самаре, и на недавно про-

шедшем в Ростове-на-Дону IV съезде психологов РПО, В. М. Аллахвердов — один из ведущих специалистов в области сознания — отмечал, что мы до сих пор не знаем, ни что такое психика, ни что такое сознание.

Конечно, здесь Виктор Михайлович несколько сгущает краски. Что-то все-таки нам известно и о сознании, и о психике. Практически общепринятым является представление о психике как особом свойстве организма, которое возникает на более поздней стадии эволюционного развития живых систем. Более того, признается, что этим свойством обладает не весь организм, а его особая часть, которая называется мозгом. Как отмечает Н.И. Чуприкова, «в настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции, выраженная на языке работающего мозга, и как непротиворечиво соотнести эту функцию с тем, что на языке психологии описывается как ощущение, восприятие, память, чувство, мышление и т.д.» [18, с. 104].

Предлагая путь, следуя которому можно разрешить эту проблему, Н.И. Чуприкова пишет: «… понятие психики должно раскрываться и определяться как система специфических процессов отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга» [18, с. 111]. Боле того, именно эту отражательную и регулирующую поведение деятельность мозга она и предлагает обозначать понятием «психика». «Если деятельность мозга — это отражение действительности и регуляция на этой основе поведения и деятельности, то это и есть психика» [Там же].

В связи с высказыванием Н.И. Чуприковой напрашивается выдержка из работы уже упоминавшегося нами В.М. Аллахвердова [1], содержание которой фактически указывает на то, в каком плачевном состоянии находится наша современная отечественная психология в попытках решения проблемы определения психики. Разрабатывая в качестве альтернативы традиционной психологии новую науку — психологику, В. М. Аллахвердов пишет: «… практически все — даже во всем остальном не совместимые друг с другом — психологические школы предполагают, что психика … предназначена для отражения действительности и регуляции деятельности. Логика обычной позиции понятна: если психика и сознание не влияют на деятельность, то они вроде бы и не нужны, а если влияют, но при этом не отражают реальность, то их существование абсурдно. Но, может быть, все-таки именно эта привычная банальность и неверна? Психологика отказывается от этого привычного взгляда, полагая, что как отражение, так и регуляция деятельности осуществляются организмом автоматически, и психика для этого вовсе не нужна» [1, с. 5 ]. Мало того, что психологи до сих пор не могут определиться с понятием психики, так еще ставится по сомнение вообще наличие психической формы отражения и психической формы регуляции поведения. Можно, конечно, и в психологии «пойти другим путем», разрушив «все до основания, а затем.». Но стоит ли это делать?

Вместе с тем, и определение психики как отражательной и регуляторной деятельности мозга, предлагаемое Н. И. Чуприковой, нуждается в существенной

корректировке. Прежде всего, по той причине, что отражение действительности и регуляция поведения — это не деятельность мозга, а его функции, определяющие то, для чего нужен мозг. Но разве эти функции — функции отражение действительности и регуляция поведения — не реализуются в простейших организмах, не обладающих мозгом и развитой нервной системой?

Регуляция активности любого живого организма даже в случае проявления раздражимости всегда осуществляется на основе отражения организмом специфических параметров воздействующего раздражителя. Прежде чем будет запущена та или иная форма реагирования, организм должен получить определенные знания об особенностях раздражителя: его модальности, интенсивности, пространственной ориентации. Без получения этих знаний, то есть, без отражения жизненно важных параметров внешнего воздействия, реакция организма на воздействие будет неадекватной. Следовательно, можно сделать вывод, что, определяя психику как общую способность организма к отражению действительности и регуляции поведения, мы фактически приписываем наличие психики любому организму, а не только обладающему мозгом. В связи с этим было бы более правильным рассматривать психику как такое свойство мозга, которое обеспечивает особую форму отражения и, соответственно, особую форму регуляции поведения, причем такую, которая принципиально невозможна без мозга. И тогда вопрос о том, что такое психика, трансформируется в вопрос о том, что это за особое свойство мозга, которое обеспечивает особое отражение и особую форму регуляции поведения.

Рассматривая указанное требование к определению психики с эволюционной точки зрения, уместно поставить вопрос о том, зачем организму в его жизнедеятельности нужно такое особое отражение и такая особая форма регуляции поведения, для реализации которых необходимы высоко развитая нервная система и наличие мозга.

С позиции естественных наук, в частности, физиологии, не вызывает сомнения, что в основе любого двигательного акта и человека, и животных лежат определенные материальные процессы, протекающие в нервной системе. Сокращение мышц и возникновение движения любой части организма обусловлено исключительно физиологическими, то есть материальными процессами. В этом отношении В.М. Аллахвердов, несомненно, прав. Конечно же, без физиологических процессов, обеспечивающих иннервацию отдельных групп мышц, никакой двигательной активности быть не может. Но зачем же лишать психику функции отражения и регуляции поведения?!

Вопрос о том, какое отношение к регуляции двигательной активности организма имеет психика и психические процессы, и, главное, неразрешимость проблемы соотношения «мозг и психика» возникают исключительной по той причине, что психику изначально пытаются рассматривать как образование нематериальное и не сводимое к физиологическим процессам. Поэтому и возникает проблема: «Каким образом психическое, будучи нефизиологическим и, соответственно, нематериальным, может оказывать воздействие на физиологическое, то есть, на

материальное и тем самым регулировать двигательную активность?». В качестве альтернативного варианта определения психики обычно предлагается рассматривать психику и психические процессы как образования физиологические, но более сложные. Оба варианта, как показывает анализ, являются тупиковыми. В первом случае психика отрывается от мозга и наделяется специфической и самостоятельной сущностью, во втором — психика лишается своей специфичности и, приобретая статус физиологического, фактически оставляет науку психологию без объекта и предмета исследования.

Вместе с тем, существует и третий вариант в определении психики, который хотя и обозначен и считается общепринятым, однако практически не разрабатывается. Это определение психики как особого свойства мозга, а точнее как особого свойства нейрофизиологических процессов, протекающих в нем. R (3)

Соотношения (2) и (3) показывают, что в одном случае знания о воздействии соотносятся с физиологическими процессами V, в другом — с процессами психическими Ф. В данной ситуации правомерно поставить следующий вопрос: «Если в обоих случаях мы имеет одно и то же воздействие 5 и одну и ту же реакцию R, то можем ли мы считать, что знания о воздействии в форме физиологических процессов и в форме психических процессов 5’Ф являются одинаковыми?».

С одной стороны, если изначально полагать, что физиологические и психические процессы разные и даже особые, то и результаты их должны быть разными. С другой стороны, если и и 5’Ф являются знаниями об одном и том же воздей-

ствии Б, и на основе этих знаний строится одно и то же поведение К, то почему они должны быть разными? Но если они одинаковы, то зачем тогда вообще вводить понятие «психического»? Или их отличие не содержательное, а функциональное и выражается в том, что в построении поведения они играют разные роли?

Рассмотрим возможные пути решения указанных проблем. Б’„ (‘)

Вопрос о том, каким образом из «нейрофизиологического» возникает «психическое» и как они соотносятся между собой, составляет суть так называемой психофизиологической проблемы. Попытки решения данной проблемы с позиций «линейного детерминизма» обычно приводили исследователей к тем или иным формам нейрофизиологического редукционизма — сведению психических процессов к процессам нейрофизиологическим. Психические процессы рассматривались ими как более сложные формы нейрофизиологических процессов. Ярким примером тому могут служить соответствующие представления И.П. Павлова, который настаивал на отказе от использования понятий «психика» и «психический процесс» и замене их на понятие «формы высшей нервной деятельности». Полагая, что психические явления отличаются от физиологических лишь по степени сложности, он отмечает: «Какая важность в том, как называть их: психическими или сложно-нервными, в отличие от простых физиологических.» [‘4, с. => ) Ясл,

(6)

Центральной проблемой в данной концепции становится проблема соотношения разных форм физиологических знаний и 5’Ф по степени сложности: какова должна быть степень сложности физиологической формы знания 5’Ф, чтобы ее можно было отнести к категории «психических»? Смещая внимание со сложности форм знания на сложность форм поведения, вопрос можно поставить и другим образом: насколько сложным должно быть поведение Rсл, чтобы считать, что в основе его регуляции лежат не простые физиологические формы знания а сложные или «психические», то есть 5’Ф?

Ответы на эти вопросы предлагаются в тех же работах Н.И. Чуприковой [17, 18], И.П. Павлова [14], В.М. Бехтерева [3], А.Н. Леонтьева [12]. Основным критерием, по которому поведение может быть отнесено к категории «психических», И.П. Павлов, например, считал наличие в поведении признаков условного или более сложного «сочетательного» рефлекса. В.М.Бехтерев полагал, что к психическим формам поведения относятся те, которые строятся на основе индивидуально приобретенного прошлого опыта. А.Н. Леонтьев признавал в качестве психического чувствительность или способность организма реагировать на абиотические воздействия, выполняющие «сигнальную» функцию. По мнению Н.И. Чуприковой, психическими являются любые ответные реакции организма, которые согласованы с параметрами вызывающих их воздействий. «И логика, и фактическое положение дел, — пишет Н.И. Чуприкова, -требуют квалифицировать отражательную и регулирующую поведение деятельность мозга как деятельность психическую, как психику. При этом речь не идет о том, чтобы «свести» психику к деятельности мозга или «вывести» ее из этой деятельности. Речь идет о том, что там, где долгое время видели две разные сущности, две разные реальности, на самом деле существует одна сущность, одна реальность» [17, с. 362].

В качестве критики варианта «линейного детерминизма» «психического» можно привести высказывание Б. Ксп.

И (7)

V => => Др.

В качестве примера соответствия представленной схеме могут послужить представления В.М. Бехтерева, который, признавая самостоятельный статус психических процессов, рассматривал их в неразрывной связи с нервными процессами. «Психические явления, — писал В.М. Бехтерев, — везде и всюду находятся в теснейшем соотношении с материальными процессами, происходящими в определенных частях мозга. Нет ни одного психического процесса, который бы являлся только субъективным или духовным в философском значении этого слова и не сопровождался бы определенными материальными процессами. Мы вправе и должны говорить ныне не о душевных или психических процессах в настоящем смысле слова, а о процессах нервно-психических, и везде, где мы имеем дело с психикой, нужно иметь в виду собственно нервно-психические процессы, иначе — невропсихику» [3, с. 15]. На необходимость рассматривать психические и физиологические процессы в единстве, «как две стороны одной медали», указывал Л.С. Выготский [4]. Для обозначения этого единства он предлагал использовать термин «психологическое».

Наиболее слабым местом в данной схеме и в соответствующих представлениях о механизмах образования психической формы знания Б’Ф является процесс перехода от рецепторных процессов Ке к психическим Ф. Поскольку рецепторные процессы — суть процессы физиологические, здесь возникает та же психофизиологическая проблема — как из «физиологического» возникает «психическое», и чем это «психическое» отличается от «физиологического», на основе которого оно возникает. Частично решение данной проблемы дается в той же работе В.М. Бехтерева [3]. Введением понятия «невропсихика» В.М. Бехтерев прямо указывает на то, что вне материальных процессов, происходящих в нервной системе организма, психика не существует. Не сводя психические процессы к физиологическим, он рассматривает психику как особое свойство мозга и протекающих в нем нервных процессов. Собственно эта идея была предложена ранее И.М. Сеченовым в его работе «Рефлексы головного мозга» [16]. Значимость учения И.М. Сеченова и последующего развития его положений в работах В.М. Бехтерева и И.П. Павлова состоит в том, что психика стала рассматриваться не как некая самостоятельная субстанция, а как свойство субстанции, каковой является мозг. Именно мозг и нервная система, в целом, были признаны материальной основой психики и ее материальным субстратом.

Если обозначить свойство мозга, связываемое с понятием психики, символом УФ , то соотношение (7) можно представить следующим образом:

(8)

Очевидно, что соотношение (8) соответствует не только определению В.М. Бехтерева, но и представлениям о психических процессах И.П. Павлова и Н.И. Чуприковой.

www.pro.r5u.ru

Рассмотрение психического процесса не в противопоставлении физиологическому, а как его особого свойства позволяет, сохранив специфику «психического», уйти от классического картезианского дуализма и перевести проблему соотношения «мозг и психика» в иную, естественнонаучную плоскость. В этом случае она предстает в форме вопроса о том, каким особым свойством должны обладать физиологические процессы, чтобы они могли получить статус «психических».

Впервые решение данной проблемы было предложено нами в работе [7] и более детально изложено в работах [8, 9, 10]. За основу нами было принято следующее определение психики. Психика — это такое свойство мозга, которое обеспечивает получение знаний о ближайшем будущем объектов и явлений действительности. В несколько иной редакции, более привычной для психологов гуманитарного склада мышления, можно дать следующее определение. Психика — это субъективное отражение или субъективный образ ближайшего будущего объективной действительности. От традиционного определения, приводимого практически во всех современных учебниках психологии, данное определение отличается тем, что речь идет не просто об образе объективной действительности, а об образе ближайшего будущего этой действительности.

Сразу хотелось бы отметить, что мысль о том, что психика непосредственно связана с процессами опережающего отражения, была высказана еще П.К. Анохиным [2]. Однако, как нами было показано ранее [7], в его рассуждениях речь идет не о получении знаний о будущем, которого еще не было в прошлом опыте организма (для чего нужна достаточно развитая нервная система), а о подготовке реакции, упреждающей наступление событий, знание о которых уже имелось в памяти организма, в его прошлом опыте. Анализируя протекание биохимических процессов в простейших организмах, П.К. Анохин фактически рассматривал не механизмы опережающего отражения, а те же механизмы «оживления следов прошлого опыта», что и В.М. Бехтерев. В результате, если у В.М. Бехтерева простейшие организмы оказались наделенными биопсихикой, у П.К. Анохина они также приобрели признаки психического, но уже в форме способности к опережающему отражению.

Чтобы раскрыть смысл введенного нами определения психики и обозначить ее биологическое значение, рассмотрим проблемы, которые могут возникать при выработке форм двигательной активности, адекватных постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, у организма, не обладающего психикой.

В случае непсихических (физиологических) форм познавательной активности отражение параметров внешнего воздействия в сенсорной системе организма следует за воздействием, укладываясь в схему взаимодействия реактивного типа, описываемого соотношением (4). Возникающее в результате «субъективное» отражение воздействия (или знание о воздействии) в форме сенсорных процессов

может быть достаточно адекватным, но все же оно является отражением уже прошедшего воздействия. Изменения в сенсорных процессах пусть в небольшой степени, но все же запаздывают относительно изменений во внешней среде, и уж тем более запаздывают изменения в процессах, протекающих в двигательной

системе, когда на основе информации, получаемой в сенсорной системе, формируется ответная реакция организма на внешне воздействие.

Допустим, что в момент времени 11 появляется некоторая ситуация С1, в которой должно осуществляться поведение или двигательная реакция организма. Допустим, далее, что к моменту времени 11 организм уже имеет полное и адекватное знание о ситуации С1 в форме некоторого образа (С1)’

Очевидно, что использование полученных знаний в осуществлении двигательной реакции предполагает протекание в организме определенных внутренних регуляторных процессов. Очевидно также, что на инициацию и протекание этих регуляторных процессов потребуется определенное время Д1 Это означает, что реакция организма на ситуацию С1 на основе соответствующего знания (С1)’ реализуется лишь к моменту (И+Д1:). Однако к этому моменту исходная ситуация С1 может существенно измениться, и организм может оказаться в новой ситуации С2, по отношению к которой его двигательная реакция будет неадекватной (см. рис. 1), а это чревато для организма печальными последствиями.

Рис. 1. Механизм возникновения неадекватного поведения организма в изменяющейся ситуации при отсутствии психической формы регуляции поведения

Адекватность поведения организма в условиях изменяющейся ситуации будет обеспечена лишь в том случае, если, находясь в ситуации С1, организм будет строить свое поведение не на основе знаний настоящего (С1)’, а на основе знаний (С2)’ о ситуации ближайшего будущего этого настоящего, которое должно наступить через время Д1 — время, определяемое скоростью внутренних регуляторных процессов в организме. 2) на основе знаний о настоящем С'(И) и его недалеком прошлом С'(1:0), представлена на рис. 2.

Рис. 2. Механизм получения знаний о ситуации ближайшего будущего и формирования адекватного поведения организма в изменяющейся ситуации

Используя определение психики как свойства мозга обеспечивать получение знаний о ближайшем будущем объективной действительности и рассмотренные механизмы реализации этого свойства, мы можем представить соотношение «физиологического» и «психического» в виде следующей схемы:

Рис. 3. Соотношение простых и сложных физиологических процессов, протекающих в мозгу при реализации механизма психического (опережающего) отражения действительности

На схеме, представленной на рис. 3, обозначены, с одной стороны, уровень простых физиологических процессов, протекающих в мозгу и обеспечивающих отражение «настоящего», и, с другой стороны, уровень более сложных физиологических процессов, обладающих свойством обеспечивать опережающее отражение действительности, которое обозначается понятием «психика». Наличие физиологических процессов в первом и во втором случаях непосредственно соотносится с понятием «физиологическое». «Психическое» выступает как особое свойство сложных физиологических процессов, благодаря которому обеспечивается опережающее отражение действительности.

При анализе представленной схемы следует иметь в виду, что сами по себе сложные физиологические процессы психическими не являются, как не является психическими и результаты этих процессов, которые, как указывает, например, Д.И. Дубровский [5], могут соотноситься с понятием «информация». Какими бы не были сложными физиологические процессы — они остаются физиологическими. Признание обратного было бы проявлением классического психофизиологического редукционизма. Другое дело свойство этих процессов. Если физиологические процессы, протекающие в мозгу, обеспечивают получение знаний о ближайшем будущем действительности, значит, они обладают свойством, которое по определению называется психическим или просто психикой. Психическим является не знание о ближайшем будущем действительности, которое получается в результате физиологических процессов, а свойство и способность физиологических процессов получать эти знания.

Очевидно, что простой физиологический процесс и физиологический процесс, обладающий психикой, протекают параллельно, каждый на своем уровне. Вместе с тем они тесно связаны. Характер протекания сложных физиологических процессов, связанных с получением знаний о ближайшем будущем объектов и явлений действительности, то есть особенность психики, самым непосредственным образом зависит от состояния мозга и протекающих как в нем, так и в организме в целом многочисленных физиологических процессов, и не только связанных с получением знаний, но и с обеспечением правильной работы других систем жизнеобеспечения организма. Любые нарушения и изменения в характере протекания мозговых физиологических процессов с неизбежностью будут связаны с изменением отражательной способности или функции мозга, называемой психикой. В свою очередь, любые изменения в психике — есть не что иное, как изменения в протекании сложных материальных физиологических процессов, и в силу этого они способны оказывать воздействие на другие материальные физиологические процессы, протекающие в организме.

Предложенный нами вариант определения психики как свойства мозга получать знания о ближайшем будущем объектов и явлений действительности, снимает основные противоречия психофизиологической проблемы, отвечая на вопросы и о биологическом значении возникновения психики в эволюционном развитии организмов, и о механизмах взаимодействия «физиологического» и «психического» при сохранении специфики последнего.

Литература

1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

2. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности //Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. С. 7-26.

3. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.

4. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 132-133.

5. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. С. 3-15.

6. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

7. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования: Учебное пособие. Казань: Изд-во КГПУ, 2000.

8. Корниенко А.Ф. Подход В.М. Бехтерева к решению проблемы «психического» // Бехтерев В.М. и современная психология: Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Казань, КГУ, 29-30 сентября 2005 года. Вып. 3. Т. 1. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. С.51-58.

9. Корниенко А.Ф. Проблема возникновения «психического» // Психологические исследования на кафедре практической психологии: Сборник статей. Вып.1 / Под ред. А.Ф. Корниенко. Казань: ТГГПУ, 2005. С.16-28.

10. Корниенко А.Ф. Чувствительность организма и «зачаточная форма психики» // Вестник КГПУ, 2006. № 5. С.186-194.

11. Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. Т. 1. М.; Л.: Биомедгиз, 1935.

12. Леонтьев А.Н. Возникновение и эволюция психики //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

14. Павлов И.П. Мозг и психика // Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

15. Северцев А.Н. Эволюция и психика //Психологический журнал, 1982. № 4. С. 149159.

16. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1942.

17. Чуприкова Н.И. Объект, предмет и метод психологической науки // Труды Ярославского методологического семинара. Том 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль: МАПН, 2005. С. 359-369.

18. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопр. психол. 2004. № 2. С. 104- 118.

Д.И.Дубровский. Психические явления и мозг

От автора. (pdf)

 

Глава I. Общая характеристика психофизиологической проблемы и ее философских аспектов (pdf)

§ 1. Особенности современного этапа развития естествознания и психофизиологическая проблема

§ 2. Сущность психофизиологической проблемы и ее краткий исторический очерк

§ 3. О необоснованности нигилистического отношения к психофизиологической проблеме со стороны некоторых советских философов

 

Глава II. Диалектический материализм и психофизио.логическая проблема. Критический обзор современных концепций соотношения физиологического и психического (pdf)

§ 4. Несостоятельность идеалистических и дуалистических подходов к проблеме «сознание и мозг»

§ 5. Основные конценпции соотношения физиологического и психического в марксистской философской литературе. Анализ теоретических разногласий

§ 6. О необходимости специального исследования понятий физиологического и психического

 

Глава III. Анализ категории физиологического (pdf)

§ 7. Общая характеристика физиологических явлений и их основных классов. Некоторые методологические вопросы современной физиологии

§ 8. Роль принциnа активности в современных биологических исследованиях и его значение для понимания природы физиологических явлений

§ 9. О нейрофизиологических явлениях, протекающих на уровне головного мозга

 

Глава IV. Анализ категории психического (pdf)

§ 10. Современная психология и теоретические трудности определения специфики психических явлений

§ 11. Психические явления и категория отражения

§ 12. Категории идеального и субъективного в их отношениях к категории психического

§ 13. О сознательных и бессознательных психических явлениях. Сознание и самосознаиие (в связи с некоторыми методологическими вопросами психиатрии)

§ 14. Субъективные явления как предмет исследования. Проблема самонаблюдения (интроспекции)

 

Глава V. О физиoлогической интерпретации психических явлений (pdf)

§ 15. Категория информации и ее значение для понимания характера отношения субъективных явлений к мозговой нейродинамике

§ 16. Общие вопросы нейрофизиологической интерпретации психических явлениЙ

§ 17. О нейрофизиологической интерпретации чувственного образа. Вопросы об изоморфизме между субъективными явлениями и их нейродинамическими носителями

§ 18. Некоторые соображения относительно нейродинамической и кибернетической интерпретации феномена сознания

§ 19. Физиологическое и логическое

§ 20. Психическое и соматическое

 

Вместо заключения (pdf)

Литература (pdf)

Неоднозначность понятия психики.

Антропология и концепции биологии

Читайте также

10.2. Методологические проблемы исследований психики животных

10.2. Методологические проблемы исследований психики животных Классические исследования В. Кёлера и Р. Йеркса явились основополагающими в изучении мыслительных способностей животных. В их экспериментах обезьяны успешно использовали орудия для достижения своей цели. Они

Глава 11. Психология в поисках психики

Глава 11. Психология в поисках психики Никакая наука не водила человека за нос и не выдавала свои измышления за действительность больше, чем психология. Л. Фейербах (1804–1872), немецкий философ Что включает в себя понятие психики? Как и когда психика возникла? Что является ее

11.

8. Парадоксы психики человека

11.8. Парадоксы психики человека Быстрое развитие когнитивных способностей в ходе антропогенеза имело не только позитивный эффект, но и сопровождалось целым рядом негативных последствий. Эта взаимосвязь породила многочисленные парадоксы человеческой психики.Большой

12.5. Модели психики и сознания

12.5. Модели психики и сознания Согласно данным нейрофизиологии, мозг рассматривается как целостная структура, поэтому не стоит тратить усилия на поиски «центра сознания». По одной из версий, мозг постоянно имеет дело как с вновь поступающей информацией, так и с

12.6. Загадки психики

12.6. Загадки психики Наиболее таинственная сфера психики в массовом сознании обычно ассоциируется с явлениями, описанными в парапсихологии. Это телепатия, телекинез, спиритизм, шаманизм, выход астрального тела, автоматическое письмо, полтергейст, левитация, ясновидение

Глава 10. Эволюция психики и возникновение культуры

Глава 10. Эволюция психики и возникновение культуры Остается загадкой, почему Homo sapiens, возникший около 130 тысяч лет назад, в течение многих десятков тысячелетий почти не прогрессировал в области культуры. Но в районе 30–35 тысяч лет назад произошел резкий скачок. Чем это

Глава 1. Какие существуют виды психики?

Глава 1. Какие существуют виды психики? Знание собственной психики Можем ли мы вообще знать, что происходит в сознании другого? Может ли женщина знать, что значит быть мужчиной? Какие переживания испытывает младенец во время родов? Какие переживания испытывает, если

Знание собственной психики

Знание собственной психики Можем ли мы вообще знать, что происходит в сознании другого? Может ли женщина знать, что значит быть мужчиной? Какие переживания испытывает младенец во время родов? Какие переживания испытывает, если вообще испытывает, плод в чреве матери? А как

Мы — носители психики

Мы — носители психики Если мы хотим рассмотреть вопрос о том, обладают ли животные (не люди) психикой, нам нужно сначала спросить, имеют ли они психику, в некоторых отношениях такую же, как наша, так как на данный момент это единственная психика, о которой мы хоть что-то

Проблема неспособной к общению психики

Проблема неспособной к общению психики Очень трудно определить, о чем думает тот, кто не высказывает своих мыслей, либо не может их высказать по той или иной причине. Но мы обычно предполагаем, что не вступающие в коммуникацию люди, несомненно, мыслят, что у них есть

Главa 3. Тело и виды его психики

Главa 3. Тело и виды его психики В отдаленном будущем я вижу широкие горизонты для более важных исследований. Психология будет основана на новом фундаменте — необходимости и постепенном приобретении каждой из психических сил и способностей. Будет пролит свет на

Часть III ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ

Часть III ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ Вводные замечания Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим

Низший уровень развития перцептивной психики

Низший уровень развития перцептивной психики Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Напомним, что эта стадия характеризуется, по Леонтьеву, изменением строения деятельности — выделением содержания деятельности, относящейся к

Высший уровень развития перцептивной психики

Высший уровень развития перцептивной психики В мире животных процесс эволюции привел к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы

Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ

Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ С древнейших времен человек пытался как-то осознать свое отношение к миру животных, искал признаки сходства и различия в поведении последних. Об этом свидетельствует та исключительная роль, которую играет поведение животных в

Основные понятия

Основные понятия Вторичные половые признаки – морфофизиологические характеристики фенотипов разных полов, не относящихся к половой системы. Гермафродитизм – направление в процессах дифференциации пола, приводящее к формированию организмов с признаками обоих

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) | Медицинский центр Премиум

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ)

Экспериментально-психологическое исследование — это метод, позволяющий выявить особенности психики путем применения специальных тестов или создания специальных контролируемых условий. ЭПИ проводит психолог или врач, имеющий специальную подготовку в области медицинской психологии. Цель такого исследования — выявить нарушения психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, интеллекта и др.) и вообще личности. 

Если речь идет о пациенте с психическим расстройством, то особое внимание уделяется маловыраженным, «замаскированным» нарушениям, которые могут не проявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов удается установить характерные для шизофрении искажения процесса обобщения, когда заболевание еще в самом начале и общее нарушение мышления еще не проявилось. Или при начинающемся слабоумии: тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики ЭПИ позволяет оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Кроме того, специальные приемы помогают обнаружить те болезненные переживания, которые пациент не раскрывает (скрытую депрессию, психотравмирующие ситуации и т.п.).

Если же ЭПИ проводится в отношении здорового человека, оно может быть направлено на более глубинное исследование личности, определение индивидуальных особенностей психики с тем, чтобы получить возможность более детально разобраться в психологической проблеме, с которой обратился пациент; помочь ему разрешить конфликты в семье или в коллективе; решить проблему профориентации или поиска других жизненных ориентиров.

В целом, ЭПИ позволяет получить более развернутую и объективную информацию о состоянии различных психических сфер личности, а это может быть очень полезно для постановки основного диагноза, выяснения глубины и характера поражений и оценки эффективности проводимого лечения. Кроме того, данное исследование помогает в решении вопросов о профессиональной пригодности, трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.

Направляя больного на психологическое обследование, врач-психиатр должен четко сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. Например, необходимо выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях и т.д.

Медицинский психолог представляет врачу полученные результаты обследования больного и их толкование. Для клинического диагноза эти данные служат только вспомогательным материалом, их окончательная оценка остается за врачом.

Методик проведения ЭПИ довольно много. Самые распространённые из них направлены на решение следующих задач:

  • Определение типа личности и особенностей характера.
  • Выявление своеобразия мышления, конкретности, поверхностности или неопределенности суждений:
  • Определение способов психологической защиты и типов реагирования в критических ситуациях.
  • Обнаружение симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности;
  • Выявление расстройств памяти и т.д..

 

Запись на консультации производится круглосуточно
по телефону в Н.Новгороде (831) 429-05-83.

Blog Therapy, Терапия, Терапевтический блог, Блог-терапия, Терапия, ..

Психика относится ко всем элементам человеческого разума, как сознательному, так и бессознательному. В разговорной речи этот термин иногда относится к эмоциональной жизни человека. Например, человек может сказать, что травма повредила его психику.

Что такое Психея?

Психология — это изучение и лечение психики, хотя разные психологи и дисциплины могут иметь немного разные представления о том, что такое психика.Например, Зигмунд Фрейд утверждал, что психика состоит из ид, эго и суперэго и что психика состоит из всех сил, которые влияют на мышление, личность и поведение. Карл Юнг понимал, что психика отличается от души, и назвал ее продуктом всех сознательных и бессознательных психологических процессов.

В современной психологии термин «психика» часто используется в более общем смысле для обозначения психологического воздействия на эмоции и чувства человека. Когнитивные психологи часто избегают термина «психика» в пользу разума.

Психика — это не орган, и нет отдельной части мозга, которая дает начало психике. Напротив, психика — это широкое понятие психического здоровья, которое позволяет специалистам и исследователям в области психического здоровья говорить о человеческом разуме и человеческом благополучии.

Психея в психическом здоровье

Вся психиатрическая помощь в конечном итоге направлена ​​на лечение и улучшение психики. Терапевты могут работать вместе с психиатрами или независимо от них и использовать различные подходы, чтобы помочь людям решить проблемы психики.Эти подходы могут включать в себя модификацию поведения, разговоры о чувствах, раскрытие причин поведения и эмоций и разработку стратегий преодоления болезненных и трудных эмоций.

Каталожные номера:

  1. Психея. (нет данных). А.Х. Альмаас. Получено с http://www.ahalmaas.com/glossary/psyche
  2. .
  3. ВанденБос, Г. Р. (2007). Психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Последнее обновление: 18.08.2015

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

Подтвердите, что вы человек.

Определение Psyche на Dictionary.

com

[sahyk] SHOW IPA

/ saɪk / PHONETIC RESPELLING


глагол (используется с объектом), psyched, Psy · ing.

ВИКТОРИНА

СПРИНТ НА ​​ФИНИШ С ЭТОЙ ВИКТОРИНОЙ ОЛИМПИАДЫ!

Примите участие в нашей викторине об Олимпийских играх, чтобы узнать, сможете ли вы забрать домой золотую медаль в области знаний об Олимпийских играх.

Вопрос 1 из 10

Где впервые проводились Олимпийские игры?

Слова рядом с психикой

Психика, психика, психалгия, психастения, психатаксия, психика, психоделия, психоделика, узел психики, психиатрическая больница, психиатрическая больница

Другие определения психики (2 из 2)

Психика

[sahy-kee] IPA

/ ˈsaɪ ki / PHONETIC RESPELLING


сущ

Классическая мифология.олицетворение души, которую в образе красивой девушки полюбил Эрос.

psyche,
  1. человеческая душа, дух или разум.
  2. Психология, Психоанализ. ментальная или психологическая структура человека, особенно как движущая сила.
Философия. (в неоплатонизме) вторая эманация Единого, рассматриваемая как универсальное сознание и как одушевляющий принцип мира.

женское имя.

Происхождение Психеи

Впервые зарегистрировано в 1650–1660 гг. Для опр.2а; от латинского psȳchē, от греческого psȳchḗ буквально «дыхание», производное от psȳchein «дышать, дуть», следовательно, «жить» (см. психо-)

Dictionary.com Unabridged На основе Несокращенного словаря Random House, © Random House, Inc. 2021

Слова, относящиеся к психике

подсознание, эго, разум, душа, дух, индивидуальность, анима, я, характер, анимус, духовность, élan vital, внутренний ребенок, pneuma

Как использовать psyche в предложении

.expandable-content {display: none;}.css-12x6sdt.expandable.content-extended> .expandable-content {display: block;}]]>
  • Тем не менее, по большей части я был в состоянии сохранять себя относительно спокойным, потому что я знал, развлечусь ли я , Я бы, наверное, принял какие-то иррациональные решения.

  • Затем он дает некоторое представление о своей психике — вместе со ссылкой на Дом животных.

  • Единственное, что раскрывают эти «тесты», — это окно в глупую психику того, кто их применяет.

  • Человеческая психика воспринимает образы как направление, влияет на людей и делает их жестокими.

  • А большая грудь играет огромную роль в национальном сознании Венесуэлы.

  • Любите их или ненавидьте, грудные имплантаты играют огромную роль в национальном сознании Венесуэлы.

  • Итак, она надела свою малиновую домотканую ткань и шляпку, а ее бронзово-золотые волосы были собраны под ними в тот же старый узел Психеи.

  • Итак, мы видим Психею, которую Зефир переносит в сумерки в брачную обитель Эроса.

  • Похоже, это то же самое, что греки называли псукэ или психе.

  • Очень маленькую бабочку, которая довольно неуклюже порхает по утрам, называют «психе»; это мужчина.

  • Психея была напугана ужасными криками и жалкими темными лицами душ в Аиде.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ СМОТРЕТЬ МЕНЬШЕ ПРИМЕРОВ



популярных статейli {-webkit-flex-based: 49%; — ms-flex-предпочтительный-размер: 49%; гибкая основа: 49%;} @media only screen и (max-width: 769px) {. css-2jtp0r> li {-webkit-flex-base: 49%; — ms-flex-предпочтительный-размер: 49%; flex-base: 49%;} } @media only screen и (max-width: 480px) {.css-2jtp0r> li {-webkit-flex-базис: 100%; — ms-flex-предпочтительный-размер: 100%; гибкий-базис: 100%;}}]]>

Британский словарь определений для психики (1 из 2 )

Слово Происхождение психики

C17: от латинского, от греческого psukhē дыхание, душа; связано с греческим псухеином, чтобы дышать

Британский словарь определений для психики (2 из 2)


существительное

Греческий миф о красивой девушке, любимой Эросом (Купидоном), который стал олицетворением души

Коллинзский словарь английского языка — Complete & Несокращенное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co.Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Медицинские определения психики


н.

Разум функционирует как центр мысли, эмоций и поведения и сознательно или бессознательно опосредует реакции тела на социальную и физическую среду.

Медицинский словарь American Heritage® Stedman’s Авторские права © 2002, 2001, 1995 компании Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin.

Культурные определения психики (1 из 2)


Разум, душа или дух в противоположность телу. В психологии психика является центром мысли, чувств и мотивации, сознательно и бессознательно направляя реакции тела на социальную и физическую среду.

Культурные определения психики (2 из 2)


В римской мифологии красивая девушка, которую каждую ночь в темноте посещал Купидон, который сказал ей, что она не должна пытаться увидеть его.Когда она все же попыталась, пока он спал, она случайно уронила на него масло из лампы, и он проснулся и убежал. После того, как она выполнила множество суровых задач, поставленных матерью Купидона Венерой, Юпитер сделал ее бессмертной, и они с Купидоном поженились. Ее имя по-гречески означает «душа» и «бабочка».

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторские права © 2005 издательской компании Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Прочие — это Readingli {-webkit-flex-base: 100%; — ms-flex-предпочтительный размер: 100%; flex-base: 100%;} @ media only screen и (max-width: 769px) {. Css -1uttx60> li {-webkit-flex-base: 100%; — ms-flex-предпочтительный-размер: 100%; flex-base: 100%;}} @ экран только мультимедиа и (max-width: 480px) {. css-1uttx60> li {-webkit-flex-базис: 100%; — ms-flex-предпочтительный-размер: 100%; гибкий-базис: 100%;}}]]>

Человеческая психика: определение и обзор — видео и Стенограмма урока

Психея: душа или разум?

В настоящее время существуют две отдельные модели, описывающие существование человеческой психики.Религиозная модель называет психику «душой». Он также поддерживает идею о том, что душа независима от тела и существует как до, так и после нашей человеческой жизни здесь, на Земле. Вторая модель, известная как светская модель , называет психику «разумом». В этой модели психика действует как продолжение тела и реагирует на функции мозга и внешние раздражители.

Части человеческой психики

Согласно психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда , человеческое поведение является результатом трех уровней сознания, взаимодействующих друг с другом.Есть сознательный, подсознательный и бессознательный разум.

The Conscious Mind

Вы когда-нибудь были настолько вовлечены в сюжет фильма, что заставляли вас плакать? Или вы когда-нибудь были на футбольном матче и были так счастливы, что ваша команда забила, что вы прыгнули со своего места? Обе эти реакции вызваны вашим сознанием. Сознательный разум состоит из ощущений, восприятий и эмоций, вызванных нашим текущим осознанием. Он также включает сенсорных входных сигналов, или информацию, полученную от мозга через одно из наших органов чувств.

Подсознание

Знаете ли вы даты рождения всех ближайших членов вашей семьи? Некоторым людям, возможно, придется остановиться и подумать об этом. Остальные смогут сразу вспомнить. Однако я сомневаюсь, что многие из нас все время думают о днях рождения членов нашей семьи. Это отличный пример подсознания , которое хранит информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить. Эта часть вашего разума похожа на чердак в доме. Он хранит вещи для вас до тех пор, пока они вам не понадобятся.

Подсознание

Можете ли вы вспомнить какие-нибудь воспоминания из своего младенчества? Несмотря на то, что ваши первые годы жизни оказали глубокое влияние на то, кем вы являетесь сегодня, вы, скорее всего, мало что вспомните об этом времени. Однако это не значит, что у вас нет воспоминаний. Эти воспоминания сохраняются в вашем подсознании. Подсознание — это совокупность чувств, мыслей, воспоминаний и первичных побуждений, которые существуют вне нашего сознания. Это также основа для наших систем убеждений, отношений и желаний.Несмотря на то, что эти аспекты нашего бессознательного остаются вне нашего обычного осознания, это не обязательно означает, что мы не можем получить к ним доступ. Иногда они появляются в наших снах, обнаруживаются с помощью терапии или путем личного размышления.

Краткое содержание урока

Человеческая психика — это совокупность человеческого разума, которая помогает нам ориентироваться в жизни. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что тремя уровнями нашей личности являются сознательный разум , подсознательный разум и бессознательный разум .И сознательный, и подсознательный разум хранят информацию, которая легко доступна, тогда как бессознательный разум хранит информацию, которая находится за пределами нашего понимания.

Определение психики Мерриам-Вебстер

psy · che | \ ˈSī-kē \

1 заглавные : принцесса, любимая Купидоном

2 [Греческий псих ] б : совокупность элементов, образующих разум (см. Запись разума 1 смысл 2) в частности, в психоаналитической теории Фрейда : Ид, эго и суперэго, включая как сознательные, так и бессознательные компоненты.

Как использовать Psych vs.psyche Правильно — Grammarist

Psyche , хотя и упоминается в некоторых словарях как вариант psycho , в основном это существительное, относящееся к (1) духу или душе и (2) центру мысли, эмоции, и поведение в человеческом разуме. Psyche произносится как sike-ee .

Как глагол, psycho (склонение psyched , psyches , и Psyching ) имеет множество применений.Психология — это (1) привести в правильное состояние ума, (2) эмоционально возбудить, (3) психологически запугать и (4) проанализировать. Есть также два фразовых глагола, связанных с psyche : (1) психологически настроиться — значит подготовиться к чему-то эмоционально, и (2) психологически выйти — намеренно запугать кого-то. Это слово также используется как неофициальное сокращение от психиатрия и психология — например, «психиатрическая палата больницы , » — и иногда сокращенно от психоделический , особенно в таких фразах, как психоделик и Ашхабад .

Psych тоже может быть междометием, в основном Шучу! или Я тебя одурачил! В неформальном письме и транскрибированной речи это чувство псих иногда пишется как sike .

Примеры

Часы, потраченные на то, чтобы подбодрить себя, чтобы вы были достаточно храбры, чтобы проехать голышом сквозь толпы глазеющих глаз. [Seattle Post-Intelligencer]

Но самый большой ущерб может быть нанесен хрупкой психике либералов.[Globe and Mail]

Хорошо, я собрался, пойду туда, сяду в эту машину. [Guardian]

В субботу было время проверить несколько ключевых душ Майами. [USA Today]

В психологических репортажах говорилось, что в своем грандиозном и возвышенном состоянии Кляйн не знал бы, что он сделал — это неправильно с моральной точки зрения. [Stuff.co.nz]

Военные психологи обсуждают вопрос о тех, кто не стреляет, и некоторые говорят, что это происходит потому, что их психику отталкивает акт убийства. [BBC News]

психе — WordReference.com Словарь английского языка


Преобразование в ‘ psyche ‘ (v): (⇒ сопряженное)
psyches
v от третьего лица единственного числа
психика
v pres p глагол глагол ing используется описательно или для образования прогрессивного глагола — например, « поет, птица», «Это поет, ».«
psyched
v прошедший глагол, простое прошедшее время : Прошедшее время — например,« Он видел человека ».« Она засмеялась ».
v past p глагол, причастие прошедшего времени : форма глагола, используемая описательно или для образования глаголов — например, «дверь заперта, », «дверь была заперта, ».

WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2021
psy • che / ˈsaɪki / USA произношение п.[счетно]
  1. человеческая душа, дух или разум.
  2. Психиатрия: психическая или психологическая структура человека.

Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2021
psyche (sīk), США произношение v.t. псих, псих • ин.
  1. Неофициальные термины Психология 1 .

Psy • che (sī kē), США произношение n.
  1. Мифология [Класс.Миф.] Олицетворение души, которую в образе красивой девушки полюбил Эрос.
  2. ( l.c. ) человеческая душа, дух или разум.
  3. Психиатрия ( l.c. ) Психоанал. ментальная или психологическая структура человека, особенно. как движущая сила.
  4. Философия [Неоплатонизм.] Вторая эманация Единого, рассматриваемая как универсальное сознание и как одушевляющий принцип мира.
  5. женское имя.
  • Греческий psȳché̄ буквально, дыхание, производное от psý̄chein , чтобы дышать, дуть, следовательно, жить (см. Психо-)
  • Латинский psȳchē
  • 1650–60 для деф. 2

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

psyche / ˈsaɪkɪ / n
  1. человеческий разум или душа
Этимология: 17 век: с латинского, с греческого psukhē дыхание, душа; относящийся к греч. псухеин дышать
WordReference Словарь американского английского для учащихся Random House © 2021
Psy 1 / saɪk / USA произношение v.[Неофициально.]
  1. Неофициальные термины для того, чтобы напугать или вызвать чувство беспокойства или беспокойства в уме: [~ + объект (+ вне)] Высокий игрок в их команде пытался психологизировать наших игроков (уйти). [~ (+ out) + object], чтобы вывести из строя другую команду.
  2. Неформальные термины для подготовки (себя или другого) к тому, чтобы быть в правильном настроении или сделать все возможное: [~ + объект] был взволнован и готов к работе. [~ + Себя + вверх] настраивал себя, чтобы сделать предложение. [~ + Вверх + объект] Тренер пытался подбодрить команду.[~ + Объект + вверх], чтобы подбодрить команду перед игрой.
  3. , чтобы выяснить заранее: [~ (+ out) + object] пытается понять, в какой день он будет давать тест.

псих., Сокращенное наименование:
  1. Психолог-психолог.
  2. Психологияпсихология.

Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2021
Psy 1 (sīk), США произношение v.t. [Неофициально.]
  1. Неофициальные термины, чтобы запугать или запугать психологически, или заставить нервничать (часто фол.by из ): чтобы психологизировать конкурентов.
  2. Неформальные термины для психологической подготовки к тому, чтобы быть в правильном настроении или выкладываться на полную (часто после до ): чтобы настроиться на собеседование.
  3. Неформальные термины, чтобы выяснить психологически; Расшифровка
    (часто после из ): психологическое решение проблемы.
Также психика.
  • 1915–20 в более раннем смысле «подлежать психоанализу»; происхождение, первоначально сокращение от слова «психоанализ»; в более позднем употреблении (особенно в defs.1 и 2) пер. Самостоятельное использование психоанализа —

псих 2 (sīk), США произношение n. [Неофициальный.]
  1. Неофициальные термины Психология, особенно. в качестве курса или области обучения: в колледже она изучала два семестра психологии.

псих-,
  1. вар. из психо- перед некоторыми гласными: психастения.

псих.,
    1. Психология психологическая.
    2. психолог.
    3. Психологияпсихология.

Краткий английский словарь Collins © HarperCollins Publishers ::

Psyche / ˈsaɪkɪ / n
  1. красивая девушка, любимая Эросом (Купидоном), ставшая олицетворением души

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

Psyche , psyche / saɪk / vb
  1. (переходный) от неформального к психоанализу
    См. Также психологический выход, психологический подъем
Этимология: 20-й век: сокращено от психоанализа

psyche ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

Юнгианская модель психики

Немногие люди оказали такое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипов , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное .Психологические термины, введенные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типа Майерса-Бриггса (MBTI), популярный сегодня компонент личностных тестов.

Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя концепцию от общепринятая концепция разума, которая обычно ограничивается только процессами сознательного мозга.

Юнг считал, что психика представляет собой саморегулирующуюся систему , скорее похожую на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами при постоянном стремлении к росту; этот процесс Юнг назвал « индивидуация ». .

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные «я», которые вносят вклад в целое.Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , той частью психики, где находится наше сознательное осознание, нашим чувством. идентичности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это часть, которая связывает внутренний и внешний миры вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

Как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувств, ощущений и интуиции. У некоторых людей одна или две из этих граней развита больше, чем у других, что определяет их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе «я», где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своим различным переживаниям.

эго — это лишь небольшая часть «я» , однако; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть «я», которая выбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает направление, в котором ей следует двигаться, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому он может проявиться позже в форме снов или видений, таким образом войдя в сознание.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает из взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом человека и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, что я знаю, но что я я сейчас не думаю; все, что я когда-то осознавал, но теперь забыл; все, что воспринимается моими чувствами, но не замечается моим сознанием; все, что я невольно и не обращая на это внимания, чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь придут в сознание; все это — содержание бессознательного … Помимо этого, мы должны включить все более или менее преднамеренные подавления болезненных мыслей и чувств.Я называю сумму этого содержания «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение только как один элемент бессознательного, а не как его целиком. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы объединяются в сознательную форму.

Комплексы

Комплексы в юнгианском смысле представляют собой тематические организации в бессознательном разуме, сосредоточенные вокруг паттернов воспоминаний, эмоций, восприятий и желаний, паттернов, которые формируются опытом и реакциями человека на этот опыт .В отличие от Фрейда, Юнг считал, что комплексы могут быть очень разнообразными, а не индивидуумы, просто имеющие основной сексуальный комплекс.

Комплексы часто ведут себя довольно автоматически, что может привести к тому, что человек почувствует, что поведение, которое возникает из-за них, находится вне его или ее контроля . Психически больные люди или люди, которых ошибочно называют «одержимыми», часто имеют комплексы, которые проявляются регулярно и заметно.

Комплексы находятся под сильным влиянием коллективного бессознательного и, как таковые, обычно имеют архетипические элементы.У здорового человека комплексы редко являются проблемой и действительно, вероятно, являются ключом к уравновешиванию довольно односторонних взглядов на эго, чтобы могло произойти развитие. Однако, если человек психически нездоров и не может управлять собой (как это видно на примере тех, кто испытывает диссоциацию между этими состояниями), комплексы могут стать явными и более серьезной проблемой. В этих случаях эго повреждено и, следовательно, недостаточно сильно, чтобы использовать комплексы посредством отражения звука, предоставляя им полную и непослушную жизнь.

Чтобы лечить таких людей, Юнг больше обращал внимание на будущее развитие, чем просто на их прошлое; он пытался найти, что означают симптомы и чего надеялся достичь, и работать с ними с этой точки зрения.

Коллективное бессознательное

Теория коллективного бессознательного — одна из наиболее уникальных теорий Юнга; Юнг считал, в отличие от многих своих современников, что все элементы природы человека присутствуют с рождения и что окружающая среда человека выявляет их (а не среда, создающая их).Юнг чувствовал, что люди рождаются с уже заложенным в них «планом», который будет определять ход их жизни, что, хотя в то время и было спорным, довольно широко поддерживается до сих пор благодаря количеству доказательств, имеющихся в царстве животных. ведь различные виды рождаются с репертуаром поведения, уникально адаптированным к их среде обитания. Было замечено, что такое поведение у животных активируется стимулами окружающей среды точно так же, как Юнг считал, что человеческое поведение выдвигается на первый план.По словам Юнга, «термин архетип не предназначен для обозначения унаследованной идеи, а скорее унаследованного способа функционирования, соответствующего врожденному способу, которым цыпленок выходит из яйца, птица строит свое гнездо, определенный вид осы. ужалит моторный узел гусеницы, и угри попадают на Бермудские острова. Другими словами, это «образец поведения». Этот аспект архетипа, чисто биологический, является предметом пристального внимания научной психологии ».

Юнг считал, что на эти чертежи сильно влияют различные архетипы в нашей жизни, такие как наши родители и другие родственники, важные события (рождение, смерть и т. Д.)), и архетипы, происходящие из природы и наших культур (общие символы и элементы, такие как луна, солнце, вода, огонь и т. д.). Все эти вещи объединяются, чтобы найти выражение в душе и часто отражаются в наших историях и мифах.

Юнг не исключал духовного, несмотря на биологическую основу, которую он описал как имеющую личность; он также чувствовал , что существует противоположная духовная полярность, которая сильно влияет на психику .

Самость

Самость, согласно Юнгу, была совокупностью психики со всем ее потенциалом.Это та часть психики, которая смотрит вперед, в ней содержится стремление к самореализации и целостности. При этом говорилось, что Самость управляет процессом индивидуации, поиском индивидуума, чтобы полностью реализовать свой потенциал.

В этой области Юнг снова отличается от Фрейда; в теории Фрейда эго отвечает за описанный выше процесс и формирует ось, на которой вращается индивидуальная психология человека, тогда как в теории Юнга эго — это всего лишь одна часть, которая поднимается из (бесконечно более сложного) я.

Персона

Юнг сказал, что Персона — это элемент личности, который возникает «по причинам адаптации или личного удобства». Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях (например, сторона себя, которую вы представляете на работе или в семье), это личность. Персона может рассматриваться как «связующая с общественностью» часть эго, та часть, которая позволяет нам относительно легко взаимодействовать в обществе в различных ситуациях.

Однако те, кто слишком сильно отождествляют себя со своей личностью, могут столкнуться с проблемами — подумайте о знаменитости, которая слишком увлечена собой, как о «звезде», человеке, который не может оставить работу на работе, или ученом, который кажется снисходительный ко всем.Выполнение вышеупомянутого может сильно задержать чей-то личный рост, поскольку в этом случае другие аспекты личности не могут развиваться должным образом, что подрывает общий рост.

Персона обычно вырастает из частей людей, которые когда-то хотели угодить учителям, родителям и другим авторитетным фигурам, и поэтому она сильно склоняется к воплощению только своих лучших качеств, оставляя те отрицательные черты, которые противоречат Персоне, для формирования « Тень».

Тень

Те черты, которые нам не нравятся или предпочитаем игнорировать, объединяются, чтобы сформировать то, что Юнг называл Тенью.Эта часть психики, которая также находится под сильным влиянием коллективного бессознательного, представляет собой форму комплекса и, как правило, является наиболее доступной для сознательного разума.

Юнг не считал, что у Тени нет цели или достоинств; он чувствовал, что «там, где есть свет, должна быть и тень», то есть Тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Без хорошо развитой теневой стороны человек может легко стать поверхностным и чрезвычайно озабоченным мнением других , ходячая Персона.Как конфликт необходим для развития сюжета любого хорошего романа, так и свет и тьма необходимы для нашего личного роста.

Юнг считал, что, не желая смотреть на свои Тени напрямую, многие люди проецируют их на других, имея в виду, что качества, которые мы часто не можем перенести в других, есть у нас в себе и не хотим видеть. Чтобы по-настоящему расти как личность, человек должен прекратить сознательную слепоту по отношению к своей Тени и попытаться уравновесить ее с Персоной.

Анима и анимус

Согласно Юнгу, анима и анимус представляют собой противоположные сексуальные архетипы психики, причем анима находится в мужчине, а анимус — в женщине.Они построены на женских и мужских архетипах, индивидуальном опыте, а также на опыте с представителями противоположного пола (начиная с родителя) и стремятся уравновесить возможный односторонний опыт гендера. Подобно Тени, эти архетипы, как правило, проецируются, только в более идеализированной форме; человек ищет отражение своей анимы или анимуса в потенциальном партнере, что объясняет феномен любви с первого взгляда.

Юнг действительно видел мужественность или женственность как «высшую» сторону гендерной монеты (в отличие от многих его сверстников, которые отдавали предпочтение мужественности), но просто как две половинки целого, такие как свет и тень , половинки, которые должны служить для уравновешивания друг друга.

Индивидуация

Индивидуация для Юнга была стремлением к целостности, которое неизменно предпринимает человеческая психика, путем к осознанию себя как уникального человека, но уникального только в том смысле, в каком мы все , не больше и не меньше, чем другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующая запись

Как восстановить отношения после ссоры: Как восстановить отношения после серьезной ссоры

Сб Авг 14 , 1971
Содержание Как восстановить отношения после серьезной ссорыНесколько способов прийти в норму после ссоры и наладить контакт друг с другом. Как вернуться в нормальное русло1. Не накаляйте ситуацию2. Разойдитесь по углам3. Избегайте хладнокровия и долгого молчания4. Общайтесь продуктивноКак вести себя в дальнейшем1. Откажитесь от необходимости быть правым2. Не переходите в «защитную стойку»3. […]